Житие пророка предтечи и крестителя господня иоанна

Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в реке Иордан в Вифаваре

Само Крещение Господне произошло у реки Иордан в местности под названием Вифавара. Считается, что эта местность расположена в районе монастыря святого Иоанна, в 10 километрах восточнее Иерихона.

Иоанн Креститель ранее говорил в своих проповедях о скором пришествии Мессии. Увидев же Агнца Божия, он удивился и спросил:

Вифавара ― место Крещения на восточном берегу реки Иордан, оборудованное для паломников и туристов, с греческим православным храмом Иоанна Предтечи со стороны государства Иордания. Считается, что Крещение Господне произошло в местности Вифара, в 10 километрах восточнее Иерихона

Когда Иисус принял Крещение от святого Иоанна, Дух Святой сошёл на Него был ему глас небес:

Лк. 3:21-22

Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. С Крещение Господним Евангелист Иоанн связывает фактическое создание христианской Церкви, так как после этого у него появились ученики-апостолы.

Ин. 1:35-37

Где сейчас находятся мощи, десница и глава святого

Тело пророка, похороненное в Севастии, подверглось поруганию при имп. Юлиане Отступнике (361-363 гг.). Восстанавливая почитание языческих богов, он ополчился на христианские святыни. Могила св. Иоанна была вскрыта, честные останки сожжены. Отдельные оставшиеся частицы мощей после этого переносились в Антиохию, Александрию.

После гибели имп. Юлиана восстановили гробницу пророка, возникла также версия о том, что язычники сожгли не его тело, реликвию успели заменить. Но если даже это так, честные останки с тех пор утеряны. Однако, в целости сохранились левая рука и десница святого, которые были отделены от его тела задолго до поругания могилы.

В документах XIV в. говорится о монастыре св. Иоанна на Иордане, хранящем левую руку пророка. Позже святыня оказалась во Франции, ныне пребывает в кафедральном храме г. Перпиньяна. 

Правая рука св. Иоанна перенесена ап. Лукой на свою родину, в Антиохию, еще с I в. Позже святыня оказалась в Византии. Константинополь был единственным местом, где Крещенскую воду освящали, погружая в нее не крест, а десницу Предтечи. По завоевании города турками (1453) рука святого какое-то время находилась у султана, позже была передана им христианам, оказалась у рыцарей Мальтийского ордена. Когда же магистром ордена стал Российский император Павел I, святыню передали ему в дар. В Петербурге она находилась до 1917 г., после чего попала за границу. Ныне правая рука Предтечи – в Сербии, в Цетинском монастыре. В 2006 г. она посетила Россию, Белоруссию и Украину. 

Что же касается главы святого, то после ее третьего обретения ее разделили по одним данным на 2, по другим – на 7 частей, они были розданы по разным монастырям и храмам империи. По завоевании Константинополя один из фрагментов (лик) попал на Запад, другие частицы сохраняются во Франции, Иерусалиме, на Афоне.

Крещение Иисуса

В то время, когда Иоанн Предтеча находился в Вифаваре у реки Иордан, к нему пришел Иисус, желающий принять крещение. Поскольку в наши дни точное расположение этого населенного пункта невозможно установить, местом омовения Христа с XVI века считается участок на берегу реки, где расположен монастырь Святого Иоанна. Он находится в километре от г. Бейт-Авары, что восточнее Иерихона на 10 км.

Во время крещения Иисуса «отверзлись небеса, и Святой Дух сошел на Него, как голубь, и глас с неба глаголил: «Ты Мой Сын Возлюбленный, в Тебе благоволение Мое». Таким образом, благодаря Иоанну было засвидетельствовано всенародно мессианское предназначение Сына Божьего

Крещение оказало сильное влияние на Иисуса, поэтому оно рассматривается евангелистами как самое первое важное событие общественной деятельности Мессии. После встречи с Христом Иоанн крестил людей и в Еноне, что расположен близ Салима

После крещения Иисус стал преемником Иоанна. Он даже речи свои начинал, как Предтеча, с призыва к покаянию и возвещения о приближении Царства Небесного. Теологи считают, что без Христа проповеди Иоанна были бы недейственными. В то же время без Крестителя как Мессии, подготовившего почву для проповедей Иисуса, его чтение не нашло бы такого отклика у народа.

История празднования

Власть над Палестиной разделилась между четырьмя римскими ставленниками после смерти Ирода Великого. Галилеей стал править Ирод Антипа, по разрешению императора Августа. Иоанн Предтеча обличал царя (четвертовластник) в прелюбодействе: ставленник бросил свою законную жену и сожительствовал с супругой родного брата, которую звали Иродиадой. Не вынеся обличения, Ирод заключил Крестителя в темницу.


Иоанн Предтеча обличал царя Ирода в прелюбодействе

Некоторые предполагают, что правитель сделал это не из-за злобы, но чтобы спасти Иоанна от деяний мстительной Иродиады.

Само усекновение главы Предтечи произошло на пиру, который проходил в честь дня рождения Ирода

На празднике присутствовали знатные местные вельможи, мудрые старейшины и тысяченачальники.
Большое внимание к себе привлекла Саломея, дочь Иродиады, которая великолепно танцевала перед гостями и расположила к себе Ирода Антипу, давшего клятву исполнить любое её желание.
Иродиада, дьявольски желавшая отмщения, подговорила дочь просить у правителя главу Иоанна Крестителя. Ирод чрезвычайно смутился этому предложению, так как очень боялся гнева Небес и озлобленности народа, который любил пророка.
Правитель сдержал клятву, которую дал перед высокими гостями и распорядился соответствующим образом

Существует предание, что после отсечения глава не переставала обличать прелюбодеяние Ирода Антипы. Соломия же, поддавшись ярости исколола язык святого пророка иглой и закопала голову в нечестивом месте.
Дальнейшая судьба Ирода и Иродиады покрылась горем. Они страшились воскресения Крестителя и приняли проповедующего Христа за него.
Аравийский царь, дочь которого отверг Ирод, послал против последнего свои войска и объявил войну. Правитель Галилеи потерпел поражение, чем разгневал императора Калигулу, который отправил нечестивых любовников в заточении на территории Испании.

Храмы в честь Иоанна Крестителя:

  • Церковь Иоанна Крестителя в Волгограде
  • Церковь Иоанна Предтечи в Калуге
  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Москве

Ученики Иоанна Предтеча погребли тело пророка в городе под названием Севастия. Святую главу нашли, поместили в сосуд и погребли на Елеонской горе.

  1. Впервые её обнаружил некий подвижник, копавший место для храма. Он сохранил голову в собственном доме, но перед смертью, боясь поругания святыни, закопал её в изначальном месте.
  2. В середине V столетия пророк лично указал в видении её местоположение. После этого голову перенесли в Константинополь. В честь этого события Церковь установила торжество первого и второго обретения — 8 марта.
  3. В период иконоборчества голова Предтечи вывозилась в Абхазский город Команы — место, знаменитое ссылкой и кончиной Иоанна Златоуста, — и пряталась в земле. После того, как иконопочитание было восстановлено, пророк явился в видении патриарху Игнатию и указал расположение честной главы. Третье обретение святыни празднуется Церковью 7 июня.

Влияние Иоанна Крестителя на народ

Проповедовать Креститель начал примерно в 28 году н.э. Он укорял людей за гордыню своим избранничеством и требовал восстановления старых патриархальных норм этики. Сила проповедей Предтечи была столь велика, что население Иерусалима и всех иудейских окрестностей приходило к нему креститься. Посвящение водой Иоанн производил в р. Иордан. При этом он говорил, что при омовении человека Бог отпускает ему грехи. Погружение в воду и покаяние он называл приготовлением к принятию Мессии, который должен был скоро появиться в этих краях. На берегах Иордана Иоанн продолжал проповедовать, собирая вокруг себя все большее число последователей. Есть сведения, что под действием речей Предтечи принять крещение пришли даже фарисеи (религиозная группировка, призывавшая скрупулезно соблюдать Закон) и саддукеи (высшее духовенство и аристократы), однако Иоанн прогнал их без крещения.

Архитектура монастыря

Историки предполагают, что храм возводился при помощи мастеров из Приморья, что подтверждается особенностями архитектурного стиля. В середине монастыря предположительно стояла окруженная с трех сторон канонадой церковь. По периметру участка располагались монашеские постройки и храм Святого Петра. Наружные стены комплекса имели бойницы, а за ними был глубокий ров и ограда из кольев. Современный Цетинский монастырь (Черногория) сохранил частично некоторые фрагменты до настоящего времени.

Сейчас центральным элементом комплекса по-прежнему является церковь Рождества Богородицы. Она построена из вытесанного природного камня и внутри хранит величайшую черногорскую святыню – мощи Святого Петра Цетинского, а также реликвии Мальтийского ордена рыцарей. Кроме того, в ней установлен богатый резной иконостас – работа греческих мастеров 19-го века.

Сокровищница монастыря собрала уникальную и богатую коллекцию старинных печатных книг и рукописей, личных вещей черногорских митрополитов, церковную утварь и многое другое. Многие экспонаты были получены в дар от России.

Связанные праздники

Усекновение главы Иоанна Крестителя — Ян Ромбоут

Восточные христиане отмечают еще два связанных праздника:

Первая и вторая находка главы Иоанна Крестителя (24 февраля). Согласно церковной традиции , после казни Иоанна Крестителя его ученики похоронили его тело в Себастии , за исключением головы, которую Иродиада взяла и закопала в навозной куче. Позже святая Иоанна , вышедшая замуж за управителя Ирода, тайно взяла его голову и похоронила на Елеонской горе , где она веками пряталась.

Первая находка , как говорят, произошло в четвертом веке. Имущество на Елеонской горе, где была похоронена голова, в конечном итоге перешло во владение правительственного чиновника, который стал монахом по имени Иннокентий. Он построил здесь церковь и монастырскую келью . Когда он начал рыть фундамент, сосуд с головой Иоанна Крестителя был обнаружен, но, опасаясь, что реликвией могут злоупотребить неверующие, он снова спрятал ее в том же месте, где она была найдена. После его смерти церковь обратилась в руины и была разрушена.
Второй Finding , как говорят, произошло в 452. году В дни Константина Великого , два инока на паломничество в Иерусалим по сообщениям видел видения Иоанна Крестителя, который показал им место его головы. Они обнаружили реликвию, положили ее в мешок и отправились домой. По пути они встретили безымянного гончара и отдали ему сумку, не сказав ему, что это было. Ему явился Иоанн Креститель и велел бежать от нерадивых и ленивых монахов с тем, что он держал в руках. Он так и сделал и забрал голову с собой. Перед смертью он поместил его в контейнер и отдал своей сестре. Через некоторое время им стал иеромонах по имени Евстафий, арианец , который использовал его для привлечения последователей к своему учению. Он закопал голову в пещере, недалеко от Эмесы. В конце концов на этом месте был построен монастырь. В 452 году святитель Иоанн Креститель явился архимандриту Марцеллу этого монастыря и указал, где его голова была спрятана в кувшине с водой, закопанном в землю. Реликвия была перенесена в город Эмеса, а затем перенесена в Константинополь.

Третья находка главы Иоанна Крестителя (25 мая). Голова была передана Команами из Каппадокии в период мусульманских налетов (около 820), и он был скрыт в земле в период иконоборческого преследования . Когда почитание икон было восстановлено в 850 году, Патриарх Константинопольский Игнатий (847–857) увидел в видении место, где была спрятана голова святого Иоанна. Патриарх сообщил об этом императору Михаилу III , который отправил делегацию в Коману, где была найдена голова. После этого голова снова была перенесена в Нью-Йорк, и здесь 25 мая ее поместили в придворной церкви.

Иконостас в церкви Вознесения Иисуса, Скопье с 1867 года, Северная Македония . Усекновение главы Иоанна Крестителя осуществляется фигурами, стилизованными под османских турок.

Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад

На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.

Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

Передняя часть главы святого Иоанна Предтечи в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы г. Амьена. 

История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.

13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.

На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.

Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.


Кафедральный собор Пресвятой Богородицы г. Амьена (Notre Dame d’Amiens)

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.

Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.

В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.


Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano)

Св. пророкъ, Предтеча и Креститель Господень Іоаннъ († I в.)

Святой Іоаннъ Предтеча — послѣ Пресвятой Девы Богородицы самый чтимый святой. Заключивъ собою рядъ свв. пророковъ, предвозвѣщавшихъ о Спасителѣ міра, ближайшимъ образомъ предшествовалъ явленію Сына Божія во плоти и удостоился крестить Его во Іорданѣ. Сродникъ Господень по матери, сынъ свящ. Захаріи и Елисаветы, Предтеча Господень предварилъ рожденіе Господа шестью мѣсяцами. Архангелъ Гавріилъ предвозвѣстилъ объ его рожденіи отцу его Захаріи въ храмѣ. Спасенный, по милости Божіей, отъ смерти постигшей тысячи младенцевъ въ Виѳлеемѣ и его окрестностяхъ, св. Іоаннъ возросъ въ дикой и безплодной пустынѣ, приготовляя себя къ своему великому служенію строгою жизнію, постомъ, молитвою и благоговѣйнымъ размышленіемъ о судьбахъ народа Божія. Онъ остался пустынножителемъ до тѣхъ поръ, пока Господь не призвалъ его къ общественной проповѣди народу іудейскому. Повинуясь этому призванію, св. Іоаннъ, имѣя ок. 30 лѣтъ отъ роду, явился на берегахъ Іордана, чтобы своимъ словомъ приготовить народъ къ принятію давно ожидаемаго Мессіи — Спасителя міра. Крестивъ пришедшаго къ нему въ числѣ грѣшниковъ безгрѣшнаго Агнца Божія, св. Іоаннъ завершилъ и какъ-бы запечатлѣлъ этимъ свое служеніе. Проповѣдникъ покаянія, строго и безбоязненно обличавшій пороки людей, онъ «со дерзновеніемъ» обличилъ прелюбодѣйный грѣхъ царя Ирода, за это былъ заключенъ въ темницу и потомъ усѣченъ мечемъ по желанію преступной Иродіады.

Евангельский рассказ[править | править код]

Евангелия указывают на то, что у Иисуса существовал непосредственный предшественник, подготовивший ему мученический путь. Этот предшественник, Иоанн, рисуется сектантом, но проповедующим не в храме, а в пустыне. Согласно евангелистам Матфею и Марку, он носил власяницу — одежду из грубого верблюжьего волоса, подпоясанную полоской кожи, а питался, чем Бог пошлёт: акридами (сушёной саранчёй) и диким мёдом.

Согласно сведениям всех четырёх Евангелий, встреча с Иоанном — важнейший эпизод в жизни Иисуса.

Согласно Матфею, у Иоанна крестились «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская», «исповедуя грехи свои». Увлечённые общим порывом, к нему будто бы пришло креститься даже довольно много фарисеев (членов религиозной группировки, добивавшейся скрупулёзного соблюдения Закона) и саддукеев (аристократов и высшего духовенства, отрицавших устное предание от одного к другому и слепо почитавших, так же, как и фарисеи, букву Писания). Однако Иоанн отверг их следующей отповедью:

Речь Иисуса начиналась с той же формулы, что и речь Иоанна:

Однако старший по возрасту зачинатель поставлен ниже младшего, его «ученика»:

Согласно евангелисту Иоанну, враждебные Крестителю фарисейские священники и левиты (потомки Леви, младшие служители храма) из Иерусалима спросили его, кто он, на что он ответил, что он не Мессия (Христос), не Илия и не пророк. На вопрос, «что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?», пустынник отвечал:

Наиболее обстоятельный рассказ о Крестителе содержится у евангелиста Луки. Он включает версию о чудесном происхождении Иоанна:

Далее повествуется о посещении тем же самым ангелом в галилейском городе Назарете Девы Марии (которая названа родственницей Елисаветы) с вестью о предстоящем рождении ею Сына Божьего.

В изложении евангелистов Марка, Матфея и Луки Креститель и Иисус встречаются единожды. Евангелист Иоанн же повествует о двух встречах. Согласно ему, в первый раз Креститель увидел незнакомца, в котором Дух, пославший его крестить людей и принявший облик голубя, указал Агнца Божия. А на другой день произошла ещё одна встреча Крестителя и Иисуса, во время которой от первого отошли двое его учеников, братья Андрей и Симон, и перешли ко второму.

Как и у Иисуса, у Крестителя был свой путь к месту казни, связанный с обличением палестинского тетрарха (четвертовластника, унаследовавшего четверную часть отцовского царства) Ирода Антипы, женившегося на Иродиаде — жене своего брата и его же племяннице. Ирод Антипа бросил проповедника в темницу, но, опасаясь народного гнева, сохранил ему жизнь. Однако Иродиада не простила обиды и нашла способ расправиться с Иоанном:

Историчность насильственного конца жизни Крестителя подтверждена независимым от Евангелий источником — «Иудейскими древностями» Иосифа Флавия, который пишет:

Реликвии, связанные с жизнью Христа.

Туринская плащаница.

Едва ли ни самая известная христианская реликвия. Представляет собой ткань, в которую было завернуто тело Христа после смерти. На ткани остались кровавые следы от ран Христа.


Четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти

Терновый венец.

Венец из белого терновника, который римские воины возложили на голову Иисуса во время его поругания. Терновый венец упоминается в трех Евангелиях.


Сегодня реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, представляющая собой целый венец, находится в Париже, в Соборе Парижской Богоматери.

Ясли Христовы

Ясли Христовы – обычная кормушка для животных, в которую Дева Мария положила Иисуса после его рождения. Это колыбель младенца Иисуса.


В пещера Рождества в Вифлееме находятся Ясли, где был положен Христос после рождения. Они представляют собой обложенное белым мрамором углубление в полу, устроенное в виде колыбели.

Животворящий крест

Это крест, на котором распяли Христа. На сегодняшний день много деревянных элементов пытаются выдать за дошедшие до наших времен части Животворящего креста, однако их подлинность чаще всего опровергается.


Самая большая из известных частей Животворящего Креста (православная сокровищница рядом с Голгофой, Храм Гроба Господня)

Святой Грааль

Святой Грааль – чаша, из которой Иисус пил вино на тайной Вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса, страдающего на кресте.


Валенсийский Священный Грааль – это уникальная христианская реликвия, чья подлинность официально признана Ватиканом

Копьё Лонгина

Копье, которым римский центурион Гай Кассий Лонгин нанес удар Иисусу, распятому на Кресте. Существует несколько реликвий, которые соотносят с копьем Лонгина, либо его частью


Евангелие от Иоанна: «один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34).

Титло INRI

Это табличка с креста, на котором был распят Иисус Христос. INRI – аббревиатура латинской надписи «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».


В настоящее время, по утверждению католической церкви, крупный фрагмент титла хранится в церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме

Гвозди Креста Господня

4 или 3 гвоздя, которыми римские солдаты распяли руки и ноги Иисуса Христа на Кресте. Гвозди считаются одной из величайших святынь христианства.


В 1543 году Жан Кальвин написал богословское сочинение — Трактат о реликвиях, в котором перечислил известные ему Гвозди Господни, хранящиеся в храмах и монастырях на Западе, всего на тот момент Кальвин насчитал 14 гвоздей. На сегодняшний день их еще больше.

Колонна бичевания

Колонна бичевания — столб, к которому был привязан Христос во время бичевания в доме Пилата.


Столб бичевания (церковь Святого Георгия в Стамбуле) слева, Столб бичевания (базилика Санта-Прасседе) — справа

Святая лестница

Это мраморная лестница старого Латеранского дворца. Согласно древней христианской традиции считается, что по этой лестнице поднимался на суд Иисус Христос.


Считается, что Иисусу несколько раз пришлось подниматься именно по этой лестнице во время судилища, на котором ему был вынесен смертный приговор

Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи

О местонахождении истинной главы Иоанна предтечи также существует много версий.

  • По одной из них некоторая часть главы хранится в Риме, в монастыре Святого Сильвестра.
  • Также о нахождении и хранении главы Иоанна Предтечи существует версия относительно мечети в Дамаске, ведь этот святой почитался и почитается по всему миру, даже в мусульманстве.
  • По мнению ученых, наиболее доподлинная версия нахождения истинной головы Предтечи связана с Францией, с собором Амьенской Божией Матери.

    Голова Иоанна Крестителя

Кроме того, в этом соборе впервые проводилось комплексное исследование лицевой части главы Предтечи (известно, что голова святого рассечена на три части и Амьенский собор хранит лишь ее лицевую часть). Исследование показало, что эта часть главы датируется временем, когда еще не наступила даже эпоха Средневековья. К тому же на главе ученые заметили след, который предположительно мог остаться от удара острым предметом. Таким образом, ученые пришли к выводу, что по ряду важных показателей череп может принадлежать именно Иоанну Крестителю.

Интересно! Следует заметить, что о том факте, что глава святого Иоанна пребывает в Амьене пишет и священник Димитрий Ростовский в житийной литературе. Из чего следует, что во Францию, в Амьенский собор XVII веке совершались паломничества, в том числе и из России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector