Житие святого иннокентия московского и в чем помогает икона, день памяти и молитвы

Почитание в православии

Поскольку многочисленные чудотворения на месте захоронения святого Иннокентия были зафиксированы достаточно давно, верующие почитали его задолго до канонизации. Официально он был прославлен 1804 году. В наши дни память святителя отмечают несколько раз в году: 9 февраля, 10 июня, 10 октября, 26 ноября. Несмотря на то, что в советские годы мощи святителя были вывезены из места захоронения, они были вновь чудесно обретены в 1990 году.

Прославление епископа Софрония произошло накануне разрушительной Октябрьской революции, в 1918 году. Нетленные мощи святителя пострадали во время пожара в 1917. Но благодарные прихожане сохранили фрагменты останков епископа.

Статьи на Православие.Ru

История свидетельствует: во время эпидемий градус агрессивности повышается, и поэтому позиция святителя Тихона – прежде всего соблюсти заповедь о любви к врагам – так актуальна сегодня.

Господь благоволил явить видимое знамение силы Креста. В озере столько было разных букашек и насекомых, что воду из него нельзя употреблять… Было совершено освящение воды – и с того самого часа в озере вдруг не стало ни одного насекомого.

23 сентября / 06 октября 2013 г. Неделя 15-я по Пятидесятнице. День памяти святителя Иннокентия Московского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:16:47 мин. Размер 55.3 Mb)

22 сентября / 5 октября 2013 г. Суббота 15-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:42:36 мин. Размер 117.1 Mb)

Житие – Статьи – Письма святителя Иннокентия.

Жизненный путь святителя был непрерывным и трудным подвигом: из своих неполных 82 лет жизни 45 он провел в пути, проповедуя слово Божие народам Крайнего Севера нашей страны и Аляски и Алеутских островов.

Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский (+АУДИО)

Руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии Виктор Селивановский о жизни и подвиге первого архиерея Иркутской епархии. Слово произнесено за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе 22 февраля 2015 года.

Дорогие братья и сёстры, несколько слов перед причастием. Сегодня Церковь отмечает память – двести десять лет со дня прославления мощей – святителя Иннокентия Кульчицского, епископа Иркутского.

Он был прославлен в 1805 году. Его жизнь была полна несбывшихся ожиданий, в частности, он был направлен на служение в Китай, куда так и не добрался, долго ожидая переправления через границу.

Это история постоянных переездов и очень короткого управления своей Иркутской епархией, всего четыре года.

Совет

И, тем не менее, он – великий святой, покровитель Сибири, Дальнего Востока и, особым образом, Китайской Православной Церкви.

Происходит из польского рода кульчийских дворян, которые перебрались в Малороссию, в Черниговскую область, откуда он родом. Родился в 1680 году, закончил в Киеве духовную академию, там был пострижен в Печерском монастыре в монашеский сан.

С детства он хотел быть проповедником, поэтому уделял внимание тем предметам, где изучалась словесность, риторика. Как учёный монах, академист, он был переведён сначала в Москву, где преподавал нравственное богословие и философию в Славяно-греко-латинской академии, затем через короткое время был переведён в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, назначен флотским обер-иеромонахом на корабль «Самсон», который базировался в Ревеле (это нынешний Таллин), а позже возглавлял всех иеромонахов Финляндской эскадры на Балтийском море

Но тоже очень короткое время

Как учёный монах, академист, он был переведён сначала в Москву, где преподавал нравственное богословие и философию в Славяно-греко-латинской академии, затем через короткое время был переведён в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, назначен флотским обер-иеромонахом на корабль «Самсон», который базировался в Ревеле (это нынешний Таллин), а позже возглавлял всех иеромонахов Финляндской эскадры на Балтийском море. Но тоже очень короткое время.

Целый год они добирались до Иркутска, затем до Селемджинска и там в течение длительного времени ожидали отправки в Китай.

Православные тексты

Почитание святителя Иннокентия надлежит совершать, главным образом, в дни торжественных дат, поминая его труд. Архиепископ должен стать примером бескорыстного и самоотверженного служения Богу для каждого православного христианина. Вдохновляясь его деяниями, и простые люди могут найти путь истины.

Тропарь

От ю́ных ле́т прилежа́ уче́нию благоче́стия и стра́ху Бо́жию,/ во благода́ти Христо́вой преуспева́я,/ стяжа́л еси́ слове́сная дарова́ния/ и яви́лся еси́ неутоми́мый пропове́дниче спасе́ния,/ ду́ши ве́рных озаря́я спаси́тельными смы́слы/ и приводя́ все́х ко исправле́нию./ Святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// да́ти на́м оставле́ние грехо́в и ве́лию ми́лость.

Ин тропарь

Дне́сь гра́д Херсо́нский ра́дуется,/ весели́тся земля́ Таври́ческая,/ иму́ще моли́твенника святи́теля Христо́ва Инноке́нтия,/ па́стыря до́бра и пра́ведника изря́днаго,/ и́же Бо́жия Ма́тери о́браз Ка́сперовский просла́вил еси́,/ в кра́е новору́сстем ве́ру пра́вую утверди́л еси́./ Те́мже святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак

Ю́га земли́ на́шея цве́те,/ Це́ркве Росси́йския украше́ние,/ Правосла́вия наста́вниче пресла́вный,/ защ’итниче и моли́твенниче Оте́чества усе́рдный,/ но́вый Ру́сский Златоу́сте,/ богому́дре святи́телю Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Молитвы

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 1
Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ин тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 3
Первый учитель прежде темным языческим племенам,/ первый возвеститель им пути спасительнаго,/ апостольски потрудивыйся в просвещении Сибири и Америки,/ святителю отче наш Иннокентие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 4
Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Молитва святителю Иннокентию
О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашест­вующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православ­ным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 1
Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ин тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 3
Первый учитель прежде темным языческим племенам,/ первый возвеститель им пути спасительнаго,/ апостольски потрудивыйся в просвещении Сибири и Америки,/ святителю отче наш Иннокентие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 4
Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Тропарь святителей Московских
глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских
глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Величание
Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Использованные материалы

  • Александр (Милеант), еп., «Святитель Иннокентий, просветитель Аляски», Миссионерский Листок , 2002:
  • Полный Тропарион. — Издательство «Троица». — 2006. — Т. 1. — С. 66.

В РПЦЗ именуется равнопостольным, См. Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2020, с. 23, .

Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2020, с. 23, .

Закхей (Вуд), архим., «Cвятитель Иннокентий Московский, просветитель Дальнего Востока, Америки и Аляски», речь на собрании в память свт. Иннокентия (Вениаминова) 6 октября 2007 г.,

Святые Софроник и Иннокентий Иркутские

Святой отец Иннокентий родился на Гетманщине, в семье знатного рода Кульчицких, в 1680 или 1682 году. Мальчика назвали Иваном. Его отец, по преданию, был священником, и сын последовал по стопам отца. Будучи от природы талантливым и старательным, он с успехом обучался в Киевской коллегии, а в 1708 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий.

Способного молодого иеромонаха вскоре вызвали в Москву, для преподавания словесности в Славяно-греко-латинскую академию. Карьера его развивалась достаточно быстро, и скоро он стал префектом академии. Поскольку Иннокентий отличался превосходными способностями, его отправили в составе экспедиции в Китай в 1720 году, предварительно посвятив в архиереи.

Вернувшись из зарубежной поездки, он был рукоположен в епископский сан. Одним из талантов святителя было иконописное дарование. Так, он писал образа для Троице-Селегинского монастыря в Бурятии, где он также открыл духовную школу. В 1727 году Иннокентия назначили епископом Иркутским. Он стал первым главой местной епархии.

Святитель с большой мудростью и усердием управлял вверенной ему паствой в течение четырех лет. Местные жители любили епископа, он многое делал для своих подопечных. Кроме того, святитель участвовал и в делах государственных. Так, он помогал камчатской экспедиции Беринга, исследовавшего Восточно-Азиатские окраины империи. Святой представился в 1731 году и был похоронен в Тихвинской деревянной церкви Вознесенского монастыря, где провел последние годы.

Народ почитал память святителя, на его могилу приходили, чтобы помолиться и попросить о заступничестве. С посещения места погребения святого Иннокентия начал свое служение в местной епархии и новый епископ – Софроний, назначенный сюда спустя двадцать лет после смерти Иннокентия.

Несмотря на то, что деятельность этих служителей разделял солидный промежуток времени, у них было много общего. Епископ Софроний также происходил из Малороссийской области, в которую входила и Черниговская губерния. Он также происходил из семьи местного церковнослужителя. При рождении в 1703 году будущий святитель получил имя Стефан. Обучался в Переяславской духовной семинарии. Принял монашеский постриг и очень быстро стал настоятелем Красногорского монастыря.

Святитель проявил себя как талантливый управленец и настоятель. Спустя тринадцать лет его вызвали для служения казначеем в Александро-Невскую лавру. В 1753 году Софрония назначили епископом Иркутским. Царствующая императрица Елизавета возлагала большие надежды на талантливого служителя церкви.

По настоянию нового епископа был основан Иркутский кафедральный собор Богоявления. Софроний стремился развивать образование. Он создал духовное училище. Святитель успешно занимался проповедью среди языческих сибирских народов, основывая миссионерские центры. Праведные труды не уменьшали молитвенного усердия святого отца. Он проводил много времени в молитвах и духовном подвиге. Когда его силы иссякли, он попросил назначить нового главу епархии, а сам удалился на покой в монастырь.

Софроний представился в 1771 году. Его тело проявило признаки нетленности. Поэтому местные жители сразу признали его святым. На месте упокоения его совершались чудеса. Но к лику русских святителей он причислен только в начале XX века. К тому моменту его предшественник Иннокентий уже долгое время почитался святым.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский

Святой Иннокентий родился в Сибири, в диком и суровом краю на востоке России. Отец его был бедным деревенским причетником, но Иннокентий серьезно учился и по окончании семинарии был поставлен в диакона, а потом – в священника.

Три года он служил на приходе, пока Бог не призвал его на апостольское служение. Иннокентий с женой и детьми поехал на Алеутские острова проповедовать веру Христову. Подвергаясь смертельным опасностям и претерпевая нужду и лишения, он переплывал с острова на остров и обратил ко Христу и крестил тысячи алеутов. Иннокентий перевел для них Евангелие и богослужебные книги. Так он прожил 16 лет.

Когда умерла жена Иннокентия, он принял монашество и был посвящен в епископа Камчатского и Алеутского. Снова он отправился на Дальний Восток просвещать светом веры якутов, коряков и чукчей, тунгусов, ламут, юкагир и многих других. Им самим и под его руководством были сделаны переводы Евангелия на якутский и тунгусский языки, а позднее богослужебных книг.

28 лет он трудился в Сибири, благовествуя Христа, а по смерти святителя Филарета (Дроздова) сделался митрополитом Московским. Вся Москва полюбила его, полюбили священники и миряне, ибо он был для них истинным духовным отцом и милостивым владыкой.

Через 11 лет он скончался, и Церковь причислила Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, к лику святых.

Возможно ли человеку быть святым

Музей в Анге

В селе Анга Качугского района сохранился деревянный дом, в котором маленький Иван Попов жил со своим дядей. Вот уже 11 лет в нем находится Музей святителя Иннокентия. История музея началась в 1986 году, когда американцы сделали запрос в администрацию Качугского района о возможности покупки этого домика и перевозки его на Аляску. Дом в это время стоял пустой, в относительной целости и сохранности, да и никто из жителей Анги не вспоминал о его давних жильцах.

— Может, не все и знали, что дом этот особенный, — рассказала Ольга Сокольникова, младший научный сотрудник Музея святителя Иннокентия, — потому что святитель Иннокентий не так давно к лику святых причислен. Да и время-то какое было — советское. А когда американцы обратились — сразу заговорили, и руководители района (в то время Владимир Бутаков и Виталий Окунь) решили дом не отдавать. Дом находился в собственности у хозяев, администрация выделила деньги, и мы купили охранную грамоту — такую бумагу, по которой строение нельзя ни сносить, ни трогать. Так дом и стоял до 1995 года. Потом приехали сотрудники музея «Тальцы», перебрали дом дважды.

Часть экспонатов для нашего музея предоставил музей «Тальцы», часть собрали школьники, что-то приносили жители села. Например, здесь есть ведомости святителя, ксерокопии его прошений.

В музее хранится икона из разрушенной Ангинско-Ильинской церкви. Белокаменную церковь строили братья Воробьевы и Ольшанские, в советские времена ее разобрали, а из этого камня в селе построили водонапорную башню, которая стоит до сих пор.

Экскурсии в музее бывают как минимум раз в неделю. На каникулах здесь «аншлаг» — приезжают школьники со всей области. Ольге Сокольниковой помогают местные краеведы — ребята-старшеклассники сами проводят экскурсии для сверстников. А если в районе бывают высокие гости, то без посещения музея не обходится ни одна делегация. Приезжают и посетители из-за рубежа — Америки, Аляски, даже с Ситхи. Из наиболее дорогих гостей называют праправнука святителя Иннокентия, владыку Анатолия из Лондона, губернаторов области.

В апреле прошлого года управление Иркутской епархии сообщило, что в селе Анга Качугского района предполагается создать Духовно-просветительский центр имени святителя Иннокентия.

С такой инициативой выступили архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим и писатель Валентин Распутин.

Заслуги святителя Иннокентия таковы, что Русская церковь в связи с празднованием 200-летия со дня рождения угодника Божия учредила орден Святителя Иннокентия. Награда вручается за первосвятительские труды на благо Русской церкви. Ордена Святителя Иннокентия I степени удостоен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Труды

Святитель Иннокентий оставил после себя многие переводы богослужебных текстов и Священного Писания на ряд языков, особенно на алеутский. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили в свое время мировую известность. В 1833 году он написал на алеутском языке одно из лучших творений Православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное», ныне переведенное на разные языки и выдержавшее десятки переизданий.

Поучения

Святитель Иннокентий был замечательным проповедником – совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Как он говорил: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих».

Провожая своего сына священника Гавриила Вениаминова с молодой женой в Амурскую экспедицию, для проповеди гольдам, святитель благословил его такими словами:

«Иди на великое дело, указанное тебе Богом! Но смотри не охладевай сердцем в делании нивы Христовой! Умирай на ней, и не озирайся вспять до тех пор, пока не исполнишь возложенной на тебя обязанности»

Преданный воле Божией в течение всей жизни, он оставил завет веры своим преемникам, указав на слова пророка: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23).

У кого какой ангел хранитель (божья защита) — статусы … любимый мир 🙂 — медиаплатформа миртесен

  • У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница.
  • Молитесь своей иконе, просите через нее Господа об исцелении, и оно обязательно будет. 
  • Итак,
  • Тех, кто родился с 22 декабря по 22 января,
  1. защитит икона Божьей Матери «Державная»,
  2. а ангелы-хранители у них святой Сильвестр,
  3. и преподобный Серафим Саровский. 
  4. Родившихся с 21 января по 20 февраля охраняют

святые Афанасий и Кирилл,

а защитят их

иконы Божьей Матери «Владимирская»

и

«Неопалимая купина».

Кто родился с 21 февраля по 20 марта.

  • является заступницей Икона Иверской Божьей Матери  
  • Ангелы-хранители у них святой Алексий
  • и
  1. Родившихся с 21 марта по 20 апреля надо просить защиты
  2. у иконы Казанской Божьей Матери, 
  3. а охраняют их святые Софроний
  4. и Иннокентий Иркутские,

а также Георгий Исповедник. 

  • Рожденных с 21 апреля по 20 мая защитят
  • Иконы « Споручница грешных»
  • и
  • Иверская икона Божьей Матери  .
  • Святые Степан
  • и Тамара,
  • апостол Иоанн Богослов являются их ангелами-хранителями. 

Если день рождения приходится на период с 21 мая по 21 июня, надо просить помощи

  1. у икон «Взыскание погибших»,
  2. «Неопалимая купина»
  3. и «Владимирская».
  4. Охраняют святые Алексей Московский
  5. Родившихся с 22 июня по 22 июля
  6. Иконы « Всех скорбящих радость»,
  7. и Казанская икона Божьей Матери- заступницы,

а Святой Кирилл — их ангел-хранитель

  • Рожденные с 23 июля по 23 августа
  • Святой Николай Угодник 
  • и Илья-пророк охраняют , 
  • а икона « Покров Пресвятой Богородицы» их защищает. 
  • Кто родился с 24 августа по 23 сентября.

Просить защиты у иконы «Неопалимая купина»

  1. и « Страстная» следует тем,  
  2. Их ангелы- хранители- святые Александра,
  3. Иоанн
  4. и Павел
  5. Те, кто родился с 24 сентября по 23 октября
  6. должны искать защиты у  икон
  7. Почаевской Божьей Матери ,
  8. « Неопалимая купина»,
  9. « Воздвижение Креста Господня».  
  10. Охранет их святой Сергий Радонежский. 
  11. Родившихся с 24 октября по 22 ноября
  12. Святой Павел – ангел- хранитель .
  13. Иконы Божьей Матери «Скоропослушница»
  14. и «Иерусалимская» их защищают. 
  15. Рожденные с 23 ноября по 21 декабря должны просить заступничества
  16. у икон Божьей матери «Тихвинская»
  17. и «Знамение».
  18. Святой Николай-угодник
  19. и святая Варвара – их ангелы- хранители. 

В каждом доме желательно иметь Иверскую икону Пресвятой Богородицы (Вратарница), которая защищает дом от врагов и недоброжелателей. 

Пребывайте с Богом!

Использованные материалы

  • Калинина, И. В., под науч. ред. Плужникова, В. И., Православные храмы Иркутской епархии XVII — начало XX века, Москва, «Галарт,» 2000.
  • Святитель Иннокентий, епископ Иркутский // Страница календаря портала Православие.Ru

  • Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский // Страница календаря портала Православие.Ru

  • Прот. Борис Пивоваров, Павлова О. А., «Иннокетий (Кульчицкий Иоанн)» // Православная Энциклопедия, т. 22, с. 716-725:

    (материал использован частично)

  В одном и том же тексте, приведенном на странице календаря Православие.Ru и в книге «Жития сибирских святых: Сибирский патерик» / Под общ. ред. преосв. Сергия, епископа Новосибирск. и Бердск., Новосибирск, 1999 г., с. 88, назван епископом Бельским

  Санников А. П., Первые архиереи Иркутской епархии // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение», 2013. № 2 (11), ч. 1. с. 315,

  Головин С. А., Российская духовная миссия в Китае : исторический очерк / С. А. Головин ; БГПУ. — Благовещенск, 2013, с. 39,

  Иркутские Епархиальные Ведомости. 1863. Прибавление , №19, с. 267,

  Дата согласно статье «Открытие Иркутской епархии» // Иркутские епархиальные ведомости, 1863, Прибавление, № 22, с. 325-331, . В литературе приводятся и другие даты: 18 января ст. ст., см., Православная Энциклопедия, т. 22, с. 716-725, и 16 января ст. ст., см. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода / . т. 1. — Санкт-Петербург, 1868-1914, стб. 94-95,

  Назначение в Пекин архимандрита Антония Платковского начальником Миссии // Иркутские Епархиальные Ведомости. 1863. Прибавление, №21, с. 297-301,

  Жалсараев А.Д., Становление и развитие церковно-административной системы Русской Православной Церкви в Забайкалье (середина ХVII — начало ХХ вв.) : дис. . канд. ист. наук, Бурят. гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2006, с. 76,

  так как в день преставления, 27 ноября, совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение»

Детские и юношеские годы

Иван Попов (святитель Иннокентий) родился в 1797 г. в селе Ангинском Иркутской губернии. Его отец, служивший пономарем в церкви, умер, когда Ивану было 6 лет, и мать осталась одна с четырьмя детьми.

Уже с детских лет Господь готовил Своего избранника для особого служения Христовой Церкви. Нужда и лишения, непрестанный труд приучали мальчика к мужеству и стойкости, самообладанию, воздержанию, помогали обретать покорность воле Божией в различных жизненных обстоятельствах. Это пример для всех нас. Ведь многие современные люди, попадая в трудные ситуации, ожесточаются на жизнь и на Бога, забывая о том, что Господь все делает к лучшему для человека, и то, что казалось несправедливым и обидным, скорбным и трудным, со временем оборачивается благом.

До 9 лет Иван жил и воспитывался у своего дяди — брата отца, который был хорошим часовым мастером и механиком-самоучкой. Мальчик оказался способным, быстро научился читать по Псалтири и Часослову. Когда Ивану шел только восьмой год, ему доверили чтение апостола на столь великий праздник, как Рождество Христово. К удивлению окружающих, слова апостольской проповеди ясно и разборчиво звучали из уст отрока. Никто не мог и помыслить, что видит будущего просветителя Сибири и Америки, который донесет апостольское слово до самых отдаленных северных народов.

Радуясь успехам сына, мать ходатайствовала, чтобы его приняли пономарем на место отца. Но Господь определил иное: благодаря дяде мальчик поступил в Иркутскую духовную семинарию, где провел более одиннадцати лет на казенном содержании.

Протоиерей Прокопий Громов, бывший соученик и помощник святителя в миссионерских трудах, писал: «Иван Попов-Ангинский необщителен, с комнатными товарищами не только не разделял их легкомысленного поведения, а иногда и циничных речей, да и мало вступал с ними в разговор. За свою отчужденность подвергался насмешкам и даже оскорблениям» . Однако вскоре выдающиеся дарования Ивана, его поразительные работоспособность и трудолюбие начали вызывать симпатию среди окружающих. «Кроме превосходных интеллектуальных способностей у Попова обнаружились и другие таланты: предприимчивость, соединенная с непреклонной решимостью воли, необыкновенная практическая сметливость, изобретательность, неиссякаемая энергия. В то время он уже был искусным механиком: сам мастерил часы, музыкальные инструменты» .

В то время семинарии ученикам принято было давать новые фамилии, которые соответствовали бы их характеру и душевному складу. Примечательно, что Иван Попов получил фамилию Вениаминов за сходство с недавно умершим Иркутским епископом Вениамином. Ум, величавая осанка и спокойствие в обращении — вот черты, которыми семинарист Попов напоминал Иркутского епископа.

Итак, благодаря исключительным способностям будущий святитель Иннокентий еще во время семинарской учебы был в числе первых. После семинарии его хотели направить в Духовную академию для получения высшего богословского образования, но за год до окончания курса произошло одно событие, определившее его дальнейшую судьбу: Иван Вениаминов вступил в брак и был рукоположен в диакона Иркутской Благовещенской церкви. «Видя в стечении обстоятельств перст Божий, святитель впоследствии писал: „Сам ректор наш имел меня в виду на этот случай, как он это высказывал мне после. А почему он не остановил моей женитьбы, то причиною этого был весьма редкий и необыкновенный случай, а именно: река Ангара, отделявшая семинарию от монастыря (где жил наш ректор и откуда он во все учебные дни приезжал в семинарию на целый день) в тот год (1817), при вскрытии своем, на многие дни прекратила всякое сообщение монастыря с городом… А в это время мне пришла мысль жениться, и я успел подать просьбу, без позволения отца ректора получил вид на женитьбу и даже начал сватовство. Не будь этого случая — тогда, конечно, ректор не позволил бы подавать мне просьбы о женитьбе. И тогда мне пришлось бы ехать в академию, а не в Америку”» .

После четырех лет диаконства в Благовещенской церкви Иркутска Иоанн Вениаминов был рукоположен в сан священника той же церкви, где прослужил два года.

Труды[править | править код]

На русском языке:

  • Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Состоит из трёх частей:
  • Русская Церковь и дружба между народами (Ж. М. П., 1959, № 11, стр. 50).
  • Журналы священника Иоанна Вениаминова. Составитель О. Д. Якимов. Якутск. 2005.

На алеутском языке:

На тлингитском языке:

Собрание сочинений:

  • Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 1-2: Т. 1. Апостол Америки (1824—1840), Т. 2. Записки об островах Уналашкинского отдела (1840). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2012. — 848 с.
  • Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 3. Жребий апостольский. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2012. — 632 с.
  • Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 4. Апостол Дальнего Востока и Севера (1852—1860). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. — 656 с.
  • Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 5. Административные документы и письма (1861—1868). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. — 544 с.
  • Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 6. Московский митрополит (1868—1879). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2014. — 512 с.
  • Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 7. Архив Аляскинской епархии (1824—1865). Путевые журналы (1823—1867). История репрессий и реабилитации членов семьи Вениаминовых (1930—1989). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2015. — 848 с.

Как Иннокентий Вениаминов попал в Русскую Америку

Еще в 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов женился и был посвящен в диакона иркутской Благовещенской церкви. В этом сане он прослужил четыре года, а в 1821 году его рукоположили во священника той же церкви. Семья отца Иоанна жила тихой, размеренной жизнью — и тут в храме появился новый человек: некий Иван Крюков. Он не один десяток лет прожил в Русской Америке и с увлечением рассказывал о тех краях и населяющих их народах. Так совпало, что тогда же пришло распоряжение из Святейшего Синода назначить священника на Алеутские острова (они являлись частью епархии). Отец Иоанн загорелся этой идеей. Вместе с женой, маленьким ребенком, пожилой матерью и братом он отправился миссионером в Русскую Америку. Сначала — на барже вниз по реке Лене, затем — верхом на лошадях, потом — морем до острова Уналашки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector