Все иконы иисуса христа с названиями и фото

История иконы Христа

На Образе Господа «Царь Славы», предположительно конца XIX века, написанной в византийском стиле иконописцем Феодором Нефедовым, изображен Иисус Христос, восседающий на троне с раскрытым Евангелием и скипетром в руке.

Сын Божий на иконе «Царь Славы» облачен в царские одежды, с короной на голове и предстает в образе Царя. Венчает икону изображение Бога-Отца и Святого Духа в виде голубя (Господь представлен во всех трех ипостасях).

Написание образа Господа «Царь Славы» связывают с сюжетом священной книги Апокалипсиса, а настоящее празднование в честь него относят уже ко второму пришествию Христа во Славе Царя-Судии.

Согласно же церковным традициям нашего времени празднование в честь этого образа приходится на третье подготовительное воскресенье перед Великим постом в Неделю о Страшном суде.

Первое изображение Иисуса Христа было дано им самим. Когда посланец от царя Эдессы, больного проказой, прислал художника с тем, чтобы он нарисовал лик Христа, от которого, как он искренне верил, можно исцелиться.

Но художник никак не мог подойти к Христу, чтобы сделать точный портрет и тогда Иисус Христос омыл в воде лицо свое и, взяв плат (убрус), вытерся им, а после этого на убрусе появилось изображение лика Христа.

Это было первое изображение Спасителя на котором виден только Его лик, впоследствии иконы такого типа получили название Спаса Нерукотворного. Иконописцы на основе этого образа разработали еще несколько вариантов иконы Спасителя.

  1. Эммануил, когда Иисус изображается в виде ребенка отрока, причем изображение поясное, а характерным признаком того, что именно Спаситель является нимб с крестом, который является принадлежностью только икон Иисуса Христа.
  2. Вседержитель. Это, как правило, Христос в его поясном изображении Господа, восседающего на троне и держащего в правой руке Священное Писание, а левой рукой благословляющего людей
  3. Деисус, это слово можно перевести как моление, здесь Царь Царей восседает на троне, а по обе стороны от него Пресвятая Богородица и св. Иоанн Предтеча, которые преклонились перед ним в молитвенной позе. Иногда изображают в качестве предстоящих еще и апостолов и некоторых святых.

На заметку! Есть и еще несколько изображений Христа на иконах таких как «Спас великий Архиерей», «Христос Благое молчание», «Добрый пастырь» и «Христос во гробе». Эти иконы выставляются всегда в виде Плащаницы на Великую Субботу, когда верующие могут поклониться в течение всего дня, вплоть до начала Пасхальной вечерни.

За основу сюжета данной иконы можно принять истории из Священного Писания, в которых описывается рождение Иисуса, ставшего Царем для всех иудеев. Но земной народ отрекся от Сына Божьего, пришедшего в людской мир с проповедью о Господе, и казнил Его.

Таким образом, можно сделать вывод, что святой образ «Царь царей» заключает в себе идею правления над людьми. За Свое светлое царствование на земле Иисус в итоге был распят. Вновь воскреснув, Спаситель дал народу обещание вернуться на землю грешную во всей Своей Силе и Величии, чтобы стать судьей для всего человечества и свершить правосудие.

Икона Андрея Рублева «Спас в силах»

В 10-х годах XV века (приблизительно 1408 год) Андрей Рублев написал небольшую икону, «Спас в силах», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Образ с Иисусом Христом, несмотря на прошедшие века, дошел до нас в отличном состоянии.

Читайте далее: День Казанской иконы Божией Матери: как проходит праздник

По видимости, основой для создания композиции иконы Иисуса Христа стали видения ветхозаветного пророка Иезекииля. Божья слава воплощается в изображении Господа в окружении символических фигур.

Центральная часть иконы отдана Господу Иисусу Христу, восседающему на престоле. Красный цвет фона подчеркивает божественную природу Спасителя («Ибо Господь… есть огонь поядающий»). Одежда золотого цвета – олицетворяет сияние славы. Фон иконы состоит из наложенных геометрических фигур – красного ромба и синего овала. Такое сочетание говорит о том, что в Иисусе соединены вместе Бог и человек, небесное и земное начало, огонь и вода. Правой рукой Спаситель благословляет, а левой держит книгу.

Вокруг Христа А. Рублев изображает множественные лица ангелов, крылья с глазами, крылатые колеса у подножья престола. Каждое является обозначением одного из священных понятий: «начало», «власть», «сила», «престол», «ангел», пр.

Лики Богоматери

В православии существует достаточно большое количество ликов Богоматери. На некоторых из них святая изображается одна, а на других с младенцем – Божьим Сыном. Все разнообразие икон Богоматери делится на три типа:

  • Елеуса. В переводе на греческий язык «елеус» означает «умиление». На них она изображается с младенцем на руках. Образа соприкасаются, а их нимбы соприкасаются. Такой лик является неразрывным символом единства всего Земного и Небесного, бесконечной любви к Всевышнему.
  • Одигрия. На иконах данного типа Божья Матерь также изображается с младенцем на руках. Но от предыдущего типа она отличается необычайной строгостью. Ребенок на ней изображен на левой руке. При этом он немного отстраняется от нее. Его левая рука находится в поднятом положении, как будто благословляет верующих, поклонявшихся перед ликом. Правая рука святой Девы направлена в сторону ребенка. Такое изображение является символом указания праведного пути. Именно от этого иконы Божией Матери с Иисусом на руках является символом путеводителя. Перед ней преклоняются верующие, которые много путешествуют.
  • Оранта. Это единственный вид образа на которой она изображается без младенца. Чаще всего на ней она представлена в полный рост со сложенными руками, как в молитве.

Вышеописанные вилы икон — это лишь часть образов, которые существуют в православии. На самом деле святых ликов намного больше. Им преклоняются все и женщины, и мужчины. Они помогают справиться с многими житейскими проблемами.

Так же читайте: Акафист Андрею Первозванному

В чем помогает икона Господь Вседержитель

Она также придаст силу и утешение. Вознося мольбу к ней истинный христианин избавится от:

  • греховных помыслов,
  • духовных,
  • физических травм.

Просить у образа Господа можно:

  • ограждения от смерти и бед,
  • отсутствия разочарований и обманов,
  • защиты от подлости и жестокости.

Необходимо обращаться к Господу не только с просьбами, но и в моменты радости. Нужно приходить в храм и с благодарностью. Молитвы должны возносится только с открытым сердцем и чистыми помыслами. Просить можно не только для себя, но и за близких.

Лучшая статья для Вас, переходите: Бессребреники Кир и Иоанн

Святой образ помогает достичь верующему:

  • гармонии,
  • способствует достижению мира,
  • сохраняет брак,
  • взаимопонимания.

Очень большое влияние такой образ имеет в семье. Он служит оберегом. С помощью него можно уберечь детей от болезней и напастей. Говорят, что нет таких заболеваний, перед которыми может оказаться бессильным Врачеватель тел и душ. К этой иконе обращаются даже с самыми страшными диагнозами.

И если вера страждущего горяча, крепка и искренна, то он избавится от любых напастей. Перед этим образом просят здоровья и счастья для родственников и близких. Этот лик входит в Венчальную пару. Зачастую родители жениха благословляют его на счастливый, долгий и крепкий брак.

Нужно помнить о благодарственных молитвах, так как события в нашей жизни порой бывают не чем иным, как светлым Божественным проведением.

Этот лик находится в каждом храме. Для данного божественного изображения не установлено каких-либо определенных дней празднования. Принято считать, что Тот, Кто изображен на нем, и является Праздником, Радостью и Благодатью.

К этой иконе зачастую обращаются с молитвой «Отче наш», но есть и другие, например:

Храни Вас Господь!

Лучшая статья для Вас, переходите: Пряжевская икона Божией Матери о чем молятся, как помогает

Значение иконы

Невозможно переоценить значение иконы «Христос Пантократор», на которой Спаситель явлен во всем Своем величии после пережитых Им мук и распятия на кресте, которое в Его времена считалось позорной казнью.

В чем помогает чудотворный образ Иисуса

Лик Сына Господа помогает людям достигнуть душевной гармонии, стойкости, а также обрести утешение в моменты горя и отчаяния. Уберегает от дурных намерений и деяний, лечит душевные и телесные раны, служит оберегом от напастей.

Перед иконой Христа Пантократора православные люди молятся с просьбами уберечь их от обмана и злости, от бессердечия и подлости. Также христиане в молитвах своих читают слова благодарности Спасителю, желая обрести Его благословение в новых начинаниях.

Чудодейственный образ Христа Пантократора является могущественным покровителем для семей. Он защищает и оберегает детей от заболеваний и несчастья. Перед ликом Спасителя преклоняются люди, страдающие даже самыми страшными и неизлечимыми болезнями. Считается, что нет такого заболевания души и тела, от которого не смог бы исцелить Сын Господа. Но лишь тот обретет поддержку и исцеление, чьи молитвы перед священной иконой лишены притворства и плохих помыслов, а слова их чисты и искренни, идут из глубины самого сердца и направлены к Христу Спасителю.

Это интересно: Как и когда помогает икона Иисуса Христа? (видео)

Происхождение и значение названия

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек.  г.

Эпитет «Вседержитель», написанный рядом с именем Иисуса Христа, выражает, помимо прочего, догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Является составляющей греческих слов παν — все, и κρατος — сила. Эпитет чаще всего понимается под смыслом всемогущества, то есть, возможности сотворить абсолютно всё, что является одной из прерогатив Бога. Иными словами, менее литературным переводом слова παντοκρατωρ будет словосочетание «Властитель всего», «Правитель мира».

Исторически термин появился в раннехристианском обществе, когда всё чаще переводчики Писания ощущали потребность перевести на греческий язык одно из еврейских имен Бога, встречающихся в Ветхом Завете / Танахе (см., напр., Псалтирь, 67:21 и др. места Писания) — Эль Шаддай (ивр. ‏אל שדי‏‎).

Именование др.-греч. Κύριος παντοκράτωρ неоднократно встречается в Ветхом Завете: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар. ), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3Мак. ), «во власти Господа вседержителя врата смерти» (Пс. ).

В раннехристианской традиции, в Новом Завете имя «Вседержитель» указывает на Христа Второго пришествия: так, апостол Павел во 2-м послании к Коринфянам пишет: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор. ). Дважды это имя использует в Откровении Иоанн Богослов:

Толкование и значение

Зеркальные композиты левой и правой сторон изображения

Многие согласны с тем, что икона представляет двойственную природу Христа , иллюстрируя черты как человека, так и Бога, возможно, под влиянием последствий Вселенских соборов прошлого века в Эфесе и Халкидоне . Черты Христа на его левой стороне (справа зрителя) должны представлять качества его человеческой природы, в то время как его правая сторона (левая сторона зрителя) представляет его божественность. Его правая рука открыта наружу, что означает его дар благословения, а левая рука сжимает толстую книгу Евангелий .

Некоторые ученые предположили, что икона на Синае могла быть возможным изображением Камулианской иконы Христа или знаменитой иконы Христа у Халкских ворот , изображения, которое было дважды уничтожено во время первой и второй волн византийского иконоборчества — сначала в 726, и снова в 814 — и поэтому его связь с Христом Пантократором трудно подтвердить.

Правила моления

Обращаться с мольбой ко Христу можно в любой день, в любое время суток, именно тогда, когда требуется произнести благодарственное или просительное молитвословие. Ведь Всевышний есть Правда, Праздник, Любовь, Благодать, Радость.

Читайте о православной молитве:

Как правильно молиться православнымЕсть ли смысл обращаться к БогуКак молиться, чтобы Бог услышал

После прочтения «Отче наш» следует прочесть молитву пред иконой Вседержителя. В самом ее начале идет обращение к Пантократору, сошедшему на землю ради спасения грешников. Далее описывается вера в ожидаемое чудо и благодарение Христа, не оставляющего Своих верных в трудную минуту. В заключительной части молитвенник умоляет Бога даровать прощение и спасение всем христианам.

В церкви желательно заказать благодарственный молебен Иисусу Христу. Для этого необходимо прийти накануне Божественной Литургии в храм и подать записочку с именами благодарителей в церковную лавку. В записке следует указать не более 10 имен.

Дети, не достигшие 7 лет, указываются как младенцы (млд.), до 15 лет подростки считаются отроками (отр.). В записках не нужно указывать фамилии, отчества, профессии, степень родства.

Внимание! Любая икона — это не картинка с интересным сюжетом. Икона — это строгость и умиление одновременно, что приближает нас к Богу, призывает верующих задуматься о ценностях жизни и душевном состоянии

А во время молитвы каждый из нас наполняется Божией благодатью, которая побуждает совесть и воскрыляет молитву. А при постоянном благодарении Всевышнего, молении и житие по церковным канонам, жизнь каждого христианина обязательно изменится к лучшему.

Посмотрите видео об иконах Иисуса Христа

  • https://tolkovanie.info/ikona-gospod-vsederzhitel-znachenie-kak-molitsya/
  • https://ikona-i-molitva.info/ikona-vsederzhitelya-znachenie-i-v-chem-pomogaet/
  • https://omolitvah.ru/ikony/ikona-gospod-vsederzhitel/
  • http://molitva-info.ru/ikony/ikona-gospod-vsederzhitel.html

Что нужно знать про икону

Прежде всего, люди должны понимать, что икона — это не портрет. В Евангелии не найти подробного описания внешности Христа. Тем не менее Его облик — это не просто выдумка художников, писавших иконы. Есть описания современников, которые приоткрывают завесу тайны и сообщают о том, что у Иисуса были каштановые волосы, рыжеватая борода, голубые глаза, высокий рост и приятная спокойная манера говорить.

На заметку! Господа никто не видел, но когда нужно изобразить на иконе Всевышнего, иконописцы используют образ Иисуса Христа, как вочеловечившейся ипостаси Творца.

Как выглядит

Облик Иисуса Христа на иконе «Пантократор», что означает в переводе с греческого «Вседержитель», достаточно реалистичен, в чертах лица прослеживается индивидуальность. Это наталкивает на мысль о том, что образ писался с нерукотворных изображений, которые возникли без участия человека. Общепринятые каноны иконографии, изображающие Спасителя, сформировались к IX столетию.

Левая и правая половины лица — асимметричны. В этом есть определённый смысл. Так, левая часть более светлая, она излучает доброту и человеколюбие. Дуга брови изогнута естественным образом, глаз смотрит милующе. Совсем иначе выглядит правая — взгляд всматривающийся, бровь напряженно приподнята. Лицо с этой стороны затемненное. Такая концепция хорошо отражает дуализм природы Мессии — божественной и человеческой. Он объединяет в себе Судью и Всемилостивого Творца.

Икона Иисуса Христа «Пантократор»

Интересно! Нимб изначально украшали звёзды. Позже пришла традиция писать на нём буквы, которые расшифровываются, как «Я есть Сущий».

Жесты на изображении тоже неслучайны. Сложенные три пальца символизируют Святую Троицу, а два перста поднятых вверх — человеческое и божественное начало. Правая рука благословляет всех верующих христиан, а в левой находится Евангелие, что указывает на власть Царя Небесного над миром и его роль Учителя.

Это интересно: Икона Господа Саваофа

Из деисусного чина

Первая треть XVI в.

Дерево, темпера.
97 × 67 см

Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов, РоссияИнв. И-542

Происходит из деисусного чина церкви Покрова села Гуменец Ростовского района Ярославской области.

См. в «Галерее»:

Вседержитель (Пантократор)

  Царство и Царствие 2002  

1. ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ
Первая треть XVI века
Из Покровской церкви села Гуменец
97 × 64
Ростовский музей-заповедник

Икона «Христа Вседержителя» представляет собой центральный образ деисусного чина храмового иконостаса. В соответствии с традицией, Христос облачен в вишневый хитон с клавом и темно-синий гиматий. Правой рукой Он благословляет, а в левой — держит свернутый свиток. Согласно традиционным толкованиям, чередование рядов иконостаса символически отражает последовательность откровения Бога в мир. При этом деисусный ряд являет собой образ грядущего Страшного Суда с Христом-Судией и святыми, возносящими заступническую молитву за род человеческий. Изображение святых, представленных по чинам, позволяло также воспринимать Деисус как совокупный образ торжествующей Церкви Небесной, пребывающей в молитве перед престолом Вседержителя. Поскольку в христианской церкви алтарь символизирует собой Царствие Небесное, деисусная композиция, находясь на границе алтаря и остальной части храма, обозначала тот рубеж, за которым могло быть достигнуто единение праведных с Господом Вседержителем и, одновременно с этим, являла наглядную картину такого единения. Окончательное сложение символической программы Деисуса, по-видимому, следует отнести к концу XIV — началу XV века — эпохе расцвета православной мистики и аскетической практики исихазма (безмолвия), целью которой было достижение единения с Богом в непрерывной безмолвной молитве. Наиболее полное выражение эта программа получает в творчестве преподобного Андрея Рублева — о чем свидетельствуют дошедшие до нас деисусные иконы из церкви Успения на Городке в Звенигороде.

Чин из села Гуменец, безусловно, связан с традициями искусства рублевского времени. На это указывает, прежде всего, близость центральных образов Христа Вседержителя в обоих чинах — это относится как к иконографии, так и к типу лика и характеру образа. Вместе с тем, икону начала XVI века отличают вытянутые пропорции, строгий и четкий рисунок, более плотные и насыщенные тона в личном письме. Свет горнего мира явлен здесь не столько в сиянии лика, но в холодном блеске пробелов на гиматии Христа. Кротость и душевная мягкость рублевского Спаса, являющие совершенство божественной любви, в иконе начала XVI века уступают место ощущению некоторой хрупкости, бесплотности и аскетической отрешенности.

Литература:


Иконы из собрания Ростовского музея 1991.
Иконы из собрания Ростовского музея-заповедника: Каталог = The icons from the collection of the Rostov museum-reserve: Catalogue. — М., 1991. — Кат. № 17, стр. 30, илл. с. 31.

Царство и Царствие 2002. . — Минск : Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano : La Casa di Matriona, 2002. — Стр. 2, табл. I.

Вахрина 2006.
Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. — М.: Северный паломник, 2006. — Кат. № 16, стр. 100-102, илл. с. 103, 107.

Марфо-Мариинская обитель 2012.
Марфо-Мариинская обитель и Реставрационный центр имени И. Э. Грабаря. Страницы истории. — М., ВХНРЦ, 2012. — Т. 3, илл. 56.

Между небом и землей 2020.
Между небом и землей. Иконы Ростова Великого: . — Минск : Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano : La Casa di Matriona, 2020. — Табл. 2.

В чем помогает

Обращение к Всевышнему перед иконой Пантократор помогает перенести тяжёлые испытания, укрепить веру в душе, привести в гармонию своё внутреннее состояние. Молитва очищает разум от дурных помыслов. Человек начинает понимать, как поступить правильно и не оступиться.

Важно! Господь никогда не оставляет в беде своих чад, защищая от напастей, обмана и происков невидимых врагов. И неважно, просит верующий помощи в избавлении от болезней или в отношениях с родными — каждый получит отклик на сердечную молитву, идущую из глубины души

И неважно, просит верующий помощи в избавлении от болезней или в отношениях с родными — каждый получит отклик на сердечную молитву, идущую из глубины души

Молитва перед иконой Иисуса Христа

«Отче наш» — именно эту молитву читают чаще всего. Но существует иная молитва, с которой обращаются верующие христиане:

О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение.

Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь

Христиане просят Святого об обереге от злобы, бессердечия и подлости. Также православные благодарят своего Спасителя, дабы обрести Его благословение в своих новых начинаниях.

История иконы

Так сложилось, что картины и мозаики с ликом Господа появились гораздо позже, чем письменные упоминания об Иисусе Христе. Это связано с запретом ветхозаветной церкви изображать лицо Творца. Первыми писать иконы с изображением Спаса начали служители византийских храмов. Происходило это в период с IV по VI века.

Самый древний, дошедший до сегодняшнего времени, образ Пантократора находится в Синайском монастыре. Его создали в Константинополе. По преданию, икону передал в дар инокам император Юстиниан. А обнаружили её лишь в XIX веке.

Данная икона была написана в своеобразной манере, во многом схожей с портретной техникой. Восковое изображение находилось под слоем дорисовок, произведённых с целью обновления в разное время.

Его очистили уже в 60-х годах XX века в процессе реставрации. В VII веке образ Спасителя появился на золотых монетах с подачи императора Юстиниана. По типажу чеканное изображение, которое возвели в статус имперского символа, было очень схожим с той самой иконой Христа Пантократора в монастыре Синая.

Впоследствии с образа делалось множество списков, которые сегодня можно встретить в каждом храме и не только. Иметь дома икону Вседержителя стремится каждый верующий христианин. Ведь Бог — это лучший лекарь душевных ран.

Термин Вседержителя — появился еще в раннехристианском обществе

Титул Вседержителя относится и к Божественной и к человеческой природе Спасителя. Термин этот появился еще в раннехристианском обществе.

В новом завете имя Вседержитель указывает на Христа второго пришествия, именно так и пишет апостол Павел во втором послании к Коринфянам:

Также два раза это встречается в откровении Иоанна Богослова:

Архитектура

Церковь выполнена в поздневизантийском крестово-квадратном стиле. Он был построен из камня и кирпичной кладки , метод строительства известен как opus mixtum , и имеет размеры 16 на 6,90 метра (52,5 футов × 22,6 футов), 16 на 6,70 метра (52,5 футов × 22,0 футов) или 14,20 на 4,80 метра (46,6 футов). × 15,7 фута), в зависимости от источника. Стены церкви имеют толщину 0,80 метра (2,6 фута). Цвет кирпича придает церкви румяный вид.

В церкви есть нартекс и целла (или «наос») с прямоугольным удлиненным планом. Нартекс небольшой, но под ним находится средневековая гробница. В церковь четыре входа: два ведут в целлу с юга и запада, а еще два в притвор с запада и севера. Апсиды церкви имеет три мелкие детали , которые накладываются друг на друга, образуя единый блок большого размера. Протезирование и diaconicon церкви расположены в апсиде.

Купол восьмиугольной формы заметно возвышается над центром целлы. Его поддерживали четыре разрушенные колонны, расположенные прямо под ним. Интегрированная колокольня была построена на вершине нартекса, как это было принято в современной византийской церковной архитектуре, и простирается от прямоугольной основной конструкции. Колокольня изначально была прямоугольной формы, но сейчас она частично разрушена. К нему можно было попасть с юга по каменной лестнице.

Образ Христа Вседержителя — занимает центральный купол православного храма

Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, а также в иконостасах. Именно этот образ занимает центральный купол православного храма.

Образ Христа Вседержителя

Обратите внимание — у Христа в руках  Евангелие, его жест благословляющий. Это отличает  все образы,  которые называются «Вседержитель»

Одна из самых устойчивых древних схем изображения — Спас на престоле. На этом изображении Христос изображен фронтально, восседающим на престоле с обязательной подушкой. На фото ниже это можно увидеть.

Спас изображается даже в римских катакомбах в послеиконоборческий период 10 века. Господь восседает на престоле, с которого Он будет совершать Страшный Суд.

Также одним из разновидностей изображения Христа Вседержителя — Спас в силах. Это центральная икона в русском иконостасе. Христос восседает на престоле в окружении ангельского сонма.

Одна из самых устойчивых древних схем изображения — Спас на престоле

Стилистическая справка

Это главная икона афонского монастыря, столичной работы и высочайшего качества исполнения. Все это происходило (как и роспись монастырской церкви фресками) в шестом десятилетии XIV века, десятилетии полного торжества исихазма, паламизма и всего афонского монашества. Духовное содержание иконы можно назвать не только характерным, но программным для эпохи. Главный эффект иконы — сияние образа, облика, фигуры, сияние всей ее поверхности, сияние выражения и сияние красок, сияние очень сильное, так что и лик, и взгляд, и вся материя кажутся буквально светящимися. Вся ткань этой иконы, всякий элемент ее формы и ее цвет наполнены светом. Свет виден снаружи, извне всякой формы, он падает на лик, шею, руки пучками лучей, являющимися видимым воплощением Божественных энергий. Они ложатся на материю, отнюдь не заслоняют ее природную и человеческую красоту, но заставляют ее светиться.

Варианты написания иконы

В иконографии Иисуса Христа имеется множество вариантов образа Спас Вседержатель и различные варианты названий. Чаще всего используются Пантократор и Спаситель или Спас.

Многократно, в Новом и Ветхом завете, Господь именуется Вседержителем. Написанное рядом с именем Христа, этот титул является догматом Боговоплощения, относится к человеческой и Божественной природе Иисуса. Эпитетом составляющих слова на древнегреческом языке является  «Властитель всего» или литературный перевод – «Правитель мира» и означает того, кто может сотворить все.

В раннехристианских источниках Вседержителем именовали Христа. Такое толкование имеется в послании Апостола Павла к Корифнянам, откровении Иоанна Богослова.

Изображение Христа Вседержителя встречается в одиночных иконах, деисусных композициях. Иконостасах. Используют его при стеновой росписи православных храмов, в центральной части купола. Рисуется Спаситель в полный рост, до пояса и сидящим на троне. От предметов в его руках зависит толкование образа.

Наибольшее распространение получили иконы с поясным изображением. Одеяние Христа информирует о человеческой и божественно природе.

На иконе Спас Вседержитель особенный нимб над головой Иисуса. В сияющий круг вписан крест. Символически он означает крестные мучения, которыми Христос искупил все грехи человечества. Теперь, чтобы получить спасение и вечную жизнь, людям достаточно искренне покаяться и надеяться на милость Господа.

Хитон красный, отделанный золотой каймой, олицетворяет царскую власть и одновременно является символом крови, пролитой Христом ради спасения людей. На правом плече клав, полоска ткани, расшитая символами. Такое украшение во времена жизни Иисуса человека, могли носить только знатные римляне, аристократы.

Правая рука Вседержителя поднята в благословении, классическое положение для всех икон Христа. В левой раскрытая книга, на страницах которой слова, выражающие волю Всевышнего. Это говорит о том, что Спаситель всегда защищает людей. Имеются варианты с закрытой книгой – напоминанием о Страшном суде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector