Доминиканский орден

Степень

Практически невозможно получить, даже нечетко, количество светских доминиканцев-третичников. Общий реестр не ведется, и придется искать в записях каждого монастыря. Со времен Сент-Луиса, который пожелал присоединиться к доминиканскому и францисканскому орденам ( Acta Sanctorum , August, V, 545), и изображен в старых иллюминациях, иногда в обычае одного, иногда в обычае другого ( Chapotin, Histoire de Dominicains de la Province de France , Rouen, 1898, p. 497), но, вероятно, никогда не присоединялся ни к тому, ни к другому — в наше время можно утверждать только, что с подъемом и падением Первого Ордена величие Первого Ордена взлетало и падало. количество высших учебных заведений. Говорят, что в Англии XIII века очень многие стали третичными. Но об этом ничего достоверно сказать нельзя.

Во времена Святой Екатерины Сиенской у мантеллат (светских женщин-третичников) возникли трудности с принятием ее в привычку, так как на тот момент они включали только вдов (Гарднер, Св. Екатерина Сиенская , Лондон, 1907, II) и в то время в Италии вообще не было мужчин в Третьем Ордене ( Acta Sanctorum , апрель, III, 1881 г.). Под Bl. Раймонд Капуанский , ее духовник и после ее смерти двадцать третий генерал-майор , были предприняты попытки восстановить порядок, и, несомненно, было сделано немало (Мортье, «Maîtres généraux», III, 605–606). Но ко времени святого Антонина (умер в 1450 г.) их количество снова стало незначительным (Summa Moralis, Verona, 1750, III, 23, 5, 5, стр. 1291–1291). Непосредственно перед Реформацией есть несколько отдельных заметок; таким образом, Bl. Адриан Фортескью , мученик, отмечает в своем дневнике: «Дано черным монахам Оксфорда, чтобы они были в их братстве 12d» («Письма и документы правления Генриха VIII», Лондон, 1883, Rolls Series , VII, 101) . Но это не дает нам никаких оснований для каких-либо предположений относительно статистики. В Америке первый канонизированный святой (св. Роза из Лимы , умерла в 1617 г.) и первый беатифицированный человек смешанной расы (св. Мартин де Поррес , умер в 1639 г.) были доминиканцами-третичными, а позже во Франции были такие люди, как М. , Олие и Сент- Луис де Монфор .

В Соединенных Штатах к мирским доминиканским провинциям относятся Южная провинция, Центральная провинция, Западная провинция и Восточная провинция.

Доминиканцы — нищенствующие

Доминиканский костел св. Михаила Архангела в Новогрудке

Доминиканцы — это монахи Ордена Проповедников, основанного в начале XIII века св. Домиником Гузманом во Франции. В 1216-м Доминик с коллегами написали первую часть конституции нового ордена, в которой декларировалась полная нищета монахов (хотя позднее это правило стало нарушаться). Поэтому доминиканцев относили к одному из «нищенствующих» орденов или так называемых мендикантов.

Римские папы доверили доминиканцам борьбу с ересями. От монахов требовалась серьезная подготовка в области богословия, поэтому вскоре они заняли теологические кафедры во всех европейских университетах. В начале XIX века доминиканцам принадлежала сеть учебных заведений и на территории Беларуси. К примеру, Адам Мицкевич получил начальное образование в доминиканской школе при храме Архангела Михаила в Новогрудке.

Доминиканец в облачении. Фото: wikipedia.org

Пик строительства доминиканских монастырей на территории Беларуси пришелся на 1660−1680-е годы. Фундаторами обычно выступали магнаты и представители богатой шляхты. К примеру, на средства Станислава Радзивилла был основан монастырь в Клецке, Кшиштоф Слушка финансировал строительство монастыря в Минске, Александр Слушка — в Речице и Столбцах. Вслед за мужскими появились и женские монастыри. К примеру, монастырь доминиканок существовал с 1654 года в Новогрудке.

В монастырях собирались библиотеки, самые богатые собрания книг принадлежали монастырям в Гродно и Минске. Монахи в Новогрудке и Гродно основали собственные типографии. Как пишет исследователь деятельности монашеских орденов Анастасия Колосовская, к началу 19-го века в Беларуси было основано 42 монастыря, принадлежавших этому ордену. Однако после разделов Речи Посполитой влияние доминиканцев стало ослабевать, почти все монастыри были закрыты царскими властями, а монахов перевели в другие общины.

Сестры и монахини

Доминиканские женщины были основаны в Соединенных Штатах с момента основания Конгрегации Святой Екатерины Сиенской в ​​1822 году. С того времени существовали многочисленные конгрегации сестер и монахинь.

Монастыри монахинь

1880: Ньюарк, штат Нью-Джерси (закрыто)
1891: Юнион-Сити, Вест-Хобокен, Нью-Джерси (закрыто)
1899: Катонсвилль, Мэриленд (закрыто)
1900: Камден, штат Нью-Джерси (закрыто)
1915: Олбани, штат Нью-Йорк (закрыто)
1915: Цинциннати, Огайо (закрыто)
1925: Сиракузы, Нью-Йорк

Конгрегации сестер

1822: Конгрегация Св. Катарины Сиенской, Св. Катарины, Кентукки (ныне Доминиканские Сестры Мира)
1830: Конгрегация Святой Марии Источников, Колумбус, Огайо (ныне доминиканские сестры мира)
1849: Конгрегация Святейшего Розария, Синсинава, Висконсин
1850: Конгрегация Пресвятого Имени, Сан-Рафаэль, Калифорния
1853: Конгрегация Святого Креста, Амитивилль, Нью-Йорк
1860: доминиканские сестры Святой Марии, Новый Орлеан, Лос-Анджелес (ныне доминиканские сестры мира)
1860: Сёстры-доминиканки Святой Сесилии , Нэшвилл, Теннесси
1862: Конгрегация Святой Екатерины Сиенской, Расин, Висконсин
1869: Доминиканские сестры надежды, Ньюбург, Нью-Йорк
1873: Конгрегация Богоматери Святого Сердца, Спрингфилд, Иллинойс
1876: Доминиканские сестры надежды, Оссининг, Нью-Йорк
1876: Конгрегация Богоматери Розария, Спаркилл, Нью-Йорк
1880: Конгрегация Святой Екатерины де Риччи, Элкинс Парк, Пенсильвания (ныне доминиканские сестры мира)
1881: Конгрегация Святого Сердца, Колдуэлл, Нью-Джерси
1882: Конгрегация Святого Сердца, Хьюстон, Техас
1888: Конгрегация Св. Фомы Аквинского, Такома, Вашингтон
1890: Конгрегация Святого Доминика, Блаувельт, Нью-Йорк
1891: Фолл-Ривер, Массачусетс
1894: Конгрегация Богоматери Святого Сердца
1902: Конгрегация Непорочного зачатия, Грейт-Бенд, Канзас (ныне доминиканские сестры мира)
1906: Сестры милосердия презентации BVM, Фолл-Ривер, Массачусетс
1911: Конгрегация Святой Екатерины Сиенской, Кеноша, Висконсин
1920: Сестры Мэрикнолл из Св. Доминика, Мэрикнолл, Нью-Йорк
1923: Конгрегация Святейшего Розария , Адриан, Мичиган
1923: Конгрегация Святого Креста, Эдмондс, Вашингтон (слилась с Адрианом Доминиканцами)
1923: Конгрегация св. Розы Лимской, Оксфорд, Мичиган (ныне доминиканские сестры мира)
1927: Евхаристические миссионеры Св. Доминика, Новый Орлеан, Лос-Анджелес (ныне доминиканские сестры мира)
1929: Конгрегация Непорочного Сердца Марии, Акрон, Огайо (ныне доминиканские сестры мира)
1946: Хартфорд, Кт
1950: Пуэрто-Рико
1951: Абвиль, Луизиана
1955: Сестры Доминиканской миссии, Чикаго, Иллинойс
1997: доминиканские сестры Марии, матери Евхаристии , Анн-Арбор, Мичиган.
2009: Доминиканские сестры мира

История

В 1214 году вокруг св. Доминика в Тулузе образовалась первая община. Устав был утверждён двумя годами позже папой Гонорием III. Орден быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы поначалу назывались якобитами, потому что первая резиденция ордена в Париже была при церкви св. Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углублённое изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы. В 1221 году доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 году в ордене было 7000 монахов.

Доминиканцы основали собственные учебные заведения (в Болонье, Кёльне, Оксфорде и др.), возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XIII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали множество монастырей (в частности, под Киевом, в Иране, Китае и др.). В 1318 году доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепархию.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенствующим: на его членов возложена обязанность отказаться от всякого имущества и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий генеральный магистр ордена, святой Раймунд де Пеньяфорт, издал в 1238 году собрание его уставов. Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на фиксированный срок генеральный магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек — конвентуальный приор. Над ними главенствует капитул, то есть общее собрание, созываемое каждые три года.

Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский — знаменитые учёные, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Майстер Экхарт, Таулер, Джироламо Савонарола и многие другие известные доминиканцы.

При самом основании, выбрав путь нищенствующих проповедников Евангелия, для борьбы против альбигойцев (катаров), доминиканцы впоследствии продолжали быть охранителями основ правоверия. С XIII века до нашего времени при Папской курии существует должность главного папского теолога, которая до XX века называлась «Магистр Священного дворца», а ныне Богослов Папского Дома, которую обязательно занимает член доминиканского ордена.

Доминиканец в облачении

Во второй половине XIV — XV столетиях в ордене развернулось движение обсервантов, ратовавших за реформирование монастырской жизни в соответствии с канонами, установленным основателями ордена, видными представителями которого являлись 23-й генерал ордена Раймонд Капуанский (1330—1399), настоятель монастыря в Шёненштайнбахе Конрад Прусский (1370—1426), нюрнбергский аббат и богослов Иоганнес Нидер (нем.)русск. (1385—1438), теолог и хронист Иоганнес Мейер (1422—1485).

В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150 000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы) и 12 конгрегаций под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX века существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с чёрным плащом и велоном. Значительнейшая из сестёр этого ордена — святая Екатерина Сиенская.

В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например Бартоломе де Лас Касас, выступали в защиту прав индейцев в колониях.

В XVII—XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация.

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден испытал новые потрясения — изгнание в 1910 году из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании, преследования в социалистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизировалось.

Особенности климата и социальная незащищенность

По мнению местного населения, в стране есть лето и ад. Летом считается зима, когда воздух прогревается до +26…+28°С, а вода — до +25°С. В этот период влажность воздуха понижается, возникает ощущение прохлады. Коренные жители ходят зимой в куртках, шапках и даже в пуховиках. Для российских же туристов доминиканская зима — это комфортное для отдыха лето.

Ну, а настоящее лето там очень влажное и жаркое — по мнению верующих, именно такой климат в Преисподней. Для более или менее комфортного существования доминиканцы используют холод: в домах и транспорте — кондиционеры, в напитках — лед. Местные жители даже моются холодной водой: закачивают ее в объемные черные емкости, нагревают в течение дня на открытом воздухе и используют для водных процедур. А вот купаться в море они не любят по двум причинам:

  1. Считают морскую воду слишком соленой и неприятной на вкус.
  2. Большинство доминиканцев не умеет плавать.

Чтобы охладиться в жаркий день, местные жители лучше пойдут плескаться в прибрежной полосе прохладной реки или в бассейне. Впрочем, обустроить бассейн на территории своего дома могут позволить себе только очень обеспеченные люди.

В Республике не предусмотрены какие-либо социальные выплаты. Коренному населению не знакомы такие понятия, как пенсия, дотация или материнский капитал. Пожилые люди, которые по состоянию здоровья не способны работать, могут рассчитывать только на свои сбережения, накопленные за долгие десятилетия, или финансовую поддержку родственников (детей, внуков). Одиноким доминиканцам приходится трудиться до глубокой старости или заранее заботиться о накопительном фонде — в течение трудовой деятельности ежемесячно часть зарплаты переводить на специальный счет.

В Доминикане нередки домашние конфликты, но их инициаторами чаще выступают женщины. Темпераментная дама может не только наорать, но и побить своего в чем-то провинившегося супруга. В период ухаживаний представительницы прекрасного пола также не стесняются проявлять инициативу: приглашают своих возлюбленных в кино или ресторан, платят по счетам в кафе или баре за себя и своего парня. Зачастую оплата свадебных расходов также ложится на плечи невесты и ее семьи. Впрочем, доминиканцы не спешат связывать себя узами Гименея, а предпочитают жить в гражданском браке.

Доминиканцы в России и на Украине

Уже в 1233 году, всего через 17 лет после утверждения ордена, святой Гиацинт основал доминиканский монастырь в Киеве; впрочем, миссионерская деятельность ордена не вызвала благосклонности властей. На Украине доминиканские монастыри существовали в XIII—XVIII веках, на западно-украинских землях — до 1939 года.

С 1910 года московская католичка Анна Абрикосова, вдохновлённая трудами св. Екатерины Сиенской начала проповедь католичества в кругах московской интеллигенции; в 1911 году она стала терциаркой ордена, а в 1917 году официально оформилась терциарская община доминиканок в Москве. В советское время большая часть сестёр, включая основательницу, была арестована и репрессирована.

После распада СССР и восстановления структур Католической церкви на постсоветском пространстве деятельность ордена в России и на Украине также была восстановлена. В настоящее время доминиканцы на этой территории представлены Генеральным викариатом ордена проповедников в России и на Украине св. Архангела Михаила. Действует несколько доминиканских монастырей, терциарских общин; в ряде католических приходов также служат священники-доминиканцы. В России доминиканцы окормляют приход Святой Екатерины в Санкт-Петербурге, приход Божией Матери Неустанной Помощи в Петрозаводске и храм Успения Пресвятой Девы Марии в Новочеркасске.

В Русском апостолате в Зарубежье XX века в византийском обряде служили доминиканцы: Иоанн Омез, Христофор Дюмон и Антоний Губачек. Также известен доминиканский центр «Истина» в Лилле, Франция, занимающийся изучением России.

Иезуиты — самые могущественные

Этот орден был создан в 1534 году для борьбы с Реформацией (движение, направленное на реформу католической церкви). Их главной целью было возвращение отпавших от католической церкви. Для этого монахам разрешено было использовать любые средства. Одним из них стало образование.

Иезуитам удалось создать самую передовую на тот момент сеть учебных заведений в Европе. Обучение в иезуитских школах отличалось суровой дисциплиной, но было бесплатным. Это обстоятельство, а также тот факт, что монахи принимали учеников любого вероисповедания, привлекали представителей православной и протестантской шляхты, отдававших в иезуитские школы своих детей. Ну, а те вырастали уже убежденными католиками.

Иезуит Хосе де Анчьета. Фото: wikipedia.org

К середине XVII века иезуиты создали на территории ВКЛ сеть учебных заведений среднего и высшего уровня — школы, коллегиумы, а также академию в Вильно. В 1773 году деятельность иезуитов на территории Речи Посполитой (как и других католических стран) была запрещена. Но, как ни странно, орден ненадолго обрел «второе дыхание» в Российской империи. Точнее, в Полоцке, где местный коллегиум был преобразован в академию (со статусом университета), а все другие коллегиумы империи были подчинены ей.

В своих учебных заведениях монахи преподавали риторику, поэзию, синтаксис, грамматику, этику, теологию, философию, математику, физику, логику, латинский, греческий языки, историю, географию, логику, механику, баллистику. В типографиях, которые иезуиты создали по всей стране, печаталось колоссальное количество книг. Так, из всех книг, изданных за 17-й век в ВКЛ, большая часть была напечатана в типографиях иезуитов. Кстати, самая старая аптека Беларуси, до сих пор действующая в Гродно, также была открыта иезуитами. В городе над Неманом на бывшем иезуитском, а сегодня Фарном костеле идут часы, которые привезли монахи.

Коллегиум иезуитов в Орше

Благодаря иезуитам на территории нашей страны распространился архитектурный стиль барокко. Пожалуй, самым известным храмом, построенным для них, является костел Божьего Тела в Несвиже, возведенный на средства Николая Радзивилла Сиротки. В этом же стиле построено знаменитое здание коллегиума в Пинске.

Коллегиум иезуитов в Пинске

После изгнания иезуитов из Российской империи (в 1820 году) их учебные заведения были переданы другим орденам, в частности доминиканцам.

Известные доминиканцы

Титульная страница «Трактата» Гашпара да Круша — первой европейской книги о Китае

  • Аудифреди, Джиамбаттиста (1714−1794) — астроном и библиограф
  • Винсент из Бове (1190—1264) — теолог, энциклопедист, философ и педагог
  • Жеро из Фраше (1205—1271) — хронист и агиограф, один из официальных историографов Ордена
  • Гальвано Фьямма (1283—1344) — миланский хронист, один из первых летописцев Ордена
  • Маргарета Эбнер — (около 1291—1351) — визионерка и мистическая писательница
  • Майстер Экхарт (1260—1328) — теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков
  • Иаков Ворагинский (1230—1298) — духовный писатель
  • Петрус де Дация (1235—1289) — первый шведский писатель
  • Андре де Лонжюмо (XIII век) — дипломат
  • Иоганн Таулер (1300—1361) — мистик и проповедник
  • Леонардо Дати (1360—1425) — писатель, генеральный магистр ордена в 1414—1425 годах
  • Якоб фон Зост (1360—1439) — немецкий хронист и теолог, служитель инквизиции, профессор Кёльнского университета
  • Томас Торквемада (1420—1498) — первый великий инквизитор Испании
  • Иоганнес Мейер (1422—1485) — швейцарский хронист и теолог, реформатор немецких монастырей
  • Филиппо Барбьери (1426—1487) — сицилийский хронист, теолог и служитель инквизиции
  • Якоб Шпренгер (1436—1495) — считается соавтором книги «Молот ведьм»
  • Феликс Фабер (1441—1502) — путешественник, историк
  • Джироламо Савонарола (1452—1498) — флорентийский проповедник и общественный реформатор
  • Иоганн Тецель (ок. 1465—1519) — приобрел известность распространением индульгенций, выступил с опровержением 95 тезисов Лютера
  • Антонио де Монтесиносruen — монах, который был первым из духовенства, публично осудившим все формы порабощения коренных народов Америки.
  • Педро де Кордоваruen (1460—1525) — приор доминиканского монастыря, который поддерживал деятельность Лас Касаса и Монтесиноса
  • Фра Бартоломео (1469—1517) — художник, один из представителей флорентийской школы живописи
  • Бартоломе де Лас Касас (1484—1566) — защитник прав индейцев, противник рабства; епископ
  • Себастьян де Фуэнлеаль (ок. 1490—1547) — епископ Санто-Доминго, исполнял обязанности председателя Второй Аудиенсии
  • Луис де Гранада (1504—1588) — богослов и один из великих мистиков Испании
  • Гашпар да Круш (ок. 1520—1570) — миссионер, автор первой европейской книги о Китае
  • Луис де Леон (1528—1591) — поэт-мистик, религиозный писатель, переводчик священных текстов и литературных сочинений
  • Джордано Бруно (1548—1600) — учёный и поэт, позднее ушёл из ордена
  • Жак Клеман (1565—1589) — убийца французского короля Генриха III Валуа
  • Томазо Кампанелла (1568—1639) — философ, писатель-утопист
  • Бенедикт XIII (1649—1730) — папа римский
  • Жан Батист Лаба (1663—1738) — миссионер и путешественник
  • Анри-Доминик Лакордер (1802—1861) — писатель и богослов, много сделавший для возрождения Ордена в 19 веке
  • Мари-Жозе Лагранжruen (1855—1938) — богослов
  • Анна Ивановна Абрикосова (1882—1936) — активистка русского католического движения, настоятельница московской общины доминиканцев-терциариев
  • Конгар, Ив (Congar, Yves) (1904—1995) — французский католический теолог, представитель «новой теологии» (Nouvelle théologie); один из экспертов Второго Ватиканского собора.
  • Жорж-Доминик Пир (1910—1969) — лауреат Нобелевской премии мира ()
  • Бруно Хуссар (1911—1996) — основатель Неве-Шалом (Оазис Мира)
  • Луго, Бернардо де — лингвист, составитель первой грамматики языка чибча-муисков.
  • Марсель Дюбуа (1920—2006) — богослов, преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме, настоятель ивритоязычной католической общины.
  • Жорж Коттье (1922) — кардинал, теолог и философ
  • Наталья Леонидовна Трауберг (1928—2009) — терциарка, переводчик и публицист
  • Кристоф Шёнборн (1945) — кардинал, архиепископ Венский, теолог

N

  • Джозеф Нгуен ình Uyển   (c.1775-1838), вьетнамский катехизатор, один из вьетнамских мучеников .
  • Джозеф Ханг Дуй Нгуен  [ мн. Ч. (1832-1861), вьетнамский катехизатор, один из вьетнамских мучеников .
  • Томас Нгуен Ван О   (1811-1839), вьетнамский портной, один из вьетнамских мучеников .
  • Доминик Нгуен Ван Хэнх   (1772-1838), вьетнамский священник, один из вьетнамских мучеников .
  • Августин Нгуен Ван Мзи   (ок. 1806-1839), вьетнамский мирянин, один из вьетнамских мучеников .
  • Питер Нгуен Ван Ту  [ мн. Ч. (Ок. 1796-1838), вьетнамский священник, один из вьетнамских мучеников .
  • Стивен Нгуен Ван Винь   (Около 1813–1839), вьетнамский мирянин, один из вьетнамских мучеников .
  • Доминик Нгуен Ван Сюйен   (около 1786-1839), вьетнамский священник, один из вьетнамских мучеников .

Францисканцы — ухаживали за больными

Св. Франциск Ассизский на картине Ф. де Сурбарана. Фото: wikipedia.org

Францисканцы — один из старейших монашеских орденов. Он был основан в 13-м веке, а уже в 14-м начал свою миссионерскую деятельность при дворе великого князя литовского Гедимина. В середине того же века в Вильно появился первый францисканский монастырь.

Как и доминиканцы, представители этого ордена также проповедовали отказ от материальных благ. Кроме того, устав ордена предписывал братьям ухаживать за больными.

Костел св. Иоанна Крестителя в Гольшанах, к которому примыкает жилой корпус бывшего монастыря францисканцев

На территории Беларуси францисканские монастыри были основаны на пожертвования шляхты и магнатов в Гродно, Минске, Гольшанах, Пинске, Поставах, Полоцке и других населенных пунктах. После разделов Речи Посполитой количество монастырей постоянно уменьшалось, и к началу прошлого века остался только Слонимский монастырь, упраздненный в 1907-м.

Существовали три разновидности францисканцев: конвентуалы, капуцины и обсерванты. Последних в ВКЛ и Польше называли бернардинцами. Такое название они получили от церкви, построенной королем Казимиром Ягеллончиком в честь святого Бернарда Сиенского. Окончательный разрыв бернардинцев с францисканцами-конвентуалами произошел в 1517 году.

Монахи-бернардинцы. Фото: history.syktnet.ru

Бернардинцы содержали бесплатные уездные и приходские школы при некоторых монастырях: в Бенице (деревня в Молодечненском районе), Будславе, Минске. Собирали милостыню в пользу ордена. Братьев, занимавшихся этим, называли квестарями (от польского слова kwestarz).

В отличие от многих других монашеских орденов, устав бернардинцев не был очень строгим. Поэтому бернардинцы были одним из самых популярных монашеских орденов в Речи Посполитой, резко отличаясь от прочего черного духовенства своей демократичностью, отсутствием религиозного фанатизма и простотой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector