Преображенский кафедральный собор в белгороде
Содержание:
- Белгородский Успенско-Николаевский собор
- Смоленский собор Белгорода
- История постройки
- Тяжёлый труд
- Святыни
- Белгород: Смоленский собор
- Московский Патриархат Белгородская митрополия
- Преображенский кафедральный собор Белгорода
- Тишина! Идёт запись!
- История города
- Храм-памятник
- Храмы и монастыри Белгородской области
- Смоленский собор Белгорода
- Собор, превращённый в музей
- Храмы города Белгорода
- Храм священномученика Игнатия Богоносца
- Стела «Город воинской славы»
- Лихие времена
Белгородский Успенско-Николаевский собор
Интересную историю имеет ещё один древний собор Белгорода – Успенско-Николаевский, ведь своим появлением он обязан самому Государю Петру I, который пожертвовал на его строительство сто рублей. Произошло это в июне 1701 года, и записка об этом знаменательном событии 200 лет хранилась в алтаре собора.
Он был построен в течение буквально нескольких лет и стал одним из самых красивых и богатых храмов Белгорода. Так было до 1930 года, когда с его золотых куполов сбросили кресты, уникальную колокольню разрушили, а само здание собора превратили в тюрьму, узниками которой стали церковнослужители и верующие. После войны здесь был оборудован хлебозавод, и лишь спустя полстолетия Успенско-Николаевский собор был признан памятником истории, культуры и архитектуры и взят под охрану государства.
В начале 90-х годов прошлого столетия вокруг Успенско-Николаевского собора началось строительство женского Марфо-Мариинского монастыря, которому он и был передан.
Смоленский собор Белгорода
Смоленский собор является святынью Белгородчины. Храм имеет почти трехвековую историю.
Много испытаний пришлось ему пережить за это время. В годы войны, Смоленский собор сильно был разрушен, как и многие строения в то времени. Церковь уцелела от ударов снарядов.
Построен он в честь произошедшего 15 октября 1703 года знамения от Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — Путеводительницы, покровительницы Белгорода. Освещён он в 1763 году. После 1917 года храм подвергся поруганию и осквернению большевиками.
Новые испытания выпали на долю храма в 1958 и 1974 годах, когда вандалы хотели его взорвать, но этого им не удалось совершить. Реставрационные работы в 1980 году завершили полный облик собора, в 1991 году начали проводить службу в церкви.
Сполна Смоленский собор был проверен на прочность. Но сохранил свои нерушимые конструкции. В 1992 году был передан русской православной церкви.
Здание собора состоит из двух этажей. Нижняя его часть, освещена в честь Смоленской иконы Божией Матери , верхняя часть собора освещена в честь апостолов Петра и Павла.
История постройки
Преображенский храм за время существования пережил вместе с г. Белгород периоды и расцвета, и упадка, пройдя путь от приходской церкви до кафедрального собора.
Спасо-Преображенский кафедральный собор Белгорода
Храм, освящённый в честь Преображения Господня, существовал в Белгороде с XVI века в районе современной Соборной площади. К началу XIX века деревянная постройка стала представлять опасность для прихожан. А расположенная неподалёку Ильинская церковь не могла разместить верующих людей из обоих приходов. В 1805 г. городские и церковные власти приняли решение о постройке новой культовой постройки.
В течение двух лет шли подготовительные работы, заключающиеся в следующем:
- архитектор Е. А. Васильев разработал проект здания;
- подбор земельного участка, расположенного вблизи старых храмов;
- сбор средств и материалов для строительства прихожанами и меценатами.
Возведение храма началось в 1807 г. Через шесть лет в день праздника Преображения Господня его освятили. До середины XIX столетия он назывался по трём основным приделам — Преображенско-Ильинский-Александро Невский. К началу XX в. Монументальное здание дважды реконструировалось и дополнялось декоративными фасадными элементами.
Советское время
В годы царской власти Преображенский собор выполнял приходские функции. Но его спокойная жизнь завершилась после большевистской революции. В начале 20-х гг. произошла конфискация церковного имущества. В 1923 г. он стал главным храмом города. Кафедральный Преображенский собор в 1934 г. закрыли по решению горсовета города Белгород.
В 1942 оккупационное немецкое правительство разрешило возобновить работу церкви. Её не закрыли после освобождения города, передав православной общине. Но на волне новых антирелигиозных выступлений советского руководства в 1962 году культовое здание передали краеведческому музею. Чтобы приспособить внутренние помещения под выставочные залы и хранилища понадобилось проведение реконструкции, которая длилась более 10 лет. Разместившийся в церкви музей открыл свои двери только в 1973 г.
Возрождение
Перемены в политической и общественной жизни страны принесли изменение и в её религиозную составляющую. Власти Белгорода прислушались к просьбам населения вернуть Преображенский кафедральный собор верующим людям. В 1990 году приняли официальное решение о постепенной передаче здания Православной Церкви.
Интерьер Спасо-Преображенского собора
Этот процесс начался с придела в честь Ильи Пророка, первое богослужение в котором состоялось в сентябре того же года. Завершение передаче всех помещений постройки планировалось на 1993 г. Но в августе следующего года произошло событие, значительно ускорившее процесс.
В августе 1991 года произошло второе обретение мощей святителя Иосафа Белгородского, которые передал Церкви ленинградский музей религии. В присутствии патриарха Алексия II святыню торжественно перенесли в Преображенский собор. С этого момента начинается долгий путь возрождения церкви, которая требовала обновления внешнего вида и полной реконструкции интерьера.
Архитектура
Преображенский кафедральный собор возведён в стиле русского классицизма. Крестово-купольное в плане здание состоит из трёх основных частей:
- Паперти с расположенной над ней колокольней. Во время реконструкции здания в 60-е гг. XX в. на колокольне поместили куранты, воплотив задумку создателя здания. Конструкцию звонницы венчает купол в виде шлема, увенчанный крестом. Сама паперть выполнена в форме греческого портика, украшенного белыми пилястрами.
- Центральной трапезной части, перекрытой сводами цилиндрической формы.
- Основной пятикупольной части. Главный шлемовидный купол помещён на мощный световой барабан. К восточному фасаду примыкает прямоугольная апсида. Четыре боковых главы стоят на квадратных башенках.
Интересно: за время своего существования церковь неоднократно меняла окрас. Изначально её стены покрывались простой белой побелкой. В советское время они окрашивались в различные оттенки зелёного цвета. Современные фасады ослепляет ярко-бирюзовым цветом и белыми декоративными деталями.
Внутреннее оформление главного храма Белгорода отличается пышностью и декоративностью. Стены и своды покрыты росписями, изображающими святых небожителей и библейские сцены. Большой и малые иконостасы, киоты, сень над ракой со святыми мощами покрыты позолоченной резьбой, выполненной в стиле барокко. Центральный иконостас состоит из трёх ярусов. В основной части здания на уровне второго этажа оборудовано помещение для хора.
Тяжёлый труд
Именно дисциплина и послушание помогают справляться с нагрузками. А нагрузки у певчих серьёзные. Репетиции в церковном хоре проводят два раза в неделю и, как правило, после основной работы, в вечернее время.
На репетициях и богослужениях приходится проводить по два–три часа на ногах. Это требует определённой выносливости. На ночных праздничных службах нужно петь и звучать в то время, когда организм требует сна. А утренние богослужения начинаются очень рано. Одним словом, вечера и выходные у певчих расписаны, и свободного времени на собственные дела остаётся немного. Пение в церковном хоре требует максимальной отдачи. Так что некоторые просто не выдерживают таких нагрузок и покидают хор. Но матушка Елена ни с кем не прощается, знает, что многие из ушедших рано или поздно вернутся обратно. А она их примет.
Святыни
Как уже упоминалось выше в храме находится много святынь. Главными из которых считаются следующие:
- мощи святителя Иосафа Чудотворца,
- святой лиц Богоматери «Знамение»,
- образ святого Николая Ратного.
Прихожане просто слетаются со всей страны, чтобы помолится и преклонится перед святыми. О них по всей территории страны ходят истории о том, как иконы помогли многим людям в самых трудных житейских ситуациях. При храме работает двухклассная воскресная школа, в которой изучают святое письмо, песнопение и т. д.
Следует отметить, что и сегодня Преображенский Собор считается памятником архитектуры. Но несмотря на это в нем проводятся ежедневно божественные Литургии. С иконой пр. Богородицы «Знамение» ежегодно в конце каждой весны проходит крестовый ход в соседнее село Устынка.
Белгород: Смоленский собор
Этот храм был возведен в начале XVIII века, после того как икона Смоленской Пресвятой Богородицы явила миру знамение. Предание гласит, что ночью 2 октября часовому Мефодию явилась Смоленская Богородица, находившаяся на воротах города. Мужчина увидел вспышку яркого света, которая зажгла восковую свечу. Случившееся чудо Богородицы решили почтить постройкой часовни. А спустя два года, в 1705-м, на этом же месте возвели церковь из дерева. Еще позже на смену деревянному храму заложили каменный.
Освящение первого этажа пришлось на 1747 год, а спустя 16 лет удалось освятить и второй этаж здания. Во времена Второй мировой войны Смоленский собор был наполовину разрушен. Только в 80-х годах прошлого века его восстановили. Тогда он служил органным залом, а прихожанам помещение было возвращено лишь в 1991-м.
Какова же архитектура этого старинного храма, расположенного в городе Белгород? Смоленский собор отличается массивным и вертикально вытянутым основным объёмом двух этажей. Здание выполнено в удлиненной форме и расположено по направлению с юга на север. Стоит отметить, что с западной стороны собора находится трапезная небольших размеров и колокольня, состоящая из 4 ярусов. Описанная объемная композиция собора — отличительная черта архитектурных сооружений на территории Слободской Украины, построенных в конце XVII – начале XVIII века.
Московский Патриархат Белгородская митрополия
Театр «Лествица» показал новую работу – спектакль «Мамин крестик» о фронтовой судьбе жительницы Белгорода.
В праздник Преображения Господня объединились в молитве сотни белгородцев
В день престольного праздника Преображения Господня Божественную литургию совершил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. По окончании Литургии состоялся Крестный ход с мощами святителя Иоасафа Белгородского.
15 студентов закончили 3-х годичные богословские курсы и получили начальное богословское образование.
«Легенды Вардзии» — состоялась премьера спеклакля о царице Тамаре
Театр «Лествица» порадовал зрителей премьерой «Легенды Вардзии», повествующей о жизни святой благоверной грузинской царицы Тамары
Клирики собора удостоены к празднику Пасхи богослужебно-иерархических наград
Протоиерей Анатолий Тригер удостоен права служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы. » включительно. Права ношения креста с украшениями удостоен протоиерей Георгий Власенко
Преображенский кафедральный собор Белгорода
У этого собора тяжелая судьба. За время своего существования у него были времена подъема и падения. И от простой приходской церквушки он вырос до кафедрального собора.
Еще до 19 века Преображенский собор был старой деревянной церковью, строительство на этом месте началось с 1807 г по 1813 г. Причем построен он был на пожертвования прихожан.
В годы правления царя собор был приходским и вел тихую и спокойную жизнь. После революции в 20-х годах его спокойная жизнь закончилась, начался грабеж и конфискация церковных ценностей. В 1923 г собор становится главным храмом города.
В 1934 году Преображенский собор закрывают по решению горсовета города.
Во время оккупации в 1942 г., немецкие власти разрешили вернуть службу в церкви. Работа церкви продолжилась и после освобождения города, и передается в общину церкви. Гонение церкви во время хрущевских времен меняют отношение руководства, и в 1962 году церковь отдают краеведческому музею.
Началась реконструкция внутренних помещений под выставочные залы музея. Это все продолжалось на протяжении 10 лет. Музей открыл свои двери в 1973 г.
В 1990 г здание передают в Православии Церкви. И начался долгий процесс перемен и обновлений.
Новые обновления собора возведены в стиле русского классицизма.
Внутреннее убранство собора величественно и торжественно. Все своды и стены в росписи. Иконостасы большой и малый выполнены в позолоченной резьбе.
Тишина! Идёт запись!
За 30 лет Архиерейский хор по благословению митрополита Иоанна и при содействии настоятеля Преображенского собора отца Олега успел записать семь музыкальных дисков. Все они очень разные по составу, звучанию и уровню: от духовных песнопений, колыбельных и колядок до светских песен на украинском и белорусском языках.
В процессе записи возникали и другие проблемы: то скрипел пол, то из‑за специфики акустики плыл звук и становились непонятными слова. Но со всеми трудностями справились. Сейчас в планах у Архиерейского хора – запись живого богослужения. С такой просьбой к настоятелю собора уже не раз обращались прихожане. Особенно актуальным это стало в период пандемии, когда посещение собора ограничили.
История города
Белгород является южной границей Российской федерации, до Украины рукой подать, всего 40 км. Когда был основан город, историки не нашли точных сведений. В некоторых сведениях отмечается примерно 1000 лет назад.
Первое упоминание, так написано в летописях, отсчет идет с 1596 года. Как пишут источники, в то время царь Федор Иоаннович для защиты границ южного рубежа Российского государства, приказал соорудить город-крепость на правом берегу реки Северский донец.
Крепость стала строиться на месте разрушенного поселения Белого города. Название связывают с нахождением большого месторождением мела на месте.
Есть и другая легенда о происхождении Белгорода. В ней упоминается о поселении, которое основал князь Владимир Красное солнышко. Хотя, документов на это подтверждение нет.
В 1990 году принимают решение установить в городе памятник Владимиру. 4 августа 1998 г. его открыли в честь дня освобождения Белгорода от немецких войск.
На данное время это самый высокий памятник по России. Памятник Владимиру возвышается на 22,5 метров, из которых 15 м постамент и 7,5 м. фигура князя. На изготовление скульптуры потрачено 1,5 тонны меди.
Испытать городу пришлось многое. Мировые войны прошлого столетия не пощадили Белгород. Город дважды завоевывали немцы в 1943 году. В период войны он был практически стерт с лица земли. Город захлебнулся в кровавом терроре. Людей вешали, расстреливали, заживо сжигали.
В то время когда наступил момент освобождения города, а это было в августе 1943 года, в живых осталось 150 жителей.
5 Августа 1943 года, освобождение Белгорода совпало с освобождением города Орла. В честь этого в Москве запустили первый салют в Великую Отечественную. Было выпущено 12 залпов из 124 орудий с интервалом в 30 секунд.
И города получили названия «Города первого салюта». После войны город быстро развивался и застраивался, на стройку съехали специалисты разных профилей со всей страны.
Храм-памятник
Когда, наконец, необходимая сумма была собрана, озаботились созданием проекта будущего собора, работу над которым поручили харьковскому архитектору Евгению Алексеевичу Васильеву. Это был хоть и молодой, но уже прекрасно зарекомендовавший себя зодчий. Достаточно сказать, что в своё время секреты мастерства будущий создатель Преображенского собора в Белгороде постигал в мастерской, руководимой лучшим петербургским педагогом Д. Кварнеги ─ автором многих нашумевших тогда проектов.
Поскольку работы по возведению и отделке Преображенского собора (адрес: Белгород, ул. Преображенская, 63-В) завершились в 1813 году, было решено посвятить его победе России над наполеоновской армией. Традиция возведения храмов-памятников имеет в нашей стране давнюю историю, и поэтому столь патриотическая идея была встречена всеобщим одобрением.
В течение всего XIX и начала XX века Преображенский собор хоть и не являлся кафедральным, но по числу прихожан был одним из первых в городе. При нём постоянно действовала двухлетняя церковно-приходская школа, а также несколько учебных мастерских, в которых дети из беднейших семей могли получить навыки некоторых ремёсел. Характерно, что, согласно документам, сохранившимся в городском архиве, соборный причт не получал от епархиальных властей жалованья, а для своего содержания имел некоторые отхожие промыслы, в том числе и торговые лавки, сдававшиеся в аренду.
Храмы и монастыри Белгородской области
Земля Белгородской области (Святого Белогорья) на протяжении столетий являлась духовным центром Православной России, а старинный русский город Белгород — духовным форпостом Белгородской черты. Белгородско-Обоянская епархия с центром в городе Белгороде была образована на Большом Московском соборе в 1667 году по повелению царя Алексея Михайловича — отца Петра Великого. Новая епархия охватывала территорию нынешних Белгородской, Курской, большую часть Харьковской, а также часть Сумской областей. В обширной Белгородско-Обоянской епархии находилось более тысячи храмов и 50 монастырей
. Более двух с половиной веков Белгород был епархиальным городом одной из самых обширных епархий России.
Сегодня в Белгороде многое напоминает о великой истории городских храмов.
В Преображенском кафедральном соборе хранятся нетленные мощи святителя Иоасафа, его имя носит Николо-Иоасафовский собор. Старинный Свято-Троицкий монастырь и одноименный кафедральный собор располагались в самом центре Белгорода на месте построенного в 1650 году Белгородского кремля. Главным храмом Белгородской епархии был Свято-Троицкий кафедральный собор. Именно в нем хранились две главные святыни Белгородско-Курского края: нетленные мощи святителя Иоасафа и чудотворная икона Николая Ратного. Ныне они находятся в Преображенском кафедральном соборе.
Приложиться к нетленным мощам и получить исцеление приходили в пещерку местные жители и паломники со всей России. Вторая главная святыня земли Белгородской, находившаяся в Свято-Троицком соборе, чудотворная икона Николая Ратного. Этой иконе уже более 500 лет и с ней связано множество различных чудес. В квартале от бывшего Свято-Троицкого монастыря по улице Пушкина находится Марфо-Мариинский женский монастырь, а в нем — уникальный памятник архитектуры и культуры — Успенско-Николаевский собор.
Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что подобных храмов в нашем регионе нет: не только в Белгородской области, но и на всем юге России. Такие храмы возводились на севере — в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской губерниях. На территории Белгородской области больше не сохранилось ни одного здания, строительство которого началось в XVII веке, а это значит, что Успенско-Николаевский собор — самое старое здание на Белгородчине.Многие храмы Святого Белогорья имеют удивительную историю.
На начало 1918 года в России было 1253 монастыря, включая сюда архиерейские дома (82), подворья (52), мелкие скиты (75), а число монахов, монахинь и послушниц достигало в них 100 000. В 20-е годы все монастыри были ликвидированы. В 1939-1940 годах в результате вхождения в СССР Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии и Прибалтийских стран на территории Союза оказалось более 100 монастырей. При Сталине число монастырей резко сократилось. В 1958 году было 69 монастырских обителей, а в 1964 году осталось только 18 мужских и 12 женских.
В канун Тысячелетия Крещения Руси Русской Православной Церкви был возвращен Свято-Данилов монастырь в Москве, а также развалины Оптиной Пустыни. В конце 1987 — начале 1988 года обозначилось новое качество советской церковной политики, суть которой заключалась в том, что атеисты и верующие должны совместно строить социализм. Тысячелетие Крещения Руси обозначило подлинное изменение советской религиозной политики и явилось началом массового восстановления церквей.
История храмов Белгородской области неразрывно связана с общей историей Русской Православной церкви. В 1873 году в Курской Епархии, куда входила и большая часть территории современной Белгородской области, было только сельских церквей: основных 589, приписных 302, настоятелей 589, их помощников 348, псаломщиков 970. В 1908 году богослужения шли: в Белгороде — в 12 храмах; в Белгородском уезде — в 81 храме (из них в 17 деревянных); в Грайвороне — в 4 храмах; в Грайворонском уезде — в 69 храмах (в том числе в 38 деревянных); в Короче — в 6 храмах; в Корочанском уезде — в 80 храмах (в том числе в 47 деревянных); в Новом Осколе — в 2-х храмах; в Новооскольском уезде — в 59 храмах (в том числе в 34 деревянных); в Старом Осколе — в 8 храмах (в том числе в одном деревянном); в Старооскольском уезде — в 65 храмах (в том числе в 19 деревянных). До революции на территории Валуйского района (в нынешних границах) было 43 храма и монастырь.
Ниже представлены храмы и монастыри Белгородской области
как действующие, так и давно утраченные
Смоленский собор Белгорода
К одним из древнейших храмовых сооружений относится и белгородский Смоленский собор, расположенный на Гражданском проспекте. Первая Смоленская церковь, тогда деревянная, была построена на этом месте в 1705 году, а уже через двадцать два года, в 1727, на её месте была заложена каменная церковь. Она представляла собой двухэтажное здание с обустроенным в нижнем этаже престолом иконы Пресвятой Богородицы Смоленской, именуемой «Одигитрией», что означает «Путеводительницей», а в верхнем – с престолом первоверховных святых апостолов Петра и Павла.
Правда, со временем, уже в XIX веке Смоленская церковь претерпела довольно значимые изменения. Если первоначально в декоре её фасадов были использованы приёмы русской архитектуры конца XVII века, то в дальнейшем они были заменены на классические приёмы середины XIX века.
После революции церковь была разграблена, а в годы войны значительно разрушена. В 50-е и 70-е годы предпринимались даже попытки окончательно её уничтожить.
Но уже в конце 1980-х годов ситуация в стране изменилась и церковь начали восстанавливать. В 1992 году её передали епархии, в 1994 году был освящён её нижний, а в 1996 году – верхний храм.
Сегодня здесь действует воскресная школа, открыты курсы псаломщиков.
Собор, превращённый в музей
Закрыли главную городскую святыню лишь в 1962 году, когда Хрущёв потребовал от местных партийных органов ужесточения борьбы с «религиозным дурманом» ─ так принято было говорить в те годы. Однако здание собора, к счастью, не снесли и не переоборудовали под производственные или складские помещения. В нём был создан областной краеведческий музей, что уберегло памятник архитектуры от разрушения.
Поскольку собор имел достаточно внушительные размеры, местные краеведы сумели разместить в шестнадцати залах, на которые был разделён его внутренний объём, экспозицию, состоявшую из 4,5 тыс. экспонатов. Она помещалась на двух этажах и занимала площадь 1116 м². Пытались даже открыть в купольной части планетарий, но это так и осталось лишь в проектах.
Храмы города Белгорода
Преображенский кафедральный собор
Николо-Иоасафовский собор
Смоленский собор
Крестовоздвиженский храм
Храм Великомученика Георгия Победоносца
Свято-Михайловский храм
Храм Архангела Гавриила
Часовня Корсунской иконы Божией Матери
Храм Корсунской иконы Божией Матери
Храм Живоначальной Троицы
Храм Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
Храм Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла
Сергия Радонежского храм
Часовня Почаевской иконы Божией Матери
Храм Блаженной Матроны Московской
Часовня Воздвижения Креста Господня
Часовня Казанской иконы Божией Матери
Храмы Белгородского района
Храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», пос. Дубовое
Храм Святителя Николая Чудотворца, с. Ближняя Игуменка
Храм Богоявления Господня, с. Беломестное
Храм иконы Божией Матери «Знамение», с. Бессоновка
Храм Рождества Христова, с. Веселая Лопань
Храм Святителя Николая Чудотворца, с. Никольское
Храм Святого равноапостольного Владимира, пос. Разумное
Храм Рождества Иоанна Предтечи, пос. Северный
Храм Воскресения Христова, пос. Октябрьский
Часовня-ротонда Рождества Христова, пос. Северный
Храм священномученика Игнатия Богоносца
Второй точкой экскурсии стал Храм священномученика Игнатия Богоносца. Здесь, в пригороде Валуек, к деревянной церкви ведёт тихая аллея. За зданием широким кругом проходит смотровая площадка, откуда открывается восхитительный вид с холма на город и место слияния рек Оскол и Валуй. Именно в этом меловом холме возникли скит и подземный храм.
Раньше при многих русских монастырях существовали скиты – места уединения и безмолвия для монахов-отшельников. Так и монахи валуйского монастыря сначала построили в лесу деревянный дом, а позднее обустроили скит в меловых пещерах в 1 км от монастыря. Вырубать подземные гроты не пришлось: спелеологические исследования, проведённые в конце XX века, показали, что у них естественное происхождение.
Установить точное время основания пещерного скита не удалось. По некоторым косвенным признакам это середина XVII века. Зато известно, что в начале XX века в пещерах проводили восстановительные работы. Наиболее опасные места стен и потолка пещер укрепили, трещины и щели заделали штукатуркой.
Обустройство проходило в основном на пожертвования прихожан. Работы велись силами как самой монастырской братии, так и с привлечением доверенных людей из местных жителей. В 1910 году подземные галереи осмотрел архитектор и признал грунт крепким, а пещеры – безопасными.
Стела «Город воинской славы»
Городу Белгороду за стойкость, героизм и мужество в 2007 году было представлено звание » Города воинской славы».
В честь удостоенного такого звания устанавливается стела в каждом городе. Такая памятная стела в нашем городе установлена на Соборной площади. Она стоит на квадратном основании, каждый угол которого оснащен невысокими тумбами-колоннами.
С южной стороны столба прикреплена доска из металла с указом президента РФ о присвоении Белгороду «Города воинской славы». На угловых тумбах, со всех сторон на мраморных панелях воспроизведены исторические события Белгорода.
После получения почетного звания, предписание города обязывает установить почетный знак. Такой знак установили на главной площади в виде медальона.
Лихие времена
Когда после октябрьского переворота по всей России прокатилась волна антирелигиозных кампаний и тысячи храмов были закрыты или отобраны у верующих, а затем осквернены нецелевым использованием, прихожанам Преображенского собора в Белгороде долгое время удавалось сохранять их святыню. Сейчас даже трудно представить, каких огромных усилий и жертв это стоило. Тем не менее собор уцелел, а в 1925 году даже стал кафедральным после закрытия храма Пресвятой Троицы, имевшего этот статус на протяжении многих лет.
В конце 20-х годов собор неоднократно пытались закрыть. Поводом к тому послужила очередная, и на этот раз особенно масштабная волна антирелигиозных кампаний. В городском музее ныне можно увидеть пожелтевший номер газеты «Белгородская правда» за 1929 год, в котором автор передовой статьи обращался к партийным и хозяйственным органам с призывом закрыть в Белгороде Преображенский собор, а его здание переоборудовать под хранилище зерна. Однако на этот шаг городские власти так и не решились, и собор продолжал действовать ещё более трёх десятков лет.