Настольная икона «софия
Содержание:
- Значение, история и описание образа
- Описание образа
- День ангела и именины Софии
- Признание святой
- О чем просят и чем помогает образ мученицы
- Тексты молитв
- Строительство собора
- Киевский образ иконы «София Премудрость Божия»
- Киевский образ
- Православные тексты
- Происхождение
- Персонификация
- Значение, история и описание образа
Значение, история и описание образа
Царь Соломон, прославившийся на все времена своей премудростью, изначально не имел этого дара. Когда же Господь обещал царю выполнить любое его желание, он попросил у Него ни богатства, ни войска, ни мира и благоденствия для своего народа, но только мудрость. То, что не всегда по достоинству ценится в мире, но то, что по-настоящему возвышает человека над этим миром.
Рис. 1. Соломон получил мудрость и его царство стало не только самым самым богатым за всю историю, но и его народ стал поистине счастливым, имея такого мудрого правителя.
К сожалению, почти все люди подвержены гордости и самолюбию, и часто доверяют только своему уму и рассудку, из-за чего очень страдают. Но на самом деле, здесь ничего не надо изобретать, Господь уже позаботился обо всем за нас. Он подарил нам Своего единородного Сына, который и есть Вечная Премудрость. И любой, кто будет следовать за Ним, веруя в Него и исполняя Его заповеди, получит её в полной мере.
В одной из притч Царя Соломона есть пророчество, в котором аллегоричной форме описаны секреты получения этого заветного Божьего дара:
«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:«кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум.»
Притчи гл. 9
Господь Иисус Христос — это Тот, кто по-настоящему умудряет нашу жизнь, наполняет её смыслом. Причащаясь Его Тела и Крови, мы очищаем себя от всего скверного и наполняем себя Божией Благодатью.
Самый первый образ «Премудрости» появился столице Византии.
Рис. 2. Именно этому образу император Юстиниан Великий посвятил храм Софии Премудрости Божией в Царьграде.
Этот образ, к сожалению, не дошёл до наших дней. Но с него были сделаны списки, среди которых самые известные это Новгородский и Киевский списки. Они несколько отличаются друг от друга по композиции, но передают одну и ту же идею.
Рис. 3. На иконах «Премудрости Божией Софии» изображена Богородица и воплотившаяся от Неё Ипостасная Премудрость — Сын Божий. Это Божественное воплощение произошло через Богородицу, которую также называют «Дом Божественной Премудрости, истинный Храм Живого Бога на Земле». Поэтому символика Софии Премудрости Божией была механически перенесена на образ Божией Матери.
Премудростью Божией Софией, в соответствии с 9 главой книги притчей Соломоновых, где говорится: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь», является сам Господь Иисус Христос. Эти слова указывают на Сына Божьего, которого апостолы в своих послания называют: «Божией силой и Премудростью». Слово «Дом» указывает нам на Пречистую Богородицу, через которую Господь воплотился. Эти слова и стали фундаментальными при создании икон «Премудрости Божией Софии».
Описание образа
Одним из святых иконописных образов Богородицы является икона «София – Мудрость Божия». Слово «София» в переводе с древнегреческого означает «мудрость/премудрость». Название святого образа трактуется, как синоним Божественной Мудрости, воплощенной через Деву Марию.В русской иконографии существуют два канона изображения сюжета: Киевский и Новгородский. Они имеют один сюжет, одинаковое число действующих лиц. Отличие заключается в композиционном решении образа, что объясняется смысловым акцентом изображения.
Киевский
Центральные фигуры иконы – Божия Матерь и Младенец Иисус. Богородица одета в хитон, голова покрыта покрывалом. Руки разведены в стороны, раскрытые ладони обращены вверх. На груди Матери изображен Божий Младенец, левая рука которого сжимает символ земной и небесной власти. А правая благословляет молящихся образу.
Над головой Пресвятой Девы крыша храма, опирающаяся на 7 колонн. На карнизе читаются слова: «Премудрость создаст себе Дом и утвердит 7 столпов». Под Премудростью (Софией) подразумевается Сын Божий, третья Ипостась Бога. Так его именовали апостолы в своих посланиях.
Богородица стоит на облаке, укрывающем пьедестал, к которому ведут 7 ступеней. В верхней части иконы (над крышей) изображены Высшие Небесные силы: Бог Отец, Бог Святой Дух (по центру) и 7 архангелов (по 3 и 4 с обеих сторон).
Каждый высший ангел держит в руках символику, соответствующую его предназначению:
- Михаил – Небесный военачальник, олицетворяющий Божественную справедливость с огненным мечом;
- Уриил – «пламя Божие», знак Святого Духа с молнией;
- Рафаил – утешитель и целитель с сосудом из алебастра;
- Гавриил – вестник Божьей Милости с цветком лилии, символизирующий соединение неба и земли, человека и Бога;
- Селафиил – молитвенник перед Богом за людей, с четками;
- Иегудиил – покровитель приверженных к труду во славу Господа, с короной, как вознаграждение за духовные усилия;
- Варахиил – предвестник Божьей Благодати с белыми розами.
На колоннах начертаны выдержки из Апокалипсиса. Ступени и пьедестал (амвон) символизируют Церковь.
Надписи на ступенях обозначают основные принципы христианства:
- веру;
- надежду;
- любовь;
- чистоту;
- смирение;
- благость;
- славу.
Вдоль лестницы изображены ветхозаветные пророки и святые отцы, предсказавшие пришествие Спасителя.
Иконография иллюстрирует слова из Книги Притчей о создании Премудрости Божией себе Дома и утверждении ее на семи столпах. Иисус Христос, Сын Божий воплотился в сущность благодаря Богородице (под Домом подразумевается Божья Матерь). Столпы – основы христианского вероисповедания.
Новгородский
Особенность изображения – необычный символизм. На святом образе присутствуют три Христа: в виде ангела, младенца и Спаса. Центром композиции является огненный ангел на золотом царском троне, стоящем на 7 колоннах. Ангел облачен в царскую одежду и увенчан короной. В правой руке он держит скипетр с крестом, в левой – свиток с письменами.
У подножия престола с одной стороны стоит Богородица с изображением Богомладенца на груди, с другой – Иоанн Креститель со свитком, на котором можно прочесть: «Аз свидетельствовах» (я свидетельствовал).
Над головой ангела премудрости – погрудное изображение Христа, благословляющего огненного ангела. Завершает композицию в верхней части иконы – второй престол (этимасия) с раскрытой книгой, с двух сторон окруженный шестью коленопреклоненными ангелами.
Огненный ангел на иконе олицетворяет Христа. В таком виде его описал Иоанн Богослов. Апостол Павел указывает, что в проповедях об Иисусе Христе рассказывается о Божьей Силе и Божьей Премудрости. Огненные крылья ангела означают мощь Премудрости Божьей.
День ангела и именины Софии
Духовное развитие 7 октября 2015 София – это очень красивое древнее имя греческого происхождения. В церковной традиции оно связывается с Софией – Премудростью Божией (значение имени София – мудрость), а также с рядом святых, о которых и пойдет речь ниже в связи с вопросом определения именин.
Об именинах
Именины – это личный праздник человека, накладывающийся на церковное торжество в честь того или иного святого и проецируемый этим торжеством.
Фактически именины человека празднуются в тот день, когда в церкви чтится память святого, в честь которого ему дано имя при крещении.
Таким образом, именины (Софии в том числе) – это сугубо церковный праздник, и право отмечать его имеют только те, кто крещен в христианской церкви.
О выборе дня именин
Человек, который идет креститься в сознательном возрасте, сам выбирает себе новое имя. Оно может совпадать с именем по паспорту, а может от него и отличаться. Единственное требование состоит в том, чтобы имя числилось в святцах, то есть принадлежало кому-либо из святых церкви.
Выбранный святой тезка становится покровителем человека. Разумеется, когда крестят ребенка, за него этот выбор делают родители. Поэтому нередко, когда малыш вырастает, он теряет информацию о своем покровителе и выбирает его заново.
В таком случае церковью разрешается выбрать себе святого тезку, руководствуясь просто своими предпочтениями.
Все это является издержками традиционной церкви, в которой таинства, в том числе крещение, преподаются чуть ли не всем подряд по традиции. Часто при этом люди оказываются вовсе не верующими, и, конечно, не задумываются о выборе святого покровителя. Верующие же люди, воцерковленные, к этому относятся серьезнее и куда сознательнее.
Ниже мы поговорим о некоторых святых, в память о которых отмечают именины Софии. Кроме дат празднования по календарю мы очень кратко коснемся их жизней. Сразу стоит сказать, что многие прославленные церковью женщины здесь не будут упомянуты, так как не существует полного подробного перечня святых.
28 февраля. Преподобномученица София (Селивестрова)
Родилась прпмчц. София в 1871 году в Саратовской губернии. У нее рано умерла мать, и до 20 лет девушка воспитывалась в приюте при женском монастыре. Затем она переехала в Санкт-Петербург, где брала уроки рисования, зарабатывая на жизнь работой в качестве прислуги.
В 1989 году она приняла решение уйти в монастырь, что и сделала, поступив в число сестер Страстного монастыря в Москве. Когда обитель была расформирована в 1926 году, она вместе с тремя монахинями поселилась в одном из подвальных помещений на Тихвинской улице.
Важно
Однако в 1938 году по обвинению в контрреволюционной деятельности она была арестована и приговорена к расстрелу. В том же году приговор привели в исполнение. Прославлена в 2001 году. Именины Софии по церковному календарю отмечаются также 26 января.
Эта дата, однако, не является ее резидентной памятью, а принадлежит всем новомученикам и исповедникам российским.
1 апреля. Княгиня София Слуцкая
1 апреля отмечают именины Софии, нареченные в честь одноименной княгини, которая родилась в 1585 году в семье Слуцкого князя Юрия Юрьевича. Через год после рождения осталась сиротой и формально стала княгиней Слуцкой.
В жизни имела репутацию противницы униатства и активно противодействовала проповеди сторонников Рима. Скончалась в 26 лет во время родов. Дочь Софии также родилась мертвой.
Именины Софии по церковному календарю празднуются также 15 июня в День памяти белорусских святых.
4 июня. Мученица София
Мученица, при жизни бывшая врачом. Именины Софии в этот день отмечают женщины, нареченные в ее честь. Однако сказать о ее жизни нечего, данных нет, кроме того, что за свою веру она приняла смерть.
17 июня. Преподобная София
Малоизвестная преподобная София. Именины православные девушки в ее честь отмечают редко, потому что о том, кто была эта женщина, практически ничего неизвестно. Мы знаем только то, что она отличалась строгим аскетизмом и воздержностью своей монашеской жизни.
30 сентября. Римская мученица София
Это, пожалуй, самая знаменитая из святых Софий. София, именины, день ангела и просто память которой почитает весь православный мир, была матерью святых мучениц Веры, Надежды и Любви. За исповедание Христа ее дочерей казнили у нее же на глазах. Ей самой сохранили жизнь, но через три дня она скончалась у могилы своих дочерей.
1 октября. Египетская мученица София
Эта женщина была обезглавлена при императоре Аврелиане. Причиной трагедии стало все то же исповедание христианства.
Признание святой
В Православном церковном календаре имя Софии Суздальской появляется за год до революции. В 1984 году её «официально» вносят в сонм святых, но пока только местночтимых суздальских, а с 2007 года святая София почитается уже на всецерковном уровне.
Преподобная София завещала похоронить себя в земле. Странное желание для того времени, поскольку традиционно людей её положения было принято погребать в каменных усыпальницах-склепах. Больше четырёх столетий, с 1542 по 1990 год, её прах оставался непотревоженным.
В 1995 году её могила в монастыре была вскрыта и мощи Софии Суздальской торжественно изъяты из земли. Сейчас они выставлены в закрытой раке в Покровском соборе. Это главная святыня обители, к которой стекаются многочисленные паломники. Поражает тот факт, что, пролежав в земле более четырёхсот лет, мощи оказались нетленными. Однако после вскрытия гробницы они истлели в считаные минуты.
О чем просят и чем помогает образ мученицы
Прихожане, решившие обратиться к Господу Богу через икону Софьи Египетской, просят об:
- Укреплении веры. София обладала крепкой, непоколебимой верой в Иисуса Христа и праведность его молитв. Она всю жизнь несла огонь христианской религии в своем сердце, продолжая укреплять и поддерживать дух прихожан, будучи призванной на небо.
- Об избавлении от греховных мыслей. София была женщиной порядочной, избегавшей любых действий, идущих вразрез с ее верой. Если на вашем сердце неспокойно, а в голову лезут дурные мысли – помолитесь, и ваша душа обретет равновесие и покой.
- Об исцелении от телесных недугов. Святая великомученица не обладала сильным даром врачевателя при жизни, но будучи возведенной в ранг святых, являет Волю Божью, исцеляя тяжело больных людей.
Помимо вышеперечисленных напастей, молитва, посвящённая Софии Египетской, помогает принести мир и покой в дом, а также разобраться с бытовыми проблемами.
Тексты молитв
В молитвословах, одобренных Православной церковью, содержатся тексты молитв, с которыми принято обращаться к преподобной Софии Суздальской. Их рекомендуется выучить на память и произносить, вдумываясь в каждое слово.
Тропарь
Вы́шняго красото́ю я́вственно украша́яся,/ по́стническими бо труды́ подвиза́ся преподо́бная Софи́я,/ и бысть насле́дница Небе́сному Ца́рствию,/ и вни́де в Небе́сный Черто́г наслади́тися Христо́вы красоты́,/ Его́ же моли́ спасти́ся гра́ду Су́ждалю/ от пога́ных нахожде́ний и междоусо́бныя бра́ни// и пода́ждь душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Небесной красотой ты ясно украшалась, ибо постническими трудами подвизалась, преподобная София, и была наследницей Небесного Царства, и вошла в Небесный Чертог, чтобы насладиться Христовой красотой, Его же моли о спасении города Суздаля от языческих нападений и междоусобной войны, и подай душам нашим великую милость.
Кондак
Но́щи стра́стныя избе́гши, Богому́драя Софи́е преподо́бная,/ к Незаходи́мому же Со́лнцу, Христу́, прише́дши,/ умертви́ла еси́ плотско́е мудрова́ние посто́м же, воздержа́нием и моли́твами,/ показа́ся равна́ А́нгелом,/ на земли́ бо поживе́ и ду́хи нечи́стыя от челове́к отгна́ла еси́,/ и разли́чная исцеле́ния подава́еши, от мно́гих бед и зол избавля́еши,/ Софи́е преподо́бная,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Избежав тьмы страстей, Богомудрая София преподобная, к Незаходящему же Солнцу, Христу, придя, ты умертвила плотское мудрование, постом же, воздержанием и молитвами оказалась равной Ангелам, ибо прожив на земле и духов нечистых отгоняешь ты от людей, и различные исцеления подаешь, от многих бед и зол избавляешь, София преподобная, моли о спасении душ наших.
Строительство собора
Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.
Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.
Киевский образ иконы «София Премудрость Божия»
С первого взгляда на киевский святой лик появляется ощущение легкости, святости, воздушности.
Исходя из слов притчи, под «домом» подразумевается Богородица, образ которой расположен в самом центре. Столбами Церкви являются дары Творца и пророки. Над Богоматерью серповидным ореолом располагаются святые и Троица. Ноги Богородицы стоят на молодом месяце, расположенном на облаках.
Икона Богородицы «София – Премудрость Божия» (Киевская)
Поднятые руки Пречистой Богородицы символизируют защиту Православной Церкви, являются стеной для нечистых сил и проблем. В лоне Пресвятой Девы Марии нарисован Младенец, левая рука которого держит символ власти — державу, а правая поднята для благословения.
Сияющим ореолом центральной фигуры нарисован Дух Святой под покровом Бога Отца, Которого охраняют архистратиги:
- Михаил с огненным мечом;
- Уриил, держащий молнию;
- Рафаил, несущий в сосуде мир;
- Гавриил, держащий цветущую лилию;
- Селафиил, перебирающий четки;
- Иегудиил — хранитель царского венца;
- Варахаил с букетом цветом в руках.
К амвону ведут семь ступеней.
Важно! Только наполнившись верой, надеждой, любовью, чистотой, смирением, благодатью и славой, записанными на ступеньках, можно попасть в Царство Небесное. Основание Господнего домостроительства являются праотцы
Основание Господнего домостроительства являются праотцы.
— Моисея узнаем по 10 Заповедям, которые он держит в руках.
— Рядом видим Аарона, верного спутника Моисея, который держал его руки во время молитв.
— Давид был назван мужем по сердцу Творца.
— Пророк Исайя, которому Бог открыл будущий приход Миссии в наибольшей полноте.
— Иезекииль, Иеремия, Даниил — большие пророки Старого Завета, передающие послания Господа еврейскому народу.
Поддерживают балдахин, столбы, на которых записаны дары, о них говорится в книге Откровения:
- мудрости;
- ума;
- советы;
- крепости;
- видения;
- благочестия;
- страха Божьего.
На святом изображении все рисунки кратны семи. Семь — число Господней полноты. Предположительное время написания киевского образа относится к концу XVII века. Киевский Святой лик является чудотворным, все чудеса записаны в храмовые книги.
О других иконах Богородицы:
- Боголюбская
- Геронтисса
- Державная
Киевский образ
Рис. 4. Предположительно, Киевский образ был написан в XVII веке. Много чудес произошло по молитвам перед ним, некоторые из них записаны в храмовых книгах. На Киевском образе «Премудрости» в центре композиции расположена фигура Богородицы, которая является «Домом» Премудрости по притче. «Семью столбами» являются Дары Бога и пророки Божии. Над Богородицей изображены Троица и Архагелы Божии. Пресвятая Дева стоит на месяце, расположенном на облаках. Воздетые к Небесам руки Божией Матери символизируют Её постоянную молитву к Богу за весь народ Божий. Во Чреве Богородицы изображён Богомладенец Христос, держащий в левой руке державу (власть), правая же Его рука поднята в благословляющем жесте.
Православные тексты
Молиться перед иконой следует, зная содержание молитвенных обращений.
Тропарь
Превечная Премудросте, Христе Боже наш!/ Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/ благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/ средостение вражды разрушив,/ освятил еси естество наше/ и Царствие Твое нам отверзл еси;/ сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/ и рождшую Тя,/ спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.
Ин тропарь, глас 4
Велия и неизреченная Премудрости Божии сила/ смотрения плотскаго таинства!/ Софие Преименитая,/ девственных душе и неизглаголаннаго девства чистото,/ смиренный мудрости истино,/ покоище Святаго Духа,/ пречестный храме непостижимыя славы Его,/ огнезрачный престоле Христа Бога нашего,/ в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть,/ Невидимый явися,/ и неприкосновенный из Тебе изыде,/ и с человеки поживе, врага исконнаго уловляя/ и человеки от клятвы древния свобождая,/ возводя паки, отнюдуже испадохом./ Молимтися, Владычице,/ отягченныя ны во гресех лютых помиловати/ и спасти душе наша,/ и, яко человеколюбивая и милосердая Царица,/ Мати Премудрости Божия Слова,/ призри на ны, грешныя люди Твоя,/ и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых/ и грады наша невредимы сохрани,/ идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится.
Происхождение
Статья в Википедии говорит, что София – слово греческого происхождения и переводится как «мудрость, мастерство». На Русь оно пришло одновременно с принятием христианства. Православные очень почитали святых Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию. Это имя встречается в переводах церковных книг и согласно канонам, форма София закрепилось в католической религии, вариант Софья считают исключительно русским. Оба варианта имеют один и тот же корень, а значит общую этимологию.
В XIV великий князь Московский взял в жены Софию, уроженку Литвы, после этого имя прочно закрепилось среди царских особ Рюриковичей. Его унаследовали Романовы, а царевна Софья Алексеевна даже одно время правила государством и конфликтовала с Петром I. В более поздние века имя распространилось в дворянских семьях и нечасто встречалось среди крестьян. Увлечение русских дворянок французским искусством привело к тому, что имя получило звучание французского аналога – Софи. В советское время имя стало довольно популярным, его частота в документах о рождении составляла от 3 до 4 процентов. Пик популярности пришелся на начало 2000-х. В Алма-Ате и Хабаровске оно заняло пятую строку в рейтинге женских имен, в российской столице и области – девятое.
Персонификация
София не является «богиней» в классической греческой традиции; Греческие богини, связанные с мудростью, — это Метида и Афина (лат. Минерва ). В Римской империи стало обычным изображать основные добродетели и другие абстрактные идеалы как женские аллегории . Так, в Библиотеке Цельса в Эфесе , построенной во 2 веке, есть четыре статуи женских аллегорий, изображающих мудрость (София), знания ( Эпистема ), интеллект ( Эннойя ) и доблесть / превосходство ( Арете ). В тот же период София принимает в гностицизме аспекты богини или ангельской силы .
В христианской иконографии Святая Премудрость или Святой Софии изображалась как женская аллегория средневекового периода. В западной (латинской) традиции она появляется как коронованная девственница; в русской православной традиции у нее есть более сверхъестественный аспект коронованной женщины с крыльями светящегося красного цвета. Девы-мученицы Вера Надежда и Милосердие со своей матерью Софией изображены в виде трех маленьких девочек, стоящих перед своей матерью в вдовьем платье.
Аллегория мудрости и силы — картина Паоло Веронезе , созданная около 1565 года в Венеции . Это крупномасштабная аллегорическая картина, изображающая олицетворение Божественной Мудрости слева и Геракла , олицетворяющего Силу и земные заботы, справа.
Значение, история и описание образа
Царь Соломон, прославившийся на все времена своей премудростью, изначально не имел этого дара. Когда же Господь обещал царю выполнить любое его желание, он попросил у Него ни богатства, ни войска, ни мира и благоденствия для своего народа, но только мудрость. То, что не всегда по достоинству ценится в мире, но то, что по-настоящему возвышает человека над этим миром.
Рис. 1. Соломон получил мудрость и его царство стало не только самым самым богатым за всю историю, но и его народ стал поистине счастливым, имея такого мудрого правителя.
К сожалению, почти все люди подвержены гордости и самолюбию, и часто доверяют только своему уму и рассудку, из-за чего очень страдают. Но на самом деле, здесь ничего не надо изобретать, Господь уже позаботился обо всем за нас. Он подарил нам Своего единородного Сына, который и есть Вечная Премудрость. И любой, кто будет следовать за Ним, веруя в Него и исполняя Его заповеди, получит её в полной мере.
В одной из притч Царя Соломона есть пророчество, в котором аллегоричной форме описаны секреты получения этого заветного Божьего дара:
«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:«кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум.»
Притчи гл. 9
Господь Иисус Христос — это Тот, кто по-настоящему умудряет нашу жизнь, наполняет её смыслом. Причащаясь Его Тела и Крови, мы очищаем себя от всего скверного и наполняем себя Божией Благодатью.
Самый первый образ «Премудрости» появился столице Византии.
Рис. 2. Именно этому образу император Юстиниан Великий посвятил храм Софии Премудрости Божией в Царьграде.
Этот образ, к сожалению, не дошёл до наших дней. Но с него были сделаны списки, среди которых самые известные это Новгородский и Киевский списки. Они несколько отличаются друг от друга по композиции, но передают одну и ту же идею.
Рис. 3. На иконах «Премудрости Божией Софии» изображена Богородица и воплотившаяся от Неё Ипостасная Премудрость — Сын Божий. Это Божественное воплощение произошло через Богородицу, которую также называют «Дом Божественной Премудрости, истинный Храм Живого Бога на Земле». Поэтому символика Софии Премудрости Божией была механически перенесена на образ Божией Матери.
Премудростью Божией Софией, в соответствии с 9 главой книги притчей Соломоновых, где говорится: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь», является сам Господь Иисус Христос. Эти слова указывают на Сына Божьего, которого апостолы в своих послания называют: «Божией силой и Премудростью». Слово «Дом» указывает нам на Пречистую Богородицу, через которую Господь воплотился. Эти слова и стали фундаментальными при создании икон «Премудрости Божией Софии».