Иконописные школы в россии

Содержание:

Симон Ушаков (1626 — 1686)

Русский иконописец и график Симон Ушаков родился и жил в Москве. Состоял на службе в Оружейной палате, его творчество нравилось царю Алексею Михайловичу, поэтому у него никогда не иссякали заказы, он был почитаем при дворе.

До нашего времени сохранилось немало работ, написанных мастером, но многие из них подверглись реставрации. Иконы, созданные его кистью, свидетельствовали о том, что он был очень талантливым человеком, отлично владел техниками рисования тех времен.

Его кисти принадлежат следующие работы:

  • «Христос Эммануил»;
  • «Христос – Великий Архиерей»;
  • «Богоматерь Елеуса Киккская»

и некоторые другие.

В Москве работает музей Андрея Рублёва

Работы выдающегося древнерусского иконописца хранятся во многих музеях и частных коллекциях. Например, в Третьяковской галерее Рублёву посвящён целый зал.

Здесь выставлен знаменитый Спас Андрея Рублёва. Фото иконы помещены во многие учебники искусствоведческие сборники, а также научную литературу.


Музей Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. Экспозиция древнерусских икон

В Москве, на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря, с 1947 года работает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Цель его деятельности — сохранение древнерусского культурного наследия. В первую очередь это сохранение древнерусских икон.

XVI

в этом веке появились первые иконы Андрея Рублева

К сожалению, никаких материальных свидетельств, кроме его работ, о жизни Андрея Рублёва не сохранилось.

Именно поэтому современные молодые люди, желающие увидеть «фото иконописца», могут обратиться к иконе преподобного. Первые его иконы появились в 16 веке.


Преподобный Андрей Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428). Храм Святых Новомученников и Исповедников Российских в Бруклине

Дни почитания святого — 26 июня и 17 июля. Списки с иконы преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре и Спасо-Адрониковом монастыре в Москве.

Также стоит отметить, что многие творческие люди посвятили образу Андрея Рублёва свои произведения. Например, Андрей Тарковский снял в 1966 году он нём одноимённый фильм, ставший шедевром мирового кинематографа.

Образ, символизирующий Божественную любовь

Икона Рублева наглядно демонстрирует единство трёх Божественных ипостасей. Достигается это тем, что в основу композиционного решения положен круг, который образуют собой фигуры ангелов. Подобное единение, при котором отдельно взятые личности являют собой одно целое, служит прообразом той высокой любви, к которой призывал Иисус Христос. Таким образом, «Троица» – икона Рублёва, стала своего рода выражением духовной ориентации всего христианства.

Скончался Андрей Рублёв 17 октября 1428 года, став жертвой морового поветрия, разразившегося в Москве. Похоронен он был на территории Андроникова монастыря, где смерть прервала его работу над росписью Спасского собора. В 1988 году решением Поместного собора РПЦ инок Андрей (Рублёв) был канонизирован в лике святых.

Донская икона Божьей Матери | Автор: Феофан Грек

Данный образ был написан в 14 веке Феофаном Греком. Получил широкую славу благодаря совершаемым чудесам. Молитва перед ним помогла русским воинам в сражениях с Золотой Ордой.

Также икона Донской Божьей Матери способствовала победе русских воинов в Куликовской битве. Князь Дмитрий Донской, руководивший этой битвой, переименовал Успенский собор, находящийся в Коломне в Донской, а икона Пресвятой Богородицы, пребывавшая в нем, стала называться также Донской.

Образ еще не раз приносил победы русским воинам, например, благодаря ему они одержали победу против казанских ханов, а также совершили удачный поход на Полоцк.

Кто такой Андрей Рублев

Рублев родился в 1360 году в Москве, в семье ремесленника и подвергся канонизации Русской православной церковью лике преподобных.

Имя Андрея Рублёва освящено отечественой и мировой славой. С ним связана целая эпоха — конец 14 начало 15 вв. — великий расцвет русской живописи. Иногда этот период определяется даже как первый русский ренессанс. Так или иначе, Андрей Рублёв — автор великой Троицы.

Об Андрее Рублёве изестно очень мало, но его фигура, тем не менее, не считается легендарной. О нем много воспоминаний современников, его почитали, как очень глубокого, умного, светлого человека. Его беседы ценили так же, как иконы. И надо сказать, что хотя мы не знаем точно даты его рождения (предположительно около 1360 года), хотя мы не знаем его имени при крещении, а имя Андрей — уже монашеское, при всём этом, мы точно знаем, что он трудился над главными «государственными» храмами, — там, где росписи были особенно важны и их заказывали князья и митрополиты.

Фёдор Зубов (около 1647 — 1689)

На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это — определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

Иконопись после Рублёва и Дионисия

В середине XV века пала Византия. Русские аристократы направили свои взоры на Запад. А там они увидели пышное барокко и невероятный реализм.

Конечно, это их поразило. Они захотели светскости и яркости в своём быту. Это неизбежно отразилось и на иконах. У Богородицы появилась выраженная светотень, и плоское изображение стало объемным.


Симон Ушаков. Богородица Елеуса Киккская. 1626. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

Святая Троица наполнилась множеством деталей и декоративных орнаментов. И ощущение инобытия в них просто растворилось.


Cвятая Троица. 1705. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Та самая бесконечная доброта и любовь, выраженные языком живописи у мастеров XII-XVI веков, отошла на второй план. В угоду внешней детализации и даже декоративности.

Вершиной русской иконописи так и осталась «Святая Троица» Рублёва. И создать что-то подобное так никому и не удалось.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии

других читателейсмотрите ниже . Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Перейти на главную страницу

*Более распространена версия, что Донская икона Божией Матери была создана Феофаном Греком. Однако я придерживаюсь версии В. Н. Лазарева, что создатель — русский мастер, возможно ученик Феофана Грека.

Кто такой Андрей Рублев

Историки предполагают, что родился иконописец где-то в 1360 году или около того. Бытуют мнения, что он мог появиться на свет и в 1430 году

Думаю, не столь это важно, ведь куда более ценно то, что оставил этот человек в истории и культуре своей страны

Родился и вырос он в Великом Княжестве Московском. Некоторые биографы предполагают, что мог он происходить из Великого Новгорода. В те времена фамилии давали по роду деятельности или по имени отца. В русском языке существует слово “рубель” – кожевенный инструмент, из-за чего считается, что фамилия Рублев принадлежит ремесленной семье.

Восковая фигура иконописца преподобного Андрея Рублева / Kvesisskaya.tourister.ru

Как известно, Рублев принял монашество, ему дали имя Андрей, мирское его имя остается неизвестным. По некоторым данным, которые нельзя назвать достоверными, можно предположить, что отца Рублева звали Иван. Тем не менее, остановимся на имени, которое дали иконописцу при постриге в монахи. Можно предположить, что художеству мальчик начал заниматься рано, так как в те времена детей начинали учить в довольно раннем возрасте.

Выдающийся мастер фресковой живописи

Вторая половина XVII века отмечена творчеством ещё одного выдающегося мастера – Гурия Никитина. Родившийся в Костроме, предположительно в начале 1620 годов, он с юных лет занимался живописью. Однако серьёзный опыт начинающий мастер приобрёл в Москве, где в 1653 году вместе с артелью своих земляков занимался росписью ряда столичных храмов.

Гурий Никитин, работы которого с каждым годом отличались всё большим совершенством, стал известен прежде всего, как мастер фресковой живописи. До наших дней сохранились многие росписи, выполненные в монастырях и отдельных храмах Москвы, Ярославля, Костромы, Переславля-Залесского и Суздаля.

Характерной особенностью фресок, выполненных мастером на библейские сюжеты, является их праздничный цветовой колорит и богатство символики, за что при жизни художника нередко упрекали в обмирщении искусства, то есть переориентации его на проблемы тленного мира. Кроме того, результатом его творческих поисков стал особый художественный приём, позволявший мастеру создавать в своих композициях необычайный пространственный эффект. В историю искусства он вошёл под названием «формулы Гурия Никитина». Скончался прославленный иконописец в 1691 году.

«Страшный суд». Лик Христа

Тысячи людей со всего мира приезжают во Владимир, чтобы посетить Успенский собор и увидеть незабываемые фрески, созданные в 1408 году Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Эта роспись сегодня является единственным подтвержденным в летописных источниках памятником рублевского искусства. Выполненная в византийской традиции, картина Второго пришествия Христа переосмыслена. Центральной фигурой композиции, несомненно, является Христос, который словно сходит с небес к ожидающему Его зрителю. Он кажется удивительно близким, лик его светел и кроток. Он несет мир и спасение людям.

Присутствие каждого участника картины оправдано и символично: Ангел, свивающий небеса, подобно свитку, возвещает о приближении Суда; уготованный Престол с орудиями Страстей напоминает об искупительной жертве Спасителя; фигуры прародителей символизируют узы первородного греха.

Под фигурой Христа — Богоматерь и Предтеча, которые напоминают зрителю о непрекращающейся молитве святых заступников рода человеческого. Их молитву словно продолжают лики апостолов, которые благожелательно и вместе с тем строго взирают на зрителя. Едва ли не впервые в русском искусстве идея праведного и милосердного Суда была воплощена в этой картине в столь совершенной художественной форме.

Федор Зубов (около 1647 — 1689)

Художник Федор Зубов был руководителем жалованных иконописцев при Московском Кремле. Искусствоведы считают, что он писал свои работы в стиле барокко.

Он был создателем большого количества икон, образы его кисти можно увидеть на стенах множества русских монастырей.

Исследователи его творчества пришли к выводу, что основными чертами его произведений являются:

  • каллиграфический стиль;
  • преобладание декоративного «узорочья»;
  • стремление к объединению древних традиций иконописи и новаторских достижений.

Наиболее известными его работами считаются:

  • «Спас Нерукотворный»;
  • «Святитель Николай»;
  • «Иоанн Предтеча»;
  • «Рождество Богородицы»

и некоторые другие.

Выдающийся мастер фресковой живописи

Вторая половина XVII века отмечена творчеством ещё одного выдающегося мастера – Гурия Никитина. Родившийся в Костроме, предположительно в начале 1620 годов, он с юных лет занимался живописью. Однако серьёзный опыт начинающий мастер приобрёл в Москве, где в 1653 году вместе с артелью своих земляков занимался росписью ряда столичных храмов.

Гурий Никитин, работы которого с каждым годом отличались всё большим совершенством, стал известен прежде всего, как мастер фресковой живописи. До наших дней сохранились многие росписи, выполненные в монастырях и отдельных храмах Москвы, Ярославля, Костромы, Переславля-Залесского и Суздаля.

Характерной особенностью фресок, выполненных мастером на библейские сюжеты, является их праздничный цветовой колорит и богатство символики, за что при жизни художника нередко упрекали в обмирщении искусства, то есть переориентации его на проблемы тленного мира. Кроме того, результатом его творческих поисков стал особый художественный приём, позволявший мастеру создавать в своих композициях необычайный пространственный эффект. В историю искусства он вошёл под названием «формулы Гурия Никитина». Скончался прославленный иконописец в 1691 году.

Прохор «с Городца» (15 век)

Исследователи предполагали, что иконописец был учителем Андрея Рублева. Сведений о жизни и работах Прохора «с Городца» дошло да наших дней очень немного. Те, что сохранились в Троицкой летописи, сообщают о том, что он вместе с другими известными иконописцами расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.

Специалисты предполагают, что Прохор был значительно старше и опытнее других иконописцев, работающих вместе с ним, в летописи о нем всегда говорилось, как о «старце».

Искусствоведы приписывают его кисти следующие работы:

  • «Воскрешение Лазаря»;
  • «Вознесение»;
  • «Тайная вечеря»;
  • «Положение в гроб»;
  • «Успение»;
  • «Распятие»;
  • «Сошествие Святого Духа»;
  • «Сошествие в ад».

Искусствоведы считают, что отпечаток на творчество иконописца отложило знакомство с работами иных московских мастеров, например, Гойтана, Ивана и некоторых других.

Русские иконописцы 17 века. Симон Ушаков

Любое деление исторического пространства на периоды художественного подъёма или упадка, носит весьма условный характер, поскольку даже в отрезки времени, не отмеченные появлением значительных произведений, несомненно, формируются предпосылки для их будущего создания.

Это отчётливо можно проследить на примере того, как особенности общественной и духовной жизни России XVI века дали толчок переменам, породившим новые художественные формы изобразительного искусства последующего столетия.

Безусловно, самой яркой и самобытной творческой личностью XVII века был столичный иконописец Симон Ушаков (1626 – 1686). Рано постигнув секреты мастерства, он уже в двадцатидвухлетнем возрасте был принят на службу в качестве художника Серебряной палаты Оружейного приказа, где в его обязанности входило делать эскизы для изготовления церковной утвари и предметов роскоши.

Кроме того, молодой мастер расписывал знамёна, чертил карты, придумывал орнаменты для рукоделий и выполнял ещё много подобной работы. Приходилось ему также писать образа для различных храмов и частных домов. Со временем именно эта область творчества принесла ему славу и почёт.

После перевода в штат Оружейной палаты (1656), Симон Ушаков прочно утвердился в качестве самого признанного художника своего времени. Ни один другой московский иконописец не имел такой славы, и не был столь обласкан царскими милостями. Это позволило ему прожить жизнь в почёте и довольстве.

Несмотря на то что русские иконописцы были обязаны писать свои работы исключительно по древним образцам, Ушаков смело использовал в композициях отдельные элементы западной живописи, образцы которой к тому времени всё в большем количестве появлялись в России. Оставаясь на почве исконных русско-византийских традиций, но в то же время творчески переработав достижения европейских мастеров, художник создал новый, так называемый фряжский стиль, получивший в дальнейшем развитие в творчестве иконописцев более позднего периода. В данной статье приводится фото его знаменитой иконы «Тайная вечеря», написанной мастером в 1685 году для Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Когда празднуют православные именины Дионисия

По Святцам, почти в каждом месяце церковного календаря есть упоминание святого Дионисия и день, посвященный памяти его. Мы предлагаем узнать вам о самых известных представителях этого имени, чью память чтят в православии. Так вы сможете выбрать наиболее подходящего покровителя для своего сына согласно Святцам.

17 января, 16 октября. Дионисий Ареопагит

Священномученик. Имя этого святого старца известно православным людям как одного из Апостолов от семидесяти. Родившись и отучившись в Афинах, он много странствовал. В Египетских своих странствиях Дионисий стал свидетелем, как солнце затмилось в момент распятия Иисуса Христа. Позднее, вернувшись в Грецию, он был избран в члены Ареопага – древнейшего совета мудрецов.

Столкнувшись с апостолом Павлом, Дионисий уверовал во Христа, при этом стал верным последователем его, выбрав Павла своим духовным наставником. После казни Павла Дионисий, несмотря на гонения со стороны римлян, продолжал нести свет христианского учения, пока не был схвачен и подвергнут чудовищным пыткам. От него требовали отречься веры и предать Христа, но Дионисий не отказался от своих убеждений. За это римляне обезглавили его.

За свою жизнь Дионисий Ареопагит написал немало богословских текстов, которые дошли стараниями его сподвижников до наших дней. Все они имеют большое значение для христианства, поясняя многие важнейшие моменты канона.

25 мая. Дионисий Радонежский, Преподобный

Один из почитаемых в православии святых был настоятелем Свято-Успенского монастыря в городе Старице. До этого Дионисий был священником в одной из церквей, но после того как в начале 17 века его жена и сыновья отдали Богу душу, он принял монашеский постриг.

С его историей связана жизнь первого Московского патриарха Иова, которого царь-самозванец Лжедмитрий Первый сослал в монастырь в вечное заключение. Но Дионисий Радонежский воспротивился воле самозванца, поэтому тепло отнесся к Иову. Он втайне ото всех помогал патриарху, делясь с ним богословскими книгами и пищей, создал для него комфортные условия. Когда Иов умер, Дионисий установил надгробие на его могиле. В нелегкие для России времена Смуты Дионисий Радонежский был настоятелем Троице-Сергиевой лавры. Он сделал все, чтобы сохранить обитель и восстановить ее после осады Лжедмитрия Второго.

Другие даты в православных Святцах, связанные с именинами для Дениса:

Интересные факты из жизни художника

В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.

Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости».

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» – главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.

Молитва преподобному Андрею Рублёву

В наше время святому молятся о раскрытии таланта и помощи в работе.

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Андрее! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и бла­гоприятных молитвах к Богу:

помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю:

не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу,

ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не от­ступай от нас духом,

сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пасты­рю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима види­ма есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики,

с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща,

тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на пока­яние,

да невозбранно прейдем от зем­ли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся,

и Небеснаго Цар­ствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Гос­поду нашему Иисусу Христу:

Ему же подобает всякая слава, честь и покло­нение, со Безначальным Его Отцем,

и с Пресвятым и Благим и Животворя­щим Его Духом,

ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Русские иконописцы 17 века. Симон Ушаков

Любое деление исторического пространства на периоды художественного подъёма или упадка, носит весьма условный характер, поскольку даже в отрезки времени, не отмеченные появлением значительных произведений, несомненно, формируются предпосылки для их будущего создания.

Это отчётливо можно проследить на примере того, как особенности общественной и духовной жизни России XVI века дали толчок переменам, породившим новые художественные формы изобразительного искусства последующего столетия.

Безусловно, самой яркой и самобытной творческой личностью XVII века был столичный иконописец Симон Ушаков (1626 – 1686). Рано постигнув секреты мастерства, он уже в двадцатидвухлетнем возрасте был принят на службу в качестве художника Серебряной палаты Оружейного приказа, где в его обязанности входило делать эскизы для изготовления церковной утвари и предметов роскоши.

Кроме того, молодой мастер расписывал знамёна, чертил карты, придумывал орнаменты для рукоделий и выполнял ещё много подобной работы. Приходилось ему также писать образа для различных храмов и частных домов. Со временем именно эта область творчества принесла ему славу и почёт.

После перевода в штат Оружейной палаты (1656), Симон Ушаков прочно утвердился в качестве самого признанного художника своего времени. Ни один другой московский иконописец не имел такой славы, и не был столь обласкан царскими милостями. Это позволило ему прожить жизнь в почёте и довольстве.

Несмотря на то что русские иконописцы были обязаны писать свои работы исключительно по древним образцам, Ушаков смело использовал в композициях отдельные элементы западной живописи, образцы которой к тому времени всё в большем количестве появлялись в России. Оставаясь на почве исконных русско-византийских традиций, но в то же время творчески переработав достижения европейских мастеров, художник создал новый, так называемый фряжский стиль, получивший в дальнейшем развитие в творчестве иконописцев более позднего периода. В данной статье приводится фото его знаменитой иконы «Тайная вечеря», написанной мастером в 1685 году для Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Что повлияло на возникновение сюжета

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Биография Андрея Рублева: живописец, Иванов сын

Об этом человеке, кроме его нетленного творчества, известно действительно мало. Лучшие годы его жизни напрямую связаны с двумя монастырями: Спасо-Андрониковым, а также Троице-Сергиевым в Москве. Впервые в летописных источниках имя Андрея Рублева, знатного художника и иконописца, упоминается в 1405 году. Именно тогда, вкупе с прославленным Феофаном Греком занимался росписью Благовещенского собора, находящегося в Московском Кремле. Сам этот факт уже является явным подтверждением его мастерства и таланта. Так кто же такой Андрей Рублев на самом деле, и каком его жизненный путь в историческом срезе? Давайте разберемся вместе.

Важно

Согласно сведениям, почерпнутым из Новгородских и Владимирских летописей, уже в 1408 году, иконописец Андрей Рублев был привлечен для росписи Успенского собора в городе Владимире. Вместе с ним работал также Даниил Черный, с которым спустя двенадцать-пятнадцать лет потрудился еще и в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.

Все творчество этого художника буквально пропитано московской традиционной школой живописи

Однако, судя по работам Андрея Рублева, был прекрасно знаком с традицией южнославянской, а также византийской живописи, что немало важно для понимания личности этого человека. Иконы и другие работы живописца уже в древности оценивались очень высоко

При этом они считались настоящим образцом для подражания. По умолчанию, они не могли продаваться, но их можно было выменять. Как мы уже говорили, средняя стоимость животворной иконы могла достигать целой деревни, вместе с людьми.

Сведения о детских годах иконописца

Большинство историков склоняются к мысли, что родился Андрей, Иванов сын Рублев, родился либо в Великом Новгороде, либо в Москве. Допускается также гипотеза, что отец его был обычным и ничем не примечательным ремесленником в Московском княжестве, из-за отсылки к фамилии. Рубель — именно так назывался инструмент кожевенника в те времена. Это может указывать на профессию и сословие родителей художника. Предположительно, он появился на свет в 1335-1365 годах, более точных сведений отыскать не удалось.

В летописи семнадцатого века, под названием «Сказания о святых иконописцах», упоминается, что художник Рублев проживал в Троицком монастыре, когда настоятелем был Никон Радонежский, то есть это было уже после того, как Сергий Радонежский преставился. По одной из теорий он принял монашеский постриг именно здесь, или же в Спасо-Андрониковой обители. Мирского имени, которое Андрей носил до пострига, скорее всего, мы уже никогда не узнаем.

Внешний вид и смерть великого живописца древности

Лицо художника за всю его жизнь никогда так и не было запечатлено ни единого раза. Правда, есть некоторые указания на то, что среди ликов и икон самого Андрея Рублева, что выписаны в Благовещенском соборе в Кремле, именно он изображен в образе знаменитого Иуды Искариота. Кроме того, при раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре, которые проводились не так давно в 2006 году, было обнаружено захоронение, предположительно четырнадцатого или пятнадцатого века. Главный специалист Московского бюро судмедэкспертизы Сергей Никитин утверждал, что в могиле были найдены останки именно Андрея Рублева. Последующие семь лет велись работы по воссозданию внешнего облика иконописца. Результаты этого исследования пока так и не оглашены.

С датой смерти тоже совершенно ничего не понятно. Длительное время считалось, что умер в январе 1430 года, но впоследствии оказалось, что она не точна. В 1947 году, во время восстановления страны от последствий Великой Отечественной войны, якобы было найдено белокаменное надгробие с точной датой. Однако убедиться не получится, потому что по странной случайности, плита была разбита на щебень и использована в строительстве новых домов. Кроме того, историки утверждают, что подобные надгробные плиты стали использоваться не менее, чем через пять десятилетий после вышеозначенных событий, да и то далеко не в массовом порядке. Так что скорее всего, это можно считать слухами, но никак не истиной. Пока же принято считать, что инок Андрей Рублев умер 17 октября 1728 года.

Заключение

Творчество Рублева отличают две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность выделяют его произведения среди других живописных работ того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображены в состоянии умиротворённого покоя или молитвенного состояния. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека. С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном; и в округлостях фигур; и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Поэтому совсем не удивительно, что искусства Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.

Это интересно: Житие Арсения Мацеевича, митрополита Ростовского — объясняем по порядку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector