Апсида (архитектура)
Содержание:
Внутри
Если поговорить с самими итальянцами, то практически все будут твердить в один голос, что флорентийский Дуомо куда как красивее миланского. Миланский снаружи – да, а внутри пшик. А вот флорентийский (тут надо поцокать языком).
Ну… Может. Внутри просторно, но не могу сказать, что прямо дорохо-бохато. Хотя… Как вам такой вот шикарный пол?
Интересно, что «современный» пол положили в 16 веке, а позже выяснилось, что в нем использовались элементы мозаики, которая покрывала фасад древней церкви Санта Репарата.
Кстати, в 1972 году в ходе раскопок Санта Репарата было обнаружено захоронение создателя купола нового Дуомо, гениального Филиппо Брунеллески.
Кстати, Санта-Мария-Дель-Фьоре – третий по величине собор в Италии: 160 м на 91 м. Вмещал все население средневековой Флоренции. Ни много, ни мало – 90.000 человек. Размах! Два других монстра назовете?
Это интересно: Дуомо — правый неф
Как формируются обсессии
Точная причина возникновения обсессивного мышления до сих пор не установлена. Считается, что толчком к их зарождению служит сильный или длительный стресс, психотравмирующие ситуации, а также фиксация на негативных воспоминаниях и влияние окружения.
Но не каждый человек подвержен появлению навязчивостей. Предрасполагают к этому следующие черты:
- нерешительность;
- неуверенность в себе;
- мнительность;
- сверхчувствительность со скудным проявлением эмоций;
- выраженное чувство ответственности;
- завышенная или заниженная самооценка;
- склонность к доминированию.
Известно, что люди, подверженные навязчивостям, воспитывались в семьях, где особое внимание уделялось чувству ответственности и перфекционизму. Их держали в соответствии со строгими правилами, в результате чего в них подавлялась детская непосредственность
Таким индивидам приходится постоянно сдерживаться, отказывать в проявлении эмоций. У них формируется внутриличностный конфликт по типу: хочется, но нельзя.
Существует множество теорий, объясняющих появление обсессий. Одна из них принадлежит И. П. Павлову. Согласно ей, навязчивые мысли посещают людей с определенным типом высшей нервной деятельности, в частности, соотношение процессов возбуждения и торможения в головном мозге.
По мнению Павлова, образование навязчивых дум связано с патологической зацикленностью процесса возбуждения, и возникновением крупных очагов инертности, то есть бездеятельности, с повышенной концентрацией. Именно благодаря инертности возбуждения у индивида отсутствует возможность подавить навязчивые мысли силой воли.
Нельзя обойти стороной психоаналитическую теорию Фрейда, который ввел понятие невроза навязчивости. Считается, что обсессивные рассуждения находятся во власти бессознательного и совсем не контролируются сознанием. В психоанализе навязчивости тождественны чувству вины. Наличие бессознательного чувства вины заставляет человека испытать за нее наказание, коим и является навязчивость.
Согласно психоанализу, бессознательное чувство вины возникает в результате появления сексуальных желаний, не соответствующих требованиям Сверх Я. Это наивысший компонент психики, отвечающий за нормы поведения и моральные установки индивида (в рамках психоаналитической теории).
Неугодные Сверх Я сексуальные переживания поддаются вытеснению в бессознательное. Однако, до конца не подавленные, они посылают сексуальные и агрессивные импульсы. Для их нейтрализации у человека формируются защитные механизмы в виде навязчивостей.
Крыша Дуомо (Терраса)
Через подъемник можно получить доступ к террасам, с которых открывается необыкновенная панорама Милана и появляется возможность увидеть в непосредственной близости удивительный лес из шпилей, башенок и статуй. Рядом с лифтом находится шпиль Карелли, самый старый в Дуомо, датируемый 1397-1404 гг. Он был возведен благодаря миланскому банкиру-филантропу Марко Карелли и украшен статуэтками первой половины XV века. Его самая верхняя статуя, изображающая Джана Галеаццо Висконти, является копией скульптуры, изготовленной Джорджо Солари. Ее оригинал в настоящее время хранится в Музее Дуомо. Из всех шпилей только шесть датируются XV-XVI веками, остальные десять были возведены позже, в XVII-XVIII вв.
Главный шпиль Миланского собора украшает позолоченная статуя Мадонны Ассунты. Фигура высотой более 4-х метров, отлитая ювелиром Джузеппе Бини по проекту скульптора Джузеппе Перего, была водружена в конце 1774 г. и с тех пор является символом города. Во время Второй мировой войны Мадоннину для уменьшения ее видимости накрывали тканью, статуя не могла использоваться в качестве топографического ориентира. Установленная рядом алебарда выполняет функцию молниеотвода.
Дуомо: билеты на обзорные террасы
Цена | Что включено | |
---|---|---|
16 € | Билет с посещением террас + Аудиогид. Включает посещение собора, террас, музей, археологическую зону, церковь Сан Готтардо ин Корте |
Купить билет |
от 25 € | Собор и террасы с подъемом на лифте. Включает посещение собора, террас, музей, археологическую зону, церковь Сан Готтардо ин Корте |
Купить билет |
13 € | Вход на террасы Миланского собора Дуомо без посещения собора |
Купить билет |
180 € | 3-х часовая экскурсия по Милану с гидом + посещение Дуомо и террас |
Купить билет |
от 18 € | Комплексный билет. Включает посещение собора, террас, музея и археологической зоны |
Купить билет |
Колокольня
Ну и о самой колокольне. Да, можно подняться. 414 ступеней. Высота 82 м, начало строительства – 1334. Проект Джотто – отсюда и имя колокольни, – но достраивали ее уже после смерти Джотто Пизано и Таленти.
Изящная, правда?
А вот интересный элемент: мраморные панели двух нижних уровней колокольни. Рельефы панелей отражают представление современников об окружающем мире: тут и история создания мужчины, женщины; и первая работа человека; и 4 библейских основателя различных видов деятельности человека: животноводства, музыки, металлургии, виноделия. Верхний ряд изображает 7 известных к 14 веку планет солнечной системы, начиная с Сатурна слева. Рельефы посвящены жизни, работе и искусству.
Карл Пятый Габсбург, император Священной Римской Империи 16 века, сказал по поводу колокольни так: «Такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам.»
Купол
От алтаря отлично виден купол. Купол проектировал Брунеллески, и, как и многие другие инновационные для своего времени решения, купол хаял каждый, кому не лень. Не лень было многим, поэтому несчастного Брунеллески замучили насмешками на тему того, что купол, конечно, обрушится еще до завершения строительства. Брунеллески даже предварительно пришлось соорудить подобный «пробный» купол над церковью, и только после этого ему-таки разрешили сотворить подобное и в Дуомо.
Для своего времени купол абсолютно передовой – да и по сей день является самым большим в мире купольным перекрытием. Главная внутренняя диагональ купола составляет 45 м, внешняя – 54. Строил его Брунеллески без лесов – неслыханно! По пути придумал массу машин и механизмов для подъема строительных материалов. Купол получился двойным, с каркасом из 8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, которые поддерживали пустой купол, а фонарь сверху нагружал его. Ничего не рухнуло! И, даже напротив, критиковавший Брунеллески Микеланджело позже цитировал его купол в собор Святого Петра в Риме.
Так вот, изнутри купол должна была украшать мозаика, также напоминая об убранстве баптистерия. Но денег на мозаику не хватило. Да, даже во Флоренции церковь переживала порой не самые лучшие времена. В итоге купол просто расписан.
Расписывали купол Вазари и Дзуккари в конце 16 века. Сюжет традиционный, Страшный Суд. Тут он особенно страшный.
Очень интересно взглянуть на купол вблизи при возможности: видно, что перспектива рисунка искривлена так, чтобы снизу он смотрелся естественнее.
В барабане купола размещены 8 витражных окон, не совсем стандартное решение. Свет, преломляясь через цветное стекло, наполняет собор необычным свечением. Авторы – мастера эпохи Ворождения: Донателло, Гиберти, Паоло Учелло и Андреа-дель-Кастаньо.
В плену обсессий
Такие люди слишком много внимания уделяют своим мыслям, постоянно копошатся в них, анализируют, сканируют, пытаясь выявить что-то подозрительное в ожидании навязчивых размышлений. Подобное явление получило название «мониторинг сознания».
Люди с навязчивыми рассуждениями буквально расщепляют их на кусочки, чтобы проанализировать, рассуждают об их сути, думают о том, что могло привести к подобного рода идеям, и чем они грозят.
Например, женщину терроризирует навязчивая убежденность, что она одержима дьяволом. Понимая нелепость происходящего, она, тем не менее, не в силах избавиться от этой мысли. Больная размышляет о том, что, скорее всего, это наказание ей за какие-то грехи, и если она не избавится от этой мысли, то сойдет с ума.
Возникает страх того, что человек может потерять контроль над обсессивными рассуждениями, дать волю эмоциям. Как правило, это негативные эмоциональные реакции: гнев, агрессия, ярость. Они способны привести к трагичным последствиям, причинить кому-то вред, нанести урон.
Больных мучают рассуждения о том, что их мысли ненормальны. Возникает вопрос и суждения: «Откуда они взялись, почему это происходит именно со мной? Я ненормальный. Больше ни с кем такого не случается. Я не должен так думать. Это плохо и отвратительно».
Индивид считает, что все должно быть именно так, как хочет он. Нежелательные мысли разрушат все. Поэтому он должен быть настороже, чтобы не позволить навязчивостям свободно рождаться в его голове.
Если же патологические рассуждения все-таки появляются, то человек считает, что в этом виноват именно он. Ему необходимо взять ситуацию под строгий контроль, чтобы не дать обсессиям одержать победу, и чтобы не произошло чего-то ужасного.
Когда навязчивости возвращаются вновь и вновь, рождается уверенность, что больной постепенно теряет контроль, а вместе с ним и рассудок.
Появляется убежденность: нельзя оставлять все как есть. Нельзя мириться с существованием нелепых рассуждений, их следует нейтрализовать. Многие начинают избегать ситуаций, способных спровоцировать обсессивный синдром. Женщина, одержимая дьяволом, может избегать просмотра фильмов на подобную тематику, отказывается от посещения церкви, а может, наоборот, начинает усиленно молиться.
Думать и поступать подобным образом в корне неправильно. Это никоим образом не облегчит состояние больного, но подготовит для незваных мыслей плодородную почву.
Необходимо различать
Обсессии характеризуются как патологические, приносящие дискомфорт образы и рассуждения. Но по статистике 90% здоровых людей в мире переживают нежелательные мысли.
Стоит различать обсессивное и нежелательное мышление. Последнее – вполне закономерное явление. Возникает в ситуации напряжения, вероятной опасности и стресса, а также во время переживания негативных эмоций. К примеру, вы собираетесь в длительную автомобильную поездку. На дворе зима, температура – минус, возможен гололед. У вас появляются опасения по поводу дороги, что трасса будет скользкой. Если припорошит снегом, ситуация усугубится. Существует вероятность аварии. И вас начинают терзать скорбные опасения по поводу возможной несчастного случая и своей жизни.
В данном случае такие нежелательные рассуждения вполне нормальны, поскольку имеют логическое основание. Мозг сработал по принципу ассоциативного мышления: установил связь между полученной информацией, чувствами и рассуждениями.
Когда же ассоциации становятся нелогичными, необъяснимыми, тревожными, самое время говорить об обсессивном мышлении. Подросток ужасно боится, что намеренно пнёт ногой пожилого человека. Или человек опасается, что плюнет собеседнику в лицо. Подобные мысли не подкреплены фактами и логикой, тем не менее, чрезмерно истязают их носителей.
Обсессии следует отличать от руминации, намеренного мысленного возращения к пережитым событиям или чувствам. Индивид осознанно перемалывает в сознании то, как он поступил в той или иной ситуации, зацикливается на действиях. Всем знакомы обстоятельства, когда, вспоминая минувшее событие, мы говорим себе: надо было сделать по-другому, не то сказал, не так ответил, если бы сделал таким образом, то все сложилось бы иначе.
Руминации заставляют человека ощущать свою беспомощность и некомпетентность, тормозят движение вперед, но, тем не менее, являются осознанным выбором человека.
литература
- Леопольд Гизе : В: Reallexikon zur Deutschen Kunstgeschichte . Том 1: А — Строительство. Мюнхен, 1935, полковник 858-880.
- Август Мау : Апсида 1 . В: Полис Реаленциклопадия классической античной науки (RE). Том II, 1, Штутгарт 1895, полковник 283.
- Тило Ульберт : раннехристианские базилики с двойными апсидами на Пиренейском полуострове. Исследования по истории архитектуры и истории литургии (= археологические исследования. Том 5). Опубликовано Берлинским Немецким археологическим институтом. Gebr. Mann, Берлин 1978, ISBN 3-7861-1146-4 (также: Мюнхен, Университет, статья о хабилитации, 1975).
Снаружи
Наверное, увидев однажды, Дуомо-ди-Фиренце ни с чем перепутать нельзя. Фирменное бело-розово-зеленое сочетание мрамора из Каррары, Мареммы и Прато получилось и необычным, и шикарным, правда?
Как это принято у каждого уважающего себя средневекового собора, фасад Дуомо полон символизма. Например, розетка фронтона – это не просто витражное окно для красоты. Она олицетворяет деву Марию – которая там же и изображена на троне, – плюс цветок красуется на гербе Флоренции. Правда, лилия, но все же.
Фасад, конечно, никакая не готика, а неоготика (конец 19 века, когда вся Европа вдохновенно вдруг вспомнила о своем Средневековье и усиленно отправилась реставрировать то, что еще можно было спасти – мой любимый собор Парижской Богоматери, кстати, тоже воспрял духом именно в этот период).
Что еще интересного есть снаружи? Во-первых, мозаики над каждым из порталов (фото слева направо):
Во-вторых, фигуры флорентийских епископов – в нишах контрфорсов по обе стороны от порталов. На этом фото видны две фигуры.
В-третьих, Дева Мария с младенцем на руках в окружении 12 апостолов.
В-четвертых, известные флорентийские художники – их бюсты почти на самом верху, над главной розеткой. Сразу видно, что культурная столица!
Ну и, конечно, венчает все изображение Бога-отца (в треугольном тимпане).
Математические формулы
Эти формулы характеризуют перицентр и апоцентр орбиты:
- Перицентр
- Максимальная скорость, как минимум (перицентр) расстояние .vназнак равно(1+е)μ(1-е)а{\ textstyle v _ {\ text {per}} = {\ sqrt {\ frac {(1 + e) \ mu} {(1-e) a}}} \,}рназнак равно(1-е)а{\ textstyle г _ {\ текст {пер}} = (1-е) а}
- Апоцентр
- Минимальная скорость, при максимуме (апоцентр) расстояние .vapзнак равно(1-е)μ(1+е)а{\ textstyle v _ {\ text {ap}} = {\ sqrt {\ frac {(1-e) \ mu} {(1 + e) a}}} \,}рapзнак равно(1+е)а{\ textstyle r _ {\ text {ap}} = (1 + e) a}
Хотя в соответствии с законами движения планет Кеплера (основанными на сохранении углового момента ) и сохранении энергии, эти две величины постоянны для данной орбиты:
- Удельный относительный угловой момент
- часзнак равно(1-е2)μа{\ displaystyle h = {\ sqrt {\ left (1-e ^ {2} \ right) \ mu a}}}
- Удельная орбитальная энергия
- εзнак равно-μ2а{\ displaystyle \ varepsilon = — {\ frac {\ mu} {2a}}}
куда:
-
а — большая полуось :
- азнак равнорна+рap2{\ displaystyle a = {\ frac {r _ {\ text {per}} + r _ {\ text {ap}}} {2}}}
- μ — стандартный гравитационный параметр
-
e — эксцентриситет , определяемый как
- езнак равнорap-рнарap+рназнак равно1-2рapрна+1{\ displaystyle e = {\ frac {r _ {\ text {ap}} — r _ {\ text {per}}} {r _ {\ text {ap}} + r _ {\ text {per}}}} = 1- {\ frac {2} {{\ frac {r _ {\ text {ap}}} {r _ {\ text {per}}}} + 1}}}
Обратите внимание, что для преобразования высот над поверхностью в расстояния между орбитой и ее первичной частью необходимо добавить радиус центрального тела, и наоборот.
Средняя арифметическая из двух предельных расстояний длина большой полуоси а . Геометрическое среднее из двух расстояний длина оси пола-минор б .
Среднее геометрическое двух предельных скоростей равно
- -2εзнак равноμа{\ displaystyle {\ sqrt {-2 \ varepsilon}} = {\ sqrt {\ frac {\ mu} {a}}}}
которая представляет собой скорость тела на круговой орбите с радиусом .
а{\ displaystyle a}
Классификация обсессий
Многие ученые выступают против разделения навязчивостей на виды, поскольку у одного больного нередко одномоментно возникает сразу несколько навязчивых мыслей. Кроме этого, к ним присоединяются и другие патологические явления.
Навязчивые думы причисляются к расстройствам мышления и считаются продуктивной симптоматикой первой, самой легкой группы.
Наиболее распространенной считается классификация обсессивных явлений по Ясперсу. Их разделяют на образные и отвлеченные.
Отвлеченная обсессивная форма лишена эмоциональной окраски. Такие мысли не влияют кардинально на настроение, не вызывают у пациента тяжелых изменений в психической сфере. К ним относят:
арифмоманию – патологический счет. Больной пересчитывает все подряд: ступени, машины, деревья, людей, запоминает мобильные, машинные номера. В тяжелых случаях практически весь день он занимается цифровыми исчислениями в уме;
выделение отдельных слов в предложении, разложение их на буквы;
воспоминания – систематическое всплывание в памяти одного события
При этом человек стремится рассказать о нем как можно большему количеству людей, чтобы они оценили его важность и масштабность;
бесплодное мудрствование – бесполезные, лишенные всякого смысла размышления. Больной М.: до того, как я начну размышлять об этом хаосе, как о свободе, мне нужно научиться воспринимать свой ум как нечто, оторванное от меня
Когда, слушая свой разум, я ощущаю насилие, то он не является частью меня. Когда думаю о чем-то постоянно, не имея возможности выбросить это из головы, то воспринимаю свои мысли, как чуждые и несвободные.
Образная обсессивная форма переживается человеком достаточно тяжело, вызывает у него эмоциональные реакции, часто негативного характера, откладывает отпечаток на психике:
- сомнения – проявляются в неуверенности больного по поводу правильности совершенного действия. Он будет бесчисленное количество раз проверять результат своей деятельности. Этот вид синдрома известен всем: человек несколько раз возвращается домой, чтобы проверить, выключен утюг или газ. Если проверка невозможна, то индивид истязает себя переживаниями;
- опасения – постоянно возникающие сомнения по поводу качества исполнения. Обычно им подвергаются люди, нарушение деятельности которых может повлечь за собой судебное или иное наказание. Это врач, сомневающийся в качестве проведенной операции, или бухгалтер, оперирующий крупными суммами фирмы;
- переживания – воспоминания о тягостных, устрашающих событиях. Они вызывают неприятные эмоции, заставляют испытывать чувство страха, стыда, раскаяния, заполняют мысли больного, сопровождая практически весь день;
- влечение – наличие стойкого, навязчивого желания совершить непристойное действие: выругаться матом, ударить кого-то. Такие желания, несмотря на их яркую выраженность, никогда не реализуются;
- представления – появление навязчивых образов, всплывающих перед глазами больного. Это может быть предполагаемые последствия, навеянные навязчивыми влечениями. Так, человек представляет, что произойдет, когда он кого-то зарежет. Порой такие представления становятся настолько правдоподобными, что полностью овладевают больным, и он забывает об их иррациональности, нелепости. Типичный пример – родственника больного захоронили, тогда как он был жив. При этом человек испытывает те мучения, которые перенес бы его родственник, очнувшись в могиле;
- антипатия – появление ничем не обоснованного чувства неприязни к близким людям, непристойных мыслей по поводу уважаемых особ. У верующих людей формируется пугающая, непонятно чем вызванная антипатия к религиозным фигурам.
Среди наиболее распространенных обсессивных мыслей выделяют:
- идеи загрязнения или заражения;
- непереносимость беспорядка, асимметрии;
- угроза безопасности – проверка дверей, газа;
- кощунственные, богохульные обсессии, посещаемые верующих или чрезмерно принципиальных людей. Один пациент страдал от видения, в котором Христос вступал в интимные отношения;
- дисморфомания, когда человек обнаруживает мнимый физический дефект, и все размышления летают вокруг него;
- сексуальные навязчивости;
- насилие.
Часто у человека встречаются комплексные обсессии, когда одна навязчивая идея сменяет другую.
Девушка страдала от опасений, что может навредить своим близким. Купив набор столовых приборов, стала волноваться, что ударит ножом из него кого-то из домашних. Когда ее молодой человек предложил выйти замуж, появилась новая назойливая мысль о том, что девушка будет изменять будущему мужу. Горе-невеста даже интересовалась у подруги, не ходят ли о ней подобные слухи, поскольку боялась потерять контроль над своими действиями.
Терминология
Часто встречаются слова «перицентр» и «апоцентр», хотя при техническом использовании предпочтительны перицентр / апоцентр.
- Для общих ситуаций, когда первичный элемент не указан, термины « перицентр» и « апоцентр» используются для обозначения крайних точек орбит (см. Таблицу, верхний рисунок); периапсис и апопсис (или апапсис ) являются эквивалентными альтернативами, но эти термины также часто относятся к расстояниям, то есть наименьшему и наибольшему расстоянию между орбитальным аппаратом и его телом-хозяином (см. второй рисунок).
- Для тела на орбите Солнца , точка наименьшего расстояния является перигелия ( ), а точка наибольшего расстояния является афелии ( ); при обсуждении орбит вокруг других звезд термины становятся периастром и апастроном .
- При обсуждении спутника Земли , включая Луну , точка наименьшего расстояния является перигей ( ), а наибольшее расстояние, апогей (от древнегреческого : Γῆ ( ¯ge ), «земля» или «земля»).
- Для объектов на лунной орбите , точка наименьшего расстояния называются pericynthion ( ) и самое большое расстояние , apocynthion ( ). Также используются термины перилун и аполун , а также периселен и апселен . Поскольку у Луны нет естественных спутников, это относится только к искусственным объектам.
Этимология
Слова перигелий и афелий были придуманы Иоганном Кеплером для описания орбитальных движений планет вокруг Солнца. Слова образованы от префиксов пери- (греч. Περί , рядом) и апо- (греч. Ἀπό , далеко от), прикрепленных к греческому слову, обозначающему солнце, ( ἥλιος или hēlíou ).
Различные связанные термины используются для других небесных объектов . Суффиксы -gee , -helion , -astron и -galacticon часто используются в астрономической литературе, когда относятся к Земле, Солнцу, звездам и центру галактики соответственно. Суффикс -jove иногда используется для Юпитера, но -saturnium очень редко использовался за последние 50 лет для Сатурна. Форма -gee также используется как общий термин, наиболее приближенный к «любой планете», вместо того, чтобы применять его только к Земле.
Во время программы «Аполлон» термины « перицинтион» и « апоцинтион» использовались при обращении по орбите Луны ; они ссылаются на Синтия, альтернативное имя греческой богини Луны Артемиды . Что касается черных дыр, то термины перимелазма и апомелазма (от греческого корня) были использованы физиком и писателем-фантастом Джеффри А. Лэндисом в рассказе 1998 года; который возник до того, как перинигрикон и апонигрикон (от латинского) появились в научной литературе в 2002 году, а также до периботрона (от греч. Bothros , что означает дыра или яма) в 2015 году.
Резюме терминологии
Суффиксы, показанные ниже, могут быть добавлены к префиксам пери- или апо-, чтобы сформировать уникальные имена апсид для орбитальных тел указанной основной / (основной) системы. Однако обычно используются уникальные суффиксы только для систем Земля и Солнце. Обычно для других хост-систем вместо него используется общий суффикс -apsis .
Астрономический объект-хозяин | солнце | Меркурий | Венера | Земля | Луна | Марс | Церера | Юпитер | Сатурн |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Суффикс | -гелий | -гермион | -коса | -ги | -луна -синтион -селен | -areion | -деметр | -jove | -хрон -kronos -saturnium -krone |
Происхождение названия | Гелиос | Гермес | Cytherean | Гайя | Луна Синтия Селена | Арес | Деметра | Зевс Юпитер | Кронос Сатурн |
Астрономический объект- хозяин |
Звезда | Галактика | Барицентр | Черная дыра |
---|---|---|---|---|
Суффикс | -астрон | -галактикон | -центр — фокус -apsis | -melasma -bothron -nigricon |
Происхождение названия | Лат: астра ; звезды | Gr: галактики; галактика | Gr: мелос; черный Gr: ботрос ; отверстие Лат: нигер ; чернить |
Чем характеризуются обсессии
В психологии этот термин в переводе с латыни означает «осаждение» или «охватывание». Действительно, обсессия прочно внедряется в психику индивида, принося ему значительные неудобства и даже страдания. Навязчивые, болезненные мысли отличают следующие критерии:
- возникают на фоне ясного сознания непроизвольно, независимо от воли человека;
- их характер не зависит от направленности мышления;
- больной воспринимает их как нечто чуждое. Бо́льшая часть пациентов отмечает, что назойливые размышления появляются из ниоткуда;
- не влияют на интеллект, сохраняя логику мышления;
- критическое отношение к навязчивостям. Осознание их нелепости;
- присутствие негативных эмоций. Развитие депрессивных состояний. Нарастание тревоги;
- вызывают чувство отвращения, непереносимости;
- часто сопровождаются боязнью нанести вред окружающим. Например, у беременной женщины появляется назойливая идея о том, что она проткнет живот ножом и убьет своего ребенка;
- больные стремятся скрыть даже от близких родственников факт наличия навязчивостей.
Но главная отличительная черта обсессивных мыслей – невозможность их устранения путем волевых усилий. Как бы ни старался человек перестать думать о нелепости, ничего не выходит. Больные применяют разные способы «освобождения», пытаются игнорировать нежелательные мысленные потоки, приказывают им остановиться. Они даже обращаются к самобичеванию: могут ударить себя, укусить или ущипнуть, но все тщетно.
Кроме того, чем сильнее желание избавиться от обсессивного синдрома, тем надежнее он атакует сознание. Таков принцип работы нашего мозга. Легко это объяснить экспериментом: запретите себе думать о чем-либо, и интерес сознания к запрещенному предмету усилится вдвойне.
Когда больному не удается совладать с коварной мыслью, у него появляется ощущение потери контроля над разумом. Нарастает тревога и даже паника, что позволяет навязчивостям закрепиться в сознании еще прочнее. Получается порочный круг.
Весь ужас подобного явления заключается в том, что человек осознает его иррациональность, но не способен контролировать и утихомирить патологические мысли. Это приводит к формированию невротической тревоги.
С одной стороны, назойливости могут быть вполне безобидны и не вызывают у их носителя чрезмерного беспокойства. К таковым, например, относят песню, звучащую в голове длительное время, или назойливый счет.
С другой стороны, обсессивные суждения способны настолько усугубиться, что больной теряет по отношению к ним рациональный подход. В этом случае говорят о том, что навязчивость переросла в бред, но подобное случается крайне редко.
Баптистерий
Нет, это не все, не уходите с соборной площади, не заглянув в баптистерий. Пятый век, товарищи! Пятый! Это когда у нас на Руси бегали в звериных шкурах и строили из дерева. Наружная облицовка поновее, 11–12 век. Новострой практически. Да…
Обратите внимание на золотые врата баптистерия (восточные). Вторая половина 15 века, 10 золоченых панелей со сценами из Нового завета работы Лоренцо Гиберти
Копии.
Две колонны из черного порфира по обе стороны от врат Рая – дар города Пизы за помощь, оказанную Флоренцией в войне с Луккой в 1117 году. Таким образом, колонны стоят здесь уже 9 веков! Вот что значит «стабильность».
Самое интересное – это как органично баптистерий вписывается в общий ансамбль. Есть ощущение какого-то единства, правильности нахождения его тут, «к месту». Основной вопрос, который приходит в голову при виде такого огромного баптистерия – зачем? Зачем такой огромный?
Все просто: обряд крещения в те ранние времена проводился лишь дважды в год, в строго установленные дни. Соответственно, баптистерий должен был оказаться достаточно просторным для того, чтобы вместить всех желающих принять новую веру.
Баптистерий внутри как будто наполнен мощью веков. Именно здесь ощущается возраст этого строения, его энергетика. Рисунок пола навевает мысли об исламском мире,
а между Порталом Рая и центром баптистерия причудливой вязью бегут зодиакальные знаки.
Величественный купол золотым блеском мозаик несет на себе отпечаток византийского влияния.
Сложенные вместе, эти элементы представляют собой удивительный, поразительный сплав величайших культур европейского средневековья.
Ну вот, пожалуй, и все кратко про Дуомо. Бесплатный аудиогид на русском языке по Флоренции можно скачать тут. Там еще больше всякого-разного интересного, неожиданного, подробного про Дуомо, колокольню, купол, баптистерий.
Время перигелия
Элементы орбиты, такие как время прохождения перигелия , определяются в эпоху, выбранную с использованием невозмущенного решения двух тел, которое не учитывает проблему n тел . Чтобы получить точное время прохождения перигелия, необходимо использовать эпоху, близкую к прохождению перигелия. Например, используя эпоху 1996 года, комета Хейла-Боппа показывает перигелий 1 апреля 1997 года. Использование эпохи 2008 года показывает менее точную дату перигелия 30 марта 1997 года. Короткопериодические кометы могут быть даже более чувствительны к выбранной эпохе. Использование эпохи 2005 г. показывает, что 101P / Chernykh подходит к перигелию 25 декабря 2005 г., но использование эпохи 2011 г. дает менее точную дату невозмущенного перигелия 10 января 2006 г.
Численное интегрирование показывает, что карликовая планета Эрида придет в перигелий примерно в декабре 2257 года. Используя эпоху 2021 года, которая на 236 лет раньше, менее точно показывает, что Эрида приближается к перигелию в 2260 году.
Транснептуновые объекты, такие как 2013 FS 28 с дугой наблюдения в 1 год, которые не достигают перигелия в течение примерно 100 лет, могут иметь неопределенность 3-сигма в дате перигелия более 20 лет.
Нефы
Если прогуляться по собору изнутри, то можно заметить всякие-разные бюсты и художественные изображения известных флорентийцев. Они остались с тех пор, когда Дуомо планировали превратить в пантеон. Но передумали.
Кого можно узнать: в частности, архитекторов собора. Справа в медальоне Арнольфо ди Камбио, который начал строительство Дуомо в 1289.
Слева – Эмилио де Фабри, автор проекта нового неоготического фасада (1864) в трех тонах, перекликающихся с цветами итальянского флага.
В правом нефе в медальонах присутствуют еще два бюста мастеров, внесших лепту в создание собора: Джотто (колокольня) и Филиппо Брунеллески (купол – о нем подробнее ниже).
А вот две интересных фрески. Они изображают не просто всадников, а памятники, возведенные в честь этих всадников
Обратите внимание на шаг лошадей: в реальной жизни они должны были бы сразу же упасть с копыт! В итоге слева – Никола Флорентийский работы Кастаньо, справа – Джованни Акуто работы Учелло. Что ни квадратный сантиметр стены, то шедевр!
Еще один знаменитый флорентиец в красной мантии с Божественной Комедией в руках. Назвал свое произведение Данте просто «Ла Комедия», а «Божественная» было добавлено позже автором «Декамерона» Бокаччо.
За спиной Данте – Флоренция 1465 года.
Апсида • ru.knowledgr.com
В архитектуре, апсида (от латинского absis: «арка, хранилище» от греческой ἀψίς апсиды «арка»; иногда письменная апсида; множественные апсиды), полукруглый перерыв, покрытый полусферическим хранилищем или полусводом, также известным как Exedra.
В романском стиле, византийском и готическом христианском аббатстве, соборе и церковной архитектуре, термин применен к полукруглому или многоугольному завершению главного здания в литургическом Ист-Энде (где алтарь), независимо от формы крыши, которая может быть плоской, скошенной, куполообразной, или полусферической.
Определение
Апсида — полукруглое или многоугольное завершение к хору или проходам церкви. Относительно церковной архитектуры это обычно — имя, данное туда, где алтарь помещен или где духовенство усажено.
Апсида отделена от главной части церкви трансептом.
В Восточной православной традиции южная апсида известна как ризница и северная апсида как протезис. Различными духовными особенностями которого апсида может явиться частью, соединены здесь:
Алтарь
Алтарь (или святилище), непосредственно на восток вне хора содержит Главный престол, где есть один (сравните престол). Эту область резервируют для духовенства и поэтому раньше назвали «пресвитерией» от греческого presbuteros значение «старшего».
Chevet — часовни апсиды
Hemi-циклические хоры, сначала развитые на Востоке, прибыли, чтобы использовать во Франции в 470. Началом 13-го века они были увеличены с исходящими часовнями апсиды возле прохода хора, всей структуры Апсиды, Хора и исходящих часовен, становящихся известными как chevet (французский, «шлем»).
Известные северные французские примеры chevets находятся в готических соборах Амьена, Бове и Реймса.
Такие часовни излучения найдены в Англии в соборах Нориджа и Кентербери, но полностью развитая особенность чрезвычайно французская, хотя Симпатизирующий Франции знаток Генрих III ввел его в Вестминстерское аббатство.
Амбулаторный
«Амбулаторное» слово относится к изгибающемуся проходу в апсиде, которая проходит позади алтаря и хора, предоставляя доступ к часовням в chevet. «Амбулаторное» («идущий пространство») может относиться к проходам галереи, которые прилагают монастырь в монастыре, или к другим типам проходов вокруг края церкви, например в круглых церквях.
Галерея
Giulia1. Апсида JPG|Triple Базилики ди Санта Джулии, северная Италия.
Конец Stouen2.jpg|East церкви аббатства Сен-Уэна, показывая chevet, Руан, Морской Сеной.
Хранилище хора — Notre-Dame de la Dalbade — Тулуза jpg|A chevet хранилище апсиды.
Витраж над входом
Я очень люблю готические розетки в храмах. Розетки флорентийского Дуомо не входит в число моих любимцев, но они и не готические.
Главная розетка посвящена вознесению Марии (Николо ди Пьеро).
Всего в храме 44 витража, все датируются 14–15 веками. Это самая монументальная витражная программа во всей Италии.
Еще один интересный артефакт тут же над центральным порталом: часы со стрелками, которые вращаются в обратном направлении. Часы предназначаются для литургического использования и являются практически единственным работающим механизмом, показывающим так называемое итальянское время.