Обрезание господне 2021: история и значение праздника, как принято проводить день

Содержание:

В день обрезания вспоминают о наименовании церкви имени Христа, миссия которого заключалась в спасении рода человеческого

Торжество в христианстве празднуют 14 января. Сам Спаситель говорил о том, что имя его носит исцеляющий характер. Оно может избавлять от злых сил и наполнять тело силами и здоровьем тех, кто по-настоящему верит. Даже язычники, которые вспоминают Иисуса добрым словом, могут очиститься от своей неспособности понять настоящую суть вещного мира.

Празднование торжества начинается и завершается в один день. Дня праздника не существует ни попразднеств, ни отданий (завершение праздника), как, например, перед Рождеством Христовым. В этот день Православная Церковь также вспоминает святителя Василия Кесарийского.

На Обрезание совершается литургия Василия Великого, так как праздник совпадает с днем памяти великого святого.

На церковной службе, которая начинается или продолжается в ночное время (бдение) для прославления этого празднества священники читают три притчи:

В первой упоминается Авраам и его разговор с Богом, наказывающим определить обряд обрезания в знак того, что человек и Бог едины.

Во второй и третьей говорится о восхвалении Господа и Сына Его, который пришел в мир человека для того, чтобы страдать за всех грешников.

Паремия — притча, содержащая хвалу святому, память которого совершается.

После паремий на литургии Василия Кесарийского идет чтение текста из «Апостола», в котором можно услышать о воплотившемся Творце и о духовном обряде Обрезания через Крещение.

Служители церкви отрывают тайны Священного Писания и с глубоким уважением рассказывают о именовании Спасителя его настоящего имени.

Дальше на Божественной Литургии произносятся слова о немыслимой силе духа Сына Господа, его рассудительности, красоте его души и бесконечной любви к человеку.

После окончания действа осуществляется молебен на Новый год.

Структура построения акафиста

Структура данной формы песнопения включает в себя тринадцать частей, именуемых кондаками, и двенадцать, называемых икосами. Кондак в переводе — «стержень». В нём кратко излагается смысл праздника или описываются подвиги святого, в честь которого он исполняется. В конце каждого кондака возносится хвала Богу ― «Аллилуйя!» Икос — это более пространное описание сущности праздника. Он никогда не исполняется отдельно. Завершает его возглас «Радуйся!» и припев первого кондака. На греческом языке это слово означает «дом».


Смотреть галерею

Всё пение или чтение акафиста состоит из чередующихся пар кондаков и икосов. Тринадцатый, непарный кондак, является молитвой к святому, в честь которого происходит молебен или праздник. Он повторяется трижды. В структуре построения акафистов много необычного и заслуживающего внимания. Мало кто знает, что все ныне исполняемые акафисты, а их насчитывается более шести сотен, написаны по образцу самого древнего акафиста Пресвятой Богородицы, датируемого шестым или седьмым веками. Форма и построение его послужили отправной точкой для последующих авторов.

Приметы праздника

В народе они приурочены к любому выдающемуся событию. Люди внимательно наблюдали за тем, что происходит вокруг, делали свои заметки и выводы, которые потом и трансформировались в приметы. Что же говорится в народе о дне Обрезания Господнего?

  • Если погода хорошая, ярко светит солнышко – уродится много ягод и фруктов.
  • Деревья стоят облепленные инеем – будет хороший урожай зерна.
  • Если загадаете ночью с 13 на 14 января своё сокровенное желание, то оно непременно осуществится.
  • У кого день рождения приходится на 14 января, жить тому всю жизнь в финансовом изобилии.
  • Если оденетесь в новые вещи в день Обрезания – весь год пройдёт удачно.

Напоследок просмотрите видео по теме:

Обрезание Господне 2020: история и суть праздника

Обрезание Господне празднуют один день – он считается великим праздником, но к двунадесятым не принадлежит.

Sputnik Грузия рассказывает историю праздника Обрезание Господне и в чем суть церковного торжества.

Обрезание Господне — история

Праздник Обрезание Господне имеет древнюю историю. Первые сведения о празднике относятся к IV веку, примерно к тому же периоду, когда христиане начали отдельно праздновать Рождество.

Евангельское предание повествует, что Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания на восьмой день после Рождения. Богомладенца при совершении обряда назвали Иисус — Спаситель, имя которое Деве Марии назвал архангел Гавриил еще в день Благовещения.

REUTERS / Lisi Niesner

Рождество 25 декабря или 7 января: как правильно встречать праздник?

Обрезание, как обряд посвящения Богу, существовал у многих народов. У евреев этот многовековой обряд был установлен в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками для всех младенцев мужского пола.

Ветхозаветный закон предписывал совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. Число «8» имело особое значение — оно выражало полноту и совершенство. Откладывать совершение повеленного на более позднее время считалось выражением пренебрежения, недопустимой там, где речь идет о повелении Божьем.

Правила касались мальчиков — освящения главы семьи было достаточно для продолжения рода, а жена с мужем составляла единое целое

Главное внимание было направлено первоначально на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете прежде всего строго узаконено единство крови и веры

photo: Sputnik / V. Robinov

Фреска «Обрезание» XVIII века

В конце I века нашей эры, когда среди христиан возникло одно из первых лжеучений докетизм, название которого происходит от греческого «докео», что означает «казаться», праздник Обрезания Господня сыграл важную историческую роль.

Последователи докетизма считали Спасителя призраком или духом, не реальным человеком, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство о том, что Иисус прошел обрезание стало в спорах того времени важным свидетельством того, что плоть Спасителя была осязаемой, а значит и Сам Христос был истинно воплощенным.

Обряд обрезания в Новом Завете уступил место таинству крещения.

Суть праздника

Полноценная жизнь христианина начинается с крещения — обрезание было его прообразом в ветхозаветной Церкви.

Спаситель, чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь, пришел к людям, но, чтобы Ему поверили, нужно было исполнить Ветхий Закон.

Sputnik / Alexander Imedashvili

Армянская паства в Грузии получает поздравления с Рождеством и Крещением

Иисус, зачатый и рожденный без греха, с чистой и Святой плотью, в которой никаким мирским страстям не было места, подчинился не только обряду обрезания, но и другим предписаниям и постановлениям иудейского закона.

По сути, Христос, приняв обрезание, был причислен к грешному человеческому роду, взял на Себя все грехи людей, чтобы избавить их от проклятия и смерти.

Принимая плотское обрезание по Закону, Христос, тем самым показал людям необходимость духовного обрезания, то есть избавления от греховных страстей — эгоизма, гордыни и так далее.

Старый Новый год 2020: суть и обычаи праздника >>

Суть праздника Обрезание Господня в том, что и Пресвятая Богородица, и Иосиф Обручник были истинными иудеями, почитавшими Тору.

Праздник Обрезание Господне напоминает о том, что и Спаситель, и Его первые ученики, и первые христиане были иудеями, строго соблюдающие еврейский закон.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Традиции и приметы на 14 января

Празднество Обрезания меркнет перед важными для любого христианина датами:

  • Рождество;
  • Богоявление (Крещение Господне).

Ослабляет торжественность и совмещение праздников – почитание памяти Василия Великого. Поэтому в восьмой день после Рождества Христа переплелись обряды, традиции православных праздников, а также языческих верований (Святки).

Важно соблюдать наставления и положения, прописанные в Библии. Самая главная традиция этого дня – помощь близким и родным людям, милосердие к убогим и нуждающимся, проявление милостыни

Необходимо делать добрые дела, и это не ограничивается для истинных верующих только определенной датой.

В храмах празднуют 14 января, исполняя величание и акафист. В хвалебных песнопениях славят Спасителя, сообщают о его славных делах, напоминают, что в православии древнейший ритуал видоизменился и превратился в обряд, связанный с духовным освобождением.

День праздничный, потому существуют определенные запреты, как и во многие другие торжественные даты церковного календаря

Многие традиции идут с давних времен, формировались столетиями, поэтому православные уделяют им большое внимание, обязательно стараясь придерживаться принятых канонов

Что запрещается в торжество:

  • любая работа по дому, в хозяйстве, на подворье. Хозяева старались сделать все необходимое до праздника, чтобы в само торжество с чистым сердцем и благими помыслами отправляться на службу в церковь;
  • ссориться, конфликтовать, затевать тяжбы, скандалы с родными людьми. Запрет касается близких, соседей, любых людей из ближайшего окружения;
  • нежелательно давать в долг деньги;
  • в дату торжества стараются не выносить из дома любые вещи. Считается, что это к убытку;
  • стирка, уборка;
  • шитье, вышивание, вязание. В праздник Обрезания не допускается любое женское рукоделие;
  • накануне торжества мусор из дома не выносят.

После посещения храмов отправлялись поздравлять родственников, раздавали милостыню, желали всем здоровья и добра. В 2022 году из-за пандемии коронавируса эта традиция имеет особое значение. Многие пожилые люди не могут прийти в церкви на праздничные литургии, совершают молитвы дома

Поэтому так важно не оставить людей преклонного возраста без внимания, соблюдая меры социального ограничения принести им продукты, лекарства, небольшие гостинцы

Раньше в ночь на праздник Обрезания молодежь щедровала – ходила по соседним домам, славила хозяев, пела щедровки для благосостояния и достатка. Все, к кому заглядывали на щедрование, должны были по традиции угостить славильщиков сладостями, пирогами, то есть обязательно отблагодарить.

У порога домов гости перед визитом насыпали крупу: гречку, рис, пшено. Считалось, что обряд посевания приносит в семьи достаток, финансовое благополучие. В таких домах в грядущем году не будет голодных и нуждающихся.

С язычеством связан проводимый на 14 января обряд заговора от порчи. В канун праздника ночью зажигали три восковых свечи, обходили помещения в доме, держа свечи в левой руке. Правой крестились, а про себя читали молитвы. Такой ритуал спасал от недобрых сил, негативных энергий, сглаза и порчи, защищая домашних и жилище.

С празднеством связано немало примет. Самые главные из них касаются погоды, так как для славян, занимающихся земледелием, именно эта сфера была особенно важна.

Приметы на праздник Обрезания Господня (на 14 января):

  • ясный солнечный день предвещал хороший урожай в саду;
  • яркое солнце на 14 января – к благополучию и удаче;
  • морозы спали, на Обрезание оттепель – к радости землепашцев. Считалось, что это сулит хороший урожай ржи;
  • вьюга весь день – к добру и достатку в доме на весь наступивший год;
  • деревья поутру стоят в инее – зерновые уродятся на славу;
  • накануне торжества небо звездное – овощи будут отличные в огороде;
  • на Обрезание Господне дует сильный ветер – в лесу будет много орехов;
  • сильный гололед после оттепели – ждать хороших сборов ягод в лесу.

Старались не ссориться, приготовить угощения для нищих, обязательно раздавать милостыню.

Какое значение имеет Обрезание Господне для христиан?

Если христианская церковь не поддерживает обряд обрезания, то зачем тогда верующим праздновать день Обрезания Иисуса Христа? На самом деле праздник имеет большой глубинный смысл, символическое значение.

В действительности Сыну Божьему совершенно не нужна была процедура усечения крайней плоти, ведь хоть он и был человеком, но безгрешным, святым. Но Иисус показал людям своё смирение и согласился на обряд, ведь он пришёл в качестве Спасителя для исполнения морального закона. Он на своём примере демонстрирует свою близость для каждого верующего и надеется, что каждый человек захочет заниматься своим духовным совершенствованием.

А, по словам апостола Павла в его «Послании к колоссянам», христиане вместо обрезания плотского используют обрезание духовное: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым».

Обрезание символизирует собой ограничение, удаление

И если даже сам Спаситель добровольно подвергает Себя этой процедуре, то тем самым он показывает важность проявлять смирение и соблюдать церковные законы, основные заповеди каждому христианину. А дополнительное значение заключается в «обрезании» всех пагубных страстей

Ветхозаветная традиция и тайна имени

Также церковь в этот день обращает внимание верующих на их имена. Имя христианину дается при крещении не произвольно, а в честь святых

При этом читается особая молитва, связывающая нового члена христианской общины с его небесным покровителем. Кроме определенной смысловой нагрузки (например, Александр по-гречески означает «мужественный», Виктор – «победитель» и т. п.) имя является важнейшим компонентом формирования внутреннего мира человека, тайной его личности. Это особенно актуально в современном мире, когда экзальтированные родители в угоду современным трендам нарекают своих детей едва ли не собачьими кличками.

У многих народов древности существовал обычай наречения двумя именами. Первое, истинное, знал только сам носитель и его близкие. Второе имя предназначалось для пользования в повседневной жизни. Делалось это для того, чтобы недоброжелатели посредством мистического воздействия не могли причинить вреда субъекту

Если столь важное значение именам придавали наши предки, то тем более христианское имя должно быть не пустым звуком, а свидетельством принадлежности к высшей нравственной категории общества

Молитвы


Тропарь и кондак к празднику

Тропарь Обрезанию, глас 1:

Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3:

Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх Создателя.

Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак въедается в тело, растёт за счёт его, и лишь тяжёлая и болезненная операция может спасти человека. Так и грех необходимо как бы оперировать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым. Потому что, как без обрезания, которое совершалось в Ветхом Завете на 8-ой день после рождения младенца, человек не мог войти в общество избранного народа, так и без духовного обрезания христианин не может войти в Царствие Божие. Мы должны постоянно, ежедневно и даже ежеминутно, совершать над собой эту духовную операцию.

Какого числа празднуют Обрезание Господне в 2020 году?

Представители католицизма, которые живут по Юлианскому календарю, отмечают Обрезание 1 января ежегодно. А православные христиане, использующие Григорианский календарь, празднуют данное событие спустя 8 суток от Рождества Христова – 14 января. Дата праздника остаётся неизменной для обеих конфессий.

И католики, и православные отмечают день Обрезания Господнего в самом начале года. Такое совпадение совсем не является случайным – именно с данного момента и начинается христианская история летоисчисления. С того дня, когда младенец Христос приобщился к Богу, символически Сын соединился со своим Отцом.

История:

Ритуал обрезания восходит к глубокой, ветхозаветной древности. В книге Бытие рассказывается, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему — тогда еще бездетному — что от него произойдет великий народ: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя (Быт 12:2).

Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить с ним завет, сказав: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт 17:10–12).

В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь. А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака. С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира.

Господь, вочеловечившись, пришел, как сам Он сказал, не нарушить закон, а исполнить его (Мф 5:17). Принятие же обрезания было необходимой частью исполнения этого закона. Без этого ритуала нельзя было стать частью израильского общества. «Тот, кто намерен жить по новым законам, — пишет митрополит Вениамин (Федченков), — тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно “законопослушный” человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону».

Христос начинает исполнять, «воплощать» закон Моисея. И принятие обрезания стало первым шагом на этом пути.

Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы носили прообразовательный характер. Это значит, что свое окончательное, завершенное значение они приобрели в откровении Нового Завета — в словах, поступках и домостроительстве Мессии, Иисуса Христа. Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал.

На смену ветхозаветному обрезанию в христианстве пришло таинство Крещения. Фото Наталии Стеценко

На это в своем Послании к Колоссянам указывал апостол Павел. По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол 2:11). В Послании же к Римлянам апостол подчеркивает новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим 2:28–29).

Что можно, а что нельзя делать?

Разрешённые действия:

  1. Самое основное для православных верующих – это отправиться в храм, где выстоять службу, а также от души помолиться Богу за себя, своих родных и близких людей. Искренне просите о том, в чём более всего нуждаетесь (обычно молятся о здоровье, избавлении от тяжких недугов, семейном счастье и благополучии).
  2. Так как дата Обрезания Господнего совпадает со Старым Новым годом, то в сельской местности до сих пор местами сохраняется традиция 14 января ходить по домам, поздравляя людей и «посевать» пороги домов, рассыпая зёрна пшеницы, овса либо ржи. При этом принято петь особые песенки «щедривки», устраивать праздничное застолье.
  3. Девушки же нередко в этот праздник гадают на суженого, дальнейшую судьбу, ведь ещё продолжаются Святочные дни вплоть до 19 января. Церковью подобные действия, конечно, возбраняются.

Что запрещается делать?

В праздник Обрезания Господня недопустимо допускать греховных соблазнов, важно устранять из своей головы любые плохие мысли, очень тщательно контролировать то, что делаете и говорите. Нельзя никому причинять вреда.
По народным поверьям, семь дней, начиная с Рождества и заканчивая Обрезанием, не следует выносить мусор из жилища

Считается, что тогда можно и «судьбу вынести». Лишь утром 14 января разрешается собрать весь скопившийся за это время хлам, вынести его во двор и сжечь, окурив дымом деревья в саду. Безусловно, данный метод подойдёт только для людей, живущих в частном доме.
Не отказывайте в праздник никому, кто обратится к вам за помощью, так как подобное может быть чревато неудачей по жизни.
Но не одалживайте денег, ведь, как утверждают приметы, тогда все следующие 12 месяцев вы не будете вылезать из долгов.
Равно как и в другие дни церковных праздников, запрещается серьёзная физическая деятельность: уборка, шитьё, глажка, стирка, а также работы в саду либо огороде.
Женщинам не рекомендуется 14 января записываться в салон красоты на стрижку или окрашивание. Лучше перенести процедуры на другой день.
По приметам считается, что нельзя к праздничному застолью готовить рыбу или птицу. Якобы, тогда «счастье улетит либо уплывёт из жилища».

Искупительное послушание

Человек должен был исполнять закон,
чтобы спастись. Он этого не смог. Закон же, данный
после, оказывался ему непосильным, и только обличал его
беспомощность и подвергал клятве за неисполнение,
подобно прокурору на суде. Господь вместо человека взял
на Себя исполнение закона – и вот с самого рождения
начинает исполнять закон. А исполнять закон – значит
проявлять смирение, послушание Законодавцу Богу, значит
– отречься от своей пагубной воли.

Исполнением закона Господь показал, что
и первые люди могли бы исполнить заповедь Божию. А если
не исполнили, то виноваты сами перед Богом. А эта вина
опять снимается Им же: Сам Господь исполнил закон; Он
Крестом заслужил власть ходатайствовать пред Отцем о
помиловании неисполнивших его. И еще: так как все
Искупление есть смиренное исполнение послушания Отцу («Я
сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, –
говорит Господь, – но волю пославшего Меня Отца» (Ин.
6:38)). И Апостол Павел говорит о Христе: «Он был
послушлив даже до смерти», – то можно сказать, что
нынешнее обрезание уже есть начало Искупления, как
начало послушания законам Божиим.

Впрочем, так как это начало было уже в
рождении Господа, то обрезание нужно назвать уже
продолжением взятого искупительного подвига – более
очевидно говорящим именно о смерти, о Кресте, Голгофе,
жертве.

Тропарь праздника:

глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод:

Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

Приметы праздника

В народе они приурочены к любому выдающемуся событию. Люди внимательно наблюдали за тем, что происходит вокруг, делали свои заметки и выводы, которые потом и трансформировались в приметы. Что же говорится в народе о дне Обрезания Господнего?

  • Если погода хорошая, ярко светит солнышко – уродится много ягод и фруктов.
  • Деревья стоят облепленные инеем – будет хороший урожай зерна.
  • Если загадаете ночью с 13 на 14 января своё сокровенное желание, то оно непременно осуществится.
  • У кого день рождения приходится на 14 января, жить тому всю жизнь в финансовом изобилии.
  • Если оденетесь в новые вещи в день Обрезания – весь год пройдёт удачно.

Напоследок просмотрите видео по теме:

Праздник Обрезания Господня и загадочная судьба священного препуция

В первый день так называемого Старого Нового года (по юлианскому календарю, которого придерживается Русская православная церковь) — празднуется Обрезание Господне — один из великих праздников, отмечаемых в православии и католицизме.

Когда празднуется Обрезание Господне

В православии Обрезание Господне отмечается 14 января, что соответствует первому января по григорианскому стилю. Полное название праздника: «По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В католицизме этот праздник, соответственно, отмечается в первый день Нового года – 1 января. Праздник Обрезания Господня приходится на восьмой день после Рождества Христова.

Что такое праздник Обрезания

Праздновать Обрезание Господне, согласно историческим свидетельствам, христиане начали не позднее IV века нашей эры. В соответствии с ветхозаветным законом, на восьмой день после своего рождения (Рождества) Иисус Христос был обрезан, согласно правилу для всех еврейских младенцев мужского пола. Этот обряд до сих пор символизирует для евреев завет (договор) бога-отца с праотцом Авраамом и со всем еврейским народом.

При совершении обряда обрезания, как и было возвещено архангелом Гавриилом деве Марии в Благовещение, младенец и получил свое имя Иисус, что означает Спаситель. Судя по историческим источникам, обрезание Иисуса предшествовало бегству святого семейства в Египет и избиению младенцев.

В праздник Обрезания Господня церковь предписывает вспоминать, что и Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Этот праздник — также напоминание о том, что и сам Иисус, и первые апостолы, и первые христиане были иудеями, строго соблюдающими еврейский закон.

Связь обрезания с крещением

Христиане считают, что ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения. Поэтому через пять дней после праздника Обрезания православные верующие празднуют Крещение Господне. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с богом и «обрезаны обрезанием нерукотворным».

Что такое священный препуций

Как известно, процедура обрезания, как медицинского, так и предписанного религией, предусматривает отрезание крайней плоти (части кожи) на половом члене мальчика. Соответственно при обрезании Иисуса осталась его крайняя плоть, которая для христиан стала священной реликвией, по латыни препуций (prepucium).

А вот дальше с этим препуцием стали твориться удивительные вещи. Начиная со Средних веков, когда в Европе возникла мода на священные реликвии, в основном привозимые из крестовых походов, стали появляться заявления многочисленных монастырей и церквей, что именно у них находится священный препуций, обладающий, как водится, многочисленными чудодейственными свойствами и могущий творить разные чудеса.

Как рассказывает «Википедия», первые сведения о священном препуции появились 25 декабря 800 года, когда Карл Великий, предположительно, получивший реликвию от императрицы Елены (якобы нашедшей при раскопках в Иерусалиме сотни христианских реликвий), передал священный препуций Римскому папе Льву III. Этот препуций был украден из Рима во время разграбления в 1527 году. Через 30 лет реликвия якобы снова была обретена – в 1557 году препуций нашли в тюремной камере, в которой сидел один из солдат, участвовавших в разграблении. После счастливого обретения крайняя плоть Иисуса до 1983 года благополучно хранилась в итальянском поселке Кальката. В день Обрезания Господня в Калькате ежегодно проходили праздничные шествия, при этом препуций носили по улицам. Однако в 1983 году реликвию выкрал местный священник, и больше носить стало нечего.

Всего известно не менее 18 препуциев, в том числе якобы хранящихся в Антверпене, Конке, Лангре, Ле-Пюи-ан-Веле, Меце, Сантьяго-де-Компостела, Фекане, Хильдесхайме, Шарру, Шартре и других.

Обрезание Иисуса Христа

Богомладенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое принес с Неба Архангел Гавриил во время Благовещения. Имя Иисус (от еврейского «Йехошу́а») состоит из двух корней: имени Бога – Ягве и слова «спасение». Поэтому имя Иисус мы можем понимать как Бог Спаситель. Сам Архангел во сне Иосифу именно так объяснил это имя: «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21), ведь спасти от грехов может только Бог.

Обрезание совершил Иосиф Обручник, хранитель девства Богородицы. Иосиф был не только зрителем чудных тех дней, но и являлся для непосвященных в тайну бессеменного зачатия отцом Младенца. Обрезание совершал по закону отец ребенка, этим передавая своему сыну знак принадлежности к избранному народу.

Через обрезание мы явно увидели, что Христос – Человек. Бог принял плоть. Нашу плоть. В древности были еретики-докеты, которые говорили, что Бог воплотился призрачно, только создавал вид телесности. Факт обрезания Иисуса опровергает эту ложь. Святой Ефрем Сирин говорит: «Если Христос не был плотью, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистину плотью, то и обрезан был как человек, и Младенец обагрялся действительно Своею кровью, как сын человеческий; Он болел – и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу». Церковь указывает на реальность евангельских событий и дорожит ими. Это – путь нашего спасения.

Давид говорил: «…во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). В восьмой день язва на теле младенца указывала на виновность в грехах. Господь безгрешен, принимает обрезание, чтобы показать, что Он становится Жертвой за грехи наши и принимает наши болезни (Ис. 53). «И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: ‟чего Я не отнимал, то должен отдать” (Пс. 68:5), т. е. за тот грех, коему я непричастен, принимаю болезнь обрезания, – как пишет святитель Димитрий Ростовский, – …в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на себя образ человека…; в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Он принял обрезание, чтобы восполнить завет с Богом по-новому. Господь указал, что круг плоти завершается. Начинается новая эпоха, где уже слова пророков не будут пустыми и христиане будут обрезывать периферию своего сердца, где находятся все грехи, а Богу отдавать чистое сердце. Сщмч. Фаддей (Успенский) замечает: «Оно совершалось во образ отсечения страстей плотских, обрезания жестокосердия самого сердца, которое так гибельно было для Израиля и так часто заставляло его отступать от Бога своего. И вот Господь наш, будучи безгрешным, Сам терпит обрезание, чтобы научить покоряться воле Божией требующих обрезания сердец, очищения от множества грехов: ‟…закона Творец законная исполняет”, чтобы Своим примером показать, как никто не может прийти к Богу помимо закона Господня».

Обряд обрезания: история и значение

Что такое обрезание Господне? Процедура обрезания заключается в удалении крайней плоти у лиц мужского пола. С практической точки зрения обрезание обосновывают гигиеническими и эстетическими соображениями. Существует мнение, что процедура снижает риск заражения инфекционными заболеваниями.

В религиозных целях обрезание практиковалось многими древними культурами. В ветхозаветном иудаизме (в среде которого родился Христос) ритуал символизировал посвящение младенца Богу. Возникновение священного обряда напрямую связано с родоначальником еврейского народа – пророком Авраамом. Он жил на рубеже третьего и второго тысячелетий до нашей эры.

Согласно ветхозаветной книге Бытие, Всевышний заключил с бездетным праведником Авраамом завет (договор). Творец пообещал ему Своё благословение и обильное потомство, которое образует великий народ (Быт. 12:2). Пророк и весь его род, в свою очередь, должны были хранить верность истинному Богу. Всевышний также повелел Своему избраннику установить обычай обрезания – символического отсечения греха от человека. Ритуал стал видимым, внешним свидетельством завета, заключённого между человеком и Богом (Быт. 17:10-14).

Обрезание было одной из немногих Божественных заповедей, ниспосланных евреям до Моисеева Закона. Для потомков Авраама оно стало символом верности Творцу, принадлежности к богоизбранному народу и обособленности от остального языческого мира. Кровь у евреев считалась священным носителем жизни. В связи с этим, обряд обрезания приобретает дополнительное символическое значение. Проливая кровь из продолжающего род органа, человек словно приносит в дар Богу всю свою жизнь.

День именин

Отсюда теперь понятно, что день
обрезания Господня есть и день Его имени, или «именины».
А назван Он «Богом» – по Отцу Своему. И вообще у евреев
было желание называть сыновей по имени отца; так и
родственники советовали Елисавете называть Иоанна
Крестителя (Лк. 1:59) в честь отца.

В имени уже указано все последующее дело
Господа: в начале указано все остальное… Как в семени
– будущее: и зелень, и колос, и зерна, и хлеб, и
питание, и жизнь.

Так новозаветное сплелось с
ветхозаветным: пришел Спаситель «ветхого» человека, дабы
сделать его «новым»; Ветхий Завет переходит в Новый. И
теперь понятно, почему обрезание должно было быть первым
праздником по Рождестве Христовом: здесь узел Ветхого и
Нового Заветов, конец одного и начало другого. Это
определение всей последующей задачи: это, следовательно,
нужно было обозначить в самом начале. Потому и праздник
пришелся между Рождеством и Крещением. Не оттого лишь,
что обрезание должно было совершаться в восьмой день, но
и по смыслу, взаимоотношению событий: сначала рождение,
потом означение Его служения, и уже потом выступление на
проповедь – крещение.

Но сие именование, сии «именины» Господа
Иисуса были сокровенны. Никто и не подозревал тогда
исполнения смысла имени Иисус, кроме Иосифа и Марии. При
рождении хоть были пастухи, волхвы; узнал Ирод, книжники
и так далее. При Сретении будут праведный Симеон, Анна и
другие в храме; равно и всем, ожидавшим избавления в
Иерусалиме (Лк. 2:38), – говорила Анна-пророчица. А
здесь – только Иосиф и Мария, да священник, совершивший
обряд в храме… Именины Господни были тайны,
сокровенны. И самый праздник – «спрятанный» между двумя
другими великими событиями. Свои лишь… Так нам
открывается, что нынешний праздник есть «день Иисусов».

Если Вознесение есть «день Спасов» –
день Его как Обожествленного, Прославленного Сына Божия,
как Бога, то нынешний день есть день Его по
человечеству.

Ныне Господь принял на Себя человеческое
имя как «Сын человеческий», ныне Он «вписался» в наше
«гражданство» земное, чтобы потом приписать нас, при
Вознесении, к гражданству Небесному.

Ныне особенно ясно, что Он – «наш»,
«нашего смешения», естества человеческого: Он и
называется, как и все, Он еще Младенец – беспомощный,
как и все, Он – видим пока именно как человек. Славы
Божией не зрится еще в Нем. И обрезывается – плотски,
человечески…

Мне это обрезание плоти раньше казалось
слишком уж человеческим. Да! Но Он был именно совсем,
совершенно, как и мы, Человеком.

Невольно приходит сравнение с нашими
именинами. В прежнее время имя давалось тоже в восьмой
день. И у нас имя дается родителями или крестным отцом.
И у нас это «свой» семейный праздник. И у нас иногда
давали имена по значению. А особенно – монашеские имена.

А теперь вывод: в день именин Господа
нужно просить милостей у «Именуемого», про Которого
апостол Павел говорит, что Бог Отец по Вознесении
даровал «имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса
преклонилось всякое колено небесных, земных и
преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус
Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:9-11).

Значит, в сей день наречения имени Его и
мы должны поклониться Ему, как Господу, возблагодарить
Его, что пришел ради нас, и просить главного, о чем
говорит Его Имя, и что делает Он в чине обрезания –
спасти нас.

Иисусе Спасителю – спаси нас!

Иисусе Искупителю – к Отцу Твоему
приведи нас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector