Храм спаса на сенной
Содержание:
- ТРК ПИК
- Строительство
- Создание Собора Спаса на Крови
- Холерный бунт на Сенной площади
- Храм-памятник
- Ценности церкви
- Дореволюционная история
- Церковь Спаса на Сенной
- «Облик Сенной площади изменится незначительно»
- Александр II Освободитель
- История
- Судьба храма Храма Воскресения Христова
- Примечания
- «Приход есть, а храма нет»
- Мир вам
- Спас на Сенной
- Интересные факты Храм Спаса на Крови Санкт Петербург
- «Строительство храма не улучшит транспортную ситуацию»
- «Воссоздание храма – бережная реставрация городской ткани»
ТРК ПИК
ТРК ПИК — это пятиэтажный торгово-развлекательный комплекс, панорамные окна которого позволяют посетителям любоваться красивыми видами центральной части Санкт-Петербурга.
В нем разместились магазины многих известных марок. Панорамный ресторан «BARASHKI» расположен на последнем этаже здания, откуда открывается великолепный вид на Исаакиевский собор. Также работает кафе Orange, а для почитателей кофе — Кофе Хауз и Сoffeeshop.
Имеются бильярд и тир, открыт 8-ми зальный киноцентр, на цокольном этаже находится гипермаркет «Перекресток».
Также много магазинов расположено на Садовой улице. Рядом работает рынок «Апраксин двор», где предлагаются товары по доступным ценам.
В настоящее время принято решение о реконструкции Сенной площади, в ходе которой будет восстановлена церковь и примыкающая к ней 70-ти метровая колокольня. Строительство будет выполняться за счет средств инвесторов, ведется сбор средств на воссоздание храма.
Проект реконструкции предусматривает строительство над вестибюлями метро нового торгового центра «Пик-2», а также восстановление фасадов доходного дома, взорванного вместе с храмом в 1961 году.
Сенную площадь, под которой расположены три станции метро, иногда называют чревом Санкт-Петербурга, по аналогии с чревом Парижа — кварталом Ле Аль, под которым находится четырехуровневый коммерческий центр и самый большой подземный железнодорожный вокзал в мире. Сенная площадь во все времена была центром притяжения жителей Санкт-Петербурга и объектом внимания коммерсантов.
Строительство
Купцы с Сенной площади настойчиво обращались к городским властям с просьбой о постройке церкви с 1743 года и получили разрешение на её строительство через 8 лет.
На Выборгской стороне была куплена готовая деревянная церковь Происхождения Честных Древ и после переноса она была освящена 18 июля 1753 года на новом месте.
Вид со стороны колокольни
Каменная церковь была заложена 20 июля 1753 года архиепископом Сильвестром.
Церковь строилась на средства богатого откупщика Саввы Яковлева (Собакина). Архитектором в старину считался Бартоломео Растрелли, в настоящее время более вероятным автором проекта признаётся Андрей Квасов, хотя некоторые авторы не исключают участия Растрелли на основании характерных плана и пропорции сооружения и изящества постановки главного купола. Храм впоследствии был расширен пристройкою двух приделов, во имя Спаса и Архангела Михаила на средства К. И. Новикова. Кроме того, Растрелли возводил неподалёку особняк Яковлева (не сохранился).
Церковь планировалось разделить на тёплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную.
В 1758 году храм был готов, но не был освящён: комиссия архитекторов предложила переделать своды.
В итоге освящение первого, Трёхсвятительского придела (левого) произошло только 20 июня 1761 года.
Под этим приделом был устроен склеп, в который с Сампсониевского кладбища Яковлев перенёс останки своих родителей.
Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году, и 2 октября 1764 года произошло освящение правого придела во имя преподобного Саввы, имя которого носил храмоздатель.
5 декабря 1765 года состоялось освящение главного, холодного придела, освящённого во имя Сретения Господня (позже он был переосвящён во имя Успения Божией Матери).
Образа в этом приделе исполнил известный живописец Михаил Колокольников.
В итоге величественное и просторное здание церкви увенчивали пять куполов, расположенных на многогранных барабанах.
Величественная трёхъярусная колокольня была увенчана слегка удлинённым куполом, к ней примыкала высокая трапезная.
Архитектура храма была выдержана в смешанном стиле, переходном от барокко с классицизму. Высокий позолоченный иконостас храма считался одним из лучших в Петербурге. Примечательны были также живопись греческого письма и серебряный престол весом в 6 пудов 38 фунтов.
Создание Собора Спаса на Крови
31 декабря 1881 г. комиссия по увековечиванию памяти погибшего царя представила 26 проектов будущего собора. Александр III ни один не принял. Он пожелал увидеть храм в стиле русского зодчества 17 века. Внутри церкви должен быть отдельный придел на месте пролитой крови.
29 июня 1883 г. Александр III одобрил проект Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия. 6 октября 1883 г. торжественно начали строительство. Первый камень заложил сам император.Из-за близости канала впервые применили бетонный фундамент вместо традиционных свай. На специальном выступе набережной поставили колокольню с венчающими ее короной и крестом. Она выделяет внутри храма фрагмент брусчатки, на которой царь получил смертельное ранение.Работы по возведению Спаса на Крови длились 24 года и стоили 4,6 млн. рублей. Собор освятили уже при Николае II в 1907 г.
Холерный бунт на Сенной площади
В 1831 году в Санкт-Петербурге началась эпидемия холеры. Массовая смертность объяснялась отсутствием эффективных методов лечения и нехваткой медперсонала. В тоже время среди бедных людей распространился слух, что в больнице людей преднамеренно заражают этой болезнью.
22 июня на Сенной площади собрались толпы возмущенных горожан, решивших разгромить расположенную здесь Центральную Инфекционную больницу. Николай I принял решение силой подавить протест. Гвардейские полки окружили район, а вскоре приехал император и остановил восстание. Об усмирении холерного бунта рассказывает сюжет одного из барельефов памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади.
Храм-памятник
Внешне здание выглядит как православный храм Москвы или Ярославля 16-17 веков. Высота центрального шатра 81 метр. Главы Спаса на Крови покрывает позолота и четырехцветная эмаль.Красно-коричневая кирпичная кладка символизирует кровь Иисуса, а цветные украшения и беломраморные наличники выражают радость Воскресения.Под золотым навесом со стороны канала находится мозаичное распятие. Возле него читали проповеди, и служили панихиды. Но не совершали обрядов крещения или венчания. Храм имел значение общенародного памятника. Для посещения требовался пропуск.На фасаде по окружности располагаются 20 гранитных таблиц с текстами о развитии и победах России за время правления Александра II. С западной стороны выполнены гербы русских уездов и городов. Их жители всем миром собирали денежные средства на памятное сооружение.
Ценности церкви
Церковь была огромна и посещаема, само расположение и привязка к местным топонимическим объектам явилось предпосылкой появления у храма уникальных ценностей.
Материальные сокровища
Церковь украшал высокий вызолоченный иконостас, выполненный в стиле барокко с иконами середины XVIII века, который считался одним из лучших в столице.
В церкви был установлен престол с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки.
Весивший более 100 килограммов уникальный престол был пожертвован в 1786 году создателем храма.
Храмоздатель С. Я. Яковлев также преподнёс храму плащаницу малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом.
Для этой плащаницы в 1856 году была изготовлена новая гробница из серебра весом около 115 кг.
Её изготовил известный ювелир Ф. А. Верховцев и по образцу этой гробницы позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора.
Из образов более всего в храме почитались:
- Местный образ Успения, обрамлённый в золочёную серебряную раму с осыпанной жемчугами ризой.
- Список Тихвинской Божией Матери из часовни. Он выставлялся на паперти 27 июня для поклонения.
- Образ Христа Спасителя. Перед ним вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы.
Кроме того, художественной ценностью обладали большие иконы «Погребение Спасителя» и «Прп. Андрей, епископ Критский» кисти В. М. Пешехонова, а также картины художника Г. Г. Мясоедова.
Наконец, выдающейся ценностью храма были колокола.
Среди пятнадцати колоколов храма были лучшие образчики произведений отечественного художественного литья.
Самый большой из них был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова и весил 8 900 кг.
Окормление паствы
Спасо-Сенновская церковь была мощным социально-культурным центром Петербурга:
- В 1820-х годах при церкви существовало приходское духовное училище.
- Церковь считалась особым приютом для сирот, в дома церкви помещали вдов и сирот духовного звания.
- При церкви в декабре 1871 года было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам (начало действовать 16 декабря 1873 года). При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.
В 1903 году причт церкви просил возвести храм в ранг собора, этот ранг был получен в 1923 году.
К церкви было приписано несколько часовен: в Апраксином дворе, в Большой линии — Тихвинская (существовала с 1805; в 1893 по проекту В. Ф. Харламова сделана из чугуна) и Казанская (1800-е, 1847 — по проекту И. Д. Корсини, 1879, тоже из чугуна,- А. Л. Гольм), в Мариинском рынке — Марии Магдалины (1882, А. И. Кракау) и в Михайловском проезде — Ильинская (1850-е) и шатровая, чугунная Всех святых (1916, гражд. инж. Л. М. Харламов).
Дореволюционная история
В течение XIX века здание церкви претерпело ряд изменений.
Вскоре после постройки неравномерная осадка здания привела к повреждению колокольни. В 1816—1817 годах архитектор Л. Руска создал проект частичной переделки здания, соединив вместе тёплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, повторяющий очертания портика гауптвахты, возвёденной по проекту того же зодчего.
В начале XX века. Ответные портики церкви и гауптвахты, построенные Л. Руска, обновлённая форма колокольни
Архитектор А. И. Мельников на южной стороне от главного алтаря построил придел во имя Всемилостивого Спаса, который был освящён 14 января 1822 года. После этого ему были поручены работы по ремонту.
В 1833—1835 годах, при настоятеле И. И. Иванове, по проекту Мельникова были переделаны купола и своды церкви; 14 февраля 1835 года был освящён северный придел во имя Архангела Михаила, построенный П. Ф. Воцким.
В 1867—1873 годах были проведены работы по капитальной переделке верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, одновременно была несколько изменена форма глав и переделаны портики. Автором проекта был архитектор Г. И. Карпов. Работы начались с обновления главной церкви, после её освящения были продолжены в малой. Новое освящение каждого престола было полным, так как все пять престолов были сняты со своих мест; 1 октября 1870 года состоялось освящение перестроенного храма, но работы не были завершены и продолжались до 1873 года.
В результате этого комплекса переделок, по мнению некоторых современников, к началу XX века архитектура здания утратила стилистическое единство.
В 1897—1898 годах под руководством В. В. Виндельбандта были пристроены бетонные тамбуры, а купола были покрыты золочёной медью.
В 1902—1903 годах по проекту И. И. Яковлева были произведены работы по удлинению боковых приделов храма, а также произведён ремонт и реставрация икон.
В храме более полувека (с 1858 года) прослужил протоиерей Константин Никольский.
Ежегодно, 1 августа, в воспоминание избавления от холеры, традиционно совершался крестный ход.
Церковь Спаса на Сенной
В 1753–1765 годах на месте деревянного храма на средства купца-миллионщика Саввы Яковлева возводится каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую в народе часто называли церковью Спаса на Сенной.
Храм являлся образцом позднего барокко в архитектуре. Он был настолько красивым и совершенным, что долгое время искусствоведы полагали, что его создал Бартоломео Растрелли. Позже было установлено, что церковь построена по проекту русского архитектора Андрея Квасова.
Храм был пятиглавым, но выглядел легким и воздушным. В нем одновременно могли находиться до 5 тысяч верующих. По своей высоте его колокольня была второй архитектурной доминантой в Северной столице после шпиля Петропавловского собора.
В XIX веке храм трижды перестраивался: в 1816–1817 годах реконструкция выполнялась по проекту архитектора Луиджи Руска, в 1833–1835 годах — по проекту Авраама Мельникова и в 1867 году — под руководством архитектора Григория Карпова. Не смотря на все перестройки, церковь сохранила свой барочный вид.
Во время войны, по счастливой случайности, храм не пострадал от налетов немецкой авиации, но, к сожалению, не уцелел во время сооружения метрополитена.
В 1961 году из-за необходимости строительства вестибюля станции метро «Площадь Мира» приняли решение разрушить храм. С него сняли купола, а затем взорвали.
В XVIII и в начале XIX века Сенная площадь была местом, где проводились публичные наказания за воровство и мошенничество, так называемые торговые казни, когда провинившихся при всем народе били кнутом и плетьми. Этот район был известен своими трущобами, его населяли самые бедные горожане, быт и нравы которых описал Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание».
В 1883–1886 годах по проекту Иеронима Китнера на Сенной площади было построено четыре здания Торгового центра. Не смотря на все усилия по благоустройству, этот район всегда был грязным и многолюдным, это было самое злачное место Санкт-Петербурга с множеством питейных заведений и публичных домов, ночлежек и притонов.
«Облик Сенной площади изменится незначительно»
Рафаэль Даянов, глава архитектурного бюро «Литейная часть-91», главный проектировщик воссоздания храма:
– Пока мы можем говорить только о концепции, которая предусматривает строительство храма и благоустройство Сенной площади. По сути, сейчас документально существуют только обмерные чертежи. Как только немного потеплеет, мы начнём археологические изыскания на месте, где располагалась уничтоженная в советское время церковь. Нужно вскрыть площадку, полностью перенести все инженерные сети. И только потом можно получить результаты экспертизы. В принципе, это не должно занять много времени. Большая часть документов для экспертизы уже готова, нам остаётся только определить, в каком состоянии фундамент храма и можно ли его использовать для строительства. Облик Сенной площади изменится незначительно. Не придётся даже менять транспортную схему. Немного поменяется лишь направление движения пешеходов – им перестанут мешать громоздкие торговые павильоны. Я считаю, что это положительный момент.
Александр II Освободитель
Александр II получил имя царя-освободителя за важнейшие в русской истории реформы:
- отмену крепостного права;
- судебную реформу;
- замену рекрутского набора всеобщей воинской повинностью.
Александр II
Императора заслуженно любил народ. Но в то же время его жизнь 7 раз подвергалась опасности. 1 марта 1881 г. покушение народовольцев на царя стало последним. Государь скончался от потери крови.Народ не понял и не поддержал кровавую акцию. На место убийства Его Императорского Величества люди понесли цветы. Уже 2 марта Городская Дума обратилась к Александру III за разрешением возвести часовню или памятник.17 апреля 1881 г. – день рождения Александра II. В этот день освятили временную часовню и стали проводить памятные церковные службы по царю-мученику.
История
Пожары 1736–1737 года в Морской Слободе Санкт-Петербурга почти полностью уничтожили постройки района, пострадал и расположенный там Морской рынок. Власти города решили перенести его подальше из центра, за Мойку.
Рынок был устроен на окраине города, где вырубили лес и оборудовали площадь для торговли, которую первоначально называли Большой, затем Конной, а с конца XVIII века она получила название Сенной, поскольку на ней велась торговля сеном, соломой и дровами.
К Сенной площади выходила дорога, по которой купцы ехали в Санкт-Петербург (теперь это Московский проспект). Здесь они останавливались и торговали всем, что привозили в город. Рынок был самым дешевым и многолюдным, здесь покупали и продавали с развалов, с возов и телег, а крестьяне не платили за право торговли.
Вскоре рядом появились первые дома и была построена деревянная церковь.
Судьба храма Храма Воскресения Христова
Непростая судьба сложилась у собора. Современникам не понравилась его архитектура. Никак, по их мнению, Спас на Крови не вписывался в классическую застройку Петербурга. Он получил прозвище «бонбоньерка».После революции церковь поочередно принадлежала:
- Петроградской автокефалии;
- Петроградской «староцерковной» епархии;
- правому течению Русской церкви.
Собор Спаса на Крови
Советская власть в 1930 г. закрыла храм. Его рассматривали как памятник самодержавию. Художественное и историческое значение посчитали ничтожным. Здание хотели разобрать, а мозаику передать в музей.В 1931 г. колокола сбросили и увезли на переплавку. В конце 30-х годов провели подготовительные работы для сноса храма. Этому взрыву помешала война.Во время блокады внутренние помещения использовали как склад для овощей. Сюда же свозили тела умерших ленинградцев.От немецких обстрелов собор не маскировали, но снаряды чудесным образом летели мимо. Среди горожан распространилось поверье, что церковь невозможно разрушить. Даже фугас, угодивший в купол, не взорвался. Нашли его спустя 20 лет при ремонте. И будто бы покоился он на руках Спасителя.
Примечания
- Кан П. Я. Прогулки по Петербургу. — СПб.: Палитра, 1994. — 412 с. — ISBN 5-289-01813-1.
- ↑ Путеводитель по С.-Петербургу. Репринт. воспроизведение изд. 1903 года. — СПб.: Икар, 1991. — ISBN 5-85902-065-1. — С. 182.
-
Здание гауптвахты находилось в северном углу площади, напротив церкви, через Садовую улицу и сохранилось до наших дней.
- А. П. Павлов ?
- Семь пудов
- 542 пуда 18 фунтов
- ↑
- ↑
- Жданов А. М. «Сенная площадь» // Метрополитен Петербурга : легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли / Андрей Жданов. — М. : Центрполиграф, 2017. — С. 255. — 2000 экз. — ISBN 978-5-227-07543-7.
- (недоступная ссылка)
«Приход есть, а храма нет»
Иерей Михаил Малюшин, настоятель прихода церкви Успения Божией Матери:
– Для восстановления нашего храма сделано уже очень много. В том месте, где, как предполагалось, стоял взорванный храм, в прошлые годы провели начальные археологические работы. В ходе этих работ исследователи обнаружили остатки алтарной части храма и смогли установить его точное местонахождение. После этого началось официальное оформление этого участка земли и расположенного на нём фундамента церкви. На сегодняшний день участок с фундаментом передан в собственность города, чтобы потом, когда на этом месте построят новый храм, передать его в собственность нашего прихода.
Но это ещё только начало «дороги к храму». Теперь на этом месте нужно провести полные археологические исследования, а после них – историко-культурную экспертизу всего, что там найдут. Мы планируем завершить археологические работы к концу лета этого года, а экспертизу провести осенью. Кроме того, есть ещё не решённый вопрос: что делать с множеством разных инженерных сетей и коммуникаций, расположенных на Сенной площади? Их необходимо будет убрать с места строительства церкви, но дело это очень трудное и дорогое. Площадь по своей структуре сложна, как реактор подводной лодки, разобраться в ней тяжело даже самым лучшим специалистам. Но мы очень надеемся на помощь города в этой проблеме.
А пока решаются все эти официальные вопросы, петербургские верующие с нетерпением ждут возрождения Спаса на Сенной. У моего прихода странное положение: приход есть, а храма нет, – поэтому я не могу точно сказать, сколько в нём людей. Но их число с каждым днём растёт, а кроме того, увидеть новый храм и вернуть площади исторический облик жаждут и другие петербуржцы, не принадлежащие к нашему приходу.
Мир вам
Внутренняя отделка сочетает камень и мозаику. Площадь мозаичных орнаментов и икон занимает более 7 тысяч квадратных метров. В Европе эта музейная экспозиция одна из крупнейших.При оформлении внутреннего пространства мастера использовали русские самоцветы. Пол выложили 10 сортами мрамора из Италии.В храме более 200 мозаичных изображений святых. В центре образ Христа Вседержителя. Перед ним Евангелие и начертанные слова «Мир вам».
Храм возвели в память о трагическом событии, но незнающий человек никогда об этом не скажет. Красота и великолепие убранства подводит к мысли, что смерть — это не конец, а начало нового пути.
Спас на Сенной
30.08.2017
Днесь, Новости
Михаил Сизов
Установка креста на купол реконструированной часовни
История эта началась ещё в начале 90-х, когда в Санкт-Петербурге было собрано около 15 тысяч подписей за восстановление “Спаса-на-Сенной” – храма Успения Пресвятой Богородицы, взорванного в 1961 году во время строительства станции метро “Площадь мира”. Администрация города пообещала рассмотреть это вопрос. Что дальше было, мы на протяжении многих лет рассказывали не раз. Чего удалось добиться? С 2014 году фундамент разрушенной церкви был признан объектом культурного наследия и на этом месте теперь запрещены любые виды работ, кроме благоустройства территории и восстановления храма. Давно уже готов проект самого восстановления, но получение разрешительной документации затянулось из-за приостановки разработки городского проекта реконструкции Сенной площади. Между тем, ещё раньше, в 2003-м, православным разрешили построить на площади часовню.
Освятили часовню в честь великомученика Иоанна Нового Сочавского, который считается покровителем торговли. Выбор понятный – площадь и до революции была торговой, и в наше время здесь множество магазинов, бутиков, а “Рынок на Сенной” признан самым дешёвым и посещаемым в городе. Всех приходящих часовня, конечно, не вмещала. Во время Божественной Литургии, которая служится здесь три раза в неделю, народ стоял на улице, слушая радиотрансляцию службы. И в конце прошлого года было решено часовню расширить, превратив её в “храм-часовню”. Нынче в августе основные работы были закончены. Внутренняя площадь часовни увеличена с 16,6 кв. метров до 109 кв. метров.
Такой часовня была и такой она станет
В середине месяца во время крестного хода их храма св. Серафима Вырицкого (в Гостинном дворе) на Сенную площадь был освящён накупольный крест для храма-часовни. А 27 августа купол с крестом водрузили на место. Молебен перед началом работ возглавил настоятель прихода Успения Пресвятой Богородицы (“Спас-на-Сенной”) иерей Михаил Малюшин. На богослужении, кроме прихожан храма, присутствовали петербуржцы, которые помнят собор до его разрушения в 1961 году. Среди гостей была правнучка клирика храма протоиерея Евгения Кондратьева, который принял в 1938 году мученическую смерть в Левашовской пустоши.
Малый храм, когда его достроят, освятят в честь Спаса Всемилостивого. Это имя более 250 лет назад носила первоначальная, деревянная церковь, до того, как вместо неё купцы не построили каменный Успенский храм. Старое название никуда не исчезло – “Спасом” называли и Успенскую церковь до её разрушения в 1961 году, “Спасской частью” до революции именовали здешний административный район Петербурга, ныне здесь же восстановлено название Спасского переулка. Думается, что когда заново построят на площади Успенский собор, его будут продолжать называть “Спасом”.
Так по проекту будет выглядеть воссозданный Успенский (Спасский) собор
Интересные факты Храм Спаса на Крови Санкт Петербург
- Так как место для строительства не выбиралось – оно было обусловлено трагическим событием, величие и красота храма Воскресения Христова не в полной мере открыты для широкого обозрения. Лишь со стороны Невского проспекта возможен панорамный взгляд на этот шедевр церковного зодчества. И, тем не менее, храм стал ведущей архитектурной доминантой в этой исторической части Санкт-Петербурга. Обилие деталей, яркий колорит, разнообразие отделочных материалов создает потрясающий контраст с классически-строгой торжественностью Казанского собора, расположенного поблизости.
- Строительство, отделка и внутреннее убранство Храма Воскресения Христова заслуживают отдельного большого рассказа. Приведём лишь некоторые важные факты:
- Близость канала Грибоедова (ранее – Екатерининский) потребовала особых мер по защите фундамента. По его периметру забили деревянные сваи в несколько рядов, а пространство между ними заполнили плотно утрамбованной кембрийской глиной. Это стало надежной защитой от воды как для строительного котлована, так и для подземной части храма в дальнейшем. Бутобетонный фундамент обеспечил прочность и надёжность всего здания.
- От закладки до освящения Храм Спаса на Крови Санкт Петербург прошло 24 года. В частности, масштабные и кропотливые мозаичные работы отсрочили его открытие на 10 лет.
- Все технические достижения того времени, а также новшества в строительной сфере были применены при строительстве храма. Помимо электрического освещения в 1689 ламп, были устроены оригинальные системы воздушного отопления и защиты от молний.
- Главный колокол из тех, что были установлены на колокольне в 1899 г., весил 17,6 тонн (1100 пудов).
- Покрытие четырехцветной ювелирной эмалью куполов над центральной частью храма не имеет аналогов в нашей стране.
- Более 160 мозаичных икон и композиций украшает фасад здания со всех сторон. Мозаичный ковер на полу храма, созданный из итальянского мрамора разных расцветок, занимает площадь свыше 600 кв.м и содержит 45 узоров, практически не повторяющихся.
- Иконостас тоже выполнен из итальянского мрамора, но, благодаря искусству трудившихся над ним камнерезов, создается полное впечатление, что перед нами – изящная резьба по дереву.
- В Храме Спаса на Крови Санкт Петербурга мозаика стала доминантой в пространстве интерьера – впервые в истории русской архитектуры. Внутри нет ни одного живописного произведения. Стены почти сплошь покрыты мозаичными иллюстрациями евангельских сюжетов, от масштабных композиций, до миниатюр.
- Огромные затраты на строительство мемориального храма на месте смертельного ранения Александра II были покрыты за счет средств Главного казначейства (3,2 млн.руб.), взносов от императорской фамилии (1 млн.руб.) и народных пожертвований (0,5 млн.руб.).
- Пережив разные эпохи российской истории, храм Воскресения Христова (Спас на Крови), все так же притягивает взоры своим удивительным внешним обликом и вызывает восхищение неповторимым внутренним убранством. Помимо достоверных фактов, его непростую судьбу сопровождали и легенды, но это уже из области городского фольклора…
«Строительство храма не улучшит транспортную ситуацию»
Александр Карпов, руководитель центра экспертиз «ЭКОМ»:
– Надо учесть, что строительство храма потребует выноса инженерных коммуникаций, совмещения их с коммуникациями метрополитена и решения других важных проблем. По моим оценкам, это сотни миллионов рублей. Но пока никаких точных цифр, требующихся на восстановление храма и реконструкцию Сенной площади, никто не озвучивает. Хотя было бы правильно со стороны приходов, которые лоббируют храмостроение на Сенной, опубликовать все цифры. Лично я спокойно обхожусь без этого храма. Но есть рекомендации специалистов по историческому наследию: храм восстановить. Не хочу с ними спорить. Вопрос в том, когда восстанавливать – до строительства объектов транспортной инфраструктуры или после. Изначально храм там был в то время, когда не существовало такого количества машин. Теперь же Сенная из торгового места превратилась в очень напряжённый транспортный узел. И восстановление храма точно не улучшит транспортную ситуацию. Более того, строительство перекрывает единственную возможность организовать пешеходный дублёр Садовой улицы – через внутренние дворы на Гороховую. Вот если бы было принято решение о сокращении автомобильного трафика по Садовой, о возвращении трамвая, о расширении тротуаров, тогда можно было бы нагружать площадь дополнительными объектами притяжения.
«Воссоздание храма – бережная реставрация городской ткани»
Александр Кононов, заместитель председателя совета Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК):
– Решение транспортных задач никак не станет мешать восстановлению храма. Организация выхода станции метро «Спасская» и перенос «Сенной площади» не могут ждать. Ведь храм не затрагивает транспортные пути, поэтому вестибюли станций решают свои задачи, а храм – свои.
Что же касается архитектуры, то здание второй очереди «Пика» должно быть решено в классической архитектуре, оно должно закрыть нынешнюю стеклянную махину «Пика-1» и выйти на первую линию площади. Эти два здания – храм и «Пик-2» – чётко обозначат границы Сенной площади. По архитектуре «Пик-2» призван воссоздать фасад исторического здания, которое здесь было в 1970-е годы, он должен оттенять храм. Комплекс работ по реконструкции площади предстоит довольно большой, конечно, в один год тут не уложиться.
Кроме того, как архитектор могу сказать, что храм Сенной площади нужен. Решение его взорвать в 1960-е годы ради строительства нелепого вестибюля метро «Сенная площадь» – это варварство! Снос Успенского храма на Сенной нанёс урон облику площади и уничтожил важную градостроительную доминанту. Вернуть на площадь памятники XVIII века – церковь и колокольню – значит восстановить историческую справедливость. С точки зрения архитектурного облика здание храма значимое, поэтому его воссоздание можно уверенно назвать бережной реставрацией городской ткани.
Для размещения всех запланированных транспортных узлов торговые павильоны, конечно, должны потесниться. Что бы ни говорили, это неизбежно. Все торговые площади можно с успехом разместить на первых этажах зданий площади. На самом деле, если вспомнить, то данные павильоны ставили в спешке к 300-летию Петербурга как временные строения, которые в будущем собирались перестраивать. Но, как видим, они задержались на площади на десять лет. Но для решения поставленных задач от павильонов придётся отказаться. Если же убрать торговые точки, то сразу откроется и Московский проспект, и Садовая улица, которая из-за них кажется узкой.