Никольский морской собор: режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт
Содержание:
Достопримечательности рядом
Каждый приезжающий сюда первым делом оказывается на Якорной площади. Это огромное пространство перед храмом. Мы были в Кронштадте после Нового года, поэтому главным объектом на площади была новогодняя елка.
Рядом находится мемориал «Вечный огонь».
А чуть далее расположены старинные кирпичные корпуса. Рядом с ними лежат якоря с линкора Гангута и установлено орудие Ивана Тамбасова.
Около Никольского храма разбиты два уютных скверика: Овражий парк (справа) и Сад Морского собора. Через Овражий парк перекинут очень красивый подвесной мост.
Он называется Макаровский мост. Происхождение названия очевидно: рядом с ним на Якорной площади установлен памятник адмиралу С.О. Макарову.
Под снегом трудно разглядеть все его детали. Да и подойти поближе по сугробам непросто. Но некоторые элементы монумента удалось «откопать».
А слева от храма, в саду Морского собора установлен памятник адмиралу Ушакову.
Оба этих великих флотоводца какое-то время проживали в Кронштадте.
Рядом есть множество других достопримечательностей. Они указаны на подробной карте Кронштадта, а также есть ниже в статье на Яндекс.Картах.
Вход в собор и время для его посещения
Сюда вы можете войти совершенно бесплатно и практически ежедневно с 6.45 до 20.00
Я только привлеку ваше внимание к тому, что верхний храм можно посетить лишь во время вечерней службы в субботу и перед церковными праздниками (с 18.00), а также с 10.00 (с момента утренней литургии) по воскресеньям и праздничным дням
А подняться сюда, на мой взгляд, вам очень даже стоит! Ведь именно здесь находятся мемориальные доски, посвященные экипажам российских судов, в том числе подлодок «Курск» и «Комсомолец».
Не забывайте, пожалуйста, о правилах поведения в храме и постарайтесь иметь соответствующий внешний вид
Для соблюдения этих правил обращаю ваше внимание на подсказку, находящуюся здесь
История церкви
Один из самых красивых соборов и храмов Санкт-Петербурга тесно связан с историей морского флота России. Еще при Петре I между Мойкой и Фонтанкой образовалась Морская слобода, где поселились те, кто трудился над созданием мощного российского флота. Одноэтажные казармы занимали моряки, служившие на военных кораблях. На память об этом сохранились старые названия – Канонерская улица и Канонерский переулок.
Для духовного окормления моряков в 1714 году «в светлицах» полкового двора сделали часовню, куда приходили священники из Александро-Невской лавры. В 1733 году для моряков устроили новую полотняную церковь в большой рубленой избе.
Через 10 лет на плацу Морского полкового двора, рядом в будущим Крюковым каналом, поставили деревянный храм и разбили возле него небольшое кладбище. К большому приходу было приписано почти 3,5 тысяч моряков, не считая их родителей, жен и детей.
В 1752 году князь Михаил Голицын попросил российскую императрицу Елизавету Петровну поставить в городе новую каменную церковь и освятить ее в честь небесного покровителя моряков и странников – Святителя Николая. Для строительства предполагалось использовать средства Морского ведомства, «мостовые» деньги и частные взносы.
Проект здания поручили Савве Ивановичу Чевакинскому. Талантливый зодчий был учеником самого Франческо Бартоломео Растрелли и служил штатным архитектором в Адмиралтейств-коллегии. Как образец он использовал красивый собор в Астрахани, который в свое время очень понравился Петру I.
В первой половине XVIII века в Санкт-Петербурге возводили одноглавые храмы со шпилем, подобные Петропавловскому собору. Идея Чевакинского построить пятиглавый собор вызвала удивление. Новый Никольский храм ознаменовал возвращение православной архитектуры к традициям допетровского зодчества.
В первоначальном проекте Чевакинского собор был небольшим. Но сильные наводнения на Неве внесли коррективы. Чтобы пол не заливала речная вода, постройку решено было поднять над землей и значительно увеличить в размерах. Закладка нового храма прошла летом 1753 года. Первый камень в основание собора заложил архиепископ Сильвестр.
Всю церковную утварь для богослужений купили на средства Адмиралтейств-коллегии. Изящное медное паникадило привезли из Нюрнберга. Иконы для собора написали известные изографы Мина и Федот Колокольниковы, а резной иконостас сделал искусный мастер Игнатий Канаев. Металлические конструкции для глав изготовили в Туле на заводе П. А. Демидова, колокола отлили на московском заводе Мозжухина.
Нижний храм был освящен в 1760 году, а верхний – в 1762 году. Присутствовавшая на торжественном событии императрица Екатерина II повелела именовать храм «Морским собором».
Так была определена его особая роль в жизни русских моряков. Год за годом здесь праздновали долгожданные военные победы, служили благодарственные молебны и панихиды по погибшим. Кроме того, Екатерина II подарила собору 10 икон в дорогих золоченых ризах.
Шли годы, но первоначальный вид церкви почти не менялся. В XIX столетии и начале прошлого века при храме существовали женская богадельня, школа, приют и благотворительное общество. В 1901 году на втором этаже собора соорудили печи, поэтому помещения стали теплыми.
Октябрьская революция и последовавшие за ней события напрямую сказались на положении старинного собора. В 1918 году храм получил статус приходского. Через несколько лет из здания изъяли все церковные ценности — серебряные и позолоченные сосуды, ризы и кресты весом 328 кг. Часть храмовых реликвий удалось выкупить прихожанам, но взамен они внесли в казну равное по весу количество серебра.
В 1933 году в Ленинграде приняли решение прекратить колокольные звоны. Через год с колокольни Никольского собора сняли все 13 колоколов общим весом более 20 тонн и отправили их на переплавку. На долгие годы собор остался «безголосым».
Вид на соборную колокольню
При советской власти храм не закрывался. В годы войны прихожане собрали много пожертвований в фонд обороны города. Общая сумма взносов превысила 4,7 млн рублей. Чтобы здание меньше страдало во время вражеских налетов, его маскировали сеткой, а купола и кровлю окрашивали в защитный цвет. До 1999 года собор выполнял роль кафедрального храма города.
Описание Никольского Морского собора в Кронштадте
Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.
Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.
На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.
Алёнка Ёлка
Никольский Морской собор внутри
Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.
Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.
Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.
Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.
На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.
В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011–2012 годах.
Интерьер Морского Никольского собора Кронштадта на 3D-панораме
Константин
Исторические сведения о храме
В 1728-1731 гг. по указу Петра Первого для моряков была выстроена первая деревянная церковь Богоявления, которая простояла свыше века и в последствии была разобрана из-за сильной обветшалости. После чего эту молельню заменили на другую и также деревянную.
Вице-адмирал Казнаков Н.И. – командир местного порта и военный губернатор в 1896 г. обратился с прошением к Николаю II о строительстве святилища в память о погибших на службе моряках, тех кто своей деятельностью прославил российский флот. На возведение молельни начался сбор средств. Сам инициатор строительства храма, планировал сооружение величественного святилища, которое бы соответствовало значимости города, являющимся колыбелью флота России.
По проведению нескольких конкурсов был избран подходящий проект, созданный Василием Косяковым – гражданский инженер, чья работа получила утверждение от его Высочества.
Для проведения строительных работ была выбрана площадь, где находился склад под хранение старых корабельных якорей. Молельню решили разместить таким образом, чтобы неподалеку от нее оставалось еще место для устройства парка и проведения парадов. Нововозведенный храм должен был стал своего рода ориентиром видимый для всех судов, что возвращаются к родным берегам за несколько километров от города.
Обязательно к прочтению: Кафедральный Свято-Екатерининский собор
Святилище возводилось на протяжении 10 лет (в период с 1903-1913 гг.) на средства, выделенные Морским ведомством, а также на народные деньги. Над его оформлением по тем временам были приглашены лучшие мастера своего дела. Была освящена богомольня в 1913 г. в июне месяце в честь Св. Николая, который являлся заступником всех мореплавателей и путешественников. Однако спустя 15 лет в 1929 г. храм подвергся разорения, а в последствии был закрыт и свыше 70-ти лет его помещения использовались для различных целей.
Полезные статьи:
ПРЕПОДОБНЫЙ СТИЛИАН — ПОКРОВИТЕЛЬ И ЦЕЛИТЕЛЬ ДЕТЕЙ
Вы когда-нибудь встречали такую интересную икону, на которой изображен святой монах, держащий на руках младенца? Да, икона эта очень редка, и святого такого мало кто знает … но это у нас, в России. А в Греции и на православном Кипре этого святого все знают и очень почитают!!! П�… Читайте далее
ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО
В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью в такт играющее песне и привычно придерживая карман, �… Читайте далее
Просто крещеный
Просто крещеный — это когда в твоей машине висят иконы, но ты куришь в этом же автомобиле и произносишь мат (молитву дьяволу) и хулу на Господа!Просто крещеный — это когда ты посещаешь Храм Божий только на Пасху и Рождество.Просто крещеный — это когда суть Пасхи заключа�… Читайте далее
Молись святому Николаю Чудотворцу и святому Спиридону Тримифунтскому. Ведь они скорые помощники и молитвенники наши.
Молись святому Николаю Чудотворцу и святому Спиридону Тримифунтскому.
Ведь они скорые помощники и молитвенники наши. Им дана особенная благодать помогать находящимся в бедах, даже в безвыходных положениях. Помогут они и тебе. Конечно, со своей стороны ты делай что нужно.
… Читайте далее
Только в 2013 г. самый крупный и главный российский собор вновь открыл свои двери для прихожан.
Архитектура
Если смотреть на церковь с высоты, то можно понять, что она выполнена в виде креста с четырьмя равными концами.
Благодаря стилю елизаветинского барокко, мы наблюдаем множество лепных скульптур. В их число входят цветочки, листочки — маленькие изваяния, скульптуры, выполняющие декоративную функцию, и колонны, пришедшие из античности.
Собор, по давнему русскому обычаю, имеет пять глав. Все главы сделаны из золота, чтобы во время ясного солнечного дня сверкать позолотой, привлекая христиан внутрь.
Группы трех античных колонн располагаются по выступающим углам церкви.
Радостный, эстетичный вид собора создает его цветовая гамма, прекрасно сочетающаяся с куполами. Золото смотрится богато и красиво на фоне голубых стен религиозного сооружения. На стенах церкви тоже присутствует позолота, в виде кованых решеток, выполненных из золотого материала. Ими украшены балконы, находящиеся на фасадах.
Рядом с собором имеется колокольня, которая выполнена из четырех ярусов. Нижние ярусы представляют собой прекрасные римские колонны, а верхний держит купол. Шпиль, которым увенчан купол, тонкий, что придает колокольне мягкий, утонченный вид.
История
Первая деревянная церковь для моряков была построена по приказу Петра Первого в 1728–1731 годах. Это был храм Богоявления, простоявший более 100 лет и разобранный из-за ветхости. Затем его заменила другая, также деревянная церковь.
В 1896 году командир Кронштадтского порта и военный губернатор вице-адмирал Н. И. Казнаков обратился с прошением к Николаю II с предложением построить храм в память о моряках, погибших на службе и всех, кто своей деятельностью прославил флот. Начался сбор средств на возведение постройки. Николай Казнаков, инициатор строительства, планировал возведение величественного сооружения, соответствующего значению города Кронштадта — колыбели Российского флота.
Морской собор в Кронштадте — росписи и мозаики в сводах
После проведения нескольких конкурсов был выбран эскиз, выполненный гражданским инженером Василием Косяковым, работа которого была одобрена его Высочеством.
Местом строительства была определена площадь, занятая складом с якорями от старых кораблей. Храм решили разместить таким образом, чтобы рядом с ним оставалось место для проведения парадов и устройства парка. Ориентиром для всех судов, возвращающихся к родным берегам, должен был стать купол храма, видный за несколько километров от города.
Вид на купол Морского собора с Финского залива
133153
Морской собор в Кронштадте возводился с 1903 по 1913 годы на народные деньги и средства Морского ведомства. Над оформлением постройки работали лучшие мастера того времени. Храм был освящен в июне 1913 года в честь Святого Николая, покровителя всех путешественников и мореплавателей.
Никольский собор в Кронштадте был закрыт в 1929 году, с него сняли кресты и колокола, а над главным входом вместо образа Спасителя, повесили портрет Максима Горького. В помещении расположился кинотеатр, который в народе стали называть «Максимкой».
Во время Великой Отечественной войны в подвале здания хранились «звездные» часы с сложнейшим механизмом, доставленные из Пулковской Астрономической обсерватории. На вершине купола был устроен наблюдательный пункт.
После войны в храме разместился клуб, причем сцена была устроена на месте алтаря. Восстановление здания началось в 2002 году и 28 июня 2013 года (к 100-летию его освящения) храм вновь открыл свои двери для прихожан.
История церкви
Один из самых красивых соборов и храмов Санкт-Петербурга тесно связан с историей морского флота России. Еще при Петре I между Мойкой и Фонтанкой образовалась Морская слобода, где поселились те, кто трудился над созданием мощного российского флота. Одноэтажные казармы занимали моряки, служившие на военных кораблях. На память об этом сохранились старые названия – Канонерская улица и Канонерский переулок.
Для духовного окормления моряков в 1714 году «в светлицах» полкового двора сделали часовню, куда приходили священники из Александро-Невской лавры. В 1733 году для моряков устроили новую полотняную церковь в большой рубленой избе.
Через 10 лет на плацу Морского полкового двора, рядом в будущим Крюковым каналом, поставили деревянный храм и разбили возле него небольшое кладбище. К большому приходу было приписано почти 3,5 тысяч моряков, не считая их родителей, жен и детей.
В 1752 году князь Михаил Голицын попросил российскую императрицу Елизавету Петровну поставить в городе новую каменную церковь и освятить ее в честь небесного покровителя моряков и странников – Святителя Николая. Для строительства предполагалось использовать средства Морского ведомства, «мостовые» деньги и частные взносы.
Проект здания поручили Савве Ивановичу Чевакинскому. Талантливый зодчий был учеником самого Франческо Бартоломео Растрелли и служил штатным архитектором в Адмиралтейств-коллегии. Как образец он использовал красивый собор в Астрахани, который в свое время очень понравился Петру I.
В первой половине XVIII века в Санкт-Петербурге возводили одноглавые храмы со шпилем, подобные Петропавловскому собору. Идея Чевакинского построить пятиглавый собор вызвала удивление. Новый Никольский храм ознаменовал возвращение православной архитектуры к традициям допетровского зодчества.
В первоначальном проекте Чевакинского собор был небольшим. Но сильные наводнения на Неве внесли коррективы. Чтобы пол не заливала речная вода, постройку решено было поднять над землей и значительно увеличить в размерах. Закладка нового храма прошла летом 1753 года. Первый камень в основание собора заложил архиепископ Сильвестр.
Всю церковную утварь для богослужений купили на средства Адмиралтейств-коллегии. Изящное медное паникадило привезли из Нюрнберга. Иконы для собора написали известные изографы Мина и Федот Колокольниковы, а резной иконостас сделал искусный мастер Игнатий Канаев. Металлические конструкции для глав изготовили в Туле на заводе П. А. Демидова, колокола отлили на московском заводе Мозжухина.
Нижний храм был освящен в 1760 году, а верхний – в 1762 году. Присутствовавшая на торжественном событии императрица Екатерина II повелела именовать храм «Морским собором». Так была определена его особая роль в жизни русских моряков. Год за годом здесь праздновали долгожданные военные победы, служили благодарственные молебны и панихиды по погибшим. Кроме того, Екатерина II подарила собору 10 икон в дорогих золоченых ризах.
Шли годы, но первоначальный вид церкви почти не менялся. В XIX столетии и начале прошлого века при храме существовали женская богадельня, школа, приют и благотворительное общество. В 1901 году на втором этаже собора соорудили печи, поэтому помещения стали теплыми.
Октябрьская революция и последовавшие за ней события напрямую сказались на положении старинного собора. В 1918 году храм получил статус приходского. Через несколько лет из здания изъяли все церковные ценности — серебряные и позолоченные сосуды, ризы и кресты весом 328 кг. Часть храмовых реликвий удалось выкупить прихожанам, но взамен они внесли в казну равное по весу количество серебра.
В 1933 году в Ленинграде приняли решение прекратить колокольные звоны. Через год с колокольни Никольского собора сняли все 13 колоколов общим весом более 20 тонн и отправили их на переплавку. На долгие годы собор остался «безголосым».
Вид на соборную колокольню
При советской власти храм не закрывался. В годы войны прихожане собрали много пожертвований в фонд обороны города. Общая сумма взносов превысила 4,7 млн рублей. Чтобы здание меньше страдало во время вражеских налетов, его маскировали сеткой, а купола и кровлю окрашивали в защитный цвет. До 1999 года собор выполнял роль кафедрального храма города.
История строительства храма
В СЗАО столицы насчитывается около 25 действующих православных церквей (20 еще строятся). Однако Никольский храм на Лодочной вошел в строительную программу, задачей которой является обеспечение жителей города церквями и соборами, расположенными недалеко от дома.
Храм Николая Чудотворца в Тушино
Храм располагается на северо-западе столицы, на берегу Химкинского водохранилища. В 2013 г. началось проектирование Никольского храма, а зимой 2014 г. патриарх Кирилл дал благословение на его строительство.
Разработка проекта осуществлялась в лучших традициях древнерусского зодчества и курировалась Федеральным агентством морского и речного транспорта. Архитектором здания был назначен профессор МААМ и МАРХИ Д. В. Прокофьев, а проектировщиком общество с ограниченной ответственностью «СЕНАБ ПРОЕКТ».
Место для строительства было выбрано на ул. Лодочной. Освящение и закладка первого камня будущего здания произошли в конце марта 2021 г. Работы по возведению начались уже в конце осени этого же года.
Строительство велось в ускоренном темпе:
- к сентябрю 2021 г. были закончены работы по возведению монолитных каркасов здания храма и приходского дома;
- кирпичная кладка стен и сводов завершилась в марте 2021 г., а в апреле на Светлой седмице состоялось освящение колоколов и крестов для строящегося храма;
- строительство приходского дома и здание храма было завершено в июле 2021 г., а в августе-октябре закончены тепловой контур, работы по тепло-, водо- и электроснабжению.
В период строительства богослужения проходили в помещении временного храма-часовни в честь Иоанна Богослова. Шатровый храм был выполнен из бревен в традиционном северорусском стиле. С 2014 г. в нем проводились молебны для первых прихожан строящегося собора.
Богослужения проходили во временном деревянном храме до 06.11.2018 г. Вечером 6 ноября произошел умышленный поджог. Пожарная служба приехала быстро, однако деревянному зданию был нанесен непоправимый ущерб: полностью сгорели крыша, полы и алтарь, сильно пострадали окна и молельный зал.
Поэтому уцелевшие части строения разобрали, а неповрежденным пожаром бревнам и кресту нашли применение при строительстве другого культового здания. В связи с тем, что временный храм не подлежал восстановлению, праздничные и воскресные богослужения стали проходить в новом строящемся каменном здании.
Это было крайне неудобно, так как на некоторое время останавливались все строительные работы, а прихожанам необходимо было перед каждой службой убирать храм от строительного мусора, устанавливать иконостас, размещать иконы, благоустраивать алтарь. После службы приходилось все вновь аккуратно складывать и уносить до следующего богослужения.
В 2021 г. в еще не завершенном храме отслужили в Пасхальную ночь первую Божественную литургию.
Отделка храма была выполнена к концу апреля 2021 г. К этому времени в иконостас установили иконы, подготовили церковную мебель, светильники (хоросы, подсвечники, бра). Уникальность всех этих предметов состоит в том, что все они имеют символику, характерную для морской профессии: штурвалы, компасы, якоря, а крест в лодке – это основной символ, украшающий Николаевский храм на Лодочной.
Накануне профессионального праздника (5.07.2019 г.) управляющий Северо-Западного викариатства столицы епископ Фома Бронницкий совершил чин малого освящения Свято-Никольского храма в Тушине.
На освящении присутствовало много гостей, среди которых находилась глава одного из благотворительных фондов О. Н. Куликовская-Романова, вдова Т. Н. Куликовского-Романова (племянника Николая II). Она принесла в дар Свято-Никольскому собору аналойную икону из своей личной коллекции.
В этом же году храм был передан в ведение прихода.
Церковный хор
Одной из важных составляющих любого церковного учреждения является хор.
Он выполняет важную функцию, читает молитвы во время ведения батюшкой богослужения. В больших храмах столицы мастерство людей, выступающих в хоре, должно быть высоким.
Чтобы стать участником хора необходимо иметь отличный музыкальный слух и уметь читать молитвы с выражением, понимая каждую строчку. Если сам человек, совершающий песнопения, не понимает того, что он читает, то он не сможет донести эту мысль до прихожан. (см. как избавиться от зависти?)
Хор Николаевского собора — один из лучших во всей столице русской культуры.
Наиболее известным он стал в 1970х годах прошлого века, это время считается пиком профессионального мастерства хора.
Но на протяжении 40 с лишним лет певцы церковного хора не утратили своего таланта.
Исполняет хор не только молитвы, но и произведения композиторов, Веделя, Чайковского и т.д.В деятельность хора входит участие в божественных литургиях при Патриархе Всея Руси, а также концерты, духовно просвещающие жителей города.
Они выступают в разных частях столицы и выезжают в разные области страны.
Архитектура
Фасад, выходящий на Якорную площадь
Один из порталов
Иконостас. Современный вид
Интерьер. Современный вид
Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается от прототипа.
Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.
Фасад собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова:
- Западный центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами.
- Над боковыми порталами главного входа, находятся иконы святых, которым посвящены приделы: слева — святых апостолов Петра и Павла;
- справа — святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского.
Над северным порталом — образ Божией матери;
Над южным порталом — святителя Митрофания.
Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мардану.
В восточной части находятся ещё два входа, предназначавшиеся для духовенства, с богато декорированными бронзовым орнаментом дверями.
Над главным внутренним пространством господствует центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами.
Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески.
Остальные части храма были окрашены ровным колером. Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами. Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора, где на черных досках предполагалось высекать имена погибших чинов флота.
Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова по проекту В.А. и Г.А. Косяковых был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Иконостас был уничтожен в 1929 году и был полностью воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам.
Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.
В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упраздненных судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека.
Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.
Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале ХХ века. Два других окна первого яруса: «Распятие с предстоящими» с северной стороны и «Чудесный улов» с южной — созданы заново в соответствии с духом эпохи и стилистикой церковной настенной живописи начала ХХ века.
Воссозданием этих огромных стеклянных полотен в 2011—2012 годах занималась петербургская мастерская Алексея Яковлева.
Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте создана Петром I.
Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни
Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:
В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.
В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.
Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта
В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».
К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.
Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.
Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.
Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.
Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.
Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)
24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.
Морской собор, южный фасад
В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.
Мозаичное панно «Триумф Российского флота» около Морского Никольского собора
Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.
Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург