Донская икона божией матери

Кто написал икону для коломенской церкви

Время и место написания иконы скрыто во мраке времени. Иконописцы предпочитали оставаться неизвестными зная, что они лишь художественный инструмент в руке Божией. Однако кропотливая работа нынешних искусствоведов позволяет предположить, что образ принадлежит кисти известного иконописца конца 14 в. Феофана Грека.


Феофан Грек. Икона Донской Богоматери

Феофан прибыл на Русь из Византии, чтобы украшать храмы по образцу церквей константинопольских. Время было тревожное: Золотая Орда под предводительством Мамая готовилась наказать князя Дмитрия Иоанновича за отказ платить повышенную дань, а заодно разрушить доселе терпимые ею церкви христианские и обратить народ в иную веру.

Готовясь к решающей битве, войска собрались в Коломне под Москвой, откуда выступили на Дон. С собой они несли икону Божией Матери «Елеуса», что по-гречески означает «Милостивая». Предположительно, она была написана Феофаном Греком незадолго до славных событий, для Успенского храма с. Коломны. Образ был закреплён на высоком древке, на обратной его стороне изображалась сцена Успения Божией Матери.

Как изображают

Художники

К теме героического сражения на Куликовом поле обращались многие отечественные живописцы.

 Илья Глазунов

     В 1962 г. художник приступил к написанию ряда полотен, объединенных темой Куликовскогосражения. Эта работа продолжалась 30 лет.

Илья Глазунов. Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Из цикла «Поле Куликово». Вариант-повторение. 2004

Картина «Князь Дмитрий». Художник изображает Димитрия Иоанновича перед боем. Лик князя спокоен, выражает уверенность.Однако багряный цвет плаща и острые копья за спиной передают общую тревожность сюжета композиции. Высокую миссию русских воинов образно подчеркивает выбранный мастером фон полотна, представляющий собойоблачное голубое небо, символизирующее чистоту и благородство цели сражающихся за свободу Отечества.

«Нашли князя Дмитрия»

Еще одно полотно из цикла «Куликово поле». Сюжет картины основан на событиях, произошедших после сражения, когда среди павших воинов нашли раненого князя.

Сам художник поясняет, что в своих творениях стремился

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980.

«Святой Сергий благословляет Димитрия Донского»

Картина была написана живописцем в 1882 году. В то время он заканчивал обучение в натурном классе Санкт-Петербургской Академии художеств. За эту программную работу, достоверно воспроизводящую события той отдаленной эпохи, точную обстановку и психологический портрет участников, Александр Никанорович Новоскольцев получил большую академическую медаль.

  В начале XIX в. профессура Академии художеств предложила данную тему своим выпускникам в качестве дипломной работы. Золотую медаль тогда получил Орест Кипренский за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», созданнуюв 1805 году.

Василий Сазонов

     В 1824 г. полотно с таким же названием изобразил художник Василий Сазонов. Хотя его произведение не отличалось реалистичностью и не вполне соответствовало национальному колориту, оно навсегда вошло в золотой фонд произведений русской академической живописи.

Росписи храмов 

Франц Николаевич Рисс

В середине XIX столетия русский живописец Франц Николаевич Рисс в северо-западной части Исаакиевского собора выполнил некоторые настенные росписи, в числе которых было изображение величественной сцены благословения Димитрия Донского игуменом Сергием Радонежским. Эта работа великого мастера украшает Исаакиевский собор до наших дней.

Ивон Адольф

     В 1850 г. по заказу Николая I французский художник-баталист Ивон Адольф создал монументальное полотно под названием «Битва на Куликовом поле», центральную часть композиции которого занимает изображение святого князя Димитрия в разгар сражения. Планировалось, что данное творение украсит нижний коридор храма Христа Спасителя, но события изменились, и сегодня картина украшает лестничный пролет, ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца.

Фрески

Древнейшая фреска, изображающаякнязявместе с его сыном Василием, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Онавыполнена в начале XVI в. художником Феодосием. Более поздняя фреска, созданная во второй половинеXVI в., расположена на южной стене Архангельского кремлевского собора. На ней Димитрий Иоаннович представлен среди прочихмосковских правителей.

Образ князя можно увидеть на фреске конца XVII в. в Преображенском соборе Новоспасского монастыря, а также на центральном своде парадных сеней Московского Исторического музея. Последнее изображение выполнено в 1883 г. артелью Ф.Г. Торопова.

Войдя в число восьми наиболее значительных деятелей национальной истории, Дмитрий Донской представлен на среднем ярусе памятника «Тысячелетие России»

Двусторонняя икона

Школа Феофана Грека

1390-е годы

  • Выставка 1960: 1392 г.
  • Алпатов 1974: Конец XIV в.
  • Лазарев 2000/1: 1390-е годы
  • Иконопись ГТГ 2019: 1390-е годы

86 × 67 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14244

<?xml version=»1.0″ encoding=»UTF-8″?>

Оборот иконы — Богоматерь Донская (там же см. дополнительные сведения).

По сторонам «славы» стоят два святителя, обращенные к Христу, с полураскрытыми Евангелиями в руках. Слева — Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, справа — Иерофей Афинский, ученик апостола Павла.

По сторонам ложа Богоматери двумя группами располагаются скорбящие апостолы. Слева, впереди группы апостолов, стоит Петр (голубой хитон, желтый гиматий). За фигурой Петра — апостол Иаков Алфеев (?) в темно-вишневом плаще. В просвете между фигурами едва видна голова молодого апостола (Фома ?). За ложем — голова Иоанна Богослова. За ним, левее, — апостолы Варфоломей в красном и Матфей в зеленом гиматии.

Справа у ложа стоит апостол Павел (пурпурно-лиловый гиматий и синий хитон). За ним, правее, фигура безбородого апостола в красном плаще (Филипп ?). Левее, за ложем, — Андрей в светло-синем хитоне и гиматии зеленого цвета. Сзади правую группу апостолов замыкают фигуры склоняющихся друг к другу чернобородого Марка в пурпурном плаще и Луки в голубом, за ними справа — Симон в коричневом плаще.

См. в «Галерее»:

Успение

Детали
Иисус Христос с душой Богоматери Апостол Петр Апостол Павел Иаков и группа апостолов
Апостолы Марк и Лука Светильник со свечой Группа апостолов у ложа Богоматери
Дополнительные изображения
Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства»

Литература:


Древнерусская живопись 1958.
Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 29, 30.

Выставка 1960.
Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева: . — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. — Кат. № 35, стр. 33.

Антонова, Мнева 1963.
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 216, стр. 255-257, илл. 174, 175 (цв.).

Лифшиц 1970.
Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. . — М.: Наука, 1970. — С. 87–114.

Демина 1971. // Андрей Рублев и его эпоха : Сб. статей. — М.: Искусство, 1971. — Илл. 20-21.

Алпатов 1974.
Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — №№ 16, 18, 19.

Onasch 1977.
Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 27.

Алпатов 1978.
Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №17, 62, стр. 294, 303.

Алпатов 1979.
Алпатов М. В. Феофан Грек = Theophanes the Greek. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — Стр. 122-130, №№ 102, 104, 106-108.

Вздорнов 1983.
Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М.: Искусство, 1983. — Кат. № XII, стр. 262-266, илл.

ГТГ 1995.
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 61, стр. 141-145.

Бетин 2000.
Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.

Лазарев 2000/1. . — М.: Искусство, 2000. — Стр. 51-52, 239-240, № 32.

Солнцев 2007/1.
Солнцев Ф. Г. Древности Российского Государства: Отделение I: Святые иконы и образа. Кресты. Утварь храмовая. Облачение сана духовного. — М.: Престиж Бук, 2007. — Стр. 70-71, № 19.

Иконопись ГТГ 2019.
Иконопись. — М., 2019. — Стр. 98-103.

Донской храм в Перловке

От иконы, ставшей символом русской истории, по всей Руси распространилось множество списков. В честь неё воздвигались храмы: в каждой отдалённой слободке люди хотели поклоняться любимому образу, молиться о прекращении бед и войн. Одним из таких храмов стала Донская церковь, построенная в конце 19 века потомственным дворянином Николаем Семеновичем Перловым недалеко от Мытищ. Небольшая, но изящная деревянная церковь предназначалась для дачников, желавших посещать богослужения в летний период.


Донской храм в Перловке

Никто не предполагал, что скромная дачная община будет освящена мученической кровью: священника церкви Георгия Извекова, известного и ныне церковного композитора, арестуют и расстреляют в 1937 г. на Бутовском полигоне. Сам храм несколько раз закрывался, пока не был разрушен до фундамента. «Нам приходится терпеть всевозможные лишения — все это нам послано в наказание за наши грехи» — верно заметил о. Георгий в последней речи перед смертью.

По непрекращающимся молитвам Богородицы и милости Господа к кающимся, перловская Донская церковь сейчас возрождается. Скоро отточенный силуэт её купола, воссоздаваемый по старым фотографиям, снова украсит полустанок Ярославской железной дороги. К чтимой храмовой иконе Донской Богоматери стекутся уже не дачники, а жители большого города. И в настоящее время есть о чем помолиться Богородице, Хранительнице российских пределов.

Также помолиться у этого образа можно в таких храмах России:

  • Донской монастырь в Москве
  • Храм в честь Донской иконы Богородицы в Ростове-на-Дону;
  • Богоявленский патриарший собор в Москве;
  • Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах;
  • Храм Ризоположения, Москва.

КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ДОНСКОЙ ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ

Молитву пресвятой Богородице перед Донской иконой можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

Пресвятая Владычица, Богородица Дева, Заступница наша благая и скорая Помощница! Поем Тебе благодарную молитву за чудесные дела Твои, вспоминаем молитвенно и древнее заступничество Твое о городе Москве и всей стране нашей, всегда хранимых чудотворным образом Твоим Донским: в бегство обращаются войска вражеские, города и селения остаются невредимыми, люди же от страшной смерти избавляются. Твоей сильной помощью осушаются слезы и рыдания, умолкают стоны людей православных, плач каждого в радость общую превращается.  Будь же нам, Пресвятая Богородице, утешением в бедах, возрождением надежды, примером мужества, источником милости, а в горестях и скорбях терпение нам подай. Посылай же и каждому необходимое по просьбам и нуждам его: младенцы воспитывай, молодежь сделай целомудренной и научи страху Божьему, унывающих ободри и немощную старость поддержи. Посети всех, находящихся в болезнях и печали, злые сердца умягчай, братскую любовь укрепляй, наполни всех людей православных миром и любовью. Примири, Матерь Божия, милостивая ко всем, враждующих и оправдай оклеветанных. Уничтожь пороки наши, чтобы грехи наши не обратили на нас гнев Божий, и не постиг нас наказанием Суд строгий Господа, Предвечного Судьи всех.  Твоими молитвами, покровительством Твоим всесильным охраняй нас от нашествий врагов, голода, погибели, пожаров, убийств и всех бед, горестей и страданий.  Надеемся же мы молитвами Твоими получить от Бога Всевышнего прегрешений наших прощение и уничтожение, с Господом и ближними нашими примирение. Попроси Его, да получим мы место жительства в Царстве Небесном, чтобы по окончании жизни нашей земной рядом с Престолом Божиим встать вместе с Тобой, прославляемой всеми поколениями людей Девой, в вечной славе быть. Помоги же нам с ликами Ангелов и святых и с Тобой вечно восхвалять Имя Великое Сына Твоего, со Безначальным и Бесконечным Его Отцом, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом. Аминь.

Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!

Донской монастырь в Москве

Монастырь во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы был основан царем Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.

Донской монастырь в 1883 году

Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Богородицы, называемый Старым или Малым. Его возвели, предположительно, по проекту архитектора Феодора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был разграблен. При Михаиле Романове обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году она была приписана к Андреевскому монастырю. В 1673 г. к Малому собору пристроили трапезную часть.

Малый Донской собор в одноименном монастыре в Москве

Строительство Большого собора в Донском монастыре началось в 1684 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. В течение XVIII века сформировался грандиозный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями. В 1714 году над северными вратами обители построили церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году. В 1758-1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.

Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора. В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию.

Большой Донской собор

В 1918 году Донской монастырь закрыли. К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе.

30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы РПЦ. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В 2014–2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нем похоронены писатели, поэты, архитекторы, ученые: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Петр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.

Изображение на обратной стороне

Подобно многим древним иконам, данная картина является двусторонней. Ее оборот, сохранившийся в хорошем состоянии, изображает Успение Девы Марии. В центре этой композиции присутствует Христос, которого рисуют гораздо выше остальных персонажей. В руках Спаситель удерживает символ бессмертной души Богородицы, который выглядит как крошечная спеленованная фигурка.

Действие, передаваемое автором картины, происходит в помещении. Перед Спасителем находится ложе, где лежит умершая Богоматерь. Дева Мария изображена в окружении двенадцати поникших апостолов и двух епископов, ставших свидетелями Ее кончины в Иерусалиме. Перед смертным одром расположена горящая свеча, которая символизирует собой угасание земной жизни.

В сравнении с основным рисунком, обратная сторона иконы выдержана в более темных тонах. Ее отличает большая импульсивность, плоскость цвета и четкость границ. Лица апостолов просты, лишены аристократизма, традиционного для работ византийских иконописцев. Многие исследователи полагают, что лицевую и обратную стороны реликвии создавали разные авторы.

Иконография

Донская икона – один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Донской иконы – согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече – широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые.

Близкие к Донской иконе варианты «Умиления» встречаются в византийском искусстве. Ее возможный прототип – мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахре-джами) в Константинополе, около 1316–1321 гг. .

В чем помогает Донская икона

Сейчас постоянное место нахождения Донской иконы Божией Матери – Третьяковская галерея. Ежегодно для праздничной службы ее доставляют в Донской монастырь, где священное сословие Москвы чествует великую святыню.

Как известно, образ Богоматери в целом является одним из наиболее почитаемых. Поэтому трудно перечислить, о чем молятся Донской иконе Божией Матери — верующие взывают о самых разных делах с самыми разными просьбами.

Иконографический образ относится к типу Умиление или Елеуса и особенностью тут является прильнувшие друг к другу лики Богомладенца и Богоматери, а на этом образе особенностью являются согнувшиеся ножки маленького Христа. Сам образ Умиление указывает не только на близкие отношения между Христом и Девой Марией, но и символически указывает на поиск души, которая стремиться прильнуть ко Всевышнему и проникнуться неподдельной любовью к нему. Поэтому перед этим образом часто молятся для того чтобы обрести подлинную веру, либо укрепиться в вере.

Как известно, православная вера для каждого отдельного верующего является динамичной, то есть может укрепляться и также ослабляться

Вот почему духовную практику следует вести непрерывно, вот почему, если смотреть в чем помогает Донская икона Божией Матери многие верующие обращают внимание именно на возможность укрепиться в вере и получить духовную помощь

Тем не менее, есть свидетельства от верующих и о помощи сугубо телесной, которую предоставляет этот образ.

Образ обладает целительной мощью и может уберегать от различных невзгод, тех, кто обращается с молитвой – в этом и есть значение иконы.

Описание и символизм картины

Икону относят к типу Умиление или Елеуса. Оригинал и списки картины содержат изображение Богородицы, держащей на правой руке маленького Иисуса. Богомладенец прильнул к своей Матери, голова которой трепетно склонилась к Нему. На фото иконы хорошо видно: взгляд Девы Марии, устремленный на молящихся, выражает глубокую печаль. На лике Царицы Небесной читается знание о трагедии и страданиях, которые Божьему Сыну предстоит перенести в будущем.

Изображенное на святыне несет в себе определенную символику:

  • Деву Марию покрывает темно-красный мафорий, украшением которого служат несколько золотых полосок, три звезды и бахрома. Они символизируют собой приснодевство, а также царское положение Богородицы на земле и на небе;
  • в левой руке Богоматери, расположенной под ступнями Младенца, виднеется плат. Им Пречистая Мария отирает слезы христиан, притекающих к Ней с молитвенными просьбами;
  • на маленьком Иисусе надет хитон, в складках которого присутствуют золотые лучи. Они означают Божественную благодать. Левая рука Младенца опущена и удерживает свиток. Это символ ветхозаветного закона, который утратил свое значение после Рождества Христова. Правая рука Спасителя благословляет двумя перстами;
  • объятия Пресвятой Богородицы и Младенца, с одной стороны, имеют прямое значение и показывают интимную сторону общения Матери с Сыном. Кроме этого, они выступают символом мистического союза Церкви с ее Владыкой Христом;
  • фон картины и нимбы выполнены при помощи тончайшего сусального золота, померкшего со временем. Такая деталь не только украшает православную реликвию, но и говорит о существовании Горнего мира, заполненного неземным светом.

Донская и её списки

Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.

Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.

Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».

В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.

Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.

Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.

Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря

Описание и значение в православии

Святейший образ под названием «Донская» является двусторонним. Изображение Богоматери на нем имеется на лицевой стороне и на обороте. Правда, сюжет на картинах различный. На лицевой стороне изображена Божья Матерь, к щеке которой прильнул Младенец, будущий Спаситель. Изначально святые фигуры рисовались на золотистом фоне. На подлиннике, дошедшем до наших дней, не сохранились нимбы вокруг головы Богоматери и ее Сына. На рисунке Пренепорочная Дева поддерживает правой рукой святейшего Младенца, крепко прижимающегося к ее телу.

Пренепорочная Дева одета в мафорий вишневого оттенка. Ее одежда украшена вышитыми звездами и бахромой. На голове Богоматери — синий чепец. Святейший Младенец одет в охряный хитон, украшенный синим нашивным украшением. Одежда Спасителя пестрит золотистыми штрихами. Свернутый свиток, который держит Господь, перевязан золотым шнурком. Образ пропитан почтением и Божественной силой. На лице Богоматери печаль, она словно предвидит трагическую кончину своего сына. В то же время икона умиляет своей добротой, сердечностью, мягкостью.

На обратной стороне святыни изображено Успение Богородицы. В отличие от рисунка на лицевой части, это изображение отлично сохранилось. В центре композиции изображена лежащая на ложе умершая Богоматерь. Возле нее стоит Иисус Христос и держит ее душу, символически показанную в образе младенца в пеленках. Окружают ложе умершей 12 апостолов и 2 епископа. Перед смертным одром Богоматери стоит горящая свечка, символизирующая угасание жизни. На лицах апостолов видна скорбь, ведь они пришли проститься с Матерью своего Учителя.

Святейшая икона была нарисована в те далекие времена, когда русскому народу приходилось постоянно воевать с захватчиками, защищать свои земли от набегов кочевников. Каждый раз перед битвой верующие молились перед образом и просили его помочь одержать победу. Пренепорочная Дева всегда помогла молящимся. Богородицу почитали за все ее милости, а образ считали чудотворным.

Иконография и значение Донской иконы Божьей Матери

Донская икона Божьей Матери относится к особому иконографическому типу, называемому «Умиление» или «Елеуса». К этому типу относят также Владимирскую, Почаевскую, «Взыскание погибших» и другие почитаемые в России образы Пречистой Девы.

Донской образ представляет собой поясное изображение Богородицы, которая на правой руке держит Богомладенца. Как и на других иконах, относящихся к традиционному типу Умиление, Мать и Сын примкнули друг к другу щеками. Правая рука Младенца лежит на груди Пречистой, а пальцы сложены в двуперстное благословляющее перстосложение. Его лицо обращено к Матери.

Голова Богородицы склонена к Сыну, покрыта вишнёвым мафорием, под которым виден край синего чепца. Её лик полон грусти и мягкой человечности. Трактуя этот образ, искусствовед Виктор Никитич Лазарев говорит о его значении так:

Образ Донской Божьей Матери принадлежит к группе двусторонних икон. На его обороте имеется изображение Успения Богородицы без каких-либо дополнительных сопровождающих сюжетов. Здесь всё строго и драматично: Пречистая возлежит на смертном ложе в окружении скорбящих апостолов, а рядом высится фигура Христа. Спаситель держит в руках маленькую фигурку в белых пеленах.

Двусторонние иконы не являются редкостью в русской иконописи. В частности, к этой же группе принадлежит Владимирский Богородичный образ. Донская икона похожа на него до такой степени, что неопытный взгляд может их перепутать. Однако между ними есть важные отличия:

  1. Взгляд Богородицы на Донской иконе обращён к Богомладенцу. На Владимирской Пречистая смотрит на зрителя.
  2. На Донском образе ножки Младенца обнажены до колен и опираются на левую руку Богородицы. На Владимирской иконе ножки Христа полностью закрыты хитоном, а левая рука Матери приподнята в защищающем Младенца жесте.
  3. На оборотной стороне Владимирского образа другое изображение – уготованный Престол (Этимасия) и орудия страстей.

Есть и другие тончайшие отличительные нюансы, которые обнаруживаются на Донском образе – некоторая асимметрия взаимного положения глаз и рта, густота палитры, большая экспрессия. Всё это выводит Донскую икону за строгие рамки византийской школы, к которой принадлежит Владимирская.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 29-39

Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: «се оставляется дом ваш пуст». Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего — и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению.

Святитель Питирим, епископ Великопермский

Святитель Питирим, епископ Великопермский, был избран на Пермскую кафедру в середине XV века, после мученической кончины святителя Герасима Пермского. Святитель Питирим проповедовал среди языческого населения, кочевавшего по притокам реки Печоры. Он обратил в христианство многих кочевниковвогулов, чем возбудил гнев их предводителя Асыки. Когда святой совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды, коварный язычник убил кроткого миссионера. Святитель Питирим весьма почитал святителя Алексия, митрополита Московского, и написал ему канон. Основная тема канона — обретение мощей святителя Алексия в 1438 году, свидетелем которого был и сам Пермский святитель. Некоторые песни канона имеют троичны, то есть тропари в честь Святой Троицы, что редко встречается в русских службах.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В труде учителя есть два важнейших элемента. Во-первых, это пример, неотделимый от нравственного авторитета. Во всем без исключения педагог должен стараться быть образцом для своих учеников. Во-вторых, учитель призван относиться к воспитанникам с любовью. Только при этом условии в юных сердцах зародятся тяга к знаниям и желание следовать примеру учителя. Мне доводилось говорить с людьми уже немолодыми, состоявшимися в жизни, которые с огромным уважением и благодарностью вспоминали своих школьных учителей. Личность настоящего учителя оставляет добрый след, который остается с учениками навсегда

Поэтому так важно, чтобы учитель не останавливался на достигнутом, пребывал в непрестанном процессе духовного, профессионального и интеллектуального роста

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector