Ян амос коменский интересные факты. краткая биография

Воспитательное влияние

Класс латинского языка от Orbis Pictus

Наиболее постоянное влияние Коменский оказал на практическую просветительскую работу. Немногие люди с его дней имели большее влияние, хотя на протяжении большей части восемнадцатого и начала девятнадцатого века его отношение к нынешнему прогрессу в образовательной мысли и практике было мало признано. Практическое воспитательное влияние Коменского было тройным. Сначала он был учителем и организатором школ не только среди своего народа, но позже в Швеции и отчасти в Голландии. В своей « Didactica Magna» («Великая дидактика») он обрисовал систему школ, которая является точным аналогом существующей американской системы детского сада, начальной школы, средней школы, колледжа и университета.

Во-вторых, влияние Коменского заключалось в формулировании общей теории воспитания. В этом отношении он является предшественником Руссо , Песталоцци , Фребеля и т. Д. И первым сформулировал идею «образования в соответствии с природой», столь влиятельную во второй половине восемнадцатого и начале девятнадцатого века. Влияние Коменского на образовательную мысль сравнимо с влиянием его современников, Бэкона и Декарта , на науку и философию

Фактически, на него во многом повлияли мысли этих двоих; и его важность во многом объясняется тем фактом, что он впервые применил или попытался систематически применить принципы мышления и исследования, недавно сформулированные этими философами, к организации образования во всех его аспектах. Краткое изложение этой попытки дано в « Didactica Magna» , завершенной около 1631 г., но опубликованной только через несколько лет.

Третий аспект его образовательного влияния заключался в том, что он оказал влияние на предмет и метод обучения через серию учебников совершенно нового характера. Первым из них был « Janua Linguarum Reserata» («Врата открытых языков»), выпущенный в 1631 году. Позже за ним последовал более простой текст, « Вестибулум» , и более продвинутый, « Атриум» , и другие тексты. В 1658 году был опубликован Orbis Pictus , вероятно, самый известный и широко распространенный из школьных учебников. Это было также первое успешное применение иллюстраций к работе по обучению, хотя и не первая иллюстрированная книга для детей, как часто утверждается.

Рельеф Коменского в Доланах, Чехия

Все эти тексты основывались на одних и тех же фундаментальных идеях: (1) изучение иностранных языков через разговорный язык; (2) получение идей через предметы, а не через слова; (3) начать с предметов, наиболее знакомых ребенку, чтобы познакомить его как с новым языком, так и с более отдаленным миром предметов; (4) дать ребенку всесторонние знания об окружающей его среде, физическом и социальном, а также обучить религиозным, моральным и классическим предметам; (5) превращение приобретения сборника знаний в удовольствие, а не в задачу; и (6) сделать обучение универсальным

Важность коменского влияния в образовании была признана с середины девятнадцатого века. Образовательные сочинения Коменского насчитывают более сорока наименований

В 1892 году 300-летие Коменского широко отмечалось педагогами, и тогда было создано Коменское общество по изучению и публикации его произведений.

Причины трудностей научных занятий

Коменский выделял следующие причины сложности научных занятий:

  • рабский метод постановки занятий;
  • порочный способ усвоения вещей;
  • неполнота метода.

Эти предпосылки лежат в основе методов педагогики, разработанных чехом. Его целью становится изжить из процесса обучения зубрежку, монотонность и равнодушие учеников и предложить взамен творческие диалоги, вникание в суть явлений и процессов, свободу мысли.

Также Коменский рассуждал о необходимости демонстрационного подкрепления при объяснении или о наглядности. Здесь его идеи распространялись не только на задействование зрительного канала восприятия, но и всех органов чувств для полноты ощущения окружающего мира.

Все работы чешского педагога пронизаны мыслью, что грамотное обучение всегда находится в гармонии с природой, поскольку личность – ее неотъемлемая часть, подчиняющаяся общим природным законам. Коменский предлагал внимательно присмотреться к этим законам и заимствовать в них все необходимое для организации процесса воспитания, к примеру, порядок для школы.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Взгляды и идеи Яна Амоса Коменского

Некоторые выдержки из различных трудов Коменского об уроке
как форме организации классной комнаты:

ученики должны быть приняты в школу в одно и то же время, чтобы получить «законченное образование от начала до конца». Однако никто не может быть принят в школу после начала занятий, и никто не может быть отчислен из школы до окончания занятий….. Мы будем начинать занятия только один раз в год…

и тогда ничто не помешает нам привести всех к финишу одновременно;
студенты должны быть разделены на классы;
сколько есть классных комнат, столько и должно быть классных комнат;
студенты должны проводить на занятиях 4 часа каждый день;
каждый урок должен иметь свое конкретное задание, которое обязательно должно быть выполнено;
в определенное время, по определенному сигналу, каждый должен немедленно пройти в учебную комнату и занять свое место, а не чужое;
когда учитель что-то говорит, объясняет, все должны слушать с напряженным вниманием;
после каждого часа должен быть перерыв, отдых.

Из приведенных положений видно, что Коменский считал
необходимыми условиями для правильной организации воспитательной работы:

  1. фиксированный класс с неизменным составом учеников и примерно одинаковым уровнем развития;
  2. четко определенное время занятий;
  3. последовательная смена занятий с перерывами между ними;
  4. учитель работает со всем классом одновременно.

Коменский определил продолжительность урока в один час,
каждый час является частью времени, отведенного на предмет, и имеет свою
конкретную цель.

Кроме того, он указывает на характер обучения, которое направлено на конкретную практику и повторение пройденного. Важны взгляды Коменского на структуру урока. Он различает три части урока: начало, продолжение и конец:

  1. начало — восстановление пройденного материала в памяти ученика, задавание вопросов и привлечение внимания;
  2. продолжение — Показывать, воспринимать, объяснять;
  3. завершение — практика, освоение, использование.

В своем учении о преподавании Коменский также уделяет
большое внимание дисциплине студентов. Он считает, что преподавание, как и
школа в целом, без дисциплины подобно «мельнице без воды», но
дисциплина должна быть основана «не на палке и на ударах», а на
сознательности учеников, на уважении к достоинству и личности учеников

Она
должна служить тому, чтобы привить учащимся веру в свои силы, любовь к учебе и
труду.

Коменский также уделил внимание вопросу домашней работы и ее
дозировке: «За один день молодые люди должны заниматься не более шести
часов, и только в классе; дома (особенно в низших классах) не следует давать
ничего, кроме того, что связано с развлечениями и домашним хозяйством. Если
кто-то скажет, что не давать ученикам возможность заниматься вне школы — это
слишком много свободы, я отвечу ему: 1) школа называется школьной мастерской,
поэтому именно в ней, а не за ее пределами, нужно делать то, что ведет к успеху
в учебе; 2) сколько ни приказывай ученикам делать то или иное вне школы, они
будут делать это (что свойственно молодости) поверхностно, небрежно и
неправильно; и лучше ничего не делать, чем делать с ошибками; 3) я распределяю
учебное время так, что восемь часов отводится на работу, столько же на отдых
ночью и еще восемь часов на повседневные обязанности и развлечения

Я также
прошу проявить терпимость, чтобы у студентов не было недостатка времени, чтобы
сделать что-то по собственному желанию (такова их природа), и чтобы работа
вызвала у них желание снова сделать то, что, по нашему мнению, они должны
сделать.»

И в образовании, и в воспитании Я.А

Коменский уделял
большое внимание экскурсиям, которые, по его мнению, являются одним из
важнейших средств воспитания. Благодаря экскурсиям, кругозор детей расширяется
и способствует формированию нового человека

Таким образом, не только вопросы Коменского о преподавании,
но и его труды представляют собой всеобъемлющую теорию о природе преподавания и
о том, как оно строится и проводится, что способствовало формированию
современной системы обучения.

Основные идеи педагогики и философии Коменского

Ян Коменский важную роль в воспитании детей отводил именно примеру взрослых.

Кроме того в основе его пансофии лежит систематическое повторение уже пройденного материала и объяснения, как эти знания могут пригодиться в жизни.

Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. В то же время нужно делать всё, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. А детей нужно воспитывать лишь в духе гуманизма.

Учитель — это не профессия, а призвание.

Познания всегда приходит через три источника: веру, чувства и разум.

У каждого познания есть три ступени: эмпирическая (личный опыт), научная и практическая.

Вся школа жизни, по Коменскому, делиться на семь ступеней: школа рождения, потом младенчества, после неё — школа детства, школа отрочества, когда возникает тяга к наукам, искусству и ремеслам, после — школа юности, школа жизненной практики и последняя — школа старости.

Ян Амос Коменский интересные факты. Краткая биография

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., — в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) — руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

Влияние взглядов и идей Яна Амоса Коменского на развитие современной педагогики

Как уже говорилось, педагогическая деятельность Яна Амоса
Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии
которой заинтересована каждая цивилизованная нация. На протяжении многих лет
Россия и ее школы проявляют интерес к наследию Яна Амоса Коменского. Используя
взгляды и идеи великого педагога, они, насколько это возможно, творчески
трансформировали его методику преподавания в соответствии с российскими
потребностями и условиями, но не нарушая принципов, заложенных Коменским.

Во времена Петра I широко использовалась книга Коменского
«Мир чувственных вещей в картинках», которая, по мнению Петра I, была
особенно необходима, так как этот труд знакомил учеников с различными видами
техники, ремесел и труда, но эта книга была также инструментом для изучения
иностранных языков. Кроме того, Ян Амос Коменский считается прародителем всех
иллюстрированных букварей. В своей книге «Мир разумных вещей в
картинках» он привел своего рода «картинный алфавит», то есть
изображения различных животных, крик которых похож на артикулированные звуки
человеческой речи.

Первоначально путь в Россию был проложен его учебниками по
языку, но в 19 и 20 веках в России стала широко применяться, изучаться и
углубляться его педагогическая система.

Теория обучения Коменского — величайшее достижение
человеческой мысли, которое не утратило своего значения и по сей день.
Отталкиваясь от прогрессивного взгляда гуманистов на природу, человека и
требования основывать наши знания на наблюдении, опыте и индукции, Коменский
заложил основу материалистического фундамента педагогики как науки. Серьезным
столпом педагогической теории Коменского был прогрессивный взгляд на природу и
человека как ее часть, объективные законы которой должны изучаться научно.
Именно изучение законов природы дало Коменскому солидную возможность построить
«науку учения». Все развитие дидактики иностранного языка и русской
педагогики является дальнейшим развитием тех идей и вопросов, которые поднимал
великий чешский педагог.

Как уже упоминалось, Я.А

Коменский уделял особое внимание
последней стадии образования, академии и познавательному путешествию, которое
обеспечивает расширение кругозора, обогащение жизненных наблюдений, углубление
профессиональной подготовки

Вклад Я.А. Каменского в развитие высшего образования
сосредоточен в основном на четырех основных проблемах:

  1. отбор молодых людей для обучения в высшем учебном заведении;
  2. содержание высшего образования;
  3. организация познавательной деятельности студентов;
  4. координировать усилия ученых в сфере высшего образования по развитию и продвижению педагогической теории.

Он видел главную цель школы, и особенно высшего образования,
в том, чтобы развить способности человека и дать ему возможность свободного,
естественного развития. В связи с этим возник вопрос о том, кто должен учиться
в академии. По мнению Коменского, это право должно достаться самым талантливым
выпускникам гимназий, «избранным умам, цвету человечества».

Требования Коменского к личности преподавателя высшей школы,
из которых он считал наиболее важными: профессиональная компетентность, умение
сделать преподавание увлекательным и полезным, стремление постоянно пополнять
знания, владение профессиональной и педагогической культурой, актуальны и
сегодня. Согласно Коменскому, учителя средней школы должны быть членами
«дидактического совета» — государственного органа, отвечающего за
развитие педагогической теории, внедрение и распространение новых знаний.
Впоследствии эта идея воплотилась в виде педагогических общественных
организаций, ассоциаций, академий педагогических наук и т.д.

Я.А. Коменский также говорил о таком методе обучения, как
самостоятельная работа учеников. Самостоятельная работа — это именно тот метод
обучения, с помощью которого преподаватель организует учебно-познавательную
деятельность студентов на занятиях и при подготовке к ним.

Самостоятельная работа студентов направлена, прежде всего,
на углубленное освоение программного материала. С этой целью студенты
самостоятельно изучают психолого-педагогическую литературу, которая имеет
отношение к предстоящей лекции и помогает закрепить полученные знания, а также
расширить и углубить те темы, которые были недостаточно освещены на лекции.

Во-вторых, самостоятельная работа выполняется студентами во
время подготовки к семинарам и лабораторно-практическим курсам коллоквиумам, к
зачетам и экзаменам, а также во время аудиторных занятий.

При подготовке к занятиям самостоятельная работа принимает
форму индивидуальной и групповой работы студентов.

Биография Яна Коменского

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в небольшом городке Нивнице, что в Чехии. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Богемских братьев. Кроме него, в семье Каменских было еще четверо детей.

Детство и юность

В 1604 г., предположительно от чумы, умерли его родители и две старшие сестры. В 16-летнем возрасте Ян поступил в латинскую школу в Пршерове, в которой проучился 2 года.

После этого Коменский продолжил учебу в Реформаторской академии Херборна. Когда ему исполнилось 19 лет, он крестился и стал священником Богемских братьев.

Окончив обучение в 1614 г., Ян вернулся домой и начал работать учителем в школе. Через 2 года он был уже пастором. Тогда же Каменский написал книгу «Грамматика латыни».

В это время началась Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую были втянуты многие европейские страны. Она серьезно отразилась на жизни и взглядах Каменского, поскольку военный конфликт произошел вследствие столкновения протестантов и католиков Германской империи.

Стоит заметить, что это противостояние, длившееся около 30 лет, стало последним крупным религиозным конфликтом в истории.

В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере.

В результате, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

Первой супругой Яна Коменского была Магдалина Визовская, с которой он прожил 4 года. В 1622 г. она и двое их детей скончались от чумы.

Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее.

Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать педагогические методы

В связи с этим он опубликовал книгу «Материнская школа», в которой подробно описал свое видение на воспитание ребенка в первые 6 лет его жизни.

Признание в обществе

В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его книги переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе.

Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь.

В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на английский язык и опубликована под названием «Реформа школ».

Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

Яна стали приглашать в Великобританию и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался.

Вскоре, ему удалось встретиться с Рене Декартом (см. интересные факты о Декарте), имя которого было известно всей Европе.

Человек своего времени

Стоит отметить, что Яна Коменского мало интересовало развитие науки

Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии

Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев. Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей.

Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.

Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Педагогическая система Я. А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон, Ф.Рабле.
Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система.
Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперёд, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Биография и деятельность

Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского (Martin Komenský) и Анны Хмеловой (Anna Chmelová). Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Комне. Отец Мартина — Ян Сегеш (Jan Segeš) — перебрался в Моравию из Словакии, и взял себе фамилию Коменский — в честь деревни Комне, в которой поселился. Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 г. Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618—1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618—1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 г. капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione consultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Примечания

  1. ↑ Коменский Ян Амос // Большая советская энциклопедия:
  2. По данным Советского Энциклопедического Словаря под ред. А. М. Прохорова, М.: «Советская Энциклопедия», 1982. Словарь также допускает произношение с ударением на втором слоге — Коме́нский, которое весьма распространено среди русскоязычного населения. В чешском языке данное имя произносится как Ян А́мос Ко́менски.
  3. В это и в позднейшее время моравская литература пользовалась чешским языком, родственным моравскому.
  4. O starožitnostech Moravy.
  5. Moraviae nova et post omnes priores accuratissima delineatio autore J. A. Comenio.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 мая 2011.
  7. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М., 2003.- С.67.
  8. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.
  9. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М., 2003.- С. 69

Богословие

Коменский лабиринт мира и рай сердца .

Иоанн Амос Коменский был епископом церкви «Единство братьев», уходящей корнями в учение чешского реформатора Яна Гуса . Одно из самых известных его богословских произведений — « Лабиринт мира» и «Рай сердца» . Книга представляет его размышления о мире, полном всяких бесполезных вещей и сложных лабиринтов. Истинный покой разума и души можно найти только в сердце, где должен обитать и править Христос Спаситель. Это учение также повторяется в одной из его последних работ, Unum Necessarium ( Нужен только один), где он показывает различные лабиринты и проблемы в мире и предлагает простые решения различных ситуаций. В этой книге он также признает, что его прежняя вера в пророчества и откровения тех дней была его личным лабиринтом, в котором он много раз терялся. На него большое влияние оказал Беме .

В своем Synopsis Physicae ad lumen divinumformatae Коменский дает собственную физическую теорию, которая, как говорят, взята из Книги Бытия . Он также был известен своими пророчествами и поддержкой, которую оказывал провидцам. В своей книге « Люкс в тенебрисе» он опубликовал видения Кристофера Коттеруса, Микулаша Драбика (лат. Николаус Драбичус ) и Кристины Понятовской. Пытаясь толковать Книгу Откровения , он пообещал наступление тысячелетия в 1672 году и гарантировал чудесную помощь тем, кто возьмется за разрушение Папы и дома Австрии, даже рискнув пророчествовать, что Оливер Кромвель , Густав Адольф и Георг I Ракоци , принц Трансильвании , выполнит эту задачу. Он также написал Людовику XIV из Франции , сообщив ему, что мировая империя должна быть его наградой, если он свергнет врагов Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector