Спасо-преображенский собор в санкт-петербурге
Содержание:
- История храма
- Спасо-Преображенский монастырь XVII век.
- Персоналии духовенства, связанные с собором
- Интерьеры собора
- История
- Архитектурные особенности святыни
- Другие церкви и храмы Переславля-Залесского
- Традиции Спасо-Преображенского собора
- Примечания
- Посещение Спасо-Преображенского собора
- Преображенский собор Петербурга внутри
- Собор — ровесник города, в котором стоит
История храма
Первый главный монастырский храм появился в Спасской обители, как уже упоминалось, в начале 13 века, по воле ростовского князя Константина Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. Спасский собор, сооруженный к 1224 году, стал вторым каменным храмовым городским строением после Успенского собора в Рубленом городе. Сам Константин Всеволодович не дожил до окончания данного храмового строительства, и завершалась эта работа при его сыне Всеволоде, который стал первым князем ярославского удельного княжества.
Ростовский князь Константин Всеволодович
Этот собор как главный храм основной монастырской обители города был очень значим как политический и идеологический объект, посещаемый сильными мира сего.
Но в начале 16 века на территории монастыря произошел крупный пожар, в результате которого Спасский собор сильно пострадал и частично обрушился. Поэтому восстанавливать его не стали, а на основании изданного московским князем Василием Третьим указа в 1506 году началось строение нового Спасского собора.
Для сооружения нового храма были присланы московские мастера, среди которых, вероятно, находились и итальянские зодчие. Образцом монастырской постройки являлись храмы московского Кремля и, прежде всего, его Благовещенский собор. В качестве фундамента было решено использовать фундамент предшественника, поэтому новый храм повторил форму и размеры погибшего. Строительство собора шло 10 лет и завершилось к 1516 году.
Строительство Спасского храма. Миниатюра 16 века
В течении своего многовекового существования храм неоднократно перестраивался, видоизменялся и в конце концов полностью утратил свой первоначальный облик. Особо сильные видоизменения происходили в 18 и в первой половине 19 столетий.
Реставрационные работы над восстановлением древнего храмового облика начались в 1919 году и шли поэтапно до 60-х гг. 20 столетия.
Спасо-Преображенский монастырь XVII век.
После событий Смутного времени прежде всего необходимо было перестроить монастырские укрепления, сильно пострадавшие во время осады. Монастырь расширяет свою территорию, строятся новые стены с башнями. Новые оборонительные сооружения XVII в. были «старые стены толще и выше гораздо». Вначале стали перекладывать западную и южную стороны монастырской ограды, «где понужнее приступные места», так как там враг мог свободно атаковать стены, не боясь огня и ответных атак с городского вала. Новые стены имели значительную высоту — от 7,5 до 10,7 метров при толщине около 3-х метров и завершались машикулями и зубцами. Длина стен около 820 метров. Стена и Богородицкая башня Вид с территории монастыря
За зубцами с внутренней стороны стены был отступ – боевой ход, поддерживаемый аркадами и перекрытый деревянной крышей. Отсюда во время боев защитники обители стреляли через щели бойниц и поливали наступавших врагов кипятком и варом. Внизу между арками шел третий ряд бойниц «подошвенного боя». Снаружи пред стенами проходил глубокий ров. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.
Большое строительство велось в XVII веке и на территории монастыря.
В 1617-1619 века был возведен новый храм Входа Господня в Иерусалим на месте старой церкви XIII, ровеснице Спасо-Преображенского собора. Во время пожара 1501 года церковь тоже пострадала, но не так сильно, как собор, и простояла еще более ста лет. Храм Входа Господня в Иерусалим XVII века был намного меньше по размерам, чем стоящая сейчас на его месте церковь Ярославских Чудотворцев, и не закрывал собой собор.
Персоналии духовенства, связанные с собором
6(18) августа 1833 г., в день Преображения Господня, в соборе был посвящён в епископы черногорский владыка и поэт Пётр II Петрович Негош.
С 1881 года, состоя на службе в Преображенском полку, старостой собора был гвардии штабс-капитан (впоследствии полковник) Леонид Михайлович Чичагов — впоследствии митрополит Серафим. Будучи уже митрополитом Ленинградским (назначен 23 февраля 1928 года) совершил в соборе свою первую в Ленинграде службу 18 марта (в третью Неделю Великого поста), а также последнюю — 24 октября 1933 года.
В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их Императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров.
22 апреля 1979 года, за Пасхальной службой, в соборе скончался митрополит Серафим (Никитин), бывший Крутицкий и Коломенский.
С июля 1981 до 1985 года клириком собора был священник Евгений Ждан (c 2002 года — митрополит Нижегородский и Арзамасский).
Настоятели собора
Настоятели собора за всю историю |
|
Даты |
Настоятель |
28 января 1752 — 13 марта 1758 протопоп |
Лука Иванов |
13 марта 1758—1781 протопоп |
Андрей Михайлов |
1781 — … |
протопоп Симеон Матфиев |
1793—1798 |
протоиерей Лукиан Феодотович Протопопов |
18 июня 1799—1806 |
священник Иоанн Рябинин |
1806 — март 1807 в |
протоиерей Александр Александро |
31 марта 1808 — 1 января 1816 |
протоиерей Алексий Алексиевич Торопогрицкий |
29 июня 1816 — 6 сентября 1829 протоиерей |
Антипа Гаврилович Гаврилов |
11 января 1830 — 23 апреля 1867 протоиерей |
Василий Иаковлевич Сицилинский |
12 мая 1867— 15 октября 1882 |
протоиерей Михаил Михайлович Спасский (1800—1884) |
1882 — 29 марта 1901 |
протоиерей Пётр Алексиевич Зиновьевский |
4 апреля 1901 — 17 февраля 1908 |
протоиерей Владимир Феодорович Краснопольский (1841- …) |
19 февраля 1908 — 30 июля 1918 |
протоиерей Сергий Алексеевич Голубев (1860—1918) |
1918 — … |
протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850- после 1917) |
1921 — июль 1923 |
протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров |
июль 1923 — сентябрь 1924 «епископ» Евгений (Белков) |
По чётным числам |
25 сентября 1924 — 25 ноября 1924 |
«архимандрит» Илия (Илия Густавович Тролле) |
1924 — 12 января 1925 |
«священник» Михаил Васильевский |
январь 1925 — апрель 1925 |
«священник» А. Строганов |
1932 — 2 августа 1933 |
протоиерей Ксенофонт Павлович Виноградов (…—1933) |
26 августа 1933—1935 |
протоиерей Иоанн Васильевич Морев |
1935 — 13 марта 1936 |
протоиерей Николай Иоаннович Измайлов (… — около 1942) |
март 1936 — 1 апреля 1937 |
протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) |
1 апреля 1937 — 14 октября 1937 |
протоиерей Александр Феодорович Архангельский |
октябрь 1937—1940 |
протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) |
1940 — 19 декабря 1941 |
протопресвитер Алексий Григорьевич Абакумов (1869—1941) |
декабрь 1941 — январь 1944 |
протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) |
12 января 1944 — 21 ноября 1945 |
протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971) |
10 декабря 1945 — 4 марта 1973 |
протоиерей Сергий Владимирович Румянцев (1903—1977) |
21 февраля 1973 — 25 мая 1977 |
протоиерей Иаков Иосифович Ильич (1931—1981) |
25 мая 1977 — 2 марта 1986 |
протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940) |
2 марта 1986 — 1 июля 1987 |
протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род. 1932) |
23 июня 1987 — 11 августа 2014 |
протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940) |
11 августа 2014 год — настоящее время |
протоиерей Николай Брындин |
Интерьеры собора
В храме – три придела: главный, северный и южный. Собор Преображения Господня всей гвардии освещен естественным светом, богатое убранство смотрится торжественно.
Внутреннее убранство
Свод купола расписан под цвет голубого неба, в середине – Вифлеемская звезда с исходящими лучами. В парусах купола – иконы четырех евангелистов. Подкупольное пространство украшает пятиярусное паникадило на 120 свечей и малые люстры на 64 свечи, выполненные бронзовых дел мастером Дипнером.
В простенках между окнами – 8 ангелов, каждый держит орудие страстей Христовых: крест, копье, трость, молоток и клещи, гвозди, терновый венец. В центре храма – четырехъярусный иконостас, изготовленный по эскизам Василия Стасова. Иконы написали живописцы Егоров, Григорий Угрюмов, Василий Шебуев, Андрей Иванов.
Алтарь украсили колоннами и пилястрами. С левой стороны у колонн – церковная кафедра, украшенная резными гирляндами. На стороне, обращенной к народу, золоченая надпись: «Услышьте слово Господне!».
С правой стороны у колонн – Царское место, которое украшали символы державной власти: императорская корона со скипетром и мечом в венке из виноградных ветвей и два орла из золоченой бронзы. На стенах – панно, посвященные истории Преображенского полка.
Главный алтарь
Внутри по-домашнему уютно. От средней части храма алтарь отделен пятиярусным иконостасом, который взметнулся триумфальной аркой с золоченой резьбой по белому фону. В резных золоченных царских вратах – четыре овальных иконы: Благовещение Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила, евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея.
В центре иконостаса на третьем ярусе – Воскресение Христово, справа и слева – образы апостолов. Венчает иконостас полукруглая икона Господа Саваофа, сидящего на облацех и окруженного четырьмя ангелами.
Над царскими вратами в сиянии – вырезанный из дерева позолоченный круг, на котором написано Имя Божие. Вокруг престола – восемь колонн, расположенных дугой, которые связаны сверху карнизом и куполом, увенчанным крестом.
Алтари северного и южного приделов
В северном приделе – иконы святой праведной Елисаветы, святого благоверного князя Александра Невского, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Над царскими вратами – «Тайная вечеря» в сиянии золоченых резных лучей и «Моление Спасителя о чаше».
В южном приделе храма – образы Рождества Христова и Богоявления. Над царскими вратами – икона «Успение Божией Матери» в бронзовой раме, выше – «Тайная вечеря» и фигуры коленопреклоненных ангелов.
История
Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 год в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М. Л. Колокольников.
12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».
8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.
В 1825—1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён 5 (17) августа 1829 года митрополитом Серафимом (Глаголевским). Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).
Спасо-Преображенский собор был выбран в качестве архитектурного образца для сооружения Троицкого собора в городе Моршанске Тамбовской губернии, строительство которого началось в 1836 году и завершилось в 1857-м.
При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.
После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.
В 1922 году собор перешёл к обновленцам. С 1924 по 1926 год собор принадлежал обновленческой группе «Союз Церковного Возрождения», возглавляемой Антонином Грановским, который к тому времени отделился от Обновленческого Синода). Однако, «крохотная община не могла содержать огромного здания. Собор был вскоре передан староцерковникам».
С 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым.
В 1946—1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.
Архитектурные особенности святыни
После пожара, в ходе реконструкции, храм претерпел некоторые архитектурные изменения. Собор, отстроенный по проекту Василия Петровича, по сей день украшает Преображенскую площадь Петербурга.
Ограда храма
Сквер, разбитый на территории собора, также был спроектирован Стасовым. Во славу победы над турками в Русско-турецкой войне архитектор построил оригинальную ограду. Она состоит из 102 трофейных орудий, отобранных у врагов на местах основных битв.
Дула вражеских пушек направлены вниз, как знак поражения османов, а сами они закреплены по трое на основаниях из гранита. Между собой элементы соединены цепью с крупными звеньями, а на корпусах можно увидеть двуглавых орлов, коронованных золотыми коронами. Ворота ограды украшены щитами с победными медалями.
Внутреннее убранство
Свод главного купола опирается на четыре пилона диаметром по три метра. Расписан он под голубое небо, а по центру «горит» большая Вифлеемская звезда. Также на нем изображены четыре евангелиста, восемь ангелов, а по окружности можно прочитать надпись, благословляющую Всевышнего.
Под куполом расположена центральная люстра под 120 свечей, а также несколько светильников поменьше. По правую сторону от столпа находится царское место, оформленное символами власти. Слева можно увидеть церковную кафедру, где золочеными буквами написано: «Услышьте слово Господне».
Основной престол имеет пятиярусный иконостас, изготовленный по эскизам Стасова. Он сделан в форме триумфальной арки и украшен утонченной золотой резьбой.
Другие церкви и храмы Переславля-Залесского
В Залесском можно увидеть множество церквей и храмов. Если вы решили ехать в этот город, то обязательно посетите и другие храмы.
Покровская церковь
Посещение возможно ежедневно с 8-00 до 12-00. Церковь интересна как внешним, так и внутренним интерьером. Выполнена в стиле барокко
Обязательно обратите внимание на евангелие 1701 года и напрестольный крест, на котором есть надпись 1758 года
Знаменская церковь
Построена в память о княгине Евдокии, жене Дмитрия Донского. Посещать церковь можно по выходным дням с 8-00 до 14-00.
Святыня интересна тем, что была полностью разрушена советской властью. Через какое-то время на этой земле был открыт магазин винных напитков. Позднее молельня была заново отстроена. Стройка длилась около 10 лет и началась в 1999 году.
Церковь Сорока мучеников Севастийских
Открыта для посетителей по субботам и воскресеньям с 7-30 до 23-00. Церковь следует посетить из-за красивых росписей, расположенных в главном и теплом пределах храма. Главный был полностью расписан в 2016 году. Теплый предел расписали в 2013 году.
Никольский монастырь
Был создан в середине 14 века. Принимает посетителей ежедневно с 8-00 до 20-00.
Что интересного хранится в монастыре:
- икона папы Римского с частицей мощей;
- крест Корсунский;
- рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых.
Традиции Спасо-Преображенского собора
Приход возрождает традиции милосердия, учитывая современные нужды прихожан, применяя разнообразные методы. В 2014 году создан Благотворительный фонд собора, который занимается духовно-просветительской работой.
- Воскресная школа создана 17 лет назад для религиозного и православного образования детей 5-15 лет и взрослых. Здесь же занимаются хоровым пением, развивая музыкальный слух прихожан.
- Молодежный клуб приобщает молодое поколение к православию. Основа деятельности – доверие друг к другу. Здесь молодые люди получают ту помощь, которую не смогли получить за пределами храма.
- Кружок «Священное писание» посещают прихожане, желающие правильно понимать Ветхий и Новый заветы.
- Социальная служба бескорыстно помогает тем, кто в ней нуждается – бедные и бездомные прихожане. Для них собирают вещи, продукты питания.
- Катехизаторские беседы проводятся с теми, кто вступает в церковную жизнь, принимает таинство венчания или крещения.
- Посвящение в кадеты учащихся из кадетских классов.
- Регулярное посещение собора школьниками и студентами, согласованное с комитетом по образованию.
- Епархиальный конкурс чтецов.
- Паломническая служба храма приглашает и собирает в путешествия к православным святыням Санкт-Петербурга и России, организует международные паломнические поездки.
- Действует программа помощи людям с ограниченными возможностями, а также священнослужителям и их семьям.
Во время престольных праздников вспоминаются важнейшие события в жизни Иисуса Христа и Божией Матери.
Двери собора открыты для всех желающих, церковные службы идут каждый день. Многие приходят сюда специально, чтобы послушать стройное пение церковного хора. Хор – гордость собора. Хористы – профессиональные солисты Капеллы и Малого оперного театра. Хор исполняет традиционно русскую духовную музыку.
Все службы на первой седмице Великого поста, когда читается Покаянный канон Андрея Критского, на Страстной седмице и на 12 Евангелий поет только мужской хор.
Примечания
- ?
- ? на сайте «Русские церкви»
- ? на spbcity.info
- ? , М. Умецкая, журнал «Костёр», № 2 за 2000 год
- Анатолий Левитин. , стр. 64.
- См. раздел II.
- ? Анатолий Левитин, Вадим Шавров.
- на сайте «Православный Санкт-Петербург»
- // Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
- Б. К. Пукинский 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — 432 с.
- ? В. Н. Островская Информационный справочник «Святыни православного мира». — М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. — С. 195. — 400 с. — ISBN 5-85482-056-0
- На сайте Преображенского собора города Белгорода
- На сайте «Россия»
- Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — СПб.: 1876 Т. 5. — С. 84—240. Санкт-Петербургский мартиролог. — СПб.: Миръ, 2002. — 415 с.
Посещение Спасо-Преображенского собора
Верующие и туристы могут побывать в этом храме каждый день.
Открыт он с 8.00, а по средам, пятницам и воскресеньям здесь служат раннюю литургию – с 7.00
Закрываются двери храма в 20.00.
Обратите внимание, что начинается литургия здесь в 10.00 каждый день (в воскресенье, пятницу и среду здесь служат два таких богослужения – раннее и позднее).
Начало вечерни – в 18.00.
Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено
Это правило действует для всех посетителей. Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено
Это правило действует для всех посетителей
Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено. Это правило действует для всех посетителей
Как и в любом другом православном соборе, не забывайте о соответствующем внешнем виде:
- для женщин обязательными являются головные уборы (платки, косынки), а также платья или юбки, которые прикрывают колени;
- мужчинам нельзя входить в церковь в шортах, спортивной одежде, с голым торсом.
- не стоит пользоваться резкими парфюмами или слишком душиться;
- женщинам лучше отказаться от губной помады или стереть ее до того, как они будут прикладываться к образам.
Решив посетить этот храм, обязательно обратите внимание на его ограду, для которой использовали более ста трофейных орудий. Это своеобразный памятник героям русско-турецкой войны
Внутри собора находится доска, на которую нанесены фамилии офицеров Преображенского полка, погибших в период с 1702 до 1917 года. Сам храм считался «собором всей гвардии».
Посетителям стоит обратить внимание и на прекрасную внутреннюю роспись, которая украшает как стены, так и купола. К ней приложили руку многие известные художники
Важно! Постарайтесь посетить храм во время богослужения – так вы сможете насладиться пением хора, которое поражает своим великолепием. Верующим непременно стоит поклониться главным святыням этого собора:иконе Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (кстати, именно она сопровождала русские войска во время всех военных кампаний; написана была в начале XVIII века), а также Нерукотворный Образ Спаса (это любимая икона Петра Великого, которая досталась ему от матери; ее он брал с собой и на закладку Санкт-Петербурга, и на поле Полтавской битвы), который был написан Симоном Ушаковым
Верующим непременно стоит поклониться главным святыням этого собора:иконе Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (кстати, именно она сопровождала русские войска во время всех военных кампаний; написана была в начале XVIII века), а также Нерукотворный Образ Спаса (это любимая икона Петра Великого, которая досталась ему от матери; ее он брал с собой и на закладку Санкт-Петербурга, и на поле Полтавской битвы), который был написан Симоном Ушаковым.
Преображенский собор Петербурга внутри
Полуциркулярный свод главного купола, поддерживаемого четырьмя массивными пилонами толщиной около трех метров каждый (у малых глав они — меньшего размера), расписан звездами на голубом фоне с большой Вифлеемской звездой в центре. В парусах главного купола изображены четыре евангелиста; в простенках барабана — восемь ангелов с орудиями Страстей Христовых в руках (крест, копье, трость, молоток и клещи, гвозди и губка, оковы, сосуд с желчью, оцетом и терновый венец); чуть выше —головки ангелов в шестиугольных медальонах. По окружности основания купола тянется надпись:
Под куполом висят большое паникадило на 120 свечей и малые люстры на 64 свечи.
С правой стороны, возле столпа, располагается царское место. Его украшают символы власти самодержца: корона со скипетром и мечом в венке, а также два орла из позолоченной бронзы. У левого столпа — церковная кафедра, украшенная резными гирляндами. На ней золотыми буквами высечена надпись:
Главный престол собора освящен в честь Преображения Господня. Пятиярусный резной иконостас похож на триумфальную арку. Над царскими вратами золочеными буквами написано имя Божие. На вратах —четыре овальные иконы: Благовещения Пресвятой Богородицы (в двух верхних медальонов), евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея (евангелисты изображены попарно). В иконостас включены образа святых митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, святого равноапостольного князя Владимира и святых мучеников-страстотерпцев князей Бориса и Глеба, святой благоверной княгини Ольги, благоверных князей царевича Димитрия Угличского и Михаила Черниговского. В центре, на третьем ярусе, — Воскресение Христово. Венчает иконостас икона Господа Саваофа в окружении четырех ангелов. Иконы для соборного иконостаса писали выдающиеся живописцы эпохи: академики Г. И. Угрюмое, А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. Е. Егоров и другие.
Справа от главного алтаря находится южный придел во имя преподобного Сергия Радонежского — покровителя русского православного воинства; слева — северный придел во имя священно-мучеников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского.
В храме имеется доска со списком офицеров Преображенского полка, погибших на полях сражений в период с 1702 по 1917 год.
Саша Митрахович 13:22
Собор — ровесник города, в котором стоит
Его строительство началось в тот же год, когда был заложен Переславь-Залесский, — в 1152. Строили его мастера из Юго-Западной Руси, привезенные Юрием Долгоруким. Завершен собор был в 1157 году, при сыне Долгорукова — Андрее Боголюбском.
Это одноглавый крестовокупольный храм с тремя апсидами, сложенный из белого камня. Достаточно простой по форме, имеет аскетичный вид и небольшой размер. Высота стен — 21 м. Скромные окна-глазницы расположены по всему периметру здания. Был предназначен для нужд гарнизона города и княжеского двора.
Храм был освящен в честь православного праздника Преображения Спаса, поэтому и получил такое название. Спас на Руси олицетворял могущество бога и княжеской власти, особо почитался в северо-восточной части страны.
Подвергался многочисленным татарским набегам, в ходе которых постоянно разорялся. Среди уцелевших ценностей — серебряный сосуд — дар Юрия Долгорукова, который находится сейчас в Оружейной палате в Москве, а также икона кисти Феофана Грека «Преображение», ныне переданная в Третьяковскую галерею.
Ранее внутри был украшен фресками, но они были признаны не представляющими художественной ценности и счищены. Сейчас внутри собора белые стены.
Храм не действующий, является филиалом городского музея и частью ансамбля Красной площади.
Это интересно: Спасо-Преображенский мужской монастырь в Ярославле: разбираемся в общих чертах