Заиконоспасский монастырь — от школы подьячих до академии

Памятники церковных древностей

В ходе многочисленных катаклизмов и перестроек многие ценности пострадали или были утеряны по разным причинам. Так, во время московского пожара ризница монастыря пострадала более всего, но на этом все не закончилось. После восстановления, как уже известно, храм захватили французы, что снова принесло огромный вред и разрушения.

В 1813 году архимандритом Симеоном была проведена сверка имущества храма, в ходе которой выяснилось, что в наличии нет огромного количества икон, драгоценностей и серебряных крестов. Среди этих крестов был один уникальный, в нем было 420 частиц мощей разных святых, также здесь был кулон с частицами ризы Господа. Таким образом, из храма пропало огромное количество уникальных вещей, которым просто нет аналогов. Все эти вещи были проданы или просто уничтожены. На сегодняшний день, возможно, что-то и осталось, но находится в частных коллекциях и, наверное, в монастырь уже не вернется. Но все же какие-то вещи удалось сохранить.

Монахи пытаются поддерживать здание, чтобы оно могло прожить еще не одно столетие и поражать своей красотой и величественностью все новые поколения, а стены академии могли вновь выпускать уникальных людей, преданных своему духовному призванию. Уже с первых шагов в этих стенах чувствуется особая энергетика. На долю храма выпало немало испытаний, но по сей день он действует. Служба в Заиконоспасском монастыре возносится с небесам ежедневно, и так будет еще не один век.

Архитектурные памятники

От старинного ансамбля монастыря до наших сохранились собор, доходный дом с колокольней и торговые ряды. Кроме того, на территории обители можно увидеть братский корпус и здание, в котором раньше располагалось духовное училище.

Соборный храм стоит посреди монастырского двора и является главным украшением обители. Живописная барочная церковь несколько раз перестраивалась, сохранив до наших дней части старого собора 1661 года. Свой современный вид она приобрела в 20-е годы XVIII века.

Собор представляет ярусный четырехстолпный храм — восьмерик на четверике, который венчает вытянутый восьмерик с аккуратной декоративной главкой. Здание окружено двухэтажными кельями. Над входом в церковь можно увидеть отливающий золотом мозаичный образ Спасителя, а внутри — красивые росписи и богато украшенные иконы.

Напротив ворот возвышается братский или учительский корпус. Двухэтажное кирпичное здание было построено в 1686 году, а спустя 200 лет архитектор Владимир Дмитриевич Шер возвел над ним еще один этаж и оформил фасады. Рядом стоит двухэтажный корпус, построенный в 20-е годы XVIII века.

Здание духовного училища еще моложе — оно появилось в монастыре в 1822 году. На кирпичной постройке закреплена мемориальная доска, посвященная одному их выдающихся учеников академии — М. В. Ломоносову, которому довелось осваивать здесь азы различных наук.

История

По утверждениям некоторых краеведов[], на месте нынешнего монастыря в XIV веке находился «Спасский монастырь на Никольском Крестце, на Песках, на Старом месте» — т. н. монастырь Николы Старого.

Считается, что монастырь Спасский за иконным рядом был основан Борисом Годуновым в 1600 году, хотя первое упоминание его в исторических документах, в книгах Патриаршего приказа, относится к 1635 году. Существование его до 1610 года подтверждает изображение на «Сигизмундовом плане Москвы». Своё название получил от расположения — за лавками, где торговали иконами: Иван Забелин указывал на документ, согласно которому 12 марта 1678 года «патриарх был в Спасове монастыре, что за иконным рядом»; в грамоте 1706 года указывалось, что в 1661 году «июня в 14 день Спасского монастыря, что за иконным рядом <…> святогорец архимандрит Дионисий с братиею били челом великому государю…».

При царе Алексее Михайловиче, в 1660 году, заложен двухэтажный каменный собор: в нижнем этаже — во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа, в верхнем — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости. Средства на строительство Спасского собора дал воевода князь Фёдор Волконский. 20 ноября 1661 года строительство было завершено.

В 1665 году вместо умершего архимандрита Дионисия монастырём стал управлять Симеон Полоцкий, при котором была учреждена школа для подготовки подьячих Приказа тайных дел. Со времени учреждения школы к названию монастыря стали добавлять определение — «учительский».

В числе учеников школы был Сильвестр Медведев, который, сменив Симеона Полоцкого в управлении монастырём в 1680 году, представил на утверждение царя Фёдора Алексеевича проект Устава Славяно-греко-латинской академии. Из-за смерти царя проект не был приведён в исполнение.

Монастырь в 1855—1870 годах

Монастырь в 1882 году

В 1687 году из Богоявленского монастыря сюда переехала основанная в 1685 году братьями Иоанникием и Софронием Лихудами школа, именовавшаяся «Еллино-Греческими», или Спасскими школами. Это первое в Великороссии высшее учебное заведение было устроено по образцу Киево-Могилянской академии. Объединённая с типографской школой, она позже стала называться Славяно-греко-латинской академией.

Игумены монастыря, начиная с Палладия Роговского, и архимандриты состояли ректорами Академии, а храмы монастыря служили для её нужд — они были и домовой церковью, и кафедрой, на которой ученики практиковались в церковном красноречии.

Монастырь и собор перестраивались из-за пожаров в 1701 и 1737 годах (см. Троицкий пожар). Перестройки монастырских храмов и зданий проводились по проектам архитекторов Ивана Зарудного, работавшего в стиле барокко, Ивана Мичурина, Михаила Преображенского, Зиновия Иванова.

После екатерининской секуляризации обитель стала второклассным ставропигиальным необщежительным мужским монастырём. Образовательное значение монастыря стало падать после основания Московского университета. В 1814 году Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, получив наименование Московской духовной академии, а в корпусах Славяно-греко-латинской академии разместилось Заиконоспасское духовное училище.

К 1900 году на Никольской улице было постороено два торговых помещения монастыря в русском стиле и высокая надвратная колокольня, включившая в себя прежние Святые ворота.

После смены власти собор монастыря (к тому времени закрытого) в 1922 году стал центром обновленческого Союза церковного возрождения во главе с «митрополитом» Антонином (умер в 1927); в 1929 году центр был закрыт.

В 1931 году в некогда принадлежавшем монастырю доме N7 разместилась советская телестудия, где в рамках работ по созданию отечественного телевидения велись опытные (еще беззвучные) телепередачи. В 1934 году работники телестудии перебрались с техникой на колокольню монастыря и с осени 1934 года отсюда началось регулярное звуковое телевещание, продолжавшееся до 1941 года.

Заиконоспасский монастырь посетила группа ученых из Южной Кореи

27 марта сего года Заиконоспасский мужской монастырь посетила группа ученых из Южной Кореи, руководство Исследовательского Центра Коре Сарам и Исследовательского центра Мемориала истории независимости Кореи. Гости встретились с руководителем Славяно-корейского православного общества священником Александром Соном, чтобы ознакомиться с деятельностью и планами Общества и договориться о сотрудничестве.

В заключение встречи был подписан меморандум о намерениях между Исследовательским Центром Коре Сарам в лице директора проф. Юн Сан Вона и АНО содействия духовно-просветительской, культурной и образовательной деятельности русскоязычных корейцев Славяно-корейское Православное Общество, которое было создано Заиконоспасским монастырем по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в июле 2018 г. Сотрудничество между двумя организациями предполагает обмен информацией в целях развития корееведения, совместные научные мероприятия и научно-исследовательские проекты.

Исследовательский Центр Коре Сарам был учрежден при Государственном университете Чонбук в г. Чонджу, Республика Корея в сентябре 2018 г. Коре сарам – это самоназвание русскоязычных корейцев на корейском языке (северокорейцы назвают себя Чосон сарам, южнокорейцы – Хангук сарам). Центр ставит своей задачей изучение 150-летней истории русскоязычных корейцев, сбора фактического материала как базы для научных исследований и интерес его простирается на все постсоветское пространство, где проживают коре сарам.

Примечательно, что один из гостей проф. Хон Унхо, зам. Директора Центра и представитель Университета Донгук (г.Сеул), уже бывал в Заиконоспасском монастыре в 2014 г. на научно-практической конференции «Корейцы и Православие. К 150-летию добровольного переселения корейцев в Россию», которая проводилась монастырем по благословению Святейшего Патриарха Кирилла.

Влияние Православие на формирование Коре Сарам

С 29 ноября по 1 декабря сего года в Москве прошел 4й Региональный форум FLC Re-Union для участников Глобального форума Future Leaders Conference из России и СНГ, в котором приняли участие молодые корейцы, «будущие лидеры» из Украины, Казахстана, Узбекистана, Германии и разных регионов России. Будущие лидеры – это руководители молодежных общественных организаций, предприниматели, представители СМИ, науки, культуры и некоммерческого сектора.

На второй день работы форума перед участниками форума выступил с докладом руководитель Славяно-корейского центра при Заиконоспасском монастыре священник Александр Сон. Тема доклада: «Православие и формирование Коре Сарам» (Коре Сарам – это самоназвание русскоязычных корейцев в отличие от южнокорейцев и северокорейцев). О. Александр рассказал о миссии Русской Православной Церкви в среде корейских мигрантов с момента появления на русской земле первых переселенцев в 60ые годы XIX столетия до 1917 года, об успехах этого миссионерского делания, трудностях и слабостях. Он также коснулся сегодняшнего дня и деятельности Славяно-корейского центра при Заиконоспасском монастыре.

В самом начале своего выступления докладчик подчеркнул неправильность использование термина «диаспора» по отношению к русскоязычным корейцам, которые являются отдельной этнической группой, имеющих четкие языковые, культурные отличия и собственный менталитет. Тем более что русскоязычные корейцы сами образуют собственную диаспору в Южной Корее и в некоторых европейских странах. В заключение о. Александр ответил на вопросы слушателей.

История Заиконоспасского монастыря

“Спас на Священной улице” — так называли Никольскую улицу в старину. Еще до монгольского ига она лежала на пути из Москвы во Владимир, Ростов и Суздаль, а потом стала частью святой дороги в Троицкую обитель. Никольскую называли «Священной улицей» еще и из-за обилия церквей, монастырей и часовен на ней, хотя она и располагалась в очаге городской торговли. Торговые ряды занимали большую часть Китай-города, а в районе Никольской существовал особый Иконный ряд, где иконы, по благочестивому обычаю, «выменивали», не торгуясь и назначая за них твердую «божескую цену», пусть и нередко слишком высокую. Когда же в 1534 году была построена стена Китай-города, отрезок улицы внутри стены стал именоваться Никольской: в летописи это имя впервые упоминается в 1547 году, когда венчался на царство Иван Грозный. Улица получила своё название от древнего Никольского монастыря, основанного в XIV веке и ставшим родиной Спасской обители, которая в старину именовалась «что на Никольском крестце». На Никольском крестце была также часовня святителя Николая Чудотворца, в ней приводили к присяге участников судебного разбирательства в спорных случаях: во свидетельство правоты тяжущиеся целовали крест и образ святителя Николая. Раньше такие вопросы решались на судебных поединках с помощью дубин: кто одолеет, тот и прав, но этот обычай по настоянию Церкви был запрещен в 1556 году. В середине ХVI столетия Иван Грозный отдал Никольский монастырь афонским монахам, а в 1660-х годах царским указом давним насельникам навечно – в благодарность за привезенную ими копию иконы Иверской Божией Матери, для которой впоследствии была выстроена специальная часовня у Воскресенских ворот Китай-города. Есть мнение, что на его территории стояла Спасская церковь, которая в 1600 году обособилась вместе с участком монастырской земли в самостоятельную обитель: основателем Спасской обители считается Борис Годунов. Поскольку часть территории монастыря оказалась за Иконным рядом, отсюда явилось известное название – Заиконоспасский. Еще он назывался «Спас на Старом» или «Спас Старый». В нем находились две церкви: каменная соборная и деревянная. В 1626 году деревянную Никольскую улицу разорил пожар, не миновавший и обитель, а после него часть территории отписали Земскому приказу. В 1660 году по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор – для благолепия и во избежание риска нового пожара. Средства же на собор по обету дал один из местных жителей, боярин Федор Волконский, чей дом стоял напротив монастыря. Собор был освящен в ноябре 1661 года, а спустя 20 лет, когда уже началась «учительная» история монастыря, власти запретили «рядскую» торговлю иконами: в 1681 году царь Федор Алексеевич издал указ, дабы «торговым людям святых икон на промене не держать». Иконный ряд ликвидировали, а для «промену» икон были построены деревянные лавки на Печатном дворе.

Евгений Зернов

Евгений Зёрнов (18.1.1877, Москва — 20.9.1937, Карагандинский концлагерь). Сын московского дьякона Алексея Семёновича Зернова и его жены Любови Петровны. Зёрнов относился к числу «академического монашества», которое часто упрекали в карьеризме: отказывались от брака лишь для того, чтобы стать архиереем и помыкать другими. В 1900 г. он принял монашество и стал диаконом, в 1902 г. он закончил Московскую Духовную Академию, на Благовещенье был поставлен во священники и послан преподавать в Черниговскую семинарию. Уже через два года он — инспектор семинарии, а в 1906 г. — ректор Иркутской духовной семинарии. Даже учёный монах в таком раннем возрасте мог попасть на столь высокий пост лишь во время кризиса: семинаристы оказались в рядах первых антиправительственных бунтовщиков. Зёрнов сумел восстановить порядок, не прибегая к помощи полиции. 20.1.1913 г. в Иркутске еп. Серафим Мещеряков поставил его в викарные епископы своей епархии с титулом «Киренский». Год спустя, 7 ноября, он был сделан самостоятельным епископом — Приамурским и Благовещенским. На Успение в 1923-м году Зёрнов был арестован, доставлен в Москву, но вскоре выпущен на свободу до окончания следствия. Патриарх Тихон возвёл его в сан архиепископа, сделал членом Синода, но уже через месяц Зёрнова отправили на три года на Соловки. Затем на три года его отправили в Коми. Когда, наконец, он оказался на свободе в 1931 году, митр. Сергий Страгородский назначил его сперва в Вятку (Зёрнов жил в Котельничах под Вяткой), а 16.5.1934 — митрополитом в Нижний. Тут его и арестовали в последний раз сразу после Пасхальной службы. Пасха совпала с Первомаем, и в том, что митр. Евгений посмел открыто ехать домой в рясе и клобусе усмотрели оскорбление чувств советских людей.

Литература

  1. Бельдова М.В., Воробьева Ю.С., Жукова М.П. и др. сост.; Иннокентий (Просвирнин), архим., научный руковод.. История Русской Православной Церкви в документах Федеральных архивов России; Архивов Москвы и Санкт-Петербурга: Аннотированный справочник-указатель.. Москва. Новоспасский монастырь. 1995 . 397, с..
  2. Судариков А.В., Чапнин C.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. М.. Братство Святителя Тихона. 1993 . 224 с..
  3. Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. Москва. Изд-во Братства Святителя Тихона. 1999 . 256 с..
  4. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

Загадки и тайны

На данный момент до сих пор идут исторические исследования храма. Многие ученые не могут прийти к единому мнению, кто же был все-таки архитектором храма. Многие утверждают, что это был один из известных русских архитекторов Зарудный. Такое утверждение не получило документально–исторической основы, потому эта версия ученых не может быть принята как официальная. До 1773 года Заиконоспасский монастырь имел достаточно редкие иконы и утварь, именно это убранство было делом рук Феодора Тирона, но, к сожалению, все это великолепие сгорело во время московского пожара, и до наших времен дошли только исторические справки.

Настоятели

  • Макарий (упом. 1620) игум.
  • Варлаам (упом. 1634 — 1644) игум.
  • Пафнутий (1645 — упом. 1647) игум.
  • Мисаил (упом. 1650 — упом. 1653) игум.
  • Иосиф (упом. 1675 — упом. 9 сентября 1676 ) архим.
  • Сильвестр (Медведев) (упом. 25 августа 1680)
  • Лукиан (? — 1700) игум.
  • Палладий (Роговский) (1700 — 23 января 1703)
  • Рафаил (Краснопольский) (1703 — нач. 1704)
  • Сильвестр (Крайский) (1704 — 11 марта 1705)
  • Антоний Кармелит (1705 — 1706)
  • Иосиф (Туробойский) (1706 — 1708)
  • Феофилакт (Лопатинский) (1708 — 1722)
  • Гедеон (Вишневский) (1723 — 1728)
  • Герман (Копцевич) (1728 — 1731)
  • Софроний (Мигалевич) (2 мая 1731 — 16 августа 1732)
  • Феофилакт (Журовский) (30 августа 1732 — 12 декабря 1733) иером., в/у

Стефан (Калиновский) (12 декабря 1733 — 1736)
Антоний (Кувечинский) (14 октября 1736 — 10 апреля 1737)
Митрофан (Слотвинский) (1738 — 8 ноября 1738)
Платон (Левитский) (4 марта 1739 — 1741)
Кирилл (Флоринский) (июль 1741 — 5 сентября 1742)
Порфирий (Крайский) (5 сентября 1742 — 1748)
Иоанн (Козлович) (8 мая 1748 — 7 марта 1753)
Варлаам (Лящевский) (23 июля 1753 — июль 1754)
Иоасаф (Хотунцевский) (1754 — 12 мая 1757)
Геннадий (Драницын) (12 мая 1757 — 1758)
Гедеон (Сломинский) (30 апреля 1758 — 9 августа 1761)
Гавриил (Петров-Шапошников) (20 сентября 1761 — 6 декабря 1763)
Геннадий (Границкий) (1 января 1764 — 1768)
Антоний (Герасимов-Зыбелин) (20 марта 1768 — 10 октября 1770)
Феофилакт (Горский) (12 октября 1770 — 8 августа 1774)
Амвросий (Подобедов) (18 августа 1774 — 1778)
Дамаскин (Семенов-Руднев) (май 1778 — 1782)
Павел (Пономарёв) (1782 — 1783)
Аполлос (Байбаков) (17 декабря 1783 — 1786)
Афанасий (Иванов) (1786 — 12 ноября 1788)
Мелхиседек (Заболотский) (декабрь 1788 — 1791)
Мефодий (Смирнов) (1 января 1792 — 1794)
Амвросий (Орлин) (1794 — 1795)
Евлампий (Введенский) (1795 — 1798)
Серафим (Глаголевский) (1798 — 1799)
Владимир (Третьяков) (6 января 1800 — 25 декабря 1801)
Августин (Виноградский) (25 декабря 1801 — февраль 1804)
Моисей (Близнецов-Платонов) (февраль 1804 — март 1808)
Сергий (Крылов-Платонов) (20 апреля 1808 — 1 января 1810)
Симеон (Крылов-Платонов)) (24 января 1810 — 12 августа 1814)
Евгений (Казанцев) (1814 — 1817)
Парфений (Чертков) (21 сентября 1817 — 1819)
Феоктист (Орловский) (июнь 1820 — 1827)
Виталий (Щепетов) (1827 — 1833)
Исидор (Никольский) (11 июня 1833 — 14 ноября 1834)
Иосиф (Богословский) (21 января 1835 — 27 декабря 1842)
Алексий (Ржаницын) (14 февраля 1843 — 1853)
Леонид (Краснопевков) (22 января 1854 — 26 апреля 1859)
Сергий (Ляпидевский) (8 августа 1859 — 1861)
Иоанникий (Холуйский) (3 марта 1861 — упом. 1868)
Николай (Трусковский) (? — 20 августа 1881)
Иосиф (Баженов) (1881 — 1884)
Арсений (Иващенко) (1886 — 1889)
Феодосий (Рождественский) (? — 23 января 1895)
Владимир (Филантропов) (1895 — 1898)
Анатолий (Станкевич) (? — 20 декабря 1898)
Феофилакт (Клементьев) (1903 — 1907)
Евфимий (Елиев) (2 июня 1909 — ?)
Владимир (Синьковский) (14 июля 1914 — 3 августа 1917)
Сщмч. Василий (Богоявленский) (11 августа 1917 — 27 августа 1918)

Московские и всея Руси патриархи (с 5 марта 2010)

  • Пётр (Афанасьев) (5 марта 2010 — 11 апреля 2016)
  • Даниил (Константинов) (с 8 июня 2016) и.о. наместника

Слушатели Богословских Курсов посетили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру

8 февраля состоялась очередная учебно-просветительская поездка слушателей Высших Знаменских Богословских Курсов вместе с иеромонахом Ермогеном в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

View the embedded image gallery online at:

Преподобный Сергий дал заповедь: «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом», что мы и исполнили.

В Хотьковском Покровском женском монастыре, поучаствовали в литургии верных, поклонились мощам преподобных Кирилла и Марии Радонежских чудотворцев.

Целью нашей поездки было знакомство с организацией учебного процесса в Московской Духовной Академии (МДА), для применения увиденного в организации учебного процесса на наших Курсах.

Войдя в учебный корпус МДА мы окунулись в атмосферу студенческой жизни, увидели оснащение аудиторий — в это время проводились лекции по различным дисциплинам.
Проходя по коридорам учебного корпуса, мы знакомились с жизнью академии: на одних стендах — с расписания и приказами на зачисление, другими распоряжениями внутренней жизни академии, на других – история духовных Школ в фотографиях, начиная с основания и до настоящих дней; фото выпусков и преподаватели прошлых лет, изображения новомучеников и исповедников, обучавшихся в академии. Особое место занимают фотографии почетных выпускников, ставших впоследствии архиереями РПЦ, в числе которых есть и действующий ректор академии, епископ Звенигородский Питирим. Также размещены стенды с различных студенческих мероприятий. Украшенная ель и вертеп в фойе актового зала напомнила о недавнем Рождестве Господа нашего Иисуса Христа.

Также в рамках экскурсионной программы мы посетили Лаврские храмы и скиты. В Троицком соборе приложились к святым мощам преподобного Сергия Радонежского, затем прошли в Серапионову палату, в которой находятся мощи трех настоятелей монастыря: святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, частицы мощей очень многих святых, в числе которых, кисть правой руки архидиакона Стефана, а также частица пояса Пресвятой Богородицы и камень от гроба Господня.

Затем к нам присоединился иеродиакон Георгий, преподаватель МДА, который начал рассказ об обители с повествования об осаде лавры в смутное время. Мы посетили Успенский собор, где поклонились мощам святителя Иннокентия Московского. Трапезный храм, где находятся мощи ученого монаха и просветителя Максима Грека и лаврского наместника архимандрита Антония Медведева поразил всех своим великолепием.

Вместе в о. Георгием мы поднялись на колокольню, высота которой составляет 88 м. Батюшка рассказал нам что уже в двухтысячный Лаврский звон пополнился тремя вновь отлитыми большими благовестными колоколами: это — «Первенец», весом 27 т., «Благовестник», весом 35,5 т, «Царь-колокол», весом 72т. Все были восхищены открывшимся в колокольни видом и внушительным размером Царь-колокола.

Покинув монастырские стены, группа направилась в лаврский скит Параклит (в переводе с греческого — Дух-Утешитель), основанный в 1861г. Это двухэтажная Церковь во имя Святого Духа Параклита с престолом в честь Сошествия Святого Духа в верхнем этаже, и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи в нижнем этаже, с необычным фарфоровым иконостасом. Примечательно, что в 1927 году здесь принял постриг будущий Патриарх Пимен.
И далее по программе нашей поездки. Гефсиманский Черниговский Скит, поклонение святыням. Окунание в источнике. И вновь Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра — заказ треб, памятные сувениры, подарки, книги…

Окончанием поездки стало участие в Всенощном бдении в Успенском Соборе.

Архимандрит Петр (Афанасьев)

20.11.1938 – 11.04.2016

Игумен, наместник и духовник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

Архимандрит Петр, в миру Александр Николаевич Афанасьев, духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова), архимандрита Наума (Байбородина).

Родился 20 ноября 1938 года в селе Реп-Плата Курской области в семье Николая Ивановича и Евдокии Григорьевны (позднее монахини Евпраксии) Афанасьевых. В младенчестве принял Святое Крещение в местном соборе Архангела Михаила.

С 1963 по 1965 годы служил в ракетных войсках. В 1965 году окончил Московскую государственную консерваторию по классу контрабаса, а в 1975-м – по классу дирижирования.

С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977 год), гастролировал по России и за границей, около двадцати лет был художественным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. В 1975 году им создана при Московской областной филармонии «Московская инструментальная капелла».

В 1997 году он основал мужской камерный хор «Благозвонница».

16 февраля 1989 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил хиротонию Александра Николаевича Афанасьева в сан диакона, 10 декабря 1991 года – в пресвитера. В 1994 году иерей Александр окончил Московскую Духовную семинарию. В 2000 году на Вербное воскресение по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принял монашеский постриг от наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) с наречением имени Петр в честь святителя Петра Московского.

С 1994 года основатель, духовный отец приходской общины Спасского собора бывшего Заиконоспасского монастыря. С 1998 года настоятель Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей. В 2006 году возведен в сан игумена. В 2010 году решением Священного Синода назначен наместником вновь открытого Заиконоспасского монастыря. В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители вручил отцу Петру игуменский жезл и удостоил его права ношения креста с украшениями. В 2013 году возведен в сан архимандрита.

В 1999 году батюшка стал основателем женской монашеской общины в селе Шостье Касимовского района Рязанской области, был настоятелем и духовником Патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье, преобразованного решением Священного Синода в 2015 году в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь.

С 2005 года отец Петр – настоятель Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александра Невского в селе Акатово Клинского района Московской области, основатель и духовный отец акатовской женской монашеской общины. С 2013 года духовник Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря.

С 2006 года он настоятель храма Трех святителей в селе Волынщино Рузского района Московской области, о котором имел попечение с 1997 года.

По благословению архимандрита Петра при Заиконоспасской обители были основаны Высшие Знаменские богословские курсы и воскресная школа, Славяно-корейская община, Спасский православный молодежный центр, Миссионерский центр «Божья Нива»; открыты Служба помощи семье и детям при монастыре в Шостье, Православная женская Александровская гимназия при монастыре в Акатове; проводились конференции и издавались книги.

11 апреля 2016 года в 7 часов утра архимандрит Петр (Афанасьев) преставился ко Господу после принятия Святых Христовых Таин. 13 апреля отпевание почившего совершил в Заиконоспасском монастыре наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) в сослужении многочисленного духовенства.

Архимандрит Петр (Афанасьев) погребен в храме Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в селе Акатово, в приделе во имя св. вмч. Пантелеимона.

Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Петра и сотвори ему вечную память!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector