Митрополит московский и всея руси рпсц корнилий: «нельзя сказать, что рана раскола уврачевана»

Награды

  • памятная медаль Николо-Угрешского монастыря (9 февраля 2007)
  • Пушкинская медаль «Ревнителю просвещения» (18 мая 2012) — общественная награда «Академии российской словесности»
  • «Почётный знак имени С. Т. Морозова» (23 октября 2012, «за многолетнюю и плодотворную деятельность, способствующую укреплению мощи, величия и процветанию малой родины известного промышленника и мецената и столичного региона в целом») — общественная награда Орехово-Зуевского района Московской области и ассоциации «Армия и бизнес»
  • орден Дружбы (22 февраля 2013)
  • Почётный гражданин Орехова-Зуева (27 июля 2017)
  • крест «За заслуги перед казачеством России» IV степени (26 сентября 2017) — «За многолетнюю поддержку казачества в Волжско-Камском регионе и большую молитвенную помощь»

Святой Корнилий Псково-Печерский игумен

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский сделал значительный вклад в развитие православия на территории Руси и за ее пределами. Он был начальником монастыря, который благодаря его блестящей управленческой деятельности стал мощным и крупным духовным центром. За свои взгляды и убеждения был казнен царем Иваном Грозным.

Житие святого Корнилия

Известно, что родился он в Пскове в боярской семье. Еще с раннего детства он проявлял интерес к духовной жизни. Для получения образования родители отправили его в Мирожскую обитель. Там он учился писать иконы, читать и копировать священные письмена.

Его наставники отмечали в нем особое послушание. После окончания вернулся в дом родителей. Через некоторый период времени друг семьи ехал в Печерскую обитель и взял его с собой. Это и стало новым этапом в житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.

Именно тогда он решил уйти из дома и принять постриг. Строгость его жизни там заключалась в том, чтобы проводить время в кельи за молитвой и в трудах. Лежанкой ему служили доски. В 1529 году его избрали игуменом.

Им была создана большая библиотека, выкопано несколько пещер, построено пару церквей.

https://youtube.com/watch?v=XclwQ4HyXgY

Но основным задумом была постройка каменной церкви на честь иконы Богородицы «Одигитрии». Также на территории обители Корнилий игумен Псково-Печерский

  • учредил:
  • керамическую;
  • иконописную;
  • столярную;
  • хозяйственную;
  • кузнечную мастерские.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Святитель Алексий митрополит Московский

Однажды он пошел на встречу царю с крестом, чтобы поприветствовать его. Но тот принял игумена за изменника и отрубил его голову. Сразу  же его настигло расскаивание за совершенное и взял он тело на руки и понес его в  монастырь. Там оно было помещено в стену.

Через 120 лет мощи были перенесены в храм Успения Пресвятой Богородицы. День памяти – 5 марта. Дорогу от ворот и до места хранения останков называют еще Кровавым путем.

В чем помогает святой корнилий псково-печерский

Еще при жизни он не раз отправлял своих послушников для помощи селянам во время голода, болезней. Сам не раз исцелял страждущих не только телесно, но и духовно. Он распространял веру в Господа повсюду и приводил к ней многих, которые прежде отказывались от этого. И сегодня многие обращают к нему свои молитвы. Наиболее популярной есть вот эта.

«О святый преподобномучениче Корнилие! Смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси.

Защити нас от насилия диаволя, страстно воюющаго в немощных удесех наших, умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному Страшному Судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»

Проблемы, с которыми верующие обращают свои мольбы к лику святого самые разные:

  • болезни;
  • природные катаклизмы;
  • несправедливые решения;
  • нападения захватчиков;
  • материальные трудности.

Есть немало свидетельствований о том, что в пещере, где находились его мощи, происходили чудеса исцеления. Молитвы к нему постоянно приносят утешение молящимся.

Святыни в честь преподобномученика

Одна из святынь – это рака с мощами на территории последнего места пребывания святого. К ней постоянно тянется вереница из паломников, так как всем известно о тех чудесах, которые случаются там.

Есть еще памятник, который установлен в городе Печоры на площади перед собором, где он покоится. В октябре 2012 года произошло его освящение.

Стоит помнить, что произносить прошения о помощи стоит только с открытым сердцем и чистыми помыслами. Не стоит желать блага только себе за счет вреда, причиненного кому-то. В таком случае Вас может постигнуть наказание Господне.

  • Храни Вас Господь!
  • Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике:

Как началась история православной церкви

Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.

Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.

Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.

Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.

При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:

  • 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
  • 990 году Ростовская епархия;
  • 992 году Новгородская епархия.

В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.

К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.

Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.

В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.

Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:

  • исправление текста в богослужебных книгах;
  • написание икон, похожих на византийские;
  • вместо Исус появилось написание Иисус;
  • ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
  • земные поклоны были заменены поясными;
  • движение во время служения стало посолонь;
  • стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
  • была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.

Вернут ли храм староверам?

В советское время здание Покровского храма использовали самые разные организации, например, конструкторское бюро, затем коммерческие структуры, а в последние три десятка лет — Московский государственный Детский сказочный театр. В результате нещадной эксплуатации и переделок трудно узнать в сохранившемся здании бывший храм. Во время ремонта середины 1990-х гг. уничтожены белокаменные декоративные украшения шатровой колокольни. Были снесены стоявшие рядом с храмом старые постройки, а на месте прихрамовой территории был устроен детский парк.


В храмовой трапезной теперь оборудовано театральное фойе

Совершенно очевидно, что историческое здание храма Каринкинской общины должно быть передано старообрядцам. Для Детского сказочного театра городские власти могли бы найти другое, более подходящее место. Тем более, что сейчас в столице наблюдается переизбыток самых разных нежилых площадей и площадок. Возрождение этой старинной московской святыни возможно лишь при условии передачи здания старообрядческой общине.


Лестница в детском театре

Митрополит Амвросий положил начало старообрядческому духовенству

Но вот к власти пришёл Николай I и начал принимать меры по искоренению старообрядческого священства.

Нужен был радикальный ответ, чтобы спасти Старообрядческую Церковь. Появилась интересная идея — организовать свою кафедру за границей.

Требовалась влиятельная фигура из православного духовенства. И таковая нашлась — бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий.

Митрополит грек рукоположил первое высшее духовенство староверов.

Он проживал в монастыре села Белая Криница (Австро-Венгрия). Этот архиерей был вынужден покинуть место своего служения из-за конфликтов с турецкими чиновниками.

Он одобрил идею старообрядцев и присоединился к ним через помазание миром. Затем совершил несколько хиротоний. Так у старообрядцев появилось своё духовенство.

Митрополит Амвросий рукоположил первых епископов старообрядцев

Критики указывали на то, что подобный ритуал не проводят единолично, но апостольское право предусматривает такую возможность в особых случаях. В житиях святых есть похожие примеры:

  • Афанасий Великий;
  • Иоанн Златоуст.

Если признать действия митрополита неправомочными, то и в отношении святых потребуется пересмотреть свои позиции, а также поставить под сомнение первое апостольское правило. Кто бы на это пошёл?

Взгляды и деятельность

Митрополит Корнилий старообрядческий в религиозных взглядах и поступках придерживается курса митрополита Адриана – его предшественника. Его идеи просты и понятны. Прежде всего, надо преодолеть духовную и культурную изоляцию старообрядческой церкви в жизни России. Люди должны больше узнавать о самой чистой православной вере праотцов, вере, которой не коснулись никоновские реформы. Вдобавок, старообрядчество является сокровищницей русской общей культуры, веками сохраняя элементы древнерусской традиции: духовные стихи, песни, слова.

За время архипастырской деятельности митрополит Корнилий посвятил в сан трех епископов и десятки иереев, чтецов, дьяконов. В течение года он посещает все подчиненные ему епархии. Активно общается местными и федеральными властями. Весной 2021 года встретился с Владимиром Путиным, которому рассказал о проблемах и чаяньях старообрядческой церкви. По словам митрополита, президент попробует помочь в решении таких важных вопросах, как выделение денег для возврата на Родину зарубежных старообрядцев и передача храмов в пользование старообрядческой церкви.

Старообрядческая церковь – исторический экскурс

Возникло старообрядчество во второй половине 17 века, после большой церковной реформы, которую провел с 1653-1666 годах патриарх Никон. Изменения коснулись богослужения, ритуалов, текстов священных книг. Например, троеперстное крестное знамение пришло на смену двоеперстному, написание имени Иисус заменило прежнее написание Исус, тройное восхваление «аллилуйя» стало нормой вместо двойного.

Довольно внушительная часть населения и духовенства не приняло этих новшеств. Так произошел Раскол и возникло старообрядчество, которое тоже разделилось на две части: беспоповскую, совсем не признающую духовенство, и поповскую, считающую, что священники все-таки нужны для обрядов и богослужения. Поповцев также называли беглопоповцами за то, что они становились приютом для беглых священников, отрицающих реформы Никона.

Власть начала жестокие гонения против старообрядцев и особенно против их лидера протопопа Аввакума, которого чтит и нынешний митрополит Корнилий. Аввакум некогда был близким соратником и помощником Никона, но не принял его реформаторские реформы и посвятил себя борьбе за истинное Православие. Протопоп обличал богопротивные нововведения, писал царю страстные челобитные, даже перед лицом смерти он был упорен и не отказался от своих взглядов. Аввакум был сожжен весной 1682 года, став для старообрядцев святым мучеником за настоящую Веру.

Власть смягчила отношение к старообрядческой церкви лишь два века спустя, когда Александр Второй подписал указ, по которому старообрядцам разрешалось совершать свободное богослужение, выезжать за границу, открывать школы, занимать государственные должности. А в 1971 году Собор Православной Церкви признал незаконность «раскола», который был принят на Соборах 1656 и 1667 годов.

Наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание

1.1 Наименование религиозной организации — «Русская Православная старообрядческая Церковь».
1.2 Русская Православная старообрядческая Церковь, именуемая в дальнейшем «Церковь», является централизованной религиозной организацией, объединяющей общины и другие религиозные организации и группы православных христиан-старообрядцев в целях совместного исповедания и распространения веры.
1.3 Вероисповедание — Православие.
1.4 Основами вероучения Церкви являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов).
1.5 Церковь действует в соответствии с каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями соборов Русской Православной старообрядческой Церкви, принятыми после церковной реформы XVII века и настоящим Уставом. Церковь действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другими действующими актами РФ и субъектов РФ.
1.6 Церковь может входить в международные религиозные объединения, программа деятельности которых не противоречит целям и задачам Церкви.
1.7 Церковь после государственной регистрации является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием и символикой, может открывать рублевые и валютные счета в банках и их учреждениях, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и иметь обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Церковь обладает и другими правами, предусмотренными действующим законодательством в отношении юридических лиц.
1.8 Церковь несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ей имущества. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Церковь не отвечает по обязательствам входящих в нее религиозных объединений; религиозные объединения, входящие в Церковь, не отвечают по обязательствам Церкви.
1.9 Сфера территориальной деятельности Церкви — Российская Федерация. В состав Церкви могут входить религиозные объединения, находящиеся вне территории РФ, в соответствии с законодательством страны нахождения.
1.10 Место нахождения руководящих органов — г. Москва.

«В алтаре тренажеры стоят…»

В январе предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий обратился к депутатам Госдумы за содействием в возвращении храмов, проданных в начале 90-х годов сторонним организациям.
«Судьба храма Покрова Пресвятой Богородицы в Гавриковом переулке в центре Москвы – это вопиющий случай, – подчеркнул протодиакон Виктор Савельев. – До сих пор там располагается спортивный зал, в алтаре тренажеры стоят, боксом занимаются. Мы не можем это воспринимать иначе как кощунство».
Вопрос о возвращении храма верующим обсуждался, но он достаточно сложный, потому что храм был приватизирован в 90-х годах. Идет спор о том, насколько приватизация была законной. Судебная сторона на сегодня поддерживает владельцев, но возможны пути какого-то мирного решения.
Другой важный для старообрядцев вопрос – реконструкция Рогожского комплекса. «У нас есть здания, которые до сих пор, с советских времен, не было возможности восстановить, – рассказал о. Виктор. – В них должны размещаться образовательные центры, выставочные экспозиции, ремесленные мастерские. Поэтому для нас эта встреча с президентом была очень важна, и мы надеемся к 400-летию на положительные изменения на Рогожском комплексе».

Старообрядцы — носители старой веры

Некоторые старообрядческие авторы считают, что далеко не только разница в обрядах отделяет старообрядчество от новообрядчества и других конфессий. Есть, например, и некоторые догматические различия в отношении к церковным таинствам, глубокие культурологические различия в отношении к церковному пению, иконописи, церковно-канонические отличия в церковном управлении, проведении соборов, в отношении к церковным правилам. Такие авторы утверждают, что старообрядчество содержит не только старые обряды, но и Старую Веру.

Следовательно, утверждают такие авторы, удобнее и правильнее с точки зрения здравого смысла, использовать термин «староверие», негласно подразумевающий собой все то, что является для принявших дораскольное православие единственно верным. Примечательно, что первоначально термин «староверие» активно использовали сторонники беспоповских старообрядческих согласий. Со временем он прижился и в других согласиях.

Сегодня представители новообрядческих церквей очень редко называют старообрядцев раскольниками, термин «старообрядчество» прижился как в официальных документах, так и церковной публицистике. Однако новообрядческие авторы настаивают, что смысл старообрядчества кроется в исключительном следовании старым обрядам. В отличие от дореволюционных синодальных авторов, нынешние богословы РПЦ и других новообрядческих церквей не видят опасности в применении терминов «старообрядчество» и «новообрядчество». По их мнению, возраст или истинность происхождения того или иного обряда не имеет никакого значения.

Собор Русской Православной Церкви 1971 года признал старые и новые обряды абсолютно равноправными, равночестными и равноспасительными. Таким образом, в РПЦ форме обряда ныне придается второстепенное значение. Вместе с тем новообрядческие авторы продолжают наставить, что старообрядцы, староверы — это часть верующих, отделившихся от Русской Православной Церкви, а следовательно, и от всего православия, после реформ патриарха Никона.

История Каринкинской общины

До революции в местности, расположенной слева от Семеновской (ныне Таганской) улицы, находились Большой и Малый Вокзальные переулки и Вокзальный сквер. В XVIII в. здесь располагался «воксал» — старинный увеселительный сад, в котором проходили гуляния с танцами, маскарадами, фейерверками. После 1917 г. переулки были переименованы, как полагают, в связи с революционной символикой («факелы революции»).

Здание Покровского храма в сильно перестроенном виде сохранилось до настоящего времени и находится на территории Детского парка им. Н.Н. Примякова (бывший Вокзальный сквер), недалеко от Таганской улицы.

Молитвенный дом Каринкинской общины был первоначально построен Т. Ф. Борисовым в XIX в. Во времена гонений на старообрядчество судебным постановлением было предписано подвергнуть Борисова тюремному заключению, а моленную сломать. Но приход продолжал существовать.

В январе 1907 г., вскоре после дарования свобод, прихожане Каринкинского храма написали заявление с просьбой о разрешении организовать общину. Такое разрешение было получено. Первым председателем Совета общины стал живший рядом, в Дурном переулке, Н. М. Мусорин.


Проект каринкинского Покровского храма

Весной 1909 г. на собрании общины было решено придать молитвенному дому церковный вид и соорудить колокольню и ограду со Святыми воротами. 7 мая 1909 г., в день праздника Вознесения Господня, по этому случаю настоятелем отцом Алексеем Новиковым был отслужен молебен, и работы начались. Все новые постройки велись по проекту и под наблюдением архитектора Петра Викентиевича Харко (1871-?), имевшего к тому времени опыт сооружения зданий в стиле модерн в Москве и Московской губернии.

28 июня 1909 г. состоялось торжество поднятия креста на вновь поставленный купол храма. Вот как описан этот праздник в журнале «Церковь»: «После окропления сейчас же св. Крест был привешен к канату на блоках и по указанию распорядителя плавно стал подниматься. Хор певцов стройно запел: «Крест Возносится и бесове прогоняются» и «О! Преславное Чудо, живоносный сад, Крест пресвятый на высоту воздивгаем является днесь. К концу стихеры св. Крест как раз приблизился к своему назначению. Как только св. Крест стали ставить на назначенное место певцы запели стихиру и Крест воздвигаем на нем Вознесенному».

20 июля того же года крест подняли и на сооруженные Святые ворота. Через неделю, в присутствии старообрядческого архиепископа Иоанна, была произведена торжественная закладка шатровой, отдельно стоящей колокольни. В основание колокольни положили плиту с надписью. Владыка произнес поучительную речь, в которой вспомнил о горькой чаше страданий, испитой прихожанами Каринкинской общины в эпоху притеснений. К осени 1909 г. колокольня была построена, а 22 ноября на нее были подняты девять колоколов, отлитые на ярославском заводе «Товарищества Оловянишникова». Самый большой колокол весил 250 пудов, общий их вес — 400 пудов. Средства на изготовление колоколов пожертвовала благотворительница Ф. Е. Морозова.

По этому случаю Ф. Е. Морозовой был отправлен благодарственный адрес:

«Глубокоуважаемая Феодосия Ермиловна! Сейчас вознесли горячие молитвы о вашем долголетнем здравии, после чего, по милости Божией, благополучно состоялась отливка колоколов для храма каринкинской общины на вечную память ваших родных и на процветание храма Покрова Пресвятыя Богородицы. Душевно благодарим: свящ. Алексей Новиков, диакон Иоанн Хрусталев, Иван Трегубов, Григорий Зеленкин, Даниил Силин».

Благодаря сооружению колокольни, Святых ворот, ограды, декоративному украшению стен здания, скромный молитвенный дом превратился в красивый и нарядный храм, внешним видом напоминающий древнерусские постройки. Большая заслуга в организации работ принадлежала председателю Совета общины Николаю Михайловичу Мусорину.

Внутреннее благоукрашение храма Каринкинской общины продолжалось несколько лет. 15 сентября 1913 г. московский архиепископ Иоанн совершил освящение Покровского храма. С 1915 г. председателем Совета общины стал Д. Л. Силин. В новый состав Совета вошли Г. А. Зеленкин, Н. М. Маричев, А. Ф. Михайлов, И. А. Кулаков.

Роль старообрядчества в истории России[править]

Несмотря на репрессии и преследования, старообрядческая Русская Церковь не только не исчезла, но продолжала оставаться важнейшей частью мирового христианства. По мнению многих исследователей, старообрядчество стало важным нациообразующим классом российского общества. В начале века в России проживало около 1 миллионов старообрядцев

. Этот класс обладал яркими чертами, выделяющими его из остального общества. Так, например, благодаря любви к книге и знаниям старообрядцы становятся сословием, в котором грамотность и высокая культура уже в конце XVII века стали всеобщим явлением. В XIX веке старообрядцами была основана целая система народного просвещения. Только в одной Нижегородской губернии существовало более 200 начальных домашних школ.

Исключительная образованность и религиозная стойкость позволила старообрядцам, несмотря на гонения, стать одним из экономически активных слоёв общества. Некоторые из современных исследователей уверены, что мощь дореволюционного российского сельского хозяйства опиралась, прежде всего, на регионы со старообрядческим населением. Одно только село Балаково Самарской губернии имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены лондонскому Сити (торговой бирже). В то время как Пётр Первый мечтал о создании русского флота, старообрядческие монастыри Выга уже имели на Белом море своё судоходство и их корабли доходили до Шпицбергена. В XIX веке Волжское пароходство, подмосковный промышленный район, знаменитая Трёхгорка, мощнейшие центры индустрии в Иваново-Вознесенском, Богородско-Глуховском, Орехово-Зуевском районах принадлежали старообрядцам.

По таким фамилиям, как Гучковы, Прохоровы, Рябушинские, Морозовы, Солдатенковы, Бугровы, Никифоровы, Любушкины, Зенковы, Гусаровы, Громовы можно написать историю российского предпринимательства. По сведениям различных исследователей, до 60% российских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды. Помимо того, что старообрядцы своей активной хозяйственной деятельностью пополняли доходную часть государственного бюджета, они занимались благотворительной и меценатской деятельностью ещё и непосредственно. Ими основаны такие театры Москвы, как оперный Зимина, драматический Незлобина, художественный Саввы Морозова.

В Отечественной войне 1812 года прославилось немало старообрядцев. Среди них: Матвей Иванович Платов — войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии. Он получил свой графский титул за проявленную в войнах с Наполеоном храбрость. Денис Орлов-Давыдов — основатель партизанского движения в войне 1812 года. Прокопий Шелапутин, советник коммерции, кавалер нескольких орденов, Московский городской голова в 1812 году. Старообрядцы в течение нескольких сотен лет являлись хранителями живого образа древнерусской и древнехристианской культуры. Рукописи, старопечатные книги, древние иконы бережно передавались из поколения в поколение. Культурные традиции, народные обычаи и древние обряды перенимались каждым новым поколением. Благодаря древлеправославным христианам — старообрядцам — до нашего времени дошли живые традиции канонической иконописи, медного литья и древней музыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector