Где сейчас находятся нетленные мощи преподобного александра свирского?

Информация для паломников и туристов

При планировании поездки или паломничества, необходимо изучить информацию организационного характера. Также следует учитывать, что погода в месте строения обители очень переменчива.

Стоит учесть: если выезд намечается из Санкт-Петербурга, то необходимо помнить, температура здесь обычно на 5-10 градусов ниже питерской. Лучше всего ориентироваться на прогноз погоды для Лодейного поля.

Карта окрестностей Александро-Свирского монастыря

Территориально Свирская обитель можно найти на карте около деревни Старая Слобода Лодейнпольского района Ленинградской области. Ближайший город (около 20 км) – Лодейное поле.

Как добраться

До обители можно добраться как самостоятельно, так и в составе организованных групп.

Через несколько километров после моста через реку Свирь вас встретит на трассе вот такой знак

Проще всего доехать на машине. Из Санкт-Петербурга, Мурманска, Петрозаводска необходимо повернуть около указателя «Свирское» на Мурманском шоссе (252-ой км трассы).

Так же из города Лодейное поле на местном автобусе доехать до деревни Старая Слобода, далее около 1 км пройти пешком. До города Лодейного поля можно доехать поездом или на автобусе. Актуальное расписание лучше всего уточнять на ж/д и автовокзалах.

Так же можно воспользоваться междугородними автобусами, следующими по направлению Санкг-Петербург — Петрозаводск — Мурманск, выйти из автобуса около поворота с указателем «Свирское», а дальше нужно пройти пешком почти 6 км по асфальтированной дороге.

Где остановиться

Если поездка предполагается многодневной, то можно остановиться на Паломническом подворье, либо снять номер в деревенских гостиницах. Также на берегах Рощинского озера расположены базы отдыха, на которых также можно снять домик с баней.

Паломническое подворье Александра Свирского монастыря

Лучше всего перед поездкой связаться с паломнической службой монастыря, чтобы заранее уточнить наличие свободных мест.

Где пообедать

В деревне Старая Слобода работают кафе, в которых можно вкусно и относительно недорого поесть.

Кафе и гостиница «Паломник» в деревне Старая Слобода

Также можно приобрести вкусную монастырскую выпечку очень высокого качества. Выпечка сделана с соблюдением рецептуры и технологии производства. Здесь так же можно купить хлеб монастырского производства, который печется по всем канонам хлебопечения. Кроме того, при монастыре работает трапезная для паломников.

Возьмите на заметку: с полной информацией об обители можно ознакомиться на сайте: http://svirskoe.org

На сайте размещены данные о монастыре, его истории, времени посещения. В разделе «контакты» можно узнать номер телефона Паломнической службы и адрес электронной почты, благодаря которым можно связаться с монастырскими службами и получить ответы на интересующие вопросы.

Время посещения, расписание богослужений и престольные праздники

Для посещений монастырские комплексы открыты ежедневно с 8 часов утра до 8 часов вечера. Экскурсии внутри храмов проходят только между службами.

По благословению Преосвященного Мстислава, епископа Тихвинского и Лодейнопольского, иерей Михаил Желтов совершил Божественную Литургию древним чином/ старым обрядом в Людмиловском единоверческом приходе при «пещерном» храме на подворье Александра Свирского монастыря

Божественные Литургии свершаются по выходным дням с 10 часов утра.

Важно знать: молебны Святому Александру Свирскому свершается только по субботам с 7 часов утра.

Всенощная также проходит только по субботам с 5 часов вечера. Ежедневные службы начинаются с 6 часов утра.

Точное расписание службы лучше всего уточнить в самом монастыре.

Важными престольными праздниками являются:

  • первое обретение мощей;
  • Святая Троица;
  • день святого духа;
  • день преподобных Сергия и Варвары Островских;
  • второго обретения мощей;

  • целителя и великомученика Пантелеймона;
  • преставление преподобного Александра;
  • день пророка Захарии и праведницы Елизаветы;
  • день преподобного Иоанна Дамаскина.

Правила поведения на территории монастыря

При посещении монастыря действуют те же правила, что и на территориях всех других православных храмов:

  • мужчины посещают обитель с непокрытой головой;
  • женщины – с покрытой головой, в юбках, закрывающих колени;

  • на территории обители не сквернословят;
  • фото-, видеосъемка разрешены по благословению настоятеля;
  • не рекомендуется громко разговаривать, особенно внутри храма;
  • при входе в обитель рекомендуется отключить звук мобильных телефонов;
  • ходить разрешено только по дорожкам;
  • не рекомендуется ходить по газонам и кладбищу;
  • перед прикладыванием к мощам обязательно надо стереть помаду с губ;
  • к мощам не прикасаются, к ним ничего не прикладывают.

Жизнеописание

Родился в деревне Мандера Сермакского (Введенского) погоста Обонежской пятины, на берегу реки Ояти напротив Введено-Оятского монастыря, в семье небогатых местных крестьян Стефана и Вассы, которые впоследствии также приняли монашеский постриг. Был предположительно вепсского происхождения. Согласно житию, мать долго молила Бога о рождении ребёнка и родила сына после многих лет бесплодия. При рождении был назван в честь пророка Амоса. Когда Амос подрос, он был отдан для обучения грамоте, но житие сообщает, что учился он «косно и не скоро».

Покровская церковь Александро-Свирского монастыря, возведённая при участии Александра Свирского

В 19 лет Амос тайно ушёл на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, а в 1474 году принял монашеский постриг с именем Александр. Удалившись на уединённый остров, впоследствии названный Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. На Святом острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают пещеру и вырытую руками святого собственную могилу.

В 1485 году по благословению игумена монастыря Александр ушёл на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь.

Согласно агиографической литературе, прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привёл к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вёл суровую жизнь. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы:

На том месте, где располагалась «отходная пустынь» преподобного, через некоторое время возникла обитель. В 1506 году Александр был поставлен игуменом Троицкого монастыря (впоследствии Александро-Свирский монастырь Олонецкой, ныне Тихвинской епархии) Новгородским архиепископом Серапионом.

Скончался 30 августа 1533 года.

Как доехать из Москвы

  1. На машине. Двигаться по Ленинградскому шоссе (Е-105), придерживаясь указателей. Время в пути – 11 часов (без пробок), расстояние – 850 км. Нужно доехать до моста через реку Свирь и дальше до поворота на монастырь (будет указатель), еще примерно 5 км до Свирского (Старая Слобода).
  2. На железнодорожном транспорте. Из Москвы (Ленинградский вокзал) можно доехать поездом до Лодейного Поля. Обитель располагается в 21 км от Лодейного Поля в поселке Свирское (Старая Слобода). Время в пути от 9 до 12 часов. От Лодейного Поля можно сесть на проходящий автобус или маршрутное такси до Свирского.

Судьбы многих людей изменились после соприкосновения с мощами преподобного Александра Свирского.

Благодать, явленная Господом через его нетленную плоть, столь сильна, что не оставляет равнодушными даже людей науки, привыкших полагаться на свои знания и давать всему рациональные объяснения. Показателен в этом отношении пример Юрия Леонидовича Шевченко – генерал-полковника медицинской службы, академика РАМН, а в 1999 – 2004 годах еще и министра здравоохранения России. Именно этот человек, увидев чудо мироточения в рентген-кабинете СМЭС, форсировал процедуру передачи святыни Русской Православной Церкви. В 2009 году Юрий Леонидович принял сан священника. Теперь по будням он оперирует, а по выходным дням служит в основанной им церкви в честь Николая Чудотворца при ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова».

Нетленные мощи

Святой Александр Свирский скончался 9 сентября 1533 г. Первое обретение его тела состоялось в апреле 1641 г. По указанию царя Михаила Федоровича в то время монахи проводили ремонт старой церкви, расположенной над гробницей святого. Планировалось соорудить новую, из камня. Так и было обнаружено, что тело в нем совершенно не было подвержено тлению. Даже одежды остались целыми. Когда сняли ветхую доску с гроба, то повсюду разнеслось благоухание.

По телу инока было разлито миро, издававшее приятный аромат. Мантия, схима, сандалии — все на праведнике было цело. Само тело также полностью уцелело, кожные покровы сохранили цвет и структуру. Даже мягкие ткани лица, которые первыми поддаются тлению. Температура мощей святого долгие столетия остается такой же, как у живого человека — около 36°С. Останки были торжественно перенесены в храм.

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

В августе того же года состоялось первое освидетельствование мощей. На него собрались представители духовенства:

  • Митрополит Новгородский Афоний;
  • Архимандрит Хутынский Евфимий;
  • Игумен Вяжский Иосиф.

Иерарх в священном облачении раскрыл грудь и руки усопшего праведника. Из-под капюшона монашеского облачения виднелся край бороды. Ноги лежали как у только что почившего — левая обращена плюсной в сторону, правая — вверх. Все присутствующие убедились в том, что перед ними действительно тело преподобного Александра.

Описание Александро-Свирского монастыря

Православная обитель, включающая известные памятники архитектурных строений XVI—XVII вв., была основана Александром Свирским (1448—1533 гг.) в конце XV столетия в Олонецком крае (ранее Корельская Земля). В то время эти места были окружены дремучими лесами и поселениями язычников. У святого, почитаемого ныне в лике преподобных, быстро появились ученики и последователи из числа коренного населения. Докатившаяся до самых отдаленных уголков слава о благочестивом монахе притягивала к месту его проживания иноков и мирян, нуждающихся в молитвенной помощи.

Еще при жизни преподобного Александра в монастыре образовалось два территориально разделенных комплекса, связанных между собой протоптанной вдоль озера дорожкой:

  • Троицкий — при братских кельях;
  • Преображенский — рядом с монастырским кладбищем.

Александро-Свирский мужской монастырь в XVIII — начале XIX вв. именовали «Северной Лаврой». В его подчинении находилось около 30 монастырей и местных пустыней (удаленных монашеских поселений).

Основная часть строений монастыря прекрасно сохранилась, несмотря на периодические набеги недругов и сложный послереволюционный период, когда мощи Александра Свирского оказались вывезены, ризница — разграблена, старинные иконы — уничтожены, а монахи — разогнаны или расстреляны. В разные годы ХХ века территория и уникальные архитектурные памятники использовались в качестве исправительно-трудового лагеря для заключенных, инвалидного дома, психиатрической лечебницы и казарм.

Восстановлением Александро-Свирского монастыря занялись в 1997-м. Новые насельники приложили немало усилий, но сегодня комплекс нуждается в крупных реставрационных мероприятиях.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной, Маша Малиновская

Храмы монастыря

В Троицком комплексе расположены:

  • церковь Покрова Божией Матери — построена из камня в 1533–36 гг. при Александре Свирском на жертвенные средства Государя и Великого князя всея Руси Василия III. При самом древнем (сохранившемся) монастырском храме имеется трапезная;
  • Троицкий собор — каменное сооружение возведено в 1695–97 гг. на месте одноименной деревянной церкви, заложенной в 1508 г., и сменившем ее в 1526 г. каменном храме. Внутри собора сохранились фрески, созданные в 1709 г.;
  • звонница — многопролетное трехъярусное строение с тремя шатрами появилось примерно в 1646–48 гг. Ранее сооружение было деревянным, с пятью шатрами;
  • церковь прп. Иоанна Дамаскина — была построена в 1716–18 гг.

Трехшатровая звонница, Людмила

На территории Преображенского комплекса находятся:

  • Преображенский собор — деревянный сруб был поставлен в 1533 г., но в период польско-литовского разорения (1618) он сгорел. Каменное сооружение возвели в 1641 г., а придел во имя основателя монастыря поставили в 1716 г. Позже собор несколько раз реконструировали;
  • церковь св. Захарии и св. Елизаветы — пристроена к Преображенскому собору в 1685 г.;
  • надвратная церковь Николая Чудотворца — расположена в архиерейских покоях над входом в комплекс. Дата строительства неизвестна;
  • часовня Троицы Живоначальной — возведена в 1791 г. на фундаменте деревянной церкви, построенной основателем обители на месте явления ему Пресвятой Троицы;
  • часовня Александра Свирского — находится за пределами Преображенского комплекса. Она построена в 1791 г. над колодцем, собственноручно выкопанным основателем обители и освященным для братии;
  • колокольня — возведена в 1903—1904 гг.

Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, Маша Малиновская

Кроме храмов, в Александро-Свирском монастыре расположены корпуса — архиерейский, братский и келейные. Каждый из двух комплексов огорожен стенами. Внутрь можно войти через ворота. На открытых площадках находятся широкие дорожки, гипсовые вазы с цветами, газоны, скамейки, светильники.

Программа паломнической поездки 3 монастыря:

1 день

  • 07.00 отправление автобуса от ст.м. Дыбенко или ст.м. Технологический ин-т. Трассовая экскурсия по дороге в Александро-Свирский монастырь. ТОЧНОЕ ВРЕМЯ И МЕСТО ОТПРАВЛЕНИЯ АВТОБУСА УТОЧНЯЕТСЯ НА КОНТРОЛЬНОМ ЗВОНКЕ ЗА 2 ДНЯ ДО ПОЕЗДКИ.
  • 10.30- прибытие в Александро-Свирский мужской монастырь. Литургия. Молебен у мощей (по возможности).
  • Экскурсия по обители (за доп. плату):
  • Спасо-Преображенская часть монастыря. Преображенский собор с приделами прп. Александра Свирского, св. пророка Захарии и прав. Елизаветы, свт. Николая Чудотворца. В соборе открыто почивают нетленные мощи преподобного Александра Свирского, а в приделе находится копия Туринской плащаницы. Место явления Святой Троицы преподобному Александру Свирскому.
  • Свято-Троицкая часть монастыря. Собор Святой Живоначальной Троицы – возведен на месте, указанном прп. Александру Свирскому ангелом. Уникальные нерукотворным образом обновляющиеся фрески. Святой колодец – возобновлен на месте колодца, ископанного прп. Александром Свирским. С 2012 года в монастыре пребывают мощи святых Волхвов.
  • Свободное время.
  • 13.00 отправление автобуса из Александро-Свирского монастыря.
  • 14.00 Покрово-Тервенический женский монастырь. Это один из самых молодых российских монастырей (1991 г.). Чудотворная Тервеническая икона Божией Матери.
  • Святой источник Божией Матери. Водосвятный молебен в 15.00 по возможности. Купание в источнике для желающих.
  • 17.30 прибытие в Введено-Оятский женский монастырь.
  • Поклонение мощам свв. прп. Сергия и Варвары- родителям св. Александра Свирского. Могилка первой настоятельницы возрожденной обители – матушки Феклы. Чудотворный йодо-родоновой источник, освященный в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». По молитвам после купания в источнике являются исцеления от многих болезней (онкологические, кожные, женские).
  • Купание в источнике для желающих. Для омовения в источнике Введено-Оятского монастыря необходима купальная рубашка и купальные принадлежности, для удобства можно взять резиновые тапочки или бахилы. Для Святой воды из источника в Введено-Оятском монастыре – возьмите пустые емкости.
  • 19.00 отправление автобуса из Введено-Оятского монастыря.
  • 21.30-22.00 прибытие автобуса в Санкт-Петербург к ст.м. Дыбенко. Время ориентировочное, зависит от дорожной ситуации.

Паломническая служба оставляет за собой право на изменение маршрута паломнической поездки в Александро-Свирский и иные монастыри с сохранением объема программы.

При планировании поездки необходимо иметь достаточный резерв времени — не менее 2 часов после окончания программы, так как возможны заторы («пробки») на дорогах, неблагоприятные погодные условия, другие непредвиденные факторы.

Паломническая поездка в Александро-Свирский и иные монастыри вместе с нашей паломнической службой – это интересно и удобно

Также просим Вас обратить внимание на нашу услугу “Прием паломников в Петербурге“. Проведите с нами свой отпуск и посетите лучшие места Санкт-Петербурга

Свидетельства чудес чудотворца

Мощи преподобного считаются в христианстве одним из главных чудес. Святой монах Свирский отошел в мир иной почти пять сотен лет назад, но его тело продолжает пребывать в невероятной для такого временного промежутка целости и сохранности. Ученые, изучавшие этот феномен, засвидетельствовали то, что тело сохраняет свой свежий вид без применения каких-либо химических препаратов.

В начале семнадцатого века Свято-Троицкий монастырь несколько раз подвергался нападениям и разорению. После освобождения земли монастырь стали восстанавливать. Во время восстановления каменного Преображенского собора в отходной пустыне были обнаружены мощи. Раскапывая ров для строительства стены, рабочие обнаружили гроб покойного. Земля над гробом стояла в форме пещеры, абсолютно ничем при этом не поддерживаемая.

Само тело, к удивлению монахов, сохраняло свежий вид спустя сотню лет после смерти святого. В ночь освидетельствования мощей над ними засиял божественный свет, освещая пространство.

С тех пор было засвидетельствовано немало чудес, исходивших от покойного. Люди, молившиеся мощам, получали исцеление от недугов и избавление от бед. Было несколько случаев, когда семейные пары, у которых не получалось завести ребенка, после молитвы и поклонения мощам чудесным образом узнавали о беременности супруги.

В блоге Вы найдёте

тема: Молитвы○ Хорошие сайты по религии: Православиетема: Вопросы АСТРОЛОГИИтема: ЭЗОТЕРИКА (законы Природы)○ Вопросы магии и теургии○Большой словарь эзотерических терминов○Ченнелинги○Каталог астро- и эзотерических ресурсов интернета○ Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегистатема: ЙОГА:○ Мантра Со-Хам○ Наша Карма – апгрейд или перезагрузка?○ Карма. Фатальность и свобода (Тханиссаро Бхиккху)тема: Информация или дезинформация? Про конец света:○ ○ Скрип Земли, стон Земли, звуки апокалипсиса…○ Летающие пирамиды○ Проект BLUE BEAM. Управление сознанием масс.○ Проект NASA “Blue Beam” — часть финального этапа захвата земли○ Конец света или конец тьмы?○Голубой луч — Blue Beam. Климатическое оружие. HAARP. Что ещё ожидает нас?○Большой зубной обман. Фтор и шишковидная железаСЛАВЯНО-АРИЙСКИЕ и РУССКИЕ РЕСУРСЫтема: Ностальгия. 60-е. 70-е. 80-е.тема: Интересные блоги и сайты○ Изображение обратной стороны Луны○ Феномен четвертой группы кровитема: ЗДОРОВЬЕ, навыки выживания в экстремальных условиях○ Банная энциклопедиятема: Экстремальная и экзотическая кухня. ХлебосолХорошие сайты по кулинарии.тема: Природа. ○ Хорошие сайты по тематикам: «Фауна и Флора»«Камни и Минералы»»Фитотерапия и травоведение»

Пещера

Семь лет пребывания в Валаамском монастыре преподобный провел в пустыни — на острове архипелага с названием Святой. Кельей для отшельника служила маленькая пещера в скале. Рядом с ней Александр Свирский в камне выдолбил для себя будущую могилу.

На острове во время молитвы Богородице преподобный услышал голос: «Александре, изыде отсюду, и иди на преждепоказанное ти место, в немже возможеши спастися». Речь шла о месте на берегу озера в районе реки Свири, где Александр останавливался ночевать годы назад, по пути на Валаам. Александр увидел в произошедшем волю Божью и, посоветовавшись с игуменом монастыря, ушел с острова.

Пещера, где подвизался Александр Свирский, особо почитается валаамскими монахами и паломниками.

Иконография

Самая первая икона святого была написана после нахождения его останков. Сам преподобный здесь изображен горизонтально. В середине шестнадцатого века была написана икона, где старец был изображен в монашеской одежде. В одной его руке находился свиток, другая рука изображала благословляющий жест.

На сегодняшний день существует несколько вариантов икон. Один из вариантов демонстрирует монаха в момент, когда его взору предстала Святая Троица. Другой вариант изображает старца в мантии, со свитком в руках. Его свободная рука обращена к верующим. В третьем варианте старец опирается на посох, а в его руке – икона Пресвятой Троицы.

Какие святыни хранятся в обители?

Большинство паломников в первую очередь стремятся попасть к останкам Александра Свирского, желая прикоснуться к их благотворной силе и укрепить свою веру.

В обители хранится одна из немногих копий Туринской плащаницы — ткани, в которую было завернуто тело Иисуса Христа после распятия. Эта святыня вместе с частицей Креста Господня находится в церкви Захарии и Елизаветы. Погребальная пелена мироточит, привлекая этим чудом тысячи верующих и обычных туристов.

Относительно «новая» святыня, прибывшая из Одесской епархии, — ковчег с частичками мощей разных святых. Среди них — целитель Пантелеймон, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец. Кроме того, там находятся кусочки яслей Господа и креста, на котором Его распяли.

Интересные факты

  • В советское время мощи преподобного хранились в качестве анатомического экспоната «неизвестного».
  • Существует поверье о помощи мощей святого бесплодным парам, когда молитва у раки помогала женщинам зачать малыша.
  • Купол Троицкой церкви украшен изображением Господа, благословляющим рукой со сжатыми пальцами. Это воспринимают за знак, что здешние земли находятся в Его руке.

Значение иконы святого Александра Свирского: как узнать святого

Интересно, что преподобный Александр Свирский имеет большое разнообразие типов иконографии, то есть икон в разных позах и разных моментах жизни. Пребывая всю жизнь вдалеке от бурных событий Российской истории, в чаще лесов Русского Севера, святой созидал духовную историю нашей страны, имея великие дары Божии. Это отражено на иконах преподобного.

  • Одна из первых его икон была создана сразу после обретения мощей подвижника, в XVII веке. Святой Александр изображен на ней лежащим: обретенные мощи были поистине такими, словно святой только что уснул.

  • С мощами преподобного — всероссийской святыней — связан еще один образ: в XIX веке, когда святые изображались в академической манере (то есть иконы были по сути портретами, только с подписью на церковнославянском языке и нимбом над головой изображенного) была написана икона-портрет святого «с натуры», то есть с мощей как с живого человека. Сейчас ее трудно найти.

  • Еще один образ показывает святого Александра в схимнической одежде. Его правая ладонь открыта к молящимся перед иконой, в левой руке святой держит свернутый свиток — символ богомыслия, размышления о Боге и оставленных ученикам наставлений. Преподобного Александра просто узнать по вьющимся седым волосам, округлому лицу и такой же круглой бороде с завитками.

  • Уникален образ преподобного Александра в момент явления ему Трех светлых Ангелов: Бога во Святой Троице. Три Юноши со светлыми волосами в белых сияющих одеждах расположены на левой стороне иконы и показаны идущими с посохами в ярком свете, глядящими на старца, стоящего на коленях в благоговейном трепете на правой стороне иконы. Каждый из них держит в руке жезл. Около святого — ели, мох и другие приметы северной природы. Святой Александр Свирский протягивает ко Господу правую руку, прижимая другую к груди и выражая тем сердечное умиление, страх Божий и молитвенное горение. Святой одет в одежду темного цвета — грубую коричневую монашескую ризу, которая символизирует греховность человеческой природы и тленность ее в сравнении с Божественной.

  • Еще одна икона, указывающая на явление Святой Троицы преподобному Александру, — изображение его опирающего на посох, с иконой «Пресвятой Троицы» в знаменитой иконографии, созданной святым Андреем Рублевым. Голова преподобного при этом покрыта капюшоном монашеской схимы в знак благоговения, а взгляд направлен одновременно перед собой и вглубь себя, как бы сквозь молящегося. Это присущее иконам многих преподобных выражение лика: словно святой видит недоступное простым людям, ощущает Духа Божьего в себе и прислушивается к Нему.

  • Последний тип иконографии преподобного Александра Свирского — образ, впервые написанный в середине XVI века. Это житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более сотни сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в последующие века. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в традиционных монашеских одеждах с благословляющим жестом правой руки и свитком в левой руке.

Вопрос о мощах преподобного Александра Свирского

Как известно, толчком для начала кампании по вскрытию в России мощей святых стал отчет VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, опубликованный в журнале «Революция и церковь». 22 октября 1918 года при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря «в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». По мнению председателя православного общества писателей Санкт-Петербурга Н. М. Коняева, cохранность тела преподобного настолько изумила чекиста Августа Вагнера, отряд под командованием которого был направлен в Александро-Свирский монастырь, что он не придумал ничего лучшего, чем назвать мощи «восковой куклой». Мощи вынимали из раки, но не увезли. Незадолго до вскрытия мощей властями 19 декабря 1918 года, монастырская братия 5 октября или 18 ноября 1918 года, при освидетельствовании останков Александра Свирского, пришла к выводу о том, что за прошедшие 300 лет тело имело серьезные разрушения: ребра грудной клетки упали, а кости стоп и пальцы ног рассыпались.

19 декабря 1918 года Президиум Исполнительного комитета Северной области поручил народному комиссариату здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом химиком для исследования мощей. Комиссия была создана и установила, что мощи преподобного Александра Свирского — нетленная человеческая плоть. Из архивных документов известно, что 20 декабря 1918 года мощи преподобного Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли». Мощи были доставлены в Лодейное Поле и помещены в часовне, которая была опечатана властями.

По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской Академии, «мумифицированное тело неизвестного мужчины» в их музее появилось не позднее 1940-х годов. Попытки установить историю его происхождения и поступления на кафедру по существующим каталогам и журналам оказались безуспешными. Незарегистрированный «экспонат» в таком музее, каковым был анатомический музей в ВМА, — это явление исключительное, что подчеркнули работники музея. Главным организатором поисков мощей преподобного стала инокиня Леонида (Сафонова). Поиск в различных архивах привел инокиню Леониду в Военно-медицинскую академию, в музей при кафедре нормальной анатомии. На протяжении шести месяцев шли основательные исследования антропологов, рентгенологов, судебных экспертов и анатомов. Прибегали к консультативной и практической помощи сотрудников и специалистов различных музеев, архивов и институтов, в частности Государственного Русского музея, Эрмитажа, Кунсткамеры РАН, Музея истории религии, Академии истории материальной культуры, Института палеонтологии РАН, Государственной Публичной библиотеки, центральных исторических архивов, а также архивов Новгорода и Петрозаводска. Согласно «Акта освидетельствования мумифицированного тела», «нельзя исключить его принадлежность святому Александру Свирскому». Распоряжение о передаче мумифицированного тела Церкви подписал начальник Военно-медицинской академии Ю. Л. Шевченко. Однако есть исследователи, которые считают, что найденные в музее останки не являются мощами преподобного Александра Свирского. Историк А. Е. Мусин считает, что «сохранившееся мумифицированное тело» из Военно-медицинской академии отличается от состояния мощей Александра Свирского, записанного в монастырском акте 1918 года, а также на документе, свидетельствующем об уничтожении мощей в 1919 году по распоряжению председателя Олонецкой губернской чрезвычайной комиссии Оскара Кантера. В этом вопросе на два лагеря разделились и старообрядцы: часть из них не признает мощами Александра Свирского останки, обнаруженные в музее.

Мироточение святых мощей

После перевозки святых мощей в храм великомученицы Софии и ее дочерей, мироточение не прекращалось. Каждый раз интенсивность то усиливалась, то становилась менее заметной, но истечение миры не останавливалось ни на секунду.

Сильнее всего мощи старца замироточили по возвращению в родной монастырь, спустя долгие годы забвения. За процессом наблюдали послушники, они стояли у раки святителя, не смея отступить ни на шаг от священных мощей.

Многие подметили, что сила мироточения менялась в зависимости от того, кто служит и как молятся люди, наполнен ли монастырь верующими или в храме полное затишье.

Нетленные мощи

Святой Александр Свирский скончался 9 сентября 1533 г. Первое обретение его тела состоялось в апреле 1641 г. По указанию царя Михаила Федоровича в то время монахи проводили ремонт старой церкви, расположенной над гробницей святого. Планировалось соорудить новую, из камня. Так и было обнаружено, что тело в нем совершенно не было подвержено тлению. Даже одежды остались целыми. Когда сняли ветхую доску с гроба, то повсюду разнеслось благоухание.

По телу инока было разлито миро, издававшее приятный аромат. Мантия, схима, сандалии — все на праведнике было цело. Само тело также полностью уцелело, кожные покровы сохранили цвет и структуру. Даже мягкие ткани лица, которые первыми поддаются тлению. Температура мощей святого долгие столетия остается такой же, как у живого человека — около 36°С. Останки были торжественно перенесены в храм.

В августе того же года состоялось первое освидетельствование мощей. На него собрались представители духовенства:

  • Митрополит Новгородский Афоний;
  • Архимандрит Хутынский Евфимий;
  • Игумен Вяжский Иосиф.

Иерарх в священном облачении раскрыл грудь и руки усопшего праведника. Из-под капюшона монашеского облачения виднелся край бороды. Ноги лежали как у только что почившего — левая обращена плюсной в сторону, правая — вверх. Все присутствующие убедились в том, что перед ними действительно тело преподобного Александра.

Детство и отрочество будущего святого

В Приладожском селе Мандеры жила довольно немолодая семейная пара, Стефан и Василиса. Они вырастили двух сыновей и просили Бога о младшеньком ребенке, утехе не старость. В одной из молитвы они оба услышали голос, говоривший, что молитвы услышаны, Творец дарует доброму супружеству дитя, которое прославит Церковь Христову.

Ещё статьи о преподобном Александре:

  • Мощи святого преподобного Александра Свирского
  • Александро-Свирский монастырь в Санкт-Петербурге

В июне, 15 числа, 1448 года Василиса родила сына, которого назвали именем одного из старозаветных пророков Амосом, ибо мальчик появился в день почитания Амоса. Удивительно, середина XV века, далеко заброшенное село, начало христианской эры в Руси, а селяне знают о Ветхом Завете и его героях. Если учесть, что тогда простые люди были в основном неграмотные, тогда можно сделать вывод, что родители будущего святого России были воцерковленные верующие, черпающие знания в проповедях на богослужениях.

На заметку! Родившись в глубоко верующей семье, Амос отличался от своих сверстников послушностью и кротостью, не был любителем шумных игр, веселья. Отрок с равнодушием относился к одежде и еде, с малых лет находил удовольствия в постах и молитвах, чем порой пугал мать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector