Николай заболоцкий: стихи
Содержание:
В ссылке
19 марта 1938 г. Н. А. Заболоцкого арестовали по делу об антисоветской пропаганде. В качестве обвинительных документов фигурировали злобные статьи критиков-злопыхателей и написанная по запросу НКВД «рецензия», в которой утверждалось, что творчество поэта направлено «против советского народа, против социализма». На допросах от Заболоцкого пытались добиться признания в том, что он имеет отношение к контрреволюционной организации. Поэту не разрешали спать, морили голодом, но он сохранил ясность ума и дал разумные показания, благодаря чему избежал смертной казни.
2 сентября поэта отправили этапом на Дальний Восток. Свой срок Николай Алексеевич отбывал сначала в системе Востоклага, неподалёку от Комсомольска-на-Амуре, потом был переведен в Алтайлаг в Кулундинских степях. В 1944 г. Заболоцкий был освобожден из заключения и жил на вольном поселении в Караганде.
Пока муж мыкался по тюрьмам и лагерям, Екатерине Васильевне приходилось нелегко. Денег не хватало, на жизнь женщина зарабатывала вязанием кофточек, ждала писем от мужа. Потом война, блокада, жуткий голод… Заболоцкая выдержала и это, уберегла детей. В 1944 г. Екатерина Васильевна вместе с Никитой и Наташей отправилась в долгое путешествие на край света – в Караганду к вольнонаёмному отцу и мужу. Воссоединение семьи состоялось 17 ноября в домике станционного смотрителя. Николай Алексеевич не в силах сказать не слова опустился перед женой и детьми на колени.
Стихи
На службу Заболоцкого определяют в Ленинград, откуда тот уже через год увольняется в запас. И если в молодости ранние стихи поэта рассказывали о переживаниях юнца из деревни и его воспоминаниях, то после армии его мировоззрение меняется, что помогает создать собственный, ни на кого не похожий стиль повествования. Так в библиографии поэта появляются первые стоящие произведения.
Николай Заболоцкий в молодости
После армии Николай попадает в обстановку последних лет новой экономической политики, которая стала основой для стихов поэта, пропитанных сатирой. Поздние произведения он объединил в одну книгу, названную «Столбцы». На обложку издания поместили портрет поэта.
Книга издана в 1929 году, сразу после выхода она вызвала в прессе массу негативных комментариев. Несмотря на это, мужчина налаживает отношения с журналом «Звезда», в котором в дальнейшем печатаются другие стихи автора, вошедшие во вторую, неопубликованную, редакцию сборника.
Следующее издание, которое состояло из поэзии Заболоцкого, созданной в период с 1926 по 1932 годы, уже было напечатано, однако читатели так его и не увидели. А произведение Николая Алексеевича «Торжество земледелия», вызвало новый поток негатива на автора. Такое отношение к творчеству заставило поэта все больше убеждаться, что ему не дадут реализоваться в поэзии в собственном оригинальном направлении. Это и объясняет творческий спад Николая, который длился до 1935 года.
Николай Заболоцкий за работой
На жизнь мужчина зарабатывал в двух журналах под руководством Самуила Маршака, писал детские стихи и прозы, а также переводи рассказы зарубежных авторов. Так Николай постепенно укрепил свои позиции в литературных кругах бывшего Ленинграда, и следующие несколько лет написанные им стихи получали одобрение.
В 1937-м он даже выпустил «Вторую книгу», состоящую из 17 стихов. И примерно в то же время работал над переводом произведения «Слово о полку Игореве», собственной поэмой «Осада Козельска», а также другими сочинениями и переводами. Однако кажущееся благополучным время оказалось обманчивым.
Часть третья
1
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
— Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь.
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
— Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
— Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
— Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?
2
И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Уж погасли зори. Игорь спит.
Дремлет Игорь, но не засыпает.
Игорь к Дону мыслями летит
До Донца дорогу измеряет.
Вот уж полночь. Конь давно готов.
Кто свистит в тумане за рекою?
То Овлур. Его условный зов
Слышит князь, укрытый темнотою:
— Выходи, князь Игорь! — И едва
Смолк Овлур, как от ночного гула
Вздрогнула земля,
Зашумела трава,
Буйным ветром вежи всколыхнуло.
В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь,
И поплыл, как гоголь по волне,
Полетел, как ветер, на коне.
Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.
Словно сокол, вьётся в облака,
Увидав Донец издалека.
Без дорог летит и без путей,
Бьёт к обеду уток-лебедей.
Там, где Игорь соколом летит,
Там Овлур, как серый волк, бежит,
Все в росе от полуночных трав,
Борзых коней в беге надорвав.
3
Уж не каркнет ворон в поле,
Уж не крикнет галка там,
Не трещат сороки боле,
Только скачут по кустам.
Дятлы, Игоря встречая,
Стуком кажут путь к реке,
И, рассвет весёлый возвещая,
Соловьи ликуют вдалеке.
4
И, на волнах витязя лелея,
Рек Донец: — Велик ты, Игорь-князь!
Русским землям ты принёс веселье,
Из неволи к дому возвратясь.
— О, река! — ответил князь. — Немало
И тебе величья! В час ночной
Ты на волнах Игоря качала,
Берег свой серебряный устлала
Для него зелёною травой.
И когда дремал он под листвою,
Где царила сумрачная мгла,
Страж ему был гоголь над водою,
Чайка князя в небе стерегла.
5
А не всем рекам такая слава.
Вот Стугна, худой имея нрав,
Разлилась близ устья величаво,
Все ручьи соседние пожрав,
И закрыла Днепр от Ростислава,
И погиб в пучине Ростислав.
Плачет мать над тёмною рекою,
Кличет сына-юношу во мгле,
И цветы поникли, и с тоскою
Приклонилось дерево к земле.
6
Не сороки вО поле стрекочут,
Не вороны кличут у Донца —
Кони половецкие топочут,
Гзак с Кончаком ищут беглеца.
И сказал Кончаку старый Гзак:
— Если сокол улетает в терем,
Соколёнок попадёт впросак —
Золотой стрелой его подстрелим. —
И тогда сказал ему Кончак:
— Если сокол к терему стремится,
Соколёнок попадёт впросак —
Мы его опутаем девицей.
— Коль его опутаем девицей, —
Отвечал Кончаку старый Гзак, —
Он с девицей в терем свой умчится,
И начнёт нас бить любая птица
В половецком поле, хан Кончак!
7
И изрёк Боян, чем кончить речь
Песнотворцу князя Святослава:
— Тяжко, братья, голове без плеч,
Горько телу, коль оно безглаво. —
Мрак стоит над Русскою землёй:
Горько ей без Игоря одной.
8
Но восходит солнце в небеси —
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей богородице святой.
И страны рады,
И веселы грады.
Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю,
Буй-тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!
Анализ стихотворения «Признание» Заболоцкого
Стихотворение Николая Заболоцкого «Признание» знают многие, потому что на его слова композитор Михаил Звездинский написал романс «Очарована, околдована…», полюбившийся людям разных поколений.
Написано произведение было в 1957 году. Это зрелый взгляд зрелого мужчины на такое чувство, как любовь. Ведь поэту исполнилось в это время уже 54 года. Стихотворение относится к циклу, который так и называется — «Последняя любовь.»
В жизни Заболоцкого наступил драматический период: он расстался со своей женой Екатериной Клыковой, с которой прожил много лет. Вместе они прошли страшные испытания. В 1938 году поэт был по несправедливому доносу осуждён за антисоветскую деятельность и отбывал наказание в ГУЛАГе. Только через восемь лет он вернулся к нормальной жизни, но с уже подорванным здоровьем. Друзья считали, что выжить поэту помогла только любовь к жене и детям. Однако отношения супругов со временем испортились, и они расстались. В жизни Заболоцкого появилась другая женщина, 28-летняя Наталья Роскина. Девушка была поклонницей его таланта.
Кому из двух женщин посвящено стихотворение, неизвестно. Скорее всего это собирательный образ. Автор называет героиню «красавицей», но внешность её очерчена только несколькими штрихами: «тяжёлые очи», «чёрные восточные брови», «полуголые руки». Поэта больше интересует душевное состояние и внутренний мир любимой. Для него эта женщина неземного происхождения, «с тёмного неба сошедшая», «сумасшедшая звезда». Она тонкое, возвышенное существо. «С ветром повенчана», — говорит о ней автор.
Душевное состояние возлюбленной не очень понятно поэту. Она «не печальная, не весёлая», то ли плачет, то ли нет. Автор называет её «горькой», видимо, намекая на измену жены, которая была для него, по воспоминаниям друзей, как гром с ясного неба. И в тоже время он так дорожит этой женщиной, что называет «драгоценной». Он благодарен возлюбленной за минуты счастья, которые они прожили вместе. Что будет дальше, неизвестно, и поэт смиряется перед судьбой. Он говорит: «Что прибавится — не убавится, что не сбудется — позабудется».
Произведение написано трёхстопным анапестом. Оно состоит из 5-ти катренов с перекрёстной рифмой. Употребляются различные тропы: метафоры — «ты песнь обручальная», «с ветром обвенчана», эпитеты: — «горькая», «милая», сравнение — «словно в оковы закована».
Это стихотворение считается одним из самых лучших у Заболоцкого. «Признание» — настоящий шедевр русской любовной лирики.
Прощение
Чтобы заглушить боль от разлуки с женой Заболоцкий начал встречаться с Натальей Александровной Роскиной, 28-летней дочерью известного критика, чеховеда А. И. Роскина, и уже на втором свидании сделал ей предложение. Девушка ответила согласием, и Николай Алексеевич переехал к ней, в коммуналку на Первой Мещанской. Вместе они прожили полтора месяца, но ссориться по воспоминаниям самой Роскиной начали едва ли не с первого дня. Наконец, поэт, уставший от бесконечных обид и раздоров, заявил, что хочет быть один, и вернулся в квартиру на Беговой. В память об отношениях с Натальей Александровной он написал своё знаменитое стихотворение, вошедшее в четвёртый, последний прижизненный сборник (1957 г.):
По возвращении домой Николай Алексеевич ушёл в тяжёлый запой. Навещавшие его друзья всегда заставали одну и ту же картину: небрежно одетый поэт сидел за столом и пил водку под «Болеро» Равеля. Когда запись заканчивалась, Заболоцкий нетвердым шагом подходил к проигрывателю и ставил пластинку заново.
Между тем у Екатерины Васильевны и Василия Гроссмана семейная жизнь тоже не складывалась. Оба были слишком ответственными людьми, и беспокойство за бывших супругов их тяготило. Василий периодически навещал свою жену и оставался на Беговой «поработать в своём кабинете». Узнав об этом, Арсений Тарковский намекнул Заболоцкому, что неплохо бы и ему встретиться с Екатериной Васильевной. После нескольких решительных отказов Николай Алексеевич сдался и разрешил супруге приехать. Так Екатерина Васильевна стала дважды в неделю наведываться к поэту, прибиралась, стирала, готовила и однажды вернулась насовсем.
Заболоцкий Николай Алексеевич
Родился: 24 апреля (7 мая) 1903 года. Умер: 14 октября 1958 (55 лет) года.
Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) (24 апреля 1903, Кизическая слобода, Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии — 14 октября 1958, Москва) — русский советский поэт, переводчик.
Родился недалеко от Казани — на ферме Казанского губернского земства, расположенной в непосредственной близости от Кизической слободы, где его отец Алексей Агафонович Заболотский (1864—1929) — агроном — работал управляющим, а мать Лидия Андреевна (урождённая Дьяконова) (1882(?)—1926) — сельской учительницей. Крещён 25 апреля (8 мая) 1903 г. в Варваринской церкви города Казани. Детство прошло в Кизической слободе близ Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл). В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.
В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии — символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока.
В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он приехал в Москву и поступил на медицинский и историко-филологический факультеты университета. Очень скоро, однако, оказался в Петрограде, где обучался на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое закончил в 1925 году, имея, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призвали на военную службу.
Служил он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году уволился в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926—1927 годах он написал первые настоящие поэтические произведения, обрёл собственный, ни на кого не похожий голос, в это же время он участвовал в создании литературной группы ОБЭРИУ. По окончании службы получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак.
Заболоцкий увлекался живописью Филонова , Шагала , Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.
Уйдя из армии, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа, сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, которые составили его первую поэтическую книгу — «Столбцы». В 1929 году она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и издевательские отзывы в прессе. Оценённая как «враждебная вылазка», она, однако прямых «оргвыводов»-распоряжений в отношении автора не вызвала, и ему (при помощи Николая Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника.
Заболоцкому удалось создать удивительно многомерные стихотворения — и первое их измерение, заметное сразу же — это острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе личность. Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует некоторой специальной подготовленности читателя, потому что для знающих Заболоцкий сплёл ещё одну художественно-интеллектуальную ткань, пародийную. В его ранней лирике изменяется сама функция пародии, исчезают её сатирические и полемические компоненты, и она утрачивает роль оружия внутрилитературной борьбы.
В «Disciplina Clericalis» (1926) идёт пародирование тавтологичной велеречивости Бальмонта, завершающееся зощенковскими интонациями; в стихотворении «На лестницах» (1928), сквозь кухонный, уже зощенковский мир вдруг проступает «Вальс» Владимира Бенедиктова; «Ивановы» (1928) раскрывает свой пародийно-литературный смысл, вызывая (далее по тексту) ключевые образы Достоевского с его Сонечкой Мармеладовой и её стариком; строки из стихотворения «Бродячие музыканты» (1928) отсылают к Пастернаку и т. д.
Краткий анализ творчества
Первые стихотворения Заболоцкого носили подражательный характер. В числе «объектов» подражания значились Маяковский, Есенин и Блок. Собственную манеру поэт начал обретать в середине 1920-х годов. Важную роль в его творческом становлении сыграло общение с «чинарями» — домашним содружеством молодых философов и поэтов. В частности, в него входили Хармс и Введенский, которые впоследствии стали ядром литературной группы ОБЭРИУ.
Творчество Заболоцкого принято делить на три периода. Первый традиционно связывают с «обэриутами». В дебютной книге поэта «Столбцы» заметно главным образом влияние Хлебникова. Второй период – натурфилософская лирика. После возвращения из ссылки начинается третий период. В поздних стихотворениях Заболоцкий отказывается от экспериментов и становится ближе к классической русской поэзии XIX века.
- «Я воспитан природой суровой», анализ стихотворения Заболоцкого
- «Где-то в поле возле Магадана», анализ стихотворения Заболоцкого
- «Не позволяй душе лениться…», анализ стихотворения Заболоцкого
- «Я не ищу гармонии в природе», анализ стихотворения Заболоцкого
- «Журавли», анализ стихотворения Заболоцкого
- «О красоте человеческих лиц», анализ стихотворения Заболоцкого
- «Можжевеловый куст», анализ стихотворения Заболоцкого
- «Завещание», анализ стихотворения Заболоцкого
По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич
https://youtube.com/watch?v=Uty4YAwc1l0
Стихи
Отслужив в армии всего год, Заболоцкий был отправлен в запас. Однако этого времени ему хватило, чтобы посмотреть на жизнь другими глазами. Если до армии в стихах юноши воспевались природа и деревня, то теперь он начал более широко смотреть на мир.
Николай Заболоцкий в молодости
Погрузившись с головой в писательскую деятельность, Николай создал свой стиль повествования. Поскольку в тот момент в стране действовал НЭП (Новая Экономическая Политика 1921-1928 гг.), поэт не мог остаться в стороне от происходящих событий.
В 1929 г. Заблоцкий опубликовал свой сборник «Столбцы», стихи в котором были пропитаны иронией и сарказмом. Книга сразу же подверглась жесткой критике со стороны прессы, обвинявшей ее автора в «юродствовании над коллективизацией».
Несмотря на бесконечную травлю, Заблоцкий смог наладить сотрудничество с изданием «Звезда», где продолжал печататься какое-то время.
Новое произведение Николая Заболоцкого «Торжество земледелия» вызвало очередную порцию критики в его адрес. Вскоре он осознал, что советская цензура просто не даст ему самореализоваться. Его стихи, пронизанные гротеском, пародиями и сатирой, подвергались бесконечным нападкам критиков.
По этой причине Николай Алексеевич не видел смысла продолжать сочинять стихотворения в присущей ему манере. Его основным источником заработка стала работа в журналах Самуила Маршака (см. интересные факты о Маршаке), где публиковались детские стихи поэта. Кроме этого он занимался еще и переводческой деятельностью.
Последние произведения Заболоцкого получали положительные отзывы, в связи с чем он опубликовал поэтический сборник «Вторая книга». В этот период биографии он усиленно работал над сочинением поэмы «Осада Козельска», а также продолжал переводить труды зарубежных авторов. Казалось, что жизнь начала налаживаться, однако на смену благополучию пришли серьезные испытания.
https://youtube.com/watch?v=gxFmy3P9tZ8
Любовный треугольник
В ноябре 1954 г. Николай Алексеевич слег с инфарктом. Екатерина Васильевна днями и ночами дежурила у постели больного мужа. Навещал друга и Василий Семенович Гроссман, приносил гостинцы, делился новостями. Как-то он встретил Заболоцкую во дворе их дома на Беговой, когда она торопилась к больницу, и предложил прогуляться. Неожиданно для себя женщина согласилась. Вскоре встречи стали регулярными. Чувства захватили двух уже немолодых людей, оба с нетерпением ждали этих совместных прогулок и в то же время понимали, что поступают неправильно. О раздиравших его в то время сомнениях Василий Семенович писал в нашумевшем романе «Жизнь и судьба»: «Ему казалось, что эта женщина, чьи пальцы он только что целовал, могла бы заменить ему все, чего он хотел в жизни, о чем мечтал, – и славу, и радость всенародного признания! Конечно, он не имел права думать о жене своего друга так, как думал о ней. Он не имел права тосковать по ней. Он не имел права тайно встречаться с ней. Расскажи ему кто-либо подобную историю, он был бы возмущен. Обманывать жену! Обманывать друга! Но он тосковал по ней, мечтал о встречах с ней».
Наконец, Екатерина Васильевна не выдержала и рассказала о своей тайне мужу. Заболоцкий был взбешён и обескуражен одновременно. Такого он от своей покладистой и милой жены никак не ожидал. Гроссману было отказано от дома, а с Екатериной Васильевной поэт теперь обращался так, будто та была служанкой. Несмотря на запрет врачей Николай Алексеевич вновь стал крепко выпивать, порой по трое суток не выходя из своего кабинета. Екатерина Васильевна не находила себе места, всячески пыталась наладить отношения, но наткнувшись на глухую стену непонимания, в один день собрала в старый саквояж самые необходимые вещи и ушла от мужа. Узнав об этом, Василий Семенович тоже расстался с женой. Они поселились на съёмной квартире, на окраине Москвы. Екатерина Васильевна тут же дала в газету объявление о разводе с Заболоцким, однако Гроссман афишировать свой уход из семьи не спешил.
Примечания
- ↑ 123 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011. https://wikidata.org/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/Track:P268″>https://wikidata.org/Track:Q54837″>
- ↑ 123Роднянская И. Б. Заболоцкий Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 9 : Евклид — Ибсен. — С. 264.
https://wikidata.org/Track:Q4395984″>https://wikidata.org/Track:Q17378135″>
- SNAC — 2010. https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
- ↑ 12Загоскин Н. П., Вишневский А. В. Заболоцкий Николай Алексеевич, поэт (1903—1958)(неопр.) .История в лицах . Казанскіе истории (history-kazan.ru). Дата обращения 20 декабря 2012. Архивировано 23 декабря 2012 года.
- Николай Заболоцкий. Проблемы творчества : По материалам международных научно-литературных Чтений, посвященных 100-летию Н. А. Заболоцкого, 1903—2003; . — М.: Издательство Литературного института, 2005. — 335 с. — (Материалы научно-литературных чтений) ISBN 5-7060-0066-2
- Открытый список: Заболоцкий Николай Алексеевич (1903)
- ↑ 12 Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958), поэт, переводчик(неопр.) .Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы . sakharov-center.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
- ↑ 12345 Портал филол. ф-та МГУ.
- Алексей Пурин: Воспоминания о Евтерпе: Urbi: Литературный альманах. Выпуск девятый. СПб.: Журнал «Звезда», 1996. ISBN 5-7439-0027-2 С. 189—204.
- ↑ 123Иван Толстой . «Столбцы»: Памятник гениальной книгеРадио Свобода , 07.05.2017
- Большая литературная энциклопедия, С. 495—499, «Заболоцкий» — ред. статьи Филлипов Г. Н.
- «В моём лице нанесён ущерб всей советской поэзии»: Арест Николая Заболоцкого // Коммерсантъ. — 2020. — Вып. 13 марта.
- Н. В. Лесючевский «О стихах Н. Заболоцкого».
- Даугава. — 1988. — № 3
- Знамя. — 1989. — № 1
- ↑ 12Чуковский Н. О том, что видел. — 2005. — ISBN 5-235-02681-0.
- Николай Алексеевич Заболоцкий
- Литературная карта Алтайского края.
- Колкер, 2003.
- Чуковский К. И., Юдина М. В. PRO DOMO SUA(неопр.) . chukfamily.ru. — Комментарии Евгения Ефимова. Дата обращения 5 февраля 2013.
- Дёмина Н. «Этические принципы в науке повсюду одинаковы»(неопр.) . polit.ru (22 апреля 2008). — Интервью с Н. В. Кавериным. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
- Леонид Дьяконов: «О Заболоцком я знаю больше всех!» (неопр.) . Дата обращения 3 сентября 2020.
- Любовный треугольник Николая Заболоцкого Караван историй
- Могила Н. А. Заболоцкого на Новодевичьем кладбище (неопр.) . devichka.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
- Поэтика Православия : Неизвестный текст перевода Слова о полку Игореве. Заболоцкий Н. А. Архивная копия от 11 октября 2007 на Wayback Machine
- Слово о полку Игореве — Перевод Заболоцкого. Архивная копия от 17 декабря 2011 на Wayback Machine
- Из писем Заболоцкого Циолковскому от 18 янв. 1932 // Собрание сочинений — Т. 3. — С. 310.
- Доходный дом (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
- Комплекс зданий Придворного Конюшенного ведомства. Жилой корпус (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
- Состоялась презентация книги доктора филологических наук Таисии Савченко «Заболоцкий: Караганда в судьбе поэта» (рус.) (недоступная ссылка). 2008 Информационный ресурc ГУ «Управление финансов Карагандинской области». Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 8 марта 2020 года.
- Берию просили о помощи: “Разрешите Заболоцкому уехать из Караганды!” (рус.). Учредитель ПК «Газета „Новый вестник“». Дата обращения 4 мая 2013.
- Реестр культурного наследия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 января 2009. Архивировано 4 марта 2020 года.
- Томилин К. А. (составитель). Дом Заболоцкого(неопр.) . begovaya.euro.ru. Дата обращения 28 декабря 2012. Архивировано 5 января 2013 года.
- 11 июля в рамках празднования Дня города в Тарусе состоялось открытие памятника Николаю Заболоцкому.
Вступление
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его —
В похвалу трудам его и ранам —
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу.
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей косожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу.
Но не десять соколов пускал
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.
Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой,
Ратным духом сердце поострил
И повёл полки родного края,
Половецким землям угрожая.
О Боян, старинный соловей!
Приступая к вещему напеву,
Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава:
Если б ты Траяновой тропой
Средь полей помчался и курганов, —
Так бы ныне был воспет тобой
Игорь-князь, могучий внук Траянов:
«То не буря соколов несёт
За поля широкие и долы,
То не стаи галочьи летят
К Дону на великие просторы!».
Или так воспеть тебе, Боян,
Внук Велесов, наш военный стан:
«За Сулою кони ржут,
Слава в Киеве звенит,
В Новеграде трубы громкие трубят,
Во Путивле стяги бранные стоят!».
Адреса
- в Петрограде—Ленинграде
- 1921—1925 — жилой кооперативный дом Третьего Петроградского товарищества собственников квартир — улица Красных Зорь, 73;
- 1927—1930 — доходный дом — Конная улица, 15, кв. 33;
- 1930 — 19.03.1938 года — дом Придворного конюшенного ведомства («писательская надстройка») — набережная канала Грибоедова, 9.
- в Караганде
1945 — улица Ленина, д.9;
- в Москве
- 1946—1948 — на квартирах Н. Степанова, И. Андроникова в Москве и в Переделкине на даче В. П. Ильенкова
- 1948 — 14 октября 1958 — Хорошёвское шоссе, д. 2/1 корп. 4, квартира № 25. Место жизни, работы и смерти поэта. Дом входил в Реестр культурного наследия, но в 2001 г. был снесён. В летние месяцы Н. Заболоцкий также жил в Тарусе.
Заключение
Настоящий переворот в биографии Заболоцкого произошел в 1938 году, когда его обвинили в пропаганде против советского строя. Как аргумент автору предъявили статьи от критиков и обзорную рецензию, которая напрямую клеветала, искажая идею написанных произведений.
Николай Заболоцкий
Единственное, что его спасло от расстрела, так это отказ от признания вины в создании организации контрреволюционеров, в которую, по убеждению обвинителей, также входили и другие люди. Стоит отметить и отзыв критика Николая Лесючевского, который написал для НКВД, что считает творчество Заболоцкого призывом к борьбе против социализма и советской политики.
Как позднее мужчина излагал в мемуарах «История моего заключения», выпущенных за рубежом в 1981 году, первое время к нему не применяли пыток, а старались подавить морально. Николая лишали пищи и сна и сутки напролет допрашивали. Ему не дозволялось вставать со стула, на котором тот провел не одни сутки. Следователи сменяли друг друга, а мужчина продолжал неподвижно сидеть.
Николай Заболоцкий в Комсомольске-на-Амуре
По прошествии времени его ноги сильно отекли, а стопы нетерпимо болели, дальше стало затуманиваться сознание. Однако поэт всеми силами старался сохранять ясный разум, чтобы люди, о которых его допрашивали, не пострадали от несправедливости и произвола со стороны государственных органов.
С 1939 по 1943 годы Николай отбывает наказание в Комсомольске-на-Амуре в Восточном железнодорожном исправительно-трудовом лагере, а еще год – в Кулундинских степях в ИТЛ «Алтайский». Отправляемые детям и жене письма позднее легли в основу его подборки «Сто писем 1938-1944 годов».
https://youtube.com/watch?v=TC02psi7yLI
Документальный фильм о Николае Заболоцком
Возвращение к литературной жизни у мужчины состоялось только в 1944 году, именно тогда он закончил «Слово о полку Игореве», которое признали лучшим переводом среди произведений, создававшихся другими русскими поэтами. Этот факт помог литератору через 2 года вернуться из Караганды в Москву и восстановиться в Союзе писателей, с новыми силами начать писать.
Стихи, написанные Заболоцким в период с 1946 по 1948 годы, высоко оценили современные литераторы. Большинство произведений мужчины передавали его грусть и отголоски пережитого. Именно в это время были написаны стихотворения «Журавли» и «Оттепель».
Памятник Николаю Заболоцкому
Однако его творческий подъем быстро перешел на спад, и мужчина занимался в основном художественными переводами. Но после XX съезда КПСС идеологическая цензура в литературе ослабла, и Николай снова берется за перо. За последние 3 года жизни он пишет большую часть произведений после освобождения, некоторые даже печатаются. В 1955 году появляются стихи «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих душ». В 1957-м выходит его 4-й сборник, а через год – произведение «Не позволяй душе лениться».