Минский свято-духов кафедральный собор на немиге

Католический храм, ставший православной обителью

В 1633 году на том же самом месте построили новое здание, в котором находился монастырь для женщин, но уже католической веры. Спустя более чем 200 лет, этот католический храм стал снова православным во имя святых Кирилла и Мефодия. Во всех помещениях сделали необходимый ремонт, обустроили прекрасный иконостас.

В конце 1870 года здесь открылся мужской монастырь, освящённый чуть позже в честь Сошествия Святого Духа. В обители хранились редчайшие святыни: частичка мощей и икона святителя Никиты, уникальный раритет в виде портрета чудотворца Тихона Задонского, серебряные ковчежцы с хранившимися там частицами мощей многих святых.

На соборном престоле сберегалось старейшее Евангелие, которое сам лично переписал князь Слуцкий Юрий Олелько в 1582 году.

После произошедшей в России революции монастырь, как и многие другие, закрыли, проводить богослужения в нём запретили. Многие вещи из храма попросту без следа исчезли. В здании оборудовали спортивный зал, а потом архив.

Только в 1943 году возобновились церковные Службы. На деньги одного жителя города воссоздали многоярусный иконостас и привнесли иконы.

История

История храма в честь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище Москвы уходит в далекий XVIII век. В 1770 году первопрестольную столицу поразило тяжкое бедствие – эпидемия чумы. Появилась она в Лефортове, в сухопутном госпитале, и оттуда распространилась по всему городу. Не прошло и года, как от заразы стали погибать уже по тысяче человек в день! Население охватил панический ужас. Власти не ведали, какие предпринять меры во спасение.

21 сентября 1771 года Императрица Екатерина II, «видя прежалостное состояние Москвы и что великое число народа мрет от прилипчивых болезней», Высочайшим манифестом объявила о посылке в Москву “персоны, от нас поверенной”, графа Григория Орлова, избранного “по довольно известному его усердию и верности к нам и Отечеству”. Влиятельному фавориту Государыни давалась “полная мочь”, ему должны были повиноваться все учреждения, он “имел вход” в московские департаменты и знал волю Императрицы, “чтоб прекратить, колико смертных сил достанет, погибель рода человеческого”…

Григорий Орлов, именным указом Екатерины II, повелел открыть несколько новых городских кладбищ подальше от стен тогдашней густонаселенной Москвы. Одно из них появилось на территории слободы древнего Данилова монастыря. Отсюда и ведет свое происхождение название нынешнего Даниловского кладбища. В 1772 году, для нужд кладбища и ближайших поселений, был построен небольшой деревянный храм в честь мучеников Херсонских (Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия, Агафодора).

Со временем постройка изрядно обветшала, посему, на средства именитого московского купечества – Солодовниковых, Голофтеевых, Лепешкиных, Зубовых и других – был возведён новый храм, каменный. Строительство длилось 9 лет: с 1829 по 1838 годы. Спроектировал новую церковь известный архитектор эпохи московского классицизма Ф. М. Шестаков. Он является автором таких замечательных столичных памятников как храм Вознесения Христова на Большой Никитской, или просто Большое Вознесение, колокольни храма в честь святителя Николая в Толмачах, при нынешней Третьяковской галерее и др.

В 1832 году храм на Даниловском кладбище был освящен. Главный престол – в честь Сошествия Святого Духа, а второй оставили в честь святых мучеников Херсонских. Изнутри новая церковь щедро украшена богатой настенной росписью на библейские сюжеты: «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд» и т. д.

В 1901 году недалеко от храма вдова купца Н. И. Гребенского в память о муже построила над его могилой небольшую поминальную церковь-часовню в честь святителя Николая Мирликийского. Она была освящена в 1902 году и используется поныне как часовня.

В начале XX столетия храм Сошествия Святого Духа заметно преобразился. «В 1901 г. церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище великолепно отделана усердием ктитора И.Я.Чернова и благотворителей. В храме сделан новый пол из разноцветных каменных плит, а в алтаре паркетный; иконостас вновь вызолочен, живопись на стенах реставрирована, возобновлена вся утварь. Снаружи церковь также отремонтирована и выкрашена масляной краской», – «Московские церковные ведомости», 1901г. В 1905 г. расширили южный придел священномучеников Херсонесских, ранее находившийся в трапезной, а после перестройки помещенный рядом с главным престолом. Храм при этом увеличился почти вдвое, алтари главного и южного придела оказались рядом. Новая апсида почти в точности повторила размер и форму апсиды главного храма, а стена южного придела повторила архитектуру стены храма. Бывшую наружную стену прорезали большие арки, и пространство храма стало почти единым. Единственно, что не было повторено в южном приделе, так это глава, которую не поставили над приделом.

История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации

Первое упоминание о православной церкви, Козьмодемьяновской, относится к началу XV в. Небольшой деревянный храм возвышался на одноименной горе и имел при себе духовное училище.

Находился он при монастыре, посвященном бессеребренникам Косме и Дамиану. Монашеская община на окраине города была хорошо укреплена и при необходимости могла держать оборону от неприятеля.

На фото изображение на стяге святых бессребренников Космы и Дамиана. Именно им был посвящен мужской монастырь с Козьмодемьяновской деревянной церковью, находящиеся на месте современного собора. Впервые они были упомянуты в XV в.

В начале XVII в. настал период польского владычества и засилия церковной унии. Монашеская обитель, наряду с несколькими десятками других храмов были насильно присвоены униатами. На фоне этого поднялась целая волна протестов недовольных горожан.

В свете описанных событий местные жители наотрез отказывались посещать конфискованные церкви. Как следствие, у римско-католической церковной власти не было средств на содержание бывших православных храмов.

Выходом стало передача отобранных сооружений католическим монашеским общинам.

Свято-Духов храм стал собственностью женского римско-католического ордена бернардинок.

В период сильных пожаров, свирепствовавших с 1633 по 1642 гг., деревянный монастырский комплекс Космо-Дамиановского монастыря был полностью уничтожен. На его землях орден бернардинок построил храм, здание которого сохранилось до наших дней.

Пожары были часты, разрушительны и оставляли после себя огромные разрушения. После очередного, вспыхнувшего в 1835 г., выгоревшим оказался внушительный участок города.

Пожар возник во время ярмарки и первым загорелся монастырь бернардинок. Пожарные команды бездействовали, позволив погибнуть в пламени центральной части города.

К этому моменту монашеский орден женщин-бернардинок в Минске был довольно немногочислен. Поэтому обитель восстанавливать не стали. Оставшихся монахинь просто перевезли в г. Несвиж., вместе с их имуществом. Здание осталось пустовать.

На старинном фото 1863 г. на фоне города возвышается каменное здание Свято-Духова храма, построенное монашеским орденом бернардинок. Позднее оно было передано православной церкви и дошло в почти неизменном виде до наших дней

В 1860 г. строение вернулось православной церкви и было приведено в порядок. В этот же год храм был освящен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В нем проводили богослужения для учеников Слуцкой духовной семинарии, переведенной в Минск.

Во второй половине XIX в. церковь Кирилла и Мефодия имела плачевный вид и требовала основательных ремонтных работ. И в 1869 г. архиепископ Александр (Добрынин) выхлопотал из казны немалую по тем временам сумму – 13 тыс. рублей.

Половина средств пошла на восстановление храма и нового иконостаса, а остальные – на прилегающую территорию. Все это должно было отойти вновь открытому мужскому православному монастырю.

За 1 год удалось восстановить церковь.

Работы были завершены в кратчайшие сроки. Уже в конце 1870 года главный престол православного храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а правый придел – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Из Слуцка перевели монахов древней Свято-Троицкой обители вместе с собственной библиотекой, ризницей и прочим имуществом. Среди прочего можно назвать такие святыни как: древнее Евангелие, икона святителя Никиты с частичкой мощей и кресты с мощами других святых.

Во время советской власти храм использовался как спортивный зал, архив и даже в качестве пересыльной тюрьмы для раскулаченных. Здание пришло в упадок

Во время советской власти монастырь закрыли. Церковная утварь по большей части была конфискована и утрачена бесследно. В храме устроили спортивный зал для команды пожарных. Затем в нем на некоторое время «поселился» архив.

В период раскулачивания часть здания использовалась в качестве пересыльной тюрьмы.

В годы Великой Отечественной войны службы в церкви возобновились, а также снова начал функционировать Свято-Духов мужской монастырь.

Несмотря на последующие трудности, службы продолжались и по окончанию военного времени. А затем приход дождался и капитального ремонта, после которого еще больше похорошел и заиграл новыми красками.

Во время Великой отечественной войны богослужения возобновились. А после окончания оккупации Свято-духов храм дождался ремонта и восстановления. Теперь она поражает своей красотой снаружи и изнутри

Где находится, как добраться

Сам Кафедральный собор находится в историческом центре города Минска, на улице Кирилла и Мефодия, 3. Координаты: 53.90509, 27.556.

Чтобы добраться до храма нужно доехать на метро или любом виде наземного транспорта до остановки Немига (Нямига).

Время работы Минского Свято-Духова кафедрального собора:

  • в понедельник внутрь можно зайти с 9 до 12 часов:
  • в воскресенье — с 7 до 14 и с 17 до 20 часов;
  • в субботу и во все остальные дни недели — с 9 до 12 и с 17 до 21 часа.

Каждый день в соборе дежурит священник, который сможет ответить на все интересующие вас вопросы по телефону +375 17 327-66-09.

Вы можете найти собор и другие достопримечательности города на карте Минска.

И вот теперь, когда вы всё подробно узнали, приезжайте в столицу Беларусии! Вы будете просто очарованы великолепием этого собора и красотой других достопримечательностей гостеприимного белорусского города.

Моя прогулка по Минску состоялась 7 и 8 апреля 2021 года. Здесь огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

На карте ниже представлены разные достопримечательности Белоруссии, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть здесь.

Архикафедральный костел в Минске

Костёл, которому с течением времени было предназначено стать главным храмом Минска, самой величественной базиликой города и главной его высотной доминантой, а позже занять почётное место среди католических храмов Беларуси, был возведён в 1710 г. как иезиутская резиденция. В 1773 г. Общество Иисуса было ликвидировано, и хотя на то время единственной территорией, где Орден иезуитов продолжал действовать, была Российская империя, в своё бывшее прибежище, когда Минск отошёл к России, монахам вернуться не посчастливилось. Зато сам храм с момента основания в 1798 г. Минской епархии меняет свой статус и реконструируется как кафедральный костёл Имени Пресвятой Девы Марии. За его апсидой был возведено трёхэтажное здание духовной консистории, в котором также жили отцы-прелаты и каноники. Затем, когда консисторию перевели в комплекс бывшего францисканского монастыря, тут разместился приходской дом.

В результате пожара в 1797 г. интерьер храма был значительно повреждён, однако уже к 1800 г., благодаря стараниям первого епископа Минской епархии Якуба Дедерко, был не только полностью обновлён, но и обогатился. Храм реконструировался также в 1853-54 гг. под руководством архитектора Казимира Хрщановича. Своды, стены храма, поверхности колонн, арок были полностью покрыты сюжетными и орнаментными фресками, в основном работы Казимира Антошевского. Стены были также украшены полотнами И. Олешкевича и Ш. Чаховича. Именно кисти последнего принадлежали образа св. Варвары и св. Иосифа в боковых алтарях, которые появились вместо снятых амвонов, оставшихся от иезуитских диспутов. Среди мастеров, чьи произведения украшали костёл, имена Якуба Бретцера, Игнатия Дарети, архитектора Франтишка Карава. С высоких хоров лилась музыка органов «на 24 голоса, превосходной архитектуры».

В 1869 г. Минская епархия была ликвидирована, и костёл Имени Пресвятой Девы Марии оказался в ранге приходских. В конце XIX в. Минский Мариинский приход насчитывал до 8000 прихожан, не считая ещё около 5000 верующих, которые пользовались филиальным костёлом в Анополи, Волчковичах, на Кальварийском кладбище в Минске, а также часовнями в Городище, Сеннице, Петровщине, Шабунях (теперь Пуховичский район), Прилуках и двумя часовнями Благотворительного общества в самом Минске.

В ноябре 1917 г. деятельность Минской епархии возобновилась, епископом был назначен о. Зигмунт Лозинский, который ещё в 1905 г. был настоятелем костёла Имени Пресвятой Девы Марии. Своеобразным символом возрождения стало появление над башней бывшего коллегиума отреставрированного барочного купола. Но уже в 1920 г. НКВД арестовал и выслал епископа Лозинского. В 1934 г. кафедральный костёл закрыли.

Во время войны костёл Имени Пресвятой Девы Марии недолгое время действовал, но в 1947 г. его снова закрыли. В 1951 г. на здании разобрали башни, ликвидировали убранство храма и превратили в спорткомплекс общества «Спартак». И уже в таком виде костёл был причислен к памятникам архитектуры республиканского значения.

Вместе с крахом советской системы наступил конец и вандализму. Уже в самом начале 1990-х гг. на третьем этаже, под самыми сводами, начали проходить первые богослужения. 15 декабря 1993 г. здание костёла полностью передали верующим, и 5 февраля 1994 г. четырёхметровый крест над храмом сообщил об этом всему городу. А летом начались сложные реставрационные работы. Над столицей Беларуси снова возвысились красивые барочные башни кафедрального собора. Снова над городом разлился перезвон костёльных колоколов как символ возрождения, очищения, надежды. Колоколов, как и раньше, четыре: самый большой – в честь Матери Божьей Будславской, средние – в честь св. Иоанна Павла II и Слуги Божьего епископа Зигмунта Лозинского, маленький – в честь Синода Беларуси. Они размещаются по одному в башенных ярусах.

Деятельность прихода

В кафедральном соборе действуют:

  1. Воскресная школа для детей и взрослых. Дети начинают обучаться с 5 лет. Программа обучения: Ветхий и Новый Завет, Катехизис, история церкви, устройство православного храма и процесс литургии. Предметы изучения в воскресной школе для взрослых включают себя: Ветхий и Новый Завет, история церкви, христианское вероучение, церковнославянский язык, основы богослужений.
  2. Библиотека. Фонд состоит из 3 тыс. изданий, включая книги, периодику. Посещать могут прихожане, священнослужители, учащиеся духовных ВУЗов.
  3. Сестричество.

Основной миссионерский проект — Православное Братство в честь Святого апостола Иоанна Богослова. Направления работы:

  • благотворительность;
  • работа с детьми-инвалидами, сиротами, дети из неблагополучных семей;
  • помощь одиноким и социально уязвимым людям;
  • волонтерство на социальных объектах;
  • миссионерская работа в интернатах;
  • духовные беседы;
  • сплочение православной молодежи и воцерковление;
  • семинары, лекции, тренинги, беседы на церковную тематику.


Богослужение в Свято-Духовском соборе

Кроме того, основано молодежное Православное Братство святых бессребреников Космы и Дамиана Римских, которое действует в таких направлениях:

  • служение просвещения;
  • издание информационного буклета «Свете Тихий»;
  • организация и проведение мероприятий собора.

1967–1972 гг.: ПОСЛЕДНЯЯ РОЛЬ В КИНО И ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Тем не менее решения генпланов Минска в отношении Минска никто не пересматривал

Район Немиги, который, в отличие от погибшего в 1950-е при прокладке Парковой магистрали Замчища, относительно спокойно просуществовал в первые послевоенные годы, снова попал под пристальное внимание архитекторов и градостроителей

К началу 1970-х годов население города вплотную приблизилось к миллиону – вот тогда-то вместо санитарно-канализационной проблемы Немиги, которую уже решили, пришла проблема транспортная. Власти решили проложить улицу-дублер для главной магистрали Минска, Ленинского проспекта. Реализация решений, закрепленных в материалах генпланов города, задержалась на несколько лет, что позволило Немиге встретить официальное 900-летие Минска, а нам – увидеть ее в известных фотографиях Зенона Позняка, фотоальбом которого вышел в 1968 году. 

Только в 1970 году начались работы по сносу старой улицы и прилегающих кварталов.

1967. Фото Зенона Позняка из его знаменитого фотоальбома, вышедшего в свет в 1968 году (представляете, фотографу на момент выхода издания было всего 24 года!). Вид с верхних этажей «Белпромпроекта». Размеренная жизнь старого квартала. На месте пустырей с торговыми павильонами за 20 лет выросли небольшие скверики.

Но перед тем как пасть под ножами бульдозеров, улица сыграла драматическую роль: на Немиге, где несколько домов по четной стороне были приведены в полуразрушенный вид, летом 1970-го прошли съемки фильма «Руины стреляют» (режиссер Виталий Четвериков). 

Именно на Немиге снималась знаменитая сцена с проходом колонны военнопленных в первой серии, тут же было отснято большинство сцен в руинах. А в перерывах между съемочными днями на улице шла обычная жизнь: мимо «руин» ехали автомобили, шли по своим делам обычные горожане.

1970 год, 18 июля. Полуразрушенные дома Немиги (четная сторона, бывший магазин «Сорочки») как декорации к фильму о войне. Фото З. Алексеевой, БГАКФФД.

В 1970 году была снесена нечетная сторона улицы. И была пробита трасса новой, современной Немиги. Четная сторона простояла на 2 года дольше и окончательно исчезла только к 1972 году. Именно на месте домов четной стороны старинной улицы в начале 1980-х вырос зеленый забор, за которым началось строительство знаменитого дома на Немиге по проекту архитектора Мусинского. 

Но зарождение и становление новой жизни улицы – это уже совсем другая история.

Жизнь собора

Местонахождение данного собора расположилось там, где раньше был мужской монастырь, построенный в начале 8 века. Строительные работы по его воздвижении происходили почти 10 лет. Когда все строительные работы были окончены, то он представлял собой такой себе монашеский комплекс.

Сам храм пережил много испытаний. К ним относятся и многочисленные пожары, и другие испытания. После чего проводились работы по его реконструкции.  Были и такие времена, когда здание церкви считалось бесхозным и в нем не проводились богослужения. В 1860 году в нем снова начали проводить богослужения и для населения, и для студентов духовной семинарии.

Со временем в храме начали проводить капитальный ремонт. Он длился чуть больше пяти лет. После его окончания освятили два престола. Один в честь Кирилла и Мефодия, а другой в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Богослужения в храме проводились до 1918 года, потом он был закрыт большевиками. Во время известной борьбы большевиков с православной религией здание храма эксплуатировалось и в качестве спортивного зала, и в качестве тюрьмы для богатых крестьян.

Перед второй мировой войной проводился митинг по вопросу снесения здания церкви. Один из ораторов требовал снести храм. Он говорил, что не уйдет с того места пока не увидит, что храм сносят. Но произошло настоящее чудо, его с митинга унесли, так как он оступился на трибуне и упал. Результатом такого падения был перелом обеих ног.

Таким образом Минский Свято-Духов кафедральный собор был спасен. И в 1942 году он снова открылся для принятия прихожан.  Во время проведения военных действий священнослужители собора помогали всем людям, которые в этом нуждались. Сегодня храм является действующим и собирает у себя немалое количество православных верян.

Кафедральный собор – один из самых знаменитых храмов Минска

Свято-Духов собор в Минске — святыня, прошедшая сквозь века и сохранившая свой неповторимый облик. Ежегодно сюда съезжается не только множество любознательных туристов, осматривающих достопримечательность во время обзорной экскурсии по Минску, но и истинных верующих, ведь в Минский собор Святого Духа ведет множество паломнических и религиозных туров.

Свято-Духов собор в Минске прошел путь от католицизма до православия

История храма берет свое начало с XVII столетия, когда здесь было построено здание женского бернардинского монастыря. Впрочем, простояло оно так не очень долго: уже в первой половине XVIII века храм был серьезно разрушен, а еще позднее, в 1852 году, упразднен.

Столь удивительной красоты сооружение пустовало недолго. Здесь был основан уже православный храм с позднейшим присоединением двухэтажного сооружения, где располагался мужской монастырь. Современное название храм приобрел уже в 1961 году, с тех пор именуясь Кафедральным собором Сошествия Святого Духа. В 1991 году было произведено Всенощное бдение патриархом Алексием II, в результате чего в храме было официально разрешено проводить Божественную литургию.

Интересно, что какое-то время здание храма не использовалось непосредственно по назначению. Так, здесь располагалась пересыльная тюрьма, государственный архив и даже спортивный зал. К счастью, все это не повлияло на внешнее и внутреннее состояние собора.

Архитектурный облик Кафедрального собора Святого Духа в Минске

Как и большинство построенных в то время зданий, Кафедральный собор в Минске был выполнен в соответствии с барочным архитектурным стилем.

Базилика имеет две высокие башни с несколькими ярусами, на верхнем из которых находятся изящные арочные пролеты. Башни украшены пилястрами и другими типичными для барокко элементами. Между башнями расположен щит с криволинейным контуром.

Что касается внутреннего убранства, то все помещение разделено на три нефа. Это обеспечивается не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.

Святыни Свято-Духова кафедрального собора в Минске

Пожалуй, самой знаменитой святынью собора Святого Духа в Минске является икона Божьей Матери, хранящаяся в Минске с 1500 года. С ней связана довольно занимательная легенда, согласно которой сперва икона хранилась в Киеве, привезенная туда князем Владимиром еще в X столетии из походов по Византии, а затем ее выбросили в воды Днепра татары во время своего нашествия. И года минчане выловили ее из устья Свислочи, после чего в начале XX столетия она попала в храм. Согласно некоторым источникам, автором столь удивительного произведения церковного искусства является евангелист Лука, который изобразил Божью Матерь с младенцем на руках. Икона отличается точностью деталей и использованием насыщенных темных тонов.

Помимо иконы Божьей Матери, в Кафедральном соборе хранятся также мощи Софии Слуцкой, внучки знаменитой Анастасии, и мощи Великомученицы Варвары.

Это интересно: Старец Серафим Тяпочкин (видео)

Свято-Духов кафедральный собор

Рекомендовать место

5

1

В центре Минска находится кафедральный Свято-Духов собор, безусловное украшение города.

Его история начинается примерно с середины XVII века, когда здесь был построен католический монастырь бернардинок. Во время русско-польской войны храм бернардинок был сильно повреждён и освящался заново в августе 1687 г. епископом Виленским Николаем Слупски. В середине XIX века костёл минских бернардинок был закрыт, а спустя некоторое время храм начал новую жизнь под другим именем.

В 1860 г. бывший костёл, ставший православной церковью, был освящён в память Святых Кирила и Мефодия. В 1870 г. храм переосвятили во имя Сошествия Святого Духа. В том же году при нём открыли мужской православный монастырь.

Церковь действовала до 1918 года, а потом с нее сняли кресты и отдали под помещение сначала пожарной команде, потом под архив, а потом и вовсе для содержания заключенных. Однако в военное время 1942 года храм возобновил службы. И больше не закрывался. В 1961 г. Свято-Духов храм стал собором. Ему присвоили статус главного храма православной Белоруссии.

Ценнейшими реликвиями собора являются мощи Блаженной Софии Слуцкой, частицы мощей Святой великомученицы Варвары и чудотворная икона Минской Божией Матери. Великолепны мозаичные иконы Пресвятой Троицы, святых Иоанна Предтечи, учителей словенских Кирилла и Мефодия.

Прежде чем принять современный облик храм неоднократно перестраивался. Сейчас он выглядит как двухбашенная трехнефная базилика в стиле виленского барокко.

Вековая история

Земля, на которой стоит сегодня главный собор Беларуси, издревле считалась святым местом. Ещё до 17 века здесь располагался монастырь православных святых: Космы и Дамиана.

Эти два брата, жившие, по разным данным, в 3 или 4 веке занимались врачеванием и прославились чудесами исцеления людей. За свою помощь они не брали никакой платы, поэтому люди называли их бессребрениками.

Но своим добрым словом, бескорыстием и благожелательностью они многих привели к православию, чем и вызвали недовольство властей-язычников. Когда братьев пытками пытались заставить изменить православной вере и принести жертву идолам, они отказались. За это их обезглавили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector