История курской коренной иконы божией матери и в чем помогает, тексты молитв

Содержание:

Литература

  • Бухарев И., протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. (История их и изображения). — М., 1901;
  • Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. — М.: Терра, 1993;
  • Киселев А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. — М., 1992;
  • Серафим, епископ. Одигитрия русского зарубежья. Повествование о Курской чудотворной иконе Знамения Божией Матери и о дивных чудесах её. — Нью-Йорк: Новая Коренная пустынь, 1955;
  • Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о её милостях роду человеческому / Сост. Поселянин Е. . — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1993 (Репринтное переиздание);
  • Чудотворные иконы Богоматери / Сост. А. А. Воронов, Е. Г. Соколова. — М., 1993;
  • Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост. А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. — М.: Радуница, 1999.

Храмы

Обычным для монастырей является наличие нескольких храмов. Не стала исключением и наша обитель. Главный монастырский храм — Собор Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 24 сентября 2009 г., правый придел освящен архиерейским чином 22 декабря 2011 г. в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим Патриархом Алексием II 19 сентября 1991 года.

Храм «Казанской» иконы Божией Матери – освящен архиерейским чином 21 июля 1991 года.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» — освящен архиерейским чином 24 сентября 2012 года.

Храм великомученика Пантелеимона (Больничный корпус),

Храм прп. Серафима Саровского на подворье монастыря.

Богослужения ведутся в основном в Соборном храме, а также в престольные праздники и в остальных храмах обители.

Икос 7

Новые знамения и чудеса велия явила еси от иконы Твоея честныя, Богомати, егда услышахом глас брани. Градом бо горящим и земли трясущейся, чертогом разрушаемым и пругом, воздух исполняющим, соблюла еси церковь, в нейже образ Твой, Всецарице, пребываше, невредиму: вси же в ней молящиися, чудо видяще, едиными усты возопиша Ти таковая:

Радуйся, Державная Воеводо; радуйся, на Нюже уповают вси народи.

Радуйся, Церкве Столп и Утверждение; радуйся, всякия святыни защито и ограждение.

Радуйся, победо, мир побеждающая; радуйся, и неимущия упования спасающая.

Радуйся, благая Послушательнице молений прилежных; радуйся, безпомощных помоще и надеждо ненадежных.

Радуйся, сатану под нозе наша сокрушающая; радуйся, огню и стихиям повелевающая.

Радуйся, иконою Твоею нас остеняющая; радуйся, Покровом Твоим нас осеняющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

ЧУДОДЕЙСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И ЕГО ПЕРЕЧНИ

Православные христиане очень почитает перечни непорочного иконы, что являются не менее чудотворными.

Перечни приобрели собственные наименования согласно участку явления удивительных деяний изображения, «Знамение»:

• Алабацкий – в последствии создания перечня был исцелен от паралича некий Ефремий, а в последствии помещения вида в собор приобрели излечение от него еще многочисленные прихожане.

• Курский-Коренной – данный перечень объединяют с самим Серафимом Саровским; стал известным облик по всей Америке и Европе собственными удивительными действиями.

• Царскосельский – перечень был пристроен в золотой оклад и декорирован дорогими камнями согласно указу императрицы Елизаветы; многочисленное количество людей исцелилось от чумы и холеры по мольбам к непорочному виду.

• Албазинский — наименован перечень в честь цитадели на Амуре Албазин; посодействовал лик в сражениях с захватчиками крепости, а после, при перенесении в Благовещенск, не давал пробиться недругам в течение 19 суток вплоть до абсолютного их отступления.

• Серафимо-Понетаевский – данный перечень наименован в честь женской обители, где выражал немало удивительных деяний.

Чудеса

Образ славится своими чудесами. О его божественной силе существует множество преданий и легенд. Одних икона избавляла от болезней, другим помогала спастись от пожаров и вражеских набегов.

  • В 14 веке люди, приходившие с молитвой к ней, исцелялись от разразившейся в те времена чумы.
  • В 1356 году загорелась церковь Спаса, где стояла эта икона. Бедствие прекратилось после молебна перед святым образом Девы Марии.
  • В 16 веке икона вновь спасла от пожара жителей города.
  • В начале 17 века икона защитила новгородцев от нашествия шведов. Когда вражеские войска вошли в храм, неведомая сила отбросила их назад. Испугавшись, шведы хотели бежать из церкви, но ее ворота вдруг закрылись.
  • В 1636 году Знаменский храм попытался ограбить Лука Плавильщиков. Когда он попытался взять икону в руки, божественная сила оттолкнула его, и он упал без сознания. Очнувшись на утро, вор раскаялся и всем рассказал об очередном чуде Знаменского образа.

У корней древа

Чудесное обретение этой святыни состоялось в 1295 году — в тяжёлые для Курской земли времена. Тогда город и прилегавшие к нему владения были разорены набегом монголо-татарских войск, а уцелевшие жители укрылись за стенами городка Рыльска, стоявшего неподалёку. Как-то раз бедный охотник из этого городка, отправившийся на промысел, нашёл лежавшую на корнях старого дерева небольшую иконку Богоматери. Однако только стоило охотнику взять образ в руки, как тут же из-под земли забил источник чистой родниковой воды. Тогда он понял, что находка эта — непростая, и срубил небольшую деревянную часовню, куда поместил икону. Вскоре весть о чудесном образе разлетелась по всей округе, и к Богоматери Коренной (как она была прозвана) потянулись многочисленные паломники. Почти каждому обратившемуся к ней святыня даровала милость и исцеление, а воды новоявленного источника также прославились как целебные. Спустя некоторое время о чудотворной иконе стало известно и в Рыльске. Тогда князь этого городка Василий Шемяка приказал перенести её из леса в главный храм Рыльска. Однако же, когда икону переносили, Василий был чем-то занят и не встретил Богоматерь у городской стены, за что был наказан слепотой. И только после искреннего покаяния и горячей молитвы новоявленная святыня вернула князю зрение.

Примеры чудес

Есть несколько чудес, которые связаны с ликом святой:

  1. Покров Божьей Матери. Инцидент случился в начале четырнадцатого века. Человек, которого звали Мамота, спасался от толпы татар и залез на дерево, находящееся неподалеку от часовни. Враги быстро приближались и внезапно Мамоту накрыло какой-то тенью, благодаря которой татары его не заметили.
  2. Помощь воинам. Лик святой неоднократно использовался для помощи воинам. В 17-м веке его передавали донским казакам, чтобы поддержать боевой дух. В 12 году 19-го века икону передали войску, которое сражалось с Наполеоном. Именно благодаря Богоматери им удалось победить завоевателя.

Икос 11

Светообразный омофор Твой, Всеблагая, над землею нашею невидимо простри, нечестия безлунную ночь прогоняющи, зарю же пакибытия возсиявающи, да в радости немолчно зовем:

Радуйся, воистину в Солнце облеченная; радуйся, венцем от звезд увязенная.

Радуйся, рясны златыми преиспещренная; радуйся, красото неизреченная.

Радуйся, Светлосте, денницы светлейшая; радуйся, теплото, солнца любезнейшая.

Радуйся, зарнице будущаго века; радуйся, Свете невечерний ангелов и человеков.

Радуйся, темныя демонския полки далече отгоняющая; радуйся, неверия тьму просвещающая.

Радуйся, во оружия света нас облекающая; радуйся, Святыне, цветы всех добродетелей благоухающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Чтобы уничтожить икону, ее хотели взорвать

3 марта 1898 года революционеры попытались уничтожить святыню. Под иконой установили взрывчатку с часовым механизмом. Взрывать решили на торжественной службе Крестопоклонной недели.

Но бомба сработала глубокой ночью, когда людей в храме не было. Взрыв был такой силы, что стена храма дала трещину. Разворотило утварь, выдавило мощную дверь, окованную металлом. Долго не могли ничего различить, пока сквозняком не выветрило клубы гари и пыли.

Бросились искать икону — и обнаружили ее совершенно не поврежденной.

Даже стекло над ликами не дало трещины, хотя в окнах храма выбило стекла до верхнего барабана.

Григорий (Граббе)

епископ Русской православной Церкви заграницей

В 1949 году, во Франкфурте, с Курской Коренной иконой находился священник Георгий (Граббе). Его отозвал незнакомый старик, из пришедших на поклонение иконе:

Описание святыни

Древние образа — Оранта, олицетворяют Мать —Заступницу, они легко узнаваемы по расположению в Ее чреве Младенца.

На иконе Божьей Матери Курская-Коренная изображена Богородица с поднятыми вверх для молитвы руками. Вместе с Младенцем Божья Матерь составляют единую композицию, а вокруг них совершенно другой сюжет, который был добавлен по изволению царя Феодора Иоанновича.

Сверху мы видим Господа Саваофа и Святого Духа в виде голубя. Справа и слева от Богородицы располагаются ветхозаветные пророки. В руках их свитки, в которых записано пророчество о приходе Миссии.

Как оригинал, так и списки иконы Божьей матери «Знамение» щедро украшался золотом, серебром, бархатом. Изображения Господа Саваофа. Богородицы и Младенца покрывает россыпь бриллиантов. Аметистов. Бирюзы и других полудрагоценных камней. Короны из бриллиантов расположились над головами Вседержителя и Богородицы.

О молитвах перед Богородичными иконами:

Примеры чудес

Есть несколько чудес, которые связаны с ликом святой:

  1. Покров Божьей Матери. Инцидент случился в начале четырнадцатого века. Человек, которого звали Мамота, спасался от толпы татар и залез на дерево, находящееся неподалеку от часовни. Враги быстро приближались и внезапно Мамоту накрыло какой-то тенью, благодаря которой татары его не заметили.
  2. Помощь воинам. Лик святой неоднократно использовался для помощи воинам. В 17-м веке его передавали донским казакам, чтобы поддержать боевой дух. В 12 году 19-го века икону передали войску, которое сражалось с Наполеоном. Именно благодаря Богоматери им удалось победить завоевателя.

История[править | править код]

В Россииправить | править код

По преданию, известному с XVII—XVIII веков, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую ликом вниз на корне дерева (отсюда название иконы — Коренная), и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте он вместе с товарищами срубил небольшую часовню, куда и поместили икону. Однако по мнению историка Алексея Раздорского, обретение иконы относится к концу XV ― началу XVI века.

В 1383 году Курская земля снова подверглась разграблению татарами. Татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный из плена, нашёл расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе — и они срослись. Священник соорудил хижину на месте обретения иконы, куда её и поместил. К этому же времени относится чудо спасения охотника Малюты от крымских татар на дереве над этим местом.

В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икона была взята в Москву и по её краям были добавлены изображения Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. Царь повелел восстановить разорённый татарами Курск, намереваясь вернуть туда икону. В том же году образ был перенесён в основанную на месте обретения иконы Коренную пустынь, а затем ― в Курск, где образ поставили в соборе Воскресения Христова.

В 1604 году Григорий Отрепьев приказал привезти Курскую Коренную икону в свою ставку в Путивле. Отрепьев носил образ с собой в сражениях, затем привез её в Москву и поставил в царских чертогах.

В 1615 году царь Михаил Феодорович вернул икону на Курскую землю, где по его приказу был основан Знаменский монастырь. Сначала икона находилась на прежнем месте в Воскресенском соборе Курска. В 1618 годe икона была перенесена в храм Рождества Пресвятой Богородицы Знаменского монастыря, а затем в Знаменский собор этого монастыря, где пребывала до 1918 года.

В 1676 году чудотворная икона «выезжала» на Дон для благословения казацких войск.

В 1812 году Курское городское общество послало в действующую против французов армию Михаила Кутузова список с иконы.

8 марта 1898 года в Курском Знаменском соборе трое революционно настроенных юношей во главе с Уфимцевым, желая подорвать народную веру в чудотворную силу иконы, подложили бомбу рядом с иконой. Взрывом, произведённым в 1:50 ночи, были совершены разрушения в храме, но икона осталась невредимой. Этому событию посвящено стихотворение Владимира Соловьёва «Знамение». Вопреки ожиданиям террористов, это происшествие не пошатнуло, а укрепило славу иконы и усилило её почитание.

В 1918 году на икону был одет серебряный с голубой эмалью оклад, в котором она находится и в настоящее время.

За пределами Россииправить | править код

Курская-Коренная икона «Знамение» в окладе, Знаменский собор в Нью-Йорке.

Во время Гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший её путь проходил через Обоянь, Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск.

1 марта 1920 года епископ Курский Феофан (Гаврилов) на пароходе «Святой Николай» привёз икону в Сербию. В сентябре 1920 года по просьбе генерала Врангеля икону вернули в Крым в Белую армию.

29 октября 1920 года образ покинул Россию с врангелевской эвакуацией. Икона вновь прибыла в Сербию, где пребывала в монастыре Язак на Фрушковой горе в Воеводине.

С 1925 года образ находился в русской Троицкой церкви в Белграде.

После того как Архиерейский синод Русской православной церкви заграницей во главе с митрополитом Анастасием в ноябре 1944 года из Белграда эвакуировался в Карлсбад (Карловы Вары), икона несколько месяцев находилась в карлсбадской церкви Петра и Павла; затем — в Мюнхене и Женеве.

В 1950 году первоиерарх Русской православной церкви заграницей митрополит Анастасий переехал в Америку. В 70 километрах от Нью-Йорка была создана Ново-Коренная пустынь, куда в 1951 году прибыла Курская-Коренная икона. Икона пребывала там недолго. По настоянию митрополита Анастасия её отправили в Нью-Йорк, где она сначала находилась в Знаменском синодальном подворье, а с 1958 года — в специально построенном Знаменском синодальном соборе. В настоящее время в Новокоренной пустыне икона пребывает в летнее время.

12 сентября 2009 года после 90-летнего отсутствия Курская-Коренная икона посетила Россию. С 12 по 23 сентября икона находилась в храме Христа Спасителя, а затем в Курске. 2 октября икона была возвращена в Нью-Йорк. В 2012 году икону привозили в Россию во второй раз.

Праздник иконы

Двадцать первого марта (8 марта по старому календарю) — в память о том, что икону уберегли от вредителей, которые пытались взорвать её.

Двадцать первого сентября (8 сентября по старому календарю) — в память получения иконы в конце XII века.

Девятая пятница по Пасхе — поход крестный из Знаменского монастыря в Курскую Коренную Рождество-Богородичная пустынь

Десятого декабря (27 ноября по старому календарю) — день иконы. Афонский монах Пахомий Логофет, находящийся во время этого праздника иконе в России, сделал 2 канона.

Видео: чудо, сотворенное Курской Коренной иконой Божией Матери

https://youtube.com/watch?v=wtlzgGEhoOE

Чудеса

Исцеления от болезней, помощь в житейских скорбях, другие чудесные события, связанные с образом, стали записываться с XIV в. Вот некоторые из них.

Неопалимая купина

В конце XIV в. стало широко известно чудо, совершившееся во время татарского набега 1383 г. Тогда при часовне на месте явления образа жил священник. По своему чрезвычайному благочестию, от народа он имел прозвище Боголюб. Судя по сохранившимся преданиям, иерей стяжал особое благоволение Богородицы. Когда случился татарский набег, захватчики пытались поджечь деревянную часовню, но она не загоралась, хотя они тщательно обложили ее хворостом. Разозлившись, татары разрубили икону на две части и выбросили. Самого священника татары захватили, но скоро заступничеством Пречистой, освободили. Вернувшись, Боголюб первым делом устремился к часовне. Ему удалось найти икону. Части ее, приложенные друг к другу, чудесным образом срослись.

Покров Богоматери

Записан и такой случай XIV столетия. Некий человек по имени Мамота, спасаясь от татар, забрался на дерево близ часовни. Враги были близко, несчастный взмолился к Царице Небесной. Вдруг Мамоту накрыла какая-то тень, как бы человеческая, и подошедшие враги не увидели никого.

Спасение Курска

Во время Смуты начала XVII в. к Курску подошли польские отряды гетмана Жолкевского. Город оказался не готов к осаде, укрепления – ненадежны, поэтому куряне надеялись только на свою Заступницу. Их надежды не были посрамлены. Сразу несколько человек из защитников города рассказали о бывших им видениях Царицы Небесной – Пресвятая молилась за горожан, советовала, как лучше обороняться. Поляки попытались штурмовать Курск, но вынуждены были уйти. Позже рассказывали, что польское войско видело пресветлую Жену, грозившую врагам, отчего пришло в страх. Видимо, после подобных случаев к иконе часто стали обращаться с молитвой о помощи в защите от врагов.

Помощница воинов

Образ не раз выезжал из монастыря в расположение русских войск, ожидавших духовной поддержки. В 1676 г. отправлялся к донским казакам, в 1687 г. участвовал в Крымском походе князя Василия Голицына. В 1812 году список иконы побывал в действующей армии, сражающейся с Наполеоном.

Целительница

Из многих чудес над болящими, видимо, самое известное – помощь Прохору Мошнину, жителю Курска, в 1767 г. Отрок Прохор был опасно болен, почти при смерти. Мать, Агафия, уже почти отчаялась видеть сына живым, но постоянно просила за него Матерь Божию. Молитва была услышана, и во сне мальчику явилась Богородица. Она пообещала исцелить отрока.

Житийная икона прп. Серафима Саровского с сюжетом исцеления отрока Прохора Пресвятой Богородицей

Через несколько дней начался традиционный крестный ход с иконой. Маршрут его движения проходил рядом с домом. Внезапно начался дождь. Крестоходцы, для сокращения пути, свернули и двинулись прямо через двор Мошниных.

Интересный фактОбрадованная Агафия с сыном на руках выбежала навстречу святыне, и Прохор смог приложиться к ней. Совсем скоро он совершенно поправился. Позже этот мальчик стал известен всей России как преподобный Серафим Саровский.

И снова Неопалимая купина

В 1898 г. группа революционно настроенных студентов и учеников ремесленного училища устроила взрыв в соборе Знаменского монастыря, стремясь уничтожить икону. Взрыв был большой силы: случился пожар, сильно пострадали ступени и сень над образом. Но сам образ остался совершенно невредим. Происшедшее, однако, стало грозным предзнаменованием грядущих событий, когда вновь, как и века назад, России понадобится сугубая молитва: оставалось менее 20 лет до революции.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Почаевской», глас 5

Пpед свято́ю Твое́ю ико́ною, Влады́чице,/ моля́щиися исцеле́ний сподобля́ются,/ ве́pы и́стинныя позна́ние пpие́млют/ и ага́pянская наше́ствия отpажа́ют./ Те́мже и нам, к Тебе́ пpипа́дающим,/ гpехо́в оставле́ние испpоси́,/ по́мыслы благоче́стия сеpдца́ на́ша пpосвети́,/ и к Сы́ну Твоему́ моли́тву вознеси́// о спасе́нии душ на́ших.

Перевод: Перед святой Твоей иконой, Владычица, молящиеся удостаиваются излечения, получают познание истинной веры и отражают бесовские нападения. Потому и для нас, к Тебе припадающих, испроси прощение грехов, просвети наши сердца благочестивыми помыслами и вознеси молитву к Сыну Твоему о спасении душ наших.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Почаевской», глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м к ди́вному о́бразу Ея́, и́же на горе́ Поча́евстей: к нему́же уми́льно взира́юще и моля́щеся Цари́це Влады́чице из глубины́ душе́вныя вопие́м: О Пречу́дная Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шняго, от лет дре́вних избра́вшая оби́тель Поча́евскую в ме́сто селе́ния Своего́! Зе́млю оте́чественную на́шу в правосла́вии и ми́ре утверди́, и спаси́ всех предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем, пред Пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми. Не отврати́ рабы́ Твоя́ тщи́: Тя бо еди́ну Наде́жду и́мамы.

Перевод: К Богородице усердно сейчас обратимся грешные и смиренные, и поклонимся удивительному образу Ее, который на горе Почаевской, на него же с благоговением взирая и молясь Царице Владычице из глубины души взываем: «О Пречудесная Дева, Мать Господа Всевышнего, с древних лет избравшая обитель Почаевскую как место пребывания Своего! Землю Отечества нашего в православии и мире утверди, и спаси всех предстоящих и молящихся Тебе со смиренной душой и сокрушенным сердцем, перед пречистым образом со слезами. Не оставь рабов Твоих ни с чем, ибо на Тебя у нас единственная надежда».

Описание иконы

На верхней части иконы – изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных сторонах — изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.

Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом,» а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке у него свиток с изречением: «Аз видех гору каменную». За сим — пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь». Внизу — пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой». Ниже — пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видех купину огни….». За ним — пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет». За сим — пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно». На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет».

Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением». На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.

10 декабря — день памяти иконы Божией Матери «Знамение». Вы можете заказать молебен перед чудотворной иконой :

История

Икона с изображением пресвятой Божьей Матери «Знамение» — это одна из наиболее старых русский святынь, у которой богатая и интересная история, берущая свое начало в 1295 году в период нападения на Курск хана Батыя.

Находка и первый день празднования

На Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября в лесу около города мужчина из соседнего населенного пункта, как обычно, вышел поохотиться. Возле корней одного дерева он увидел икону. Она была повернута изображением к земле. Когда он перевернул и осмотрел ее, выяснилось, что это святыня с изображением Пресвятой Богородицы «Знамение», вроде Абалацкой.

Когда мужчина поднял икону, возле корней дерева появился родник с водой. Про находку было доложено князю Рыльскому. По его приказу икона была доставлена в город, где местные жители торжественно встретили ее. Среди всех не было только князя. За это он был наказан: перестал видеть. После раскаяния зрение вернулось к нему. После чего по его приказу был воздвигнут храм Рождества Богоматери. По завершении строительства икона была оставлена в храме, где пробыла не так уж много времени.

Оригинальная доска Курской Коренной иконы Божьей матери «Знамение»

Возведение часовни

Однажды она таинственным образом исчезла, но вскоре ее обнаружили на том самом месте, где охотник увидел ее впервые. Такие события происходили несколько раз. Неоднократно икона будто испарялась, а затем находилась всегда около того дерева. Люди поняли, что это место Дева Мария благоволит. Было решено возвести там часовню.

Чудесное восстановление лика

В 1383 году произошло нападение на Курск, в результате которого священник, служивший при часовне, был взят в плен, место службы сожжено, а икона разрезана на две части. Одну ее половину кинули в огонь, а другую просто выбросили. Священнослужителя вывезли на территорию Крыма для тяжелого труда. Через некоторое время послы из Москвы проездом посетили Татарский стан. Случайно они услышали, что кто-то возносит песнопения Богоматери на русском языке. Когда они выяснили, что там был плененный священник, они заплатили выкуп и забрали его из плена. Он вернулся на родину, туда, где стояла часовня. К его удивлению, обе части были там же, где и во время нападения. Священник соединил их вместе, после чего каким-то чудесным образом святой лик восстановился.

Второй день празднования

Часовню вновь отстроили, и икону оставили в ней. Через некоторое время вместо часовни построили монастырь. Там она пробыла до 1898 года, до самого прибытия злоумышленников, которые уничтожили храм, подложив в него бомбу. Но икона не пострадала, даже стекло на киоте ничуть не треснуло. После того случая был введен еще один день празднования иконе — 21 марта.

Варианты копий иконы

Похищение и возвращение образа

В 1918 году святыня вновь была похищена. Сначала поиски не давали никаких результатов, но позже одна из жительниц населенного пункта нашла лик около колодца. Икону подбросили похитители, т. к. на ней уже не было украшений.

В последующие года святыня при разных обстоятельствах побывала в самых разных городах. За то время у нее сменилось множество хранителей. Как только икону вывезли в Грецию, ее оберегал епископ Феофан. После того как святыня побывала в Сербии, хранителем стал митрополит Анастасий, который во время войны перевез ее на территорию Германии. Далее за нее отвечал Аверкий — мюнхенский архимандрит. После доставки в США за ней присматривал Крицкий Борис — протоиерей, который не раз отправлялся по приходам Русской Церкви за рубежом. После него должность хранителя перенял протоиерей Виталий Устинов. Сейчас она находится на территории Соединенных Штатов Америки.

Хранители Курской коренной иконы

Первым хранителем иконы считается епископ Курский Феофан (Гаврилов). Именно им икона была вывезена из России и через Турцию привезена в Грецию, где находилась непродолжительное время, после чего была перенесена в Сербию. Во время войны Митрополитом Анастасием (Грибановским) икона через Австрию была доставлена в Германию. В Мюнхене хранителем иконы стал архимандрит Аверкий (Таушев), посещавший с ней прихожан и беженцев. В штат Нью-Йорк икона попала в 1951 году вместе с архимандритом.

Крестный ход в Курске. года

Через некоторое время последовало назначение хранителем иконы протоиерея Бориса Крицкого, путешествовавшего с нею по приходам Русской Зарубежной Церкви.

После его смерти в 1989 году тогдашний Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Виталий (Устинов) сам стал хранителем иконы, и разные священники получали от него назначения путешествовать с нею.

В декабре 2010 года хранителем Курско-Коренной иконы Божией Матери назначен диакон Николай Ольховский (ныне епископ).

Икону похищали чекисты в 1918 году

11 апреля 1918 года Курская Коренная икона была похищена. Пропал и список с иконы. Около трёх недель иноки и духовенство не прекращали молитв.

В день памяти св. Феодосия Печерского их случайно нашла бедная белошвейка. Иконы лежали в мешке у колодца, выкопанного святым. Проходивший мимо священник узнал иконы.

С крестным ходом, под звон колоколов, иконы торжественно вернули в монастырь.

Чудотворную икону облачили в запасные ризы из серебра с голубой эмалью. Такой икона известна сегодня православному миру.

Драгоценные ризы нашли после взятия Курска Добровольческой армией генерала Кутепова. Они лежали среди мусора, у бывшей резиденции ЧК. Так открылось, кто причастен к похищению.

О чем просить Богородицу перед иконой Знамения

В первую очередь нужно помнить, что молитва — это не обрядовые действия. Владычице требуется наше сокрушенное сердце. Сокрушенное сердце бывает у человека, признавшего, что он грешен, и что без Бога он бессилен. В этом случае человек способен от души обратиться Царице Небесной. К молитве располагают земные поклоны — это духовная кардио разминка. После земных поклонов можно зажечь перед образом лампадку или свечу, положить в кадильницу ладан. Всё это поможет привести мысли в спокойное состояние, немного подготовить душу

Важно также то, что молитва обращена не к иконе, а к изображенной на ней Богородице

Просить Преблагую Царицу следует о спасении души. Обращаются к образу Знамения при ссорах в семье и рабочем коллективе, при нашествии врагов. Также икона помогает остановить пожар, стихийные бедствия, моровые болезни.

Икона Знамение имеет благодать исцелять глазные болезни.

Лики святых на иконе

На иконе изображена Богоматерь с младенцем на руках. Дева Мария сидит в молитвенной позе с поднятыми кверху руками. Подобное изображение считается одним из наиболее ранних образов Божьей Матери в иконописи. Еще одна известная святыня этого типа — Абалацкая, но на краях Курско-коренной святыни расположились изображения Саваофа Господа и пророков из Ветхого завета.

Пророки обращены к Богородице. Справа — лик царя Соломона. Около него — лики пророка Даниила, Иеремии, Илии. С противоположной стороны представлены лики Царя Давида, пророка Моисея, Исаия и Гедеона. У каждого из них в руках свитки, а в каждом из свитков представлено по одному мудрому высказыванию, имеющих особое значение.

События

Преподобный Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел, и родители не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком, и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел.

Примечательно, что после этого исцеления крестные ходы в Курской губернии были запрещены 30 лет из-за многочисленных жалоб духовных лиц Екатерине на беспорядки и плохую организованность. Особенно много жалоб было в последний крестный ход перед 30-летним запретом.

В июле 1966 года архиепископ Русской православной церкви заграницей Иоанн Шанхайский посетил с Курско-Коренной иконой Свято-Николаевский приход в Сиэтле. 2 июля во время молитвы перед этой иконой в своей келье он скончался.

Тексты

Прежде чем помолиться курской иконе, надо ознакомиться с примерами текстов.

Молитва

Есть две распространенные молитвы, которые зачитывают лику Богородицы.

Разрешение трудной ситуации

«О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь».

Очищение души от негатива

«Царица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь».

Акафист

«Избранной Воеводе и благой Одигитрии, путеводящей нас к Небесному Граду, приидите, припадем вси, града зде пребывающего не имущии, Тоя всесильнаго заступления просяще, чудеса же, от лет древних даже доныне от иконы Ея бываемыя, поминающе, велегласно возопиим:
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая».

Тропарь

«Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость».

Кондак

«Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало».

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой честный, имже показала еси преславное знамение».

Описание святыни

Древние образа — Оранта, олицетворяют Мать —Заступницу, они легко узнаваемы по расположению в Ее чреве Младенца.

На иконе Божьей Матери Курская-Коренная изображена Богородица с поднятыми вверх для молитвы руками. Вместе с Младенцем Божья Матерь составляют единую композицию, а вокруг них совершенно другой сюжет, который был добавлен по изволению царя Феодора Иоанновича.


Курская-Коренная икона Божией Матери

Сверху мы видим Господа Саваофа и Святого Духа в виде голубя. Справа и слева от Богородицы располагаются ветхозаветные пророки. В руках их свитки, в которых записано пророчество о приходе Миссии.

Как оригинал, так и списки иконы Божьей матери «Знамение» щедро украшался золотом, серебром, бархатом. Изображения Господа Саваофа. Богородицы и Младенца покрывает россыпь бриллиантов. Аметистов. Бирюзы и других полудрагоценных камней. Короны из бриллиантов расположились над головами Вседержителя и Богородицы.

О молитвах перед Богородичными иконами:

  • «Неупиваемая Чаша»
  • «Владимирская»
  • «Тихвинская»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector