Святой климент римский, житие и творения

биография

ранняя жизнь и образование

Джулио Роспильози родился в 1600 году в семье Роспильози , знатной семье Пистойи в Великом герцогстве Тоскана , в семье Джакомо и Катерины Роспильози. Он учился в Семинарии Романо, а затем в Пизанском университете в качестве ученика иезуитов , получив докторскую степень в области теологии, философии, канонического и гражданского права в 1623 году. После получения докторской степени он преподавал там богословие в качестве профессора с 1623 по 1625.

Епископат и кардинал

Позже Роспильози тесно сотрудничал с Папой Урбаном VIII (1623–1644), где он работал в дипломатическом корпусе в качестве референдума Апостольской сигнатуры . Он был назначен титулярным архиепископом Тарса в 1644 году, а затем получил епископскую хиротонию в Ватикане. Роспильози также служил апостольским нунцием в Испании с 1644 по 1653 год, когда он решил уйти в отставку с этого поста. Он жил в отставке во время понтификата Папы Иннокентия X, который не любил и дистанцировался от тех, кто был связан с его предшественником. Он также был назначен викарием Санта-Мария-Маджоре в Риме .

Роспильози был искусным литератором, написавшим стихи, драмы и либретти , а также то, что может быть первой комической оперой , а именно его либретто 1637 года Chi soffre, speri . Он также был покровителем Николя Пуссена , заказав у него «Танец под музыку времени» и продиктовав его иконографию.

Папа Александр VII назначил его кардиналом в 1657 году как кардинал-священник Сан-Систо-Веккьо, а также был назначен кардиналом государственного секретаря в 1655 году, которым он занимал до 1667 года.

Признание святым

Святой Климент — один из немногих римских пап, чьим именем был посвящен русский православный храм .

Имя святого Климента находится в римском Canon в мессе . Он поминается 23 ноября как папа и мученик в католической церкви, а также в англиканской церкви и лютеранской церкви . Сирийская Православная Церковь , то Маланкара Православная Сирийская Церковь , то Македонская Православная Церковь и Греческая православная церковь , а также католическая церковь Сирийская , то католическая церковь Сиро-Маланкар и все византийский Rite Восточных Католические Церкви честь Святого Климент Римский (названная в Сирийский «Mor Clemis» ) 24 ноября; Русская православная церковь в память святого Климента 25 ноября. Климент вспомнил в Церкви Англии с Мала фестиваля на 23 ноября .

Церковь Святого Климента в Москве славится сверкающим интерьером в стиле барокко и иконостасом, а также набором позолоченных перил XVIII века. Приход был распущен в 1934 году, а оригинальные отдельно стоящие ворота снесли. Государственная библиотека имени Ленина хранила свои книги в здании на протяжении всего советского периода. Лишь в 2008 году здание вернули Русской православной церкви.

Память святого Климента Римского отмечается в синаксарии Коптской православной церкви в Александрии 29 числа месяца хатур . Согласно Коптскому церковному синаксарию, он принял мученическую смерть в 100 году нашей эры во время правления императора Траяна (98–117). Он принял мученическую смерть, привязав шею к якору и бросив в море. В записи 29-го числа коптского месяца хатур говорится, что этот святой родился в Риме от благородного отца по имени Фостин, а также говорится, что он был членом римского сената и что отец обучал его и обучал греческой литературе. .

Реликвии

В городе Санта-Крус-де-Тенерифе в Испании хранится берцовая кость Сан-Клементе, подаренная Патриархом Сидотти ( Патриарх Антиохийский ) церкви Непорочного зачатия . Исторически это была очень почитаемая в городе реликвия.

Символизм

Крест на якоре , также известный как крест Моряка или Святого Климента.

В произведениях искусства святого Климента можно узнать по якорю на боку или привязанному к шее. Чаще всего его изображают в папских облачениях , в том числе в мантии, иногда с папской тиарой, но чаще с митрой . Он также иногда изображается с папскими символами, такими как папский крест и ключи от неба . Что касается его мученичества, он часто держит пальму первенства в мученической смерти .

Святого Климента можно увидеть изображенным возле фонтана или источника , связанного с происшествием из его жития , или лежащим в храме в море. Закрепленный Крест или Крест Моряка также упоминаются как Крест Святого Климента, ссылаясь на то , как он был замучен.

Епископское служение

Незадолго до своей мученической кончины, Пётр возвёл Климента на епископскую кафедру Рима. Так он стал третьим Римским архиереем после Лина и Анаклета.

Добродетели Климента встречали уважение как среди верующих, так и среди язычников. Это способствовало распространению веры и успеху Благовестия. Число верующих в Риме росло.

Успешная деятельность Климента Римского вызывала у языческих фанатиков лютую ненависть, чувство вражды. В какой-то момент некий Торкутиан, движимый злобой, инициировал против него возмущение и втянул в это дело градоначальника.

Градоначальник вызвал епископа для объяснений, а во время беседы напомнил ему о благородном происхождении и укорил в провоцировании беспорядков. В ответ Климент Римский попросил тишины и выступил с проповедью о Христе. Выслушав речь, градоначальник признался, что не нашёл в нём вины, но поскольку тот явился виновником народных волнений, постольку он вынужден доложить о случившемся императору Траяну.

Император ответил, что Клименту надлежит принести жертву богам. В противном случае он должен быть наказан и как негодный раб отправлен в ссылку в Херсонес. Когда Климента поставили перед выбором между предательством и страданием, он, не раздумывая, предпочел первому второе.

Священное Писание

1 Тим., 286 зач., V, 11-21

11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.

12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; 13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.

19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.

21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Лк., 87 зач., XVII, 26-37

26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

28 Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

32 Вспоминайте жену Лотову.

33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Художественные работы

Либретти

  • для Джованни Джироламо Капспергера : I Pastori di Betlemme (1630)
  • для Стефано Ланди : Il Sant’Alessio (1631/2, 1634)
  • для Микеле Анджело Росси : Erminia sul Giordano (1633)
  • для (композитор неизвестен): I Santi Didimo e Teodora (1635, 1636)
  • для Марко Мараццоли и Вирджилио Маццокки : Chi Soffre, Speri (1637, 1639)
  • для Аурелио Аурели : La Sincerità Trionfante (1638, 1639)
  • для Вирджилио Маццокки: Il San Bonifazio (1638, 1639)
  • для Вирджилио Маццокки: La Genoinda (1641)
  • для Луиджи Росси : Il Palazzo Incantato (1642)
  • для Вирджилио Маццокки: Il Sant’Eustachio (1643)
  • для Антонио Мария Аббатини и Марко Мараццоли: Даль Мале Иль Бене (1654, 1656)
  • для Марко Мараццоли: Le Armi e Gli Amori (1656)
  • для Антонио Мария Аббатини: La Comica del Cielo (1668)

Почитание

Святые Кирилл и Мефодий вносят мощи святого Климента в Рим. Фреска XI века из Базилики Святого Климента

Живший задолго до разделения церквей, святой Климент Римский одинаково почитается и православной, и католической церквями. Св. Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (Церковь Климента, Папы Римского), Торжке и иных местах. Связано это с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861 года. Святой равноапостольный Кирилл лично перевёз мощи в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города князем Владимиром Великим в 988 или 989 году мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси.

Судя по всему, для мощей святого Климента была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонесской мраморной гробнице св. Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.

О глубоком почитании на Руси святого Климента свидетельствует «Слово на обновление Десятинной церкви» (XI век). В нём Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней.

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Про Херсонес как место упокоения святого Климента было известно в Европе. Например, упомянутый выше посланник французского короля спрашивал у великого князя Ярослава Мудрого:

В XIII веке французский монах Гильом де Рубрук писал:

Памятник священномученику Клименту Римскому в Казачьей бухте Севастополя был установлен в конце декабря 2019 и освящён 12 января 2020 года.

Священномученик Климент, папа Римский. Православный календарь на 8 декабря

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

8 декабря (25 ноября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 25-я по Пятидесятнице (двадцать пятый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и память 20 известных нам поимённо святых. Далее коротко расскажем о них.

***

Священномученик Климент, папа Римский. В московском Замоскворечье есть храм, впервые упомянутый ещё в начале XVII века. Церковь с несколько необычным для православного слуха названием — священномученика Климента, Папы Римского. Но это только в течение последней тысячи лет мы воспринимаем глав Римского престола как отдалившихся от Православия. В первые же века христианства это были истинные наследники первоверховного апостола Петра. И одним из первых среди них стал святитель Климент.

Православный Папа Римский: 8 декабря — память священномученика Климента, Папы Римского

Священномученик Климент родился в Риме в знатной семье, получил прекрасное образование, был окружён роскошью и приближен к императорскому двору. Но узнав о Христе, юный Климент оставил дом и имение и отправился в земли, где проповедовали апостолы. Прибыв в Палестину, он принял Крещение от апостола Петра и стал его ревностным учеником. А незадолго до своей мученической смерти апостол Петр рукоположил святого Климента во епископа города Рима.

В IX веке Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. После соборного служения этих святых и прибывшего с ними из Царьграда духовенства на поверхности моря чудесно появились святые мощи епископа Климента. После этого их торжественно перенесли в храм. И сегодня, вспоминая мученический подвиг священномученика Климента, Папы Римского, мы должны понимать, как тяжело было проповедовать Слово Божие в первые века христианства. Но богодухновенные труды именно этих людей в те годы изменили весь мир.

Фото: pravoslavie.ru

***

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский. Святитель Церкви Христовой конца III — начала IV столетий, один из первых обличителей еретика Ария. Последний из александрийских мучеников, принявший страдания и смерть за верность христианской вере, проповедь Слова Божия и архипастырские труды в 311 году от Рождества Христова, в период антицерковных гонений императора-язычника Максимина. Когда владыка Петр сам вышел на казнь навстречу своим палачам, голос с Небес возвестил:

После святителя осталось немало богословских трудов, в том числе «О Божестве», который зачитывался впоследствии на Ефесском и Халкидонском Соборах, а также знаменитые «Правила».

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Петр Галатийский. О святом Петре из житийной литературы известно немного. Девятилетним отроком он покинул родительский дом и в устремлении к духовной жизни сначала отправился в Святой град Иерусалим, а затем — в Антиохию, где затворился отшельником в пещере. Здесь святой Петр на долгие годы предался подвигам молитвы и строжайшего воздержания, только через день он принимал хлеб и воду. Господь удостоил святого Петра дара чудотворений, исцеления телесных недугов и изгнания бесов. Преподобный Петр Галатийский отошел ко Господу около 429 года, будучи 99-летним старцем. Из столь долгих лет своей земной жизни девяносто он посвятил непрестанному служению Богу.

Преподобномученица Магдалина (Забелина; 1931), священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, Григорий Воинов, Иоанн Тарасов, Василий Парийский, Косма Коротких, Иоанн Владимирский, Симеон Афонькин, Иларион Соловьёв, Ярослав Савицкий, Александр Вершинский, Иоанн Янушев, Виктор Смирнов, Андрей Шершнев, Варлаам Попов, пресвитеры, мученики Павел Кузовков (1937) и Николай Копнинский (1938). Священнослужители (в том числе в архиерейском сане), монахиня и миряне Русской Церкви, пострадавшие за верность Христу в период советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Труды

Несомненная близость сщмч. Климента к двум названным апостолам служит причиной, что его имя носят два важнейших канонических памятника первобытной церкви: «Правила святых апостолов» и «Постановления апостольские». Доказано, однако, что оба эти произведения в той редакции, в какой сохранились до нашего времени, не принадлежат ему.

Принадлежность Климента двух окружных «Посланий к (христианским) девственницам», по мыслям вполне согласных с его подлинным учением, также оспаривается многими.

Несомненно подлинным его творением считается известное под его именем «Первое послание к коринфянам», в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около г. после Р. Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.

«Второе послание к коринфянам», в неполном составе в первый раз открытое, с именем Климента, в александрийском кодексе Библии (V в.), а в полном составе в 1875 г. найденное митрополитом Никифором Вриеннием в Константинопольской патриаршей библиотеке, также возбуждало большие споры относительно принадлежности его Клименту, которая, однако, более чем вероятна. Это послание есть не что иное, как гомилия, произнесенная Климентом в Риме и с некоторыми изменениями отправленная им в виде послания в Коринф, и представляет образец тех первобытных церковных поучений, какие слагались по примеру апостольских наставлений и согласно с их требованиями о безыскусственности учительской речи.

Клименту Римскому приписывается ещё сочинение, известное под названием «Клементины», в котором содержится сравнительное изложение учения христиан иудействовавших и христиан из язычников: автор заметно склоняется на сторону первых. Одна редакция их носит название: «Беседы (homiliae) Климента Римского»; здесь речью живой и даже художественной рассказывается о путешествиях апостола Петра, о его прениях с Симоном-волхвом, Аппианом, Афинодором и др. Другая редакция носит название «Воспоминаний (recognitiones) Климента» и представляет распространенную и варьированную версию предыдущей. В ней Климент представляется спутником апостола в его путешествиях, во время которых Климент находит своих родителей и братьев, о которых долго ничего не знал, и ведёт с ними беседы. Апостол Петр является здесь горячим сторонником христиан иудействующих, развивает воззрения, близкие к учению евионитов, в противоположность Симону-волхву, который представляется защитником взглядов Павла, апостола язычников. Кроме того, известны: а) сокращение (epitome) бесед и б) отрывочные фрагменты из «бесед» и «воспоминаний». Происхождение «Клементин» относят ко времени не ранее 171 г. и не позже 217 г. (в первый раз они упоминаются у Оригена, около 230 г.). Обыкновенно думают, что «Клементины» — произведение кого-либо из сирийских еретиков второго века: это доказывается тем, что отношения двух первых лиц св. Троицы представлены здесь несогласно со Св. Писанием, отвергается вечность мучений и Иисус Христос ставится наряду с Моисеем. Как памятник апокрифической литературы первобытного христианства «Клементины» не лишены интереса, и в этом смысле усердно изучались Бауром и другими учёными тюбингенской школы.

Из старых изданий сочинений Климента Римского лучшее — Миня, «Patrologiae cursus» (ser. lat., т. I); затем Hilgenfeld, «Novum Testamentum extra canonem receptum». «Recognitiones» издал Герздорф (Лейпциг, 1838), гомилии — Лагард (Лейпциг, 1865), Послания к девственницам — Беелен (Лувен, 1856). Новейшее издание одного греческого текста — митрополита Вриенния (Константинополь, 1875).

Русский перевод посланий — в «Памятниках древней христианской письменности» 1861 г. и в издании Преображенского (Москва, 1875); второе послание здесь лишь в количестве первых 12 глав; русский перевод найденных Вриеннием остальных восьми глав — в сочинении профессор Н. И. Барсова: «История первобытной христианской проповеди» (СПб., 1885); там же указание всей литературы о Клименте Римском.

О приобретении благодати Божией

Лучше отказаться от восприятия Бога как сурового надзирателя, и воспринимать Его как Подателя благодати. При таком отношении к Богу получится изменить и отношение к следствиям своих греховных поступков: согрешил — в какой-то степени сам лишил себя благодатного покрова, благодатных даров; не был на службе в храме, не молился келейно — сам отказался от определенной благодатной поддержки; читал с благоговением Священное Писание, помог ближнему — привлёк благодать Божью.

Аскетизм — только средство достижения христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или серфингист — силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделать его восприимчивым к спасительным действиям Бога. Мы не столько изменяем себя сами (самосовершенствуемся), сколько открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах и пр.

Все успехи в духовной жизни следует рассматривать не как личную победу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать, силу, для достижения их. Вся христианская духовная жизнь может оцениваться через благодать — её потерю или приобретение.

Четвертый Папа Римский.

Св. Климент Римский был третьим преемником апостола Петра в качестве епископа Рима, и, следовательно, — является четвертым Папой Римским. Его служения в качестве Папы, скорее всего длилось с 92 по 101 гг. Его предшественниками являются Лайнус / Лин и Клетус / Клет.

По словам Тертуллиана, Климент Римский был рукоположен святым Петром. Св. Иероним утверждал, что Климент был непосредственным преемником Апостола Петра. Климент был четвертым Папой Римским.

Ориген отождествляет Папу Климента I с товарищем-соратником Павла, который упоминается в Послание к Филиппийцам.

Однако, не подтвердить, не опровергнуть эту версию нет возможности. Убедительных доказательств того, что Климент Римский был лично знаком хотя бы с одним из апостолов нет.

Некоторые также отождествляют Климента Римского с консулом Флавием Климентом, который был убит своим двоюродным братом в конце своего консульства, однако, это ошибочное мнение. Маловероятно, что Климент Римский был членом императорской семьи. Постоянное использование цитат из Ветхого Завета в богословском творчестве свидетельствует о том, что Климент Римский, вероятно, он был еврейского происхождения.

Также весьма вероятно, что он был вольноотпущенником или сыном вольноотпущенника. Его семья могла проживать в Риме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector