Священномученик петр (полянский): недипломатичный архиерей

Русская Православная Церковь

Родился 2 мая 1979 г. в Рязани в семье врачей. Крещен в младенчестве во Всехсвятском соборе в Туле.

В 1996 г. окончил среднюю образовательную школу № 14 г. Рязани.

В 1996 г. поступил в Псковское духовное училище, которое окончил в 1999 г. Во время обучения нес послушание пономаря в Троицком кафедральном соборе г. Пскова.

В 1999 г. зачислен на 2-й курс Московской духовной семинарии. В период учебы исполнял послушания ризничего Покровского храма МДА и помощника делопроизводителя Учебного комитета при МДАиС.

В 2005 г. закончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в 2008 г.

28 декабря 2000 г. принят на должность иподиакона, 12 января 2001 г. — на должность младшего референта Московского областного епархиального управления.

6 апреля 2003 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием поставлен во чтеца.

23 декабря 2003 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы митрополитом Крутицким Ювеналием пострижен в монашество с именем Петр в честь святого апостола Петра.

26 декабря 2003 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы митрополитом Крутицким Ювеналием совершены хиротесия во иподиакона и хиротония во диакона с назначением в клир Новодевичьего монастыря.

19 июня 2005 г. в храме Всемилостивого Спаса Вознесенской Давидовой пустыни пос. Новый Быт Чеховского района Московской обл. митрополитом Крутицким Ювеналием рукоположен во иеромонаха.

С 19 июня 2005 г. по 5 мая 2008 г. и с 20 сентября 2012 г. по 9 апреля 2013 г. ― настоятель Преображенского крестового храма митрополичьей резиденции в Новодевичьем монастыре г. Москвы.

С 27 мая 2005 г. по 9 апреля 2013 г. ― заведующий канцелярией Московского областного епархиального управления.

С 11 сентября 2007 г. по 9 апреля 2013 г. ― настоятель храма Святой Троицы пос. Назарьево Одинцовского района Московской обл. С 18 февраля 2008 г. по 9 апреля 2013 г. ― настоятель храма вмч. Георгия Победоносца пос. Горки-10 Одинцовского района Московской обл.

В 2008-2010 гг. преподавал Литургику в Коломенской духовной семинарии.

9 апреля 2013 г. назначен временно исполняющим обязанности игумена Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря г. Коломны Московской обл.

Определением Священного Синода от 29 мая 2013 г. (журнал № 68) назначен на должность настоятеля (игумена) Бобренева монастыря.

7 июня 2013 г. в Феодоровском храме Бобренева монастыря митрополитом Крутицким Ювеналием возведен в сан игумена с вручением игуменского посоха.

22 декабря 2020 г. митрополита Крутицким Ювеналием назначен членом Епархиального совета Московской областной епархии, 24 марта 2016 г. ― благочинным церквей Коломенского округа.

Решением Священного Синода от 21 октября 2020 г. (журнал № 84) избран епископом Луховицким, викарием Московской епархии.

23 октября 2020 г. за Божественной литургией в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» поселка санатория «Подмосковье» г. Домодедово Московской обл. митрополитом Крутицким Ювеналием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 25 октября 2020 г. в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 26 октября за Божественной литургией в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Гибель Александра Михайловича тверского в Орде

Иван Калита с своими сыновьями отправился в Орду, черня пред ханом тверского князя. Узбек потребовал к себе Александра. Этот последний отправил наперед сына Федора, а потом поехал и сам. Он уже получил вести от сына и чуял беду от интриг Калиты; но так же, как отец его, предпочел лучше самому погибнуть, нежели новым бегством лишить своих детей наследственного княжения. Когда, провожаемый своей семьей, боярами и гражданами, князь сел в ладью, поднялся сильный ветер; гребцы не могли справиться с ним, ладью относило назад. Это было сочтено худым знамением.

В Орде Александр узнал, что уже назначен день его казни – 29 октября (1339 г.). В этот день Александр исповедовался у своего духовного отца и принял св. дары; то же сделал и сын его Федор и бывшие с ним бояре; никто не чаял остаться в живых. Князь сам вышел навстречу убийцам. Варвары схватили его, сорвали с него одежды и нагого подвели к сидевшему на коне вельможе Товлубию. «Убейте», – крикнул Товлубий. Убийцы пронзили Александра и сына его Федора и отрубили им головы. Бояре отвезли тела своих князей в Тверь. На тверском столе снова сел смирный, осторожный Константин Михайлович. Иван Калита велел снять колокол у Тверского Спасского собора и привести его в Москву.

Россия во первой половине XIV века

Митрополит Петр

Митрополит Максим, прибывший из Константинополя, в то время учил народ на Руси. Петр преподнес ему икону Пресвятой Богородицы собственной работы (названную Петровской), а также попросил себе и братии благословения. Дав его, митрополит с почтением принял образ и хранил его у себя. Впоследствии икона находилась в Успенском соборе Кремля в Москве. Настал час кончины митрополита Максима. После этого стали искать претендента на его святейший пост. Были две кандидатуры: Юрий Львович, князь Галицко-Волынский, уговорил Петра ехать для становления митрополитом, а Тверской и Владимирский князь предложил тверского игумена Геронтия на пост святителя. Второй кандидат отправился по морю в Константинополь, но буря настигла его в пути. Тогда Геронтию в видении Пресвятая Богородица сказала, что митрополитом должен быть Петр. Патриарху Константинопольскому Афанасию тоже было открыто предназначение Петра. Когда святитель вошел в храм, благоухание наполнило все вокруг. Это и было знамением для патриарха, который с радостью благословил Петра. Но, как полагалось, было собрание святителей, которое рассмотрело кандидатуру на пост митрополита. Оно признало, что Петр достоин этого поста, который был ему предначертан задолго до рождения. Во время посвящения все присутствовавшие поняли, что он — избранник Божий, пришедший сюда по велению Отца Небесного, так как лицо его просияло.

Известные люди и святые с именем Петр

Святые с именем Петр:

Апостол Петр (I век)

До своего призвания носил имя Симон и занимался рыбным промыслом. Первым исповедал Господа как Мессию (которого ожидали ветхозаветные праведники), за что Спаситель назвал его Кифой (по-арамейски это означает «камень», а по-гречески «камень» — «петрос»): на «камне» его веры Христос обещал создать Свою Церковь. После Сошествия Святого Духа на апостолов он много путешествовал по Римской империи, всюду проповедуя Евангелие, создавая первые христианские общины. Апостол Петр был казнен в Риме в период царствования императора Нерона.

Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862–1937) —

верный сподвижник Патриарха Тихона. Был утвержден Местоблюстителем Патриаршего престола после кончины святителя. Митрополит Петр продолжил бескомпромиссное противодействие обновленческому расколу, за что был арестован. Начались постоянные допросы, тюрьмы, ссылки. Тяжелейшие условия ссылок вскоре спровоцировали у святого астму, а позднее — частичный паралич. В 1937 году был приговорен к смерти и расстрелян.

Известные люди с именем Петр:

Пьер Абеляр (1079–1142) —

средневековый философ-схоласт и поэт. Написал один из главных схоластических трактатов «Sic et Non» («Да и нет»), занимался литературным и музыкальным творчеством. Трагическая история любви к прекрасной девушке Элоизе разрушила его научную карьеру. Как простой монах он был вынужден удалиться в один из монастырей, где до конца жизни занимался редакцией своих сочинений.

Петр Мамонов (род. в 1951) —

Фото Павла Смертина

актер, поэт и музыкант, основатель группы «Звуки Му», долгое время работал наборщиком в типографии, корректором и заведующим отделом писем в журнале «Пионер». В 1990-е годы Мамонов начал увлекаться актерским искусством. Первую важную роль он получил в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз». В начале 2000-х принял православие, а в 2006 году сыграл главную роль в знаменитом фильме «Остров».

Житие святителя Петра, митрополита Московского

Будущий митрополит Киевский и всея Руси Петр родился на Волыни во второй половине XIII века. Родители его, Феодор и Евпраксия, имели благочестивое житие. «Ещё до рождения Петра в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына». Житие повествует, что Петр с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, ему сложно было общаться со сверстниками, но благодаря чудесному явлению некоего святого мужа «отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом». Будучи совсем юным, в 12 лет Петр отправился в монастырь. К этому времени он успешно изучил книжные науки и мог с легкостью и с особой ревностью исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий митрополит изучению Священного Писания. Еще не достигнув совершеннолетия, он обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь паломникам. За добродетельную, аскетическую, подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан священноинока. После многолетних подвигов в обители священноинок Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, получивший название Новодворский. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Петр был избран игуменом, он кротко наставлял духовных чад, «никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию». О добродетельном подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Часто в обитель приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления игумена-подвижника. Известно, что в Спасо-Преображенской обители он написал первую московскую чудотворную икону Богородицы.

Как-то раз обитель посетил митрополит Максим, «обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания». Принимая благословение владыки, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым митрополит Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом земли Русской. В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился в городе Владимире на Клязьме. Таким поворотом событий был недоволен князь Галицкий, Юрий Львович. Он захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра. В 1305 году преставился митрополит Максим, и поэтому Петр становится митрополитом не Галицким, а всея Руси. В то же время тверской князь Михаил Ярославич направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника, игумена Геронтия, с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. «Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Богородица и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери исполнились.

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые игуменом Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, митрополита Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и перебрался в 1309 году. «В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на него обвинение перед патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над митрополитом Петром был созван в 1311 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой». Много трудностей испытал митрополит Петр в первые годы управления Русской митрополией. Поскольку Русь была под татаро-монгольским игом, не было твердого порядка, и митрополиту Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно сильны были труды и заботы владыки Петра об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. «Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к примирению и единству».

Православные тексты

Тропарь и кондак составлены на празднование перенесения мощей святителя и содержат обращение о помощи в избавлении от вражеского нашествия.

Тропарь

Наста днесь всечестный праздник / пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, / веселя изрядно твое стадо, / и верное отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, / еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней // и спастися душам нашим.

Кондак

Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна, / днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада, / в пренесение честных мощей твоих, / архиерею Петре, молим тя: моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением / верному воинству нашему на враги победительная, / да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся, / радостною душею и веселием сердца / благодарная ти воспоем, глаголюще: // радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

Святитель Филарет, митрополит Киевский (Казанский)

Архиепископ Филарет был переведен из Рязани в Казань 25 февраля 1828 года. Он был послан сюда для того, чтобы противодействовать отпадению крещеных татар в магометанство и устроить миссию для просвещения христианством язычников и магометан Казанского края. Архипастырь ревностно занялся обращением инородцев в христианство; сам объезжал инородческие селения, проповедовал инородцам учение Христово, привлекал их к себе кроткою и отеческою обходительностью, внушал и духовенству относиться к ним так же, устроял и освящал новые церкви. Он учредил миссию для обращения в христианство некрещеных инородцев и утверждения колеблющихся; при нем были составлены правила для миссионеров и предположено подготовлять к миссионерству воспитанников семинарии. Все эти меры принесли благие плоды: отпадения от Православия крещеных инородцев прекратились, много инородцев было обращено в святую веру. Архиепископ Филарет много заботился о благоустроении духовных учебных заведений и благолепии кафедрального собора. В 1830 году во время эпидемии холеры он сорок дней молился в загородном архиерейском доме об избавлении города от губительной болезни. Он учредил в епархии следующие праздники: день преставления святителя Германа (6 ноября), день перенесения святых мощей святителя Германа (6 июля), день преставления святителя Варсонофия (11 апреля). Во время голода 1833—1834 гг. он раздавал продовольственную помощь голодающему населению. Архиепископ Филарет был строгим архипастырем, поэтому многих провинившихся священнослужителей и церковнослужителей лишал сана и звания.

Архиепископ Филарет много трудился на благо Церкви, однако его не покидало желание вести уединенную монастырскую жизнь. Он уже подумывал об уходе на покой в монастырь, чтобы иметь возможность отдаться любезным его сердцу монашеским подвигам. Он избрал себе и место для этого — Раифскую пустынь, где начал было устраивать себе келию. Но неожиданно был вызван в Петербург для присутствования в Святейшем Синоде, откуда уже не возвратился в Казань.

Молитвы

Тропарь святителя Петра
глас 4
Яже прежде безплодная, земле,/ ныне веселися:/ се бо Христос светильника в тебе показа,/ яве сияюща в мире/ и исцелевающа недуги и болезни наша./ Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:// святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.

Тропарь святителя Петра
глас 8
Ликуй светло, благославнейший граде Москва,/ имеяй в себе архиерея Петра, яко зарю солнца,/ всю Россию чудодеянии озаряюща,/ той бо немощи врачует/ и недуги, яко тьму, прогонит от вопиющих ему:/ радуйся, иерарше Бога Вышняго,// тобою сия пастве твоей соделовающаго.

Ин тропарь святителя Петра
глас 4
Благоверно пожив в мире,/ житием чистым просветився,/ учением святительства приим паству,/ апостолом наследниче./ Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре,/ моли Христа Бога/ да спасет души наша.

Кондак святителя Петра
глас 8
Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу,/ днесь любовию тебе притекаем, песнь, богоносе, плетуще,/ яко имея дерзновение ко Господу,/ многообразных избави нас обстояний, да зовем ти:// радуйся, утверждение граду нашему.

Ин кондак святителя Петра
глас
4
Явися днесь пресветлая память твоя, святителю преблаженне Петре,/ в мире светло сияющи/ и являющи всем Божественное сияние.

Тропарь святителя Петра
глас 4
Наста днесь всечестный праздник/ пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/ веселя изрядно твое стадо,/ и верное отечество, и люди,/ о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/ еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней// и спастися душам нашим.

Ин тропарь святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца
глас 4
Благоверно пожив в мире,/ житием чистым просветився,/ учением святительства прият паству,/ апостолом наследниче./ Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Петра
глас 8
Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна,/ днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада,/ в пренесение честных мощей твоих,/ архиерею Петре, молим тя:/ моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением/ верному воинству нашему на враги победительная,/ да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся,/ радостною душею и веселием сердца/ благодарная ти воспоем, глаголюще:// радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

Ин кондак святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца
глас 4
Явися днесь пресветлая память твоя,/ святителю преблаженне Петре,/ в мире светло сияющи/ и являющи всем/ Божественное сияние.

Молитва святителю Петру, митрополиту Московскому
О великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недос­тойныи рабы Его, да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему, дары благости Его, наипаче же да оградит нас миром, брато­любием, благочестием от всех искушений врага диавола и дарует нам быти верным чадом твоим, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, сохрани предстательством твоим небесным град Москву и люди ея. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно и буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити и Царство Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь святителей Московских
глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских
глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Величание
Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

На пути к подвижничеству

Святитель Петр Московский родился в благочестивой семье, на Волынской земле. Его отца звали Феодором, а мать (по некоторым сведениям) — Евпраксией.

О том, что сын будет избран Всеведущим Богом на особое служение, прославит Его и сам будет прославлен, родители узнали из Откровения ещё до его появления на свет.

Как-то раз на рассвете, мать увидела во сне необыкновенного агнца (согласно сюжету видения, она заботливо держала его на своих руках). Меж рогов агнца росло чудное дерево, изобиловавшее множеством плодов и цветов. Среди пышной листвы пылали свечи. При всём этом дерево источало несказанное благоухание. Проснувшись, Евпраксия не могла себе объяснить, что бы значило это видение. И лишь потом стало ясно, что содержание сна указывало на духовные дарования её сына (который тогда находился в материнской утробе).

До семилетнего возраста Петр обучался и воспитывался в родительском доме. А затем его отдали для обучения грамоте и книжным наукам. Учился он с усердием, однако учение не поддавалось ему. Это печалило отрока, огорчало родителей. Но вот, однажды ему явился во сне некий муж в святительском облачении. От него изливалось сияние. По слову явившегося, Петр открыл свои уста и тот, благословив, влил в них сладость. После этого случая Петр стал учиться успешнее и со временем превзошёл своих сверстников.

Ещё в юности всем возможным путям своей жизни он предпочёл трудный, но верный — монашеский, и поступил в монастырь.

Мученица Иулиания

Иулиания, дочь знатного язычника Африкана, родилась в городе Никомидии. В девять лет ее обручили с неким Елевсием. Обладая глубоким разумом и склонной к добру душой, юная Иулиания поняла ложность язычества и тайно приняла святое Крещение. Когда приблизилось время свадьбы, Иулиания решительно отказалась от замужества. Отец начал уговаривать дочь не нарушать давнюю помолвку, но, не добившись желаемого, стал жестоко ее избивать. Затем Африкан отдал дочь на суд епарху города, Елевсию, который и был женихом Иулиании. Он горячо просил святую выйти за него замуж, обещая не принуждать ее к перемене веры, но та отказалась. Иулианию долго и жестоко истязали, но после каждой пытки она получала от Бога исцеление и новые силы. Видя непреклонность и мужество девицы, чудесные исцеления ее от ран, 500 мужей и 130 жен тоже исповедали Христа — и были обезглавлены. Убедившись, наконец, в полной безуспешности попыток отвратить святую деву от ее Небесного Жениха, Елевсий приговорил ее к усечению главы.

* * *

Положение Православной Церкви в Польше при митрополите Петре (Могиле) значительно изменилось к лучшему. Софийский кафедральный собор в Киеве с приписанными к нему храмами, Выдубицкий, Михайловский и Пустынно-Николаевский монастыри и другие обители и храмы перешли в ведение православного митрополита, который принимал меры к восстановлению, обновлению и благоукрашению собора, храмов и монастырей.

Киевский Софийский собор на фотографии 1918 года

Восстановление запущенного и опустошенного Софийского собора, которым униаты владели 37 лет, началось с 1634 года и продолжалось около 10 лет. Митрополит Петр (Могила) распорядился освободить из-под слоя земли Десятинную церковь, под развалинами которой были обретены мощи святого равноапостольного великого князя Владимира. Для покрытия расходов митрополит Петр (Могила) обращался в Москву с просьбами о пожертвованиях и прибавлял, что «паче прошений своих» он просит устроить и в Москве такой монастырь, при котором была бы открыта школа, подобная Киевской коллегии, где бы «старцы и братия общежительного Киевского братского монастыря обучали детей греческой и славянской грамоте». Это, как сообщали его современники, было сделано в Москве в 1634 году, а в 1649 году приближенный царя Алексия Михайловича боярин Феодор Михайлович Ртищев вызвал из Киева ученых иноков Киево-Печерской Лавры, учеников и воспитанников митрополита Петра (Могилы) — иеромонахов Епифания (Славинецкого), Арсения (Сатановского), Дамаскина (Птицкого) — и с их помощью открыл в устроенном им Андреевском монастыре школу для научения московских молодых людей греческому и латинскому языкам.

Илл 10.Славяно-греко-латинская академия или Заиконоспасский м-рь. Взять с сайта

В 1685 году в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. Устроена она была по образцу Киево-Могилянской и явилась центром высшего и среднего духовного образования в России.

Киевская коллегия долгое время была образцом для устройства духовных училищ по всей России. Бытом, организационными формами она служила образцом для русских духовных семинарий в течение всего XVIII века, и в XIX веке не исчезло еще в русских духовных школах влияние ее традиций.

Текст приводится по изданию: «Русская Православная Церковь, 988 — 1988. Очерки истории I — XIX вв.». М.: Издательство Московской Патриархии, 1988. Выпуск 1.

Деятельность святого Петра как митрополита

К концу тринадцатого века разбой и насилие, чинимые татарскими завоевателями, достигли такого размаха, что из Киева стали массово бежать люди. В 1299 году митрополит Максим, руководствуясь соображениями церковной икономии, перебрался из Киева во Владимир.

Князь Галицкий этот шаг не одобрил. Он желал, чтобы митрополит был ближе к нему. С этой целью он решил поставить на митрополичью кафедру игумена Петра, и отправил его в Константинополь. В это время преставился митрополит Максим.

Михаил Тверской, занимавший тогда великокняжеский престол, руководствуясь собственными интересами, попытался провести на митрополичью кафедру игумена Геронтия, для чего тоже направил его к Константинопольскому Патриарху. При этом Геронтий не преминул захватить с собой святительский жезл, утварь и даже икону, написанную и подаренную митрополиту Петром.

Из двух претендентов достойного выбрал Сам Бог. Когда Геронтий плыл на корабле по Чёрному морю, ночью, во время шторма, ему явилась Небесная Царица и недвусмысленно возвестила, что митрополичий престол достанется Ратскому игумену. Так и произошло: Константинопольский Патриарх Афанасий поставил митрополитом Петра, причём, возвёл его в достоинство митрополита всея Руси.

Возвратившись на Родину в 1308 году, святитель около года жил в Киеве, после чего перебрался во Владимир: туда, где его предшественник и утвердил кафедру митрополита всея Руси.

Время было трудным. С одной стороны — несогласия и раздоры между князьями. С другой стороны — татарское иго. Некоторые северные владетели выражали крайнее недовольство поставлением на кафедру Петра, будоража и возмущая народ.

Святитель Петр часто менял места проживания. Людям требовались и утешение, и ободрение, и умиротворение, но больше всего надлежало заботиться о хранении, распространении и укреплении подлинной веры.

В какой-то период между Юрием Московским и Михаилом Тверским установилось противостояние: оба хотели видеть себя на великокняжеском троне. Митрополиту Петру едва ли было возможно совершенно отстраниться от этой борьбы, ведь она касалось не только двух спорящих княжеских особ, но и их подданных, Православных людей.

Святитель счёл верным принять сторону Юрия, что, само собой разумеется, вызвало недовольство Михаила Тверского и его приближенных. В ответ на выбор митрополита Петра они составили против него обвинение и довели до ушей Патриарха. Тот не спешил доверять обвинениям и решил досконально исследовать дело. Созванный по этому поводу, в 1311 году, Собор в Переяславле оправдал русского святителя.

В 1312 или 1313 году митрополит Петр, в видах церковной и государственной необходимости, совершил путешествие в Орду, где встретился с ханом Узбеком, получил от него грамоту, подтвердившую прежние льготы для духовенства и предоставившую митрополиту право судить церковных людей.

После смерти князей Михаила и Юрия ярлык от хана на великое княжение был дан сыну Михаила, Александру Тверскому, который, воспользовавшись ситуацией, вступил в борьбу за власть и влияние с Иваном Калитой (Московским). На этот раз митрополит Пётр вновь склонил своё благоволение на сторону Москвы.

Биография митрополита Петра Московского

Будущий архиепископ Московский и Всея Руси родился на северо-западе современной Украины, территории, входившей в Галицкое княжество. Его матери во время беременности приснился ягненок, из головы которого росло дерево с ароматными цветами и плодами. Так родителям было знамение, что их чадо избрано для служения Господу.

Сына нарекли Петром. После 10 лет мальчика отдали на учение в школу при монастыре. Петр был старательным учеником, но знания давались ему с трудом, что огорчало ребенка и его родителей. Но однажды случилось чудо: спящему Петру явился святой, давший ему испробовать сладость. Сон повлиял на способности мальчика, который вскоре стал лучшим учеником.

С юных лет Петр стремился к монашеской жизни. С 12 лет он жил при монастыре, ревностно и смиренно выполняя работу, указанную ему братией. Свободное время проводил в молитве, чтении Священного Писания, обучении иконописи. Созданные им образы свидетельствовали о художественном даровании юноши и пользовались спросом у богомольцев.

Игумен монастыря видел, что инок отличается нравственной устойчивостью, чистотой веры, и посвятил его в иеромонаха. По прошествии нескольких лет служения Петр почувствовал желание уединиться и предаться молитве и созерцанию в одиночестве и тишине.

Настоятель монастыря благословил его на духовный подвиг. Петр ушел из монастыря. Свою келлию он основал на берегу реки Рать. Об отшельнике узнали в окрестных селах и деревнях и стали приходить к нему за благословением, советом. Рядом с жилищем Петра обосновались его последователи.

Поселение преобразовалось в монастырь, настоятелем которого насельники избрали Петра. Слава об обители пошла по всей земле Волынской. За наставлением к пастырю приезжали и приходили бедные и знатные паломники. Митрополит Максим посетил монастырь и принял дар от Петра: написанную им икону Успения Пресвятой Божьей Матери.

Митрополит Максим решил переместить свою резиденцию из Киева во Владимир, опасаясь набегов татаро-монголов. Вскоре он умер. Между князьями Юрием Галицким и Михаилом Тверским начался раздор, в который они втянули игуменов Петра и Геронтия.

Каждый из князей желал, чтобы митрополит был территориально ближе к нему. Для разрешения спора Петр и Геронтий в 1308 году были отправлены в Константинополь, к патриарху Православной церкви. Патриарх Афанасий поставил Петра митрополитом Всея Руси.

Петр вернулся в Киев, но вскоре перевел управление митрополией во Владимир из соображений безопасности. На Руси продолжалась княжеская междоусобица, сохранялось внешнее управление татаро-монгольских ханов.

В этих условиях православная вера ослабевала. Святитель навещал приходы, где совершал богослужения, выступал с проповедями. Петр старался ободрить и утешить русский народ, укрепить и сохранить от ереси православное учение.

Московский и владимирский князья вступили в спор, кому из них полагается титул великого князя. Архиепископ принял сторону московского правителя, чем разгневал его соперника. Владимирский князь решил отомстить и лишить Петра чина архипастыря. В 1311 году он попытался обжаловать решение Константинопольского патриарха, но не нашел поддержки у высшего духовенства Православной церкви.

Свои права вершить церковные дела Петр был вынужден подтверждать разрешительной грамотой от ордынского хана Узбека. Борьба за объединение русских земель под одним началом продолжилась после смертей Юрия Московского и Михаила Тверского. Их сыновья, Александр Тверской и Иван Калита, продолжили борьбу за власть.

Духовный пастырь Всея Руси вновь принял сторону московского князя. В 1325 году Петр перевел кафедру из Владимира в Москву, закрепив тем самым господствующую роль Московского княжества, как центра русских земель. Митрополит предложил московскому князю построить каменный собор в честь Успения Богородицы.

В стене строящегося храма Петр, зная о скорой кончине, предусмотрел каменную гробницу. 21 декабря 1326 года он благословил князя, весь русский православный люд и с молитвой на губах отдал Богу душу. Останки его были похоронены в гробнице храма Успения Божьей Матери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector