Сербское подворье в москве

Приходская жизнь

Сейчас здесь служат 2 священника, включая настоятеля, игумена Симеона (Шевцова), и диакон. Богослужения идут ежедневно с 7.30 и 17 ч., а по воскресным дням литургия начинается часом позже.

В последнее время здесь активно развивается не только богослужебная жизнь, но также образовательные, просветительские проекты.

Преемственность традиций

Духовное образование, которое получали здесь в первые годы после революции, находит место в этих стенах и теперь. С 2011 г. в помещениях при церкви заработал Центр духовного образования военнослужащих. Он работает при Православном Свято-Тихоновском университете. Это достаточно серьезное образование, срок обучения составляет 4,5 года, а диплом дает право работы по специальности «Религиоведение».

Несколько курсов центра обучаются на территории Петропавловского. Это не случайно: ведь занятия, вместе с другими преподавателями, ведет сам настоятель церкви, игумен Симеон.

Кроме того, действуют

  • курсы греческого языка, обучение на которых занимает 4 года;
  • мастерская иконописи, чьи выставки регулярно проходят на приходе.

«Ищем таланты»

Хотя вернее было бы сказать – сами воспитываем. С 2015 г. здесь работает школа раннего развития по так называемому «методу Судзуки». Это японский педагог, разработавший методику обучения детей музыке, а также другим искусствам, похожую на обучение языку. Подход заинтересовал прихожан: теперь здесь регулярно проходят занятия.

Еще одна сфера приложения сил прихожан – хор «Cantabile», исполняющий светскую и духовную музыку. Он уже стал лауреатом не одного конкурса.

«От березы до сакуры»

Связь с Японией, где действует Православная Церковь, основанная свт. Николаем Японским, не случайна: на приходе работает Дальневосточный культурно-просветительский центр, курирующий различные миссионерские проекты. Среди них – «От березы до сакуры», популяризация жизни и деятельности свт. Николая Японского в разных регионах страны, в том числе в Москве, а также различные проекты патриотического воспитания, конференции, российско-японские встречи, фестивали, посвященные свт. Николаю.

«Вестники»

Так именуется православное молодежное движение при Петропавловском. Проводятся регулярные встречи для общения, просмотра кинофильмов. С молодежью регулярно общаются священники. Участвуют юные прихожане в социальном служении: ведь приход постоянно окормляет детский дом, Центр социальной адаптации.

Святыни

  • Боголюбская Московская чудотворная икона Пресвятой Богородицы,
  • Икона святителя Николая Чудотворца с изображением перенесения мощей,
  • Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей преподобного Нила Столобенского в панагии,
  • Икона Божией Матери «Казанская»,
  • Икона Божией Матери «Знамение»,
  • Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла,
  • Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица»,
  • Икона преподобного Симеона Мироточивого с частицей целебной лозы,
  • Спас Нерукотворный — образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа,
  • Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» с предстоящими ангелами,
  • 36 частиц мощей святых в напрестольном кресте,
  • Ковчег с частицами мощей: 1. Крест Господень, 2. Св. Игнатий Богоносец, 3. Св. ап. Матфей, 4. Св. Николай Чудотворец, 5. Св. вмч. Георгий Победоносец, 6. Святая мученица княгиня Людмила Чешская, 7. Преподобный Макарий Великий, 8. Св. Тихон Патриарх Московский, 9. Св. Афанасий Ковровский, 10. Св. Димитрий Ростовский, 11. Св. Феофана Затворник, 12. Св. Игнатий Брянчанинов, 13. Св. мироносица Мария Магдалина, 14. Св. благоверный князь Лазарь Сербский, 15. Св. Николай Сербский.

Церковь св. Павла в Гатчине

Особенность этой большой церкви – то, что она посвящена не обоим первоверховным Апостолам, а только св. Павлу, что достаточно редко для России. Действительно, случай Павловской – особый, ведь Гатчина была резиденцией тезоименитого Апостолу императора Павла I, павшего жертвой дворцового переворота 1801 г. Сын государя, Николай I, задумал храм, как память об отце. а также матери, Марии Федоровне, брате и сестре, Константине и Елене. Горельефы святых, небесных покровителей семьи, можно увидеть на стенах церкви до наших дней.

Проектировался Павловский архитектором Р.И.Кульминым. Возможно, он использовал также наработки одного из любимых архитекторов государя, К.Тона, или даже работал с ним совместно.

Павловская – пятиглавая церковь, имеющая три престола:

  • св. Павла (главный);
  • равноап. Константина и Елены;
  • св. Марии Магдалины.

До революции главной святыней здесь была копия Филермской иконы Богородицы, подаренной Павлу I рыцарями Мальтийского ордена.

Церковь закрыта в 1938 г., началось ее переоборудование: тут собирались открыть кинотеатр. Однако с началом войны, когда Гатчину захватили немцы, богослужения возобновились. По окончании войны церковь осталась действующей, проводилась реставрация. Ныне это действующий храм, духовный центр города. К числу его главных святынь принадлежат:

  • чудотворный образ Богородицы «Утоли моя печали», проявивший себя первым знамением во время войны: во время службы кто-то бросил в окно собора гранату прямо в толпу прихожан, но от взрыва никто не был даже ранен, осколок оцарапал лишь Лик Пречистой на иконе;
  • мощи прмч. Марии Гатчинской, причисленной к лику святых с 2006 г.

Доехать до Павловского можно из Петербурга:

  • на электропоезде с Балтийского вокзала до ст. Татьянино;
  • на маршрутном автобусе № 101, который ходит от станции метро «Московская».

Персоналии

Пасторы

Иоганн Готфрид Грегори Генрих фон Дикгоф Теофил Мейер

  • 1626—1647 Якоб Нойенбург
  • 1648—1657 Иоаким (Иван ) Якоби
  • 1657—1688 Иоганн Дитрих Фокерот
  • 1670—1675 Иоганн Готфрид Грегори
  • 1675—1682 Петр Ран
  • 1683—1695 Иоаким Майнке
  • 1695—1699 Франц Лоренс Шрадер
  • 1699—1721 Ульрих Томас Ролоф
  • 1700—1707 Юстус Самуил Шаршмидт
  • 1710—1711 Петр Штапенбек
  • 1715—1720 Иоганн Гассенштейн
  • 1720—1739 Иоганн Райхмудт
  • 1722—1725 Фирот
  • 1733—1743 Иоганн Нойнбауэр
  • 1743—1753 Иоганн Люткен (Лютке)
  • 1753—1775 Карл Готфрид Минау
  • 1776—1801 Иоганн Михаил Ерземский
  • 1776—1811 Вениамин Гайдеке
  • 1811—1842 Фридрих Христофор Юстус Гёринг
  • 1842—1862 Карл Генрих Вильгельм фон Дикгоф
  • 1858—1911 Генрих Генрихович фон Дикгоф
  • 1862—1866 Карл Фридрих Вильгельм Коссман
  • 1867 Фридрих Генрих Вильгельм Келлер
  • 1866—1901 Павел Виктор Гуго Эверт
  • 1869—1873 Иоганн Фердинанд Эмиль Берг
  • 1876—1888 Иоганнес Гершельман
  • 1887—1888 Карл Ирбе
  • 1888—1920 Оскар Фрей (пастор эстонской общины)
  • 1888—1890 Л. Кенигсфельд
  • 1890—1894 Вильгельм Эдуард Михаэль Ферманн
  • 1894—1895 Иоганс Парштраус
  • 1894—1895 Феликс Шпёрер
  • 1895—1901 Рихард Вальтер
  • 1895—1904 Константин Кох
  • 1907—1908 Александр Зигфрид
  • 1911—1928 Теофил Фёдорович Мейер
  • 1911—1921 Бруно Краузе
  • 1924—1932 Михаил Лаппинг
  • 1928—1936 Александр Штрек
  • 1992—1994 Гуннар Фолкхерр Отила фон Шлиппе
  • 1994—1996 Александр Васильевич Дроздов
  • 1994—1995 Иоганнес Лаунхард
  • 1995—1996 Мартин Бер
  • 1997—2001 Петер Ури
  • 1997—2011 Дмитрий Романович Лотов
  • 2003—2009 Готфрид Шпит
  • 2010—2011 Дитрих Эрихович фон Бюлов-Штернбек (урожд. Дмитрий Борисович Амусьев)
  • c 2011 Андрей Викторович Бобылёв

Органисты

  • 1872—1915 Иван Августович Бартц (нем. Johannes Bartz)
  • 1926—1936 Эрнст Хёршельманн (нем. Ernst Hörschelmann)
  • 2002—2011 Юлия Николаевна Лотова
  • 2011—2012 Дмитрий Феликсович Ушаков
  • c 2012 Ирина Шашкова-Петерсон

Известные члены общины

  • Лаврентий Алферьевич Блюментрост (1619—1705) — придворный медик; похоронен при церкви.
  • Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) — один из организаторов и режиссёров первого театра в России.
  • Лев Герасимович Кноп (1821—1894) — 1-й гильдии купец, представитель российского еврейского баронского рода, перешедшего в лютеранство.
  • Анна Ивановна Монс (1672 или 1675—1714) — фаворитка Петра I.
  • Борис Викторович Раушенбах (1915—2001) — один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН

История

Ранняя история

Кулишки — историческое название местности, располагавшейся в месте слияния Москвы-реки и Яузы. «Кулишками» (правильнее кулижки) называли невырубленные участки леса (согласно другим данным, кулижки — лес после порубки[неавторитетный источник?]), покрывавшего в древности высокий холм, разделявший две реки. По названию здешнего монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи это место также называли «Ивановской горкой». Ивановскую горку пересекала речка Рачка, которая в XVIII веке была спрятана в трубу.

Фотография из альбома Николая Найдёнова. 1882 год

Впервые о каменном храме на этом месте упоминается в 1631 году. Однопрестольный храм имел название «Петра и Павла высокого, что на горке». Сохранились свидетельства о том, что в 1693 году патриарх Московский и всея Руси Адриан отпевал в храме Вассу Строганову.

Здание нынешнего храма было построено в —1702 годах по благословению патриарха Адриана. Главный престол нового храма освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение». Старый престол апостолов Петра и Павла был размещён с северной стороны в тёплом зимнем приделе. Храм был выполнен в стиле Московское барокко. В 1731 году в южной части тёплого храма был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, с этого времени храм стал трёхпрестольным. По проекту архитектора Александра Попова в 1876 году южный придел храма был расширен; освящён 24 ноября 1878 года епископом Дмитровским Амвросием (Ключарёвым).

В 1748 году храм сильно пострадал от пожара, но был быстро восстановлен на средства прихожан. В 1771 году была построена новая трёхъярусная колокольня. В 1812 году зданию храма удалось практически безболезненно пережить время мародёрства и пожаров, однако дома священников и церковные постройки сгорели.

Советский период

В отличие от большинства церквей, расположенных на Ивановской горке, храм Петра и Павла не закрывался. После революции 1917 года предпринимались неоднократные попытки закрыть храм, в частности, местные пионеры требовали передать им здание храма. В этот период в храм передавали святыни закрытых церквей и принимали безместное духовенство. Настоятелем храма с 1935 года до кончины служил протоиерей Аркадий Константинович Пономарёв (1884—1948), награждённый в 1944 году медалью «За оборону Москвы». 9 сентября 1945 года в храме была совершена хиротония архимандрита Иосифа (Орехова) во епископа Воронежского и Острогожского.

Из воспоминаний митрополита Питирима:

Икона Святого Николая Угодника Петропавловского храма

С 1976 по 1983 год в храме служил секретарь митрополита Питирима отец Павел Шишков, будущий монах Свято-Данилова монастыря схиигумен Рафаил.

Подворье Сербской православной церкви

В 1874 году по высочайшему повелению сербам была дарована под подворье церковь святых Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания, однако в 1918 году подворье было ликвидировано советской властью, а сама церковь в 1933 году разрушена.

Подворье Сербской православной церкви было возрождено 17 июля 1948 года в храме Петра и Павла по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия I в ходе торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской православной церкви:

Однако по политическим причинам подворье так и не смогло начать свою деятельность: в условиях конфликта Тито со Сталиным настоятелю Подворья иеромонаху Прохору (Якшичу) не была оформлена виза в СССР, а нового настоятеля не дали выбрать югославские власти. Так Сербское Подворье было упразднено.

В 1999 году согласно указу патриарха Алексия II храм Святых Апостолов Петра и Павла был преобразован в патриаршее подворье, при котором было вновь открыто представительство Сербской православной церкви.

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

Комплекс зданий при соборе

Изображение Описание
Богадельня

Адрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 2 и 4

Капелла , изначальночасовня для отпевания умершихАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 6Архитектор: Ф. О. ШехтельДата постройки: 1892 год В советские годы она была закрыта вместе с собором. В мае 1992 года капелла была возвращена общине. Освобождение помещения от межэтажного перекрытия и восстановительные работы, начавшиеся в октябре того же года, проводила , которой помогали две бригады добровольцев из США. Капелла была освящена на Пасху 1993 года, строительные работы в ней были окончательно завершены в октябре того же года. Регулярные воскресные богослужения на русском и немецком языках в капелле совершались вплоть до осени 1998 года, а также во время строительных и реставрационных работ в соборе.

Ограда с воротамиАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 7Дата постройки: 1892 год

Сторожка-дворницкаяАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 7

Дом причтаАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 8Архитектор: А. Е. ВеберДата постройки: 1880-е гг. В здании также располагалась Московская консистория ЕЛЦ.

Покойницкая при часовнеАдрес:

Старосадский пер., 7/10, строение 9

Петропавловское мужское училищеАдрес:

Петроверигский пер., 6-8-10, строение 3Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг. В настоящее время в здании располагается Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Жилой дом преподавателей мужского училищаАдрес:

Петроверигский пер., 6-8-10, строение 4Архитектор: О. В. фон ДессинДата постройки: 1912—1913 гг.

Петропавловское женское училище (красно-кирпичное здание)

Адрес:

Колпачный пер., 12 (10/7, строение 1) В советские годы здание было надстроено на два этажа.

Храм Преображения Господня (с приделом Петра и Павла) в Преображенском

Адрес: Преображенская площадь, 9А, г. Москва.

Эта церковь пережила историю очень сложную, драматичную. Она построена иждивением офицера гвардейского Преображенского полка в память о Петре I, когда-то именно в этом подмосковном селе  создавшем войсковые части, позже ставшие элитой армии. Поэтому, кроме главного престола, храм имел еще придел свв. Первоверховных Апостолов, а особо почитаемой святыней была икона Богородицы Знамения, по преданию, переданная Преображенскому полку самим царем-реформатором.

XX столетие – особая страница истории Преображенского: он пережил критические первые десятилетия после революции, не закрывшись, несмотря на бескомпромиссную позицию священников и верующих в отношениях с властью.

  • В 1922 г. приход категорически отказался передавать властям церковные ценности под предлогом «помощи голодающим».
  • Во время обороны столицы от немцев здесь открыто шли богослужения, подвалы здания укрывали от бомбежек множество местных жителей.
  • Здесь служил, а также проповедовал митр. Николай (Ярушевич), послушать которого приезжали верующие со всего города.

К 1960-м все это привело власти к решению ликвидировать старинную церковь, как «активно действующую». 18 июля 1964 г. она была взорвана.

Храм Преображения Господня

Но идея восстановления жила следующие десятилетия, пока, наконец, 17 июля 2009 г. не появилось распоряжение столичной администрации о восстановлении здания. Ныне церковь снова действует. 

Интересный фактПродолжилась также вековая традиция взаимодействия с военными: с 13 октября 2015 г. это главная церковь сухопутных войск РФ. 

Среди святынь возрожденной церкви есть сразу несколько чудотворных образов, по молитвам пред которыми ведется запись чудес

  • Божией Матери Всецарицы;
  • свт. Николая Мирликийского;
  • прп. Серафима Саровского;
  • свт. Спиридона Тримифунтского.

XVII–XVIII века

Владение церкви Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот находится в восточной части квартала, ограниченного с запада Певческим переулком, с севера — Подколокольным, с востока — Петропавловским и с юга — Яузским бульваром. Храм располагается на небольшом возвышении плавно спускающегося к реке Яузе склона Сретенского холма.

Владение церкви Петра и Павла ориентировано в одноименный переулок. На современном участке сохранился многопериодный объем храма с барочным декором фасадов. Алтари церкви обращены в сторону Петропавловского переулка. С двух сторон храм фланкирован двухэтажными причтовыми постройками, объединенными оградой.

Главный храм — Знамения Пресвятой Богородицы, при нем приделы Святых Апостолов Петра и Павла и Казанской Божией Матери. Первое упоминание о храме относится к 1625 году. В книге церковных земель за 1686 год отмечено: «Церковь каменная Петра и Павла у Яузских ворот на горе». В 1716 году в приходе был двор вице-губернатора С.А. Колычева, кн. Ф.И. Юсупова, вдовы В.П. Еропкиной и еще тринадцать дворов прихожан. В книге первой ревизии за 1722 год сказано: «Церковь Петра и Павла, что у Яузских ворот «в Малой Крутицкой певчей», «на горке у старых конюшен» теплая, как по Строельным и Писцовым книгам известно, вместе с колокольней построена каменная в 1631 г. и в 1632 г. (по другим источникам, упоминание о постройке относится к 1625 г.). Потом, когда пришла в ветхость, вновь перестроена в 1700 г.». По имеющимся сведениям, храм построен в 1700–1702 годах. Не исключено, что в современное строение были фрагментарно включены стены более древней церкви.

Наставники

Собор Святого Петра и Павла (Москва) примечателен тем, что наставниками тут выступают не только мужчины, но и женщины. При этом сестры имеют в служении те же права, что и братья.

Женское служение в немецких церквях началось еще в XIX веке, однако Россия пришла к этому позже. В 90-е годы, во время активного восстановления структуры ЕЛЦ, была ординирована (рукоположена в священники) первая женщина – Инесса Тирбах. Сейчас ее место занимает Пропст Елена Бондаренко.

Подробнее о ней и других наставниках в таблице:


Собор Святого Петра и Павла, Москва. На фото наставник Дитрих Брауэр, назначенный в 2020 году.

Наставник Должность Введение в должность Факты биографии
Елена Бондаренко Пропост 16 декабря 2012 Родилась 19.09.1975 года в г. Самаре. Там же получила диплом филолога-германиста и переводчика. В 2006 году защитила диссертацию по германским языкам, прошла курсы углубленного изучения теологии и викариат в англиканской общине.
Дитрих Брауэр Архиепископ 8 февраля 2020 года Родился 03.01.1983 года в г. Владивостоке. Учился в Москве. С 2005 по 2010 год был пастором Гусевского региона. Весной 2011 года, по результатам голосования участников XVIII Синода был избран епископом. Осенью 2012 года по результатам голосования участников Синода стал исполнять обязанности Архиепископа.
Виктор Вебер Пастор Сентябрь 2013 года Родился 02.06.1975 года в г.Абакане. Получил теологическое и экономическое образование в Новосаратовке. Практиковался в Калининградском пропстве. Затем был переведен в Москву.
Артис Петерсон Пастор Ноябрь 2020 года Родился 18.11.1983 года в г. Даугавпилсе. Закончил Институт Святого Фомы и Новосаратовскую Теологическую Семинарию. Служил проповедником Центрального пропства лютеранской церкви.

История

Ранняя история

Кулишки — историческое название местности, располагавшейся в месте слияния Москвы-реки и Яузы. «Кулишками» (правильнее кулижки) называли невырубленные участки леса (согласно другим данным, кулижки — лес после порубки[неавторитетный источник?]), покрывавшего в древности высокий холм, разделявший две реки. По названию здешнего монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи это место также называли «Ивановской горкой». Ивановскую горку пересекала речка Рачка, которая в XVIII веке была спрятана в трубу.

Фотография из альбома Николая Найдёнова. 1882 год

Впервые о каменном храме на этом месте упоминается в 1631 году. Однопрестольный храм имел название «Петра и Павла высокого, что на горке». Сохранились свидетельства о том, что в 1693 году патриарх Московский и всея Руси Адриан отпевал в храме Вассу Строганову.

Здание нынешнего храма было построено в —1702 годах по благословению патриарха Адриана. Главный престол нового храма освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение». Старый престол апостолов Петра и Павла был размещён с северной стороны в тёплом зимнем приделе. Храм был выполнен в стиле Московское барокко. В 1731 году в южной части тёплого храма был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, с этого времени храм стал трёхпрестольным. По проекту архитектора Александра Попова в 1876 году южный придел храма был расширен; освящён 24 ноября 1878 года епископом Дмитровским Амвросием (Ключарёвым).

В 1748 году храм сильно пострадал от пожара, но был быстро восстановлен на средства прихожан. В 1771 году была построена новая трёхъярусная колокольня. В 1812 году зданию храма удалось практически безболезненно пережить время мародёрства и пожаров, однако дома священников и церковные постройки сгорели.

Советский период

В отличие от большинства церквей, расположенных на Ивановской горке, храм Петра и Павла не закрывался. После революции 1917 года предпринимались неоднократные попытки закрыть храм, в частности, местные пионеры требовали передать им здание храма. В этот период в храм передавали святыни закрытых церквей и принимали безместное духовенство. Настоятелем храма с 1935 года до кончины служил протоиерей Аркадий Константинович Пономарёв (1884—1948), награждённый в 1944 году медалью «За оборону Москвы». 9 сентября 1945 года в храме была совершена хиротония архимандрита Иосифа (Орехова) во епископа Воронежского и Острогожского.

Из воспоминаний митрополита Питирима:

Икона Святого Николая Угодника Петропавловского храма

С 1976 по 1983 год в храме служил секретарь митрополита Питирима отец Павел Шишков, будущий монах Свято-Данилова монастыря схиигумен Рафаил.

Подворье Сербской православной церкви

В 1874 году по высочайшему повелению сербам была дарована под подворье церковь святых Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания, однако в 1918 году подворье было ликвидировано советской властью, а сама церковь в 1933 году разрушена.

Подворье Сербской православной церкви было возрождено 17 июля 1948 года в храме Петра и Павла по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия I в ходе торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской православной церкви:

Однако по политическим причинам подворье так и не смогло начать свою деятельность: в условиях конфликта Тито со Сталиным настоятелю Подворья иеромонаху Прохору (Якшичу) не была оформлена виза в СССР, а нового настоятеля не дали выбрать югославские власти. Так Сербское Подворье было упразднено.

В 1999 году согласно указу патриарха Алексия II храм Святых Апостолов Петра и Павла был преобразован в патриаршее подворье, при котором было вновь открыто представительство Сербской православной церкви.

По словам настоятеля подворья епископа Антония (Пантелича), «вся корреспонденция, все вопросы, укрепление братских связей проходят через сербское подворье. Кроме того, подворье окормляет паству из числа своих соотечественников, живущих в России, и помогает им сохранить культуру и традиции своего народа».

Орган

См. также: Органы Москвы

В 1892 году приход приобрёл новый 42-регистровый трехмануальный орган у известной немецкой из Людвигсбурга (нем. E.F. Walcker, Ludwigsburg), ставший лучшим концертным инструментом Москвы. При скромных размерах он не уступал ни по красоте, ни по техническим показателям органу Большого зала Московской консерватории. Будучи вдвое компактнее, немецкий инструмент «отставал» всего на 8 регистров. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета, где был уничтожен (частично пущен на металлолом, частично — на декорации).

Орган «W. Sauer» на хорах собора

В 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический романтический орган . История этого органа начинается в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе, в которой в 1898 году он был изначально установлен. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году (нем. Reinhard Hüfken) из Хальберштадта был произведен капитальный ремонт органа, после чего 2 декабря того же года, установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.

Исторический орган лютеранского собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве и одним из старейших органов в России. По количеству регистров в настоящее время он занимает 6-е место в Москве, после органов, установленных в Доме музыки, Концертном зале им. П. И. Чайковского, Католическом соборе, Большом зале Московской консерватории и Баптистской церкви (бывшей Реформатской).

Кафедральный собор всегда играл важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы — в нём выступали выдающиеся российские и иностранные музыканты. В настоящее время орган сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники. В соборе регулярно проводятся концерты органной музыки, вокальные, инструментальные и хоровые концерты для взрослых и детей, а также международные музыкальные фестивали с участием российских и зарубежных исполнителей: Международный фестиваль искусств «Дорога в Рождество», «Музыка в изгнании», Международный Баховский фестиваль, музыкально-инсталляционный проект «Ночь в соборе», «Хоровые ассамблеи в Кафедральном» и др. Актуальная концертная программа представлена на официальном сайте Кафедрального cобора.

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр»

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр» (нем. Wilhelm Sauer)», Франкфурт-на-Одере, Германия, Opus 755, 1898 год.

16’
Principal 8’
Gamba 8’
Flöte 8’
Gedackt 8’
Viola d’amour 8’
Octave 4’
Rohrflöte 4’
Cornett 3—5 f.
Trompete 8’
16’
G.Principal 8’
Concertflöte 8’
Quintatön 8’
Dolce 8’
Gemshorn 4’
Traversflöte 4’
Mixtur 4 f.
Clarinette 8’
16’
Spitzflöte 8’
L.Gedackt 8’
Salizional 8’
Aeoline 8’
Voix-céleste 8’
Flauto dolce 4’
16’
Subbass 16’
Gedacktbass 16’
Octave 8’
Violoncelle 8’
Flöte 4’
Posaune 16’

33 регистра, 3 мануала и педаль (33/III/P).

Cистема кегельладе с пневматической игровой и регистровой трактурами.
Вспомогательные устройства:

  • копулы мануалов: III/II, III/I, II/I;
  • копулы к педали: III/P, II/P, I/P;
  • 2 свободные комбинации;
  • готовые комбинации: p, mf, f, Tutti, Rohrwerk ;
  • швеллер на III мануале;
  • Walze;
  • Walze ab.;
  • HR ab.

Лютеранский собор в Китай-городе

Адрес: Старосадский пер., 7/10, г. Москва

Это один из двух существующих московских лютеранских храмов. Приходы этого протестантского направления появляютсястолице еще с XVI в., когда на службу к русским государям приезжают иностранные инженеры, архитекторы, военные. На нынешнем месте, в Старосадском переулке, кирха находится с XIX в., когда довольно значительная, до нескольких тысяч прихожан, лютеранская община Москвы купила усадьбу недалеко от улицы Покровка. Господский дом перестроили под кирху. Службы шли здесь обычно по-немецки, так как именно из Германских земель происходила большая часть прихожан.

Лютеранский собор апостолов Петра и Павла

Ее освящение в честь свв. Петра и Павла состоялось 18 декабря 1905 г. Кафедральным храмом московских лютеран он пробыл недолго, грянула революция. Собор закрыли, передав киностудии. Лишь с 1991 г. его удалось вернуть общине.

Собор вновь освящен с 2008 г., сейчас здесь идут регулярные службы. Во время них звучит один из немногих сохранившихся к настоящему времени органов конца XIX в. Инструмент находился в закрытой большевиками с 1928 г. кирхе св. Михаила, после чего хранился в Донском монастыре. Восстановить уникальный инструмент удалось только к 2006 г.

Интересный факт
Сейчас, кроме служб, звучание органа можно услышать на регулярных концертах, которые здесь проводятся. 

Как добраться?

Место расположения Петропавловского – исторический центр города. Недалеко находится Казанский вокзал, а ближайшая станция метро – м. Красные Ворота. Впрочем, многие предпочитают дойти до Новой Басманной, 11 (таков адрес Петропавловского) пешком, по сохранившим исторический колорит улочкам старой Москвы, особенно если идти от Казанского вокзала. Горожане часто сетуют, что состояние домов здесь – такое же сложное, как самого храма, но проходящая реставрация все же дает надежду на лучшее.

Что ж, возрождение святыни идет непросто, как вообще сложной была судьба Петропавловского. Но на этом приходе получилось так, что души людей возродились быстрее здания: забота о каждом входящем, молитвенность на службах, да и, кажется, самый воздух старой церкви, пропитанный благодатью – все это чувствует каждый входящий. По слову Патриарха Кирилла, «самое главное – это ведь не стены — это живые люди. Самым великим украшением храма является не роспись и не красивый иконостас, а люди, которые его наполняют».

Наталья Сазонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector