Преображенский собор

Расписание богослужений в Преображенском храме обновляется каждую неделю

В храме ежедневно проводятся церковные службы.

  • Утреннее богослужение: в 7.00 — Таинство Исповеди, в 7.40 — часы и Божественная Литургия. В воскресение проходят две Божественные Литургии: в 7.00 и в 9.00;
  • Вечернее богослужение: в 17.00.

Таинство Крещения совершается в храме ежедневно. В субботу: с 9.00 и с 16.00, в воскресенье: с 10.00 и с 16.00. По просьбе прихожан совершается также индивидуальное крещение.

В Преображенском соборе отмечают престольные праздники:

  • Преображение Господне — 6/19 августа;
  • Казанской иконы Пресвятой Богородицы — 8/21 июля, 22 октября/4 ноября;
  • Святого Николая Чудотворца — 9/22 мая, 6/19 декабря.

Фото и описание

Как известно, в конце 19 столетия наибольшее распространение получает улучшенный вариант «русского» стиля, многочисленные сторонники которого старались подражать архитектурным особенностям 17 века. Данное время воспринималось как период наилучшего проявления художественного российского гения, а также как становление московского зодчества. Одним из самых популярных и уникальных памятников этого времени стала Преображенская церковь.

Строительные работы по возведению храма начались летом 27 августа 1889 года и продолжались до 1893 года. Необходимые денежные средства были выделаны богатым фабрикантом М.Н. Гарелиным. Освящение церкви состоялось 24 августа 1893 года. Разработкой проекта церкви занимался талантливый архитектор из Москвы – Каминский Александр Степанович.

В вопросе архитектурного оформления храма стоит отметить, что фасады главного объема завершались кокошниками, а на углах располагались шатровые башни. Венчание храма осуществлено при помощи восьмерика с пятью главками, находящимися на граненых барабанах. Особенно пышными смотрятся карнизы и наличники, а также двухъярусные кокошники и некоторые другие архитектурные составляющие, воплощающие в жизнь столь нарядный облик храма. Со стороны запада к церкви примыкает шатровая колокольня, в которой изначально были размещены 12 колоколов. В храм можно войти через несколько входов, выделенных шатровыми крыльцами.

Наибольшее количество деталей отделки были заимствованы из особенностей зодчества конца 17 столетия. Рядом с главным входом в храм стоит кирпичный двухэтажный дом притча. В церкви установлены два иконостаса: один – трехъярусный, установленный в самом центре храма, а другой – двухъярусный, выполненный согласно наброскам Александра Степановича. Предназначенные для иконостаса иконы были написаны художником из Москвы Я.И. Ручкиным. Помимо этого в храм были перенесены некоторые старинные и особенно почитаемые иконы из домашней личной молельни Гарелиных. В храме – много настенной живописи, которая была выполнена художником И.В. Белоусовым.

Когда еще только разрабатывался проект Преображенского собора, он был рассчитан на семьсот человек, проживающих в селении Рылиха. После возведения храма селение получило название Преображенское и стало частью города Иваново с 1917 года.

Начиная с 1931 года, собор использовался сразу несколькими православными общинами, исповедующими обновленческое и традиционное направления, которые перешли в Преображенский храм из закрытой Покровской церкви. Вскоре из кладбищенской Успенской церкви перешли еще несколько общин. Данное использование храма постоянно приводило к многочисленным стычкам.

19 мая 1940 года, согласно принятому решению облисполкома, внутреннее церковное убранство было уничтожено. Спустя два года, прихожане обратились с прошением о возобновлении работы храма и образовании новой общины. 17 ноября 1944 года богослужения в Преображенской церкви были снова возобновлены. В это время произошло создание Иваново-Шуйской епархии, за которой последовало создание Иваново-Кинешемской епархии. После этого храм стал кафедральным собором.

Освящение боковых приделов было осуществлено в честь Казанской иконы Богоматери и святого Николая Чудотворца. Присущее внутреннее убранство и настенная живопись воссоздавались в период окончания Великой Отечественной войны. Соборный иконостас был выполнен позолоченным в стиле барокко.

История собора

К концу XIX века в моду вошел архитектурный стиль, подражающий русским постройкам. Зодчество XVII века, прерванное реформами Петра I, было очень популярным и считалось вершиной проявления национальных талантов и духовности. В работах старых мастеров архитекторы усматривали основной источник для творческого вдохновения и постоянно стремились воспроизвести в своих проектах отдельные элементы древнерусских построек, старинные инженерные решения и богатую отделку. Явное возрождение допетровской архитектуры в конце XIX века происходило не только в крупных городах, но и в российской провинции.

Преображенский собор с высоты птичьего полёта

Новую Преображенскую церковь начали строить в конце августа 1889 года. Ктитором дорогостоящего строительства стал богатый ивановский фабрикант Мефодий Никонович Гарелин — владелец большой текстильной мануфактуры. А проект храма подготовил известный архитектор Александр Степанович Каминский. В Москве он был признанным мастером стиля «поздняя эклектика» и прославился также созданием первого здания Третьяковской галереи и главного храма в Николо-Угрешском монастыре.

Новую каменную церковь возводили четыре года и освятили в конце августа 1993 г. В ней создали три придела. В главном установили величественный трехъярусный иконостас, а в боковых, посвященных Иверской иконе Богоматери и преподобномученику Никону, — иконостасы поменьше, в два яруса. Рисунки, по которым мастера-резчики делали эти иконостасы, были также подготовлены архитектором А.С. Каминским. А иконы для церкви написал известный мастер из Москвы Я.И. Ручкин. Помимо этого, семья Гарелиных передала в дар храму старинные иконы, которые хранились в их фамильной молельне. Стены внутри здания поручили расписать художнику-иконописцу И.В. Белоусову. Позже ктитор и его супруга были с почетом погребены во дворе храма, напротив церковного алтаря.

Общий вид Преображенского собора с улицы Колотилова

Новый храм предназначался для жителей деревни Рылиха, находившейся на окраине города Иваново-Вознесенска и известной по писцовым книгам с XVII века. Когда церковь построили, деревня получила статус села и была переименована в Преображенское. В состав Иваново это поселение вошло в феврале 1917 года.

В начале 30-х годов прошлого века вокруг храма было много конфликтов, вызванных тем, что пользоваться этой церковью власти разрешили сразу двум приходским общинам – традиционной и общине обновленцев. Чтобы ситуация не усугублялась, в 1940 году местная власть закрыла храм для верующих и уничтожила его внутреннее убранство. После этого в областном центре не осталось ни одной действующей церкви. Так продолжалось почти пять лет.

Святые ворота

В 1944 году горожане обратились к государству с просьбой открыть храм, и церковные службы в нем возобновились. Однако, сделано это было не сразу, а только в январе 1945 года, так как помещения церкви находились в крайне запущенном состоянии.

В 1946 году, когда образовали местную епархию, Преображенский храм получил статус кафедрального собора, и его боковые приделы переосвятили в честь иконы Казанской Богоматери и Николая Чудотворца. Следующие 45 лет Белая церковь была единственным действующим православным храмом в областном центре. Конечно, одной относительно небольшой церкви для Иваново было недостаточно, ведь в городе проживало около 480 тысяч человек.

Реставрационно-восстановительные работы в храме начали проводить, когда закончилась Великая Отечественная война. Постепенно подновили роспись на его стенах и приобрели необходимую богослужебную утварь. В 1956 году сюда перевезли красивый трехярусный позолоченный иконостас, вырезанный в стиле барокко. До этого иконостас находился в храме Казанской иконы Божией Матери села Сараево, расположенного в Приволжском районе области. Интересно, что в прежние времена этим селом владел великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.

В конце XX века церковная жизнь в епархии активно возрождалась. И Преображенский храм с трудом выполнял функции кафедрального, так как не имел достаточных размеров и приспособленной инфраструктуры. Поэтому с 2014 года роль кафедрального храма стал играть Успенский собор.

Вид на северный фасад церкви

Внутреннее убранство и святыни Белой церкви в Иваново

Внутри религиозного сооружения светло и просторно. От северной до южной стены тянется трёхъярусный позолоченный иконостас, созданный в барочном стиле. Интересный факт: алтарная перегородка некогда принадлежала Суворову. Сюда же доставлена в 1956 году из села Сараево Фурманского района.

К сожалению, первозданные иконостасы в приделах мученика Никона и Божией Матери, выполненные по наброскам архитектора Каминского, не сохранились. Такая же участь постигла и старинные иконы из дома Гарелиных. В 1940 году во время закрытия собора всё внутреннее убранство было уничтожено.

Восстановительные работы начались после окончания Великой Отечественной войны. В 1986 году обновили настенную роспись, созданную в начале прошлого века художником Белоусовым. Среди оттенков преобладают белые, синие, зеленоватые и красно-коричневые цвета, характерные для интерьеров храма XIX-начала XX века.

Главный придел собора освящён в честь Преображения Господня, боковые — Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Соответственно, престольные праздники отмечаются в память Николая Угодника 9/22 мая и 6/19 декабря, иконы Божией Матери — 8/21 июля, 22 октября/4 ноября, Преображения Господня — 6/19 августа.

Из святынь здесь представлены частицы мощей Святителя Василия, икона «Неупиваемая чаша», частицы мощей и икона преподобного Леонтия, изображение Святого Макария и его мощи, икона с частицами мощей блаженного Симона.

Веселин Дечев

Архитектурные особенности и внутренне убранство храма

Основной объем храма – это квадратный в плане двухсветный четверик. Его завершает невысокий восьмерик с пятью главами, которые установлены на удлиненные барабаны. Центральный барабан цилиндрический, а боковые имеют граненую форму. Полукруглая алтарная абсида по сравнению с основным объемом понижена.

С запада собор узким притвором соединен со стройной шатровой трехярусной колокольней, на которой когда-то висело двенадцать колоколов. Нижний ярус здания колокольни представляет собой четверик, а второй и третий – восьмерики. Шатер оформлен двумя рядами слухов и небольшой главкой, установленной на живописной граненой шее.

Собор богато декорирован. Фасады храма завершаются нарядными тройными кокошниками, а углы здания – изящными шатровыми башенками. Все три входа в собор оформлены крыльцами, имеющими шатровые завершения с маковками. Все элементы декора – выразительные наличники на арочных и прямоугольных окнах, точно очерченные карнизы, лента руста, проходящая по цоколю, и двухярусные кокошники придают храму очень нарядный вид.

Купола Преображенского собора

Главный трехярусный иконостас, выполненный в конце XVIII века, имеет белый фон и позолоченные резные детали. В двух приделах установлены одноярусные иконостасы, которые были сделаны в середине прошлого века.

Внутренние помещения собора очень хорошо освещены. Примечательно, что в храме сохранился старый пол. Сейчас здесь можно увидеть настенную масляную живопись, выполненную в начале XX века и подновленную в 1986 году. Сюжеты и техника росписей скопирована с работ известных русских художников Михаила Васильевича Нестерова и Виктора Михайловича Васнецова, а орнаментальная конва на арках, вокруг окон и живописных композиций выписана в стиле модерн.

Цветовая гамма росписей имеет приглушенные красновато-коричневые, зеленоватые и бело-синие тона. Все это было типичным для оформления храмов, которые строились в конце XIX – начале XX века.

Колокольня Преображенского собора

Пятиугольная территория, на которой стоит храм, огорожена. Ажурная металлическая решетка отлита в московских мастерских, принадлежавших купцу М.И. Лихушину. В пределах ограды стоит также несколько отштукатуренных служебных построек из кирпича: двухэтажный дом притча, одноэтажный дом для сторожа и контора, а также здание на южной стороне участка. Все они декорированы простыми карнизами. Особый интерес представляют красивые кирпичные ворота, расположенные с запада, прямо напротив храма. Они имеют высокую арку и завершаются небольшой маковкой на тонкой граненой шее. Нарядное оформление ворот удачно гармонирует с общим декором собора.

Как доехать

Собор расположен на ул. Колотилова, 44.

На автомобиле. По трассе М7 из столицы до Иваново можно доехать 4,5-5 часов (290 км). От южной окраины города нужно ехать по улицам Лежневская, Бубнова и Арсения. Затем повернуть налево на ул. Колотилова, на которой и находится собор. Он стоит неподалеку от пересечения улиц Колотилова и Пролетарской.

Интерьер Преображенского собора

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Иваново поезд доходит за 7 часов. Железнодорожный вокзал расположен в центральной части Иваново. Кроме того, от Центрального автовокзала Москвы у станции метро «Щелковская» до Иваново за 6 часов можно добраться на прямых или транзитных рейсовых автобусах. Автовокзал в Иваново работает в южной части города и удален от железнодорожного вокзала на 6,5 км. По городу до собора можно подъехать на автобусах № 12, 13, 32, 115, 116, 121, 150, троллейбусе № 1 и маршрутных автобусах № 24, 150 (остановка «Преображенский собор»).

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 4.00

← ИВАНОВО ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Архитектура храма Преображения в Иваново

Если вы посмотрите на храмовый комплекс, то увидите, что он выдержан в бело-голубом цвете. По этой причине местные жители прозвали религиозное сооружение Белой церковью. Однако цвет — это не единственное, чем примечателен собор.

Интерес представляют и многочисленные декоративные элементы, придающие постройке праздничный вид. К ним относятся, например, килевидные и полукруглые кокошники, украшающие фасады комплекса. Компанию им составляют пышные и очерченные карнизы, наличники, ажурная металлическая решётка, которой огорожена территория церкви.

Обращает на себя внимание и колокольня, крышу которой вместо куполов венчают шатры. Внутри помещения раньше располагалось 12 колоколов

Шатровую тему продолжают и три входа в церковь. Один из них, тот, что с западной стороны, отличается высокой аркой и небольшой маковкой. Однако само здание храма лишено шатров, вместо этого — пять глав на гранёных барабанах. По типу архитектурной композиции постройка представляет собой восьмерик.

Все эти детали свидетельствуют о принадлежности постройки к «русскому» архитектурному стилю — получил распространение в конце XIX века. Известно, что сторонники этого течения перенимали черты древнерусского зодчества XVII века.

Из общей композиции выбиваются двухэтажный кирпичный приходской дом, сторожка, а также постройки на южной стороне комплекса. Построены в тот же период, что и собор.

Андрей Лупин

С 1940 — 1944 года собор был закрыт, а внутреннее убранство уничтожено

В начале 30-х годов XX века, в результате очередной волны массового закрытия и уничтожения церквей, храм стал использоваться одновременно двумя приходскими общинами — традиционного и обновленческого направлений. Это приводило к многочисленным конфликтам.

Чтобы ситуация не усугублялась, 19 мая 1940 года решением облисполкома храм был закрыт, а в скором времени было уничтожено и внутреннее убранство.

После закрытия Преображенского храма в Иваново не осталось ни одной действующей церкви.

В 1942 году верующие обратились к властям с просьбами о регистрации православной общины и спустя два года 17 ноября 1944 году Советом по делам Русской Православной церкви было дано разрешение на открытие Преображенского храма.

Однако, по причине крайне запущенного состояния здания церковные службы возобновились не сразу.

Реставрационные работы начали проводить в храме в послевоенные годы. Постепенно были воссозданы росписи на его стенах, приобретена необходимая богослужебная утварь.

Из села Сараево Фурмановского района был перевезён позолоченный трёхъярусный иконостас в стиле барокко. Считается, что он был изготовлен по заказу известного русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Деятельность

При учреждении действуют общество трезвости «Неупиваемая чаша», взрослая и детская воскресные школы. Занятия для взрослых проходят по вечерам пятницы и длятся два часа, дополнительные — по средам и четвергам. В расписании учеников значатся уроки по песенному фольклору, церковному пению, истории христианской церкви, ветхому завету и другим дисциплинам.

Воспитанники помладше изучают основы православия, закон Божий, церковнославянский язык, учатся клиросному и хоровому пению, рукоделию и рисованию, посещают богослужения и вместе с наставниками отправляются в паломнические поездки.

Прихожане собора помогают малоимущим одеждой, обувью, предметами первой необходимости, навещают стационарных больных и оказывают посильную финансовую поддержку нуждающимся.

Преображенского храм в Иваново на панораме Google: вид снаружи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector