Иркутская и ангарская епархия иркутской митрополии русской православной церкви

Миссионерская деятельность

К началу XX века здесь действовали 2 семинарии и женское училище, а количество школ достигло 229. Требования, предъявляемые к священникам, все время повышались, уровень их подготовки рос, и уже к началу XX века многие из них имели высшее образование. Конечно, для христианизации коренного населения применялись и пряник и кнут, но и миссионерская деятельность давала положительные результаты. Первая книга вышла под названием «Сокращенный катехизис», ее основным ключевым моментом было издание на якутском языке (1819), чуть позднее для населения русской Аляски и «новокрещенных бурятов» были выпущены на их языках основные богослужебные тексты.

Даже после значительного сокращения территорий епархии Иркутск оставался крупнейшим религиозным центром. В епархии было много храмов и монастырей. В этой связи нельзя не упомянуть одну из старейших обителей Сибири, основанную в конце 17 века на правой стороне Ангары. Ею стал монастырь, посвященный Знамению Матери Божьей, тем более что сейчас на его территории расположено управление епархии Иркутской митрополии.

Более 10 лет в Иркутской епархии не было правящего архиерея

После революции и разгрома колчаковского сопротивления религиозная жизнь в епархии приходит в упадок. Большевики в исполнение декрета об отделении Церкви от государства закрывают Иркутскую духовную и семинарию и духовные училища. Производится конфискация церковных ценностей.

Кроме того власти способствуют расколу обновленчества в епархии. Пиком кощунства считается вскрытие мощей святителя Иннокентия Иркутского в Вознесенском монастыре 24 января 1921 года. Мощи св. Иннокентия большевики отправили в музей Наркомздрава в Москву.

В 30-х годах в Иркутской епархии осталось только 19 священников, а концу 1937 года действующими оставалось 4 церкви, одна из которых была обновленческой. В 1932 году был взорван и разрушен Казанский кафедральный собор.

24 января 1921

вскрыты мощи св. Иннокентия в Вознесенском монастыре

Духовенство подвергалось жесточайшим репрессиям. За период 1937 — 1938 годов было расстреляно 98 духовных лиц, еще 17 представителей духовенства сосланы в лагеря. Осенью 1937 года арестован архиепископ Павел (Павловский), он скончался в тюрьме в сентябре 1937 года и более 10 лет Иркутская епархия остается вдовствующей, а в сентябре 1940 года в Иркутске закрывают Преображенскую церковь, последнюю из действующих.

Возрождение церковной жизни началось в 1948 году, когда удалось добиться воссоздания Иркутской епархии, а правящим архиереем становиться архиепископ Ювеналий (Килин).

Если в поселке нет своего храма, туда приедет храм-вагон

В 2000-х годах формируются основы социального служения в епархии. При попечительстве отдела по благотворительности и милосердию работает реабилитационный центр для людей, страдающих от нарушения опорно-двигательного аппарата имени Валентина Дикуля.

При этом центре открыли часовню в память преподобного Ильи Муромца. А в мае 2007 года инвалиды-колясочники привезли из Киево-Печерской Лавры икону с мощами святого Ильи Муромца.

В 2003 году при храме Блаженной Ксении Петербургской открыт приют для осиротевших детей и сестричество патронажных сестер. Сестры заботятся о сиротах в доме ребенка, несут служение в домах инвалидов и в хосписе.

Практически при каждой крупной больнице или доме престарелых есть часовни. Открыто несколько столовых для неимущих.


Поезд передвигается ночью, а днем верующие посещают богослужения и отправляют требы

В 2005 году отмечалось 200-летие обретения мощей Святителя Иннокентия Иркутского. К этому юбилею железнодорожники передали в дар епархии вагон-храм, который в составе медицинского поезда «Академик Федор Углов» путешествует по Иркутской области. Престол храма-вагона освящен в память св. Игнатия.


Внутреннее убранство вагона-храма

Жители населенных пунктов, в которых нет храмов или богослужения проходят нерегулярно могут присутствовать на богослужениях в такой передвижной церкви. По словам священника Георгия Бажина таинство крещения он совершает практически каждый день. За год обычно совершается 14 двухнедельных поездок, за одну поездку посещается от 7 до 10 населенных пунктов.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955 гг.):

  • Страница епархии на официальном сайте Московского Патриархата:

  • Страница сайта Русское Православие:

  • Страница сайта Иерархия церквей:

  • Определения Священного Синода, библиография ЖМП:

  • Крючкова Т. А., игум. Максимилиан (Клюев), Павлова О. А., Смолина И. В., «Иркутская и Ангарская епархия» // Православная энциклопедия, т. 26, с. 492-512:

    (материал использован частично)

  • Жалсараев А. Д., «Иркутское и Нерченское викариатство» // Православная энциклопедия,т. 26, с. 527-528:

    (материал использован частично)

  • Иркутская епархия в XVIII – начале ХХ века : учебное пособие / А. В. Дулов ; науч. ред. : А. В. Дулов, А. П. Санников. — Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013:

    (материал использован частично)

  • Санников А. П., Первые архиереи Иркутской епархии // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение», 2013. № 2 (11), ч. 1. с. 314-320:

    (материал использован частично)

  По Строеву — в году.

  Санников А. П. Иркутское викариатство: попытка обустройства церковных дел на восточных окраинах России в первой четверти XVIII в. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вып. 3. М., 2013. с. 510

  Иркутская и Ангарская епархия 1917-1990 // Православная энциклопедия, т. 26, с. 492-512,

  Журнал № 106 заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года,

  Журнал № 132 заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года,

  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

  По статье в Православной энциклопедии. См. .

  Дулов А.В., Санников А.П., Православная церковь в Восточной Сибири в XVII — начале ХХ веков, Иркутский государственный университет, 1.3. Монастыри Восточной Сибири, Глава 2. Часть 2.1. Изменения в церковном управлении,

  Дулов А.В., Санников А.П., Православная церковь в Восточной Сибири в XVII — начале ХХ веков, Иркутский государственный университет, Глава 1. Часть 2.1. Изменения в церковном управлении,

  По другим данным — до 27 июля 1831

  По Православной Богословской Энциклопедии вторая дата иная: 31 января 1873.

  По другим данным первая дата иная: 23 мая 1892.

  После освобождения (второй период правления) проживал в Омске.

  По другим данным вторая дата иная: 24 ноября 1937.

  На епархии не был.

Возникновение православия в Сибири

Первым этапом проникновения православия в Сибирь стал поход дружины Ермака и последовавшее затем строительство первых сибирских городов. Летописец, говоря о походе Ермака в Сибирь и появлении там христианства, называл “костелами” мусульманские мечети:

“И посла их Бог очистити место, где быти святыне, и победити бусурманского царя Кучюма, и разорити богомерзкие и нечестивые их капища и костелы… И от казаков поставишася грады и святыя Божия церкви воздвигошася и благочестие просияша. Отпаде вся бесовская служба и костелы, и требища идольская вся разорися и сокрушися и боговидение всадися…”

Это прямое указание летописца на главную цель похода — очищение сибирской земли от “богомерзостей”. И нет речи о расширении Руси и присоединении к ней территории соседнего государства. О “прирастании России Сибирью” будет заявлено много позже. Летописец же воспринимает деяние дружины Ермака именно как подготовку сибирской земли к приходу туда православия. Следовательно, деяния дружины Ермака необходимо воспринимать не только как подвиг воинский, но и духовный, нравственный. В летописях, описывающих этот поход, имеются слабые намеки на присутствие в войске монахов, священников, походной часовни и пр.

Ко следующему этапу вышеназванного процесса можно отнести учреждение Сибирской епархии с размещением архиерейской кафедры в Тобольске и назначение на нее (8 сентября 1620 г.) первого архиепископа — Киприана (Старорусенина). Этому предшествовало открытие во вновь основанных сибирских городах православных храмов и монастырей при их подчинении в разное время епископам Казанской, Ростовской или Вологодской епархий.

Современное положение

За весь советский период Иркутская епархия стала самой большой: насчитывалось около 20 приходов. Территория ее начиналась у Байкала и простиралась до Тихого океана, включая Крайний Север и Дальний Восток. В 1989 году в административной центре было создано волонтерское просветительское общество, чьей работой стало возрождение духовности и русской культуры.

В 1990 году началось церковное возрождение: в сентябре этого года были возвращены мощи первого епископа Иннокентия, в 1994 году открыт первый женский монастырь (Знаменский), начали проходить ежегодные Иннокентьевские чтения, открылась первая женская православная гимназия.


Икона святителя Иннокентия, митрополита Иркутского

Из епархии вышли две новые самостоятельные — Читинская и Якутская, а территория Иркутской полностью совпала с обозначенными территориальными границами этой области. В 2011 году отделились еще две области, а Священный Синод образовал независимую Иркутскую митрополию во главе с архиереем.

Деятельность

Правящим архиереем с 1990 года и Иркутской митрополией с 2011 года является Вадим (Лазебный) митрополит Иркутский и Ангарский, чей офис находится в Административной центре Иркутска (улица Ангарская, 14). В его подчинении находятся 12 благочиний, 118 храмов и штат священнослужителей общим числом в 350 человек. На территории епархии также действуют:

  • 2 православные гимназии (одна из них женская) в Братске и Иркутске;
  • православное училище;
  • 8 православных школ;
  • 41 воскресная школа при приходах для детей 3-12 лет;
  • богословско-катехизаторские курсы;
  • 11 православных библиотек.


Митрополит Вадим возглавляет Иркутскую епархию

На территории области работают 11 отделов, которые занимаются:

  • благотворительностью;
  • работой с молодежью;
  • пастырскому окормлению;
  • миссионерской работой;
  • просветительской работой;
  • связями с общественностью;
  • борьбой с алкоголизмом и наркоманией;
  • реставрацией и архитектурному надзору.

Выпускаются 4 православные газеты в Иркутске, Братске, Байкальске и Усть-Илимске. На местном телевидении (ИТТРК) выходит регулярная телепередача «Беседы о религии». Активно наполняется сайт Иркутской епархии, где можно ознакомиться с ее основной деятельностью и новостями.

Церкви и монастыри

В области действует только один монастырь — Знаменская женская обитель, которая располагается в Правобережном округе Иркутска. Он самый старый на территории края и именно там располагается административный центр управления митрополией, а также хранятся мощи святого Иннокентия.


Знаменский женский монастырь в Иркутске

Именно в этом подворье расположен кафедральный собор — Знаменский храм Пресвятой Богородицы. До этого роль кафедрального храма в Иркутске выполняли:

  1. Церковь Спаса Нерукотворного — в 1706-1746 гг. тут располагалась кафедра викария Тобольской митрополии.
  2. Церковь Богоявления — с 1746 по 1894 гг. кафедральный собор.
  3. Собор Казанской Богородицы — 1894 — 1920 гг. Был полностью уничтожен во время СССР.
  4. Храм Воздвижения Креста Господня — размещала кафедру епископа во время СССР.

Второй кафедральный собор с 2006 года располагается в Ангарске — это храм Святой Троицы.

Святыни

Издревле на этой территории была чтима чудотворная Казанская икона Божией Матери — ее копия 18 века хранилась в Богоявленском соборе, где по молитвам прихожан было совершено множество чудес. С ней также совершали крестные ходы в мае-июне по ближайшим угодьям. В 1894 году было завершено строительство Казанского собора, куда был перенес образ.

На заметку! Сегодня образ возвращен из государственных музеев Кремля и хранится в местном художественном музее.

В 20-х годах 18 века на северном берегу Байкала был явлен образ святого Николая Можайского. На том месте была поставлена часовня, где хранился образ, однако позже его перенесли в Посольскую обитель. Сегодня образ хранится в частной православной семье, которая проживает в Усть-Илимском районе.

В Иркутской епархии регулярно совершаются крестные ходы с 18 века. Обычно они были приурочены к православным праздникам, связаны с престольными торжествами или местными святынями. Так, с 1805 года 9 февраля ежегодно совершали крестный ход в день памяти обретения мощей святого Иннокентия. Традиция эта была возрождена в 90-х годах 20 века, например, в 2007 году состоялся ход в честь русской духовной и культуры в сопровождении иконы Богородицы «Знамение».

Православные храмы Иркутска

Мнение эксперта

Главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора и правительства Иркутской области Алексей Мишин:

«Увеличение количества епархий и создание новых митрополий, в том числе и в Иркутской области, призвано способствовать оптимизации церковного управления. Это особенно актуально для сибирских территорий. По–видимому, также предусматривается, что архиереи станут ближе к церковному народу. Подобная реформа обсуждалась еще на Соборе 1917 года, но по ряду причин не была реализована. Кстати, в наше время во многом похожую модель церковного устроения реализует входящая в состав Московского патриархата Украинская православная церковь, которая обладает правом учреждения новых епархий».

Новые времена

Наступает Перестройка, православная церковь начинает свое эпохальное возрождение. Идет процесс воскрешения всего упраздненного и уничтоженного. В 1988 году восстанавливается и обосабливается Хабаровская кафедра, в 1993 становится самостоятельной Якутская епархия, в 1994 – Читинская. Опять наступил момент, когда совпали границы Иркутской области и, собственно, епархии. Впрочем, уже 05.10.2011 выходят из ее состава и обретают самостоятельность епархии Саянская и Братская. А 6 октября в границах Иркутской области образовывается метрополия, главой которой становится иркутский архиерей.

История епархии

Католическая Церковь в Сибири, в частности в Иркутске, имеет давние и глубокие корни. Известно, что первые католики появились в Иркутске в конце XVII века. Поначалу это были купцы из стран Восточной Европы, цыгане. Потом появились ссыльные жители польско-литовских земель. В 1806 г. в Сибирь прибыли монахи доминиканцы, через три года по специальному приглашению сибирского генерал-губернатора Пестеля приехали монахи иезуиты с отцом настоятелем Марцелием Каменьским. В начале XX века к ним присоединились переселенцы, получавшие земельные наделы согласно Столыпинской реформе. В 1820 г. прибывшие францисканцы-бернардинцы совместно с жителями города построили первый католический деревянный храм, который после пожара 1879 года заменили на кирпичный. Автором архитектурного проекта стал известный иркутский архитектор Ян Тамулевич. Этот храм Успения Пресвятой Богородицы стал центром религиозной и культурной жизни сибирских католиков. После революции в 1938 г. иркутский католический храм был закрыт, а его настоятель Антоний Жуковский был расстрелян. Но даже в эти непростые годы вера поддерживалась простыми верующими. В 1990-х годах в России начинается восстановление церковных структур. Возрождаются приходы, верующие возвращаются в храмы. 14 сентября 1991 года епископ Иосиф Верт, SJ вновь установил иркутский приход Успения Богородицы, в здании которого до сих пор располагается филармония. Его первым настоятелем стал отец Игнатий Павлюс, SDS, много сделавший для восстановления католических традиций на сибирской земле. 23 марта 1998 года Святейший Отец Иоанн Павел II назначает для Восточной Сибири епископа Ежи Мазура, SVD. 18 мая 1999 года официально утверждается Апостольская администратура Восточной Сибири с резиденцией епископа в Иркутске, начинают формироваться структуры курии. Канцлером курии стал о. Иосиф Венцлавик, SVD, собрат епископа из Общества Божьего Слова. Огромную благодарность за помощь выражаем о. Александру Петшику, SAC, мирянину Мареку Мачуге и главе пресс-центра администрации Наталье Галеткиной.8 декабря 1998 года администрацией г. Иркутска было принято решение о выделении места для строительства нового собора и резиденции епископа — на левом берегу реки Ангары. Знаменательно, что за год до строительства, в 1999 г. Иркутск посетили мощи Св. Терезы от Младенца Иисуса в рамках паломничества по России и на месте будущих строительных работ состоялось богослужение. Через заступничество Св. Терезы епископ Ежи Мазур, священники, монахи, миряне и гости со всей Сибири молились о благословении нового Кафедрального собора Непорочного Сердца Божьей Матери. Частица её мощей находится в Алтаре Собора, прихожане нежно любят и молятся этой прекрасной святой.

Торжество освящения Кафедрального Собора состоялось 8 сентября 2000 г. — в праздник Рождества Богородицы. Храм посвящён Божьей Матери Фатимской, Которая явилась трём пастушкам из д. Фатима в 1917 г., просила молиться за обращение России. И ещё добавила «В конце Моё Непорочное Сердце победит!» Какое Оно — Пресвятое Сердце Богородицы? — То, которое любит Бога превыше всего. Давайте будем подражать нашей Небесной Матери и будем любить Иисуса Сердцем Марии.

До учреждения Апостольской администратуры Восточной Сибири 18 мая 1999 г., епископ Ежи Мазур был викарным епископом Апостольской администратуры азиатской части России. Решением Святейшего Отца Иоанна Павла II от 11 февраля 2002 г. утверждена епархия Св. Иосифа для Восточной Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Иркутске. С назначением о. Ежи епископом Элкской епархии Святейший Отец Иоанн Павел II назначил вторым ординарием нашей епархии о. Кирилла Климовича.

Епископ Ежи Мазур
(1998 — 2002)
Епископ Кирилл Климович
(2003 — )

«Veni, Sancte Spiritus!»

«Приди, Дух Святой!»
И обнови лик этой земли!

«Fortes in Fide!»

«Сила в вере»

Архипастыри

Викариатство Тобольское

  • Варлаам (Косовский) (15 декабря 1706 — 21 января 1714)
    • Антоний (Платковский) (1719 — 1721), в/у, архимандрит

      Корнилий (Бобровников) (1720 — 1721), в/у, иеромонах

  • Игнатий (Смола) (8 сентября 1721 — 1 октября 1721)
    • Антоний (Платковский) (1721 — 1725), в/у, архимандрит

      Петр Шульгин (1725 — 1727), в/у, протопоп

Самостоятельная епархия

  • свт. Иннокентий (Кульчицкий) (15 января 1727 — 26 ноября 1731)
  • свт. Софроний (Кристалевский) (18 апреля 1753 — 30 марта 1771)
  • Михаил (Миткевич) (5 декабря 1772 — 1 августа 1789)
  • Вениамин (Багрянский) (9 декабря 1789 — 8 июня 1814)
  • Ириней (Нестерович) Серб (26 июля 1830 — 18 мая 1831)
  • свт. Мелетий (Леонтович) (18 июня 1831 — 22 июня 1835)
  • Иннокентий (Александров) (22 июля 1835 — 23 апреля 1838)
  • Нил (Исакович) (23 апреля 1838 — 24 декабря 1853)
  • Афанасий (Соколов) (24 декабря 1853 — 3 ноября 1856)
  • Евсевий (Орлинский) (3 ноября 1856 — 29 августа 1860)
  • Парфений (Попов) (13 сентября 1860 — 21 января 1873)
  • Вениамин (Благонравов) (31 марта 1873 — 2 февраля 1892)

    Макарий (Дарский) (февраль — март 1892) в/у, еп. Селенгинский

  • Серафим (Мещеряков) (25 июля 1911 — 11 декабря 1915)
  • Иоанн (Смирнов) (21 января 1916 — 16 декабря 1918)

    Зосима (Сидоровский) (20 декабря 1918 — 1919) в/у, еп. Киренский

  • Иаков (Пятницкий) (29 мая — 12 июля 1920)
  • Анатолий (Каменский) (12 июля 1920 — май 1922, 1923 — 1 февраля 1924)

    Иоанн (Братолюбов) (10 июля 1924 — 4 августа 1924) в/у, еп. Березовский

  • Гурий (Степанов) (февраль 1924 — 10 декабря 1925)
    • Ираклий (Попов) (1925 — 1926) в/у, еп. Киренский
    • Даниил (Шерстенников) (18 ноября 1926 — ок. мая 1927) в/у, еп. Охотский
    • Киприан (Комаровский) (28 сентября 1927 — 7 мая 1929) в/у, еп. Ниженеудинский
    • Варсонофий (Лузин) (7 мая 1929 — 8 июля 1930) в/у, еп. Спасский
  • Дионисий (Прозоровский) (8 июля 1930 — 16 июня 1933)
  • Павел (Павловский) (24 июня 1933 — сентябрь 1937)
  • Филипп (Ставицкий) (ноябрь — декабрь 1943)

    Варфоломей (Городцов) (26 февраля 1943 — 3 июня 1948) в/у, архиеп. Новосибирский

  • Ювеналий (Килин) (3 июня 1948 — 21 февраля 1949)
  • Палладий (Шерстенников) (21 февраля 1949 — 20 февраля 1958)
  • Вениамин (Новицкий) (21 февраля 1958 — 31 мая 1973)
  • Владимир (Котляров) (31 мая 1973 — 17 апреля 1975)
  • Серапион (Фадеев) (17 апреля 1975 — 24 апреля 1980)
  • Мефодий (Немцов) (27 апреля 1980 — 16 июля 1982)
  • Ювеналий (Тарасов) (16 июля 1982 — 26 декабря 1984)
  • Хризостом (Мартишкин) (26 декабря 1984 — 26 января 1990)
  • Вадим (Лазебный) (4 февраля 1990 — 26 декабря 2019)
  • Максимилиан (Клюев) (с 26 декабря 2019)

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

17.09.2021 09:00 Сотрудники ГУ МЧС и пожарной охраны приняли участие в молебне пред иконой Божией Матери «Неопалимая Купина»
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» особенно почитается сотрудниками органов МЧС и пожарной охраны, поэтому в день памяти святого образа, 17 сентября 2021 года, руководство и сотрудники ведомства помолились Божией Матери на молебне, который провел в Преображенском храме г.Иркутска протоиерей Александр Абидуев
Подробнее

15.09.2021 07:00 В день траура по погибшим в авиакатастрофе под селом Казачинское во всех храмах Иркутской митрополии прошли заупокойные поминовения усопших
15 сентября 2021 года в Приангарье проходит день траура по погибшим во время жёсткой посадки самолёта L-410 в Казачинско-Ленском районе. Во всех храмах Иркутской митрополии в этот день за Божественной литургией молились о здравии пострадавших и их родственников. После Литургии были отслужены панихиды по погибшим.
Подробнее

13.09.2021 04:00 Трагедия в Казачинско-Ленском районе унесла жизни четырех человек. Молимся о упокоении почивших и здравии пострадавших

В ночь с 12 на 13 сентября 2021 года в Казачинско-Ленском районе произошла трагедия. Пассажирский самолёт L-410 совершил жёсткую посадку в 4 км от села Казачинское. Он летел из Иркутска регулярным рейсом. Четыре человека, включая пилота, погибли. Один — житель Иркутска, один – Ангарска, двое – из Магистрального.
Подробнее

11.09.2021 14:01 Начался традиционный осенний миссионерский сплав
Возглавляет миссионерскую группу митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан. В состав группы входит 12 человек, четверо из которых – священнослужители. Миссионеры будут двигаться на двух катамаранах, посещая по пути населенные пункты по маршруту сплава, до города Киренска.
Подробнее

11.09.2021 11:01 Митрополит Максимилиан совершил Божественную литургию в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
11 сентября 2021 года, в день Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан совершил Божественную литургию в храме во имя святителя Феофана Затворника (поселка Магистральный).
Подробнее

История

На территории Сибири первой появилась Тобольская митрополия (1620 год), куда вошли территории Иркутского края, где уже в то время насчитывалось 42 храма и 4 монастыря. В январе 1727 года императрица Екатерина I подписала указ, который давал самостоятельность Иркутскому и Нерчинскому викариатству и преобразовывал их в епархии под руководством епископа Иннокентия (Кульчинского).


Богоявленский собор в Иркутске

Именно первый епископ проделал невероятную работу по становлению этой православной территориальной единицы. Он впервые привез на территорию Сибири частную большую библиотеку, упорядочил всю административную систему церковного руководства, занимался просветительской деятельностью и миссионерской работой в области.

Интересно! При Иннокентии в этом крае начали проводить лингвистические и этнографические исследования старинных рукописей, заниматься переводами и прочими научными работами.

В 1725 году впервые открывается тут школа, где учат русскому и монгольскому языкам, а в 1780 году — первая духовная семинария. Все это способствовало увеличению прихожан и росту храмов.

В 1797 году завершился большой передел территорий, и Иркутская епархия получила в дополнение к одноименной области еще ряд территорий: Якутия, Охотск, Дальний Восток, Камчатка, Аляска, Алеутские острова. Это сделало ее одной из самых больших и богатых на территории Российской империи.

Однако в 1800-х годах территории постепенно приобретали самостоятельность: образовались епархии Камчатская, Якутская, Курильская и Алеутская, позже кафедра епископа появилась в Чите.

К 1912 году кафедра стала управлять территориями, которые почти соответствовали современным границам и владела 326 церквями, 4 монастырями и в ней служили почти 300 священников.


Князе-Владимирский храм в Иркутске

Красная революция добавляет несколько кровавых страниц в историю края — были закрыты почти все приходы Иркутска, прекращена деятельность всех богословских и духовных образовательных учреждений. К 1937 году в крае остается только 4 действующие церкви, а большая часть духовенства отправлена в ссылки или расстреляна — в живых остались только 19 (!) священников.

Церковные ценности разграблены, многие раки с мощами вскрыты и направлены в музеи. В ноябре 1937 года в тюрьме умирает архиепископ Павел (Павловский) и с этого момента в течение следующих 10 лет область не имела «головы» и управлялась сторонними руководителями.

В 1943-1948 гг. местными приходами управлял Новосибирский архиепископ Варфоломей, под руководством которого в области были восстановлены 13 приходов. Именно это позволило через 10 лет упадка возродить Иркутскую епархию в 1948 году и возвести на кафедру ее архиепископа Ювеналия (Килина). Началось активное возрождение приходов и храмов.

Проникновение православия в Сибирь

История создания этой епархии очень интересна – как ни одно другое подразделение РПЦ, меняла она свои границы. Первой в Сибири, после присоединения ее к России, образовалась Тобольская епархия. Было это в 1620 году. Иркутский край входил в нее, но ввиду своей обширности в 1706 году он выделяется в условную церковно-административную единицу епархии под названием «викариатство», а уже в 1721 году появляется самостоятельная Иркутская епархия. И это было положительным явлением, как для края, так и для России в целом.

В насаждении религии в новых местах всегда очень большую роль играли миссионеры. Первым святителем стал Иннокентий Кульчицкий, который был настоящим подвижником – он привез с собой первую частную библиотеку, активно вел просветительскую работу. Кроме того, он упорядочил церковно-административную структуру. Его начинания достойно продолжил святитель Сафроний, который тоже вел активную миссионерскую деятельность. Кроме того, епархия была богата представителями духовенства, которые вели научную деятельность и занимались переводами, а также исследованиями в области этнографии, лингвистики.

Иркутская и Ангарская епархия по состоянию на август 2011

Благочиния и благочинные

I Иркутский — протоиерей Виктор Хаустов

II Иркутский — игумен Максимилиан (Клюев)

Верхоленский — протоиерей Вячеслав Пушкарев

Ангарский — протоиерей Владимир Килин

Саянский — протоиерей Игорь Бартенев

Нижнеудинский — протоиерей Александр Ульянов

Нижнеилимский — протоиерей Игорь Янавичюс

Усть-Кутский — протоиерей Павел Гирев

Братский — протоиерей Павел Глазунов

Тайшетский — игумен Николай (Микушин)

Усть-Илимский — протоиерей Александр Белый-Кругляков

Иркутский Знаменский женский монастырь.

Количество храмов ― 118.

Штатных клириков ― 172, в том числе:

священников ― 157

диаконов ― 15.

Действуют богословско-катехизаторские курсы, 3 православные гимназии, 41 воскресная школа и 11 православных библиотек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector