Троицкий антониев сийский мужской монастырь

История Антониево-Сийского монастыря

Заселение славянами этих северных мест началось примерно в 10 веке. Основная часть монастырей земли Архангельска была основана в 14-15 веках, их насчитывается более 20, самый известный, конечно, Соловецкий монастырь. Основывались монастыри  монахами -отшельниками, которые искали уединения в этих глухих и диких местах. Обычно пишут о том, что этих отшельников манила девственно чистая природа, леса, где они жили как подвижники и, где их ждали чудеса и божественные откровения. Но почему-то редко задаются вопросом о том, какой процент этих отшельников вообще выжил, не был съеден дикими зверями, не сошел с ума, не был подвержен нападениям разбойников и местных жителей… Выживание в северной тайге требовало не только крепкого здоровья, но и навыков строительства, охоты и т.д. Тем не менее отшельники объединялись в обители, порой были вынуждены переселяться с места на место, таким образом, возникали монастыри, которые получали поддержку от государства.

Антониево-Сийский монастырь. Дореволюционная открытка.

Именно таким подвижником Антонием в 1520 году и был основан Сийский монастырь. Сам Антоний в миру носил имя Андрей и происходил из семьи богатого земледельца из села Кехта около Северной Двины, с детства был обучен грамоте, а также иконописанию. В зрелом возрасте служил в Новгороде у боярина, потом женился на его дочери, которая через какое-то время умерла. Видимо, это и явилось причиной того, что Андрей вернулся в родные места и принял постриг в Преображенском монастыре (1508). Через 5 лет -то время Антоний покидает монастырь и на р.Емце вместе с несколькими иноками ставит часовню и кельи, однако после конфликта с местными жителями братия была вынуждена уйти.
Новым местом для поселения стал небольшой мыс Михайловского озера, куда монахов привел охотник Самуил. По преданию на этом месте не раз слышали пение и колокоьный звон, а также выидели фигуры монахов, рубящих лес. Постепенно братия Антония росла, к ним стали приходить жители из окрестных деревень. И уже через пять лет после основания в 1525 году Сийский монастырь получил грамоту от великого князя Василия III, к 1550-м годам монастырь уже имел существенные льготы и достаточно большие угодья «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».

Антониево-Сиийский монастырь в советское время.

В 1599-1605 гг. здесь был заточен отец Михаила Романова — Федор, насильно постриженный в монахи, возможно во многом из-за этого в будущем монастырь получал государственную поддержку. Многие российские императоры посещали эти места.
На 17 век приходится расцвет Антониево-Сийского монастыря — во владения монастыря входят целые деревни, а также различные промыслы — в том числе соляной, очень доходный и важный для заготовок пищи на зиму. Монастырь имеет подворья в разных  городах — Архангельске, Вологде, Москве. Также здесь была иконописная мастерская, типография, монахи занимались переписыванием книг, большая библиотека. Самое известная книга отсюда — Сийское Евангелие.

Надвратный храм преподобного Сергия Радонежского.

После реформы Екатерины II и изъятия церковных земель — Антониево-Сийский монастырь приходит в упадок, получает 2 класс и 1200 рублей в год из казны. В 1923 году монастырь был закрыт.  В 1923 году монастырь был закрыт — здесь размещались склады колхоза, дом-отдыха, интернат, пионерский лагерь. Многие здания за советский период были уничтожены и разрешены. В 1990-е года началось восстановление Антониево-Сийского монастыря. Много для этого сделал теперь уже бывший настоятель иеромонах Трифон.

Троицкий собор.

На данный момент восстановлены все основные постройки — пятиглавый Троицкий собор (1589-1606), в котором находятся мощи Преподобного Антония, шатровая Благовещенская церковь (1638-1644), надвратный храм преподобного Сергия Радонежского (1670-е), храма-колокольня Трех Святителей Московских (1660-е).

Настоятели

  • Прп. Антоний Римлянин (1131 — 1147)
  • Андрей (1147 — 1157)
  • Алексий (1157 — 1161)
  • Мануил (1162)
  • Моисей (? — 1187)
  • Власий (1187)
  • Савва (1359)
  • Афанасий (1387)
  • Андрей (1499)
  • Геронтий (1517 — 1536)
  • Константин (1544)
  • Вениамин (1551 – 1555)
  • Варлаам-Царица (1551 — 1557)
  • Геласий (1556 — 1570)
  • Мисаил (1571 — 1573)
  • Иосиф (1579 — 1580)
  • Кирилл (Завидов) (1580 — 1594)
  • Аркадий (1600)
  • Харитон (1605 — 1606)
  • Онуфрий (1611)
  • Павел (август 1613 — 1623)
  • Александр (1628 — 1631)
  • Герасим (июнь 1635)
  • Евфимий (февраль 1637)
  • Аркадий (1645 — 1649)
  • Рафаил (1651- 1653)
  • Авраам (1653 — 1655)
  • Макарий (1655 — 1688)
  • Антоний (1688 — 1695)
  • Тарасий (1696 — 1699)
  • Макарий (1700)
  • Иоиль (1701 — 18 января 1708)
  • Иоаким (1711 — 1718)
  • Андроник (1728 — 1731)
  • Артемий (1731 — 14 июля 1736)
  • Антоний (август 1736 — июль 1740)
  • Дамаскин (Аскаронский) (1744 — 11 января 1748)
  • Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 — 23 апреля 1758)
  • Симон (Лагов) (январь 1759 — август 1761)
  • Иннокентий (Нечаев) (8 августа — 17 сентября 1761)
  • Лаврентий (Баранович) (10 сентября 1761 — 16 июля 1767)
  • Дорофей (19 марта 1768 — 4 октября 1770)
  • Транквиллин (октябрь 1770 — январь 1774)
  • Феофил (Раев) (13 июля 1774 — июль 1782)
  • Амвросий (Серебренников) (1782 — 26 декабря 1783)
  • Вениамин (Багрянский) (декабрь 1783 — 1788)
  • Досифей (Ильин) (13 марта — 25 марта 1795)
  • Иоанн (Островский) (6 мая 1795 — 25 августа 1796)
  • Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 — 17 сентября 1797)
  • Иоанн (Островский) (сентябрь 1797 — ноябрь 1798)
  • Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798 — 1799)
  • Афанасий (Савинский) (январь — июль 1804)
  • Иннокентий (Тихомиров) (8 сентября 1804 — 6 февраля 1808)
  • Амвросий (Орнатский) (9 февраля 1808 — сентябрь 1811)
  • Владимир (Ужинский) (15 ноября 1811 — 7 марта 1816)
  • Амвросий (Морев) (7 марта 1816 — 23 января 1822)
  • Игнатий (Семенов) (ноябрь 1822 — февраль 1828)
  • Илиодор (Чистяков) (1828 — 1832)
  • Анатолий (Мартыновский) (29 апреля 1832 — 1840)
  • Антоний (Павлинский) (17 ноября 1840 — 7 июля 1852)
  • Евфимий (Беликов) (1852 — 1856)
  • Нектарий (Надеждин) (19 ноября 1856 — 1857)
  • Леонтий (Лебединский) (9 июня 1857 — 17 мая 1859)
  • Никандр (Покровский) (17 мая 1859 — 1860)
  • Макарий (Миролюбов) (10 октября 1860 — 17 июля 1866)
  • Вениамин (Павлов) (3 августа 1866 — 8 ноября 1870)
  • Иоанн (Жданов) (30 ноября 1870 — 1875)
  • Сщмч. Владимир (Богоявленский) (6 октября 1886 — 1888)
  • Сщмч. Тихон (Никаноров) (21 января 1891 — 1892)
  • Аркадий (Карпинский) (1895 — 1896)
  • Арсений (Стадницкий) (1896 — 1897)
  • Димитрий (Сперовский) (1897 — 1903)
  • Алексий (Симанский) (22 декабря 1911 — 1913)
  • Тихон (Тихомиров) (1914 — 1918)

Фото и описание

Свято-Троицкий Антониево-Дымский монастырь является мужским монастырем, расположенным в небольшой деревушке Красный Броневик в Ленинградской области, что в 17 км от Тихвина и в 20 км от Бокситогорска.

Первые сведения о монастыре значатся в житие преподобного Антония, наиболее раннее из которых относится к 17 столетию. Еще одним источником стали сведения конца 18 – начала 19 веков, которые являются переработкой жития святого Феодосия Тотемского. На сегодняшний день сохранилась публикация монастырской описи в 1583 году и грамоты митрополита из Новгорода Варлаама, из которых можно много узнать об историческом развитии обители.

Согласно преданию, основание монастыря произошло при поддержке преподобного Антония на территории Новгородской республики примерно в 1200 году. Известно, что основатель монастыря был учеником Варлаама Хутынского, который скончался летом 1224 года и мощи которого были положены в раку Антониевского храма.

В середине 1409 года монастырь был почти полностью разрушен по причине нашествия Едигея на территории Новгородской земли. Увидев приближение вражеских войск, монахи успели пропеть молебен у мощей преподобного Антония и спрятали их под каменной плитой. Имеющаяся в монастыре церковная утварь, а также вериги и колокола были спрятаны на дне Дымского озера.

В 1578 году снова последовало разорение уже Валаамской обители, после чего его монахи переселились в Антониево-Дымский монастырь. В 1611 году монастырь снова пережил нападение шведских войск, но шведы, под предводительством Якова Делагарди, так и не смогли обрушить Успенский монастырь, по причине чего решили разорить Дымскую обитель. Монастырь так и не смог дать отпор сокрушительному войску, и монахи разошлись по местным окрестностям, а кельи и храмы были полностью уничтожены.

В 1626 году царь Михаил Федорович издал приказ возобновить Антониево-Дымский монастырь, на что дал свое благословление патриарх Филарет. Уже в 1655 году, во времена царствования Алексея Михайловича, непосильным трудом игумена Филарета при монастыре была возведена первая каменная церковь. В 1687 году монастырь снова сгорел, после чего заново выстроен.

Известно, что на протяжении 1764 года проводилась секуляризация монастырских земельных владений, поэтому Антониево-Дымский монастырь был закрыт, а его соборный храм перешел в ранг приходского. Только в 1794 году было написано ходатайство одним из архимандритов Тихвинской обители о возобновлении работы монастыря, которое было адресовано митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу. Митрополит подписал бумаги о восстановлении монастыря от 1 сентября 1794 года. Согласно постановлению от 19 апреля 1799 года император Павел пожертвовал из государственной казны на ремонтирование монастыря две тысячи сосновых деревьев.

В середине 19 столетия Антониево-Дымский монастырь был полностью обновлен и отремонтирован, а наибольшее число деревянных построек были заменены на каменные. На протяжении 1839 года по периметру вокруг обители был выстроен высокий каменный забор с несколькими башенками и оснащенный Святыми воротами. В 1840 году был выстроен братский корпус, а спустя 6 лет – второй этаж для этого корпуса с кухней и большой трапезной. В 1850 году было возведено много построек хозяйственного назначения, необходимых для содержания монастыря.

В 1919 году обитель была закрыта, а уже в 1921 году монастырские помещения были заняты приютом для престарелых людей и калек. В середине 1929 года было создано сообщество, разместившееся в здании монастыря, которое занималось производством кирпича.

После того, как Великая Отечественная война завершилась, в келейном здании монастыря была создана школа для трактористов, после чего здесь же начала действовать психиатрическая больница.

Строительство

Фрагмент древней кладки

Храм был заложен преподобным Антонием в 1117 году, вскоре после основания им монастырской обители на правом берегу реки Волхов. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет явлением почти исключительным. Другие каменные соборы Новгорода того времени были возведены по княжеской инициативе. Рождественский собор имеет по сравнению с ними более скромные размеры и обладает рядом отличий.

Строительство храма происходило в два этапа. В 1117—1119 гг. был построен его центральный практически квадратный в плане объём с тремя высокими апсидами и одним куполом. Интерьер, по-видимому, был хорошо освещен благодаря обилию окон. Его не очень большое пространство отличалось редкой цельностью. Боковые нефы сливались с подкупольным пространством благодаря близко придвинутым к стенам столбам, западная пара которых имеет обтекаемую восьмигранную форму. Алтарные апсиды напротив были более обособленны от наоса храма, так как восточная пара столбов обращена в наос широкими плоскими гранями, к которым примыкала алтарная преграда.

Почти сразу после окончания строительства по непонятным причинам в 1119—1122 гг. с запада к собору пристраивается нартекс с хорами над ним. При этом западная стена первой постройки в центральном нефе разбирается полностью, её торцы превращаются в ещё одну пару несущих столбов. Боковые же части хор остаются отрезанными от интерьера храма простенками с оконными проемами. С северо-запада к нартексу примыкает круглая лестничная башня, по которой осуществляется подъем на хоры. Башня увенчана куполом, в котором с древности располагался придел Онуфрия Великого и Петра Афонского. Для уравновешения композиции с юго-западного угла собора над хорами поставлен третий купол. Он также служит для дополнительного освещения пространства хор. Эта перестройка приблизила собор Антониева монастыря к другим новгородским каменным храмам того времени. Ближайшей аналогией является Георгиевский собор Юрьева монастыря, так же имеющий внешнюю лестничную башню (правда, прямоугольной формы) и увенченный тремя куполами.

Роспись XIX века Фрески XII века на восточных столпах собора. Вид с хор Вид с хор

Со временем Рождественский собор оброс пристройками. Уже в XVI веке с запада появилась небольшая паперть. В 1671 году с юга был пристроен придел в честь Антония Римлянина. Тогда же он был расписан. В 1680 году с севера возникает придел апостола Иоанна Богослова, а в 1699 возводится новая паперть во всю ширину собора. Вероятно тогда же новые пристройки были соединены с интерьером собора широкими арками, растесанными в боковых стенах. При этом пол собора, ушедшего за века своего существования в землю, был выровнен с уровнем пола пристроек и поднят на 1 метр. Позакомарное покрытие было заменено кровлей с прямым карнизом, а узкие окна были растёсаны. В таком виде храм сохранился до наших дней.

В отличие от других монастырских храмов Новгорода, собор продолжает использоваться как музей. Мощи преподобного Антония, почивавшие в соборе с 1597 года, со времени вскрытия раки большевиками считаются пропавшими.

Современное состояние

К празднованию 500-летия обители в 2020 году ведутся интенсивные работы. Практически восстановлены:

  • храм-колокольня в честь Трех Московских Святых;
  • Сергиево-Радонежская надвратная церковь;
  • Церковь Благовещения Пречистой Богородицы;
  • трапезная.

Монастырская братия активно занимается сельхозработами, обрабатывая поля и лесные угодья, разводят животных, в том числе и лошади. При монастыре работает не только иконописная мастерская, но и пекарня. Есть скорняжный и чеботарский цех. Развивающая монастырская деятельность способствовала появлению подворий по всей России, в том числе Москве и Вологде.

С 2010 года настоятелем Свято-Троицкого монастыря является игумен Варлаам.

Примечания

. НПЛ. С. 65, 269.

. Там же. С. 41, 234.

. Там же. С. 21, 205.

. Там же. С. 44, 237.

. Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1977—1983 гг.). М., 1986. С. 63—65.

. НПЛ. С. 45, 246.

. Там же. С. 51, 248.

. Там же. С. 70, 277.

. НПЛ. С. 72, 282.

. Там же. С. 79, 298.

. Там же. С. 470—475; ПСРЛ. Л., 1929. 2-е изд. Т. 4, вып. 3. С. 625—627. СПб., 1910. Т. 23. С. 165—166. В этих списках хронологический ряд «новгородских архимандритов» ошибочно начинается с первого юрьевского игумена Кириака, отражая тенденцию неправомерно отождествлять эти должности.

. Там же. С. 65, 269—270.

. НПЛ. С. 70, 278.

. Там же. С. 88, 319.

. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1881. Т. 1, 2-я пол. С. 593 и сл.

. Беляев И.Д. История Новгорода Великого. М., 1866. С. 122.

. Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 416. Многократно повторенное в литературе мнение об учреждении архимандритии в Новгороде в 1299 г. основано на упоминании архимандрита Кирилла под указанной датой (НПЛ. С. 90, 330) при игнорировании более ранних сведений, которые выше уже приведены.

. Никитский А. Очерк внутренней истории церкви во Пскове // ЖМНП. 1871. Май. С. 50.

. НПЛ. С. 100, 347, 349.

. Макарий. История русской церкви. СПб., 1868. Т. 3. С. 80.

. НПЛ. С. 99, 345.

. Там же. С. 373—375.

. ПСРЛ. Л., 1925. 2-е изд. Т. 4, ч. 1, вып. 2. С. 346 (ошибочно «архимандрита два» вместо «архимандрита Давида»); Т. 5. С. 241.

. ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 322; ГВНП. М.; Л., 1949. С. 174, № 115.

. ПСРЛ. Т. 6. С. 201.

. ПСРЛ. СПб., 1889. Т. 15. Стб. 207.

. НПЛ. С. 97, 340.

. Там же. С. 365.

. Там же. С. 375.

. Там же. С. 402.

. Макарий. История русской церкви. СПб., 1886. Т. 4. С. 214.

. ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 319.

. Там же.

. Тараканова-Белкина С.А. Боярское и монастырское землевладение в новгородских пятинах в домосковское время. М., 1939. С. 102—103.

. Новгородские писцовые книги. СПб., 1868. Т. 3. Стб. 192, 480.

. ГВНП. С. 150—153, № 95, 96; С. 155—156, № 101. Обоснование уточненных дат этих документов см.: Янин В.Л. Новгородские акты XII—XV вв. Хронологический комментарий. М., 1991. С. 252—253, 323—324, 344.

. Янин В.Л. Актовые печати древней Руси. М., 1970. Т. 2. С. 229—231, № 758—764, табл. 41. Кроме сохранившихся при подлинных актах, три буллы были найдены в земле при случайных обстоятельствах.

. НПЛ. С. 74.

. Янин В.Л. Актовые печати древней Руси. Т. 2. С. 231—232, № 765—771, табл. 41—42.

. Янин В.Л. Из истории высших государственных должностей в Новгороде // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963. С. 118—127; Он же. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 136—149.

. Назаров В.Д. Из истории землевладения и хозяйства монастырей Новгорода в XV в. (К особенностям новгородской социальной структуры) // Аграрный строй в феодальной России. XV — начало XVIII вв.: Сб. ст. М., 1886. С. 26—54.

. ГВНП. С. 148, № 91. Обоснование существенно уточненной даты см.: Янин В.Л. Новгородские акты XII—XV вв. Хронологический комментарий. С. 221—222.

. Исторические разговоры о древностях Великого Новагорода. М., 1808. С. 81—88; Опись Новгорода 1617 года. М., 1984. Ч. 2. С. 322—330.

. Щапов Я.Н., Соколова Е.И. Архимандрития в древнерусском городе // Церковь, общество и государство в феодальной России: Сб. ст. М., 1990. С. 40—46.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Архитектура

Останки некрополя рядом с собором Рождества Богородицы; Вдали слева видна Сретенская церковь

В 1117 г. преподобный Антоний заложил главный храм обители — собор Рождества Богородицы. Освятил его через два года епископ Иоанн. Здание представляло собой трехнефный одноглавый храм с круглой лестничной башней, в отношении плана наследующий Благовещенской церкви на Городище (известна по раскопкам). Чтобы устранить беспокойную асимметрию двуглавия над самим храмом и лестничной башней, ещё в древности число глав было увеличено до трёх.

Соборная церковь сохранилась до нашего времени. В сравнении с княжескими соборами начала XII века её архитектурные формы упрощены, кладка относительно небрежна, отсутствуют двухуступчатые ниши на фасадах. Хоры расположены только над нартексом, то есть в боковых нефах не продлены на восток. Восточная пара столбов имеет форму Т, а средняя — шестигранную. В советское время за записью XIX века были открыты фрески 1120-х годов.

Монастырь в конце XIX века

Трапезная Сретенская церковь (1533—1536) — один из первых бесстолпных храмов Новгородской земли. Небольшой по размерам одноглавый храм, сохранившийся до нашего времени, перекрыт «очень пологим куполом, опирающимся непосредственно на стены и на систему тромпов» над углами четверика.

По летописным материалам известно о том, что в середине XVI века в монастыре была построена церковь Антония Великого «иже под колоколы». Эта церковь была разобрана после обрушения в 1804 году. Тогда же были разобраны больничная церковь Александра Невского и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами, построенная в 1670-е годы. Фундаменты церкви Антония были обнаружены и исследованы лишь в 1980-е годы.

На месте церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи была возведена трёхъярусная колокольня — характерный памятник эпохи классицизма. В 1930-х годах два верхних яруса колокольни были снесены и разобраны на кирпич.

История

Основан монастырь был преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия, (примерно в 1205 году). Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение, в связи со своим чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония.

Преобщившись Святых Христовых тайн преподобный Антоний, Дымский чудотворец, преставился 24 июня 1224 года. Тело его было положено в устоенной им церкви. А в 1370 году, в дни княжения Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, обретено нетленным. Первое разорение Антониево-Дымский монастырь претерпел в 1409 году от полчищ татарского хана Едигея. Обитель была сожжена, но мощи преподобного Антония, перед разорением монастыря братия предала земле: « да не поругаемы будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни обители, (шляпу и вериги преподобного Антония), иноки опустили на дно Дымского озера.

В Смутное время в 1611 году монастырь попущением Божиим пережил второе опустошительное разорение — от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место.

В 1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм — соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря — 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

Во время секуляризации монастырских земель, после указа Императрицы Екатерины II о монастырских штатах, в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским и 30 лет в обители служили белые священники.

XIX век стал временем расцвета Дымского монастыря. За это столетие обитель была отстроена фактически заново. Большинство деревянных построек заменены каменными. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

Накануне 1917 года в Дымском монастыре подвизалось 55 насельников. В 1919 году монастырь был упразднен. Местные жители до сих пор передают рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого «пламенные революционеры» объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок «Красный броневик».

В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием — «Красный броневик». Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви.

В конце XX века Дымский монастырь представлял из себя жалкое зрелище: ни храмов, ни монастырских врат, ни стен. К началу 1990-х годов на монастырском холме от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни с зияющими проемами для звона, пустующий игуменский двухэтажный корпус (1846 год), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек. Древнейший монастырь Петербургской епархии был разрушен практически до основания.

Историко-статистическое описаніе ​Дымскаго монастыря съ изложеніемъ подвижническаго житія начальника онаго преподобнаго Антонія (1861 год, 33 страницы)

Литература

  • Орлова М. О некоторых декоративных приемах в стенописи собора Рождества Богоматери Антониева монастыря в Новгороде (1125 г.). // Проблеми на изкуството. — 2010. — № 1.
  • Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. — М.: Северный паломник, 2002.
  • Сойкин П. П. Антония Римлянина монастырь в Новгороде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 114. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Michell R., Forbes N., ed. The Chronicle of Novgorod, 1016—1471 — New York: American Medieval Society Press, 1970. — P. 9—10, 12.

Архитектурные памятники

Четырёхстолпный пятиглавый Троицкий собор заложен в 1589 г. по грамоте царя Фёдора Иоанновича от 8 ноября 1587 г., достроен 30 июля 1606 г. и освящён в следующем году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем должен был следить присланный из столицы мастер Захар. Фактически строительство вела артель каменщиков из Вологды. Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Примерно через 100 лет после постройки храм был перекрыт на четыре ската, тогда же была изменена форма центральной главы.

Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старой церкви, свидетельствуют атрибуты деревянного храмового зодчества: двухчастный алтарь, две миниатюрные главки над двумя престолами (утрачены), высокий шатёр на некрупном восьмерике. Вероятно, в одно время с трапезной была возведена и монастырская колокольня. Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только в 1661 году, в правление Алексея Михайловича.

Святые врата с Сергиевской церковью и двухэтажными кельями выстроены после пожара 1658 года, в промежуток между 1661 и 1687 годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями».

Святое озеро находится примерно в десяти км от Михайловского в сторону села Емецк. На крутом береге Святого озера находится древнее языческое капище, на месте которого поставлен православный крест.

По преданию один крестьянин, долго болевший проказой или какой-либо другой подобною болезнью, ловил рыбу в этом озере, опустил ноги в воду и вдруг почувствовал исцеление в ногах, а когда окунулся, то и во всём теле. На месте исцеления он поставил Казанскую икону Божьей Матери. Благодаря случаю чудесного исцеления озеро стали называть Святым.

История основания архангельской святыни

Сийским монастырь называют из-за его нахождения на реке Сия, которая вытекает из Большого Михайловского озера.


Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь, Архангельская область

Троицкий Антониево-Сийский монастырь берет свое историческое начало с начала 1520 года, когда преподобный Антоний, покинувший Шелексенскую Троицкую пустыню, в сопровождении верных иноков поселился на архангельской земле.

Святитель Антоний

Интересна предыстория жизни святителя Антония.

  • Его родители в середине 15 века переехали из Новгорода Великого в Двинскую область, село Кехта. Никифор, отец будущего преподобного, был зажиточным крестьянином. Они с женой Агафьей славились своим христианским благочестием, но Господь не давал им деток.
  • Много времени провела пара в молитвах, паломнических поездках и вымолила мальчика, которого крестили Андреем. Богом посланный мальчуган рос смышленым, в возрасте 7-ми лет он уже прекрасно читал и обрел навыки иконописи, обучаясь у местного священника этому искусству.
  • В возрасте 25 лет Андрей похоронил родителей и решил вернуться в Великий Новгород, где женился на прекрасной дочери местного боярина. Судьба распорядилась таким образом, что вскоре молодая жена, за ней и ее отец отошли к Богу, после чего Андрей принял решение посвятить себя Господу, поселившись в мужской обители Каргополя.
  • Вскоре он принимает монашеский постриг с именем Антоний, тяжко трудится, находит утешение в молитвах и уходе за больными и немощными.

    Преподобный Антоний Сийский

  • Благословленный духовным наставником Пахомием Кенским на священничество и отшельничество отец Антоний покидает обитель с несколькими иноками, поселившись после мытарств по чащобам на берегу прекрасного Михайловского озера.

Ни один раз иноки изнемогали от непосильного труда, но силой молитвы приобретали силы.

Вскоре маленькая деревянная Живоначальнотроицкая церковь выросла среди прекрасного озера, и потянулись прихожане к иконе Святой Троицы, написанной самим отцом Антонием и вскоре явившей свои чудеса. Спасающую силу образа все увидели в момент попадания молнии в храм, когда все вокруг выгорело, а святой лик сохранился невредимым.

Открытие монастыря

В 1552 году великий князь Василий Третий благословил открытие Свято-Троицкого монастыря по просьбе преподобного Антония.

  • 39 лет посвятил святой Антоний своему детищу, в возрасте 79 лет отошел к Творцу, оставив мужскую обитель под попечительство старца Кирилла.
  • В 1587 году была получена грамота на возведение каменного храма, строительство которого из-за смутных времен, частой смены царей, растянулось на 2 десятилетия.
  • Это время занесено в историю русской державы, ибо Борис Годунов сослал сюда Феодора Романова, который был пострижен в монахи, и был известен, как Филарет, ставший патриархом всей Руси после возвращения из ссылки.

    Троицкий собор монастыря

  • В 1589 году был заложен собор, который был возведен и освящен в 1606 году по подобию храму Воскресения в московском Новодевичьем монастыре.

Пожар 1658 года уничтожил практически все постройки, от огненной силы плавились даже колокола. Насельники приняли это как наказание за изгнание преподобного Феодосия, он был оклеветан и скорее возвращен для восстановления святыни.

Интересно! В начале 17 века Антонево-Сийская мужская обитель является одной из главных святынь русского севера, привлекающая паломников множеством старинных икон, богатой библиотекой и драгоценными украшениями святынь.

Ныне всего этого нет, но сохранена могила преподобного Антония.

История создания обители

В 1365 г. архитектурный ансамбль монастыря дополнил еще один каменный храм в честь Сретения над западными Святыми вратами, разобранный в начале XIX в. в связи со строитель-ством на этом месте настоятельского корпуса. Этот храм запечатлен на иконах с изображением Антония Римлянина и иконе «Видение пономаря Тарасия». Монастырь был сожжен при подходе войск Дмитрия Донского к Новгороду в 1386 г. Постройки его горели также при пожарах в 1378, 1396, 1467 гг.Антониев монастырь относился к числу наиболее влиятельных и богатых в Новгороде. По количеству земельных владений в начале XV в. (588 обжей) он занимал четвертое место после Юрьева, Хутынского и Аркажского монастырей. Земельные вотчины располагались главным образом в Водской и Шелонской пятинах. По мнению академика В.Л. Янина, монастырь в период новгородской самостоятельности являлся кончанским и находился под юрисдикцией Плотницкого конца города.

Вскоре после указа архиепископа Макария 1528 г. о введении в новгородских монастырях общежительного устава здесь возводится каменная трапезная палата с церковью Сретения (1533- 1537), в связи с чем одноименная надвратная церковь XIV в. переосвящается во имя Иоанна Лествичника. К XVI в. относится и строительство к югу от Рождественского собора столпообразной колокольни с церковью Антония Великого. Она была разобрана после обрушения верхнего яруса звона в 1804 г. Фундаменты колокольни обнаружены при археологических раскопках 1980-х гг. (рук. Г.М. Штендер и Вал.А. Булкин).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector