Архитектура византии: 11 примеров чистого стиля

Содержание:

Галерея [ править ]

  • Румынский Патриарший собор в Бухаресте , завершенный в 1658 году, Румыния .

  • Собор Александра Невского в Софии , Болгария .

  • Софийский собор Святого в Киеве , Украина .

  • Собор Александра Невского в Лодзи был построен за счет вкладов города меркантильных элиты, а также царя России .

  • А «деревянное чудо» Кижи , часть ансамбля из деревянных церквей , часовен и домов . Это одно из самых популярных туристических направлений в России и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .

  • Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» в Пермском крае . Церковь Преображения Господня (1707 г.) и сторожевая башня (17 век).

  • Токийский Воскресенский собор ( яп . Никораи-до , в честь Николая Японского ).

  • В крыле Петергофского дворца под Санкт-Петербургом находится частная православная часовня русских царей .

  • Православная церковь в Беловеже, Польша , на окраине Беловежской пущи .

  • Православные церкви распространены на Аляске , особенно в южной и юго-западной частях штата.

  • Сербская православная церковь в Нокай , Воеводина.

  • Кафедральный собор Светицховели Грузинская православная церковь в Мцхета, Грузия Между 1010 и 1029 годами. Это одно из самых популярных туристических мест в Грузии и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .

  • Православная Церковь иконы Божией Матери Ченстоховской является польской православной церкви в Ченстохове в честь иконы Божией Матери Ченстоховской , считается одним из страны национальных символов .

  • Русская Православная Церковь Святой Софии в Харбине, Китай .

  • Церковь Богородицы Оранской ( Знаменской Богоматери ) в Вильнюсе демонстрирует типичные черты развитого византийского возрождения : двухцветная, полосатая, каменная кладка; четыре симметричных апсиды, плотно сливающиеся с главным куполом, образующие высокий треугольный контур; переходящие в купола аркады ; и относительно небольшая колокольня, явно подчиненная главному куполу.

  • Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге , самый известный образец православного храма, построенного в стиле классицизма .

  • В Супрасльской лавре ведутся реставрационные работы после революций 1989 года , когда польское правительство вернуло ее Польской автокефальной православной церкви .

  • Архиепископский Собор Святой Троицы в Нью — Йорке Верхний Ист — Сайд , крупнейший православный храм в Западном полушарии .

  • Храм Христа Спасителя в Баня-Луке , Босния и Герцеговина , был построен из камня натурального цвета, привезенного из Месопотамии , с золотыми куполами.

  • Благовещенская церковь Молдовица монастыря , один из восьми нарисованными церквей Молдавии , Румынии , внесен в список ЮНЕСКО в качестве всемирного наследия .

Успенский собор во Владимире построили в 12 веке

Рассмотрим  Успенский собор. Этот собор находится возле реки Клязьмы уже около 800 лет. В 1185 году здание храма очень сильно пострадало от огня.

Для того чтобы защитить его, было принято решение построить каменные стены по всему его периметру. А чуть позднее решили расширить здание храма и привести его убранство в более дорогой и красивый вид.

Успенский собор во Владимире находится возле реки Клязьмы уже около 800 лет. Фото: i.artfile.me

Во время нападения хана Батыя, люди спрятались в храме и погибли в результате поджога. Почти все реликвии и внутренности были сожжены, но его стены остались стоять.

После этого были приглашены знаменитые московские иконописцы для того, чтобы восстановить внутреннюю живопись. Стоит отметить и то, что у собора есть некрополь, в котором хранятся мощи многих известных князей и митрополитов.

Успенский собор — это древний памятник русского архитектурного искусства 12 века. Этот высокий храм настолько красив, что был взят за основу других более поздних российских церквей и соборов. В настоящее время в храме есть и музей. Посещения его проходит с 13 до 16:45 каждого дня, кроме понедельника.

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями — гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.


Князе-Владимирский храм в Иркутске

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.

Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.). О православных храмах:

  • Храм Стретения Господнего в Санкт-Петербурге
  • Церковь Серафима Вырицкого в Вырице
  • Исакиевский собор Санкт-Петербурга

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

  • крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
  • прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
  • круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
  • звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).


Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Интерьеры в романском стиле

В интерьерах романских храмов прослеживается четкое зонирование пространства с помощью подиумов, арок, галерей, а стены центральных нефов чаще всего делаются трехъярусными. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство и декор — это грубоватая, но острая выразительность. Везде, кроме Италии, где часто применялась мозаичная отделка, предпочтение отдавалось фрескам. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью.

Интерьер собора (Kaiser- und Mariendom), Шпайер, Германия

Интерьер собора в Вормсе

Произведениям искусства той эпохи присущи довольно реалистичные типажи с немного непропорциональными фигурами и утрированными жестами, очевидна склонность художников к фантастическим, сумрачным сюжетам и образам

Для живописи характерна бросающаяся в глаза разномасштабность: основное внимание придавалось материальной весомости человеческого тела, а вот пространство, в которых оно находится, было лишено глубины. Орнаментальное искусство отличалось огромным богатством мотивов, источниками для которых служили Византия, Иран, Дальний Восток

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Дата постройки: 1801 год

Где находится: Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2.

Как используется в настоящее время: кафедральный собор РПЦ.

Казанский собор был построен для хранения списка иконы Божией Матери Казанской, но стал памятником русской воинской славы в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году в соборе был похоронен Михаил Кутузов, здесь хранились военные трофеи — французские знамена и штандарты, ключи от крепостей и городов.

Казанский собор был построен по указу императора Павла по мотивам собора Святого Петра в Ватикане, строительство осуществлялось уже при Александре I. Грандиозная колоннада в виде полукруга из 96 колонн высотой 13 метров стала украшением Невского проспекта. Над рядами колонн парит на 70-метровой высоте высокий купол. Величественный храм украшен рельефными панно, каменной резьбой, барельефами и статуями на фасадах собора.

Владимиро-Суздальские храмы

Особенности северо-восточных храмов:

  • Белокаменные
  • Сочетали византийские и южнорусские традиции с элементами западноевропейской архитектуры
  • Богатая белокаменная резьба

Андрей Боголюбский выстроил Успенский Собор во Владимире, также при нем построен шедевр древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли. Наибольшего расцвета архитектура Северо-Востока Руси достигла при Всеволоде Большое Гнездо – он расширил Успенский собор, выстроил Дмитриевский собор, с богатейшей белокаменной резьбой.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

  1. притвор;
  2. основная или средняя часть;
  3. алтарь.

Притвор — это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные — люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.


Притвор — небольшое пространство между дверью и храмом

В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части — это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

Солея

Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение — возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

Амвон

В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.


С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди

Клирос

Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов — верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

Иконостас

Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа, а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны — икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю, вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.


Иконостас Благовещенского кафедрального собора

Венчает иконостас распятие, а рядом образа Богородицы и святого Иоанна Богослова. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.

Основная идея оформления иконостаса — представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами. Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.

О молитве в храме:

  • Почему недостаточно верить в душе и не ходить в храм
  • Можно ли ходить в храм во время беременности
  • Как правильно вести себя в храме детям

Самые красивые святыни Российской Федерации

Смольный собор воскресения Христова в Санкт-Петербурге

В продолжении разговора про Храмы России фото с названиями и описанием, следует рассказать о самых красивых Святынях.

Еще одна жемчужина северной столицы. Здание в стиле барокко, не заметить его просто невозможно. Величие и красота захватывают дух.

Это уникальное здание было построено по указу императрицы Елизаветы на месте Смольного дворца, в котором она некогда жила. По плану – это крест, в углах которого стоят 4 церкви.

Архитекторы планировали построить один купол, но Елизавета настояла на пятиглавии. Храм получился необычным, так как все купола разных размеров и формы, что нехарактерно для православной архитектуры того столетия.

Нижняя часть фасада больше похожа на дворец, нежели чем на храм. Здесь сыграло роль пышное елизаветинское барокко. Архитектурное решение такого, что визуально при приближении здание уменьшается в размерах, однако от этого не становится менее богатым и величественным.

Если вам интересны побывать на экскурсии в Интерактивном Музее Истории России , то предлагаю посмотреть наше видео:

Храм можно посетить в любое время с 7.00 до 20.00 (окончание вечерней службы). Вход свободный.

Успенский кафедральный собор Смоленск

Во время нападок Речи Посполитой была взорвана взрывчатка не далеко от собора. Взрыв унес за собой много смертей и разрушил здание. Два века потребовалось для полного его восстановления.

Так долго, потому что архитекторы постоянно допускали ошибки в расчетах и чертежах, и здание то и дело, рушилось или косилось. Но, наконец-то, после долгих лет проб и ошибок собор был возведен.

Богато внутреннее убранство. Высота сводов 30 метров. Кругом резьба и позолота. Также там хранятся великие святыни, такие как пояс Богородицы, сандалии воина Меркурия и многие другие.

Статья о Смоленске здесь!

Храм открыт с понедельника по субботу с 9.00 до 20.00. в воскресенье с 7.00 до 20.30. Вход бесплатный.

Сайт:

smol-kafedra.cerkov.ru

Успенский кафедральный собор Омск

Это одна из главных православных достопримечательностей города и основная святыня местной епархии. Во времена СССР здание пришло в негодный вид, но затем восстановлено на средства, собранные с пожертвований горожан.

Это архитектурная переработка знаменитого Спаса на Крови. Первый камень был заложен Николаем II в 1891 году. За времена войн и междоусобиц, здание разрушили и восстановили в 2007 году. Где на открытии нового собора присутствовало множество приглашенных артистов со всей России. В общей сложности 800 человек.

В этом же году переименовали площадь возле храма. Теперь она носит название «Соборная площадь». Здесь проходят все важные события города.

Этот собор занесен в каталог мировой храмовой культуры и носит статус уникального исторического памятника России.

Вход с 8.00 до 19.00.

Сайт:

omsk-sobor.ru

Церковь Воскресения Господня в Форосе

Это удивительно красивое место в Крыму. Расположена церковь на скале высотой 427 метров над уровнем моря. Создается впечатление, что здание парит в облаках. Есть смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на морскую гладь. Внизу популярный курорт – Форос.

Особенный шарм и красоту церкви придает специальная подсветка, которую зажигают в вечернее время. Церковь видно издалека, она выделяется даже в ночное время на фоне моря, гор и неба.

Сегодня церковь в Форосе – это место для богослужения и причастия горожан, а также одна из главных достопримечательностей Крымского полуострова.

Церковь преображения Господня Кижи

Церковь уникальна тем, что имеет 22 главы (по некоторым данным, ранее было 25 глав). Для русского зодчества такое многоглавие не характерно. Хотя в древних летописях есть упоминание о первом Софийском соборе в Новгороде, который имел 30 глав.

Много раз менялось внутреннее убранство храма. Была там и краска, и доски, и обои. Всероссийская экспедиция Центральных реставрационных мастерских отмечала разновременность в отделке.

Перед реставраторами стояла непростая задача – привести храм в подобающий вид и убрать все временные наслоения. Они справились. В 1980 году состояние храма признали аварийным и вынесли все убранство.

На данный момент церковь находится на реконструкции и внутрь попасть нельзя. Но можно посетить территорию музея-заповедника, в котором она расположена и посмотреть фасад снаружи.

Через стеклянную стену будет виден уникальный природный ландшафт

Новость, появившаяся в Интернете, стала чуть ли не сенсацией: Московская Патриархия одобрила проект храма священномученика Игнатия Богоносца, который планируется к возведению на Верейской улице. Храм сильно отличается от строящихся в последнее время храмовых комплексов. Он более чем лаконичен, в нем нет традиционных росписей, а стена, к которой примыкает алтарь, спроектирована стеклянной – благодаря этому прихожанам будет доступен роскошный вид на природный заказник — долину реки Сетуни.

Обычно алтарь в православном храме отделяется высоким иконостасом, который полностью скрывает пространство, где происходит таинство священнослужения. Здесь алтарная преграда будет низкой, а иконостас – одноуровневым. Такая планировка принята в раннем христианстве, и сегодня, в привычных храмах, почти не применяется.

— Должен сразу отметить, что в России настороженно относятся к современным архитектурным решениям в плане строительства храмов, и то, что этот проект появился, – маленькое чудо, — заметил на днях главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Архитекторы сумели сохранить все традиционные для храмового зодчества элементы, добавив новаторские детали.

Храм спроектирован Саидом Джабраиловым из бюро «Архитекторы А.Р.Е.А.Л.» при участии Валерия Лизунова с Анжелы Моисеевой из бюро Archpoint, которые специализируются на общественных пространствах. Инициатором и заказчиком проекта выступил настоятель храма иеромонах Иона.

Храм Игнатия Богоносца при вечернем освещении

— В основе проекта лежит классическая крестово-купольная система. Кровля визуально опускается до земли, храм как будто вырастает из нее. Перекрытие подклета, вертикальные несущие конструкции, наружные лестницы, своды, шатер и барабан будут отлиты из монолитного железобетона. Фасад предполагается обшить стеклофибробетонными плитами, а кровлю и купол — стеклофибробетоном или стеклопластиком. Крест на куполе будет сделан из триплекса с возможностью подсветки – так описывает свой проект автор Саид Джабраилов.

В храме сможет молиться одновременно до 500 прихожан. Его внутренние помещения максимально функциональны – архитекторы постарались сделать все конструктивные части храма одновременно и декоративными. Например, в стенах есть встроенные ниши для икон и выступающие подставки для свечей, над которыми находится оформленная в виде рельефа стены вытяжка. Прообразом для храма на Верейской улице послужила знаменитая Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, построенная в XIV веке. В те времена использовалось минимальное количество декоративных элементов.

Храм не Верейской улице. Экстерьер

Классицизм


Таврический дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»


Большой театр, Москва. Фотография: Геннадий Соловьев / фотобанк «Лори»

Здания в стиле классицизм можно найти во многих российских городах. Это архитектурное направление было распространено в конце XVIII — первой половине XIX века. В классическом стиле строили дворцы и усадьбы, театры и даже склады. Ключевая деталь, по которой можно без труда опознать памятник эпохи классицизма, — это колонна. Точнее, много колонн. Также здания в этом стиле отличаются сдержанностью, симметричностью и лаконичным декором. Таковы, например, Таврический дворец в Петербурге и Большой театр в Москве.


Русский классицизм

Храм Покрова в Филях

Архитектурный стиль: Нарышкинский стиль

Дата постройки: 1694 год

Где находится: Москва, Новозаводская ул., 6.

Как используется в настоящее время: действующая церковь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях был построен родным дядей Петра Первого — Львом Кирилловичем Нарышкиным. Именно эта церковь стала в архитектуре образцом нарышкинского стиля, являющемся связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем — петровским барокко. Самые красивые церкви России строились, опираясь на образ храма в Филях.

По легенде церковь была воздвигнута в честь случайного спасения Льва Нарышкина во время стрелецкого бунта 1682 года. Тогда были жестоко убиты два старших брата, Лев Кириллович был спрятан сестрой — царицей Натальей Кирилловной на женской половине, где он молился перед образом Спаса Нерукотворного. Оставшись в живых, он дал обет построить храм и выполнил свое обещание, разобрав старый деревянный храм в Филях и заложив новый каменный.

Двухэтажный храм имеет два престола: верхний – летний храм в честь Спаса Нерукотворного, нижний — зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм неоднократно посещал Петр I, он подарил церкви цветные витражи.

Строительство в Древней Руси

Первыми строителями являлись византийцы и жители из стран, которые находились под правлением Константинополя.

В Византии к окончанию тысячелетия уже сложилась определенная система сооружения конструкций православного храма, которая и сейчас считается основной в восточнославянских странах.

Эти храмы относились к еще более позднему типу строений — базиликам. Именно базилик — длинное помещение, использующееся для судебных разбирательств, в котором кресло судьи находилось на круглой пристройке-апсиде — был взят за образец христианских церквей первых веков.

После крещения в Древней Руси работали свои мастера, и почти сразу вид храмов начал отличаться от византийских построек. Композиция стала целостной: все части византийских храмов устраивались отдельно, при этом элементы древнерусских церквей были неотделимы от общей конструкции.

К XII столетию в каждой области появились свои строители, а конструкции в разных княжествах Руси получили определенные стилевые различия. Одновременно на Руси работали и европейские рабочие. В таких случаях конструкция храмов оставалась восточно-христианской, но вот в декоративной росписи фасадов можно заметить черты преобладающего тогда романского стиля.

Строители из Константинополя научили русских мастеров делать специальный кирпич — плинфу, который был известен еще в Риме. Это относительно тонкая керамическая плитка, которая удобна в просушке и обжиге. В XII столетии из Европы пришла еще одна технология. Внешние поверхности стен обкладывали из хорошо отесанного известняка, а швы заделывались раствором с мелким камнем.

Главным же стройматериалом на Руси все время являлось дерево, и деревянные конструкции оказали значительное определение стиля на каменные храмы.

Византийская архитектура

Софийский собор

Монастырь Хора в Стамбуле

Истоком византийской архитектуры является архитектура Римской империи, однако стиль сложился также под влиянием архитектуры Ближнего Востока и греческой традиции крестообразного церковного дизайна. Кроме того, вместо камня стали использовать кирпич, классический порядок менее строго соблюдался, мозаики заменили резные украшения и появились сложные купола. Один из величайших прорывов в истории западной архитектуры произошёл, когда архитекторы Юстиниана изобрели сложную систему, предусматривающую плавный переход от квадратного основания церкви к круглому куполу (или куполам) с помощью тромпа или паруса. Ярким примером ранней византийской религиозной архитектуры является Софийский собор в Стамбуле.

Волшебное здание часовни в городе Нанкин

Один из самых выдающихся проектов бюро — волшебное здание часовни для свадебных и религиозных церемоний. Проект носит название Nanjing Wanjing Garden Chapel и находится на берегу реки в городском парке китайского города Нанкин.

За внешней простотой здания кроется множество тщательно продуманных мелочей: сложно сконструированный потолок и деревянные стены с чередующимися балками, которые пропускают свет. Внутреннее убранство удивляет отсутствием цвета: полупрозрачный белый придаёт этому месту особую магию, которая усиливается ночью с подсветкой здания. Чёткость линий, элегантность минимализма и эффект невесомости ещё раз убеждают нас в том, что простота может быть совершенной.

Каменные шатровые церкви на Руси

Вскоре особенности церквей из дерева повлияли и на каменное зодчество. Появились каменные шатровые храмы. Высшее достижение в подобном стиле – Покровский собор в Москве. Он известен как храм Василия Блаженного. Эта затейливая постройка относится к 16-му веку.

Это крестообразное сооружение. Крест формируется четырьмя основными церквями, которые расположены вокруг центральной – пятой. Последняя является квадратной, в то время как остальные – восьмиугольными.

Шатровый стиль был популярен в течение очень короткого временного периода. В 17-м веке властями было запрещено возведение подобных построек. Их беспокоил тот факт, что они сильно отличались от обычных корабельных храмов. Шатровое зодчество уникально, у него нет аналогов ни в одной культуре мира.

Собор Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного, или Покровский собор — один из известных соборов России и самый красивый храм Москвы. Расположенный на Красной площади, он по праву является не только духовным памятником архитектуры и искусства, но и символом всей России.

Возведен храм в 1561 году неизвестными архитекторами по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани и представляет собой 10 церквей, возведенных на одном основании и соединенных между собой сводчатыми переходами.

Первоначально церковь имела 9 куполов и была выполнена в красно-белом цвете, имитирующем кирпичную кладку. Материал, из которого при строительстве были покрыты фасады здания, установить не представляется возможным, так как в 1595 году церковь сильно пострадала от пожара.

В 1588 году к зданию была пристроена 10 небольшая церковь, в память о местном юродивом Василии, который жил возле стен храма и похоронен у северо-восточной стены. После этого в народе храм Покрова Богородицы получил в народе название собор Василия Блаженного.

На протяжении веков в соборе происходили постепенные изменения. Появились фигурные купола, изразцовая роспись, причудливые орнаменты, арочные своды.

Сегодня один из самых красивых храмов России является одновременно и собором, и филиалом Исторического музея. В 1990 годах тут возобновлены богослужения, которые проходят по воскресным дням и праздникам.

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Ленинградская область

Казанской иконы Божией Матери (в честь 300-летия дома Романовых), церковьОльги равноапостольной при реальном училище приюта принца П. Г. Ольденбургского, церковьВведено-Оятский женский монастырь. Церковь Богоявления ГосподняВведения во Храм Пресвятой Богородицы, церковьКазанской иконы Божией Матери, церковьИверской иконы Божией Матери при подворье Николаевского Илецкого монастыря, церковьНиколая Чудотворца, церковьПетра и Павла, гарнизонный соборПокрова Пресвятой Богородицы, церковьКазанской иконы Божией Матери, церковьНиколая Чудотворца (старая), церковьПетра и Павла при Шлиссельбургском пороховом заводе, церковьСпаса Преображения в Мустамяки, церковьАлексия, митрополита Московского, церковь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector