Андрей рублев (1360-1428)
Содержание:
- Стиль игры
- Творчество
- Сенсация от Рахимовой и поступательное движение Касаткиной
- Оправдания Циципаса и успехи Алькараса
- Биография Андрея Рублева: живописец, Иванов сын
- Сообщение о Андрее Рублеве
- Немного о технике иконописи
- Личная жизнь
- Общественное признание при жизни и после смерти: память народная
- Интересные факты из жизни художника
- Начало творческого пути
- Андрей Рублёв Rublev, Andrey (1360s-1430)
- Детство и юность
Стиль игры
Рублев — атакующий базовый игрок с сильным ударом справа — его любимый удар, а также опасный и последовательный двуручный удар слева. Его удар справа особенно смертоносен из-за его последовательности и комфорта при нанесении удара, он делает много пасов с его помощью. Несмотря на свою мощь, Рублев часто гипер-агрессивен и может попадать в ситуации, когда он последовательно совершает невынужденные ошибки, вызывая технические и умственные трудности. Однако он также может демонстрировать периоды, когда его удар справа неуловим. Он заявляет, что не предпочитает конкретное теннисное покрытие.
У Рублева мощная первая подача, которая часто достигает 200+ км / ч (125+ миль в час). Однако его вторая подача не впечатляет из-за большого количества двойных ошибок во время матчей, а также из-за того, что он намного медленнее, чем его первая подача. В 2020 году Евгений Кафельников сказал следующее об игре Рублева: «Я думаю, что вся его игра состоит только из некоторых элементов юношеского тенниса, когда он отбивает мяч все сильнее и сильнее. Если он улучшится в этих двух направлениях, в его работе ног и второй подаче, вся его игра изменится «.
Творчество
В работах Андрея Рублёва сочетаются иконописные традиции, характерные для византийской и московской живописной школы XIV в. Его творения отличают следующие характерные черты:
- плавные линии в изображении фигур и одежд;
- тонкая прорисовка ликов и одеяний;
- преобладание в цветовой гамме работ насыщенных светлых и нежных оттенков;
- чёткие параболические линии в построении композиции.
Все эти черты просматриваются и в монументальных, и в иконописных работах, и в книжных миниатюрах.
Иконопись
Авторство средневековых икон определить практически невозможно, так как они не подписывались создателями.
Преподобный живописец написал множество святых образов, малая часть из которых сохранилась до современности. К ним относятся:
«Святая Троица» — единственная икона преподобного Андрея, авторство которой не вызывает сомнений исследователей. В основе её сюжета лежит библейское сказание о явлении праведному Аврааму Господа в виде трёх ангелов. Они сидят вокруг стола, в центре которого стоит голова жертвенного тельца. На заднем плане изображены дом, в котором жил праведный муж, а также дуб, в тени которого он принимал гостей и гора, куда привёл для жертвы своего сына Исаака.
«Святая Троица» — знаменитая икона Андрея Рублева
Считается, что центральный ангел — символ Иисуса Христа, готового покорно выполнить волю Отца. Левая фигура представляет Бога-отца, который благословляет чашу, обозначающую предстоящие мучения Христа. Третий ангел, символизирующий Святого Духа, утешает Сына. Лица ангелов наполнены светлой грустью и покоем, который присутствует и в их позах. Икона была написана в 10-20 гг. XV в. для Троицкого храма Сергиевой лавры. В настоящее время она является одним из главных экспонатов Третьяковской галереи.
«Звенигородский чин» — три иконы, написанные для деисусного чина иконостаса. Они изображают Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Икона «Спас» — одно из наиболее известных произведений, приписываемых руке преподобного Андрея — сохранилась не полностью. Чётко видны лишь часть лика и небольшой участок одеяний. Иконописец, придерживаясь традиционных иконописных канонов в общем изображении, придал спокойному лицу Иисуса Христа выражение не только мудрости и милосердия, но и оттенок усталости.
Перед этим ликом верующий человек должен был не просто каяться в своих деяниях, а задуматься о своей жизни и постараться услышать слова Господа, идущие из души. Лики, написанные в конце XIV в., хранятся в зале Рублёва в Третьяковской галерее.
Образ Божией Матери Владимирской, созданный для храма Успения владимирского кремля, написан в начале XV в. Изображение представляет собой список распространённого иконографического сюжета «Умиление». Богородица прижимает к себе младенца Христа, который с любовью смотрит ей в глаза и обнимает за шею. Икона наполнена чувством покоя и умиротворенности, бесконечной любви Богородицы ко всему человечеству в лице Сына Господа. Она находится во владимирском музее-заповеднике.
Монументальная живопись
Все письменные упоминания об Андрее Рублёве связаны с его монументальными работами-росписями храмов, расположенных в различных городах центральных русских княжеств. К ним относятся:
- Росписи в московском Благовещенском соборе инок Андрей создавал в 1405 г. совместно с признанными мастерами Феофаном Греком и Прохором с Городца. До современности первая монументальная работа великого мастера не сохранилась, так как культовая постройка была полностью перестроена в конце XV в.
- Росписи владимирского Успенского храма иконописец создавал вместе с Даниилом Чёрным в 1408 г. До настоящего времени сохранились фрагменты изображений. Руке святого Андрея принадлежат фрески, расположенные в северной и южной части центрального объёма собора. Среди них выделяются изображения Страшного суда, ангела со свитком и апостолов-евангелистов.
Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира
- В 1425-27 гг. те же иконописцы работали в Троице-Сергиевой лавре над росписями соборного храма, которые были заменены на новые вследствие ветхости в середине XVII в. Возможно, в это же время создавалась сохранившаяся икона «Святой Троицы».
- Последней монументальной работой преподобного инока стали росписи Спасского собора московского Андроникова монастыря. Исследователи считают, что расположенные в откосах окон современного здания орнаменты, относятся к изображениям, созданным Андреем Рублёвым.
Сенсация от Рахимовой и поступательное движение Касаткиной
Единственная потеря России в третий день US Open в одиночных разрядах случилась у женщин. Но иначе и быть не могло, ведь уже во втором круге жребий свёл Екатерину Александрову и Камиллу Рахимову. 32-я сеяная считалась фавориткой матча, однако уступила, причём борьбы практически не получилось, а встреча продлилась всего 64 минуты.
По сути, Александрова стала жертвой собственной небрежности, раз за разом приводившей к невынужденным ошибкам. Всего их набралось 24 — вдвое больше, чем у Рахимовой, что вместе с отставанием по числу активно выигранных мячей (9 — 14) и стало ключевым фактором в матче. Камилла была точнее, стабильнее, а на брейк-пойнтах и вовсе безжалостна. 20-летняя теннисистка реализовала каждую из четырёх попыток и заслуженно победила со счётом 6:4, 6:1.
Рахимова не только в первый раз в карьере обыграла представительницу топ-50 рейтинга WTA, но и впервые пробилась в третий круг турнира Большого шлема. Однако улучшить этот результат будет крайне сложно, поскольку её следующей соперницей будет восьмая сеяная Барбора Крейчикова.
Компанию соотечественнице составила Дарья Касаткина, которая продолжает набирать форму после двух неудачных сезонов. В 2018-м спортсменка дважды добиралась до четвертьфиналов ТБШ, но на следующих девяти мейждорах не могла выиграть и двух матчей. Неудачная серия прервалась на «Ролан Гаррос», а подтверждением положительной динамики стал US Open. Россиянка хотя и не без проблем, но сломила сопротивление Маркеты Вондроушовой — 3:6, 6:4, 6:4.
Однако есть опасения, что на этом продвижение Касаткиной по сетке Открытого чемпионата США рискует завершиться. Как и Рахимовой, в следующем раунде ей предстоит дуэль с представительницей топ-10 рейтинга WTA. Украинка Элина Свитолина ранее уже пять раз обыгрывала россиянку, правда, в последний раз теннисистки встречались в 2019-м на турнире в Сан-Хосе.
Оправдания Циципаса и успехи Алькараса
Скандал вокруг Стефаноса Циципаса и его конфликта с Энди Марреем из-за продолжительности туалетных перерывов стал одним из самых обсуждаемых событий на старте US Open. Однако на этом ситуация не была исчерпана. Поводом для недовольства стало поведение Циципаса и во время встречи второго круга с Адрианом Маннарино.
На этот раз Циципас отлучился в подтрибунное помещение после третьей партии, которую проиграл на тай-брейке. Маннарино сократил отставание в счёте, после чего грек покинул корт более чем на семь минут. В отличие от Маррея, француз поступил дальновиднее и не стал тратить время на выказывание недовольства поведением противника судьям или тренерам. Поначалу он разминался, а потом получил разрешение потренировать подачу. Однако положительного эффекта это не возымело. После возвращения Стефанос буквально смёл Адриана с корта, не отдав ему ни гейма, — 6:3, 6:4, 6:7 (4:7), 6:0.
По окончании встречи Маннарино был тактичен и не стал открыто заявлять, что туалетный перерыв имел прямое влияние на результат матча. Однако он выразил мнение, что подобная пауза действительно могла помочь Циципасу прийти в себя и успокоиться. Тем не менее француз не стал обвинять соперника в жульничестве и лишь заметил, что правило относительно подобных отлучек стоит пересмотреть.
Также по теме
Конфликт Маррея с Циципасом и хамство Кирьоса в адрес судьи: как споры вокруг туалетных перерывов омрачили старт US Open
Энди Маррей раскритиковал Стефаноса Циципаса за то, что тот слишком много времени тратит на туалетные перерывы во время матчей. На…
В свою очередь, Циципас продолжил акцентировать внимание на том, что своим поведением не нарушает правил ATP, вследствие чего все обвинения в его адрес беспочвенны. В качестве причины для ухода с корта он назвал желание сменить одежду и освежиться, что также не запрещено
Так или иначе, Стефанос стал первым теннисистом, одержавшим 50 побед в 2021 году, и продолжил поход за первой победой на ТБШ.
Однако не все сеяные показали такую качественную игру, как Циципас. Норвежец Каспер Рууд и чилиец Кристьян Гарин зачехлили ракетки уже во втором круге, уступив Ботику ван де Зандсхулпу и Генри Лааксонену соответственно, а Григор Димитров не смог доиграть матч с Алексеем Попыриным. Болгарин проиграл два первых сета на тай-брейке, а при счёте 0:4 в третьем отказался от продолжения борьбы из-за проблем со стопой.
Зато приятно удивил Карлос Алкарас. 18-летний испанец обыграл Артура Риндеркнеша и стал самым молодым участником третьего круга US Open за последние 14 лет, причём он добрался до этой стадии турнира на втором мейджоре в сезоне. В последний раз в столь юном возрасте так удачно выступать на ТБШ получалось у Новака Джоковича.
Что касается женской сетки, то, помимо Александровой, неудачу потерпела лишь одна сеяная спортсменка, но это сложно назвать сенсацией. В американском дерби между Кори Гауфф и Слоан Стивенс сильнее оказалась победительница US Open 2017 года.
Биография Андрея Рублева: живописец, Иванов сын
Об этом человеке, кроме его нетленного творчества, известно действительно мало. Лучшие годы его жизни напрямую связаны с двумя монастырями: Спасо-Андрониковым, а также Троице-Сергиевым в Москве. Впервые в летописных источниках имя Андрея Рублева, знатного художника и иконописца, упоминается в 1405 году. Именно тогда, вкупе с прославленным Феофаном Греком занимался росписью Благовещенского собора, находящегося в Московском Кремле. Сам этот факт уже является явным подтверждением его мастерства и таланта. Так кто же такой Андрей Рублев на самом деле, и каком его жизненный путь в историческом срезе? Давайте разберемся вместе.
Важно
Согласно сведениям, почерпнутым из Новгородских и Владимирских летописей, уже в 1408 году, иконописец Андрей Рублев был привлечен для росписи Успенского собора в городе Владимире. Вместе с ним работал также Даниил Черный, с которым спустя двенадцать-пятнадцать лет потрудился еще и в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.
Все творчество этого художника буквально пропитано московской традиционной школой живописи
Однако, судя по работам Андрея Рублева, был прекрасно знаком с традицией южнославянской, а также византийской живописи, что немало важно для понимания личности этого человека. Иконы и другие работы живописца уже в древности оценивались очень высоко
При этом они считались настоящим образцом для подражания. По умолчанию, они не могли продаваться, но их можно было выменять. Как мы уже говорили, средняя стоимость животворной иконы могла достигать целой деревни, вместе с людьми.
Сведения о детских годах иконописца
Большинство историков склоняются к мысли, что родился Андрей, Иванов сын Рублев, родился либо в Великом Новгороде, либо в Москве. Допускается также гипотеза, что отец его был обычным и ничем не примечательным ремесленником в Московском княжестве, из-за отсылки к фамилии. Рубель — именно так назывался инструмент кожевенника в те времена. Это может указывать на профессию и сословие родителей художника. Предположительно, он появился на свет в 1335-1365 годах, более точных сведений отыскать не удалось.
В летописи семнадцатого века, под названием «Сказания о святых иконописцах», упоминается, что художник Рублев проживал в Троицком монастыре, когда настоятелем был Никон Радонежский, то есть это было уже после того, как Сергий Радонежский преставился. По одной из теорий он принял монашеский постриг именно здесь, или же в Спасо-Андрониковой обители. Мирского имени, которое Андрей носил до пострига, скорее всего, мы уже никогда не узнаем.
Внешний вид и смерть великого живописца древности
Лицо художника за всю его жизнь никогда так и не было запечатлено ни единого раза. Правда, есть некоторые указания на то, что среди ликов и икон самого Андрея Рублева, что выписаны в Благовещенском соборе в Кремле, именно он изображен в образе знаменитого Иуды Искариота. Кроме того, при раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре, которые проводились не так давно в 2006 году, было обнаружено захоронение, предположительно четырнадцатого или пятнадцатого века. Главный специалист Московского бюро судмедэкспертизы Сергей Никитин утверждал, что в могиле были найдены останки именно Андрея Рублева. Последующие семь лет велись работы по воссозданию внешнего облика иконописца. Результаты этого исследования пока так и не оглашены.
С датой смерти тоже совершенно ничего не понятно. Длительное время считалось, что умер в январе 1430 года, но впоследствии оказалось, что она не точна. В 1947 году, во время восстановления страны от последствий Великой Отечественной войны, якобы было найдено белокаменное надгробие с точной датой. Однако убедиться не получится, потому что по странной случайности, плита была разбита на щебень и использована в строительстве новых домов. Кроме того, историки утверждают, что подобные надгробные плиты стали использоваться не менее, чем через пять десятилетий после вышеозначенных событий, да и то далеко не в массовом порядке. Так что скорее всего, это можно считать слухами, но никак не истиной. Пока же принято считать, что инок Андрей Рублев умер 17 октября 1728 года.
Сообщение о Андрее Рублеве
Андрей Рублев сообщение 5 класс кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам много полезной информации о жизни и деятельности русского иконописца. Доклад о Андрее Рублеве можно дополнить интересными фактами.
Андрей Рублев доклад
Иконописец появился на свет на территории Московского княжества в 1360 году. Некоторые источники указывают, что местом его рождения был Великий Новгород. Сведений о семье, детстве и юности художника практически нет. Отталкиваясь от его фамилии, историки предполагают, что предками мастера были ремесленники.
В 1405 году было найдено первое письменное упоминание о нем. Согласно летописи чернец Рублев вместе с Прохором-старцем и Феофаном Греком, прибывшим из Кафы, расписал в Московском кремле стены Благовещенского собора. Поскольку такую работу могли доверить только талантливому и уважаемому мастеру, то ученые предполагают, что юный Рублев уже имел опыт художественной славянской иконописи. После работы с Греком и Прохором-старцем, он перенял некую технику мазков и выработал свой стиль иконописи. До наших дней в соборном иконостасе Благовещенского храма сохранилось 7 икон, написанных его рукой.
Еще одно письменное упоминание о художнике датируется 1408 годом. В начале XV века вместе с Даниилом Черным Андрей Рублев расписал под Звенигородом Успенский собор и Владимирскую церковь. В конце этого же года на Русь напало полчище татарского хана Едигея. Они разрушили Переславль, Серпухов, Ростов и Нижний Новгород, подошли к Москве. Татарское войско разрушило Троицкий монастырь, а в 1410 году разорили Успенский собор. Поэтому большинство работ Андрея Рублева было уничтожено.
Последующие 20 лет об иконописце ничего не слышно. Возможно, он пребывал все время в Андрониковом монастыре. В 1422 году началось восстановление Троице-Сергиева монастыря. Для росписи стен игумен Никон приглашает Рублева. Он создал икону «Троица» для собора, которая стала вершиной и шедевром творческого наследия мастера.
Великий иконописец Андрей Рублев скончался в 1428 году в Москве, где бушевала эпидемия чумы. Он умер в Андрониковом монастыре, где трудился с Даниилом Черным над фресками Спасского собора. Некоторые ученые утверждаю, что его не стало весной 1930 года.
Андрей Рублев интересные факты
Надеемся, что сообщение о Андрее Рублеве помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об этом человеке.
Немного о технике иконописи
Византийская иконописная школа делала акцент на воспитании у христиан страха перед Судом Божиим. Для этого использовалась сдержанная цветовая гамма. Для стиля Феофана Грека характерна особая манера росписи, отличная от традиционной византийской. В его фресках преобладают черный, белый, красно-коричневый оттенки
Мазки наносятся резкими, острыми штрихами, с пробелами, которые акцентируют внимание на отдельных элементах изображения: руках, лице. Мелкие детали не прописываются, но это не влияет на восприятие изображенных фигур
Русские иконописцы через искусство Феофана Грека усвоили христианскую символику византийского образца. Для нее характерно слияние земной красоты и духовного аскетизма. Пробелы, оставленные на изображениях, означают божественный свет, одухотворяют лики святых, Господа и Богородицы.
Византийская традиция иконописи приобрела у Андрея Рублева русскую тональность. Образы святых близки верующим. Они тихи и смиренны, в задумчивых глазах светится любовь, на губах – светлая улыбка. В них Андрей Рублев талантливо отобразил душевную востребованность русского человека в христианском вероучении. Бог в представлении Рублева – это добрый Отец, готовый простить и утешить, а не строгий пастырь.
Андрей Рублев впервые применил в композиции круг, который считал идеальной фигурой. В его центральной части находятся действующие лица библейской легенды
За контуром круга художник образует контрастный ореол, благодаря которому внимание невольно сосредотачивается на главной идее изображения. Другое значение замкнутой линии – все сущее возвращается на круги своя
Святые Рублева отличаются от изображений греческих иконописцев умиротворенностью и отрешенностью от земного мира.
Иконописец отступил от канонического изображения фигур на иконах и фресках: они могут быть слегка искажены, угловаты, слегка развернуты, с наклоном. Рисунок выполнен плавными линиями, в пастельной тональности. Византийские иконописцы использовали приглушенные оттенки, чтобы вызвать у христиан чувства раскаяния и смирения. Феофан Грек применял более насыщенные краски.
Новаторство Андрея Рублева в иконописи отразилось главным образом в изменении эмоционального настроя святых обликов. У Рублева палитра намного богаче. Эмоциональный настрой передается благодаря переливу нежных оттенков, гармонично сочетающихся с более темными и насыщенными цветами.
Вместо аскетичных и строгих лиц – доброжелательные, с полуулыбкой на губах. Золотистые, бирюзовые, розовые, светло-коричневые оттенки создают возвышенную и радостную ауру изображения. Созданные образы как будто наполнены внутренним светом, что дает право называть их чудотворными.
Благодаря этому оптическому эффекту смягчаются суровые библейские сюжеты. Фреска «Страшный суд» Рублева не пугает ужасом вечных страданий, а дает надежду на милость Божью и спасение.«Троица» считается лучшей иконой Рублева, из сохранившихся до наших дней. Была написана в расцвете его таланта. Основной контур – это круг, который образуют склоненные фигуры ангелов. Цветовое решение включает в себя выделение центральной части иконы, контрастность, переливы оттенков. Золотистый фон в сочетании с голубым небом делает композицию выразительнее и объемнее. В сюжете «Троицы» гармонично слились композиция, форма и цвет.
В творчестве Андрея Рублева просматриваются три периода:
- ранний, когда мягкая цветовая гамма приглушена;
- средний, с полнозвучным сиянием красо (Троица);
- заключительный, напоминающий Феофана Грека (Апостол Павел)
Лейтмотивом русской иконописи стало прославление Бога, в котором русские христиане видели Небесного Отца, милосердного утешителя.
Личная жизнь
Рублев родился в Москве в семье Андрея Рублева-старшего, бывшего профессионального боксера, ставшего менеджером ресторана , и Марины Маренко (урожденная Тюракова; русский: Тюракова ), тренера по теннису в теннисном клубе « Спартак» . Его мать работала с такими теннисистами, как Анна Курникова, и в 2009 году получила медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» . Она также является матерью Анны Арины Маренко , старшей сводной сестры Рублева и бывшей профессиональной теннисистки.
У Рублева австрийские корни по отцовской линии, через его бабушку Ларису Генриховну Рублеву. Он часто верит, что его бабушка и дедушка по отцовской линии воспитывали его в детстве пять дней в неделю, пока ему не исполнилось 15 лет. Рублев также отрицает утверждения, что его мать была жесткой по отношению к нему: «Она определенно не была суровой. Мои родители всегда делали все для меня. . Они меня очень любят ». Его дед по материнской линии, Андрей Федорович Тюраков, был про-тренером по вольной борьбе , теннисистом-любителем и партнером Бориса Собкина в парном разряде, тренера профессионального теннисиста Михаила Южного и спарринг-партнера чемпионки Большого шлема Ольги Морозовой в ее лучшие годы.
Однако в 2013 году вторым его тренером стал белорус Сергей Тарасевич. Затем Тарасевича сменил Фернандо Висенте из Испании. В 2014 году среди героев Рублева были Роджер Федерер , Рафаэль Надаль , Григор Димитров и Милош Раонич , матчи которых Рублев регулярно изучал; например, подача Раонича, игра ног и телосложение Надаля, а также залп и удар справа. Вне тенниса Рублев занимается боксом и баскетболом, особенно его интересует Майк Тайсон . Рублев также довольно серьезно относится к созданию собственной электронной музыки, как и его герои — Мартин Гаррикс и Алан Уокер . Как и большинство россиян, любит кошек.
Рублева называют «Рубль», что в переводе с русского означает « рубль ». Он говорит на русском, английском и испанском языках, а также является давним поклонником Golden State Warriors (NBA) и регулярно следит за футбольными матчами с апреля 2021 года в качестве болельщика ФК Барселона .
В отличие от своих ключевых теннисных кумиров — Рафаэля Надаля и Марата Сафина — Рублев — православный христианин, и его можно регулярно видеть, когда он крестится после матчей.
Общественное признание при жизни и после смерти: память народная
Русская церковь не дозволяла иконописцам ставить свои имена под фресками или на иконах, что считалось признаком гордыни. Ведь талант должен идти не от каждого лично и конкретно, а только от Всевышнего. Однако в четырнадцатом и пятнадцатом веке высоко ценились картины Рублева, как и иных живописцев-современников, а значит, авторство их можно было определить, то есть они явно были подписаны. Об этом свидетельствуют картины и иконы других живописцев, которых можно узнать по подписям. Так мы познакомились с творчеством Игнатия Грека (приблизительно 1390-е годы), Алексы Петрова (1293-1295 годы), инока Аарона (около 1437-1439 годов). До наших дней не дошло ни одной подлинной подписи самого Рублева, а только подделки, не имеющие с оригиналом ничего общего.
Стоит узнать
Среди экспонатов, чрезвычайно известного русского коллекционера, историка и археографа восемнадцатого века графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который по счастливой случайности сохранил для потомков такое выдающееся произведение, как легендарное «Слово о полку Игореве», очевидцы отмечали крупный золотой крест с надписью «Ц. И. А. Рублева». Специалисты расшифровывают надпись как «Церкви от инока Андрея Рублева». По всей видимости, крест был подарен художником Андрониковской обители, которую тот лично строил и украшал.
Канонизация великого инока Андрея
Долгое время Андрей Рублев оставался просто живописцем и только в 1988 году, четвертым поместным собором Русской православной церкви он к огромной радости всех верующих, был наконец-то канонизирован в лике преподобных святых. Причем, согласно православным святцам, его день отмечается трижды в году.
- Четвертого июля преставление преподобного Андрея.
- Шестого июля память святого Андрея Рублева.
- Последнее воскресенье перед 26 августа память преподобного Андрея.
Упоминание о нем имеется в тропаре, а именно гласе третьем, а также кондаке, гласе восьмом.
Память о русском иконописце
Если не считать всего того наследия, которое оставил потомкам художник и иконописец Андрей Рублев, то стоит отметить памятники и другие объекты, которые можно считать памятными. В 1947 году в монастыре Спасо-Андрониковом был устроен заповедник, который в 1985 году переименовали в Музей древнерусского искусства и культуры имени Рублева. Перед главным входом в это учреждение красуется памятник преподобному в полный рост, работы Олега Комова.
Во Владимире, где Рублев провел много времени, создавая украшения для собора, который по слухам вообще был выстроен на его личные деньги, памятник иноку Андрею красуется прямо перед входом в центральный парк имени Пушкина. Также именем замечательного русского живописца назван кратер на планете Меркурий. Художественный фильм скандально известного режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею») вышел на экраны в 1966 году и взорвал умы всех, кто его посмотрел.
Кроме того, была выпущена целая серия сувенирных монет, а также марок для филателистов, с изображением древнерусского художника. На фронтоне омской библиотеки тоже расположено изображение Рублева, а один из самолетов Аэрофлота тоже носит имя Андрея Рублева.
Интересные факты из жизни художника
В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.
Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости».
Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» – главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.
Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.
Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.
, , ,
Начало творческого пути
В биографии Андрея Рублева творчество и первые работы его как художника упоминаются впервые в 1405 году, когда он, переехав в Москву, вместе с Феофаном Греком занялся росписью Благовещенского собора. Судьба собора сложилась трагически: спустя 9 лет он был разрушен, а затем перестраивался несколько раз. Но некоторые работы чудом сохранились: это 2 яруса иконостаса, в которых есть 7 икон, сделанных Андреем Рублевым, и 6 — старцем Прохором из Городца, известным мастером иконописи тех времен.
Уже по этим работам заметна рука мастера, более свободная и легкая по сравнению со старцем Прохором, но уже высокопрофессиональная. Эта серия праздничных икон является первой на Руси: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение» и др.
В эти годы Рублевым также написана икона-копия «Владимирская Богоматерь» с известного византийского образа, а также рисунка из книги «Евангелие Хитрово», которая получила свое название по фамилии боярина, в вещах которого была найдена в 17-м веке. По предположениям искусствоведов, эта рукопись, не имеющая ценности, в те годы могла быть создана только на деньги либо митрополита Руси, либо одного из великих князей.
Андрей Рублёв Rublev, Andrey (1360s-1430)
Вы бывали когда-нибудь в великой Третьяковской галерее? Нет, сходите. А если были, то наверно ваш осмотр начинался с искусства древних русских – иконописи. И среди них нельзя не заметить самую знаменитую икону – «Троицу». Этот великий шедевр исполнил монах Андрей Рублёв. Есть ещё ряд икон, но их совсем немного. Не снимешь же его живопись с храма Московского Кремля.
Большая коллекция икон, в т.ч. много икон Андрея Рублёва
А вообще про Андрея Рублёва известно крайне мало. Неизвестно когда он родился, но зато известна точная дата его смерти. Неизвестно сколько он за всю свою жизнь успел создать своих работ и сколько их погибло так и не дойдя до нас. Многие иконы искусствоведы не могут конкретно отнести к его рук дела. И тут их можно понять, потому что большинства своих работ он делал совместно с кем либо. И потому может возникнуть путаница, и как результат неверный адресант работы.
Допускают только то, что вероятно он жил в Троицком монастыре, там же он стал монахом. Известно, правда, первое упоминание о нём в 1405 году. В этом упоминание писалось, что он как раз в это время украшает иконами и фресками благовещенский собор в Московском Кремле да не один, а с Феофаном Греком и Прохором с Городца.
Его имя на этом упоминании стоит в самом конце, так как он был самый молодой и по чину, и по возрасту. Работал он и во Владимире в 1408 году совместно с Даниилом Чёрным. То, что они сделали во Владимирском Успенском соборе, теперь хранится в Третьяковской галерее, причём самые ценные из икон.
С Даниилой Чёрным они работают и в храме Святой Троицы в Троицком монастыре. Три года они работали над фресками и иконами. Вскоре умирает Чёрный и тогда Андрей направляется снова в Москву, в Андроников монастырь. Там то, предположительно около 1428 года он создаёт свою легендарную икону Спаса, которая находилась в церкви Спаса на территории монастыря.
Повторюсь, не много сохранилось, но и того что осталось для нас, потомков, вполне хватит, чтобы понять, каково было совершенно искусство Рублёва. Почти все его работы хранятся сейчас в Третьяковской галерее. Самая известная его работа «Троица» долгое время находилась над гробницей Сергия Радонежского. Сейчас её стараются сохранить и стараются не испортить. Потому эту работу держат под стеклом и мало того, внутри рамы создан свой особый микроклимат, который лучше не нарушать, иначе последствия будут неотвратимы.
В своём искусстве он соединял две традиции – аскетизм и классическую гармонию византийской манеры. Его работы кажутся какими-то мягкими, какими-то радушными. Это явно заметно, если сравнить работы византийских мастеров и то, что делал Рублёв. Сюжеты как бы одинаковы, но мастерство разное и совершенно иное. Благость, именно благость в ликах всегда привлекает нас в его работах.
Скончался преподобный всё в том же Андрониковым монастыре 29 января 1430 года. Умер мастер, а его работы продолжили жить за него. Многие его иконы только лишь в 20 веке были либо полностью, либо частично отреставрированы. «Спас» его и вовсе случайно обнаружили рестовраторы во Владимире. В то время эта находка наделала много шуму. В начале 70-х годов 20 века другой Андрей по фамилии Тарковский ставит фильм «Андрей Рублёв» или «Страсти по Андрею». Тарковский сделал уникальный фильм, который рассказывает нам о Рублёве и о том времени, в котором он живёт и показывает какова разница между миром искусства и миром реальности. Фильм настолько получился сильным по своему содержанию, что советские чинуши запретили его практически сразу и положили на полку на долгие годы.
Про Андрея Рублёва писали и говорили много. Мало того, его причислили к лику святых в 1988 году и стали праздновать его день.
Алексей Васин
Детство и юность
Андрей Рублев — один из ярчайших и вечных символов России. Он стал первым русским живописцем, причисленным к лику православных святых, а его «Троица» по праву является шедевром искусства мирового значения.
Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна. Специалисты-искусствоведы утверждают, что живописец родился приблизительно в 1360 году в Великом Новгороде или где-то в Московском княжестве. Имя, данное ему при крещении, также достоверно неизвестно. Андреем он стал гораздо позже, приняв монашеский постриг.
О социальном происхождении Андрея Рублева также можно только догадываться. По одной из версий прозвище Рублев, которое сегодня воспринимается как фамилия, происходит от слова «рубель» — название инструмента для обработки кожи. Таким образом, вполне логично предположить, что живописец происходил из семьи ремесленников, занимавшихся выделкой кож.
Андрей Рублев в юности
История, к сожалению, не сохранила абсолютно никаких сведений о его родителях и семье. На одной из дошедших до нашего времени икон искусствоведы обнаружили полуисчезнувшую надпись «Андрей Иванов сын Рублёв». И хотя сделана она была гораздо позднее, все-таки эту надпись можно считать косвенным доказательством того, что отца Андрея Рублева звали Иван. Что касается мирского имени живописца, скорее всего оно также начиналось на букву «А». При постриге было принято давать человеку имя на ту же букву, что и при крещении.
О том, как прошло детство Андрея Рублева, тоже ничего доподлинно неизвестно. Поскольку детей в те времена отдавали на обучение ремеслу в раннем возрасте, можно предположить, что учиться живописи, которая тогда также считалась ремеслом, мальчик начал очень рано. Искусствоведы, изучавшие летописные тексты, предполагают, что уже в ранней юности Андрей Рублев мог писать иконы и расписывать храмы в Москве или ее окрестностях.
Портрет Андрея Рублева