Царское село: режим работы 2021, стоимость билетов, история, аудиогид и официальный сайт

История парка

В 1720-е годы в бывшей шведской усадьбе Сарская мыза начали возводить новый дворец для Екатерины I. Одновременно было решено создать вокруг зеленый парк. Для этого Петр I нанял голландских мастеров Яна Роозена и Иоганна Фохта.

В лесу, с запада от дворца, они устроили царский зверинец. Парк разбили на террасах, а берега Большого пруда укрепили сваями. Возвышенную часть стали именовать Верхним садом, а ту, что располагалась возле пруда, Нижним.

В парке появились прямые аллеи, беседки и боскеты. Вдоль дорожек стояли скульптуры, которые приобрел царь Петр I. С юга парк ограничивал Рыбный канал, а за ним росли деревья, которые в те времена называли «дикой рощей».

Вид на Екатерининский дворец

В середине XVIII века территорию расширили. На каналах и ручьях создали несколько искусственных водоемов. Во времена правления Елизаветы Петровны Царское Село превратилось в загородную резиденцию, где государыня жила теплые месяцы. Дворец перестроили, и парк расширили до Нижних прудов.

Постепенно территория с юга, запада и востока от Большого пруда превратилась в роскошный пейзажный парк. Сюда пересаживали многолетние деревья из садов Санкт-Петербурга, а также декоративные кустарники и молодые деревья, которые привозили из-за границы. В парке построили новые павильоны, галереи и мосты.

Вид на Верхнюю ванну

Большой урон парковый ансамбль получил в годы фашисткой оккупации. Пока немецкие солдаты хозяйничали в Царском Селе, была уничтожена четверть всех насаждений – около 3000 деревьев. К восстановлению парка приступили еще в годы войны, и летом 1945 года его открыли для посетителей. Сегодня уникальный парк входит в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Музей-заповедник достопримечательности, фото

В «Царское Село» входит дворцово-парковый ансамбль XVIII — XIX веков, состоящий из Екатерининского парка с дворцом и павильонами, Александровского парка с дворцом и павильонами, а также Баболовского парка с дворцом. Все 3 прекрасных парка, роскошные дворцы и многочисленные павильоны, выполненные в самых разных архитектурных стилях, — наполнены невероятным шармом и изыском.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Очень многие туристы, как из России, так и со всего мира, мечтают посмотреть Янтарную комнату в Пушкине в Екатерининском дворце. Янтарная комната, или Янтарный кабинет, — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца.

Почти всё убранство Янтарной комнаты было изготовлено в начале XVIII века в Пруссии. Её король Фридрих Вильгельм I подарил эту прелесть в 1716 году Петру I. Однако лишь в 1746 году предметы мебели были смонтированы в Зимнем дворце, а в 1755 году перенесены в Царское Село.

Убранство Янтарной комнаты в годы Великой Отечественной войны вывезли фашистские оккупанты в Кёнигсберг. Увы, судьба Янтарной комнаты до сих пор неизвестна. C 1979 года в городе на Неве велась работа по воссозданию Янтарной комнаты. К 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году её восстановили в полном объёме. Этот гениальный и героический труд принадлежит отечественным реставраторам.

Достопримечательности

Александровский парк разделен на две обширные зоны — Новый парк и Пейзажный парк.

Новый сад

Это малая часть Александровского парка, созданная в соответствии с французским стилем: прямые аллеи, четкая планировка. Даже на плане сразу бросается в глаза эта часть парка: четыре квадрата по 200 м каждый.

Одной из достопримечательностей Нового сада является «Гора «Парнас» — насыпной холм, который открывает панорамный вид на все окрестности. Подняться на него можно по винтовой лестнице.

Основные достопримечательности Нового Сада созданы в китайском стиле, который был в моде. Среди них — мосты, беседки и Китайский театр, сохранившийся со времен Екатерины II и разрушенный во врем Великой Отечественной войны. А мосты можно увидеть во всем великолепии: Малые китайские мосты и Драконов мост будут видны посетителям при прогулке от дворца вглубь парка.

Малый китайский мост, Наталия Семчина

Пейзажный парк

Пейзажный парк возник вокруг Александровского дворца и был любимым местом для прогулок императорской семьи. Помимо дворца, здесь есть множество достопримечательностей, относящихся именно к царской семье. Например, Детский домик — небольшой павильон на островке, где дети императоров могли почувствовать себя наедине со сверстниками и природой.

Парк знаменит павильонами в различных архитектурных стилях. Так, Белая башня была оформлена в виде рыцарского замка. В ней дети императора занимались физподготовкой.

Одним из самых известных павильонов парка является павильон Арсенал, где Николай I и его преемники хранили коллекционное оружие, полученное в дар от монархов других стран или выигранное в сражениях.

Пейзажный парк включает в себя множество лиственных деревьев, рощи которых обрамляют Крестовый канал и дают возможность побыть наедине с собой.

Татьяна Лискер

Практическая информация

Екатерининский парк с Екатерининским дворцом представляют единый дворцово-парковый ансамбль и находятся в городе Пушкине (ранее Царское Село) Санкт-Петербурга, по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, город Пушкин, улица Садовая, 7.

Координаты Екатерининского парка: 59°42’45.0″N 30°23’53.0″E (59.712500, 30.398056).

В летний сезон (где-то со второй половины апреля и по середину октября) вход в Екатерининский парк платный.

Посещения Екатерининского дворца и павильонов парка не входят в стоимость входа в парк, — оплачиваются отдельно.

В стоимость билетов в залы дворца входит стоимость билета в Екатерининский парк, но без посещения павильонов-музеев парка.

Билеты в парк, некоторые павильоны парка и залы дворца можно приобрести в кассах, или заранее — онлайн на официальном сайте.

По Екатерининскому парку проводят пешеходные экскурсии.

Посетить Царское Село можно с одной из экскурсий

В Пушкине, возле Екатерининского парка и дворца, можно остановиться

В отеле: спа-центр с бассейном, хаммамом, сауной с солью, снежным фонтаном, паровыми банями и тренажерным залом; бесплатный Wi-Fi, круглосуточная стойка регистрации, 2 ресторана, лобби-бар, частная парковка и залы для проведения совещаний и конференций.

Номера оснащены системой климат-контроля, мини-баром, сейфом и собственной ванной комнатой.

В отеле: круглосуточная стойка регистрации, кафе, бесплатные Wi-Fi и парковка.

В числе удобств номеров: кондиционер, телевизор, рабочий стол и бесплатные туалетно-косметические принадлежности.

Пейзажный парк, Царское село

За Большим озером начинается Пейзажный парк. Множество каналов, через которые проложены мостики, тропинки, холмы и деревья делают прогулку незабываемой. Находясь здесь можно легко потерять ощущение реальности и провалиться в настоящую сказку.

Гуляя по Пейзажному парку мы пересекли Рамповую аллею, которая ведет к Камероновой галерее. А по дороге мы увидим Гранитную террасу. Хочется признаться, что все названия и местоположения павильонов и аллей мы подсмотрели в бесплатной карте, которую выдают в кассах вместе с билетом в парк, поэтому вы не останетесь без спасательного ориентира.

С Гранитной террасы, украшенной точными копиями античных статуй, открывается вид на Адмиралтейство.

А если смотреть с террасы по прямой, то мы увидим тот самый Концертный зал на Большом острове, перед ним скульптуру «Нервы, цезаря римского», и еще ближе к нам статуя «Венера с Амуром».

В юго-западной части парка расположены Верхние пруды, которые стали основным элементом ландшафтного решения этой части парка.

В самых недрах островов, опоясанных прудом расположился Павильон Кухня-руина.

Рядом павильон Концертный зал.

Уже совсем на границе с Александровским садом расположилась Скрипучая (Китайская) беседка, задуманная архитектором Растрелли и воплощенная Нееловым.

Отсюда уже можно двигаться в сторону выхода из парка, то есть в сторону Большого Екатерининского дворца. По пути нам встретился еще один павильон Вечерний зал. Одно из самых поздних сооружений Екатерининского парка, построенное уже в XIX веке.

Уже почти рядом с Зубовским флигелем, к которому мы вышли, находится красочная Пергола (Трельяжная беседка), излюбленное место для фотосессий молодоженов.

Перлога является условной границей так называемого Собственного сада. Его нетрудно распознать по мраморному фонтану и скульптуре «Нимфа».

С территории Екатерининского парка мы вышли не через парадный вход, а через Треугольную площадь, мимо Золотых ворот Екатерининского дворца. С этой стороны дворец мы показали в самом начале статьи. Кстати вход на внутреннюю территорию дворца разрешен только в составе экскурсионной группы по пропускам.

Напротив Золотых ворот в Екатерининский дворец находится вход в Александровский сад. Мы же обогнув дворцовые постройки снова оказываемся на Садовой улице, рядом с аркой. Рядом с лицеем находится первая каменная церковь в Пушкине.

Достопримечательности города Пушкин (Царское село)

Рубрика: Пушкин (Царское село)

В бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин под Санкт-Петербургом) находится великолепный и роскошный Екатерининский парк. Он раскинулся на склоне Балтийско-Ладожского уступа и занимает площадь 107 га. Объект культурного наследия Российской Федерации. Своим названием обязан Екатерининскому (или Большому Царскосельскому) дворцу, который находится на его территории. Неторопливо прогуливаясь по его чистым и ухоженным аллеям и вдыхая чистый воздух, обязательно проникаешься неповторимой атмосферой этого исторического места. И мысленно переносишься на три столетия назад, когда парк начали закладывать, а впоследствии – активно обустраивать.

Композиционные части Царского села

Композиционным центром ансамбля является Екатерининский дворец — великолепный образец русского барокко. Убранства Большого зала и Золотой анфилады парадных помещений восхищают своей роскошью.

Среди них — всемирно известная Янтарная комната, которая была возрождена к новой жизни. Переступая порог дворца, можно ощутить дух елизаветинской и екатерининской эпох, а также познакомиться с уникальными произведениями изобразительного и прикладного искусства.

В Царском Селе находится одно из лучших творений архитектуры классицизма — Александровский дворец. Комнаты его жилой половины открыты для посещения. Осматривая их, можно получить представление о художественных пристрастиях последних представителей династии Романовых. Есть возможность увидеть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.

Свыше 50 памятников рассредоточено по территории Екатерининского и Александровского парков, общая площадь которых составляет 300 га. Все они – восхитительные дворцы и интимные павильоны, мосты и мраморные монументы. Есть экзотические сооружения, выполненные в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры, сообщающие уголкам парков романтическую атмосферу.

Отдельный (нижний) парк

Одним из самых излюбленных мест отдыха жителей города Пушкин является Отдельный парк, который еще называют и Нижним или Колонистским. Другие Царскосельские парки слиты территориально, а этот парк находится на отшибе, поэтому и получил такое название.

Украшением парка, несомненно, являются ручьи, которые протекая по территории парка, впадают в реку Славянку. Их называли Гуммаламарскими, т.к. свое начало ручьи брали в финской деревне Гуммаласары. Главной достопримечательностью парка является Колонистский пруд. Нередко в этом парке проводят различные спортивные мероприятия, сдают нормативы школьники и студенты. А зимой здесь устраивают крещенские купания

Новый сад

Регулярная часть Александровского парка примыкает к Большому Екатерининскому дворцу. Она отличается прямоугольной планировкой аллей, бассейнов и цветников, поэтому очень похожа на французские дворцовые парки XVII-XVIII веков.

Павильон «Шапель»

История Нового сада началась в 1740 году, когда на месте царского Зверинца стали разбивать регулярный парк. Всеми работами руководила императрица Елизавета Петровна. Она лично нанимала садовников и стремилась, чтобы они воплощали рядом с ее дворцом самые смелые ландшафтные идеи.

В наши дни одним из входов в Новый сад служит Большой китайский мост. Красивая постройка из розового гранита появилась в 1785 году по проекту архитектора Чарльза Камерона. Изначально ее украшали фигуры четырех китайцев, но, когда известняковые скульптуры обветшали, их заменили на цинковые.

Южнее проложен оригинальный Крестовый мост. Он состоит из четырех гранитных лестниц, которые ведут к изящной китайской беседке. Стены постройки прорезаны стрельчатыми окнами и отделаны разноцветными глазурованными кирпичами.

Павильон Арсенал

Через регулярную часть парка тянется прямая Липовая аллея, которая составляет главную ось Нового парка. Перпендикулярные просеки делят лесной массив на четыре равных партера, и их окружает Крестовый канал. На дальнем конце Липовой аллеи находится Драконов мост, который также построен по проекту талантливого зодчего Ч. Камерона. Старинный мост украшают чугунные фигуры крылатых драконов, восседающих на массивных пьедесталах из гранита.

Самую высокую часть Александровского парка занимает насыпной холм, который называют горой «Парнас». Туристы поднимаются наверх по винтовой дороге. Летом вершину искусственного холма почти целиком загораживают тенистые кроны деревьев.

Центр соседнего паркового квадрата занимают руины Китайского театра. Экзотическое здание в восточном стиле было возведено в 80-е годы XVIII века по проекту Антонио Ринальди. При Екатерине II, Николае I и Николае II здесь давали представления и оперы. Во время артобстрела осенью 1941 года уникальное здание осталось без крыши и выгорело изнутри.

Белая башня

Ближе к Екатерининскому дворцу находится необычная куртина «Грибок». Такое название она получила из-за беседки с крышей, похожей на гриб. Сегодня от старинной постройки не осталось и следа. В центре сохранилась круглая поляна, и от нее отходят восемь прямых аллей.

С юга от куртины раскинулась Китайская деревня. Она появилась во времена правления Екатерины II и сейчас полностью восстановлена. Стилизованные домики с яркими загнутыми крышами превращены в элитные квартиры, где живут иностранные специалисты.

Неподалеку можно увидеть парковую постройку Большой каприз. Это искусственная насыпь из камней с арочными пролетами. На каменной стене возвышается небольшая беседка из розового мрамора в китайском стиле.

Большой каприз

История Екатерининского парка

В начале XVIII века земля, на которой стоит Петербург, принадлежала шведам и её территорию занимала усадьба с названием Сарская мыза. Позже, после завоевания шведских земель местность стали называть на русский манер Сарское село, в затем Царское село.

Петр I отдал землю во владения своему фавориту Александру Меншикову. Позже они отошли Екатерине I. По её приказу на бывшей территории Швеции был построен летний двухэтажный дворец и зверинец, чтобы императорская семья и её гости могли здесь охотиться.

Немного позже, в 1719 году, мастером по садовому искусству Яном Роозеном был предложен план по обустройству территории, соединяющей дворец и отгороженную для охоты часть леса. Главным мастером по садовым работам был выбран Иоганн Фохт. Он усовершенствовал пруд, придав ему форму правильного шестиугольника, построил Рыбный канал. Территорию за каналом решено было оставить нетронутой. 

Основная часть земель вокруг дворца была расположена на склоне холма, поэтому весь парк пришлось разбить на несколько уровней. В итоге было построено 2 части: Верхний и Нижний сад. Парк был полностью благоустроен для прогулок, здесь были расставлены беседки и скульптуры, выложены дорожки, высажены декоративные деревья. В 1723 году Иоганн Кристиан Ферстер построил остров на Большом пруду и возвел на нем увеселительный павильон.

Для решения вопросов водоснабжения в 1749 году был построен Виттоловский канал недалеко от одноименной деревни. На территории Екатерининского парка появились 5 новых прудов. 3 Нижних Каскадных искусственных водоема расположились на юго-востоке, а 2 Малых Каскадных с противоположной стороны. К девяностым годам XVIII века система основной подачи воды была перенесена на Таицкий водопровод, расположенный близ посёлка Тайцы.

В эпоху правления Елизаветы Петровны Екатерининский дворец и прилегающие к нему земли приобрели помпезный и торжественный вид. Парки были расширены, на их территории появились павильоны «Эрмитаж», «Грот», «Зал на острову». Всюду были расставлены статуи и посажены деревья. Саженцы растений привозились из-за границы или заимствовались у Петербургских парков. Деревянный забор сменила каменная ограда с входными воротами, архитектором которых был Бартоломео Растрелли.

Взошедшая на трон во второй половине XVIII века Екатерина II вкладывала в обустройство парка огромные суммы. По её приказу были высажены Липовые аллеи, поставлен Кагульский обелиск, Чесменская колонна, Малая ростральная колонна, а также Башня-руина, напоминающая останки турецкой крепости.

Помимо памятников в честь победы над турецкими войсками, императрица следовала современным веяниям моды. В парке появились Готические ворота, Эрмитажная кухня и адмиралтейство.

В семидесятые годы XVIII века в архитектуре появился китайский стиль. В связи с этим были построены Китайская и Скрипучая беседка. Также в эти годы был возведен Большой каприз — каменная арка, украшающая дорогу между Екатерининским и Александровским парком.

В восьмидесятые годы на территории парка появились постройки в стиле русского классицизма. К ним относятся Верхняя и Нижняя ванны, Кухня-руина, Орловские ворота и Мраморный мост.

С тех пор более полувека в Екатерининском парке не производилось существенных изменений. И только в 1852 году архитектором Ипполитом Антоновичем Монигетти на берегу Большого пруда была возведена Турецкая баня, сделанная по подобию мечети в Адрианаполе. Чуть позже, в 1855 году, появился закрытый «Собственный садик».

В восемнадцатом году XX столетия дворец получил статус музея. А во время Великой Отечественной войны был практически весь разрушен. Пострадали и парки. Деревья были сожжены, скульптуры и строения разрушены. Но, несмотря на тяжелые условия, в 1945 году территория парка была открыта для гостей.

В 1983 году дворцово-парковый комплекс официально стал заповедником, в 1990 году получил название: Государственный музей-заповедник «Царское Село». Сегодня комплекс является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

КИТАЙСКИЙ ТЕАТР

Слева от входа в Александровский парк, в центре одного из квадратов расположен Китайский театр, или Каменная опера, как его называли во времена императрицы Екатерины II. Первоначально на его месте предполагалось устроить «воздушный театр», то есть театр под открытым небом с дерновыми скамьями.

Проект театра разрабатывался архитектором А. Ринальди, а его строительство в 1778-1779 годах велось под руководством И. В. Неелова, который внес в первоначальный замысел значительные изменения. Сооружение имело вполне европейские черты; архитектурные формы и внешний декор театра отличались относительной простотой: белые стены были украшены пилястрами, широким карнизом и узкими наличниками дверей и окон. Карниз, вероятно, уничтоженный при ремонтных работах в XIX веке, имел сложный рисунок и был разноцветным, и лишь высокая кровля с загнутыми «по-китайски» углами и «стрельчатость» окон и дверей выдавала стремление зодчего создать экзотическую постройку.

Внутреннее убранство Китайского театра отличалось пышностью. Центральная ложа, портал сцены, плафон — все было украшено фигурами китайцев, драконами, щитами со знаками зодиака и другими элементами восточного декора. Интерьер оживляли колокольчики, бусы, подвески, выточенные из дерева, пестро раскрашенные, посеребренные и вызолоченные. Украшения лож были сделаны из раскрашенного картона с подложкой из блестящей фольги. В центральной императорской и двух боковых великокняжеских ложах находились подлинные произведения китайского искусства: декоративные лаковые панно, фарфор, мебель. В 1779 году известный художник-декоратор И. Крист расписал занавес оранжевого шелка сценками и пейзажами в «китайском вкусе».

13 июня 1779 года на сцене Китайского театра состоялся первый спектакль. Композитор Д. Паизиелло представил Екатерине II оперу «Дмитрий Артаксеркс». 16 августа была исполнена его же опера «Идол китайский». Спектакли продолжались летом 1780 и 1781 годов. При Екатерине II летние сезоны в Китайском театре были необычайно насыщенными. В XIX веке в театре наступило затишье; лишь изредка двор императора Николая I присутствовал здесь на представлениях приезжих актеров. Так, летом 1830 года состоялось исполнение оперы Д. Россини «Севильский цирюльник» с участием знаменитой немецкой певицы Г. Зонтаг.

Театр снова ожил в конце XIX столетия: в 1892 году здесь впервые поставили пьесу Л. Н. Толстого «Плоды просвещения», а в 1893 году ученики Николаевской гимназии исполнили трагедию Софокла «Царь Эдип». В 1902 году в связи с приездом в Россию президента Франции Э. Лубе в театре был поставлен парадный спектакль, для чего в здании устроили электрическое освещение. В начале 1900-х годов труппа гвардейских офицеров, среди которых был и великий князь Константин Константинович, играла на сцене Китайского театра «Мессинскую невесту» Ф. Шиллера и «Принцессу Грезу» Э. Ростана. Специально для императора Николая II здесь выступал знаменитый театр пародий «Кривое зеркало».

В 1908–1909 годах под руководством придворного архитектора С. А. Данини был произведен капитальный ремонт здания. Сцену XVIII века переоборудовали по последнему слову техники для постановки больших оперных и балетных спектаклей. Усовершенствованная система отопления позволила использовать летний театр в течение всего года. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, деятельность Китайского театра надолго прекратилась; спектакли возобновились лишь летом 1930 года.

Второй парк Екатерины Второй

С приходом к власти Екатерины Великой меняется и Екатерининский парк. Однако императрица не стала уничтожать созданное до нее: рядом со Старым садом она повелела разбить новый — теперь уже по британской моде. Из Англии заказали десятки специальных картин-образцов с видами тамошних пейзажей, а затем садово-парковые мастера И. Буш и Т. Ильин вместе с архитектором Нееловым адаптировали европейский пейзажный парк к условиям русского севера.
Екатерина не жалела ни сил, ни средств на любимое детище: чтобы угодить требовательной императрице, пришлось высадить несколько тысяч деревьев, выкопать новые пруды, возвести десятки разнообразных павильонов и даже изменить рельеф местности — создать искусственные холмы. Именно благодаря великой императрице Екатерининский парк обрел современный облик.

Царское село — отзыв

Есть несколько советов для всех, кто решил посетить Царское село в Санкт-Петербурге. Если ваша поездка совпала с туристическим сезоном, а это май-сентябрь, то будьте готовы к огромному количеству народа. Как уже было сказано выше, Царское село одна из самых посещаемых достопримечательностей северной столицы. Посетители здесь самые разные и не только наши соотечественники, но и много иностранцев, причем делегации из Китая весьма многочисленны. Поэтому если у вас есть желание погулять не Только по Екатерининскому парку, но и посетить сам Екатерининский дворец, вам следует приехать сюда рано утром и захватить с собой бутерброды, потому что стояние в очереди и прогулка по парку могут растянуться на весь день.

Что же касается лично нас, дорога из Санкт-Петербурга совершенно не утомительна. Утомляет только большое количество людей. Но и здесь не все так плохо, большие скопления только у самого Екатерининского дворца (очередь во дворец) и на Камероновой галерее. Остальной парк почти пуст, поэтому по нему будет комфортно гулять даже в самый час пик и в самый сезон. Что же касается входа во дворец, если вы все-таки намереваетесь попасть внутрь, будьте готовы выстоять 2-3 часовую очередь. Но на этом неудобства не закончатся. Из-за большого потока туристов вам не дадут свободно прохаживаться по залам дворца. Экскурсия очень лимитирована по времени, а Янтарную комнату вы посмотрите почти не останавливаясь. Так что если вы все же хотите увидеть легендарную Янтарную комнату, запаситесь терпением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector