Укрепление веры и исцеление от болезней: как молиться иконе александра свирского
Содержание:
- Строительство монастыря
- Значение святого Александра Свирского в православии
- Детство
- Затворничество и явление Святой Троицы
- Детство и отрочество будущего святого
- Преподобный Александр Свирский. Иконы
- Храмы во имя преподобного Александра Свирского
- Житие преподобного Александра Свирского
- Иконография
- Архитектурный комплекс монастыря
Строительство монастыря
23 года Александр Свирский прожил в келье на берегу озера, пока ему не явилась Живоначальная Троица, во время ночной молитвы воссиял яркий свет и три Мужа предстали перед преподобным Александром. Каждый из видимых в ярком свете Мужей держал жезл, а потом возник Сам Творец с огромными крыльями, распростертыми над землей. В истории христианства игумен Свирский назван новозаветным Авраамом, ибо тому также явилась Святая Троица.
Образ явления Святой Троицы святому преподобному Александру Свирскому
В испуге и благоговении святой отшельник упал на колени и распростерся на земле. Громкий голос стал повелевать преподобному Свирскому воздвигнуть на том месте храм Святой Троицы, пообещав при этом Свою помощь.
Святой отшельник еще 7 лет продолжал:
- жить в уединении;
- спать в келье около озера Рощинское;
- питаться тем, что добывал в лесу;
- терпеть голод, стужу, болезни.
Здесь построен Александро-Свирский монастырь.
Прошло немного времени, отшельник молился и думал, как и на каком участке построить церковь, как явился ему ангел, одетый в белую мантию и куколь и указал место, где должна стоять обитель во имя Бога отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, во имя Животворящей Троицы.
При помощи иноков и прихожан вначале была построена деревянная церковь, а в 1526 году воздвигнута каменная обитель.
После долгих уговоров братии святой преподобный Александр Свирский принял священство и стал игуменом Божьей обители.
Прослеживая земной путь святого Александра Свирского, создается впечатление, что везде, где ступала его нога, вырастали Божьи обители, там сбылось пророчество, данное родителям Амоса. Священнический сан не изменил образ жизни Чудотворца Александра. Он по-прежнему носил одежду в заплатах, проводил ночи на полу в молитвах, сам колол дрова, если оказывалось, что их недостаточно.
Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь
В обители Животворящей Троицы за праздные разговоры и поведение накладывались епитимии, сам игумен был примером воздержания.
Дни преподобного святого на земле подходили к концу. Игумен Свирский задумал положить основание храма Святой Богородицы, и Пречистая Дева Мария, держа Младенца на руке, в окружении сонма ангелов и святых посетила его во время одной из ночных молитв. Ослепленный ярким светом Александр Свирский упал на колени, но был поднят нежным голосом Богородицы, которая сказала, что пришла посмотреть на основание Покровского храма и благословить его всем необходимым.
Так и случилось, возведение храма проходило легко, строители не имели недостатка ни в чем.
Значение святого Александра Свирского в православии
Святой родился в деревне Мандера, на берегу реки Ояти. Родители будущего подвижника были простыми крестьянами. Они очень хотели, чтобы Бог даровал им сына. После долгих и усердных молитв, услышали глас Божий: «Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам». В 1448 году на свет появился мальчик, названый Амосом.
Тихий и кроткий ребенок с детства отличался благим нравом и духовным рвением. Мальчик так строго соблюдал пост, что мать волновалась о его здоровье. В отрочестве проявил интерес к монашеству. В 19 лет юноша отправился в Валаамский монастырь. Сначала был послушником, а вскоре стал монахом с именем Александр.
С самого начала духовной жизни преподобный стремился к уединению, молитве и праведному труду. Смиряя плоть и дух, отправился на отдаленный остров и жил в пещере, где выкопал для себя могилу. Это место сохранилось в прежнем виде до наших дней. Преподобный прожил в пещере семь лет.
Настоятель Валаамского монастыря благословил святого на отшельничество. Александр ушел на отдаленное озеро, на берегу реки Свирь, где поселился среди скал. Подвижник постился, молился, придерживался строгих правил служения Богу. Со временем много людей узнало о праведнике и устремилось к нему. На месте уединенного пристанища возникла новая обитель – Александро-Свирский монастырь.
По своим духовным подвигам преподобный сподобился особой Божественной милости – явления Святой Троицы. Подвижник стремился к уединению и молитве, но Бог в видении велел святому построить церковь и принять на себя управление новой обителью. Инок не посмел ослушаться Небесного Отца и стал главой братии. Хотя по-прежнему продолжал смирять свое тело и дух: трудился наравне с другими иноками, смиренно служил обители, наставлял паству в православной вере. Игумен представился в 1533 году, в окружении верных учеников.
О чем молятся Александру Свирскому
Преподобный был канонизирован в 1547 году. Дни памяти святого: 17 апреля и 30 августа. Мощи Александра Свирского обретены нетленными. Святой прославился чудесами еще при жизни. Однако и после смерти он даровал православным христианам свою помощь.
Предания монастыря запечатлели множество историй о чудесах, произошедших по небесному заступничеству старца. Так, неоднократно люди, приходящие к мощам, обретали исцеление от тяжких болезней. Такой случай произошел с дворянином Андреем Антоновым. Юноша заболел умопомешательством и расслаблением тела. Родители отвезли его к мощам святого Александра, и вскоре больной стал здоров.
Александру Свирскому молятся об исцелении бесплодия. Еще в старые времена некий крестьянин Афанасий и его жена Евдокия не могли родить сына на протяжении долгого времени. Тогда семейство отправилось в обитель, к мощам преподобного. Вскоре после горячей молитвы у пары родился мальчик.
Святой Александр Свирский помогает страдающим одержимостью. Иоанн Сусов, житель местного посада, выезжавший за границу, вел праздную жизнь, был поражен бесом. Вернувшись домой, несчастный впал в беспамятство и бред. Родственники решили отвезти страдающего в монастырь преподобного. Как только Иоанн прикоснулся к священной раке, сразу обрел здравый рассудок.
На помощь подвижника могут рассчитывать люди, пребывающие в заключении. Св. Александр избавил от плена русских воинов. Их захватили татары и содержали в тюрьме. Когда ночью солдаты молились, им явился старец в чудесном сиянии и велел испросить помощи преподобного Александра Свирского. По молитвам воинов, вскоре их из плена выкупили греки, и пленники оказались на Родине.
Детство
Будущий горний русской святости появился на свет 15 июня 1448 года в деревне Мандера, расположенной на Новгородчине у речки Оять, на другом берегу напротив Введено-Оятской обители (ныне Ленинградская область). Родители, небогатые, но благочестивые крестьяне Стефан и Васса, уже имели двое взрослых детей (по иной версии – долго были бездетными) и просили у всевышнего сыночка как утешение на старости лет. Они принадлежали предположительно к финно-угорской народности вепсы. Бог услышал их молитвы и в одну ночь возвестил, что подарит сына, и тот станет отрадой не только для них, но и для церкви.
В миру будущего пророка и чудотворца Александра Свирского звали Амос
Родные дали мальчику христианское воспитание и имя в честь библейского пророка Амос. Он рос послушным, добрым и богобоязненным ребенком. Подростком его отправили обучаться грамоте. Вначале он не отличался высокими способностями к наукам, отставал от сверстников и часто молил господа о помощи. Но со временем – смог догнать и даже превзойти других в изучении всех предметов. Он также начал ежедневно посещать церковь и проявлять несвойственное возрасту воздержание – мало спал и ел, избегал шумных игр.
Затворничество и явление Святой Троицы
Обо всем этом Александр Свирский рассказал боярину Андрею Завалишину, который набрел на жилище отшельника во время охоты. Боярин не раз видел свет на месте, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Александр. Александр просил боярина никому не рассказывать о нем. Завалишин стал навещать отшельника и впоследствии принял постриг с именем Адриан. Постепенно к Александру Свирскому стали приходить люди, которые искали уединения. Они стали учениками преподобного.
После двадцати пяти лет затворничества во время ночной молитвы Александр Свирский удостоился явления Пресвятой Троицы. Во время видения ему было велено воздвигнуть храм во имя Троицы. Считается, что ранее Святая Троица являлась только Ветхозаветному праведнику Аврааму. Впоследствии Ангел указал Александру место для постройки храма. В том же году Александр Свирский построил деревянную церковь Живоначальной Троицы. В 1526 году ее перестроили в каменную.
Около 1508-го года преподобный Александр Свирский принял священнический чин и стал игуменом Троицкого (впоследствии Александро-Свирского) монастыря. Став игуменом, преподобный продолжал вести скромную монашескую жизнь. Он выполнял самую черную работу в монастыре.
В конце жизни преподобный решил построить Покровский храм в честь Пресвятой Богородицы. Во время строительства Александру Свирскому явилась Богоматерь с Богомладенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала, что обитель будет всегда находиться под Ее благотворным Покровом и показала преподобному множество будущих подвижников его обители. Ученик Александра Свирского Афанасий присутствовал при чудесном явлении Богородицы.
30 августа 1533 года на 85-ом году жизни преподобный отошел ко Господу. Перед кончиной он сам выбрал четырех достойных кандидатом на игуменство, предоставив право выбора святителю Макарию. Тело преподобного Александра Свирского погребли возле обители.
17 апреля 1641 года при перестройке Преображенского храма открыли могилу преподобного, и людям явились нетленные мощи Святого. Люди прикладывались к мощам, после чего получали помощь и исцеление. С началом гонений на Церковь Святые мощи увезли из монастыря. После того, как монастыри возвратили Церкви, мощи преподобного Александра обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской академии. С 1998 года нетленные мощи вернули в Александро-Свирский монастырь. Дни памяти преподобного совершаются дважды в год:
12 сентября — в день кончины Александра Свирского;
17 апреля — в день первого обретения мощей Святого.
Детство и отрочество будущего святого
В Приладожском селе Мандеры жила довольно немолодая семейная пара, Стефан и Василиса. Они вырастили двух сыновей и просили Бога о младшеньком ребенке, утехе не старость. В одной из молитвы они оба услышали голос, говоривший, что молитвы услышаны, Творец дарует доброму супружеству дитя, которое прославит Церковь Христову.
Ещё статьи о преподобном Александре:
- Мощи святого преподобного Александра Свирского
- Александро-Свирский монастырь в Санкт-Петербурге
В июне, 15 числа, 1448 года Василиса родила сына, которого назвали именем одного из старозаветных пророков Амосом, ибо мальчик появился в день почитания Амоса. Удивительно, середина XV века, далеко заброшенное село, начало христианской эры в Руси, а селяне знают о Ветхом Завете и его героях. Если учесть, что тогда простые люди были в основном неграмотные, тогда можно сделать вывод, что родители будущего святого России были воцерковленные верующие, черпающие знания в проповедях на богослужениях.
На заметку! Родившись в глубоко верующей семье, Амос отличался от своих сверстников послушностью и кротостью, не был любителем шумных игр, веселья. Отрок с равнодушием относился к одежде и еде, с малых лет находил удовольствия в постах и молитвах, чем порой пугал мать.
Преподобный Александр Свирский. Иконы
Сообщение о преставлении Александра Свирского в Новгородской летописи под 1539 годом сопровождается миниатюрой с изображением преподобного, лежащего на ложе, на фоне деревянных построек. Одна из первых икон Александра Свирского была написана к прославлению преподобного и находилась у его раки. Наиболее ранняя из сохранившихся икон Преподобный Александр Свирский с клеймами жития и чудес,1547-1554 гг.
Преподобный Александр Свирский с житием. Икона. Москва, 1547-1555 гг. Успенский собор Московского Кремля
В небольшом среднике — поясное изображение святого, облаченного в хитон, мантию и схиму; лик обрамляют короткие пряди волос и широкая округлая борода, лоб высокий, с морщинами; правой рукой Александр Свирский благословляет, в левой — развернутый свиток. Вокруг средника — 129 клейм (по 4 ряда с каждой стороны), подробно иллюстрирующих текст жития.
Иконография Александра Свирского складывалась на протяжении второй половины XVI века в соответствии с уже существовавшей традицией изображения преподобных: средовек, в монашеской одежде, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.
Преподобный Александр Свирский. Середина XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея РублеваПреподобный Александр Свирский. Икона. Русь. Конец XVI векаПреподобный Александр Свирский. Икона. Русь. Конец XVI — начало XVII векаПреподобный Александр Свирский. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 августа (фрагмент). Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову
В 1644 году была создана серебряная рака. Одновременно развивались 2 типа изображения Александра Сирского: поясное и ростовое. Существуют отдельные иконографические изводы, возникшие на основе жития святого: «Явление Богоматери преподобному Александру», «Явление Святой Троицы преподобному Александру», Образ Александра Свирского встречается в ряду избранных святых, как, например, икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий Радонежский и Александр Свирский, с видом Соловецкого монастыря», XVII век.
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие и Александр Свирский. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — Преполовение. Вторая половина XVI в. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Изображения святого получили в XVI-XVII вв. широкое распространение в различных видах искусства: иконописи, книжной миниатюре, шитье, памятниках декоративно-прикладного искусства.
Преподобный Александр Свирский. Мастерская Ирины Годуновой. Шитый покров. Москва. 1582 г. Из Александро-Свирского монастыря. СПб, ГРМПреподобный Александр Свирский. Шитье, пелена. Русь, 1580-е гг. Из Александро-Свирского монастыря. СПб, ГРМПреподобный Александр Свирский. Надгробный шитый покров. Москва, 1581 г. Москва, Дом-музей П. Д. КоринаПреподобный Александр Свирский. Москва (мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, жены царя Михаила Федоровича), 1644 г. СПб, ГРМ
Изображение преподобного Александра Свирского написано на крышке раки преподобного, которая была выполнена в 1644 году мастерами Оружейной палаты под руководством Гаврилы Овдокимова. На крышке представлен Александр Свирский в рост с развернутым свитком в руке. Надпись на свитке повествует о конце жизни преподобного и является его обращением к братии. Нимб украшен двумя изумрудами и горным хрусталем, жемчужная обнизь утрачена. По сторонам нимба — две фигурные накладки с надписью чернью: преподобный Александр//Свирский чудотворец. Фон покрыт чеканным орнаментом. На полях крышки, окантованных валиками, по орнаментированному полю размещены фигурное клеймо с изображением Троицы, а также шесть медальонов со святыми, соименными членам семьи царя Михаила Федоровича: Михаил Малеин, Алексий человек Божий, преподобная Евдокия, мученица Ирина, мученица Анна, мученица Татиана.
Преподобный Александр Свирский. Крышка раки. Овдокимов Гаврила (XVII в., Москва) и другие мастера Оружейной палаты под его руководством, 1644 г. СПб, РГМ
Храмы во имя преподобного Александра Свирского
В Ленинградской области располагается Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, основанный преподобным Александром Свирским. С середины XVII века к монастырю был приписан Введено-Оятский монастырь.
Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Вид на монастырь с берега Рощинского озера
В 1764-1786 годах Троицкое отделение монастыря служило резиденцией епископов Олонецких и Каргопольских, викариев Новгородской епархии. С 1873 года настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. С 1890 года монастырь снова сделан самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом. Осенью 1918 года монастырь был разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян в г. Олонец. В годы советской власти обитель использовали под исправительно-трудовой лагерь Свирьлаг, детский и инвалидный дома. Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 по 2009 года находилась Свирская психиатрическая больница. Восстановление обители началось в 1997 году.
Троицкий собор Александро-Свирского монастыря
Во имя преподобного Александра Свирского освящен придел собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известного как собор Василия Блаженного (между 1555 и 1561 гг.), придел церкви Всемилостивого Спаса (1595 г.) в селе Нуча и церкви Спаса Преображения (между 1622 и 1625 гг.) в селе Пурех Нижегородской области.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на РвуЦерковь Всемилостивого Спаса в селе Нуча Нижегородской областиЦерковь Спаса Преображения в селе Пурех Нижегородской области
Во имя преподобного Александра Свирского освящен «пещерный» храм при Христорождественском подворье Александро-Свирского монастыря в Санкт-Петербурге, где находится Людмиловский единоверческий приход г. Санкт-Петербурга.
Пещерный храм Александра Свирского на петербургском подворье Александро-Свирского монастыря (РПЦ)
Житие преподобного Александра Свирского
Рисунок 1. Явление Троицы
Великий праведник и чудотворец земли русской родился в 1448 году. Некоторым людям с самых ранних лет их жизни Господь даёт стремление к церковному и монашескому служению. Свирский принадлежал к их числу. Он с детства мечтал уйти в монастырь. Когда Александр достиг девятнадцатилетнего возраста, то исполнил своё намерение.
Он втайне от родителей покинул дом и направился в ближайшую обитель. Когда юноша подошёл к реке Свирь, то услышал голос. В этом откровении ему было предсказано, что он станет основателем монастыря. Так и случилось. Александр Свирский через несколько лет построил на том месте обитель.
Сначала Свирский стал послушником Валаамского мужского монастыря. Через семь лет святой Александр Свирский был пострижен в монахи и уехал на один из близлежащих островов. Там он провёл около семи лет. Все это время подвижник жил в пещере.
Данный остров впоследствии получил имя Святой. Там до нынешнего времени сохранилась пещерная келья преподобного, которая теперь входит в Александро-Свирский скит монастыря на Валааме. Паломники имеют возможность его посещать.
Здесь можно увидеть могилу, которую вырыл святой, поскольку хотел быть погребённым именно в этом месте.
Через несколько лет монашеского служения настоятель благословил его на ещё один подвиг. Теперь он отправился туда, где ему когда-то было видение. Неподалёку от Свири, в окрестностях города Олонца он основал монашескую обитель. Большой мужской монастырь, построенный потом на этом месте, освятили в честь его основателя.
Свирский говорил с Ним о монашеской жизни и о строительстве церквей. Праведник спросил у Всевышнего, где лучше построить храм. И Господь указал ему место вблизи его скита.
Батюшка Александр наставлял молодых иноков, учил их борьбе с грехами и сердечной молитве.
Один из его духовных воспитанников, которого звали Иродион, написал после смерти преподобного его житие.
Святой приобрёл большую любовь народа, после того, как в день его памяти произошла важная победа русского войска над казанским в эпоху правления царя Иоанна Грозного.
Иконография
Самая первая икона святого была написана после нахождения его останков. Сам преподобный здесь изображен горизонтально. В середине шестнадцатого века была написана икона, где старец был изображен в монашеской одежде. В одной его руке находился свиток, другая рука изображала благословляющий жест.
На сегодняшний день существует несколько вариантов икон. Один из вариантов демонстрирует монаха в момент, когда его взору предстала Святая Троица. Другой вариант изображает старца в мантии, со свитком в руках. Его свободная рука обращена к верующим. В третьем варианте старец опирается на посох, а в его руке – икона Пресвятой Троицы.
Архитектурный комплекс монастыря
Александро-Свирский монастырь сложился как объединение двух святых мест, расположенных на расстоянии 200 м друг от друга.
Две части комплекса
Первая – пустынька и место уединенных молитв преподобного Александра – Преображенская часть, названная в честь главного храма. Здесь Александру явилась Святая Троица.
Над входом в Преображенскую часть монастыря висят иконы с изображением преподобного Александра Свирского, где запечатлено явление Святому старцу Святой Троицы и Богородицы.
Вторая часть комплекса – Троицкая, по наименованию главного собора, – место братских келейных корпусов и общей монастырской жизни.
В Преображенской части находятся:
- одноименный собор с приделом преподобного Александра Свирского;
- церковь Захарии и Елисаветы;
- часовня Живоначальной Троицы;
- Преображенская колокольня;
- восточный настоятельский корпус со Святыми вратами;
- надвратная церковь Николая Чудотворца;
- южный братский келейный корпус;
- иконная лавка;
- надкладезная часовня.
В Троицкой части находятся:
- Троицкий собор;
- Троицкая звонница;
- церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
- церковь преподобного Иоанна Дамаскина;
- архиерейские кельи;
- западные братские кельи;
- больничный корпус;
- братское кладбище.
Обе части составляют единый архитектурный комплекс памятников XVI-XIX веков и одновременно действующим мужским монастырем, который ежегодно посещают тысячи паломников и туристов.
Храмы обители
Ранние постройки храмов Александро-Свирского монастыря не сохранились. На территории монастыря – 5 действующих храмов, неоднократно перестроенных.
Солидный храм с двумя приделами и 5 куполами на высоких барабанах – Преображенский собор построен на месте первой церкви, стоящей рядом с кельей преподобного Александра. Умирая, он завещал бросить свое мертвое тело в болото, но братия не посмела исполнить волю преподобного, и старца похоронили рядом с Преображенским собором.
Внутреннее убранство собора Преображения Господня строгое. Главная святыня собора – рака с нетленными мощами преподобного Александра Свирского. Нетленные мощи Святого, которому являлась Богородица, обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового каменного Преображенского собора.
В начале XVIII века к собору пристроили придел в честь преподобного Александра Свирского. С 1644 года здесь почивают мощи Святого.
Церковь пророка Захарии и праведной Елисаветы построена в 1668 году. Она составляет единый комплекс с Преображенским собором, связанный с ним галереей. В церкви хранится святыня – мироточивая копия Туринской плащаницы.
Троицкий собор построен при жизни святого Александра в 1508 году на месте, указанном преподобному Ангелом. Заново построен мастером из Костромы П.И. Потемкиным по собственному проекту в 1698 году.
Большой, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами по одной стороне. Апсиды – пониженные выступы здания, примкнувшие к основному строению. Три другие стороны опоясаны галереей на подклети.
Высокое крыльцо – с шатровой крышей и крестом. По фасадам – закругленные окна неодинаковых размеров. Величественный, основательный, без излишеств собор венчает один купол.
Собор расписан в начале XVIII века. Изнутри купол расписан образом Господа Вседержителя, благословляющего не открытой рукой, а сжатой десницей – знак того, что Господь держит здешние земли и монастырь в своей руке.
На стенах – библейские сюжеты и евангельские притчи. На восточной стороне стен изображены райские кущи, на западной зияет геенна огненная. Среди грешников аду – исторические персонажи петровской Руси. Царь Петр I – среди праведников в виде библейского Иакова, пасущего стадо овец.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена при жизни Святого в 1533 году. Строительство благословила, указав место, сама Богородица, явив себя преподобному. Церковь, построенная в Новгородском стиле, – самое древнее строение монастыря.
Строили на пожертвования великого князя Василия III. Кирпич для строительства делали монахи.
Украшение обители – звонница, расположенная между Покровской церковью и Троицким собором, увенчана куполами-луковками с крестом. Белоснежное здание – символ чистоты и святости.
Церковь преподобного Иоанна Дамаскина, однокупольное невысокое здание, построенное в 1716 году, разрушено и восстановлено в 1896 году на пожертвования мирян, называют больничной церковью: здесь располагались больничные палаты. В церкви молился Петр I.
В архирейском корпусе над воротами – церковь Николая Чудотворца, построенная в стиле классицизма.