Троице-сергиева лавра
Содержание:
- Настоятели и наместники
- Основание Троице-Сергиевой Лавры
- Что такое «λαύρα»
- Краткая история монастыря
- Свято-Ивановская лавра
- Колокольня, высотная доминанта обители
- Карта-схема Троице-Сергиевой лавры
- Свято-Успенская Почаевская
- Полезные свойства
- Начало ХХ века – судьба во время революции
- Вокруг Сергиева Посада
- Архитектура и постройки лавры
- Колокольня
- Храмы и другие строения, коими богата Троице Сергиева Лавра
Настоятели и наместники
- прп. Антоний (до 1032 — ?)
- прп. Варлаам (1052 — 1062)
- прп. Феодосий (1062 — 3 мая 1074)
- прп. Стефан (1074 — 1078)
- прп. Никон (1078 — 1088)
- Иоанн I (1088 — 1103)
- свт. Феоктист (1103 — 12 января 1112)
- Прохор (9 февраля 1112 — 1124)
- Тимофей (1124 — 1131)
Акиндин (1124 — 1131)
- прп. Пимен Постник (1132 — 1141)
- Феодосий II (1142 — 1156)
- Акиндин I (1156 — 1164)
- Поликарп I (1165 — 24 июля 1182)
- Василий (1182 — 1197)
- Феодосий III (1198 — 1203)
- Акиндин II (1203 — 1232)
- Поликарп II (1232 — 1238)
- Агапит I (1238 — 1249)
- свт. Серапион (1249 — 1274)
- Агапит II (упом. 1289)
- Иоанн II (упом. 1292)
- Азария (упом. 1300)
- Варсонофий (упом. 1321)
- Максим (упом. 1335)
- Давид (упом. 1377 — упом. 1392)
- Авраамий (упом. 1396)
- Феодосий IV (упом. 1398)
- Никита (упом. 1399)
- Иоанн
- Азарий
- Варсонофий
- прп. Игнатий (1435/1436 — 1438)
- Авраамий (17 октября 1437)
- Николай (упом. 16 июня 1446 — ?)
- Макарий I
- Николай, повторно (1455 — 1462)
- Иоанн III (упом. 1470)
- Иоасаф I (упом. 1477)
- Феодосий VI
- Сильвестр I
- Иона I
- Сильвестр II, иерусалимец
- Иоанн IV
- Григорий
- Вассиан II (28 ноября 1506 — 1508)
- Иона II (1509)
- Макарий II
- Варлаам II
- Никандр
- Петр
- Протасий I (упом. 1514)
- Игнатий II (июль 1522 — июнь 1525)
- Антоний (апрель 1524 — 1525)
- Антоний, вторично (упом. 1526 — 1528)
- Иоаким (упом. 1532)
- Геннадий (упом. 1535)
- Протасий II (упом. 1535)
- Иоакинф (упом. 1536)
- Иоаким (1538)
- Софроний (1540 — 1541)
- Вассиан III (1541 — упом. 1544)
- Серапион
- Иосиф (1550 — 1555)
- Константинопольские патриархи (1598 — 1687)
- Захария (Копыстенский) (1624 — 1627)
- свт. Петр (Могила) (1627 — 31 декабря 1646) митр. Киевский
- Иринарх (февраль — май 1646)
- Варлаам (Ясинский) (февраль 1684 — 31 августа 1690)
- Паисий (1690 — 1691)
- Московские и всея Руси патриархи (1688 — 1721)
- Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 — 15 августа 1708)
- Иларион II (1709)
- Варлаам (Голенковский) (1714 — 1715)
- Святейший Синод Русской Православной Церкви (1721 — 1786)
- Платон (Малиновский) (1729 — 18 апреля 1730 )
- Тимофей (Щербацкий) (14 апреля 1740 — 1748)
- Киевские митрополиты (1786 — ?)
- Феофилакт (Слонецкий) (1792 — 1795)
- Иероним (Яновский) (1795 — 1800)
- Иоиль (Воскобойников) (29 октября 1800 — 9 августа 1815)
- свт. Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 — 31 января 1826)
- Авксентий (Галинский) (1826 — 1834)
- Серафим (Покровский) (1834 — 1837)
- ….
- Лаврентий (Макаров) (31 мая 1844 — 1852)
- Иоанн (Петин) (16 января 1852 — 1862)
- Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878 — 1884)
- Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884 — 1892)
- Сергий (Ланин) (1893 — 1896)
- Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 — 20 января 1918)
- Московские и всея Руси патриархи (1924 — ?)
- Ермоген (Голубев) (18 октября 1926 — 1931)
1930 — 1941 — закрыта - Кронид (Сакун) (20 февраля 1947 — 1 августа 1953)
- Нестор (Тугай) (1 августа 1953 — 1961)
1961 — 1988 — закрыта
- Ермоген (Голубев) (18 октября 1926 — 1931)
Ионафан (Елецких) (23 июля — 12 октября 1988) и/о
Ионафан (Елецких) (12 октября 1988 — 1989)
Елевферий (Диденко) (1989 — 22 января 1992)
Киевские и всея Украины митрополиты (упом. с 1992)
- Питирим (Старинский) (23 февраля — ок. 25 августа 1992)
- Ипполит (Хилько) (25 августа — 8 декабря 1992)
Ахила (Шахтарин) (март-апрель 1992 — март 1994) и/о
- Павел (Лебедь) (с 30 марта 1994), митр. Вышгородский
Основание Троице-Сергиевой Лавры
Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.
Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию, и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым.
И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу, в результате которой Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси.
Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.
После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.
В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.
В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен, превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.
Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше, чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.
При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя строительство на территории монастыря временно прекратилось.
Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.
К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.
После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.
Но история Лавры на этом не закончилась.
Что такое «λαύρα»
Греческое «λαύρα» означает ряд домов, или узкий проход. Иногда так же именовали большое поселение. Видимо, именно в этом значении слово начали употреблять палестинские иноки, начиная с IV в.
Особенностью лавр было то, что:
- иноки жили в отдельных кельях;
- как правило, лавриоты молились уединенно всю седмицу или большую ее часть;
- при этом накануне воскресений, праздников, они регулярно собирались на совместные богослужения.
Таким образом, лавра – не обитель отшельников и не «киновия» (полностью общежительный монастырь). Она сочетает обе эти формы подвижничества.
Еще одна особенность таких монастырей – их населенность. Обычно количество монахов превышало несколько сотен или даже тысяч, что говорило о преуспеянии обители, духовном и материальном. Поэтому со временем лаврами также стали называть вообще большие, значимые монастыри.
Первые обители в истории монашества, носившие это звание
Считается, что первый монастырь, сочетающий отшельничество с традициями общего жития основан прп. Харитоном в Иудейской пустыне возле источника, именуемого Фара. Сначала авва намеревался подвизаться один, но постепенно желающие иноческого пути стали селиться рядом.
При этом прп. Харитон духовно руководил собравшейся братией. Так около 323 или 330 г. возникла Фаранская Лавра, давшая начало вообще такого рода подвижничеству. Среди других известных обителей такого типа:
- монастырь прп. Герасима Иорданского (455 г.);
- обитель прп. Саввы Освященного (VI в.); разработанный им Устав ныне именуется Иерусалимским; к нему восходит традиция совершения всенощного бдения перед воскресными и праздничными днями;
- ученики прп. Саввы основали 13 монашеских общин лаврского типа по всей Палестине.
- Великая Лавра прп. Афанасия на Афоне – первый известный здесь монастырь (X в.);
- Гареджийская (Грузия), известная с VI в., основатель ее – прп. Давид.
Краткая история монастыря
Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).
Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта
Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения.
Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.
На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.
Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.
Красная надвратная башня со Святыми ворота
Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.
Свято-Ивановская лавра
Лавра Святого Иоанна Крестителя Студийского устава УГКЦ – редко упоминаемая и несправедливо забытая обитель, хотя находится почти в самом центре Львова.
Основан монастырь был в 1927 году Митрополитом Андреем Шептицким, он является полноценной второй лаврой УГКЦ с соответствующей грамотой митрополита, статуса которой никто и никогда не отменял.
Располагается лавра на территории Музея народной архитектуры и быта с народным названием «Шевченковский гай».
Центральный храм Лавры – деревянная церковь Премудрости Божьей, привезенная во Львов в 1930 году из карпатского села Кривко, что на Турковщине. Церковь Святого Николая 1763 года была сильно повреждена во время Первой мировой войны, поэтому сельская община построила себе новый храм, а старый был продан Лавре. 7 июля 1931 года церковь освятили вторично в честь Святой Софии – Премудрости Божьей.
Свято-Ивановская лавра просуществовала до 1946 года, ее постигла печальная судьба многих монастырей на Галичине. Чтобы спасти от уничтожения Лавру с уникальными сакральными памятниками, было принято решение создать музей.
Автор фото: IGotoWorld.com Photo Group.
В 1990 году монахи-студиты по согласию дирекции музея начали проводить богослужения в церкви Премудрости Божьей. Позже, согласовав формальности, монахи официально поселились на территории музея, заняв помещение бывшей монашеской прачечной.
Чтобы увидеть лавру: необходимо посетить скансен «Шевченковский гай» во Львове. Вам подойдет трамвай № 2, 7 или 10. Из центра ехать всего несколько остановок. Вход на территорию музея стоит 30 грн.
На протяжении многих столетий лавры на территории Украины играли огромную роль как в духовной, так и политической жизни. Они являлись центрами христианской культуры: здесь жили и работали известные летописцы, ученые, художники, книгоиздатели. Это уникальные памятники всего православного человечества, в наших силах сберечь их в первозданной красоте для последующих поколений.
Если статья понравилась, расскажите друзьям 🙂
Колокольня, высотная доминанта обители
Севернее монумента о собственной героической истории Троице Сергиева Лавра осенена самым высоким своим строением. Первоначально звонница предполагалась трехъярусной, такой ее видели придворные зодчие Шумахер и Мичурин. Выполнять собственный проект доверили Дмитрию Ухтомскому, учившемуся у Мичурина и унаследовавшего должность главного архитектора Москвы. Высоту сооружения он увеличил почти до 88 метров, превзойдя на 6 метров колокольню Ивана Великого. Украшения заставили упростить против предлагаемых.
Тем не менее колокольню Троице Сергиева Лавра обрела замечательную во всех отношениях. Не даром прошло три десятилетия от решения о постройке и менялись исполнители. Солидный четверик, зрительно облегченный пилястрами, венчают четыре менее габаритных яруса. Они декорированы парными колоннами с малыми портиками, украшенными по углам вазами. Открытые проемы и сужение контуров создают впечатление воздушной легкости. Красочно смотрится необычное завершение колокольни, и не только за счет позолоты.
Ближайшее соседство – усыпальница Годуновых
Меньше двадцати метров отделяют от колокольни усыпальницу Годуновых, где упокоились останки трагического царя с семьей. Не совсем обычного облика строение возведено в 1782 году, намного позднее скоропостижной смерти Бориса Федоровича. Естественность его кончины ставилась под сомнение, но злого умысла не доказано. Точно так же Годунова подозревали в устранении царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Появление двойников погибшего наследника престола было предопределено, разразилось Смутное время.
Как проявила себя в этот период Троице Сергиева Лавра, уже в обзоре отмечалось и увековечено монументом. При этом причины захоронения именно здесь семейства Годуновых не вполне понятны. Однако 13 лет регентства плюс 7 лет правления после законного избрания (хотя были сомневающиеся) для России немало. Но не будем бередить исторические загадки, ответы на которые дать не можем. Усыпальница стоит у главного входа в крупнейший храм на территории старейшей обители, никому не мешает.
Карта-схема Троице-Сергиевой лавры
Троицкий собор не самый большой в Лавре, но именно его считают главным. На этом месте стояла первая в истории обители деревянная церковь, а сейчас здесь хранятся мощи Сергия Радонежского.
Обелиск в память о ключевых событиях в истории Лавры установлен в 1792 году.
Часовня над колодцем Лавры.
Успенский собор — крупнейший из числа лаврских храмов и центр архитектурной композиции.
Центральная колокольня не только одна из самых высоких в стране(88 метров), долгие годы она славилась также и уникальным собранием колоколов. Увы, в 1930-х многие из них были уничтожены. Был разбит и самый большой в России царь-колокол весом 64 тонны. В 2003 году его заменили на новый, весом 72 тонны.
Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Смоленский храм построен в необычном для Лавры архитектурном стиле елизаветинского барроко.
Царские чертоги с церковью Покрова Божией Матери. С начала XIX века здесь располагается Московская духовная академия.
Памятник преподобному Сергию на площади перед Лаврой
Святые ворота и церковь Рождества Иоанна Предтечи
Михеевская церковь, воздвигнута над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия.
Трапезный храм — одна из характерных построек эпохи Петра I. В нем два этажа: снизу храм, а на втором — помещения лаврской библиотеки. Здесь же в советские годы проходили церковные Соборы.
Духовский храм — в дни осады Лавры поляками играл стратегическую роль: его звонница была самой высокой точкой монастыря, откуда защитники наблюдали за осаждавшими. Колокол храма поднимал при необходимости тревогу.
Небольшое двухэтажное здание у самой стены — патриаршие покои. Каждый год в праздник Троицы с их балкона Патриарх обращается с проповедью к верующим.
Никоновский храм примыкает с Троицкому и соединен с ним переходом. Он посвящен ученику и преемнику Сергия — преподобному Никону, сменившему его на посту игумена Лавры. В комплекс храма включена также Серапионова палата — реликварий, где хранятся главные святыни Лавры.
Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Подворье состоит из двух храмов: мученицы Параскевы Пятницы и в честь Введения во храм Божией Матери. Они еще называются подольными из-за своего расположения ниже лавры. Старое слова «подол» означает низину или равнину. При святом Никоне, ученике преподобного Сергия Радонежского, построили деревянную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Она была нужна для местных жителей — в монастыре не совершали венчание и крещение. В XVI веке на месте старого храма построили два каменных: Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой великомученицы Параскевы Пятницы. Сейчас это Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Свято-Успенская Почаевская
Свято-Успенская Почаевская Лавра, г. Почаев
Считается, что она основана иноками из Киева, бежавшими от монголов около 1240 г. Но первое летописное упоминание монастыря относится к 1597 г.
Краткая история
Расцвет монастыря, духовный и материальный связан с его настоятелем прп. Иовом Почаевским (XVII в.). С начала XVIII в. обитель стала униатской (греко-католической), вернулась к Церкви только с 1833 г. Указом Николая I ей тогда же присвоено наименование лавры.
Во время 1 мировой войны монастырь оккупировали войска Австро-Венгрии, затем он перешел к русским, но после революции он до 1939 г. был на польской территории. С началом Второй мировой обитель оказалась в СССР. Ее иноки не раз переживали гонения, самым серьезным из которых была попытка закрыть обитель 1960-х гг.
Еще раз братия проявили стойкость в вере в 1992 г., когда наместник монастыря ушел в раскол, перестав поминать Московского Патриарха.
4
Июня
1992 года
После набата, братия вошли к настоятелю, еп. Иакову (Панчуку) попросили его покинуть монастырь, что тому пришлось сделать немедленно. Ныне обитель принадлежит к Украинской Церкви Московского Патриархата.
Святыни
Чудотворная икона Богородицы, известная еще с XVII в. – главная святыня Почаева. Кроме того, почитаются:
- мощи прп. Иова;
- новопрославленного прп. Амфилохия (с 2002);
- след стопы Матери Божией, из которого истекает вода.
Храмы
На территории 5 церквей и 2 часовни, среди которых наиболее посещаемы паломниками:
- подземная церковь прп. Иова, созданная на месте его подвигов;
- Успенский собор (1780-е гг.), главный храм обители.
Расписание богослужений
По монастырскому уставу службы начинаются с 5 ч. С 6.15 совершается Акафист перед чтимой Почаевской иконой Богоматери.
Кроме того, ежедневно проходят:
- ранняя и поздняя литургии (6.15 и 9 ч., воскресенье 10 ч.);
- вечернее богослужение (17 ч.);
- акафисты прп. Иову и Амфилохию, панихиды, молебны.
Полезные свойства
Чтобы подробнее узнать о целебных свойствах растения, смотрите видео.
Лавр – растение, уход за которым будет в радость даже детям, поскольку, в основном, это правильный полив и местоположение. Если вы не знаете, как правильно поливать декоративное деревце, то делайте это тогда, когда верхний слой почвы слегка подсохнет. Не заливайте цветок, ведь даже у неприхотливого лавра от изобилия воды могут загнить корни.
Перед посадкой или пересадкой не забудьте сделать дренаж. Постарайтесь воздержаться от пересадки годовалого лавра. Единственное, чего не очень любит это деревце, — это частые пересадки, его корни очень чувствительны.
Если вы разводите цветок черенками, то при отрезании старайтесь не резать до конца отросток от большого дерева, попробуйте аккуратно его надорвать. Образовавшаяся «пяточка», будет способствовать более быстрому развитию корневой системы молодого саженца.
Не забывайте о влажности и опрыскивайте растение в жаркую погоду ежедневно. Старайтесь делать это в вечерние часы, поскольку капли влаги на листах при попадании на них солнечных лучей превращаются в очень сильные линзы, способные оставить на листве сильные ожоги, которые приведут не только к некрасивому внешнему виду, но и к их гибели.
Начало ХХ века – судьба во время революции
В 1919 году, после революционных событий, обитель закрывается, ее имущество национализируется. Монахи изгоняются вместе с наместником лавры. Вместе с тем новая власть осознает историко-культурную ценность монастыря.
Для сохранения наследия и спасения его от мародеров создается комиссия, которая призвана оценить имущество лавры с точки зрения его художественной и исторической ценности. В состав комиссии вошли глубоко верующие люди, которые не только описали и оценили, но и сделали все возможное, чтобы сохранить духовное наследие.
Важно знать: после национализации имущества лавры, новыми смотрителями и сторожами стали монахи. Была предпринята огромная работа по сохранению наследия и особенно мощей преподобного Сергия
Многие годы часть мощей были спрятаны, было сделано все, чтобы они не подверглись поруганию и гибели.
В 20-е годы здесь был открыт музей, приобретший позже статус антирелигиозного. Основная борьба развертывалась вокруг мощей Преподобного Сергия, которые на протяжении нескольких десятилетий были выставлены в качестве главного экспоната музея. Загорский историко-краеведческий музей – так теперь называлось место, постепенно ветшал, здания разрушались и теряли свой первоначальный облик, многие здания были перестроены в жилые помещения, школы и склады.
Вокруг Сергиева Посада
Водопад Гремячий
Источник на берегу реки Вондиги — пример религиозной джентрификации. За 20 лет здесь выросло несколько часовен, купель и инфраструктура для паломников. Весной, когда тает снег, можно наблюдать и небольшой водопад.
Православный комплекс «Гремячий ключ»
23 мая 2021 года Гремячий попал в новости: сгорела деревянная церковь Сергия Радонежского. С одной стороны, исторической ценности она не имела (построена в 2001 году), с другой — жалко, поскольку отличалась приятным видом. Название «Гремячий» означает «шумный», хотя есть и более впечатляющая версия, мол, так на Руси называли источники, появившиеся в месте, куда ударила молния. Церковная версия — что вода пробилась по молитве Сергия Радонежского. Местная вода считается целебной из-за содержащегося в ней радона. Но слово «считается» здесь главное.
Гремячий ключ поздней осенью
За пригоршню акульих зубов
Варавинский овраг самый глубокий в Московской области. Среди любителей окаменелостей знаменит находками мелового периода. Внизу найдете много раскопов. Хотите накопать зубов самостоятельно — захватите саперную лопатку и мелкое сито. Акульи зубы здесь маленькие, просеивая песок через пальцы, вы, скорее всего, ничего не заметите. Окаменевшие моллюски и ракушки можно поискать прямо на дне ручья. Забраться сюда уже сильное впечатление. В самом глубоком овраге склоны семь-девять метров высотой. Наверху грохочет Ярославское шоссе, внизу тишина и ощущение, что из кустов сейчас вылезет динозавр.
Черный зуб пикнодуса (4мм); небольшой зуб костной рыбы; окатанная коронка акулы-ангела. Фото: ppks/ammonit.ru
Как тебе такой Илон Маск?
В советское время Сергиев Посад назывался Загорском, вокруг находились закрытые военные и научные городки. Некоторые сохранили этот статус и сегодня. В Пересвете (до 2000 года — поселок Новостройка) расположен полигон для испытания ракетных двигателей. Любите космос — посетите Музей космической техники. Музей, с одной стороны, мемориальный, посвящен Сергею Павловичу Королёву. С другой — до потолка забит артефактами ракетостроительной отрасли, плюс отличная выставка на улице. Экспозиция и экскурсоводы упорно обходят тему тюремного заключения Сергея Королёва, что так же можно добавить к атмосфере места.
Фото: АниКей/forum.novosti-kosmonavtiki.ru
Из городка уезжать не спешите. Во-первых, на въезде в него можно разглядеть те самые испытательные стенды для двигателей (хорошая точка для осмотра — 56.415803, 38.152758). Если повезет, увидите, как их транспортируют к полигону на необычных двухстворчатых железнодорожных платформах. Заодно можете частично объехать полигон по периметру, впечатлившись культурой упадка. Вроде и запускаем ракеты в космос, а полигон в плачевном состоянии.
Строгаем с 1913-го
Местная легенда гласит, что как-то мама детям вытесала из чурбачка ауку — потешную круглобокую куклу-лесовичка. Когда дети наигрались, отец свез ее на базар, где выгодно продал. Так стали в Богородском делать игрушки. Резным промыслом Богородское известно с XV века, а местная фабрика появилась на основе артели, в которую в 1913 году объединились мастера, чтобы не зависеть от сергиевопосадских перекупщиков.
Богородская игрушка
В сквер на территории фабрики, где установлены деревянные фигуры сказочных персонажей, местные жители приходят гулять. При фабрике действует музей. С мастер-класса по изготовлению или раскраске заберете игрушку, которую сделаете сами. Кажется, все по отдельности хорошо знакомо: музей, детские мастер-классы, ремесленная экскурсия, спокойная природа, запах свежеобработанного дерева. А вместе получается сказочно.
Бонусом координата 56.519876, 38.197683 — один из наших любимых родников в округе. Вода вкусная, на сосны легко залезть.
Эстетика постапокалипсиса
Батьковское болото — крайняя точка нашего путешествия, потому что дальше начинается Ярославская область. Это одно из самых больших болот в Подмосковье (площадь свыше 2000 га). Частично было осушено в ХХ веке, торф добывают до сих пор. В 2010 году старые выработки затопило вместе с брошенной техникой. Сегодня сюда ходят местные рыбаки. Но если преодолеете грязь (лучше, конечно, ехать в сухую погоду), то окажетесь в постапокалиптических декорациях: ржавые харвестеры, покинутая бензозаправка, остовы легковых машин. Короче, эстетика упадка во всей красе. Захватите очки сварщика, оставшиеся с киберготской юности, и устройте фотосессию на пустошах погибшего мира. Подробный маршрут постройте при помощи сайта altertravel.ru, который удобно подгружает и традиционные достопримечательности вокруг.
Фото: В.Конторщикова/craneland.ru
Архитектура и постройки лавры
Поскольку монастырский комплекс формировался в течение семисот лет, на его примере можно отследить эволюцию зодческих традиций разного времени. Вход в лавру осуществляется через главные ворота. Над ними возвышается Надвратная Красная башня с бойницами. Ворота оформлены фресками, иллюстрирующими сюжеты из жизни Сергия Радонежского.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи выдержана в стиле московского барокко и очень украшает вход во двор обители. Особенно интересен в плане архитектуры собор в честь святого Сергия Радонежского, поскольку его возведение относится к 1422 году. Древнейшее сооружение, демонстрирующее традиции зодчества XV века.
Основные храмы Троице-Сергиевой лавры
Во дворе монастыря находится множество храмов, возведённых в разное время. Надвратный храм конца XVII века в честь Рождества Иоанна Предтечи встречает паломников на входе. Дальше взору открывается Духовский храм и Троицкий собор. Трапезный храм в стиле нарышкинского барокко находится чуть левее и радует глаз своим праздничным ярким видом.
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Троице-Сергиева Лавра
Незабываемое впечатление производит Успенский собор. Он был построен в 1559-1585 годах и является самым большим среди всех храмов лавры. Именно здесь изначально покоились мощи преподобного Сергия. Оформлением собора занимались выдающиеся мастера того времени — Симон Ушаков и Дмитрий Григорьев.
Интересно! Пройдя за Троицкий собор, можно увидеть самую высокую в стране колокольню.
Рядом стоит надкладезная часовня и чаша с крестом под сенью. Также в ансамбль входит церковь Смоленской иконы Богородицы. Храм построен в стиле барокко и поражает своей торжественной красотой.
Колокольня
Значительным и известнейшим сооружением заповедника стала колокольня. Изысканная и стройная, она возведена по распоряжению Елизаветы I в 1740-1770 гг. по проекту И.Я. Шумахера и Д.В. Ухтомского в стиле русское барокко.
Высота пятиярусной колокольни – 88,04 метра, она одна из самых высоких на территории России. Украшена изящными колоннами и пилястрами, богато декорирована вазами, часами и увенчана позолоченным куполом. Ярусы колокольни имеют колокола, самый древний из которых отлит еще при игумене Никоне в XV веке.
В 20-30-е годы ХХ века почти все колокола были сняты, многие разбиты и перелиты. Сегодня здесь расположены колокола, снятые в начале ХХ века с храма Христа Спасителя. Все они составляют часть звонницы. Кроме этого, здесь висит самый большой колокол современной России, поднятый на колокольню в 2004 году. Его вес составляет 72 тонны.
Храмы и другие строения, коими богата Троице Сергиева Лавра
До сих пор отмеченный мельком, самый большой храм, вокруг которого кажется построенной вся Троице Сергиевская Лавра, на самом деле не старейший. Но заказ самим Иваном Грозным, о чем упоминалось, и дата завершения – 1585 год говорят сами за себя. Отмечалось явное сходство с московским аналогом, но многие находят общие черты с новгородским Софийским собором. Здесь символика расцветки куполов трактуется следующим образом: золотой главный посвящен Спасителю, голубые с золотыми звездами – Богородице, это традиционно.
При этом сходство с новгородской Софией исчерпывается арочными стенами и пятиглавием, нарушается громоздким входным крыльцом и мало выступающими апсидами. Живописно смотрятся расписные арки над апсидой, фон картин с небесами перекликается с расцветкой куполов. Поскольку нынешнее посещение не предполагает осмотра интерьеров, скажем только о главной реликвии собора. Он хранит деревянный гроб, в котором находились мощи Сергия Радонежского со дня упокоения до 1585 года.
Храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов
Названный храм на всего на полвека моложе самого старого из всех, что имеет Троице Сергиева Лавра. Все прочие ему в возрасте уступают, хотя выглядит ветеран вовсе не по-стариковски. Колокольня, совмещенная со световым барабаном единственного купола – довольно редкое планировочное решение в православии. Подобные звонницы в старину именовали всполошными, колокол там звонил в случае угрожающей опасности. Свою роль он успешно выполнял в период Смутного времени, при польско-литовской блокаде.
Духова церковь хранила мощи религиозного публициста Максима Грека и наместника Антония, которым Троице Сергиевская Лавра управлялась 46 лет. Сейчас останки перенесены в церковь Сергия Радонежского, здесь осталось надгробие московского митрополита Платона (Левшина), о котором вскоре вспомним. Запоминаются архитектурные особенности храма, в частности, высокие апсиды, почти достигающие верха закомар. Колокольные проемы оформлены кокошниками, звук усиливался, направляясь в купол-резонатор.
Наконец, древнейший храм – Троицкий собор
Троицкий собор построен в 1423 году, зодчим был ученик преподобного Сергия, монах Никон Радонежский. Именно он наследовал игуменство монастыря, активно занимаясь параллельно строительной деятельностью. Собор выстроили в рекордный годовой срок, конструктивно он достаточно прост. Стены имеют по три разделительных лопатки с килевидными закомарами, в центре четверика основание и цилиндрический световой барабан с куполом. Здесь Троице Сергиева Лавра сохраняет главную реликвию – мощи основателя в серебряной раке.
Останки Сергия Радонежского и обретены были в процессе строительства, они открылись лично Никону. У собора постоянно много людей, желающие прикоснуться к реликвии. Южнее апсид собора видна еще одна, не сразу понятная. Только присмотревшись, отсюда можно определить, что рядом – еще одна церковь. Ее можно принять за южный придел Троицкого собора, первоначально так и задумывалось. Никоновская церковь построена в 1548 году над могилой архитектора собора, оба храма одноглавые, с позолоченными кровлями и куполами.