Церковь феодора стратилата на антиохийском подворье в москве

Изучаем маршрут и расписание работы храма

Храм Феодора Стратилата открыт для посещения ежедневно с понедельника по пятницу с 7:30 до 12 и с 17:30 до 20 часов. Расписание Богослужений: по будням они проходят в 8 и 18 часов. В воскресенье и праздники — в 7:30 и в 18. По субботам и предпраздничным дням Службы совершаются в 18 часов в соседнем храме Архангела Гавриила антиохийского патриаршего подворья.

В 18:00 каждый воскресный день в церкви св. вмч. Феодора Стратилата читается акафист иконе Божией Матери «Нечаянная Радость».

Церковь во имя Фёдора Стратилата находится рядом с Чистыми прудами по адресу: Москва, Архангельский переулок, 15А, строение 2.

Феодоровскую и Гаврииловскую церкви антиохийского подворья, все прочие достопримечательности Архангельского переулка можно увидеть, пройдя всего 200 метров от станции метрополитена Чистые пруды или 300 метров от станции метро Тургеневская. Альтернативный вариант: автобусы 122, 144 или трамваи №3, №39.

Церковь стоит прямо возле дороги, её хорошо видно. Во дворе — Меншикова башня. А вот чтобы ее увидеть, нужно внимательно заглянуть внутрь двора. Несмотря на свою колоссальную высоту, разглядеть ее за современными постройками непросто. Приятных вам впечатлений!

Координаты Церкви Феодора Стратилата на Антиохийском подворье в Москве: 55.76295, 37.63919.

На карте Вы можете определить точное местонахождение храма Феодора Стратилата на Чистых Прудах и окружающие его достопримечательности (нажимайте «+» или «-», чтобы приблизить или отдалить изображение).

Чтобы задержаться в Москве на несколько дней, можно легко снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом удобном месте города.

Например, вы можете остановиться в уютном бутик-отеле «Меншиков», который расположен непосредственно возле подворья Антиохийского патриарха. И тогда из собственных окон сможете любоваться на красавицу-башню и колокольню старинного храма. Как вам идея проснуться утром вот с таким видом?

Я побывала на подворье Антиохийской православной церкви в Москве 17 июля 2021 года. Вдоль Чистых Прудов расположено множество исторических и современных зданий, в этом районе так приятно неспешно прогуляться, погружаясь в историю Москвы.

Отсюда можно дойти, например до Сухаревской площади (это примерно 1.5 километра). Сейчас здесь находится Сухаревский сквер, а ранее на это месте располагалась легендарная Сухарева башня. А по дороге непременно загляните в уникальный старинный храм Святителя Николая Мирликийского в Дербеневе.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

«Голова черепахи» и другие пещерные «башни»

Обрывы Эски-керменского плато изобилуют выступами и мысами, в которых в несколько ярусов выдолблены искусственные пещеры. Репников назвал их «пещерными башнями», вписанными в систему обороны.

Огромные скальные глыбы, как полагал археолог, использовались в качестве нерукотворных бастионов, с которых защитники могли вести перекрестный обстрел неприятеля. На их верхних площадках размещались метательные орудия – баллисты и камнеметы, а пещерные казематы с окнами-бойницами использовались для стрельбы из луков .

Эски-Кермен. Скальная башня и пещерный каземат. Фото: Е. Голомшток, 1930-е.

Однако дальнейшие исследования нарисовали иную картину. Возьмем в качестве примера одну наиболее характерных, по мнению Репникова, башню I, напоминающую голову черепахи.

Эски-Кермен. Пещерная башня «Голова черепахи». Фото: Дмитрий Метелкин, 2004.

К северу от подъемной дороги в толще верха скалы вырублена просторная пещера с двумя боковыми отделениями. С плато в нее ведет скальная лестница, с нижней ступеньки которой в древности через небольшую расщелину перебрасывался деревянный мостик. Свод главного помещения поддерживает внушительная колонна, напоминающая о средневековых замках. В стенах шесть сквозных отверстий: одни на уровне пола, другие в виде окон, закрывавшихся деревянными заслонами, от которых сохранились заплечики. Репников считал их бойницами, позволявшими обстреливать подступы к подъемной дороге и ее саму на всем протяжении. Вверху на скальной площадке находился защитный парапет, на месте которого позже построили часовню .

Эски-Кермен. Пещерное помещение в башне «Голова черепахи». Фото: Андрей Васильев, 2006.

Е.В. Веймарн подверг критике некоторые положения этой реконструкции отметив, что значение «пещерного каземата» в системе обороны было относительно небольшим, поскольку из него можно было успешно защищать лишь щели, лежащие по обе его стороны. Исследователь предположил, что отверстия в стенах пещеры представляли собой аналог машикулей, с которых можно было поражать штурмующего неприятеля в «мёртвых пространствах», недоступных для обстрела находившимися на стенах защитниками, скатывая на него камни . В свою очередь Ю.М. Могаричев занимавшийся изучением и датировкой пещерных комплексов Эски-Кермена пришел к выводу, что так называемый «каземат» относится к последнему периоду существования городища (XII-XIII) и представляет собой помещение, предназначенное для хозяйственно-бытовых нужд. Находившиеся на уровне пола «амбразуры», из которых вряд ли можно было контролировать сколько-нибудь значительное пространство подхода к крепости, скорее всего использовались для сбрасывания навоза. Другие отверстия, вероятно, представляли собой окна . Интерьер пещерного «каземата» богат приспособлениями, указывающим на его мирный характер – кормушками и кольцами для привязывания скота, углублениями в полу для установки сосудов с водой или вином .

Такие же результаты дало и обследование других «многоэтажных башен». Удалось обнаружить лишь два десятка помещений, входивших в первоначальную фортификационную систему городища и представлявших собой главным образом караульные и наблюдательные пункты. Лишь несколько из них могли использоваться для активной обороны. Большинство рукотворных пещер относится к времени возникновения на Эски-Кермене плотной городской застройки и связно с хозяйственной деятельностью человека .

Эски-Кермен. Пещерный каземат V. Фото: Андрей Васильев, 2011.

Кратко о Феодоре Стратилате

Изначально Стратилатовская церковь задумывалась как колокольня при Гаврииловской церкви и была освящена во имя Фёдора Тирона. Позже на деньги, пожертвованные директором почтамта Ключарёвым, к ней пристроили придел во имя Феодора Стратилата, а потом и весь храм был переосвящён и стал именоваться Стратилатовским.

Иногда путают Феодора Стратилата и Феодора Тирона из-за схожести историй их жития и некоторых нюансов перевода греческих текстов. Это неудивительно, ведь оба этих святых родились и жили в одной и той же местности почти в одно и то же время, оба убили в своё время с Божией помощью громадных змеев, спасая людей и оба считаются покровителями воинов. Но, тем не менее, это два совершенно разных человека, о чем свидетельствует даже перевод: Стратилат переводится как «военный управляющий», а Тирон означает «новобранец».

Если говорить более или менее кратко, Фёдор Стратилат состоял на службе в императорской армии. После того, как он в одиночку с молитвой во имя Иисуса Христа убил огромного змея, который пожирал людей и животных, Феодор был назначен военачальником (это слово в греческом языке означает “стратилатом”) в древнегреческий город Гераклея.

Там он не переставал проповедовать Евангелие, прославляя имя Иисуса. Видя перед собой безупречный пример горячей веры стратилата (что значит военачальника) Феодора, многие в те дни приняли христианство.

В это время в стране правил император Ликиний. Люто ненавидя новую веру, он предпринял преследование христиан и решил начать с тех, кто имел авторитет у людей. Прослышав про Феодора, он позвал его к себе во дворец. Но Феодор Стратилат ответил, что не может оставить военную службу, так как обстановка не позволяет ему отлучиться. Он, в свою очередь, пригласил императора в свой дом, пообещав принести жертву языческим богам.

Ликиний ответил согласием. Тогда Феодор собрал у себя все золотые и серебряные статуи языческих богов, которые только смог найти в своём городе, разбил их и осколки раздал всем нуждающимся.

Узнав об этом, Ликиний пришёл в бешенство. По его приказу Феодора схватили и подвергли жестоким пыткам. После этого солдаты императора распяли на кресте его истерзанное тело и оставили там на ночь. Ночью Господь сделал так, чтобы тело Феодора полностью исцелилось, и он смог сойти с креста.

Утром жители Гераклея увидели святого живым и невредимым. Это стало для них ещё одним доказательством всемогущества христианского Бога. Испуганный император Ликиний, увидев вмч. Феодора живым и без единой царапины на теле, приказал его схватить и казнить: отрубить ему голову. Что и случилось 8 февраля 319 года.

История

Впервые крепость и приход Фуна упоминается в патриарших актах 1377—1379, 1384 и 1390 годов как предмет спора между Херсонским, Готским и Сугдейским митрополитами, а также в схожих по датам казначейских списках Каффы. В средневековье мимо укрепления пролегал торговый путь из Горзувита (Гурзуфа) и Алустона (Алушты) в степной Крым. После перехода под контроль Генуэзской республики крымского побережья от Кафы до Чембало и образования Газарии, княжество Феодоро построило ряд крепостей, располагавшихся выше в горах, напротив главных крепостей генуэзцев. Они контролировали и сдерживали продвижение противника вглубь Крымского полуострова, с другой стороны, являлись плацдармами для захвата прибрежных городов. Их возведение было вызвано борьбой между княжеством и генуэзцами за контроль над торговлей в регионе. Крепость Фуна в этой системе выполняла роль восточного пограничного форпоста, центра округа Кинсанус, которая не только противостояла генуэзской крепости Луста, но и контролировала важный караванный путь.

Закладная плита 1459 года (из раскопок 1982 года, реконструированная копия, оригинал фрагментирован на 3 части)

Согласно данным В. П. Кирилко, обобщившим ранние работы и проведшим комплексное архитектурно-археологическое исследование памятника, крепость была возведена не ранее 1422 и не позднее конца 1423 года, вероятней всего, весной-летом 1423 года. В октябре-ноябре 1423 года укрепление подверглось разрушению в результате землетрясения. Предположительно, в 1425 году Фуна была восстановлена, однако после пострадала от пожара, причины и дата которого неизвестны. Предать укрепление огню могли генуэзцы, в ходе войны 1434 года предпринявшие против феодоритов экспедицию во главе с Карло Ломеллини, либо османы, которые в 1447 и 1454 годах грабили побережье. В 1459 году крепостной ансамбль претерпел основательную перестройку и был превращен феодоритами в замок. Сохранилась однозначно датированная и богато украшенная закладная плита. Был возведен 15-метровый трёхъярусный донжон, внутренние размеры которого составляли примерно 6 на 10 метров при толщине стен 2,3 метра. Он был расположен в районе ворот, обеспечивал прикрытие вылазных калиток и прострел прилегающей площади цитадели. Гарнизон замка составлял примерно 30—40 воинов. В оборонительную структуру стен была встроена и двухэтажная одноапсидная церковь.

Вид на развалины крепости Фуна и храм Феодора Стратилата, почтовая карточка, конец XIX века

Это было главное, но не единственное культовое сооружение поселения Фуна. За пределами крепости археологами была обнаружена также маленькая кладбищенская часовня.

В 1475 году в результате захвата Крыма турками-османами крепость Фуна прекратила своё существование как фортификационное сооружение и пришла в упадок. Церковь Феодора Стратилата уцелела. Позднее она неоднократно перестраивалась и служила главным храмом для христиан Алуштинской долины.

В 1778 году после русско-турецкой войны, желая ослабить Крымское ханство, Российская империя инициировала переселение христианского населения Крыма в северное Приазовье. Приход и церковь в Демерджи (бывшей Фуне) опустели, однако даже в первой половине XIX века, после вхождения Крыма в состав Таврической губернии, здание находилось в удовлетворительном состоянии. Храм был описан П. И. Кёппеном. Примерно к этому же времени (1836) относятся письменные опросы старожилов Алушты, греков Мариупольского уезда, о наименовании храма и зафиксировано его посвящение святому Феодору Стратилату.

В 1842 году по указанию М. С. Воронцова в Алуште по проекту Г. И. Торичелли был построен и освящён новый храм Феодора Стратилата, причем он рассматривался как преемник исторического.

В 1889 году храм в Демерджи был обследован, измерен и сфотографирован А. Л. Бертье-Делагардом, который в 1918—1920 годах опубликовал несколько работ, имеющих научное значение до настоящего времени.

В результате обвала южной скальной стены Демерджи 1894 года и последующих обвалов селение переместилось на 1,5 км южнее. Храм тоже пострадал, но не рухнул. Значительный урон зданию нанесли землетрясения 1927 года. Стены строения обрушились, сохранился лишь первый этаж и одиночная боковая стена.

Описание

До начала XVIII века на месте нынешней Меншиковой башни (она находится на Чистых прудах, в Телеграфном переулке) стояла небольшая трехшатровая церковь Архангела Гавриила, что на Чистых прудах ( «у Мясницких ворот»), построенная в XVII веке. В 1704 году прихожанином церкви был светлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привез купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию — написанную самим евангелистом Лукой, и пожелал для нее выстроить на месте старой церкви новый храм. Постройка его началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, подобного которому Москва еще не видела.

Существует легенда, что своенравный Меншиков, которого москвичи не любили за «худородство» и постоянно поминали ему пресловутые пироги, которыми он якобы торговал в молодости, хотел уязвить москвичей — возвести сооружение выше Ивана Великого, московской красы и гордости. Но Бог судил иначе — во-первых, как мы увидим, гордыня Меншикова была посрамлена, а во-вторых, москвичам новая церковь очень понравилась. Всего лишь за три года до того была закончена постройка Сухаревой башни. «Сухарева башня — невеста Ивана Великого, а Меншикова — ее сестра», — говорили в народе. Жители столицы гордились тремя московскими великанами.

Строил церковь архитектор И.П. Зарудный Зарудный Иван Петрович Русский архитектор, а также резчик, скульптор и живописец. 
Для построек Зарудного характерна переработка элементов русской архитектуры XVII в. в духе традиций европейского барокко…., известный мастер петровской эпохи, выходец с Украины. В 1690 году Зарудного прислал в Москву гетман Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и архитектор остался в Москве. В 1701 году он был определен на службу именным указом царя, много работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным архитектором Петра I, и не состоял ни в каком ведомстве. Близким к Зарудному человеком был его земляк, бывший ректор Киевской духовной академии, митрополит Стефан Яворский — фактический глава Русской православной церкви при Петре I.

Церковь Архангела Гавриила — одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века. Как считают, все ее архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. «Что такое её архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь все — от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора», — писал И. Грабарь.

Меншикова башня, на первый взгляд, имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм «иже под колоколы». Он, правда, в большей степени наделен чертами новой архитектуры. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику. В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органически сплетены с чертами русской архитектуры, старинные национальные традиции оживают в новых идеях.

Меншикова башня оказала заметное влияние на архитектуру Петропавловского собора в Петербурге.

Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 метра. До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре А. Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными.

Три верхних яруса были сквозными, и на них висели 50 колоколов. Тем самым церковь повторяла древний русский тип храма-колокольни. Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами, выписанные из Англии. Куранты отбивали час, полчаса и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан.

Башню украшало невиданное дотоле обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, — все это не только украшает башню, но и придает ей легкость при весьма немалых размерах. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искусные резчики по камню. В работе принимала участие и артель резчиков из Южной Швейцарии, работавшая в Москве в начале века.

Мой любимый клоун

Молодой клоун Сергей решает усыновить ребенка, но неожиданно узнает, что жена и теща категорически против. Пара ссорится и готовится разводиться, а мальчик Ваня оказывается на попечении нового отца. Сергей занят на работе, но вынужден брать сына с собой и просит коллег присматривать за ним.

Мальчик нуждается в переливании крови редкой группы; отец мечется в поисках человека, который мог бы ему помочь.

Мужчина обращается к девушке Полине, с которой когда-то встречался, но не очень красиво расстался. Она соглашается помочь, но всячески демонстрирует неприязнь к Сергею. Когда Ваня просыпается, он видит перед собой Полину и принимает ее за свою мать…

Как Поганая лужа стала Чистыми прудами

Так вот, построил себе граф Меншиков огромный дом на улице Мясницкой. Как-то негоже такому большому человеку жить рядом с Поганой лужей, как называли тогда близлежащее небольшое озерцо, служащее для сбрасывания отходов.

И вот, по приказу Александра Меншикова, Поганый пруд в самый короткий срок был очищен. Запретив сбрасывать в него всякий мусор и тому подобное, граф переименовал это местечко на свой новый лад. И в Москве появились Чистые пруды, за что Александру Даниловичу большое спасибо!

Но это только одна, общепринятая версия. Она не единственная и достаточно спорная. Если покопаться, внимательно рассмотреть карту Москвы тех лет, то проявятся несовпадения и вопросы.

Начнём с того, что поместье Меншикова располагалось относительно далеко от Чистых прудов, чтобы «мозолить» глаз графу. Тем более, что водоём там сейчас один, а из названия явно следует, что их было несколько.

Второе, вряд ли власти Москвы позволили бы кому-то безнаказанно сбрасывать в воду города трупы животных. И ведь это не один человек имеется ввиду. Представляете, что было бы с небольшим (относительно, конечно) озерцом со стоячей водой! А запах?!

И самое важное. В годы правления Петра 1 на этом месте проходила городская оборонительная стена, окружавшая, как тогда говорили, Белый город

Построили её в 1585 году. Это была 10-метровая стена с 27 башнями и 10 воротами белого цвета. Возможно, это стало причиной названия Белого города.

В том месте, о котором идет наше повествование, Белая стена пересекалась с улицей Мясницкой. И на этом пересечении стояли известные Мясницкие ворота. Они отражены на картине Васнецова А.М. «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке». Позже ворота снесли, осталось лишь название «Мясницкая Площадь».

Сейчас на этом месте стоит вестибюль станции метро «Чистые Пруды». А фрагмент фундамента бывшей Белой Стены сохранился на Хохловской площади. Так что именно на привычном нам месте водоема быть не могло.

Есть еще возможная причина переименования прудов. На этой территории проживали, в основном, люди, служившие непосредственно царю. И эта земля никаким налогом не облагалась, в отличие от «чёрной » земли ремесленников, торговцев. Так вот, эта стена была снесена только при Екатерине. Так что никаких прудов — ни поганых, ни чистых — здесь не было и быть не могло.

Но Меншиков действительно очистил какие-то пруды в Москве, об этом есть конкретная запись в исторических документах. Да, но это были, видимо, другие пруды поближе к его имению, но не те, которые сегодня именуются Чистыми. Есть исторические сведения, что нынешний водоем был выкопан уже после пожара Москвы 1812 года.

Антиохийское подворье на территории двух московских храмов

Впервые подворье появилось в середине 19 века. После государственного переворота 1917 года, оно утратило свое существование. Возродилось при Патриархе Московском и Всея Руси Алексие І, в 1948 году.

Антиохийское подворье расположено на территории церквей Архангела Гавриила и во имя Федора Стратилата.


Основной храм Антиохийского подворья в честь Архангела Гавриила


Второй храм Антиохийского подворья, в честь великомученика Феодора Стратилата

Настоятель Антиохийского подворья в Москве

Настоятель обоих храмов — Епископ Филиппопольский Нифон (Сайкали).


Епископ Филиппопольский Нифон — представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси

Епископ Нифон, — один из известных и любимых москвичами архиереев.

Он с 1977 года несет послушание настоятеля подворья, искренне и пламенно проповедует православную веру.

1977

с этого года Епископ Нифон служит настоятелем Антиохийского подворья

В те непростые года, благодаря архипастырю, на территории Антиохийского подворья крестили и венчали без паспорта и других документов, которых требовала светская власть.

Епископ соединяет в себе традиции древней Антиохийской и Русской Церквей. Он живой свидетель любви между этими Церквями.

Храм Архангела Гавриила — исторический архитектурный памятник

70 лет этот красивейший храм Москвы — главный собор Антиохийского подворья.

На этом месте в 1551 году построена деревянная церковь. Каменный храм возвели через 100 лет.

1551

в этом году на месте территории подворья возведен первый деревянный храм

Храм, имеющий современный вид, построен в 1707 году по проекту архитектора И.П. Запрудного. Заказал строительство А.Д. Меньшиков.

Церковь стала самым высоким зданием, высотой 81 метр. Здание приобрело второе название «Меньшикова башня».


Древняя фреска с изображением храма Архангела Гавриила в Москве, родоначальник Антиохийского подворья

В 1723 году, в результате попадания молнии, дубовый шпиль сгорел, и в течении 140 лет храм не действовал. Его отреставрировали, и возобновили службы в 1863 году.

Храм обильно украшен скульптурным декором, придающим воздушность и красоту. Эта сюжетная скульптура на евангельские темы применена впервые в московской традиции храмовой архитектуры.


Скульптурные композиции стиля западного барокко, украшающие храм Архангела Гавриила Антиохийского подворья

Трижды в год, — 21 ноября, 8 апреля и 26 июля празднуется Собор Архангела Гавриила. В этот праздник в храме проходят торжества, которые возглавляют архиереи Русской Православной Церкви. На подворье в этот день служится праздничная Божественная литургия.

Богослужения в храме проходят ежедневно. Расписание публикуется на сайте vk.com, в группе «Антиохийское подворье в Москве».

Храм великомученика Федора Стратилата

Церковь Феодора Стратилата в Москве построена в 1782 — 1806 годах. Она возведена во дворе архангела Гавриила как теплый храм. Построена архитектором И.В. Еготовым в стиле классицизма.

Память великомученика отмечается 21 июня и 21 февраля.

В 1869 году в храме соорудили предел в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Прославление иконы совершается 14 мая и 22 декабря.

Каждое воскресенье вечером перед иконой «Нечаянная Радость» читается акафист.

В воскресенье и праздники в Антиохийском подворье совершаются архиерейские богослужения, возглавляемые настоятелем Епископом Нифоном.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Архитектура и интерьер

Выбор неоготического стиля для алуштинской православной церкви приписывают заказчику строительства, генерал-губернатору новороссийскому и бессарабскому, графу Михаилу Семеновичу Воронцову. В свое время он славился пристрастием к английскому кантри. В итоге получилась русская псевдоготика с характерными для Запада архитектурными элементами — стрельчатыми проемами, разноцветными витражами, островерхими фронтонами приделов, четырехугольной формой колокольни (теперь она выше прежней), пирамидальными кровлями-шатрами.

Церковь и колокольня, Николай Птицин

Здания комплекса венчают главки темного цвета с золочеными крестами и звездами. По углам кровель колокольни и основного куба церкви установлены отсутствовавшие в изначальном проекте Торричелли компактные башенки с небольшими луковками и крестами. Со всех сторон четырехугольный световой барабан имеет по три проема стрельчатой формы. Центральный входной портал украшен резными дверными полотнами и витражом Распятия Христова.

Северный фасад храма украшает мозаика с изображением Феодора Стратилата. Подобные работы с образами Сергия Радонежского, архистратига Михаила, Серафима Саровского и Иоанна Крондштадского размещены на стенах часовни, где сегодня находится церковная лавка.

Цистерны со святой водой, Николай Птицин

Внимание проходящих по переулку Калядина невольно привлекают две огромные многогранные емкости из металла с главками и крестами. Они были изготовлены стараниями протоиерея Михаила Халюты в 2006 году специально для святой воды

Могила священнослужителя находится во дворе храма, напротив мозаики с образом Феодора Стратилата.

В главный церковный зал ведет длинный переход с оконными проемами. У главного алтаря расположен иконостас. С потолка спускается массивное золоченое паникадило. Стены и своды храма расписаны яркими фресками, выполненными современными мастерами. На изображениях — святые и сцены из Библии. Особое место занимает «Покров Пресвятой Богоматери».

Интерьер, Наталия Семчина

Немного о происхождении названия

Небольшая деревянная церковь Архангела Гавриила в Мясниках была открыта для прихожан ещё в 1551 году. Архангел Гавриил — один из самых известных нам небесных защитников и помощников. Именно он, Божий вестник, спустился на землю и принёс Деве Марии радостную весть о скором рождении у неё младенца Иисуса.

А с названием «на Мясниках» всё просто. На этой улице ранее проживали мясники, торговцы мясом. В народе ещё говорили: Гавриилова церковь на Поганом пруде, так как жившие здесь мясники, забивая скот, сбрасывали то, что они не могли продать и другие нечистоты в близлежащий пруд. И от этого водоём стали звать Поганым. Но это лишь одна, наиболее распространённая версия, и она не единственная. Мы вспомним о ней чуть позже.

Архитектура храма и её исследования

Храм Феодора Стратилата в крепости Фуна до разрушения. Фото А. Л. Бертье-Делагарда. 1889 год

Благодаря работам исследователей XVIII—XIX веков , а также раскопкам второй половины XX века, крепость Фуна и храм Феодора Стратилата описаны довольно детально.

Крепость Фуна была расположена западнее селения, на кромке гребня, в месте, удобном для обороны и контроля над дорогой. Размеры фортификационного сооружения составляли по оси север-юг 106 м, по оси запад-восток 57 м. С запада крепость была ограничена обрывистыми скалами, с остальных сторон её окружали мощные стены. Стены сохранились на высоту около 4,5 м. Толщина их на этом уровне достигает 1,85 м, у основания она значительно толще. На пятом метре крепостных стен находился нижний этаж алтарной апсиды двухэтажного храма Феодора Стратилата, включенного в систему фортификации. Использование церквей как части системы оборонительных сооружений характерно для средневековой эпохи. Храмы-бастионы, подобные храму Феодора Стратилата в Фуне, имеются во многих оборонительных комплексах Крыма — Эски-Кермене, Сюйрени, Мангупе и других.

Крепостная церковь Фуны была одноапсидной, с коробовым, то есть цилиндрическим, сводом и арками — стрельчатой и килевидной формы. Размеры — 15×10,4 м, храм приобрёл после перестройки после XV века. Ориентировано здание было в христианской традиции с запада на восток. Снаружи наличники окон церкви украшал резной орнамент в сельджукском стиле, характерный для Малой Азии в период позднего средневековья. Нижний этаж храма с утолщенной кладкой служил одним из опорных бастионов крепости. Для служб предназначался второй этаж. По бокам вдоль его стен располагались небольшие колонны, увенчанные капителями с резьбой в виде стилизованных листьев аканфа — популярный в поздней Византии вариант коринфского ордера. Зарисовку одной из них привел А. Л. Бертье-Делагард. Подобная капитель, которую использовали, как строительный камень при перестройке церкви, была обнаружена при раскопках в 1966 году в кладке западной стены.

Храм имел два входа. Один в западной стене, с восьмиугольными колоннами по сторонам, с капителями, высотой 1,2 м и диаметром 0,46 м. Он вёл на первый этаж, в оборонительный каземат. Отсюда по внутренней лестнице можно было подняться на второй этаж, непосредственно в храм. Вторая дверь была расположена на уровне второго этажа в южной стене, близ юго-западного её угла. К ней снаружи храма была пристроена лестница. Наличник двери венчала большая каменная плита со сложным растительным орнаментом, варьирующим малоазийские декоративные мотивы. При раскопках первого этажа были обнаружены средневековая черепица, осколки гончарной и поливной посуды. Доля посуды тут оказалась меньше по сравнению с собранной на поселении. Это косвенно указывает на то, что в каземате постоянно не жили. В храме же использовалась более дорогая, парадная посуда.

В ходе раскопок в западной части храма было установлено, что церковь перестраивалась после XV века. При этом южная и северная стены храма были укорочены, а западная, которую пришлось в связи с этим перекладывать заново, утолщена. Северная стена была укреплена тремя контрфорсами, а к южной добавлена пристройка. Сохранившаяся высота алтарной апсиды достигает 5 м. Толщина стены у верхнего края апсиды равна 2,25 м и на 0,4 м больше, чем у самого основания оборонительных стен. При перестройке стена апсиды была расширена к основанию, и крепостная церковь стала одним из самых мощных участков обороны укрепления. У входа в храм и вдоль всей западной стены была обнаружена отмостка из крупного камня. Её сооружение предположительно связано с тем, что во время больших праздников храм не мог вместить всех верующих и часть их оставалась снаружи. Для условий византийской провинции и её приемника княжества Феодоро, по сути захолустья, храм мог считаться большим и богато украшенным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector