Картины андрея рублева. искусство иконописи
Содержание:
- Биография Андрея Рублева: живописец, Иванов сын
- Ангел Златые Власа. XII век. Русский музей.
- Первый раз в летописи имя Андрея Рублёва появилось в 1405 году.
- Биография Андрея Рублёва
- Как правильно молиться образу, где разместить икону в доме
- Творчество
- Первые изображения
- Росписи собора Святой Троицы
- Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
- Икона преподобного Андрея Рублева
- Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней
- Какие события изображены
- Как выглядит икона
- Росписи собора Святой Троицы
Биография Андрея Рублева: живописец, Иванов сын
Об этом человеке, кроме его нетленного творчества, известно действительно мало. Лучшие годы его жизни напрямую связаны с двумя монастырями: Спасо-Андрониковым, а также Троице-Сергиевым в Москве. Впервые в летописных источниках имя Андрея Рублева, знатного художника и иконописца, упоминается в 1405 году. Именно тогда, вкупе с прославленным Феофаном Греком занимался росписью Благовещенского собора, находящегося в Московском Кремле. Сам этот факт уже является явным подтверждением его мастерства и таланта. Так кто же такой Андрей Рублев на самом деле, и каком его жизненный путь в историческом срезе? Давайте разберемся вместе.
Важно
Согласно сведениям, почерпнутым из Новгородских и Владимирских летописей, уже в 1408 году, иконописец Андрей Рублев был привлечен для росписи Успенского собора в городе Владимире. Вместе с ним работал также Даниил Черный, с которым спустя двенадцать-пятнадцать лет потрудился еще и в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.
Все творчество этого художника буквально пропитано московской традиционной школой живописи
Однако, судя по работам Андрея Рублева, был прекрасно знаком с традицией южнославянской, а также византийской живописи, что немало важно для понимания личности этого человека. Иконы и другие работы живописца уже в древности оценивались очень высоко
При этом они считались настоящим образцом для подражания. По умолчанию, они не могли продаваться, но их можно было выменять. Как мы уже говорили, средняя стоимость животворной иконы могла достигать целой деревни, вместе с людьми.
Сведения о детских годах иконописца
Большинство историков склоняются к мысли, что родился Андрей, Иванов сын Рублев, родился либо в Великом Новгороде, либо в Москве. Допускается также гипотеза, что отец его был обычным и ничем не примечательным ремесленником в Московском княжестве, из-за отсылки к фамилии. Рубель — именно так назывался инструмент кожевенника в те времена. Это может указывать на профессию и сословие родителей художника. Предположительно, он появился на свет в 1335-1365 годах, более точных сведений отыскать не удалось.
В летописи семнадцатого века, под названием «Сказания о святых иконописцах», упоминается, что художник Рублев проживал в Троицком монастыре, когда настоятелем был Никон Радонежский, то есть это было уже после того, как Сергий Радонежский преставился. По одной из теорий он принял монашеский постриг именно здесь, или же в Спасо-Андрониковой обители. Мирского имени, которое Андрей носил до пострига, скорее всего, мы уже никогда не узнаем.
Внешний вид и смерть великого живописца древности
Лицо художника за всю его жизнь никогда так и не было запечатлено ни единого раза. Правда, есть некоторые указания на то, что среди ликов и икон самого Андрея Рублева, что выписаны в Благовещенском соборе в Кремле, именно он изображен в образе знаменитого Иуды Искариота. Кроме того, при раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре, которые проводились не так давно в 2006 году, было обнаружено захоронение, предположительно четырнадцатого или пятнадцатого века. Главный специалист Московского бюро судмедэкспертизы Сергей Никитин утверждал, что в могиле были найдены останки именно Андрея Рублева. Последующие семь лет велись работы по воссозданию внешнего облика иконописца. Результаты этого исследования пока так и не оглашены.
С датой смерти тоже совершенно ничего не понятно. Длительное время считалось, что умер в январе 1430 года, но впоследствии оказалось, что она не точна. В 1947 году, во время восстановления страны от последствий Великой Отечественной войны, якобы было найдено белокаменное надгробие с точной датой. Однако убедиться не получится, потому что по странной случайности, плита была разбита на щебень и использована в строительстве новых домов. Кроме того, историки утверждают, что подобные надгробные плиты стали использоваться не менее, чем через пять десятилетий после вышеозначенных событий, да и то далеко не в массовом порядке. Так что скорее всего, это можно считать слухами, но никак не истиной. Пока же принято считать, что инок Андрей Рублев умер 17 октября 1728 года.
Ангел Златые Власа. XII век. Русский музей.
Неизвестный мастер. Ангел Златые Власа (Архангел Гавриил или Михаил). Вторая половина XII века (происхождение: Великий Новгород). Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru. «Ангел Златые Власа» был когда-то частью деисусного чина. Это группа из нескольких икон. Посередине размещался Христос Вседержитель. А слева и справа — иконы с Богородицей, Иоанном Крестителем и другими ангелами и святыми. Они как бы просят Сына Божьего отпустить человеку его грехи.
Вот среди таких заступников и находился наш «Ангел».
С помощью техники ассист его голова покрыта тонкими полосками сусального золота. Отсюда и название иконы — «Ангел Златые Власа».
К сожалению, икона дошла до нас в изменённом виде. Ведь поверхность всегда покрывали лаком, который лет через 100 сильно темнел.
И художники уже новой эпохи поновляли икону. Нет, не реставрировали, а писали поверх темного слоя тот же образ. Но часто добавляли особенности уже нового времени.
Поэтому золотой фон «Ангела Златые Власа» в XVII веке был изменён на зеленый. Были также изменены цвет и контур одеяния Ангела.
Но все же сам образ остался почти прежним.
Русский мастер взял за основу канонический византийский образ Ангела.
Слева: Миниатюра с изображением Архангела Михаила. Конец XI века. Национальная библиотека в Париже. Рускатолик.рф.
Казалось бы, образы очень похожи. Но все же мы видим некоторые особенности в русской иконе.
Мастер укрупняет и удлиняет глаза, опуская их внешние уголки вниз. При этом верхнюю часть зрачков прячет под веками. В результате получились грустные и добрые глаза.
Деталь иконы «Ангел Златые Власа». XII век. Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.
А в уголки губ добавляет тени, которые создают иллюзию легкой улыбки.
И вот такое сочетание грустных глаз и улыбки создаёт невероятное ощущение лёгкой, радостной грусти. Это глаза любящего, сочувствующего и просящего за Вас существа.
Русский мастер не просто повторяет образ. Он делает все, чтобы показать внеземную природу Ангела. Его безграничную любовь и готовность вечно просить за нас.
Первый раз в летописи имя Андрея Рублёва появилось в 1405 году.
Первый раз в летописи имя Андрея Рублёва появляется в 1405 году. Запись говорит о том, что он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем.
При этом Андрей в тексте летописи назван чернецом. Исследователи утверждают, что в это время иконописцем была написана одна из лучших его икон — «Преображение».
Апостол Иоанн Богослов со своим учеником Прохором. Андрей Рублёв (?), Евангелие Хитрово, 1392-е
К этому же времени относится его работа над таким памятником русского книжного искусства как «Евангелие Хитрово». Ученые утверждают, что буквицы и миниатюры евангелия принадлежат перу преподобного.
Считается, что заказчиком шедевра мог быть или великий князь, или сам митрополит.
Заказчиком «Евангелия Хитрово» мог быть сам Московский митрополит.
Второй раз летопись говорит о Рублёве в 1408 году. Тогда святого отправили на роспись Успенского собора во Владимире. Роспись Андрей делал вместе с мастером Даниилом Черным.
Иконописцы по велению Великого князя Васили Дмитриевича выполняли работы по замене утраченных частей фресок собора.
Андрей Рублёв занимался восстановлением фрагмента грандиозной фрески «Страшный суд», которая занимала западную стену храма.
Биография Андрея Рублёва
Биография Андрея Рублева содержит мало достоверных фактов. Точная дата рождения Рублева не известна, а местом рождения историки называют Московское княжество либо Новгород. Вырастал Андрей в семье иконописцев. Позже постригся в монахи, тогда и принял имя Андрей.
Вместе с другими мастерами Рублев расписал Благовещенский собор, что стало подтверждением его искусному умению на тот момент. Также за свою биографию Рублев расписывал Троицкий собор, Успенский собор города Владимира.
Но наиболее широка слава Рублёва была как иконописца. Он создал множество икон, хотя иконопись не была традиционной, в ней он совмещал духовную красоту и силу человека.
Не все иконы и фрески сохранились до наших дней.
Последней работой, если рассматривать краткую биографию Андрея Рублёва, стала роспись в Спасском соборе. Скончался великий мастер в октябре 1428 года.
Как правильно молиться образу, где разместить икону в доме
По православным традициям следует вешать иконы по восточной стороне жилища, но если места там недостаточно, можно разместить домашний алтарь и на любой другой стене. Лучше, если рядом не будет бытовой техники, мирских книг и картин.
В домашнем иконостасе «Троицу» обычно размещают над центральным образом Спасителя. При желании можно приобрести иконку для автомобиля или личного пользования. А можно купить браслет или кулон с изображением Животворящей.
Тексты молитв
Существует множество канонических молитв Святой Троице, как просящих, так и благодарственных. Учить их наизусть не обязательно (хоть и желательно), можно внимательно и почтительно читать текст с листа или брошюры.
Конечно, Бог слышит и искренние молитвы, произнесенные своими словами, однако ими лучше не заменять, а дополнять канонические тексты.
Молитва об исполнении желаний
Следует помнить, что икона Троицы – это не картина и не оберег. Это священная реликвия, предназначенная для общения с Богом. Ее точно не стоит вешать на стену просто для красоты, да и чудеса святой образ будет являть только тогда, когда молящийся глубоко и беззаветно верует в Бога!
16.09.21
Творчество
В работах Андрея Рублёва сочетаются иконописные традиции, характерные для византийской и московской живописной школы XIV в. Его творения отличают следующие характерные черты:
- плавные линии в изображении фигур и одежд;
- тонкая прорисовка ликов и одеяний;
- преобладание в цветовой гамме работ насыщенных светлых и нежных оттенков;
- чёткие параболические линии в построении композиции.
Все эти черты просматриваются и в монументальных, и в иконописных работах, и в книжных миниатюрах.
Иконопись
Авторство средневековых икон определить практически невозможно, так как они не подписывались создателями.
Преподобный живописец написал множество святых образов, малая часть из которых сохранилась до современности. К ним относятся:
«Святая Троица» — единственная икона преподобного Андрея, авторство которой не вызывает сомнений исследователей. В основе её сюжета лежит библейское сказание о явлении праведному Аврааму Господа в виде трёх ангелов. Они сидят вокруг стола, в центре которого стоит голова жертвенного тельца. На заднем плане изображены дом, в котором жил праведный муж, а также дуб, в тени которого он принимал гостей и гора, куда привёл для жертвы своего сына Исаака.
«Святая Троица» — знаменитая икона Андрея Рублева
Считается, что центральный ангел — символ Иисуса Христа, готового покорно выполнить волю Отца. Левая фигура представляет Бога-отца, который благословляет чашу, обозначающую предстоящие мучения Христа. Третий ангел, символизирующий Святого Духа, утешает Сына. Лица ангелов наполнены светлой грустью и покоем, который присутствует и в их позах. Икона была написана в 10-20 гг. XV в. для Троицкого храма Сергиевой лавры. В настоящее время она является одним из главных экспонатов Третьяковской галереи.
«Звенигородский чин» — три иконы, написанные для деисусного чина иконостаса. Они изображают Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Икона «Спас» — одно из наиболее известных произведений, приписываемых руке преподобного Андрея — сохранилась не полностью. Чётко видны лишь часть лика и небольшой участок одеяний. Иконописец, придерживаясь традиционных иконописных канонов в общем изображении, придал спокойному лицу Иисуса Христа выражение не только мудрости и милосердия, но и оттенок усталости.
Перед этим ликом верующий человек должен был не просто каяться в своих деяниях, а задуматься о своей жизни и постараться услышать слова Господа, идущие из души. Лики, написанные в конце XIV в., хранятся в зале Рублёва в Третьяковской галерее.
Образ Божией Матери Владимирской, созданный для храма Успения владимирского кремля, написан в начале XV в. Изображение представляет собой список распространённого иконографического сюжета «Умиление». Богородица прижимает к себе младенца Христа, который с любовью смотрит ей в глаза и обнимает за шею. Икона наполнена чувством покоя и умиротворенности, бесконечной любви Богородицы ко всему человечеству в лице Сына Господа. Она находится во владимирском музее-заповеднике.
Монументальная живопись
Все письменные упоминания об Андрее Рублёве связаны с его монументальными работами-росписями храмов, расположенных в различных городах центральных русских княжеств. К ним относятся:
- Росписи в московском Благовещенском соборе инок Андрей создавал в 1405 г. совместно с признанными мастерами Феофаном Греком и Прохором с Городца. До современности первая монументальная работа великого мастера не сохранилась, так как культовая постройка была полностью перестроена в конце XV в.
- Росписи владимирского Успенского храма иконописец создавал вместе с Даниилом Чёрным в 1408 г. До настоящего времени сохранились фрагменты изображений. Руке святого Андрея принадлежат фрески, расположенные в северной и южной части центрального объёма собора. Среди них выделяются изображения Страшного суда, ангела со свитком и апостолов-евангелистов.
Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира
- В 1425-27 гг. те же иконописцы работали в Троице-Сергиевой лавре над росписями соборного храма, которые были заменены на новые вследствие ветхости в середине XVII в. Возможно, в это же время создавалась сохранившаяся икона «Святой Троицы».
- Последней монументальной работой преподобного инока стали росписи Спасского собора московского Андроникова монастыря. Исследователи считают, что расположенные в откосах окон современного здания орнаменты, относятся к изображениям, созданным Андреем Рублёвым.
Первые изображения
Есть церковное предание о появлении самой первой иконы. Одному восточному царю очень хотелось иметь изображение Христа, и он послал к Нему своего придворного художника. Однако, как ни бился тот, ему не удавалось передать черты лица Спасителя. Тогда Христос сжалился над живописцем. Умывшись, Он вытер лицо куском полотна, и передал это полотно, на котором запечатлелся Его лик, художнику. Так возникло известное всем изображение Христа, которое называют «Спас Нерукотворный» (иначе – «Спас Мокрая брада», поскольку борода и волосы на этом образе прямые, будто мокрые).
Спас НерукотворныйДвусторонняя выносная иконаШкола или худ. центр: НовгородВторая половина XII в.Onasch 1961: XII в.Антонова, Мнева 1963: Середина XII в.Лазарев 1969: 1130–1190-е годыНовгородская икона 1983: Конец XII — начало XIII вв.Лазарев 1986: XII в.ГТГ 1995: Вторая половина XII в.Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.Иконы Успенского собора 2007: Вторая половина XII в.Eastmond 2013: Ок. 1200 г.77 × 71 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14245
Другое предание о появлении изображения Спасителя, повествует, что оно возникло на плате, которым добрые женщины утерли лицо Христу, когда он шел на Голгофу, изнывая под тяжестью креста.
Первая рукотворная икона принадлежит кисти одного из семидесяти апостолов, евангелиста Луки. Это изображение Богородицы. Считают, что он так же был автором изображений апостолов Петра и Павла. Иконопись складывалась постепенно. Для поздней античности характерны изображения Христа в виде символов – агнца, чаши, книги или рыбы. Иногда Христа рисовали в виде молодого безбородого мужчины с ягненком на плечах – широко известный сюжет, получивший название «Пастырь добрый».
Однако постепенно, в восточной части Римской империи, позднее получившей название Византийской, стал складываться тип изображений, который мы сегодня твердо ассоциируем с иконописью. Техника исполнения ранних икон была разной. Это и энкаустика – письмо горячими восковыми красками, которые остывая, давали удивительный эффект «живости» изображения, и мозаики.
Самые древние дошедшие до нас образы относятся к IV веку. Это, в числе прочего, знаменитое изображение Христа из Синайского монастыря святой Екатерины. Позднее, после III Вселенского Собора, догматически закрепившего почитание Девы Марии, стали появляться изображения Богородицы, а еще позднее — святых.
Росписи собора Святой Троицы
В это время татарский хан Едыгей собрал войско и пошел на Москву, которую взять он не смог. Однако попутно татары подожгли множество поселений и городов, не смогли спасти и Троицкий монастырь, где в эти годы служил игумен Никон. В последующие годы Никон приложил все усилия, чтобы восстановить монастырь, и в 1424-м взялся за строительство белокаменного храма, на которое и были приглашены для создания росписей Д. Черный и А. Рублев. Все работы в этом храме датированы 1425-1427 годами.
Тогда же была написана и самая знаменитая в биографии Андрея Рублева икона «Троица». Она была частью иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде и считается самой совершенной в художественном отношении среди иконописных работ того времени. Художник отразил в ней понятие православной религии о триединстве Бога.
История нахождения этой иконы очень интересна: несколько столетий она была на всеобщем обозрении, однако ее не замечали. Так случилось, что в 1575 году царь Иван Грозный сделал распоряжение закрыть ее окладом из золота, и были видны только лики, ступни и кисти рук. Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. С течением времени внешний слой стал темнеть, на него оседала копоть от свечей, попадал дым от ладана. Чтобы икона выглядела лучше, ее постоянно подновляли, накладывая сверху слои краски по контурам рисунка, а затем опять покрывали олифой. Скорее всего, икона со временем бы погибла, если бы не случай. В начале 20-го века реставраторы с помощью скальпеля соскоблили верхние слои, и их глазам открылось прекрасное творение великого иконописца.
К числу сохранившихся до наших времен фресок Троицкого собора, по заключению искусствоведов, руке А. Рублева принадлежат «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». По колориту и глубине содержания, по красоте и цветовой гамме они напоминают «Троицу».
Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
О Святой Троице на «Правмире»:
- Святая Троица в Православной Церкви
- Троица, 10 икон Святой Троицы
- Об изображении Святой Троицы
- День Святой Троицы. Пятидесятница
- Троица – исполнение всех ожиданий
- “Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева
- Троица и икона Воскресения Христова
- Святая Троица — парадигма человеческой личности
- Художественный образ Пресвятой Троицы
- Троица: Фундамент христианства
- Троица: единство и святость
- День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
- День Святой Троицы: что важнее – Бог или шашлык?
- День святой Троицы: что поется в этот день в храме?
- День Святой Троицы: рассказ о нескольких случаях
- «…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах
- День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре
- Как в старину на Троицу гуляли (ФОТО)
- Праздник Троицы: как победить разделение внутри себя?
- Почему на Троицу храмы украшают ветками берез?
- «Я открыл главу о Святой Троице и понял, что это моё»
- Троица в Давыдово (+ФОТО)
Икона преподобного Андрея Рублева
Есть множество святых, которых почитают за вклад в развитие православия. Святой живописец Андрей Рублев не является исключением, и ему молятся для укрепления веры.
Андрей Рублев прославился своим умением писать лики святых. Его кисти принадлежат чудотворные иконы, фрески и росписи в храмах и церквях. Православная церковь почитает святого и ежегодно служит торжественную литургию в память о святом живописце.
История иконы
Сам Андрей Рублев появился на свет приблизительно в 1360 году. Его семья отличалась образованностью и мудростью, а мальчик рос в любви и рано обратился к духовному искусству. Жизнь преподобного живописца была связана с Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем, где он принял постриг в иноки. Святой подвижник всю жизнь посвятил Господу и неустанно трудился, помогая православию распространиться по всей Руси.
После кончины преподобного Андрея Рублева началось его почитание. В шестнадцатом веке появились первые миниатюрные иконы, изображающие его в нимбе. Интерес к персоне святого угас и возродился лишь в 20 веке, когда иконописец получил международное признание. В 1988 году Андрея Рублева причислили к лику святых, и иконы с его изображением постепенно получили распространение во многих храмах, церквях и монастырях.
Описание иконы
Чаще всего Андрея Рублева изображают почтенным старцем. Он держит в руках одно из своих главных творений — икону Живоначальной Троицы. Пронзительный взгляд преподобного словно читает мысли и говорит верующим о необходимости следовать заветам Господа. Изображен Андрей Рублев в монашеском одеянии, над головой его нимб — символ святости и безгрешной жизни.
В каких храмах находится икона Андрея Рублева
Списки с икон можно найти практически в каждой церкви. Самые известные из них находятся в Троице-Сергиевой лавре и Спасо-Андрониковом Московском монастыре. В следующих городах и селах можно найти фрески, памятники и иконы преподобному:
- Москва, памятник у входа в Спасо-Андроников монастырь;
- Вёшки, Мытищенский район, церковь мученика Уара;
- Пвловский Посад, образ Андрея Рублева на звоннице церкви-школы Николая Чудотворца.
В чем помогает икона преподобного Андрея Рублева
Православные верующие молятся перед ликом святого, чтобы попросить о помощи в работе, раскрыть свои способности. Молитвы преподобному помогают укрепиться в вере, избавиться от сомнений и преодолеть трудности в работе.
Молитва перед святым ликом
«Преподобный Андрей Рублев, прими молитвы искрение и помоги рабу Божьему (имя) справиться с трудностями житейскими. Укрепи веру в Господа во мне и дай сил бороться с любым лихом. Избави меня от робости, сомнений и алчности на пути к счастью. Аминь».
Дата почитания иконы
26 июня (13 июня по старому стилю) и 17 июля (4 июля по старому стилю) совершаются торжественные литургии. Во время службы каждый верующий может обратиться с молитвенными словами к преподобному старцу и попросить у него помощи.
Поддержка Высших Сил необходима каждому человеку, поэтому помолиться святым вы можете в любое время и в любом месте. Не бойтесь просить помощи у Небес, живите в мире с окружающими людьми и верьте в лучшее. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и
Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней
До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.
Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона “Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).
Какие события изображены
Христос, восседающий на белом престоле, будет судить мертвых по книгам, где записаны все их дела — так говорится в Апокалипсисе. Еще одной основой для составления композиции иконы, показывающей Страшный суд Божий, является житие Василия Нового. Центр композиции — Христос, выступающий в роли Судьи. Перед ним Богородица и Иоанн Креститель — они ходатайствуют о людях. Неподалеку первые обитатели рая — Адам и Ева.
Рядом с ним — ангелы; свиток, который они держит, означает конец земной истории. Толкование отдельных элементов иконы Страшного суда должно основываться на Библии. Часть элементов может быть заимствована из апокрифических сочинений, но обычно это соотносится и с каноническими текстами:
- полуобнаженная женщина — олицетворяет землю;
- поднимающиеся фигуры — воскресшие люди;
- звери, выплевывающие своих жертв — исполнение библейских пророчеств;
- медведь, грифон, лев, рогатый зверь — олицетворение земных царств, которые будут уничтожены;
- белый заяц — символ правды, встречается только в русских иконах;
- серый заяц — олицетворяет ложь.
Как выглядит икона
На иконе изображены трое ангелов, склонившихся вокруг одного стола: композиционно фигуры ангелов вписаны в круг. Сине-голубые краски, обрамляющие Троицу, символизируют отблеск Небесного Царствия.
- За спиной первого Ангела изображены палаты, устремленные вверх. Этому символу есть свое объяснение: стяжание Царствия Небесного в своей душе и созидание духовного в христианстве часто называли духовным зодчеством – именно в этом символе находит свое отражение эта христианская традиция.
- За спиной второго Ангела растет дерево, его значение можно трактовать как изображением «древа жизни», так и символом Воскресения.
- За спиной третьего Ангела возвышается гора, как символ всего возвышенного, стремления души к небу.
На столе, за которым собрались ангелы, нет никаких яств – только чаша, как символ будущей жертвы Христа. Один из ангелов благословляет чашу, тем самым подчеркивая необходимость Крестных Страданий Сына Божьего ради искупления всех людей.
Андрею Рублеву каким-то непостижимым образом удалось передать неразрывность единства небесного союза, весь нерушимый символизм этого таинства, изобразив всю молчаливую кротость и самоотверженность. Известный образ стоит особняком среди произведений древнерусской иконографии, в нем сосредоточено все: и глубина богословских познаний, и художественное совершенство, и диалог со зрителем.
Возможно, верующий, взглянув единожды на этот удивительный образ, не получит тотчас решения всех беспокоящих его проблем, не найдет сиюминутный ответ на все интересующие его вопросы, однако ему откроется нечто высшее, вселяющее в душу любовь и благодать.
Росписи собора Святой Троицы
В это время татарский хан Едыгей собрал войско и пошел на Москву, которую взять он не смог. Однако попутно татары подожгли множество поселений и городов, не смогли спасти и Троицкий монастырь, где в эти годы служил игумен Никон. В последующие годы Никон приложил все усилия, чтобы восстановить монастырь, и в 1424-м взялся за строительство белокаменного храма, на которое и были приглашены для создания росписей Д. Черный и А. Рублев. Все работы в этом храме датированы 1425-1427 годами.
Тогда же была написана и самая знаменитая в биографии Андрея Рублева икона «Троица». Она была частью иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде и считается самой совершенной в художественном отношении среди иконописных работ того времени. Художник отразил в ней понятие православной религии о триединстве Бога.
История нахождения этой иконы очень интересна: несколько столетий она была на всеобщем обозрении, однако ее не замечали. Так случилось, что в 1575 году царь Иван Грозный сделал распоряжение закрыть ее окладом из золота, и были видны только лики, ступни и кисти рук. Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. С течением времени внешний слой стал темнеть, на него оседала копоть от свечей, попадал дым от ладана. Чтобы икона выглядела лучше, ее постоянно подновляли, накладывая сверху слои краски по контурам рисунка, а затем опять покрывали олифой. Скорее всего, икона со временем бы погибла, если бы не случай. В начале 20-го века реставраторы с помощью скальпеля соскоблили верхние слои, и их глазам открылось прекрасное творение великого иконописца.
К числу сохранившихся до наших времен фресок Троицкого собора, по заключению искусствоведов, руке А. Рублева принадлежат «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». По колориту и глубине содержания, по красоте и цветовой гамме они напоминают «Троицу».