Троицкий собор троице-сергиева монастыря

Святыни

Черниговский скит в Сергиевом Посаде обладает удивительной мощной энергетикой. Место, намоленное несколькими поколениями монахов, имеет ауру святости, здесь возникает чувство умиротворения и спокойствия. Все проблемы вдруг теряют свою остроту, и возникает уверенность в помощи свыше.

Здесь нет суеты и показной набожности, сюда еще не проник дух бизнеса от веры, которым грешат, к сожалению, многие знаменитые Храмы.

В Черниговском скиту хранятся святыни:

  • В соборе хранится главная святыня монастыря – мощи святого преподобного Варнавы, причисленного к сонму радонежских святых. С древнееврейского «Варнава» переводится как «сын утешения». В Черниговском ските он прожил 47 лет, из них 33 в образе святого старца. К нему приезжали, ищущие утешения и укрепления веры, паломники со всей России. В день он мог принять и исповедать до 500 чел. В частности, сам император Николай II приезжал к нему в 1905 г. вместе со всей семьей. Наместник Троице-Сергиевой Лавры назвал Варнаву «народным духовником».
  • В нижней церкви Боголюбской киновии захоронены мощи Блаженного Филиппушки. Когда-то Филипп Хорев, крестьянин, родом из Владимирской губернии, имел семью и детей. Но посетившее его однажды озарение заставило бросить налаженный быт, семью и отправиться странствовать по Руси. До поселения в скиту он много лет юродствовал. Зимой и летом он ходил босым, голодал, носил нищенские обноски, мучил себя ношением вериг. Филиппушка питался подаянием, отличался необыкновенно кротким нравом и даром предсказания, его называли «прозорливым».
  • На территории Скита находится захоронение Александры Григорьевны Филипповой, когда-то передавшей обители икону Черниговской Божьей матери. Свои последние годы она прожила в доме престарелых при ските, много молилась, свято соблюдала все церковные каноны.
  • К двум главным чудотворным иконам Храма постоянно подходят и подолгу стоят люди, истово крестясь и шепча свои молитвы, многие стоят на коленях. Кандило (подсвечники) перед ними всегда полны горящих свечей: список с чудотворной иконы Черниговской Божьей Матери (14 сентября — Престольный праздник). Впервые икона явила чудо в 1869 г., исцелив парализованную женщину еще в Пещерной церкви Черниговской обители. Старинная икона неоднократно являла чудеса исцеления, их было зафиксировано свыше 100; список с Иконы «Нерушимая стена» защищает от сглаза, порчи, проклятия, от потери имущества, спасает во время стихийного бедствия, эпидемии, вражеского нашествия.
  • Важнейшей святыней скита, чтимой и бережно охраняемой, является один из 2 священных камней, с иссеченными на них православными крестами, привезенных в дар скиту из Иерусалима русским историком и писателем А.Н.Муравьевым. Сохранившийся камень взят был Муравьевым в Гефсиманской пещере, от гроба Богородицы. Камень вставлен в киот, под ним поясняющая надпись: «на благословение Новой Гефсимании».
  • В специальной раке в пещерном храме хранятся мощи святых Киево-Печерской Лавры. Приложиться к ним приходят паломники, одолеваемые болезнями и несчастьями.
  • У входа в храм находится икона Божьей Матери «Молящаяся». Перед ней молятся для обретения и укрепления веры.
  • На север от главного Собора на территории обители находятся захоронения монахов, попечителей и благотворителей. Здесь же лежат останки знаменитых русских публицистов и философов:
  • Константина Николаевича Леонтьева (врач, дипломат, писатель и философ, принявший монашество под именем Климент);
  • Василия Васильевича Розанова, русского религиозного философа, мыслителя и писателя.

Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Традиции

В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:

В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

Троицкий собор Подольска: история, архитектура, богослужение, мощи

Путешествия 22 октября 2017

Одним из старейших достопримечательностей является Троицкий собор Подольска, построенный в 1819-1832 гг. Его возвели в честь победы в Отечественной войне 1812 года, с которой связаны воспоминания о проходившем Тарутинском марше-маневре.

Архитектура

Троицкий собор Подольска – единственный среди храмов Подмосковья, который имеет пятиглавное завершение. Само здание выполнено из кирпича и оштукатурено. На нем имеются белокаменные элементы.

С западной стороны располагаются трапезная и колокольня. Последняя имеет три уровня. В архитектуре собора отражается облик города.

Возвышаясь над окрестностями, строение издалека привлекает к себе внимание и оживляет городскую панораму

История

Троицкий собор в Подольске долгие годы давал людям веру и надежду.

В 1860 году Московский митрополит назначил священником собора выпускника Московской духовной семинарии Николая Косминкова. Более тридцати лет он служил в Троицком соборе Подольска. Во время его работы в храме здание привели в надлежащий порядок. Вокруг посадили деревья, заменили ограду из дерева на каменную.

В 1886 году был выбран староста – купец Н. Каноныкин. Он занялся утеплением церкви. Он же соорудил новый иконостас с драгоценными ризами. Спустя несколько лет обновили трапезную. Ее стены были расписаны священными изображениями, появились иконостасы, закуплена церковная утварь.

Троицкий собор города Подольска стерпел все испытания во времена богоборчества и устоял.

Настоящее чудо

В 1866 году в Подольске свирепствовала эпидемия холеры. Отец Николай не побоялся подхватить заразу, первым пошел по домам больных и начал причащать их. Это действие показало людям, что он настоящий пастырь, ревностный и истинный.

В те тяжелый дни из Бронницы привезли икону Иерусалимской Божией матери. Ее образ обнесли крестным ходом вокруг города и эпидемия прекратилась. За избавление от болезни для собора приобрели копию иконы.

Перед ней совершались молебны в память о заступничестве во время болезни.

С 1991 года при Свято-Троицком соборе Подольска открыта воскресная школа. Это одна из самых больших школ Московской епархии, которую посещают более двухсот воспитанников. В ней каждый христианин может укрепить веру, а также развить приходскую жизнь.

Святые собора

В Троицком соборе имеются свои святыни. К ним относят икону Иерусалимской Божией Матери, которую стали почитать с 1866 года. Есть два мощевика, в которых хранятся частицы 140 святых. В дни их памяти совершаются полиелейные службы. Здесь есть иконы Петра и новомучеников Подольских.

В 2004 году в золотые киоты были установлены вновь отрисованные иконы Неупиваемая Чаша и Собор Новомучеников и Исповедников Российских.

У храма

Возле собора располагается памятник генералу М. Милорадовичу и его гренадерам, погибшим в сражении с наполеоновским войском в 1812 году. Установленный обелиск при советской власти был заменен на скульптуру К. Маркса. И только в 1995 году, памятник вернули на место. Его украшают Александровский герб и табличка с описанием поступка воинов.

Мощи святых

На протяжении многих столетий, тысячелетий сохраняются нетленными мощи святых. В истории церкви не раз упоминаются случаи, когда мощи святых спасали от разных несчастий. Они обладают уникальной силой, и даже самая малая частичка святого способна творить чудеса.

В Троицком соборе имеется два мощевика, где собраны мощи ста сорока святых. Их сила изливается на верующих, исцеляет от самых разных недугов. В дни святых, чьи мощи хранятся в соборе, проводятся службы.

Колокола

В соборе имеется семь колоколов. Самый большой весит шесть тысяч килограмм. Самый маленький – 135 кг. Каждый из них посвящен определенным иконам, которые на них изображены. На некоторых изображен Голгофский крест, а на каких-то – крест-распятие.

Богослужение

В Троицком соборе Подольска, расписание богослужений зависит от дня недели. В обычные дни в храме проводят утреннюю литургию в 7.00, в 17.00 – вечернюю, в 9.00 – повечерие.

По воскресеньям утренняя начинается в 6.30.

Позднюю литургию, панихиды проводят в 9.30.

Собор работает с понедельника по субботу с восьми утра и до семи часов вечера. В воскресенье – с 6.30 и до 19.00.

Священнослужители

В соборе пять священников: В. Тимченко, К. Михайлов, П. Попов, К. Семенов, В. Писарев. Настоятель храма – протоиерей Александр Ганаба.

Архимандрит – Савватий.

Протоиерей – Н. Семенюк.

Дьяконы – А. Орехов и А. Самоделкин.

Протодиакон – В. Ганаба.

Карта-схема Троице-Сергиевой лавры

Троицкий собор не самый большой в Лавре, но именно его считают главным. На этом месте стояла первая в истории обители деревянная церковь, а сейчас здесь хранятся мощи Сергия Радонежского.

Обелиск в память о ключевых событиях в истории Лавры установлен в 1792 году.

Часовня над колодцем Лавры.

Успенский собор — крупнейший из числа лаврских храмов и центр архитектурной композиции.

Центральная колокольня не только одна из самых высоких в стране(88 метров), долгие годы она славилась также и уникальным собранием колоколов. Увы, в 1930-х многие из них были уничтожены. Был разбит и самый большой в России царь-колокол весом 64 тонны. В 2003 году его заменили на новый, весом 72 тонны.

Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Смоленский храм построен в необычном для Лавры архитектурном стиле елизаветинского барроко.

Царские чертоги с церковью Покрова Божией Матери. С начала XIX века здесь располагается Московская духовная академия.

Памятник преподобному Сергию на площади перед Лаврой

Святые ворота и церковь Рождества Иоанна Предтечи

Михеевская церковь, воздвигнута над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия.

Трапезный храм — одна из характерных построек эпохи Петра I. В нем два этажа: снизу храм, а на втором — помещения лаврской библиотеки. Здесь же в советские годы проходили церковные Соборы.

Духовский храм — в дни осады Лавры поляками играл стратегическую роль: его звонница была самой высокой точкой монастыря, откуда защитники наблюдали за осаждавшими. Колокол храма поднимал при необходимости тревогу.

Небольшое двухэтажное здание у самой стены — патриаршие покои. Каждый год в праздник Троицы с их балкона Патриарх обращается с проповедью к верующим.

Никоновский храм примыкает с Троицкому и соединен с ним переходом. Он посвящен ученику и преемнику Сергия — преподобному Никону, сменившему его на посту игумена Лавры. В комплекс храма включена также Серапионова палата — реликварий, где хранятся главные святыни Лавры.

Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Подворье состоит из двух храмов: мученицы Параскевы Пятницы и в честь Введения во храм Божией Матери. Они еще называются подольными из-за своего расположения ниже лавры. Старое слова «подол» означает низину или равнину. При святом Никоне, ученике преподобного Сергия Радонежского, построили деревянную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Она была нужна для местных жителей — в монастыре не совершали венчание и крещение. В XVI веке на месте старого храма построили два каменных: Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой великомученицы Параскевы Пятницы. Сейчас это Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Угрожала беда и Сергиевой обители.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю.  16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Расписание богослужений в Троицком соборе г. Подольска

Важно! Распорядок богослужений в Троицком соборе г. Подольска напрямую зависит от церковного календаря и составляется отдельно на каждую седмицу

Подробное расписание вы можете увидеть на сайте собора либо узнать, позвонив по указанным выше телефонам.

  • В будние дни и в субботу служится два богослужения – утреннее начинается в 7:00, вечернее – в 17:00.
  • По воскресеньям утреннее богослужение делится на 2 этапа: сначала читается ранняя Божественная Литургия (в 6:30), потом – поздняя Божественная Литургия (в 9:30). Вечернее богослужение, как и в будние дни, совершается в 17:00.
  • По субботам в 17:00 часто начинается Всенощное бдение.

Святыни

В соборе Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка находится самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах. Это иконаСвятой Живоначальной Троицы. Образу уже более 600 лет, он был написан в 1406 г.  У иконы удивительная судьба: после революции она была изъята из монастыря советскими властями, помещена в Третьяковскую галерею, а затем была продана зарубеж, в частную американскую коллекцию. В начале 2000-х годов образ был выкуплен на аукционе Christie’s и в юбилейный год 300-летия Санкт-Петербурга  образ был принесен в дар Свято-Троицкому Измайловскому собору президентом России Владимиром Путиным. 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2011 года в нашем соборе постоянно пребывает частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской. Сотни верующих ежедневно притекают к Матронушке, и как заповедала она сама, рассказывают ей о своих горестях и скорбях. И по горячим молитвам получают ответы на свои вопросы.

Молодые люди, девушки и юноши, которые только хотят создать крепкую и счастливую семью, возносят свои молитвы перед честными мощами покровителей семьи — преподобных Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, которые пребывают в нашем храме постоянно. Ежедневно у святых мощей Петра и Февронии совершается молебен.

В нашем соборе также прибывают частицы мощей великих каппадокийцев, трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 

В нашем храме уникальный образ – икона Святой блаженной Ксении Петербургской. Конечно, икона матушки Ксении есть в каждой церкви Северной столицы, однако именно эта работа кисти художника Ростислава Гирвеля стала первой написанной с прижизненного портрета блаженной старицы, хранящегося в запасниках Эрмитажа. До этого российские иконописцы, не знавшие, как выглядела святая Ксения, брали за образец иконы Божией Матери. Теперь же, благодаря Ростиславу Мартыновичу, мы можем узнать, как выглядела святая покровительница нашего любимого города на самом деле.  

Еще один угодник Божий, к которому притекает множество верующих  с молитвой – святитель Николай Чудотворец. В Троицком Измайловском соборе есть два его образа, один из которых – икона святителя Николая с житием, а второй образ — келейная икона святителя Николая, принадлежавшая почитаемому старцу Псково-Печерской обители архимандриту Иоанну (Крестьянкину).

Каждый, кто заходит в Троицкий собор, сразу обращает внимание на несколько огромных, многометровых икон, помещенных здесь. Образы эти точно такие же, как в Исаакиевском соборе, только там – мозаика

Действительно, иконы эти самым непосредственным образом связаны с Исаакиевским собором: с них мастера, оформлявшие в середине 19 века внутреннее убранство Исаакия, и выполняли мозаику. А эти полотна художников позднее передали на вечное хранение в Троицкий собор. Среди них – апостолы Петр и Павел, Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем на руках, святая Екатерина, святой Александр Невский, а также Исаакий Далматский.

В соборе хранится Порт-Артурский образ, который был написан после чудесного явления Царицы Небесной российским морякам во время Русско-Японской войны в 1905 году. Это – напоминание о том, что наш Троицкий собор строился как военный храм, в котором молились офицеры и солдаты лейб-гвардии Измайловского полка. Есть у нас и такой редкий образ Богоматери, как «Поможение в родах», название которого говорит само за себя.

Ну а одной из самых любимых среди прихожан собора является икона «Скоропослушница» – пожалуй, самая скромная по своему оформлению, однако именно с ней связано множество чудес. Многим людям, молящимся именно перед этой иконой, помогла Пресвятая Богородица.   Также в нашем соборе пребывает чудотворный образ Божией Матери, именуемый “Всецарица”.

Родители, которые хотят, чтобы их дети росли послушными и помнили Бога, молятся у тоже достаточно редкого образа – «Христос благословляет детей».

Как добраться до церкви Живоначальной Троицы

Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.

  • Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
  • Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
  • Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.

Интересные факты и легенды

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря окружён интереснейшими мифами и легендами.

История, подлинность которой достоверно установить нельзя, по апокрифическим источникам произошла после того, как несколько священнослужителей и членов прихода, под руководством служителя лавры отца Павла Флоренского, а также искусствоведа-мирянина Юрия Олсуфьева, узнав о грядущем надругательстве над святыней и опасаясь страшного исхода, по благословенью патриарха Тихона, решили проникнуть в собор и похитить голову Сергия Радонежского, подменив её черепом из семейного склепа семьи Трубецких, который располагался на территории монастыря…

По другой версии, план по выкрадыванию головы пр. Сергия заговорщики осуществили в 1920-м году, уже после того, как мощи были выставлены на всеобщее обозрение.

Голова основателя монастыря была перевезена в ризницу, после чего, Юрий Олсуфьев, проживавший в Сергиевом Посаде, оставил святыню на сохранение у себя дома, где она находилась до 1928 г, пока не была закопана им в саду.

Преследование властей заставило его бежать, однако то, что знал только сам Олсуфьев — адрес и расположение священной реликвии, он успел передать новгородцу Павлу Огурцову (в будущем — новгородскому епископу Сергию), ставшему членом священной миссии.

Павел Огурцов не отрёкся от своей миссии и приехал в указанное место, в поместье Олсуфьева в Сергиевом Посаде, где отыскал назначенное место в саду и откопал великий клад — дубовый ларец, в котором хранилась голова преподобного Сергия.

Нужно понимать, что всех активных участников сопротивления рано или поздно вылавливали и наказывали. Первым был отец Павел Флоренский, осуждённый в 1933-м году, а в 1938-м году был отправлен в тюрьму и Олсуфьев.

Главным хранителем священного предмета остался П.Огурцов, который накануне своего отправления на фронт перевёз главу под село Виноградово, что в городском округе Мытыщи.

Тем не менее, ещё до начала ВОВ мощи вернулись в раку и были переданы Троицкому собору, однако сам собор на тот момент являлся просто частью экспозиции Загорского исторического музея. Однако по окончанию войны советская власть заметно смягчила отношение к лавре и уже в 1946 году монастырь был вновь открыт, а позже туда были возвращены и мощи преподобного Сергия.

Тогда, в праздник пасхи, тяжёлую раку с мощами, которая весила до шесятидесяти пудов, на одних руках дотащили до Успенского собора и провели первую за долгое время службу. Таким образом Троице-Сергиевская Лавра окончательно вернулась в лоно Русской Православной Церкви.

Символика троицы

Тысячу лет назад случилось непоправимое: здание христианства, казавшееся незыблемым, раскололось. А на его обломках проросли две первые ветви – православие и католичество. И пути восточной и западной церквей разошлись навсегда.

Но осталось между ними и общее – вера в единого Бога, который сотворил мир и человека, живущего в нем. А еще все христианские конфессии твердо знают, что единый Бог в тоже время есть единосущная Троица, представленная в ипостасях Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Словно солнце, состоящее из солнечного круга, света и тепла. Для любого христианина это – символ любви и единства.

Время жизни преподобного – тяжелое время, когда бесконечные междоусобицы разрушали страну, только общая вера объединяла людей.

Если в католичестве царит единоначалие, то душа православия – соборность. А она существует по образу и подобию единства Святой Троицы.

Великий Сергий, собирая воедино русских людей в те далекие времена, учил совместной жизни, объединению перед лицом общих трудностей и проблем, совместной защите своего отечества. Он заложил в глубинные основы нашего национального характера соборное начало. А это то, с чем можно преодолеть любой нравственный раскол в обществе и начать путь национального возрождения.

Вот почему праведник и пророк Сергий посвятил свой храм Троице – “дабы воззрением на нее побеждать ненавистную рознь”.

Троица, единосущная и нераздельная, отразившись в бесчисленных храмах и иконах, стала для древней Руси символом единства страны, духовной общности народа, взаимной любви, готовности к самопожертвованию.

Униженная, обескровленная, стенающая под чужеземным игом, страна понемногу начала подниматься с колен, впереди у нее был долгий и нелегкий путь, с блистательными победами и горькими поражениями.

История

Храм возводился в честь лейб-гвардии Измайловского полка. Он был сформирован 22 сентября 1730 указом императрицы Анны Иоанновны. У воинского формирования императора не было собственного храма, поэтому солдатам приходилось посещать другие приходы. В начале осени 1732 года в Петербург привезли переносную церковь, ее собрали и освятили. Это была “сезонная церковь” на берегу Фонтанки, с приходом холодов ее снова разбирали.

Через 10 лет на ее месте был в построен деревянный храм, но он был маленький для большого количества прихожан. В 1752 году полк подал прошение императрице Елизавете Петровне о необходимости возведения новой церкви. Она строилась на протяжении двух лет, однако во время наводнения 1824 года она была повреждена и не подлежала реставрации.

Решение о возведении каменного храма на месте разрушенного деревянного, принял Николай I. По его приказу, помещение храма должно было вмещать до трех тысяч человек. В строительстве принимали участие Николай I, архитектор В. П. Стасов и инженер П. П. Базен. Процесс продвигался медленно, так как каждое решение согласовывалось с императором.

Первый камень Свято-Троицкого монастыря был заложен 13 мая 1828 года, в праздник Пятидесятницы. Собор возводился дорогих семь лет и уступал по своим размерам только уже строящемуся тогда в Петербурге Исаакиевскому собору. Освятили собор 25 мая 1835 года в преддверии праздника Святой Троицы.

Несмотря на то, что храм являлся полковым, здесь с каждым годом прибавлялось количество гражданских прихожан. Здесь обвенчался Ф. Достоевский с А. Сниткиной, а также в его стенах отпевали величайшего композитора А. Г. Рубинштейна.

Советское время

Судьба Свято-Троицкого Измайловского собора резко изменилась с приходом советской власти. Собор был превращен в обычную приходскую церковь, а сам полк, которой он принадлежал, расформирован.

Спустя месяц отца Михаила заставили подписать указ о передаче церковных ценностей. Прихожане всеми силами собирали деньги и большую часть имущества и святыню удалось выкупить. Всего из храма большевиками было вывезено около 2 килограмм золота и 300 килограмм серебра. В 1932 году большевики решили вовсе уничтожить собор, стерев его с лица земли. На его месте планировали построить клуб для трудящихся. Благодаря многочисленным просьбам прихожан, ВЦИК временно оставил собор действующим. В 1939 году здание храма было передано театру им. Ленсовета под мастерскую.

Возрождение собора началось только в 1990-2000 годы, до этого периодически появлялись сообщения о хищениях, актах вандализма и незначительных разрушениях с течением времени.

Пожар

В 2006 году пожар, который начался на строительных лесах Свято-Троицкого Измайловского собора, уничтожил самый большой в мире купол с деревянной основой. Пожарные, которые прибыли на место трагедии не смогли справиться с языками пламени. Огонь поднимался на высоту более 100 метров, уничтожив не только купол, но и чердачные перекрытия. Причины пожара не были установлены. Божественная литургия в храме началась следующим утром, но уже не под куполом храма, а под открытым небом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector