О чём фильм а. тарковского «андрей рублёв»?

История создания

Заявку на фильм Тарковский подал в 1961 году, то есть до «Иванова детства». Договор был заключён в 1962 году. 18 декабря 1963 года был принят литературный сценарий, а 24 апреля 1964 года он был запущен в режиссёрскую разработку. На главную роль предварительно был утверждён Станислав Любшин, однако потом Тарковский сделал выбор в пользу Анатолия Солоницына.

Съёмки начались в сентябре 1964 года и завершились в ноябре 1965 года. Редактор фильма Лазарь Лазарев вспоминал о Тарковском во время съёмок фильма:

Значительная часть фильма снята в Псковской области: в Пскове, Изборске и Печорах. Съёмки проходили и в Суздале, близ Спасо-Евфимиева монастыря. Сцена полёта на воздушном шаре была снята у церкви Покрова на Нерли. Во время съёмок пожара в Успенском соборе во Владимире начался настоящий пожар. Для имитации пожара были подготовлены дымовые шашки, которые следовало положить на металлические подносы с песком. Однако песок на них насыпан не был, и раскалённые дымовые шашки нагрели подносы, от которых загорелись деревянные стропила, и начался настоящий пожар, который вскоре был потушен.

Тарковский планировал включить в фильм новеллу о Куликовской битве с масштабными батальными сценами, но из-за проблем с бюджетом был вынужден отказаться от этого замысла.

Спас Вседержитель

Ролан Быков отказался от помощи танцмейстера при подготовке танца скомороха и подготовил его сам. Частушки скомороха в исполнении Быкова и музыка к ним также были написаны им самим. Когда актёр готовился к роли, он изучил вопрос, и оказалось, что подлинные частушки того времени сплошь содержат ненормативную лексику.

Анатолий Солоницын молчал четыре месяца, чтобы во время съёмок эпизода снятия обета молчания голос звучал осипшим.

В 1967 году состоялась ограниченная премьера. Фильм вызвал у кинематографического начальства смешанные чувства. Авторов обвинили в пропаганде насилия и жестокости. Фильм был перемонтирован и сокращён. Фактически картина попала «на полку». В ограниченный прокат она вышла в 1971 году. По-настоящему широкая премьера восстановленного фильма состоялась в 1987 году.

Смерть и память

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.

Памятник Андрею Рублеву

Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.

https://youtube.com/watch?v=oGezxLHyCrA

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

Признание

Лента «Андрей Рублёв» высоко ценится российским кинематографическим сообществом. Когда в 2008 году журнал «Сеанс» предложил кинодеятелям России выбрать десять лучших национальных фильмов, 43 из 100 опрошенных экспертов включили в свои списки картину Тарковского.

Фильм о древнерусском художнике получил широкое признание и за рубежом. Из 846 опрошенных в 2012 году журналом Sight & Sound

кинокритиков 41 включили «Рублёва» в лучшую десятку фильмов в истории кино (итоговое 27-е место), из 358 режиссёров 25 упомянули в числе лучших «Рублёва» (13-е место в итоговом списке).

Картина входит в число 250 лучших фильмов по версии IMDb, занимая 148-е место (по состоянию на 03.07.2017).

Награды

  • Приз ФИПРЕССИ МКФ в Канне-69 (фильм демонстрировался вне конкурса).
  • Премия французской критики «Приз Леона Муссинака» / «Prix Léon Moussinac» (1970) — лучшему иностранному фильму, демонстрировавшемуся на экранах Франции в 1969 году.
  • «Хрустальная звезда» / «Étoile de Cristal» — премия Французской киноакадемии актрисе Ирме Рауш (Тарковской) — номинация «Лучшая зарубежная актриса», 1970.
  • Почётный диплом МКФ в Белграде-73.
  • Большая премия МКФ фильмов об искусстве и биографических фильмов о художниках в Азоло-73.
  • Фильм получил 36 из 500 мест в списке величайших фильмов кинематографа журнала Empire.

Разница между версиями[править]

Так как суровый цензурный аппарат советского Госкино любил докапываться до любой мелочи, режиссёрская версия «Рублёва» отличается не только названием («Страсти Христовы по Андрею»), вырезанными и сокращёнными на несколько секунд сценами, но и иными монтажом, дубляжом и даже вступительными титрами (некоторые имена исковерканы, вместо Андрея Михалкова-Кончаловского — Андрон Кончаловский просто). Измененный порядок сцен меняет контекст, ну и переозвученные фразы, конечно, пример: в сокращённой версии звучит «И баб не трясем», а в расширенной, чуть ли не кажется — «И баб не е…». Ну и монолог Рублёва о Христе слегка отличается.

Из вырезанного:

  • Показан уход Андрея, Кирилла и Даниила из Троице-Сергиевой лавры, и попытка одного из братии уговорить трио вернуться («Скоморох»);
  • Фрагмент, показывающий труп избитой собаки Кирилла («Феофан Грек»);
  • Отряд дружинников и монахов сталкивается с артелью Рублёва («Праздник»);
  • Дурочка, помочившаяся в храме («Страшный суд»);
  • Флэшбэк, где Великий князь избивает и унижает Малого («Набег»);
  • Фрагмент, где татары скачут на лошадях, прихватив собой Дурочку («Молчание»);
  • Князь услышавший шуточную фразу Бориски: «А колокол и не зазвонит» («Колокол»);
  • Скоморох танцующий вокруг костра на потеху народа («Колокол»).

Из расширенного:

  • Иные планы полёта на воздушном шаре (пролог фильма);
  • Полная панорама внутри хлева, когда Рублёв с Кириллом и Даниилом пережидают дождь — полные 360 градусов («Скоморох»);
  • Продолжение сцены, где Кирилл размышляет о беззаботности юности и трудности взрослой жизни, затем к нему прибегает Фома и оповещает о приезде гонца из Москвы («Феофан Грек»);
  • Полная версия разговора Рублёва со своим учеником Фомой («Страсти по Андрею»);
  • Один из дружинников неудачно пытается схватить Марфу («Праздник»);
  • Убитый Малым князем подмастерье Пётр, истекает кровью («Набег»);
  • Более подробные сцены сжигания коровы и убийства лошади при помощи копья («Набег»);
  • Начало разговора одичалого Кирилла с игуменом («Молчание»).

Сокращённая версия фильма идет 2 ч. 55 мин. режиссёрская версия — 3 ч. 17 мин.

Конфликт светской и церковной культур

Кинолента зацепила несколько мучительных проблем, одна из которых конфликт светской и церковной культур в истории. Известно, что в средневековье церковь (в фильме — православная) монополизировала культуру. И с отступниками или приверженцами других идей способна воевать до полного искоренения. Церковную культуру олицетворяет кучка монахов-иконописцев и Феофан Грек. Светскую культуру олицетворяют скоморох — шут и жители поселка празднуют языческий праздник. Раскол прошел даже среди кучки монахов. Кирилл тайком делает донос власти и провоцирует наказание скомороха. Рублев, в душе которого еще не убили страстное желание познания, побежит к празднующим, чтобы познать явление, недопустимое в строгом монастыре. В фильме лишь показано подавление праздников властью и возвращение «блудного сына» Андрея в лоно официальной церкви, одним из столпов которой он станет позже.

Сцены со скоморохом, тем не менее, станут важнейшими в развитии трагического фильма Тарковского.

Враждебное противостояние церковной и светской культуры не нашло мирного решения в фильме, как не нашло оно его и в истории. Светская культура Средневековья была вытеснена на обочину истории и практически ничего не оставила о себе в память потомкам.

Отсутствие ренессанса в русской истории

Плохо воспринимали киноленту и коллеги-кинематографисты. «Это не Русь! На Руси в 14-м веке был Ренессанс, расцвет. А вы что показываете?» — гневно спрашивали у Андрея. Это было еще одним подтверждением отсутствия исторического знания даже у тогдашней интеллигенции. Поверхностная не системная база знаний играла злые шутки с его носителями.

В истории многих стран отсутствует этап эпохи Возрождения — от Монголии и Японии к России.

Обошла Русь-Московия и этап познания гуманизма западноевропейского образца. Тип образования в Московии в 14-16 веках не совпадал с типами образования тогдашней Западной Европы. Неспособность делать значительные математические расчеты, отсутствие строительных навыков работы с камнем и кирпичом побудили русских приглашать на работы инженеров и архитекторов Северной Италии. Современная крепость Кремль в Москве выстроена итальянцами (Пьетро Антонио Солари, Алевиз да Каркано, так называемый Алевиз Новый) в конце 15-начале 16 века, в годы жизни Браманте, Джорджоне, Рафаэля Санти. Даже главный Успенский собор Кремля выстроил известный архитектор и инженер Аристотель Фиораванти из Италии. Исторически в Московии не было создано условий для возникновения специалистов ренессансного масштаба, как не было и условий для их воспитания.

Жить и рисовать иконы в эпоху Возрождения — не означает механического включения в сутки, автоматический вход в ее проблематику или вклад в ее культурное достояние. Так и Рублев не был ни художником Ренессанса, ни гением Возрождения. Он — олицетворение средневекового иконописца и расцвета именно средневекового иконописи Московии, на что указывали российские (тогдашние советские) ученые. Но их не слышали.

Так фильм Тарковского начал освещать острые проблемы советского настоящего, его ограниченность и поверхностность, что значительно выходило за рамки событий фильма. В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни СССР, оказывая влияние на духовное развитие общества.

Картина «Страсти по Андрею» с Анатолием Солоницыным в главной роли, вышла в прокат в 1971 году с сокращениями под названием «Андрей Рублев».

Восприятие фильма

Официальные учреждения восприняли фильм в штыки, забрасывая кинорежиссера обвинениями в клевете на русскую историю, которая, якобы, никак не могла быть жестокой и настоянной на изменах и преступлениях. Авторов фильма обвинили в пропаганде жестокости и насилия. Киноленту урезали и перемонтировали.

Исторические документы, взятые Тарковским за основу для сюжета ленты, игнорировались (ограбления города Владимира ордынцами 1411 года, пытки эконом Патрикея — исторической личности из летописей, междоусобные войны с практикой ослепления, сотрудничество российских князей с ордынцами и тому подобное). Режиссер лишь позволил себе перенестись событиями чуть раньше во времени, или сделать Патрикея служкой Успенского собора (исторический Патрикей служил в Богородичной церкви), и тому подобное. Художественная правда Тарковского основывалась на реальных событиях.

Фильм Тарковского спасло только то, что события происходили слишком давно, непрестижный для власти иконописец и незнание собственной истории в Советском союзе широкими слоями власти и населения, лишенного исторического знания.

Интересные факты[править]

  • Первоначально идея фильма принадлежала актёру Василию Ливанову, и он даже хотел самолично поставить его и сыграть в нём главную роль, но Кончаловский вместе с Тарковским решили позаимствовать идею, и первые подали заявку на съёмки. Тарковский продинамил Ливанова с ролью Рублёва (несмотря, на то, что обещал её именно ему), после чего огрёб нехилых люлей от актёра.
  • Чтобы получить разрешение на постановку фильма об иконописце, Тарковский и Кончаловский заливали Госкино цитатами Ленина, который завешал сохранять память великих русских художников.
  • Роль Рублёва первоначально предлагалось Василию Ливанову, затем Иннокентию Смоктуновскому, но тот был занят не менее гениальным фильмом — «Гамлет» (1964). Роль досталась на тот момент малоизвестному и бесперспективному Анатолию Солоницыну и не прогадали — после этого фильма Солоницын стал востребованным и признанным актёром, а Тарковский сделал его своим «счастливым талисманом», и давал ему роли в последующих своих фильмах («Солярис», «Зеркало» и «Сталкер»).
  • Также с «Рублёва» началось сотрудничество Тарковского и Тамары Огородниковой, которая была директором его фильмов «советского периода», и играла там небольшие роли.
  • Сам Тарковский рассказывал о конфузе со сценарием, когда он случайно забыл его в такси. Режиссёр опомнился, когда машина уже уехала. С горя он напился, и идя по улице, наткнулся на того таксиста и сценарий был благополучно возвращен.
  • Фильм чудом попал на Каннский кинофестиваль: копию выкупил французский бизнесмен русского происхождения и повёз в Канны. Фильм с триумфом прошелся на фестивалях и был признан многими критиками.

Съёмочная группа

  • Идея: Василий Ливанов
  • Авторы сценария: Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский
  • Режиссёр: Андрей Тарковский
  • Оператор-постановщик: Вадим Юсов
  • Художник-постановщик: Евгений Черняев; Ипполит Новодерёжкин, Сергей Воронков
  • Художник по костюмам: Лидия Нови
  • Композитор: Вячеслав Овчинников
  • Звукорежиссёр: Инна Зеленцова
  • Монтаж: Людмила Фейгинова, Татьяна Егорычева, Ольга Шевкуненко
  • Директор картины : Тамара Огородникова
  • Консультанты:
    • Владимир Пашуто
    • Савелий Ямщиков — по материальной культуре
    • Мария Мерцалова — по историческому костюму
  • Редактор: Лазарь Лазарев

Фильм восстановлен киноконцерном «Мосфильм» в 2004 году. Материалы для восстановления были предоставлены Госфильмофондом России.

  • Генеральный продюсер — Карен Шахназаров
  • Исполнительный продюсер — Александр Литвинов
  • Руководитель работ по восстановлению фильма — Анатолий Петрицкий
  • Над восстановлением фильма работали — Павел Дореули, С. Дубков, С. Михайленко, В. Орёл, Л. Языкова

В ролях[ | ]

  • Анатолий Солоницын — Андрей Рублёв
  • Иван Лапиков — Кирилл
  • Николай Гринько — Даниил Чёрный
  • Николай Сергеев — Феофан Грек
  • Ирма Рауш — дурочка
  • Николай Бурляев — Бориска Моторин
  • Юрий Назаров — Великий князь / Малый князь
  • Юрий Никулин — Патрикей, монах-ключарь
  • Ролан Быков — скоморох
  • Михаил Кононов — Фома, юный монах
  • Николай Граббе — Степан, княжеский сотник
  • Степан Крылов — начальник колокольных литейщиков
  • Анатолий Обухов — Алексей, монах
  • Дмитрий Орловский — старый мастер (озвучивает Иван Рыжов)
  • Николай Глазков — Ефим, летающий мужик
  • Игорь Донской — Иисус Христос
  • Николай Кутузов — старший игумен
  • Вячеслав Царёв — Андрейка, помощник литейщиков
  • Нелли Снегина — Марфа, язычница
  • Болот Бейшеналиев — татарский хан («царевич» Талыч)
  • Ирина Мирошниченко — Мария Магдалина
  • Владимир Васильев — монах
  • Тамара Огородникова — мать Иисуса
  • Зинаида Воркуль — Мария, странница
  • Володя Титов — Сергей, мальчик в монастыре
  • Асанбек (Арсен) Умуралиев — татарин, издевающийся над дурочкой
  • Володя Гуськов
  • Георгий Сочевко
  • Клара Румянова — дети князя (озвучивание)

Примечания

  1. . YouTube.
  2. . КиноПоиск. Дата обращения: 24 января 2021.
  3. Лазарев Л. И. Записки пожилого человека. Книга воспоминаний. — М.: Время, 2005. — С. 245—263. — ISBN 5-94117-058-0.
  4. Князев В. . Труд (12 мая 2005).
  5. Шитова В. «Из земли, воды и огня» // Советский экран. — № 3. — 1989.
  6. Советский экран. — 1984. — № 22. — С. 18—19.
  7. The Village Voice Film Guide. — ISBN 978-0-471-78781-5. — P. 17.
  8. Лемм Э., Чернышев А.  (недоступная ссылка). ГТРК «Владимир» (4 апреля 2007). Дата обращения: 3 апреля 2009.
  9. Lipkov A.  (англ.). — Английский перевод интервью, взятого в 1 февраля 1967 года и опубликованного в «Литературном обозрении» 1988 года.
  10. Куняев С.  (недоступная ссылка). Литературная Россия (25 ноября 2005). Дата обращения: 2 апреля 2009.
  11. Костюкович Н. . Бульвар Гордона (4 июля 2006).
  12.  . Газета «Газета» (4 ноября 2004).
  13. Олексий-Нестор Науменко. . Зеркало недели (7 апреля 2007).
  14. Привалов Д. . Труд (26 марта 2004).
  15. . Блог журнала «Сеанс». seance.ru (5 июля 2012). Дата обращения: 5 июля 2012.
  16.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 сентября 2012.
  17. IMDb Users. . IMDb. Дата обращения: 24 января 2021.
  18.  (англ.). letterboxd.com. Дата обращения: 19 июля 2021.
  19.  (англ.). Empire. Дата обращения: 6 декабря 2016.
  20. . КиноПоиск. Дата обращения: 19 июля 2021.
  21. Сергей Юрьенен. . Радио «Свобода». Дата обращения: 10 октября 2018.

Сюжет

Пролог. Несмотря на протест толпы, монах Эфим готовится к полёту на воздушном шаре. Не справившись с управлением, он разбивается насмерть.

Трое монахов Даниил, Кирилл и Андрей Рублёв покидают Троице-Сергиевую лавру и направляются в Москву. Начинается ливень, и монахи, чтобы переждать непогоду, останавливаются под крышей большого хлева, где даёт представление бродячий артист — скоморох. В своих частушках он высмеивает бояр, а затем насмехается над входящими монахами. За это его арестовывает дружина. После дождя монахи продолжают свой путь.

В Москве Кирилл знакомится с иконописцем Феофаном Греком — богобоязненным в своих взглядах, но разочарованным в людях монахом. Феофан предлагает свою помощь в украшении Благовещенского собора, Кирилл принимает предложение, но просит, чтоб его наняли украшать собор в присутствии Андрея Рублёва. Через некоторое время в Андроников монастырь прибывает посыльный из Москвы и неожиданно предлагает работу Андрею. Кирилл в порыве зависти и злобы уходит из монастыря, поругавшись с настоятелем и обвинив в жадности других монахов.

Прогуливаясь в московском лесу со своим учеником Фомой, Андрей встречает Феофана Грека и вступает с ним в спор о человечестве и тяготах жизни, при этом мысленно воспроизводя распятие Христа.

Спустя несколько лет вместе с наставником Даниилом и другими художниками Рублёв разбивает палатку на берегу реки. Андрей с Фомой, собирая дрова, слышат странные звуки. Андрей идёт на эти звуки и видит, как в глухой деревне отмечают языческий праздник — ночь под Ивана Купалу. Это праздник плоти: следуя древним обрядам, обнажённые юноши и девушки на глазах у художника купаются в реке. Одна из купальщиц пытается соблазнить Андрея, вызвав трепет в душе монаха. На следующее утро Даниил, понимая, что произошло ночью, после недолгих расспросов говорит Андрею: «Твой грех. Твоя совесть. Твои молитвы». И тут они становятся свидетелями нападения дружины на язычников.

Спустя некоторое время Андрей возглавляет работу по украшению храма великого князя Василия во Владимире. Он наотрез отказывается писать тему Страшного суда, так как не хочет запугивать людей. Тем временем артель резчиков решает украсить собор младшему брату великого князя Юрию Звенигородскому, но презирающий своего брата великий князь даёт указ ослепить ремесленников. Андрей опечален известием о нападении на артель, но увидев наивную Дурочку — местную юродивую, укрывшуюся в храме от дождя, решает написать праздник.

В 1408 году войско золотоордынского эмира Едигея, объединившись с войском младшего брата князя, совершает набег на Владимир. Иконы Рублёва гибнут под сапогами захватчиков, при набеге погибает Фома. Андрей, увидев, как один из русских воинов пытается надругаться над Дурочкой, убивает насильника топором. Пережив ужасы набега, Андрей разочаровывается в людях и решает больше не заниматься иконописью. Далее следует разговор с духом покойного Феофана, который просит Андрея не бросать творчество.

В искупление страшного греха — убийства человека — Андрей берёт на себя обет молчания.

Проходят годы. Дурочка стала восьмой и единственной русской женой одного из татар. Данила, по слухам, ушёл на север, а Кирилл решил вернуться в Андроников монастырь. Он признаётся Андрею, что всегда завидовал его таланту и просит, чтоб он снова начал творить, но, несмотря на мольбы и уговоры, Рублёв не нарушает свой обет.

Великий князь даёт указ отлить новый колокол для звонницы храма в разрушенном Суздале. Слуги князя тщетно пытаются отыскать хотя бы кого-то из колокольных мастеров. Единственный, кого им удалось найти, — это Бориска, сын одного из мастеров-литейщиков. По словам юноши, отец перед смертью поведал ему «секрет колокольной меди». Князю не остаётся ничего другого, как поручить неопытному парнишке отливку огромного колокола. Бориска, понимая всю ответственность поставленной задачи, возглавляет работу артели в сотни человек. Сложнейший заказ князя выполнен, и в установленный срок колокол поднят на временную звонницу и проходит испытание. Бориска в слезах признаётся, что отец не передал ему никаких секретов, Рублёв, ставший свидетелем испытания колокола, нарушает обет молчания и успокаивает юношу:

«Троица» Андрея Рублёва

Финальные кадры показывают в цвете крупным планом наследие Рублёва — иконы, в том числе звенигородского «Спаса» и знаменитую «Троицу». Завершают фильм кадры пасущихся под дождём лошадей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector