15 главных храмов арзамаса

Арзамас – город Церквей

Город Арзамас был основан в 1578 году. Иван Грозный проходил здесь со своим войском, когда шел походом на Казань.

Развивался город – по тем временам – стремительно, и уже в XVII столетии имел огромное торговое значение. Интересный факт, что даже для дореволюционного города, Арзамас был своего рода чудом. В нем было возведено более 30 церквей и открыто 4 монастыря! И это были не просто маленькие церквушки! Строительство велось с поистине столичным размахом. Вот что об этом говорят писатели.

– это изречение принадлежит князю Владимиру Соллогубу, современнику Пушкина, который был покорен Арзамасом. А вот что писал о городе в 1916 году К. Паустовский.

Светский Арзамас и его достопримечательности

Исторический центр города практически сплошь занимают узкие улочки. От соборной площади идут торговые ряды, где почти каждое здание – памятник архитектуры или отголосок той, купеческой эпохи.

С 1802 году Профессор живописи А.В.Ступин основал в Арзамасе первую и единственную в России провинциальную школу живописи. В ней могли учится представители всех сословий, включая крепостных. Именно в этой школе учился замечательный русский художник В.Г Перов. Ученики Ступинской школы живописи принимали участие в росписи арзамаских храмов, писали картины.

Но город хранит и другие тайны. Здесь находился в ссылке писатель Горький. Отсюда родом Гайдар, и в Арзамасе есть музей его имени, где можно узнать историю семьи советского писателя и вехи его творчества.

Часть городского парка занимает дендрарий с разнообразными видами растений средней полосы.

В Арзамасе есть свой театр, причем очень хороший для провинциального города. В трупе играют настоящие артисты и энтузиасты. И горожане любят свой театр, практически все спектакли проходят при полных залах благодарных зрителей.

Как и в любом современном городе, в Арзамасе соседствует прошлое и настоящее. Новые районы разрастаются и поглощают историческую часть. И сейчас здесь можно встретить весь набор большого города: кинотеатр, торговые центры, кафе и гостиницы, центры развлечений. Все, как и везде. Но – удивительная вещь – атмосфера в Арзамасе особенная, как будто город окутан молитвой его прошлых насельников. Он уютный и добрый, гостеприимный.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Сколько церквей в Арзамасе: главные храмы и монастыри

Спасо–Преображенский монастырь

Первый мужской монастырь в Арзамасе был основан царем Иоанном Грозным как миссионерский форпост на земле, где подавляющее большинство населения составляла языческая мордва. На территории монастыря построили Спасо-Преображенский собор (1638-1643), сохранившейся до наших дней. Это чуть ли не первое каменное строение в городе.

Воскресенский собор

Этот храм возведен в честь победы в войне 1812 года и является памятником героизму русских воинов. Интересно, что собор полностью построен на энтузиазме и на пожертвования горожан без каких-либо указаний сверху. Примечателен и тот факт, что люди жертвовали не только деньги. Почти каждый дееспособный гражданин старался поучаствовать в строительных работах: лепил или обжигал кирпичи, плавил руду, перевозил грузы.

Закладка собора произошла в 1814 году по проекту арзамасца Михаила Петровича Коринфского, талантливого архитектора. Он был слушателем Художественной Академии Петербурга и принимал участие в строительстве Казанского и Исаакиевского соборов. Неудивительно, что Воскресенский собор в Арзамасе так похож на храмы Петербурга.

Воскресенский собор – не отапливаемый и церковные службы там справляют в летний период – с Пасхи до Покрова. В зимнее время приход переходит в теплый храм – церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник».

Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник»

Церковь возведена в 1794 году на месте старого храма. Внешне лишенный пышных украшений, храм удивляет внутренней отделкой. Особенно поражает изящный резной иконостас, выполненный мастерами – братьями Мирящевыми.

Свято-Николаевский монастырь

Свято-Николаевский женский монастырь располагается рядом с Воскресенским собором. Его основание датируется 1580 годом. В XIX монастырь прославился женскими рукоделиями. Около 1840 года там появился необычный промысел: вязаные ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Городские модницы были покорены новой обувью, в монастырь посыпались заказы. Но монастырь с ними не справлялся и вскоре горожанки сами освоили новый промысел.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Это белый храм, построенный в стиле барокко в 1775-1784 годах. Высокая колокольня составляет единое целое с церковью.

Храм Рождества Христова

Церковь Рождества Христова является еще одним детищем «золотого века» Арзамаса. В 1845-1852 годах ее построили благодаря пожертвованиям арзамазского купца Заяшникова. Проект храма был составлен архитектором Константином Тоном. После долгих лет запустения в 1990 году церковь вновь была открыта.

На данный момент эту церковь, а также храм в честьСмоленской иконы Божией Матери, отдали Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. С 1998 монастырь восстанавливает разоренные церкви и устроил здесь свое подворье.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Церковь Владимирской иконы Божией Матери была построена в 1802 году вместо пришедшей в негодность Зосимовской церкви. Выполненный в стиле классицизма, храм заметно отличается от церквей того же времени постройки. Он увенчан ротондой с круглыми окнами и высокой колокольней с широким шпилем.

Церковь святого Духа

Храм заложен в 1752 году, в 1766 году основные работы были завершены. Но несмотря на то, что спустя год освятили главный алтарь, отделочные работы продолжались еще 11 лет.

Из Арзамаса в Саровскую пустынь

Самая главная связь Арзамаса с Дивеевом не в основных туристических и паломнических маршрутах, ведущих из города в Дивеевскую обитель. Дело в том, что благодаря Арзамасу, а точнее, иноку Арзамаского Введенского монастыря, и зародилась Саровская пустынь, где впоследствии подвизался преподобный Серафим Саровский.

Вышеупомянутый инок, Иоанн Федоров, решил уединится в саровском лесу, где и подвизался в молитвенном подвиге 7 лет. Впоследствии он построил храм, в 1706 году основал монастырь, стал его настоятелем и в 1711 году написал общежительный устав.

Спустя столетие из Арзамаса вновь пришел в Саровскую пустынь человек, но на этот раз художник Осип Семенович Серебряков. За пять лет до кончины преподобного Серафима Саровского он нарисовал его портрет.

Родом из Арзамаса была и великая дивеевская подвижница – блаженная Пелагея Ивановна. Свой подвиг она начала еще в городе. Но в 1837 году ее забрали с собой в монастырь дивеевские монахини, чем и исполнили батюшкино пророчество о блаженной. В обители она прожила 46 лет, а ныне причислена к лику местночтимых святых. Ее мощи покоятся в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря.

Виртуальный тур из 3D-панорам по Воскресенскому собору.

Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе занимает доминирующее положение на Соборной площади. Величественный храм — главное украшение города — стоит на высоком холме, завершая ансамбль его главной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города.

Построенный целиком на народные деньги, Воскресенский собор воздвигнут в благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, как памятник героизму русских воинов.

Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса Михаила Коринфского — выдающегося мастера позднего классицизма, ученика знаменитого архитектора Андрея Воронихина. Строительство продолжалось 28 лет. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.

Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина храма равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).

Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи Александра Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой. Алтарные врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах, работы профессора живописи Николая Алексеева (зятя А.В. Ступина), расписывавшего впоследствии Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.

«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector