Сергиев посад. троице-сергиева лавра

История[править]

Обитель была основана в 1337 г. прп. Сергием Радонежским. Со дня основания и до наших дней это одна из самых почитаемых святынь, крупнейший центр духовного просвещения и русской культуры. В стенах Троице-Сергиевой лавры подвизились прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918).

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг.

Монахами Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских обителей по примеру самого Сергия Радонежского, основавшего при жизни около сорока монастырей.

В 1608-1610 гг. монастырь с тремя тысячами человек выдержал осаду тридцатитысячного польско-литовского войска, претендовавшего на Россию и московский трон. Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православия.

В 1744 г. монастырь получил почётное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

С 1814 г. на территории Троице-Сергиевой лавры расположилась Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России (до пожара 1812 г. пребывавшая в московском Заиконоспасском монастыре, там же и основанная в 1685 г.)

В 1920 г. Троице-Сергиеву лавру закрыли богоборцы. В её зданиях на долгие годы разместился Историко-художественный музей и другие госучреждения, часть строений отдали под жильё.

Возрождение обители началось после Великой Отечественной войны, в 1946 г. В её стенах проходили Поместные Соборы (в 1971, 1988, 1990 гг.)

Пройдя через испытания войной и безбожием, Свято-Троицкая Сергиева лавра по-прежнему является духовным оплотом России и одним из самых почитаемых мест паломничества.

Архитектура, внешний вид

Черниговский скит в Сергиевом Посаде сегодня представляет собой архитектурный ансамбль, имеющий своим центром 5-главый каменный Черниговский Храм. Большая церковь была возведена во имя Богородицы Черниговско-Гефсиманской в период с 1886 по 1889 гг. Пещерная церковь, давшая начало скиту, располагается прямо под Храмом.

Проектирование и строительство каменного надпещерного Храма производилось под руководством Н.В. Султанова. Гениальный зодчий сумел спроектировать мощный фундамент во влажной, зыбкой почве, и возвести стены храма, не повредив алтарь, находящийся под ним. Пещерная церковь была действующей весь период строительства.

В скитский комплекс, помимо Храма, входят:

  • часовня во имя преподобного Владимира Сербского, устроенная над святым источником;
  • 5-ярусная колокольня высотой 71 м, над главным входом в скит;
  • церковь во имя Николая Чудотворца (на северо-западе от часовни);
  • храм во имя благочестивых Константина и Елены (позади часовни, справа от нее);
  • 2-этажный Южный келейный корпус;
  • 1-этажный келейный корпус вдоль восточной ограды;
  • 2-этажная трапезная вдоль западной ограды;
  • Боголюбская киновия, как место погребения братьев-схимников, была основана еще блаженным Филиппушкой в 1858 г., на западе от скита, на берегу ближнего пруда. Позже над ней была возведена 2-этажная каменная церковь.

Весь ансамбль скита выдержан в псевдорусском стиле, сохраняющем классические традиции древнерусского зодчества.

Смута

Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.

Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…

Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве. В войске Лжедмитрия служили самые разные люди: беглые казаки, изменники-дворяне, поляки, литовцы… Все хотели отличиться и получить от фальшивого царевича награды и почести.

Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.

Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.

Внутри монастырских стен оружие могли держать всего две-три тысячи человек: монахи, стрельцы, несколько опытных военачальников из дворян и крестьяне из окрестных сёл. А врагов снаружи было в несколько раз больше! Против каждого защитника обители получалось от четырёх до семи вражеских воинов! Правда, у Лавры имелись отличные пушки. Такие, о которых Сапега с Лисовским могли только мечтать.

Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.

Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.

7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих! А из Троицкой обители их всех осыпали ядрами монастырские пушки! Ура! Штурм захлебнулся! А на помощь монахам уже спешило большое войско князя Скопина-Шуйского, сторонника царя Василия! Неужели осада закончится?

Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надеж­ду, что неприятеля можно одолеть!

Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.

Святыни и престольные праздники

Самой почитаемой реликвией в Свято-Троицкой лавре являются мощи её основателя святого Сергия Радонежского. Также здесь находятся иконы Богоматери — Тихвинская и Черниговская. Верующие могут приложиться к мощам преподобных Максима Грека и Антония Радонежского.

Ценность представляет чтимая икона святого Николая, находящаяся в храме преподобного Сергия.

Важно! С особым благоговением отмечаются в лавре День Святой Троицы и Успение Пресвятой Богородицы. Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место

Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни

Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место. Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни.

Деятельность прихода

В лавре организовываются многочисленные экскурсии. Братия с радостью принимает помощь от волонтеров и трудников в пользу монастыря. При монастыре действует трапезная. Здесь организован оздоровительный центр, в котором ведут приём больных иеромонах Моисей и монах Мелитон. В центре продаются сборы лечебных трав, которые можно приобрести и через сеть Интернет.


Собор иконы Божией Матери Черниговская-Гефсиманская Троице-Сергиевой лавры

Работа паломнического центра направлена на решение организационных моментов, связанных с прибытием гостей. Также через него ведётся миссионерская работа в детских приютах, местах лишения свободы и больничных учреждениях.

Помощь больным и одержимым при лавре

В монастырь часто приезжают люди, которые по заключению медиков являются душевнобольными. В православной среде такие недуги именуют бесноватостью и порчей. В храмах проводится отчитка одержимого. Для этого используют специальные молитвы, которые известны ещё с IV века. Во время обряда происходят довольно жуткие вещи. Человек, одержимый бесом, издаёт странные звуки, тело извивается в неестественных позах. Присутствовать при этом обычным неискушенным людям не рекомендуется. Есть вероятность самим подхватить демоническую сущность.

Самым опытным экзорцистом в городе считается отец Герман (Чесноков). Именно к нему стараются попасть те, кто отчаялся вернуться к нормальной жизни ввиду своей одержимости.

Режим работы и расписание богослужений

Черниговский скит в Сергиевом Посаде каждый день посещают десятки и сотни верующих.

В соборе проходят ежедневные богослужения:

  • 5.30 (на рассвете) — общий молебен перед ракой с мощами св.Варнавы;
  • 6.30 утра — божественная литургия (евхаристия);
  • 11.00 — акафист у иконы Черниговской Богоматери;
  • 12.00 — соборование (помазание елеем);
  • 16.45 — вечерняя литургия.

Соборование в Скиту совершаются ежедневно, за исключением больших праздников и воскресных дней. Начало таинства в 12.00, длится оно около 2-х часов. На соборование рекомендуется приходить за 0.5 часов до начала, чтобы записаться и купить соборную свечу.

Помимо соборования, в Скиту служатся и другие требы и таинства:

  • сорокоусты;
  • венчание;
  • крещение;
  • отпевание (покойников);
  • поминовения (за здравие и за упокой) – на полгода и на год;
  • молебны.

Каждый день, с раннего утра и до позднего вечера, сменяя друг друга, монахи читают псалтырь перед аналоем. Многие паломники хотят исповедаться и причаститься в Черниговском скиту. Это можно сделать во время ежедневной утренней и вечерней службы. В Боголюбской киновии в будние дни и субботу служится Божественная литургия в 7.00, в воскресенье служба начинается в 9.00.

Начало ХХ века – судьба во время революции

В 1919 году, после революционных событий, обитель закрывается, ее имущество национализируется. Монахи изгоняются вместе с наместником лавры. Вместе с тем новая власть осознает историко-культурную ценность монастыря.

Для сохранения наследия и спасения его от мародеров создается комиссия, которая призвана оценить имущество лавры с точки зрения его художественной и исторической ценности. В состав комиссии вошли глубоко верующие люди, которые не только описали и оценили, но и сделали все возможное, чтобы сохранить духовное наследие.

Важно знать: после национализации имущества лавры, новыми смотрителями и сторожами стали монахи. Была предпринята огромная работа по сохранению наследия и особенно мощей преподобного Сергия

Многие годы часть мощей были спрятаны, было сделано все, чтобы они не подверглись поруганию и гибели.

В 20-е годы здесь был открыт музей, приобретший позже статус антирелигиозного. Основная борьба развертывалась вокруг мощей Преподобного Сергия, которые на протяжении нескольких десятилетий были выставлены в качестве главного экспоната музея. Загорский историко-краеведческий музей – так теперь называлось место, постепенно ветшал, здания разрушались и теряли свой первоначальный облик, многие здания были перестроены в жилые помещения, школы и склады.

Святыни

Черниговский скит в Сергиевом Посаде обладает удивительной мощной энергетикой. Место, намоленное несколькими поколениями монахов, имеет ауру святости, здесь возникает чувство умиротворения и спокойствия. Все проблемы вдруг теряют свою остроту, и возникает уверенность в помощи свыше.

Здесь нет суеты и показной набожности, сюда еще не проник дух бизнеса от веры, которым грешат, к сожалению, многие знаменитые Храмы.

В Черниговском скиту хранятся святыни:

  • В соборе хранится главная святыня монастыря – мощи святого преподобного Варнавы, причисленного к сонму радонежских святых. С древнееврейского «Варнава» переводится как «сын утешения». В Черниговском ските он прожил 47 лет, из них 33 в образе святого старца. К нему приезжали, ищущие утешения и укрепления веры, паломники со всей России. В день он мог принять и исповедать до 500 чел. В частности, сам император Николай II приезжал к нему в 1905 г. вместе со всей семьей. Наместник Троице-Сергиевой Лавры назвал Варнаву «народным духовником».
  • В нижней церкви Боголюбской киновии захоронены мощи Блаженного Филиппушки. Когда-то Филипп Хорев, крестьянин, родом из Владимирской губернии, имел семью и детей. Но посетившее его однажды озарение заставило бросить налаженный быт, семью и отправиться странствовать по Руси. До поселения в скиту он много лет юродствовал. Зимой и летом он ходил босым, голодал, носил нищенские обноски, мучил себя ношением вериг. Филиппушка питался подаянием, отличался необыкновенно кротким нравом и даром предсказания, его называли «прозорливым».
  • На территории Скита находится захоронение Александры Григорьевны Филипповой, когда-то передавшей обители икону Черниговской Божьей матери. Свои последние годы она прожила в доме престарелых при ските, много молилась, свято соблюдала все церковные каноны.
  • К двум главным чудотворным иконам Храма постоянно подходят и подолгу стоят люди, истово крестясь и шепча свои молитвы, многие стоят на коленях. Кандило (подсвечники) перед ними всегда полны горящих свечей: список с чудотворной иконы Черниговской Божьей Матери (14 сентября — Престольный праздник). Впервые икона явила чудо в 1869 г., исцелив парализованную женщину еще в Пещерной церкви Черниговской обители. Старинная икона неоднократно являла чудеса исцеления, их было зафиксировано свыше 100; список с Иконы «Нерушимая стена» защищает от сглаза, порчи, проклятия, от потери имущества, спасает во время стихийного бедствия, эпидемии, вражеского нашествия.
  • Важнейшей святыней скита, чтимой и бережно охраняемой, является один из 2 священных камней, с иссеченными на них православными крестами, привезенных в дар скиту из Иерусалима русским историком и писателем А.Н.Муравьевым. Сохранившийся камень взят был Муравьевым в Гефсиманской пещере, от гроба Богородицы. Камень вставлен в киот, под ним поясняющая надпись: «на благословение Новой Гефсимании».
  • В специальной раке в пещерном храме хранятся мощи святых Киево-Печерской Лавры. Приложиться к ним приходят паломники, одолеваемые болезнями и несчастьями.
  • У входа в храм находится икона Божьей Матери «Молящаяся». Перед ней молятся для обретения и укрепления веры.
  • На север от главного Собора на территории обители находятся захоронения монахов, попечителей и благотворителей. Здесь же лежат останки знаменитых русских публицистов и философов:
  • Константина Николаевича Леонтьева (врач, дипломат, писатель и философ, принявший монашество под именем Климент);
  • Василия Васильевича Розанова, русского религиозного философа, мыслителя и писателя.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад

Год включения в Список всемирного наследия: 1993

Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – город Загорск) – это небольшой город, расположенный в 70 км к северо-востоку от Москвы. Он сформировался вокруг древнего монастыря Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной жизни Руси.

Уединенная пустынь (место моления) была основана в середине XIV в. в глухих подмосковых лесах сыном ростовского боярина Варфоломеем, который после стал известен как Сергий Радонежский. В XV–XVI вв. пустынь стала превращаться в большой и влиятельный монастырь

Расположение на важной стратегической дороге к русскому Северу способствовало его укреплению и включению в общую систему обороны Москвы. Героической страницей истории монастыря стала его многомесячная оборона в начале ХVII в. от осаждавших его польских интервентов

от осаждавших его польских интервентов.

Монастырь постепенно становится крупнейшим феодалом-землевладельцем. В 1744 г. ему присваивается почетное наименование лавры. В 1782 г. населенный пункт, образовавшийся вокруг монастыря, объявляют городом под названием Сергиев Посад.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался постепенно на протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений.

Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422–1423 гг. над гробом Сергия Радонежского, на месте прежней деревянной церкви. Для его постройки пригласили выдающихся зодчих, придавших собору все характерные черты ранней московской архитектуры. Это четырехстолпный крестово-купольный храм, сложенный из тесаных белокаменных блоков, он отличается небольшими размерами и скромным резным декором.

Для росписи интерьера Троицкого собора были приглашены выдающиеся художники того времени Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили артелью иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу», которая находилась здесь до 1929 г., а затем была передана Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия). Андрей Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень сильно разрушены.

Во второй половине XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Успенский собор на центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но в несколько увеличенных размерах. Получился массивный пятиглавый храм, в отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в. он был расписан ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. В 1606 г. здесь были погребены русский царь Борис Годунов с женой и сыном.

Каменные крепостные стены с башнями, придающие монастырю вид неприступной крепости, были построены всего за десять лет (1540–1550 гг.). Позднее их неоднократно реконструировали. Ныне они достигают общей длины 1120 м при высоте от 7 до 15 м.

В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться за счет появления новых сооружений. К их числу относятся больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и Царские Чертоги, т.е. каменный царский дворец в лавре. Это также замечательная трапезная – этот зал был предназначен для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего духовенства. Эксперты считают это здание прекрасным образцом «московского барокко».

В XVIII в. здесь появилась изящная пятиярусная колокольня, проект которой был создан выдающимся московским зодчим Д.В. Ухтомским. Белая 88−метровая колокольня – своего рода объединяющий центр всего монастырского ансамбля, придающий ему логическую завершенность.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была объявлена музеем, с 1940 г. – это государственный историко-художественныймузей-заповедник. Помимо архитектуры, огромную ценность представляет уникальное собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV–XVII вв. Здесь творили многие русские писатели того времени, составляли летописи, вели переписку и коллекционирование древних книг, здесь развивались иконопись, художественные ремесла. Большую ценность представляют также произведения русского искусства XVII–XIX вв. На территории лавры располагается Московская духовная академия и духовная семинария.

Социальные комментарии Cackle

Как добраться на машине, общественном транспорте

Черниговский скит, обитель, устроенная монахами-отшельниками в 1844 г. в древнем Сергиевом Посаде, довольно далеко находится от центра города. Автобусом №38 поездка занимает 15 мин., у таблички «Каляевская» выйти. Маршрутным такси №№7, 18 доехать до деревни «Ферма».

Можно доехать до деревни «Лоза» (маршрутки №№30,36,37), выход перед Фермой, на КПП. Затем следует перейти на другую сторону дороги, повернуть на север и идти по улице Солнечной.

Дорога приведет к обители. Автомобильный маршрут от Лавры:

  1. свернуть с проспекта Красной Армии на улицу Карла Маркса;
  2. на 2 перекрестке за ж/д перегоном повернуть налево на ул.Вифанскую;
  3. свернуть на Новоогородную;
  4. после таблички-указателя «НИИРП» повернуть вправо;
  5. дальше ехать по прямой, не сворачивая, до Скита.

Такси от центра города будет стоить примерно 200 руб. Рядом с Черниговским Скитом находятся 2 бесплатные, довольно большие, парковки. От Лавры до Скита всего 3 км, неспешным ходом это займет минут 40.

Из Москвы (от метро ВДНХ) до конечной остановки Сергиева Посада курсирует автобус №388. Электропоезд на Сергиев Посад отправляется от Ярославского вокзала. Дольше, от ж/д вокзала в Сергиевом Посаде до монастыря можно доехать маршрутными такси №7, 8.

Как добраться на машине, общественном транспорте

Черниговский скит, обитель, устроенная монахами-отшельниками в 1844 г. в древнем Сергиевом Посаде, довольно далеко находится от центра города. Автобусом №38 поездка занимает 15 мин., у таблички «Каляевская» выйти. Маршрутным такси №№7, 18 доехать до деревни «Ферма».

Можно доехать до деревни «Лоза» (маршрутки №№30,36,37), выход перед Фермой, на КПП. Затем следует перейти на другую сторону дороги, повернуть на север и идти по улице Солнечной.

Дорога приведет к обители. Автомобильный маршрут от Лавры:

  1. свернуть с проспекта Красной Армии на улицу Карла Маркса;
  2. на 2 перекрестке за ж/д перегоном повернуть налево на ул.Вифанскую;
  3. свернуть на Новоогородную;
  4. после таблички-указателя «НИИРП» повернуть вправо;
  5. дальше ехать по прямой, не сворачивая, до Скита.

Такси от центра города будет стоить примерно 200 руб. Рядом с Черниговским Скитом находятся 2 бесплатные, довольно большие, парковки. От Лавры до Скита всего 3 км, неспешным ходом это займет минут 40.

Из Москвы (от метро ВДНХ) до конечной остановки Сергиева Посада курсирует автобус №388. Электропоезд на Сергиев Посад отправляется от Ярославского вокзала. Дольше, от ж/д вокзала в Сергиевом Посаде до монастыря можно доехать маршрутными такси №7, 8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector