Смоленская икона божией матери
Содержание:
- Храмы, которые посвящены образу «Одигитрия»
- Церковь Смоленской Божией Матери в Кривцах
- И прославилась множеством чудес
- Идея образа Одигитрии
- LiveInternetLiveInternet
- Появление Одигитрии на Руси
- Молитвы
- Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»
- Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия»
- Сюжет образа «Одигитрия» ― пришествие великого Судии и Царя на землю
- Война с Наполеоном 1812 г.
- В чем помогает Смоленская икона Божией Матери
- Молитвенные прошения
- Где можно увидеть икону
- О чем просят и в чем помогает образ
Храмы, которые посвящены образу «Одигитрия»
Рассмотрев вопрос: «Одигитрия — что это такое?» — следует заметить, что данному образу соответствуют и другие святыни. К примеру, во многих городах как России, так и других стран, существуют храмы, которые построены в честь образа «Путеводительница». Рассмотрим список:
- церковь в Кимже, находится в Архангельской области (не действует);
- церковь в городе Дисне, Беларусь (действующая);
- часовня-храм Одигитрия, она находится в Симферополе, Крым (действующая);
- церковь в Касимове, находится в Рязанской области (действующая).
И таких церквей, часовен и храмов довольно большое количество, так как почитание Богородицы православными велико.
Церковь Смоленской Божией Матери в Кривцах
Церковь возведена в XVIII веке (1702 – 1708 гг). Удивительное здание с высокой колокольней выстроено в стиле московского барокко. Снаружи стены украшены резьбой. Снизу церковь сложена из белого камня, сверху – выстроена из кирпича.
Изначально она строилась как летнее здание, а все «зимние» службы проходили в соседнем храме Феодора Стратилата. Позже храм Феодора был снесен, а на его месте построен магазин. Все богослужения стали проходить в Смоленской церкви.
Расположена она по адресу: Московская область, Раменский район (бывший Бронницкий уезд), село Кривцы, дом 109. Службы идут по воскресным и праздничным дням.
И прославилась множеством чудес
По преданию, икона была написана евангелистом Лукой, и когда первописаный образ с другими иконами представили Божией Матери, она произнесла: «Благодать Родившегося от меня да будет с сими иконами».
Смоленская икона называется Одигитрией (Путеводительницей). Откуда это название?
По одной из версий эта икона потому так называется, что Пресвятая Владычица, явившись двум слепцам в Константинополе, указала им путь в храм, где они, помолившись пред Ее иконою, получили исцеление. По другой — потому, что икона сопутствовала греческим царям в их походах против врагов.
Позже греческий император Константин IХ Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
Дальнейший путь этой святыни тесно связан не только с городом, давшим ей свое имя, но и с судьбой всей России. Из многочисленных чудес, совершавшихся от этой иконы, для нас, смолян, особенно замечательным и памятным является спасение Смоленска от нашествия Орды.
Согласно летописи, когда несметные полчища врагов подошли к Смоленску, все жители города собрались в Успенском храме у чудотворной иконы Одигитрии и стали молиться.
А ночью, накануне сражения, оставшись в храме один, воин Меркурий пал на колени перед образом Богородицы и услышал голос ее:
«Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Ордынский властитель со всею своею ратью и исполином хочет тайно в нынешнюю ночь напасть на град Мой и опустошить его; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его врагам. Иди на встречу врага тайно от народа, святителя и князя, не знающих о нападении, и силой Христа Бога победишь исполина. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победою ожидает тебя там венец мученический, который и примешь от Христа».
Летописные документы свидетельствуют о чуде: благодаря Меркурию Смоленск стал едва ли не единственным городом, который смог отбить ордынское нашествие. Сам Меркурий сложил голову в сражении — «принял венец мученический от Христа» и был причислен к лику святых…
Идея образа Одигитрии
Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.
Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.
Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет
Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.
Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул
Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.
Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.
Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.
Влахернская икона. Воскомастика. XIII – XIV в. Успенский собор Московского Кремля
Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.
– Тихвинская икона Божией Матери
LiveInternetLiveInternet
Среда, 10 Августа 2011 г. 13:16 + в цитатник Смоленская икона Божией Матери — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Празднование иконе совершается 28 июля по юлианскому календарю (10 августа по новому стилю).
История Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века (по другим данным, в 1097 году) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, Смоленск — градом Пресвятой Богородицы, а собор — Домом Ея. Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя. В 1404 году последний из Смоленских князей Юрий Святославич принёс икону в качестве васального дара великому князю Василию Дмитриевичу и икона стала хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат. В это время Смоленск был взят и в нём на 110 лет водворилось владычество литовских князей.
В 1456 году смоляне, под предводительством епископа Смоленского Мисаила, «били челом» великому князю Василию Тёмному с просьбой вернуть им икону. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. Икону подняли, с крестным ходом вынесли из Кремля и остановились на Девичьем поле у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили икону в Смоленск. Первый почитаемый список с иконы был сделан для Новодевичьего монастыря, основанного в 1524 году по случаю возвращения Смоленска России от Литвы. Во время Отечественной войны 1812 года икону из Смоленска привезли в Москву и в день Бородинского сражения вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль, а по окончании войны вернули в Смоленск. Икона хранилась в Успенском соборе Смоленска, несмотря на его закрытие в 1929 году. В 1941 году Смоленск захватили немецко-фашистские войска, которые обнаружили икону среди прочих святынь Успенского собора. После освобождения города от оккупантов в 1943 году икона найдена не была. Иконография Икона относится к иконописному типу Одигитрия и вероятно является списком с Одигитрии Влахернской. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке. Молитва перед иконой Божией Матери «Смоленской» Пречудная и превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны, грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым образом Твоим припадающия и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим всесвятое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Метки: икона богородица смоленская православие
Нравится Поделиться
Нравится
- 16 Запись понравилась
- Процитировали
- Сохранили
- Добавить в цитатник
- Сохранить в ссылки
Появление Одигитрии на Руси
В середине XI века икона прибыла из Греции в Россию. Древнее сказание сообщает: в году 1046 император Константин IХ благословлял этим образом свою дочь Анну, которой надлежало стать супругой черниговского князя Всеволода, приходившегося сыном Ярославу Мудрому. Святыня должна была сопровождать и оберегать молодую невесту по пути в далекие русские земли.
В дальнейшем священную картину стали считать символом династической связи между Константинополем и Русью, родовой святыней русских правителей. В 1095 г. князь Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича, перенес Божественный лик в Смоленск. Здесь в 1101 г. для сохранения святыни основали храм Успения Пресвятой Богородицы, а сама икона стала именоваться Смоленской.
После смерти князя Всеволода и прихода к власти Владимира Мономаха Смоленск стал постоянным местом нахождения Одигитрии. В течение последующих веков реликвия побывала в Москве и Ярославле, а также в разных странах. В 1655 г. она вновь вернулась в Смоленскую обитель.
Молитвы
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее ‘Одигитрия’ |
Кондак Божией Матери пред иконой Ее ‘Одигитрия’ |
Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Одигитрия |
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Смоленской |
Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»
Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ее за то, что она является путеводной нитью, ведущей к спасению.
В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Смоленская икона Божией Матери оказывает помощь и поддержку каждому обратившемуся к ней с молитвами, исцеляя от недугов, помогая в укреплении веры, ограждая просящих от негатива и искушений на жизненном пути.
История иконы
Предание гласит, что Смоленская икона «Одигитрия» была написана самим святым Лукой во время земной жизни Богородицы. Точных сведений о том, как святой образ попал в Россию, нет, однако известны упоминания об иконе уже в середине 11 века. Этот лик стал родовой святыней русских князей, которые передавали ее преемникам с величайшим трепетом.
Святая икона Смоленский Божией Матери является одной из самых главных святынь Русской Церкви. Верующие получают от нее помощь, которая связывает их с православной верой, не позволяя дьявольским проискам очернить души, стремящиеся к свету и Божьей благодати.
Описание иконы «Одигитрия»
На иконе изображена Богоматерь по пояс, на правой руке которой расположен Младенец. Правую руку он держит в благословляющем жесте. В левой руке Младенца расположен свиток — символ учения и просвещения. Спаситель изображен в царственных одеяниях, что означает образ Вседержителя. Его одежды выписаны искусно, с использованием пурпурного и золотого цветов. Часто Младенец на иконе облачен в корону.
Где находится икона
В России насчитывается более двухсот храмов, церквей и приходов, где можно поклониться образу Смоленской Божией Матери. Кроме того, списки с иконы хранятся во многих музеях. Среди копий икон более 30 обладают чудотворными способностями.
Поклониться образу можно в следующих местах:
- город Москва, собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре;
- город Санкт-Петербург, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
- город Сергиев Посад, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре;
- город Суздаль, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
- город Кострома, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре;
- город Орел, кафедральный собор Смоленской иконы Божией Матери;
- город Нижний Новгород, церковь Смоленской иконы Божией Матери.
В чем помогает икона Смоленской Божией Матери
Святой лик обладает многими чудотворными способностями, и православные христиане обращаются к Смоленской Богоматери с молитвами:
- о защите отчизны от войн и вражеских набегов;
- о здоровье военных, находящихся в горячих точках;
- о здоровье близких людей и всех живущих на Земле от эпидемий;
- о защите дома от негатива и недоброжелателей;
- об укреплении веры и силы духа;
- о противостоянии искушениям и обману, вводящим души в заблуждение.
Молитва перед образом
«Царица Богородица, Путеводительница и защитница всего рода людского. К Тебе обращаемся с молитвами смиренными. Избави нас от скорбей и печалей, настави на путь истинный да убереги плоть и кровь нашу от недугов и болезней. Помоги, Богородица, обрести веру истинную да укрепиться в ней, не позволяя проискам дьявольским бросить семя сомнений и раздора. Сохрани мир на всей земле да не позволь недругам разорить отчизну нашу. Повлияй на умы недоброжелателей наших, избавив их от скверны гнева. Аминь».
Дни почитания иконы
Икона Божией Матери «Одигитрия» почитается три раза в год:
- 10 августа (28 июля), когда святой лик был перенесен из Московского Кремля в Новодевичий монастырь;
- 18 ноября (5 ноября) в честь чудотворной помощи иконы и одержания победы в Отечественной войне 1812 года;
- 7 декабря (24 ноября) в честь победы жителей славного города Смоленска над Золотой Ордой.
Каждый из этих праздников сопровождается литургией и вознесением молитв Высшим Силам, не позволившим Руси пасть под натиском недругов и обидчиков.
Смоленская икона является помощницей и покровительницей каждого уверовавшего в Господа. Искренние молитвы помогут вам обрести веру и начать праведный путь, который будет каждый день менять вас и вашу жизнь в лучшую сторону. Желаем вам радости и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия»
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, — 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»
Сюжет образа «Одигитрия» ― пришествие великого Судии и Царя на землю
Значение и догматический смысл Одигитрии состоит в явлении в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу. Именно поэтому, несмотря на то, что существует несколько вариантов этого образа, в нём присутствует единое композиционное решение. Некоторые элементы иконы всегда неизменны. Так традиционно на ней изображён младенец Христос, сидящий на руках Богородицы.
Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378 год. Иконографический канон изображения Иисуса Христа на иконе Божией Матери «Одигитрия» соответствует канону изображения Христа Пантократора
Богоматерь на иконе пишется в образе Вседержителя, одетого в царственные одеяния пурпурного и золотого цветов и, зачастую, в корону. Спаситель правой рукой благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). В левой руке Он обычно держит книгу или свиток.
Тип богородичных икон «Одигитрия» наиболее почитали в Византии и России.
Обычно Христос обращен лицом к зрителям, однако иногда его изображают и в полупрофиль. В Одигитрии обычно используется поясное изображение Божией Матери. Но также встречаются и оплечные варианты (например, Казанская икона), а иногда Богородицу даже рисуют сидящей на троне. Обычно голова Божией Матери слегка наклонена. Рукой она указывает на Иисуса, словно говоря: «Вот Спаситель всего человечества!».
Богоматерь Владимирская. Середина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник. На «Одигитрию» в целом похож тип изображения «Елиуса», но на иконе «Одигитрии» Богородица не прижимается к Иисусу
Существует в целом похожий на Одигитрию распространенный тип изображения «Елиуса» (Умиление). В отличие от Одигитрии, в этом случае Богородица не прижимается к Иисусу, а указывает на него рукой, представляя царственного Младенца миру. Кроме того, для Одигитрии характерно выражение не безграничной любви, а явлению миру Спасителя, которому Богородица указала путь. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Они хранятся во многих русских православных храмах.
Война с Наполеоном 1812 г.
Когда полчища Наполеона напали на землю русскую, чтобы уберечь Святыню от поругания, смоленский епископ Ириней древний греческий образ «Одигитрии» переправил в Москву, там хранилась она в Успенском соборе.
После того как русские войска оставили Смоленск, чудотворный список «Одигитрии», выполненный в 1602 году, был взят ими с собою из города.
Накануне Бородинской битвы Смоленская икона Божией Матери помогла воинам обрести уверенность в своей победе, воодушевиться на подвиг. «Одигитрию» пронесли через стан русской армии, солдаты, взирая, молились на нее и обретали веру и душевные силы.
В тот день, когда состоялась Бородинская битва, Смоленскую икону вместе с Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белгорода, Кремлевских стен и Китай-города, после этого направили в Лефортовский дворец, где располагались раненые. Перед тем как оставить Москву, икону переправили на хранение в Ярославль. По окончании войны 5 ноября 1812 года она была возвращена в Смоленск. В память об освобождении врагов день этот праздновать стали ежегодно.
В чем помогает Смоленская икона Божией Матери
Этот лик почитается у христиан православного обряда как символ мира и здравия. В разное время перед ней молились о:
- защите родной земли от воен.
- здравии тех, кто на фронте.
- том, чтобы уберечь от болезней и страшных эпидемий.
- Чтится она и среди семейных людей, так как семью и ассоциируют с малой родиной. Ей также необходимо святое покровительство.
- Обращаются к ней с мольбами за тех, кто покинул отчий дом и находятся в деловой поездке или в путешествии. И сами путешественники просят ее о защите и покровительстве на чужих землях.
Икона Смоленская помогает защитить и родной дом от вторжения нежданных гостей.
Молитвенные прошения
Православие воздает Царице Небесной такие почести, которые не оказываются больше ни святым, ни даже Ангелам. Выше ее — только Сам Христос. Молитвенные обращения к ней взяты из евангельских текстов. Даже формулировка церковных песнопений выделяется — только Божией Матери говорят — «спаси нас». Таким образом церковь свидетельствует свое преклонение перед Богородицей.
Купить книгу Об авторе О книге
Она смогла подняться до такого уровня святости, которого только может достигнуть смертный, при помощи Духа Святого. В народе же просто любят ее, как Мать — неиссякаемый источник любви, понимания, терпения. Всем близкий образ, доступный для осмысления. Именно через него проще понять любовь Бога к людям. Поэтому неудивительно, что в молитвенной практике обращения к Богородице являются очень частыми.
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Акафист очень легко читать — благодаря небольшому объему, доступной для восприятия формы. Выразительный слог затрагивает каждый уголок души, передает всю гамму чувств, которые питают христиане к Богородице. Не требует такая молитва и большого количества времени.
Помощи можно просить также в мирских делах, но только после того, как воздана хвала Господу. Даже если благодарности нет в сердце, надо возносить ее устами и просить, чтобы Бог смягчил жестокое сердце. Для этого читаются покаянные псалмы. Уместны молитвы за родителей, детей, друзей. Сугубо стоит молиться о тех, кто причиняет обиды — ведь Господь заповедал молиться даже о врагах. Результаты молитв зависят не столько от усердия (хотя они должны быть регулярными), сколько от веры.
- Икона Тайная вечеря
- Икона Древо Жизни — смотрите здесь
- Жировицкая икона —
Где можно увидеть икону
В начале XV века икона Богоматери Одигитрии была перемещена в Москву. Точной причины неизвестно, но существует три версии этого события:
- Династический брак литовской княжны и князя Московского;
- Наследство последнего князя Юрия Святославовича, который был изгнан Витовтом и забрал все с собой;
- В составе награбленного Юргой, когда тот покинул князя Свидригайла и поехал служить московскому князю Василию Васильевичу.
Во время пребывания в Москве со святого лика были написаны несколько копий. В 1456 году оригинальное изображение вернулось в Смоленск, после того как московский князь Василий Темный вернул ее в качестве будущего воссоединения двух городов. При этом копия была написана и оставлена в Москве в Благовещенском соборе. На копии младенец Христос располагается вертикально, причем исследователи склонны думать, что так изображали Иисус и на оригинальном византийском образе. Позже Смоленскую Божью Матерь привозили в Москву несколько раз для совершения молитвы.
Особо знаменателен был день Бородинской битвы, когда в крестном ходе москвичей были собраны множество святых ликов, в том числе и Смоленский. На время войны с французами лик был передан на хранение в город Ярославль, для сбережения и защиты.
Важно! В 1941 году Одигитрия, которую привезли из Византии, была утрачена, подозревается, что она была украдена. Копия изображения сейчас хранится в Оружейной палате, куда оно попало из построенного в 1523 году Новодевичьего монастыря
Сделали это из соображений безопасности, ведь рама доски отделана богатым золотым окладом и ризой из жемчуга.
О чем просят и в чем помогает образ
Так как «Одигитрия» считается заступницей, верующие молятся этому образу для получения защиты. Будь это защита государства от вторжений и военных действий либо защита близких от болезней и защита семейного счастья.
Защита от военных действий
Считается, что именно благодаря чудодейственной помощи Богоматери Смоленской русская земля была спасена от захватчиков во времена крупнейших воин в ее истории.
Защита армейцев и военных моряков
Служащие в армейских войсках и на флоте, а также их близкие, молятся «Одигитрии» для защиты и покровительства в случае военных действий.
Хранит семейное счастье
Люди, находящиеся в брачных отношениях, просят у «Одигитрии» покровительства и защиты семейного союза и счастья внутри семьи, а также защиты от любых воздействий извне, способных разрушить священный союз.