Житие и творения преподобного нила сорского, иконография и молитвы

↑ Житие (биография)

До принятия пострига Нил переписывал книги. После исполнения 20 лет посещал Кирилло – Белозерский монастырь. Учился Нил у мудрого старца Паисия Ярославова. Паломничая, преподобный Нил изучал монашеское подвижничество в Палестине, Константинополе, 10 лет жил на г. Афон. Путешествовал Нил с учеником Иннокентием.

По возвращении домой (1473-1489 гг.), Нил обосновал монашеский скит рядом с Белозерским монастырём. Сначала построил часовню и отдельную келью, выкопал колодец. Поселившиеся рядом иноки жили здесь не группами, а в отдельных кельях, как Афонские монахи. Позже построили церковь.

Преподобный Нил жил уединённой жизнью и участвовал в решении текущих церковных вопросов:

  • Собор 1490 г. — «Решение вопроса о новгородских еретиках», где Сорский, вместе с Ярославовым настояли об отмене сожжения с заменой проклятием и лишением сана.
  • Собор 1503 г. – «Монастырские имения, землевладельческое право монастыря». Здесь Сорский выразил протест на владения монастырями землями и богатством. Он проповедовал и показывал пример нестяжательства и жизни, обеспеченной собственным трудолюбием.

Кто такие нестяжатели и иосифляне

Термины «нестяжатели» и «иосифляне» появились позже, чем происходил сам конфликт между двумя этими течениями. Проповедующих нестяжательство еще называли «заволжскими старцами», потому что монастыри их, как правило, находились далеко от .

Происхождение слов

Слово «нестяжатели» произошло от термина «нестяжание», в православии это — нищета, избранная по собственной воле, — один из обетов, которые даются монахами при пострижении.

Иосифлянами (по имени Иосиф) стали называть приверженцев Иосифа Волоцкого, одного из духовных лидеров Русской Православной церкви конца XV — начала XVI веков.

Значение понятий

Иосифляне, приверженцы консервативного учения Иосифа Волоцкого, крайне негативно относились к любым группам, настаивавшим на реформировании Церкви, отстаивали возможность для монастырей владеть землей и ратовали за физическое уничтожение еретиков.

Нестяжатели, сторонники Нила Сорского, требовали безукоризненного соблюдения монахами своих обетов, в частности, обета бедности, а также выступали за снисходительное отношение к раскаявшимся еретикам.

Противостояние двух этих течений наложило глубокий отпечаток на религиозно-общественную ситуацию в России XV-XVI веков.

Противостояние с Иосифом Волоцким

Нил Сорский руководил монастырем всю свою жизнь и редко покидал его. В 1491 году старец участвовал в Соборе, посвященном противостоянию жидовствующей ереси. К тому времени подвижник снискал всенародную славу высокодуховного человека, и к его мнению прислушивались даже высшие духовные чины.

С его помощью и при участии других защитников Православия, очаги ереси были подавлены. Особо горячо мнение подвижника поддержал на соборе Паисий Ярославов. Уважаемый старец из Кирилло-Белозерской обители во всем был согласен со своим учеником.

На первом соборе у Нила Сорского и Иосифа Волоцкого возникли первые конфликты. Нил Сорский и его последователи резко осуждали любые проявления ереси, но не требовали применения высших мер наказания к ее распространителям. Многие из них были обмануты, некоторых апологетов ошибочного религиозного течения стоило заключить в тюрьмы, изолировав таким образом от общества.


Иосиф Волоцкий и Нил Сорский

Нил Сорский считал смертную казнь слишком жестоким методом борьбы. Иосиф и Геннадий Волоцкие придерживались радикальных мер в отношении еретиков — всех распространителей ереси предполагалось казнить, выжигая подобную «заразу» каленым железом. По их мнению, любые другие методы борьбы были бы неэффективными.

Нил Сорский был далек от проблем мирян, он междоусобных разбирательств и настроения властей. Праведник считал, что христианского покаяния достаточно для того, чтобы не наказывать человека за ошибочные суждения. Наказывать предполагалось только особо упорствующих, чтобы они не смущали неокрепшие умы ошибочным учением. Сторонники Нила Сорского называли «осифян» чрезмерно жестокими, утверждая, что подобными действиями они сами становятся на путь жидовствующей ереси.

Интересно знать! Понятие жидовствующей ереси в Православии объединяет несколько религиозных течений, преимущественно сконцентрированных в Новгороде и Москве.

Этот период был уникальным для Руси средних веков, когда на русских землях придерживаться другого вероисповедания могли только жители других стран. Еретические течения зародились среди торговцев, которые посещали сами другие страны и общались с иностранными купцами, приезжающими в Россию.

Именно поэтому центром духовного противостояния стали Новгород и Москва — города, которые были крупнейшими торговыми центрами Руси. Власти сложно было уследить за тем, что именно проповедуют заезжие книжники простым людям, несмотря на то, что осуществлять миссионерскую деятельность на территории русского государства иностранцам было запрещено. Жидовствующая ересь возникла после смешивания христианских и иудейских догматов.


Нил Сорский на Церковном соборе 1503 года

Второй раз старец посетил Собор, когда на нем рассматривался вопрос о монастырском имуществе. Предстоятель выступил с резкой критикой сторонников монастырских землевладений. Он считал, что монастыри не могут владеть селами и большими земельными угодьями.

Все монахи его обители кормились собственным трудом. Любая забота о прибыли противоречит монашескому подвигу. Мнение подвижника горячо поддержали иноки Белозерской пустоши. На этой почве между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким вновь возник жаркий спор.

Расхождение во взглядах предстоятелей Церкви тех времен усугублялось, в церковной иерархии наметилось образование противоборствующих церковных групп. Преподобный Иосиф ревностно отстаивал право монастыря на владение землями и имуществом, считая, что это не имеет ничего общего со стяжательством.

Он говорил, что церковные владения делают Церковь более независимой от государства. Материальные средства, попавшие во владения Церкви, давали возможность строить новые храмы и осуществлять благотворительную деятельность. В конечном итоге на соборе победило мнение Иосифа Волоцкого.

Важно! Иосиф Волоцкий — деятель Русской Православной Церкви, талантливый церковный писатель, покровитель православного хозяйствования. Канонизирован и почитается в лике Святых с 1579 года

Конфликты, возникавшие в церковной среде, отражали процессы, происходящие в молодом русском государстве. На Руси шел период самодержавия, который был связан с непростыми вопросами распределения власти и собственности.

Молитвы

Тропарь преподобного Нила Сорского
глас 4
Удалився бегая Давидски мира,/ и вся яже в нем яко уметы вменив,/ и в месте безмолвне вселився,/ духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле:/ и Единому Богу изволив служити,/ процвел еси яко финикс,/ и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни./ Темже благодарственно вопием:/ слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства,/ слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна,/ слава молитвами твоими и нас Спасающем.

Ин тропарь преподобного Нила Сорского
глас 1
Мирскаго жития отвергся/ и мятежа житейскаго бегая,/ преподобне и Богоносне отче наш Ниле,/ не обленился еси собрати цветы райския от писаний отеческих/ и, в пустыню вселився,/ процвел еси, яко крин сельныи,/ отонюду же прешел еси и в Небесныя обители;/ научи и нас, честно почитающих тя,/ твоим царским путем шествовати/ и молися о душах наших.

Кондак преподобного Нила Сорского
глас 8
Любве ради Христовы удалився мирских смущений,/ радостною душею вселился еси в пустыни,/ в нейже подвизався добре,/ яко Ангел на земли, отче Ниле, пожил еси:/ бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни./ Еяже ныне сподобився,/ во свете неизреченныя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя,/ моли, молимтися, припадающе, чада твоя,/ сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний/ видимых и невидимых враг/ и спастися душам нашим.

Ин кондак преподобного Нила Сорского
глас 3
Терпя, потерпел еси суетныя обычаи/ и мирския нравы братии твоих,/ обрел еси пустынное безмолвие, преподобне отче,/ идеже постом, бдением и непрестанною молитвою в трудех подвизався,/ ученьми твоими правыя стези указал еси нам/ шествовати ко Господу./ Темже и почитаем тя, всеблаженне Ниле.

Молитва преподобному Нилу Сорскому
О преподобне и богоблаженне отче Ниле, богомудрый наставниче и учителю наш! Ты любве ради Божия удаляяся мирских смущений, в непроходней пустыне и в дебрях изволил еси вселитися и яко лоза благоплодна, умножив чада пустыни, явил еси себе им словом, писанием и житием образ всякия иноческия добродетели, и, яко Ангел во плоти пожив на земли, ныне в селениих небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися и, с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши. Молим тя, богоблаженне, настави и нас, жительствующих под кровом твоим, непреткновенно ходити по стопам твоим: любити Господа Бога всем сердцем своим, Того единаго вожделети и о Том едином помышляти, мужественно же и благоискусно пратися с долу влекущими нас помыслы и прилоги вражиими и тех всегда побеждати; возлюбити всякую тесноту монашескаго жития и возненавидити красная мира сего любве ради Христовы и насадити в сердцах своих всякую добродетель, в нейже сам потрудился еси. Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мире живущим, просветит ум и очи сердечныя, еже ко спасению, утвердит их в вере и благочестии и в делании заповедей Своих, сохранит от лести мира сего и дарует им и нам оставление грехов и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу. Да в пустыне и в мире жительствующе, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте и Того усты и сердцем прославим купно со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Нестяжатели: суть движения

Философия Нила Сорского и его выступления на церковном соборе дали толчок к появлению такого движения, как нестяжатели. Старец в подтверждение своих суждений приводил тот факт, что при постриге монахи всегда давали клятву нестяжания. Поэтому владение любым имуществом, в том числе и в виде монастырских земель, считалось прямым нарушением обета.

Свое отношение у последователей старца было и к княжеской власти. Она автоматически ставилась выше самой церкви. Князь представлялся Нилом Сорским мудрым, справедливым и достойным человеком, который вполне мог выполнять функцию церковного управленца.

Старец считал, что все принадлежащие монастырям земли необходимо раздать князьям, дабы они могли поблагодарить своих людей за верную службу земельным наделом. В свою очередь, нестяжатели надеялись получить от государства взамен широкие возможности в плане решения религиозных вопросов. Нил Сорский был уверен, что в связи с отречением от мирских дел монахи смогут больше времени уделять своей прямой обязанности – молитве. При этом жить они могли только своим трудом и незначительными подаяниями. А вот сами монахи обязаны были подавать милостыню всем неимущим, независимо от их состояния и положения.

Об отношении к Священному Писанию и церковному преданию

Мысль о разумном исполнении Священного Писания является одной из основных тем посланий преподобного Нила. Особенно часто он об этом говорит в послании Герману Подольному. В частности он пишет: «Повиноваться Богу по божественным Писаниям, а не так бессмысленно, как некоторые: и когда в монастыре с братьями, будто бы в повиновении, в самоволии бессмысленно пасутся, и отшельничество так же осуществляют неразумно, плотской волей ведомые и разумом неразмышляющим, не понимая ни того, что делают, ни того, в чём утверждаются». В «самоволии», то есть не по Божьей воле, не по Его Писаниям, а в мнимом послушании по человеческим представлениям и без разумения.

С чего все началось

Преподобный Нил Сорский (мирское имя неизвестно) родился в 1433 году. Родом он был москвич, происходил из семьи дьяка (говоря современным языком, госслужащего). До пострига, полагают историки, служил подьячим (мелким чиновником). Известно, что у преподобного Нила был брат, Андрей Майко (Майков), который служил дьяком у великих князей Василия II Темного и Ивана III, в течение 50 лет выполнял важные дипломатические поручения, участвовал в посольствах. В конце жизни принял монашество с именем Арсений в том же монастыре, что и его брат Нил, — в Кирилло-Белозерском.

Нил Сорский был пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре в начале 1450-х годов, а после 1475 года ушел вместе с учеником Иннокентием (Охлябиным) из монастыря на Афон и в Константинополь. Есть предположение, что они побывали и в палестинских обителях. Там Нил долго изучал практику «умной» молитвы и скитского жития. Вернувшись в Россию в 1480-х, преподобные Нил и Иннокентий в 1480 году построили кельи по скитскому обычаю на реке Соре, в болотистом месте, в 16 верстах от Кирилло-Белозерского монастыря, и некоторое время жили там. Из окна одной кельи можно было увидеть только другую келью: ничто не должно было отвлекать подвижников от созерцания, безмолвия и изучения божественных писаний. В будущем уединенное житие каждого инока в Нило-Сорской пустыни сохранялось вплоть до XVII века. Лес вблизи келий рубить запрещалось.

По мнению местных краеведов, здесь у маленького прудика стоял скит прп. Нила Сорского. Русские монастыри. М., 2001

Неподалеку от келий Нил выкопал колодец для питьевой воды и пруд для поливки огорода. На Соре поставил мельницу. В 250 метрах от келий святой подготовил земляной фундамент для скитской церкви — своими руками натаскал на болотистое низкое место гору земли, на которой поставили первый деревянный Сретенский храм.

Постепенно к Нилу стали стекаться желающие поселиться в скиту. Иноков преподобный отбирал строго. По его уставу, приходящий обязан был изучать божественные Писания, неукоснительно соблюдать заповеди Божии и монашеское делание и ни в коем случае не допускать самочинства. Желающих жить по своей воле Нил Сорский сразу отправлял из пустыни. Всего в скиту при преподобном, по разным сведениям, жило 6–12 человек.

Затворившись в скиту, Нил Сорский не остался в стороне от обсуждения важнейших вопросов русской церковной жизни своего времени. Он участвовал в церковном Соборе 1490 года, собранном в Москве по поводу ереси «жидовствующих», а также — в Соборе 1503 года, который более всего известен как «Собор о монастырских селах и стяжаниях». Вообще, это важный момент в истории Русской Церкви — в первой половине XVI века в ней развернулась полемика о монастырском землевладении и, шире, о роли монастырей в жизни христианского общества. Подробнее об этом было рассказано в «Фоме» в интервью с историком Николаем Лисовым.

2

Память о Святом

Мощи Нила Сорского хранятся в основанном им монастыре. Обитель, основанная Святым Старцем, прекращала свою работу в советское время. В 90-е годы прошлого века монастырь возродил свою деятельность. Монахи обители живут и трудятся, согласно заповедям Старца, продолжая его дело.

Образ Святого нашел свое отражение во многих иконах. Святые образа с изображением Нила Сорского часто украшают стены православных храмов, такие иконы можно часто встретить в домашних иконостасах православных верующих. Перед иконой праведника христиане читают молитвы и акафисты в дни его памяти.

Важно! День памяти Святого — 9 июня. В честь подвижника названы несколько православных храмов России. Нил Сорский — яркий пример русского православного подвижничества

Образ Святого стал примером для всех последующих поколений православных христиан

Нил Сорский — яркий пример русского православного подвижничества. Образ Святого стал примером для всех последующих поколений православных христиан.

Преподобный Нил Сорский

↑ Интересные факты

  • Преподобный Нил причислял себя к последователям монахов — отшельников, которые проповедовали покой и безмолвие путём медитаций. А так же считал учителем Сергия Радонежского.
  • По Уставу Нила Сорского, в скиту полагалось жить отдельно, на расстоянии 60-80 м друг от друга. Монахи много читали, переписывали духовные книги, поэтому сюда принимали только грамотных людей.
  • Богомудрым старцем со скитниками насыпана вручную высокая насыпь на болоте под строительство церкви с усыпальницей.
  • Жители скита приходили в церковь только в субботу, воскресенье и в праздники, по примеру восточных монахов.
  • Святой Нил – из рода Майковых. Русского поэта XIX в., Аполлона Майкова, называют дальним родственником.

Краткое жизнеописание

Житие Нила Сорского наполнено множеством интересных событий, повлиявших на развитие и формирование православия на Руси. Например, благодаря его образу жизни появилась скитское движение, впоследствии распространившееся по всей территории страны.

Житие

Летописи, содержащие информацию о ранних годах жизни Нила Сорского, дошли до наших дней в ограниченном количестве. Известна только дата его рождения – 1433 год. Далее идет большой провал в биографии, и следующее упоминание о Ниле появляется только после вступления в лоно церкви. Он принял монашеский постриг и поступил в ученики к Паисию Ярославовичу. Набравшись знаний у мудрого наставника, молодой Нил направился в паломническое путешествие.

За время своих странствий, монах исходил множество святых мест и даже жил на горе Афон. Там он изучил множество научных трудов, написанных местными настоятелями и святыми отшельниками. Позже эти знания пригодились в формировании собственного духовного развития и создании отдельного направления в православной религии.

Зарождение движения нестяжателей

Движение нестяжателей начало зарождаться практически сразу после возвращения Нила из странствий. Он не остался жить в родном монастыре, а соорудил себе отдельную келью, которая находилась в 15 километрах от обжитых монахами мест. Там он продолжил изучать духовные труды, формируя и оттачивая свой собственный путь к Богу. Видя его самоотдачу и преданность делу, к отшельнику стали прибиваться последователи.

Это стало толчком к постройке нового монастыря, в котором и зародилось движение нестяжателей. Приверженцы подобного образа жизни отличались крайней степенью трудолюбия и считали, что монахи должны иметь только те блага в жизни, которых добились собственными руками. В стенах монастыря также поощрялось духовное подвижничество, а монахи много времени проводили в своих кельях, читая молитвы.

Спор с Иосифом Волоцким

В качестве камня преткновения, из-за которого возник спор между двумя святыми старцами, называют их взгляды на жизненный уклад монастырей. Нил Сорский выступал за отказ от благ земных, которые выражались в принятии помощи от местных крестьян и прочих экономических манипуляций.

Кроме того, Иосиф указывал на тот факт, что отказ от благ земных не позволит монахам нести просветительскую деятельность среди безграмотного населения, так как все время будет уходить на добычу пропитания. Так церковь раскололась на два лагеря, одна сторона которого стала именовать себя «нестяжателями», другая «иосифлянами».

Обратите внимание! Оба настоятеля, несмотря на противоречия, относились друг к другу с уважением и поддерживали строгий порядок в подвластных им землях

Почитание

Умер святой в 1508 году. Церковное собрание приняло решение, что день памяти этого деятельного старца будет приходиться на:

  • 7 мая;
  • 3-ю неделю Пятидесятницы, вместе с собором Вологодских святых.

Труды

Составленный святым Нилом устав и «Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне» являются основополагающими текстами русского скитского монашества, устав — одним из первых монашеских уставов составленных на Руси. В нем преподобный Нил подробно излагает ступени спасительного мысленного делания.

На русском языке издано:

  • Устав — вИстории Российской Иерархии .
  • Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском , изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, Москва, 1820, 1849 (Житие и писания святых отцев , т. I).
  • Преподобиый Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и устав его о жительстве скитском в переводе на русский язык. С приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей , Санкт-Петербург, 1864.

Монашество

Иноческая жизнь Нила Сорского началась в Кирилло-Белозерской обители. Здесь он учился навыкам аскетической жизни под руководством строгого и опытного подвижника, старца Паисия Ярославова. Здесь он трудился, предавался молитве и послушанию, бдению и постам.

Прожив какой-то период в монастыре, он вместе с учеником, монахом Иннокентием (принадлежавшим к боярскому роду Охлебининых) решился путешествовать по святым местам.

Достигнув Афона, пробыл там достаточно долгое время, перенимая опыт местных отцов, возрастая возрастом духовным, изучая правила пустынножительства, трезвения, духовного созерцания.

Одним из его излюбленных занятий было изучение Священного Писания, жизни и творений святых отцов Церкви.

Пребывая на Святой Горе, Нил Сорский приобщился к уединенному жительству, полюбил священное Христа ради безмолвие.

Возвратившись на Русь, он не стал жить в Белозерской обители, а выбрав безлюдное болотистое место неподалеку, приблизительно в 15 верстах от монастыря, на реке Сорке, воздвиг там крест, вырыл колодец, основал келью, часовню, предался аскетическим подвигам.

Вокруг преподобного Нила Сорского собралось несколько братий, искавших спасения. Со временем количество братий увеличилось. Общими стараниями отстроили церковь. Строительство потребовало немалых усилий, ведь храм возводился на болотистой почве. На месте, где он был воздвигнут, предварительно сделали насыпь.

Жизнь в обители организовывалась на основе правил скитского жительства, заимствованных у Афонских подвижников. Так был создан монашеский скит.

Жизнь братий проходила в трудах и молитве, изучении Книг Писания и произведений отцов.

Скитский устав подразумевал отшельническое жительство иноков, совершенный отказ от любых форм обладания имуществом и угодьями, неприятие земных благ.

Отшельники собирались на богослужение вместе по субботним и праздничным дням. Совершавшиеся в скиту преподобного Нила церковные службы отличались особой строгостью и полнотой. Например, скитская всенощная длилась всю ночь.

Большое внимание преподобный отец уделял достижению высокого благодатного состояния

Важное значение в деле воспитания иноков предавалось молитвенному безмолвию, внутреннему сокрушению, памятованию о смерти и Страшном Суде, борьбе с помыслами

Важное значение в деле воспитания иноков предавалось молитвенному безмолвию, внутреннему сокрушению, памятованию о смерти и Страшном Суде, борьбе с помыслами. В пятой главе составленного Нилом Сорским руководства, Уставе, даётся подробное описание, как необходимо вести внутреннюю брань против восьми наиболее губительных страстных помыслов (чревообъедения, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости)

В пятой главе составленного Нилом Сорским руководства, Уставе, даётся подробное описание, как необходимо вести внутреннюю брань против восьми наиболее губительных страстных помыслов (чревообъедения, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости).

В 1491 году Нил Сорский, сыскавший к тому времени известность и уважение, участвовал на Соборе, исследовавшем дело о ереси жидовствующих.

Жидовствующие еретики явили в своем учении одну из наиболее страшных ересей, явившихся на территории Руси. Они отрицали Троичность Бога по Лицам, Божественное достоинство Христа, отвергали почитание святых мощей и икон. Несмотря на кажущуюся очевидность противречия нового учения Преданию Церкви, эта ересь увлекла в свои сети множество людей, включая представителей духовенства, значимых государственных особ.

Со временем очаги этой ереси были подавлены общими услиями ревностных Православных защитников.

↑ Последователи Нила Сорского

  • Последователями старца Нила совершались попытки внесения нестяжательства в общественно – политическую жизнь.
  • С Вассианом Патрикеевым (Вассианом Косым), Сорский знакомится после обвинения того в измене и приговорения к монашескому постригу в 1499 г.
  • Образованный инок Максим Грек поселился в России уже после смерти Сорского, но придерживался учений Нила и обличал порочную духовную русскую жизнь.
  • Артемий Троицкий, в 1553 г, обвинён в неподобных высказываниях и приговорён церковным Собором к заточению в Соловецком монастыре.
  • Место умершего идеолога, отца Нила, занял Иннокентий Комельский. Нестяжатели, последователи Сорского, в конце концов, проиграли противнику Нила, Иосифу Волоцкому.

Сорская пустынь

Взгляды Нила Сорского на жизнь монахов существенно отличались от принятых в Средневековье. Он считал, что монастыри не должны иметь большое хозяйство. В конечном итоге это приводит к стремлению расширять свои земельные владения, что крайне далеко от заветов Христа. Старец беспокоился о том, что игумены стараются собрать в своих руках как можно больше золота и богатств, постепенно забывая о своем истинном предназначении. Одиночество Нил Сорский тоже считал неподходящим вариантом служения Господу. Просветитель утверждал, что не каждый монах в одиночестве может не озлобиться. Обычно человек дичает, теряет свое предназначение и не может выполнять заповедь о любви к ближнему. Ведь рядом с отшельниками никогда не бывает людей, поэтому они не проявляют заботы ни о ком из живых.

Лучшим вариантом служения Богу старец считал проживание в ските. Поэтому, вернувшись к себе на родину, он поспешил удалиться в дремучие леса. Уйдя на пятнадцать верст от Кириллова монастыря, Нил нашел уединенное место над речкой Сорой, где и основал свой скит.

Последователи Нила Сорского придерживались его взглядов на монашество. Все жители скита трудились, не покладая рук, ведь только это, кроме молитв, было им позволено. Монахи не имели права заниматься мирскими делами. Считалось, что только очень больной инок мог быть освобожден от работы. Обычно старец твердил, что тот, кто не желает трудиться, не должен и питаться. Данный взгляд на монашескую жизнь был достаточно суров. Однако многие считали старца святым человеком и стремились обрести покой и мудрость на территории Сорской пустыни.

Россия была боговидицей

Нил Сорский, олицетворяя всех святых российских, будучи учеником афонских старцев и почти прямым преемником (в духе) Сергия Радонежского, представляет ветвь созерцательных святых затворнически-скитской ориентации. Они и просияли, как святые, и преподнесли образ Святой Руси. В чем состояла святость? Она давалась теплотой непрестанной внутренней молитвы, внутренним деланием, изумительным образом любви.

Святой Руси был исключительно свойственен исихазм. Его смысл следующий: необходимо трезвением, глубоким покаянием достичь чистоты сердца, чтобы видеть Бога. Исихазм был особенно свойственен Нилу Сорскому, Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. Эта созерцательно-мистическая традиция видения Бога (в нетварном свете) и составляла сокровище Святой Руси – Россия была боговидицей в лице своих старцев-отцов. И находилась под покровом Божией Матери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector