12 уникальных деревянных храмов

Онежский остров с церквями из дерева

Уникальная природа острова Кижи и Онежского озера привлекают туристов. Но не только этим славен остров. Самые древние деревянные церкви России построены именно в этом месте.

Храмы и часовни острова Кижи:

  1. Церковь Преображения Господня, построена в 1714 году, увенчана 22 главами, расположенными ярусами.
  2. Покровская церковь построена годом позднее. Церковь венчают 8 куполов, расположенных вокруг девятого.
  3. Шатровая колокольня возведена в 1863 году. Это двухъярусное строение, которое венчает звонница на опорах из 9 столбов.

Комплекс церквей острова Кижи включен в Фонд Всемирного Наследия. Эти храмы относят к особо ценным архитектурным памятникам России.

Деревянные храмы Руси

Дерево — недолговечный строительный материал, к тому же легко воспламеняющийся. Поэтому до наших дней дошло очень мало древних памятников деревянного зодчества. О существовании некоторых храмов нам известно исключительно из летописей: Успенский собор в Ростове (992 г.), Софийский собор в Новгороде (989 г.), другие. Но есть и такие, которые дошли до наших дней.

Самая старая деревянная церковь в России

Один из древнейших образцов русского деревянного зодчества, сохранившихся и поныне — небольшой деревянный храм, поставленный в селе Бородава в 1485 г., близ Ферапонтова монастыря (23 км), и наименованный в честь праздника Положение честной ризы Богоматери во Влахерне.


Церковь Ризоположения из села Бородава

В 1957-58 гг. был перенесен в город Кириллов в период строения Волго-Балтийского водного пути (попадал в зону затопления), и ныне находится в Кирилло-Белозерском монастыре.

Деревянный храм без единого гвоздя

Как гласит древняя легенда, церковь Преображения Господня (1714 г.) на острове Кижи была выстроена мастером по имени Нестор одним только топором, без единого гвоздя. Храм в основе имеет восьмигранный сруб, увенчан 22-мя главами.


Церковь Преображения Господня на острове Кижи

В 1990 году был занесен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, а несколькими годами позже — в список наиболее ценного культурного наследия народов России.

Деревянный суздальский храм

Церковь св. Николая (1766 г.) в Суздале — еще один пример плотницкого мастерства, была выстроена без применения гвоздей. Перевезена в 1960 г. в город из села Глотово Владимирской области и реставрирована архитектором М. М. Шароновым. Переезд был мотивирован сохранением памятника и развития Суздаля как туристического центра.


Никольская церковь на территории Суздальского кремля

Деревянные церкви в Москве

Первые церкви столицы государства Российского были деревянными и недолговечными. Поэтому почти не сохранились до наших дней. В дальнейшем Москва продолжала возводить преимущественно каменные постройки. В конце 20 века церковная жизнь столицы оживилась, город продолжает застраиваться церквями. Среди них много деревянных храмов:

  • храм свт. Тихона Задонского (1863 г.), метро Сокольники;
  • Преображенская церковь (19 в.), район богородский, ул. Краснобогатырская 17;
  • храм в честь Державной иконы Божьей Матери (1995 г.), возле ст. метро Кропоткинская;
  • церковь великомученика Георгия Победоносца (1997 г.) в Коптево, метро Войковская;
  • Крестовоздвиженская часовня (1996 г.), метро Краснопресненское;
  • храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1997 г.) в Раево, метро Бабушкинская;
  • храм-часовня св. вмч. Владимира митрополита Киевского и Галицкого (1997 г.), метро Свиблово;
  • церковь-часовня св. Николая, ул. Елисейская, д. 22;
  • храм в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали», метро Медведково;
  • церковь Алексия митрополита Московского (1998 г.), Северное Медведково;
  • часовня преп. Сергия Радонежского, пересечение улиц Норильской и Малыгина;
  • церковь Новомучеников и исповедников российских, Бутово;
  • храм св. Димитрия Донского, Садовники;
  • часовня св. Николая, ул. Каргопольская, метро Отрадное.

Это далеко не полный перечень всех деревянных храмов в Москве. В таких церквях особенно легко дышится и молится, внутреннее убранство — очень светлое и уютное, спокойное место для прихожан.

Деревянные храмы в Ленинградской области

В селе Родионово, в Подпорожском районе Ленинградской области, на берегу озера, расположилось подворье Александро-Свирского монастыря. Здесь круглый год живут монахи, летом работает детский православный лагерь.

Неподалеку, на том же берегу стоит Георгиевский храм, построенный почти 500 лет назад. Это одна из самых древних в России действующих деревянных церквей. Здание имеет минимум украшений, но оно изящно, — его мастера обладали тонким чувством красоты.


Церковь Георгия Победоносца в Ленинградской области

Воскресенская церковь в поселке Важины Подпорожского района. Она построена в 1630 году. Изначально шатровая, десятигранная, в 19 веке была перестроена. Поэтому в ее облике соединились формы старинного деревянного храма с чертами современной архитектуры. Единственный деревянный храм, дошедший до сегодняшнего времени и имеющий в основе десятигранник.

Среди новых, современных проектов деревянная церковь, построенная Михаилом Красовским в дачном селе Вырицы. Сегодня — это один из наиболее посещаемых храмов Ленинградской области. Столь большой поток приходящих сюда людей связан с одной из главных святынь, могилой, место упокоения преп. Серафима Вырицкого.


Храм Казанской иконы Божией Матери, Вырица

Пасторы

Имена и годы указывают на достоверное упоминание пастора. Поскольку Руэст был приходской церковью Местлина, все пасторы жили в Местлине.

  • упоминается в 1352 году священником Германом фон Гутцтроу.
  • 1352–1381 Генрих Премухле / Hinrich Pramitten как настоятель церкви и владелец церкви в Местлине.
  • 1381–1389 Ректор Иоганн Витц также Kirchherr zu Mestlin.
  • 1439 упоминает Андреаса Альтона как священника и викария.
  • упоминается в 1447 г. Питером Винклером, Кирхерр.
  • 1511–1541 Генрих фон Кампен, Кирхерр.
  • 1541–1557 годы Согласно протоколу посещения 1557 года, Иоахим Харней был старым, слабым жертвенником, который не изучал и был совершенно неумелым, потому что он не знал катехизиса и ничего не понимал в учении, поэтому он заявил, что не может проповедовать .
  • Упоминается в 1569 г. Николаем Георгием.
  • Упоминается в 1584 году Иоганном Леонисием из Пархим.
  • 1585–1612 Андреас Шнепель из Штернберга.
  • 1617–1638 Варфоломей Симонис из Мальхова .
  • 1638–1645 гг., В связи с военными событиями, в Местлине также не проводилась служба.
  • 1645–1688 Иоганн Симонис из Местлина, сын предшественника.
  • 1688–1705 Андреас Петри, бывший кантор в Штернберге, человек хорошей науки, веселого нрава и порядочных нравов .
  • 1706–1716 гг. Георг Бреннеке из Пархим.
  • 1717–1753 Карл Гельмут Неандер.
  • 1753–1793 Иоганн Карл Кламор Бухгольц, писал Хроники Бухгольца с 1784 по 1785 год.
  • 1793–1816 Иоганн Адам Шульц из Эгельна близ Хальберштадта .
  • 1816–1829 гг. Мартин Иоахим Якоб Хейдеманн из Лехова близ Мальхова .
  • 1830-1871 Иоганн Генрих Birkenstädt из Granzin около Lübz .
  • 1872–1895 Людвиг Генрих Хунцингер, ранее в Драйлютцове.
  • 1895–1918 Карл Аксель Альберт Теодор Эрих Вальтер из Альт-Метельна .
  • 1918–1933 Фридрих Август Александр Венер, ранее в Кладруме .
  • 1933–1938 Отто Шмидт.
  • 1938–1974 Фридрих Герман Георг Хайзе.
  • 1974–1982 вакантно
  • 1982–1991 Маттиас Ортманн.
  • 1993-2005 Йенс Краузе, из Местлина.
  • 2005 по настоящее время Корнелиус Тэтов из Местлина.

история

Название места происходит от старославянской ржавчины . После польского слова ruzczek = Mäusedorn Ruest следует интерпретировать Mäusedornort .

Северная сторона кровли церкви (1993 г.)

Рюст впервые упоминается в 1352 году, когда князь Николай IV фон Верле и его сын Иоганн основали доходы и владения местечка Данквард фон Густавель, расположенного за деревней Мустелин, рядом с дорогой на Рюст . Свидетелями в то время были препозитус Эргардус из монастыря Доббертин , техентинский настоятель Бернхардус и нижестоящий оруженосец Иванус де Белове . Семьи фон Густавелей были названы покровителями церкви с 1354 года. В период с 1448 по 1461 год они продали свое имущество и церковное покровительство ректору Николаусу Берингеру и настоятелям монастыря Доббертин Гезе Дессин и Эрмегард Ольденбогес . Руэст был третьим по величине монастырским поселком в 1496 году.

В 1557 году, согласно протоколу посещений, покровительство церкви по-прежнему осуществлялось монастырем Доббертин, а Ахим Плагеманн и Вилькен Долген были назначены церковными юристами в Руэсте. Задачи, обязанности и права церковных юристов включали, прежде всего, управление приходской собственностью , например, распоряжение церковной землей, сбор урожая и сохранение ценности церковных зданий. Во время Тридцатилетней войны в 1627 году шведские войска под командованием полковника Хунниха также прошли через Руэст. После пожаров и грабежей весь Хуфен , фермы и земли фермеров были опустошены. Пострадала и церковь. Около 1650 года пастор Иоганн Симонис жил в Vicarien-Katen в Рюсте, поскольку пастор Местлин стал жертвой военных беспорядков. В 1662 году в Руэсте было четыре фермера и два косата как мелких фермера без тяглового скота. В справочнике духовников от 1704 года пастор Андреас Петри назвал 21 жителя Руэста, но здание церкви все еще сильно повреждено. В 1754 году село снова состояло из девяти ферм, кузнеца, старосты и школы. Дальнейшие интересные события следующих десятилетий были описаны в 1785 г. в « Подробном послании церквей и приходских дел к Местлину и Рюсту» . Строительство амбара было одобрено государственным парламентом в Малчине в 1782 году, а строительство нового кирпичного фермерского дома было одобрено государственным парламентом в Штернберге в 1783 году. Строительство еще одного фермерского дома было одобрено в 1796 году и фермерского сарая в 1797 году.

Кижский погост

Кижский погост а Карелии.

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.

Купола Преображенской церкви.

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.

Одно из самых высоких деревянных строений в мире.

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.

Архитектурный ансамбль Кижи.

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

Церковь Воскрешения друга Божия Лазаря

Древнейшей сохранившейся деревянной церковью считается церковь Воскрешения друга Божия Лазаря. Построена в 1390 году преподобным Лазарем Муромским на острове Мучь в Онежском озере. С нее начался Муромский Успенский монастырь. Стояла за оградой монастыря на кладбище. В XIX веке над Лазаревской церковью был возведён деревянный храм большего размера, заключивший её в футляр. Служба в церкви совершалась только раз в год, в Лазареву субботу. После установления советской власти церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. В 1954 году архитектор А. В. Ополовников произвёл её замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас XVI века. В 1959 году храм разобрали и перевезли на плотах в Кижи, где реставрировали по проекту Ополовникова. Храм занял место в списке музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России.

Находится в государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи» в экспозиционном секторе «Русские Заонежья».

Объект культурного наследия федерального значения.

Кижи – музей под открытым небом

Начало музею под открытым небом на острове Кижи положил реставратор Александр Викторович Ополовников. Основа музея – древние сооружения Кижей, лёгкие силуэты которых вписываются в суровый северный пейзаж.

В 1966 году здесь создаётся музей-заповедник, куда привезли памятники деревянной архитектуры из районов Карелии: часовни, дома, мельницы и бани.

Здесь настоящие деревянные дома с хозяйственными постройками, ветряными мельницами с крыльями, амбарами и банями.

Сюда приезжают не только туристы, но и деятели культуры, историки и этнографы. Творческим людям интересно переступить порог деревенского дома, увидеть поделки местных ремесленников, орудия труда и изумительные образцы посуды и кухонной утвари русских северян – карелов и вепсов.

В коллекции музея – 50 000 экспонатов: древнерусская живопись и иконы, старинные рукописи и книги, фотодокументы и предметы быта, археологические находки. Музейные фонды включают постройки, расположенные вне острова и включённые в сектор «Кижское ожерелье»: часовни и деревни.

В 1990 году архитектурный ансамбль острова Кижи в Карелии включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Государственный историко-архитектурный музей-заповедник – крупнейший в Европе. В Карелию едут туристы со всего мира, которых принимают на острове круглый год.

Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рас­ска­зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус  Деисус (греч. δέησις — «прошение, моле­ние») — сакральная иконография как мини­мум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обра­щающиеся к нему с заступ­ничеством о чело­вечестве. Эта композиция может быть дополнена изо­бражениями апо­столов, святых отцов и муче­ников, также обращенных к Христу.. Богородица и Иоанн Кре­ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда.. Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо­стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры­ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля­щихся.

Разное

Фонтане в Темпельхофе

В повести Фонтане « Шах фон Вутенов» (1882 г.) четвертая глава «В Темпельхофе» описывает загородную поездку в гостиницу Темпельхоф и вечернюю прогулку оттуда к деревенской церкви. Учитывая местные условия, описанная длина пути и продолжительность обсуждений поражают, что не укладывается в расстояние максимум 400 метров. Затем Фонтане описывает в церкви «только что опускающийся шар солнца, который вечером стоял за окнами и заливал стены красноватым отливом». Апрель «шестой час». Однако окна церкви, как и всех деревенских церквей, выходят на южную «полуденную сторону». С западной стороны деревенской церкви есть только портал или башня. В письме к Вильгельму Фридриху от 19 января 1883 года Фонтане выразил свое мнение о частично незаслуженной похвале за его «особый талант к представителям»: «Я никогда не был в церкви Темпельхоф, а Вутеновского замка вообще не существует, никогда существует ». Тем не менее удивительно, что знаток Фонтане, ради описания романтического заката, не учел, что в принципе все средневековые церкви« ориентированы », то есть обращены на восток, так что у них не может быть« вечера ». окна ».

«Подземный переход»

Легенда о «подземном переходе тамплиеров», начинающемся от деревенской церкви, может быть уловлена ​​не позднее 1878 года. Карл Брехт пишет, что королевский мастер-строитель К. Маргграф сообщил, что, следуя «скудной документальной информации и немногочисленным местным следам и традициям , следы входной стены и одной в нынешнем доме-кувшине должен был существовать еще несколько десятилетий назад, все еще существующее основание башни ожидания, теперь был доступен обнесенный стеной подземный переход ».

«Подземный коридор» — частый стереотип в часто о деревенских церквях. Еще в 1920-1930-х годах при строительстве метро до Темпельхофа было обнаружено, что подвал и дренажный канал старой дороги на Мариендорф были вырублены на уровне Круггауза , но не под землей. переход к деревенской церкви. По случаю реконструкции разрушенной войной церкви и предыдущего археологического исследования поиску этого прохода был придан новый импульс, как показывает специальный файл в домашнем архиве Темпельхофа. Экскаватор должен был подробно доложить в отдел строительства Темпельхофа; к его сожалению, он не нашел входа в подземный переход на территории церкви. Ответило большое количество свидетелей того времени, в основном со ссылкой на других умерших с тех пор свидетелей.

Оказалось, что существует три варианта «подземного коридора»: «классический» — от церкви до деревенского кувшина с бывшей сторожевой башней Форверка (на северо-восток), второй — от церкви (на юго-восток). ) к зарешеченному входу в Парк Теодора Франке, который закрывал один ледяной погреб , а третий — от церкви в направлении Шенбургштрассе (запад). Учитель Хоффманн и сторож вошли в последний коридор примерно в 1880 году, но вскоре им пришлось повернуть назад из-за удушающего воздуха, когда они заметили длину коридора более десяти метров. Учитель написал об этом брошюру, копии которой он отправил в Государственную библиотеку и Национальную историческую ассоциацию. В 1952 году районное управление Темпельхоф официально запросило об этом два учреждения; оба не сообщили об этом . Военные потери невозможны, потому что инвентарные каталоги сохранились, но автор Темпельхофа Гофман в них не записан. Очевидно, что суть слухов состоит в том, что эссе К. Брехта было опубликовано в 1878 г. в трудах Verein für die Geschichte der Stadt Berlin; Но Брехт описывает вариант 1 без упоминания учителя и пономаря.

Распятие Бернбахера

В 1934 году на чердаке церкви было найдено деревянное распятие . Специалист по мебели, живущий в Бернбахе, признал его художественную и историческую ценность и за свой счет завершил и отреставрировал распятие в своих мастерских в Карлсруэ.

4-го адвента 1935 года готовое распятие было установлено на алтаре во время вечернего празднования и передано прихожанам. Происхождение распятия Бернбахера неизвестно, есть предположения о его происхождении из заброшенного монастыря Херренальб .

Распятие Бернбахера до 1963 г. (фото 1962 г.)

В ходе реставрации церкви в 1962 году распятие было заменено доктором А. Ингенхофф, Тюбинген оценил мастерски, а цвет адаптировал к предполагаемому происхождению (18 век).

Церкви, часовни. историческая справка

На Руси издревле было распространено строительство деревянных церквей и часовен. Это объяснялось тем, что дерево – сравнительно доступный и недорогой материал. Храмы отличались такой законченностью архитектурных форм, что многие элементы впоследствии пытались повторить в каменном зодчестве.

В начале 90-х годов, несмотря на некоторый хаос в стране, церковная жизнь оживилась, началось строительство небольших храмов на маленьких территориях, которые должны были вписаться в окружающий ландшафт, это ещё одна причина, почему строительство церквей и часовен востребовано именно из такого материала как дерево.

Потребность в строительстве деревянных церквей велика. Если до революции в России было 65 тысяч церквей, то сейчас их всего 29 тысяч, это считая православные храмы за рубежом. В России примерно 150 тысяч населенных пунктов. То есть один храм приходится на 5-7 поселений. Жители многих деревень вынуждены добираться на службы в города. За последние 20 лет в России построено порядка 19 тысяч церквей. Но этого мало!

Исаакиевский собор в Санкт Петербурге

Самый монументальный в северной столице и четвёртый по величине в мире Исаакиевский собор был построен по приказу императора Николая первого. Удивительная история возведения собора переносит нас  в самое начало 18 века, когда была построена церковь Исаакия Далмацкого, в которой венчался Петр 1 с Мартой Скавронской. По мере ветшания, на площади были заложены вторая и третья церкви. И только в начале 19 века к строительству нового собора был привлечён французский архитектор Огюст Монферран со своим новым проектом в стиле классицизм.

Возведение Исаакиевского собора было трудным и длилось почти на 40 лет. Только на возведение фундамента ушло 5 лет, так как болотистый грунт, на котором шло строительство, требовал большого внимания. Было вбито более 12 000 штук свай, которые призваны были держать собор на болотистой почве. Высота собора составляла 101,5 метр, а масса 300 тысяч тонн. Главный купол сделан не из дерева, а из металла, который был значительно легче. А внутреннее убранство храма было потрачено более 400 кг золота. Примечательно, что храм считается музеем, но в нем проходят богослужения.

Основная форма деревянной постройки

Начальной формой деревянной постройки являлся сруб.Если в плане сруб был в виде четырехугольника, то его называли «четверик». Сруб в виде шести- или восьмиугольника — «шестерик» или «восьмерик» соответственно. Горизонтальные ряды брёвен — это «венцы».Строение любой высоты с квадратным планом называлось клетью.

Ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Четверик на восьмирике (фото: https://arzamas.academy/)

Что такое горница, хоромы, изба

Если клеть предназначалась для жилья и в ней была печь, то она именовалась «избою» или «истопкою». Помещение над нижней клетью называли «горницею». Нижние клети чаще всего использовали для хозяйственных целей. Как выглядело жилище русского крестьянина описано в статье Устройство русской избы внутри и снаружи.

Изображение сруба-клети на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым

Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называли совокупность клетей, поставленных одна на другую. Хоромина, конечно, появилась впоследствии, а первоначально древние довольствовались одною клетью.

Клетский верх и крещатые бочки

«Верхом» в древности называли любое завершение постройки. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Большие хоромы могли иметь шатровый верх в виде высокой четырёх- или восьмигранной пирамиды (№ 1 на нижнем рисунке Коломенского дворца).Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем (№ 3).Делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки (№ 2).Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу (№ 4).

Чем крыли крыши в Древней Руси

Крышу деревянных строений крыли соломой, увязанной в снопы (пучки). Их укладывали вдоль ската кровли и прижимали жердями.Расщепляли осиновые поленья на дощечки (гонт, дранку) и, словно чешуей, укрывали строение в несколько слоев.Делали дерновые крыши, когда покрытием служил перевёрнутый корнями кверху слой почвы с травой, уложенный на бересту.Самым же дорогим покрытием считался «тёс» — обтёсанные доски.

Храм Покрова в Филях

Архитектурный стиль: Нарышкинский стиль

Дата постройки: 1694 год

Где находится: Москва, Новозаводская ул., 6.

Как используется в настоящее время: действующая церковь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях был построен родным дядей Петра Первого — Львом Кирилловичем Нарышкиным. Именно эта церковь стала в архитектуре образцом нарышкинского стиля, являющемся связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем — петровским барокко. Самые красивые церкви России строились, опираясь на образ храма в Филях.

По легенде церковь была воздвигнута в честь случайного спасения Льва Нарышкина во время стрелецкого бунта 1682 года. Тогда были жестоко убиты два старших брата, Лев Кириллович был спрятан сестрой — царицей Натальей Кирилловной на женской половине, где он молился перед образом Спаса Нерукотворного. Оставшись в живых, он дал обет построить храм и выполнил свое обещание, разобрав старый деревянный храм в Филях и заложив новый каменный.

Двухэтажный храм имеет два престола: верхний – летний храм в честь Спаса Нерукотворного, нижний — зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм неоднократно посещал Петр I, он подарил церкви цветные витражи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector