Свято-троицкая сергиева лавра

Экскурсии в подземелье

Сотрудники монастыря, монахи очень доброжелательны, смиренно-кроткие и как-то особенно спокойно-внимательные. Экскурсии проводят семинаристы из Троице-Сергиевой Лавры. Они подробно, с любовью и почтением, рассказывают историю Скита, показывают все реликвии, с готовностью ответят на любой вопрос, касающийся самых частных деталей.

Экскурсия по пещерам Скита влечет всех, большая часть туристов едут сюда именно за этим. Всего под землей, на глубине 6.5 м, было вырыто 14 маленьких келий и два больших зала. Самая маленькая келья имеет всего 2 м в длину и 1 м в ширину. Сейчас пещеры полностью восстановлены.

Стоимость групповой экскурсии по пещерам для россиян:

численность группы (чел.) взрослые, до 10 взрослые, свыше 10 школьники, до 10 школьники, свыше 10
стоимость (руб.) 800 (за группу) 80 (с 1 человека) 800 (за группу) 40 (с 1 чел.)

Стоимость группового тура для иностранных граждан:

численность группы (чел.) взрослые, до 10 взрослые, свыше 10 школьники, до 10 школьники, свыше 10
Стоимость (руб.) 1000 (за группу) 100 (с 1 чел.) 1000 (за группу) 50 (с 1 чел.)

Если в группе есть инвалиды-колясочники, просьба сообщить об этом заранее, братья-монахи помогут в передвижении инвалида по территории Скита. После экскурсии можно самостоятельно пройтись по скиту, зайти в Храм, помолиться у чудотворных икон, подать записки за здравие и за упокой, поставить свечи.

Святой подземный источник, бьющий с глубины 20 м, наполняет небольшое подземное озеро (Гефсиманский кладезь). Рядом с ним купель со святой водой. Считается, что, искупавшись в ней, можно снять с себя все грехи и исцелиться от болезней.

Однако вода настолько холодная (+4 градуса), что немногие решаются окунуться в нее. Купель разделена на мужскую и женскую половину. Часовня во имя преподобного Владимира Сербского, рядом с купелью, открыта ежедневно с 5.00 до 21.00.

Расписание богослужений

  • Главная
  • >
  • Богослужения

Открыть расписание богослужений на текущую седмицу >>

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Ранняя Литургия – 06.00 05.30
Поздняя Литургия – 08.30
После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 14.00 без водоосвящения.

ТРОИЦКИЙ СОБОР

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30
Средняя Литургия – 06.30 06.30
Молебны с акафистом преподобному Сергию – 08.30–20.30 Начало молебнов в 08.30; 10.30; 12.30; 14.30; 16.30; 18.30
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения). В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения). Освященное масло можно получить за свечным ящиком.

Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00. Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00. Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00. На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок.

НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Исповедь 1-я смена – с 06.00 с 05.00
Исповедь 2-я смена – с 08.00 с 07.30

ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 07.00
Литургия – 06.20 07.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20

ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ (вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нет Исповедь в притворе храма – 07.00
Литургия – 06.20 07.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

Ежедневно
Вечернее богослужение 17.00
Литургия 08.10
Таинство соборования 12.00 (кроме воскресных и праздничных дней)
Молебен с водосвятием у чтимых святынь: икон «Неупиваемая чаша» и Свт. Спиридона Тримифунтского Каждую пятницу

Открыть расписание богослужений на текущую седмицу >>

Известные духовные наставники наших дней

Среди нынешних учеников преподобного немало духовников, попасть к которым стремились и стремятся паломники

архим. Кирилл (Павлов) (1919-2017 гг.); только произнесенные им проповеди составляют несколько объемистых томов; долгое время он также был братским духовником; ему же исповедовались три патриарха – Алексий I, Пимен, Алексий II; 

  • архим. Наум (Байбородин) (1927-1917 гг.), также бывший братским духовником;
  • сейчас духовно руководит Троицкими иноками архим. Варфоломей (Калугин).

Отчитки

Чин изгнания духов нечистых появился в Русской Церкви только во 2 пол.XVII в., после богослужебных реформ Патриарха Никона. Считается, что он заимствован у католиков митр. Киевским, свт. Петром Могилой, а затем перешел в Россию.

С 1982 г. по благословению Духовного собора этот чин, народом также именуемый «отчиткой» в надвратном храме проводил архим. Герман (Чесноков). Впоследствии он же совершал его на Воскресенском подворье обители. В 2019 г. ревностный служитель Божий преставился на 79 году земной жизни. О том, проводится ли чин сейчас, на сайте монастыря информации нет, однако размещен телефон, по которому эти вопросы предлагается уточнять индивидуально.

Современные пастыри относятся к чину неоднозначно. Сам о. Герман полагал, что иногда немощь человека действительно объясняется находящимися внутри него нечистыми духами. 

К тому же, многие говорят о том, что необходимо различать психическое, требующее чисто медицинского вмешательства, и собственно духовное заболевание, требующее помощи Церкви. Признаком последнего обычно является неадекватная реакция (от резкой головной боли, например, до тяжелых отклонений поведения) именно на святыни – храм, иконы, таинства. Поэтому перед обращением к совершителю подобного чина рекомендуется получить совет опытного духовника о необходимости подобного священнодействия.

Интересные факты об обители

Приезжающие в монастырь, знают о нем немало, тем не менее встречаются с некоторыми особенностями, о которых ничего не говорят путеводители. Среди них:

  • здесь не предусмотрены конкретные суммы пожертвований за требы, даже за свечи; последние можно взять бесплатно; если же есть возможность внести лепту, деньги можно опустить в церковную кружку;
  • монашеские правила строги: «братская» часть монастыря отделена от открытой для посещения мирянами; если нужно встретиться с кем-то из братии, следует сообщить об этом дежурному на проходной, после чего ожидать здесь же;
  • подсчитано, что ежегодно обитель посещает до 300000 туристов; в последние годы среди них можно очень часто увидеть выходцев из Азии; по подсчетам, только китайцев приезжает сюда до 100000, что составляет треть туристического потока; причем каждый пятый приезжает не с группой, а лично, с благоговением посещая местные святыни.

Часы работы

Монастырь открыт для всех желающих с 5 ч. утра до 9 вечера. По праздникам врата не закрываются круглые сутки. Богослужения совершаются ежедневно, расписание меняется, так что перед поездкой стоит свериться с интернет-страницей лавры. Желающим попасть на службу в Успенский собор следует иметь ввиду, что храм – «летний», зимой службы идут в Трапезной церкви прп. Сергия. Исповедь традиционно проходит в надвратном храме св. Иоанна Предтечи. Расписание ее совершения также можно узнать на сайте.

При обители для паломников есть:

  • три гостиницы, размещение стоит от 450 до нескольких тысяч рублей за сутки;
  • четыре трапезные.

В монастырь также можно приехать трудником, для этого с обителью следует связываться предварительно.

Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра  Телефон для справок по общим вопросам:+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)Телефоны для заказа экскурсий:+7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)

Социальные сети

Многие из раз побывавших здесь очень хотят вернуться снова. Таков дух этого места, пропитанного святостью. А потому душа, как бы ни была она погружена в мирские попечения, ощущает его, как свою духовную родину.

Наталья Сазонова

История продолжается

К началу двадцатого века Троице-Сергиев монастырь был самым главным центром русского православия. Вокруг него вырос огромный город — Сергиев Посад. Вся жизнь города зависела от монастыря. Рядом появилась железная дорога. В Лавре было около четырёхсот монахов, а ещё студенты семинарии, паломники, работники-миряне.

В 1917 году в нашей стране произошла революция. Через год новые власти превратили монастырь в трудовую артель, а ещё спустя год вообще закрыли. При бывшей обители создали Комиссию по охране памятников истории и старины. Работники Комиссии узнали, что власти хотят вскрыть мощи преподобного Сергия и уничтожить их. Несколько человек отважились похитить голову святого и сохранить её до лучших времён.

Известный ученый и священник Павел Флоренский вместе с реставратором Юрием Олсуфьевым тайно вынесли из храма голову святого и спрятали её. Много лет смелые православные люди сохраняли святыню, передавая её друг другу, хотя в безбожные времена это было очень рискованно. Только после Великой Отечественной войны, когда обитель снова передали Церкви, голову вернули в монастырь.

Храмы и соборы Троице-Сергиевой лавры

Главный соборный храм Лавры и древнейшее сооружение на территории комплекса — Троицкий собор, построен в XV веке на месте древнего храма, стоявшего над местом упокоения Сергия Радонежского. Троицкий Собор является одним из немногих, построенных в стиле раннего московского зодчества из белого камня. Изначально внутреннее убранство храма, его росписи были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Однако фрески, созданные ими, утрачены для наших поколений. Храм строился в 1422—1423 гг.

Троицкий собор,  Альберт

Крупнейшее здание монастыря — Собор Успения Божией Матери. Он построен в XVI веке и символизирует покорение и присоединение Астрахани и Казани. C конца XVI — начала XVII веков стал местом усыпальницы митрополитов Москвы. Доступен для посещения в часы служб, утром и вечером. В остальное время закрыт.

Успенский кладезь с часовней — храм второй половины XVII века, построен у юго-западного угла Успенского собора над обнаруженным святым источником.

Успенский собор и Кладезная часовня,  Екатерина

Построенная в XV веке церковь во имя Святого Духа, сошедшего на апостолов. В середине XVII века с северной стороны к стене церкви был сооружен придел над прахом Максима Грека — знаменитого философа и писателя.

Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (XVI век) построена в честь сподвижника и ученика преподобного Сергия. Она стоит на месте его захоронения. Позже дополнительно была пристроена палатка погребения св. Серапиона Новгородского. Она так и называется — Серапионова палатка.

Предтеченский храм у восточной стены обители (конец XVII века) — надвратная церковь, в которой регулярно проходят службы. Пятиглавие храма восстановлено в 1974 году.

Единственный шатровый храм Лавры — церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, располагается в западной части монастыря.

Трапезная церковь. Выстроена в XVIII веке в честь основателя Лавры святого Сергия.

Михеевский храм (XVIII век). Построен вплотную к Трапезной церкви в память о посещении святого места Пресвятой Богородицей. Сергию Радонежскому и его келейнику, преподобному Михею, было дано видение Божией Матери в сопровождении двух апостолов. Они были оповещены о процветании монастыря, когда их не станет. Во имя этого чудесного события построен сей храм. В нем находятся мощи св. Михея.

Смоленская церковь построена в XVIII веке в честь чудесного исцеления псаломщика, который страдал болезнью рук. Исцеление ему дала икона Богоматери Смоленской, которая была установлена на фасаде поварни монастыря. На этом месте был возведен храм, а икона стала считаться чудотворной и была помещена в иконостас.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры высотой 88 метров возведена в 1770 году, замыкает ансамбль Соборной площади лавры с северной стороны.

Другие постройки и достопримечательности Троице-Сергиевой лавры

Трапезная палата XII века. Изначально в ней размещались трапезные — большая и малая. Большая предназначалась для особых приемов, а в малой обедали обитатели монастыря.

Покои для царской семьи — «Царские чертоги» (XVII век). Здесь останавливался на отдых царь со свитой. Здание находится в ведении Духовной академии.

Построенное в XVII веке здание резиденции митрополитов. В настоящее время здесь находится резиденция патриархов.

Онлайн-карта Троице-Сергиевой лавры

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад

Год включения в Список всемирного наследия: 1993

Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – город Загорск) – это небольшой город, расположенный в 70 км к северо-востоку от Москвы. Он сформировался вокруг древнего монастыря Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной жизни Руси.

Уединенная пустынь (место моления) была основана в середине XIV в. в глухих подмосковых лесах сыном ростовского боярина Варфоломеем, который после стал известен как Сергий Радонежский. В XV–XVI вв. пустынь стала превращаться в большой и влиятельный монастырь

Расположение на важной стратегической дороге к русскому Северу способствовало его укреплению и включению в общую систему обороны Москвы. Героической страницей истории монастыря стала его многомесячная оборона в начале ХVII в. от осаждавших его польских интервентов

от осаждавших его польских интервентов.

Монастырь постепенно становится крупнейшим феодалом-землевладельцем. В 1744 г. ему присваивается почетное наименование лавры. В 1782 г. населенный пункт, образовавшийся вокруг монастыря, объявляют городом под названием Сергиев Посад.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался постепенно на протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений.

Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422–1423 гг. над гробом Сергия Радонежского, на месте прежней деревянной церкви. Для его постройки пригласили выдающихся зодчих, придавших собору все характерные черты ранней московской архитектуры. Это четырехстолпный крестово-купольный храм, сложенный из тесаных белокаменных блоков, он отличается небольшими размерами и скромным резным декором.

Для росписи интерьера Троицкого собора были приглашены выдающиеся художники того времени Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили артелью иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу», которая находилась здесь до 1929 г., а затем была передана Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия). Андрей Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень сильно разрушены.

Во второй половине XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Успенский собор на центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но в несколько увеличенных размерах. Получился массивный пятиглавый храм, в отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в. он был расписан ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. В 1606 г. здесь были погребены русский царь Борис Годунов с женой и сыном.

Каменные крепостные стены с башнями, придающие монастырю вид неприступной крепости, были построены всего за десять лет (1540–1550 гг.). Позднее их неоднократно реконструировали. Ныне они достигают общей длины 1120 м при высоте от 7 до 15 м.

В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться за счет появления новых сооружений. К их числу относятся больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и Царские Чертоги, т.е. каменный царский дворец в лавре. Это также замечательная трапезная – этот зал был предназначен для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего духовенства. Эксперты считают это здание прекрасным образцом «московского барокко».

В XVIII в. здесь появилась изящная пятиярусная колокольня, проект которой был создан выдающимся московским зодчим Д.В. Ухтомским. Белая 88−метровая колокольня – своего рода объединяющий центр всего монастырского ансамбля, придающий ему логическую завершенность.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была объявлена музеем, с 1940 г. – это государственный историко-художественныймузей-заповедник. Помимо архитектуры, огромную ценность представляет уникальное собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV–XVII вв. Здесь творили многие русские писатели того времени, составляли летописи, вели переписку и коллекционирование древних книг, здесь развивались иконопись, художественные ремесла. Большую ценность представляют также произведения русского искусства XVII–XIX вв. На территории лавры располагается Московская духовная академия и духовная семинария.

Социальные комментарии Cackle

Начало ХХ века – судьба во время революции

В 1919 году, после революционных событий, обитель закрывается, ее имущество национализируется. Монахи изгоняются вместе с наместником лавры. Вместе с тем новая власть осознает историко-культурную ценность монастыря.

Для сохранения наследия и спасения его от мародеров создается комиссия, которая призвана оценить имущество лавры с точки зрения его художественной и исторической ценности. В состав комиссии вошли глубоко верующие люди, которые не только описали и оценили, но и сделали все возможное, чтобы сохранить духовное наследие.

Важно знать: после национализации имущества лавры, новыми смотрителями и сторожами стали монахи. Была предпринята огромная работа по сохранению наследия и особенно мощей преподобного Сергия

Многие годы часть мощей были спрятаны, было сделано все, чтобы они не подверглись поруганию и гибели.

В 20-е годы здесь был открыт музей, приобретший позже статус антирелигиозного. Основная борьба развертывалась вокруг мощей Преподобного Сергия, которые на протяжении нескольких десятилетий были выставлены в качестве главного экспоната музея. Загорский историко-краеведческий музей – так теперь называлось место, постепенно ветшал, здания разрушались и теряли свой первоначальный облик, многие здания были перестроены в жилые помещения, школы и склады.

Святыни

Черниговский скит в Сергиевом Посаде обладает удивительной мощной энергетикой. Место, намоленное несколькими поколениями монахов, имеет ауру святости, здесь возникает чувство умиротворения и спокойствия. Все проблемы вдруг теряют свою остроту, и возникает уверенность в помощи свыше.

Здесь нет суеты и показной набожности, сюда еще не проник дух бизнеса от веры, которым грешат, к сожалению, многие знаменитые Храмы.

В Черниговском скиту хранятся святыни:

  • В соборе хранится главная святыня монастыря – мощи святого преподобного Варнавы, причисленного к сонму радонежских святых. С древнееврейского «Варнава» переводится как «сын утешения». В Черниговском ските он прожил 47 лет, из них 33 в образе святого старца. К нему приезжали, ищущие утешения и укрепления веры, паломники со всей России. В день он мог принять и исповедать до 500 чел. В частности, сам император Николай II приезжал к нему в 1905 г. вместе со всей семьей. Наместник Троице-Сергиевой Лавры назвал Варнаву «народным духовником».
  • В нижней церкви Боголюбской киновии захоронены мощи Блаженного Филиппушки. Когда-то Филипп Хорев, крестьянин, родом из Владимирской губернии, имел семью и детей. Но посетившее его однажды озарение заставило бросить налаженный быт, семью и отправиться странствовать по Руси. До поселения в скиту он много лет юродствовал. Зимой и летом он ходил босым, голодал, носил нищенские обноски, мучил себя ношением вериг. Филиппушка питался подаянием, отличался необыкновенно кротким нравом и даром предсказания, его называли «прозорливым».
  • На территории Скита находится захоронение Александры Григорьевны Филипповой, когда-то передавшей обители икону Черниговской Божьей матери. Свои последние годы она прожила в доме престарелых при ските, много молилась, свято соблюдала все церковные каноны.
  • К двум главным чудотворным иконам Храма постоянно подходят и подолгу стоят люди, истово крестясь и шепча свои молитвы, многие стоят на коленях. Кандило (подсвечники) перед ними всегда полны горящих свечей: список с чудотворной иконы Черниговской Божьей Матери (14 сентября — Престольный праздник). Впервые икона явила чудо в 1869 г., исцелив парализованную женщину еще в Пещерной церкви Черниговской обители. Старинная икона неоднократно являла чудеса исцеления, их было зафиксировано свыше 100; список с Иконы «Нерушимая стена» защищает от сглаза, порчи, проклятия, от потери имущества, спасает во время стихийного бедствия, эпидемии, вражеского нашествия.
  • Важнейшей святыней скита, чтимой и бережно охраняемой, является один из 2 священных камней, с иссеченными на них православными крестами, привезенных в дар скиту из Иерусалима русским историком и писателем А.Н.Муравьевым. Сохранившийся камень взят был Муравьевым в Гефсиманской пещере, от гроба Богородицы. Камень вставлен в киот, под ним поясняющая надпись: «на благословение Новой Гефсимании».
  • В специальной раке в пещерном храме хранятся мощи святых Киево-Печерской Лавры. Приложиться к ним приходят паломники, одолеваемые болезнями и несчастьями.
  • У входа в храм находится икона Божьей Матери «Молящаяся». Перед ней молятся для обретения и укрепления веры.
  • На север от главного Собора на территории обители находятся захоронения монахов, попечителей и благотворителей. Здесь же лежат останки знаменитых русских публицистов и философов:
  • Константина Николаевича Леонтьева (врач, дипломат, писатель и философ, принявший монашество под именем Климент);
  • Василия Васильевича Розанова, русского религиозного философа, мыслителя и писателя.

Карта-схема Троице-Сергиевой лавры

Троицкий собор не самый большой в Лавре, но именно его считают главным. На этом месте стояла первая в истории обители деревянная церковь, а сейчас здесь хранятся мощи Сергия Радонежского.

Обелиск в память о ключевых событиях в истории Лавры установлен в 1792 году.

Часовня над колодцем Лавры.

Успенский собор — крупнейший из числа лаврских храмов и центр архитектурной композиции.

Центральная колокольня не только одна из самых высоких в стране(88 метров), долгие годы она славилась также и уникальным собранием колоколов. Увы, в 1930-х многие из них были уничтожены. Был разбит и самый большой в России царь-колокол весом 64 тонны. В 2003 году его заменили на новый, весом 72 тонны.

Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Смоленский храм построен в необычном для Лавры архитектурном стиле елизаветинского барроко.

Царские чертоги с церковью Покрова Божией Матери. С начала XIX века здесь располагается Московская духовная академия.

Памятник преподобному Сергию на площади перед Лаврой

Святые ворота и церковь Рождества Иоанна Предтечи

Михеевская церковь, воздвигнута над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия.

Трапезный храм — одна из характерных построек эпохи Петра I. В нем два этажа: снизу храм, а на втором — помещения лаврской библиотеки. Здесь же в советские годы проходили церковные Соборы.

Духовский храм — в дни осады Лавры поляками играл стратегическую роль: его звонница была самой высокой точкой монастыря, откуда защитники наблюдали за осаждавшими. Колокол храма поднимал при необходимости тревогу.

Небольшое двухэтажное здание у самой стены — патриаршие покои. Каждый год в праздник Троицы с их балкона Патриарх обращается с проповедью к верующим.

Никоновский храм примыкает с Троицкому и соединен с ним переходом. Он посвящен ученику и преемнику Сергия — преподобному Никону, сменившему его на посту игумена Лавры. В комплекс храма включена также Серапионова палата — реликварий, где хранятся главные святыни Лавры.

Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Подворье состоит из двух храмов: мученицы Параскевы Пятницы и в честь Введения во храм Божией Матери. Они еще называются подольными из-за своего расположения ниже лавры. Старое слова «подол» означает низину или равнину. При святом Никоне, ученике преподобного Сергия Радонежского, построили деревянную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Она была нужна для местных жителей — в монастыре не совершали венчание и крещение. В XVI веке на месте старого храма построили два каменных: Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой великомученицы Параскевы Пятницы. Сейчас это Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Храмы и соборы монастыря

Сейчас Троице-Сергиева лавра – это 9 церквей

древнейшая из них – Троицкий собор; строительство его завершено в XV в.; к нему примыкает церковь прп. Никона; 

  • построенный повелением Ивана IV Успенский собор, считающийся «летним»; роспись храма сделана спустя практически 100 лет после окончания строительства, в конце XVII в., иконописцами из Ярославля; при храме построена усыпальница рода Годуновых; в крипте собора – могилы патриархов Алексия I, Пимена;
  • надвратный храм Рождества св. Иоанна Предтечи (XVII в.);
  • к XV в. относится Церковь Сошествия Св. Духа; она находится там, где была первая монастырская церковь св. Троицы; это уникальный для своего времени храм «иже под колоколы»: звонница расположена непосредственно над нефом, где собираются молящиеся; сами колокола раскачивали с земли, прикрепив специальные веревки;
  • так называемая «больничная церковь» прпп. Зосимы и Савватия Соловецких; это единственный шатровый храм лавры; его посвящение связано с монастырским келарем начала XVII в., Александром, пострижеником Соловецкой обители; восстанавливая Сергиев после потрясений Смутного времени, он пожелал построить храм любимых святых;
  • церковь прп. Сергия при Трапезной; сам храм построен в 1680-е гг., архитектурный стиль относят к так называемому «нарышкинскому барокко»; его отличительная черта – нарядность, декоративность;

два небольших храма известны с XVIII в.: это церковь Явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию над гробницей прп. Михея, и храм Смоленской иконы Богородицы, чтимая икона которой находится на восточной стене церкви, снаружи. 

Монастырские подворья

Подворья монастырей обычно возникают, когда по тем или иным причинам некоторым монахам приходится длительно исполнять послушания вне стен обители. Издавна подворья были у Сергиевой обители, есть они и сейчас – всего их 18, причем основная часть находится в Московской области.

Кроме того, есть подворья:

  • Московское, которым является храм св. Троицы на 2 Троицком переулке столицы;
  • «Куликово поле» Тульской области; оно построено на территории музея знаменитого сражения;
  • Черниговское в Геленджике.

Интересный фактУникален женский Успенский скит-подворье Тульской области, созданный монахинями, духовными дочерьми известного лаврского старца, архим. Наума. 

Прогулка к святому источнику Саввы Сторожевского

Вокруг Лавры и Сергиева Посада есть несколько святых источников. Удобнее всего дойти до ключа, носящего имя святого Саввы Сторожевского – для этого потребуется минут 15. Из ворот Лавры нужно пойти налево, вдоль стены монастыря, мимо памятника преподобному Сергию. Там, где стена повернет налево, свернуть и продолжить идти вдоль нее.

Двигаясь вдоль стены, вы дойдете до автостоянки автобусов – нужно пройти через нее, и в конце увидите узкую лесенку, ведущую вниз, к ручью. Прежде чем спускаться по ней, оглянитесь на Троице-Сергиеву Лавру – с этого места получаются отличные фотографии монастыря. Кстати, этот вид на Лавру был очень известен до революции, когда смотровой площадки на Блинной горе еще не существовало.

Вид на Троице-Сергиеву Лавру со стороны источника Саввы Сторожевского

Внизу следуйте по дорожке – под мост, и за ним вы видите крохотную деревянную часовню, лавки, где продают свечи, крестильные рубахи и сувениры, и – наконец – источник Саввы Сторожевского.

Святой источник Саввы Сторожевского

Справа бьет ключ, где можно набрать воды, слева – построена купель – она небольшая, поэтому по воскресеньям и праздникам перед ней обычно собирается очередь. Мужчины и женщины ждут группами по 8-10 человек и заходят попеременно – деления на женскую и мужскую купели нет.

Смута

Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.

Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…

Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве. В войске Лжедмитрия служили самые разные люди: беглые казаки, изменники-дворяне, поляки, литовцы… Все хотели отличиться и получить от фальшивого царевича награды и почести.

Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.

Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.

Внутри монастырских стен оружие могли держать всего две-три тысячи человек: монахи, стрельцы, несколько опытных военачальников из дворян и крестьяне из окрестных сёл. А врагов снаружи было в несколько раз больше! Против каждого защитника обители получалось от четырёх до семи вражеских воинов! Правда, у Лавры имелись отличные пушки. Такие, о которых Сапега с Лисовским могли только мечтать.

Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.

Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.

7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих! А из Троицкой обители их всех осыпали ядрами монастырские пушки! Ура! Штурм захлебнулся! А на помощь монахам уже спешило большое войско князя Скопина-Шуйского, сторонника царя Василия! Неужели осада закончится?

Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надеж­ду, что неприятеля можно одолеть!

Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector