Схоластика

Преимущества и недостатки

400 лет существования схоластики не прошли бесследно для Европы, даже отчасти – для христианского Востока:

  • сложилась система богословского образования; с XVII в. православные духовные учебные заведения, организованные по образцу учебных заведений схоластов, начинают распространяться в России; это духовные школы, открытые на Украине свт. Петром Могилой, семинарии, Академии по всей России, которые появляются позже, к XIX в.;
  • многочисленные «доказательства Бытия Божия», ныне, как ни парадоксально, близки многим людям, выросшим в среде атеизма, рационализма; сейчас первой ступенькой к вере для многих становится «объяснение от ума».

В то же время схоластика, имея просветительское и некоторое миссионерское значение, ответственна за рационализацию веры многих людей не исключая православных. Об этом писал, например, П.А.Флоренский, говоря о проблемах современных ему духовных учебных заведений:

Учение, некогда созданное желавшими совместить веру и рассудок, немало сделало для «мира сего», создав науку, школьное образование, помогло сделать первый шаг ко Христу многим колеблющимся. Но амбициозной цели богопознания философы так и не достигли. Видимо, таков удел человеческого разума, хотящего самостоятельно достигнуть неба.

Наталья Сазонова

Традиционная школьная система и официальная философия христианства

В Средние века в основе обучения юного поколения использовался принцип поиска религиозной истины путем логических выводов и рассуждений. Повсюду распространялись труды Аристотеля, которые перевел Боэций, и святого Августина. Иногда в рядах схоластов присутствуют сорные суждения. Например, такие философы, как Дунс Скот и Фома Аквинский по-разному растолковывают религиозные истины. Но по-настоящему удар схоластике наносит Уильям Оккама, который сумел найти в традиционной философии противоречивые истины, ведущие не к гармонии, а к разрушению единства разумного и вечного.

В отличие от мистического мировоззрения, схоластика определяла путь божественного постижения не в чувственном восприятии, а путем логического определения субъективных и объективных факторов. Начало философского развития относят к середине V века, когда на основе патристики первоначально систематизируются основные догмы. В это время доступ к античным философам ограничен, в распоряжении имеются только труды Платона, Августина и Аристотеля.

Уроки схоластики

Схоластика по своему происхождению и сути тесно связана с обучением. Его основой были существующие учебники, большая часть которых пришла из античности , но некоторые были произведениями средневековья.

Учебники

В факультете в области гуманитарных наук (художник факультет) один дело с логикой и грамматикой ( как теория языка), естественными науками, метафизикой и этикой . Самыми важными учебниками были соответствующие работы Аристотеля, то есть Органон (его труды по логике), Физика , О небе , Метеорология, Происхождение животных , О душе , Метафизика , Никомахова этика и т. Д. На богословском факультете один изучал кроме Библии, прежде всего в предложениях от Питера Lombardus ; Ожидалось, что каждый теолог прокомментирует предложения . На медицинском факультете уроки в основном основывались на трудах Галена , Медицинском каноне Авиценны и трудах Исаака бен Соломона Исраэля (Isaak Judaeus). Для юристов основными работами были Corpus iuris civilis (римское право) и Corpus iuris canonici (церковное право).

Задача

Первой и основной задачей было сделать содержание учебников понятным, то есть объяснить, что в них имеется в виду, и исключить возможные двусмысленности и недопонимания. Это было срочно необходимо, особенно в отношении работ Аристотеля, потому что в латинских переводах, доступных в то время, их было трудно понять и, следовательно, требовались комментарии. Затем следует доказать, что содержание учебника было обоснованным и свободным от противоречий и что не было противоречий с очевидными фактами или другими признанными учебниками. Следующим шагом было задавать и самостоятельно решать вопросы, возникающие при чтении учебника. Следующим шагом было использование учебника только в качестве ключевого слова для всех вопросов, которые были интересны. У схоласта была возможность подробно изложить свою философию.

Курсы

Учебное обучение состояло из лекций (lectio) и диспутов. Проведение этих курсов было исключительным правом Мастеров . В диспутах, которые проводятся регулярно на все факультеты под руководством степени единого хозяина, служили для обсуждения и уточнения вопросов ( quaestions ) по определенным ранее объявленным темам (Quaestiones disputatae, Quaestiones ordinariae). Дважды в год проводился Disputatio de quolibet , мероприятие для структурированного обсуждения (иногда продолжающегося несколько дней) по любой проблеме, т.е. ЧАС. обо всем, что могло стать предметом научных дискуссий. Основные аргументы и результаты диспутов были письменно зафиксированы и опубликованы.

Комментарий

Начиная с учебников, основательное знание и правильное понимание которых было первоочередной задачей, схоластическая наука оставалась прежде всего комментарием. Очень большая часть работ ученых-схоластов состояла из комментариев к учебникам. Самым простым типом комментариев были глоссы : в учебнике между строками или на полях вводились пояснения к словам и другие, иногда подробные пояснения и примечания. Следующим этапом были пояснительные, перефразирующие комментарии, которые излагали структуру учебника, представляли ход его мыслей в систематически структурированной форме и другими словами воспроизводили его содержание. Затем были «Quaestionenkommentare», которые содержали вопросы по учебнику и его обсуждению и, наконец, разъяснения с аргументацией и опровержением контраргументов. Эти типы комментариев (были и смешанные формы) соответствовали категориям курсов: простой текст-пояснительный комментарий соответствовал лекции, вопросительный комментарий — диспуту.

напевать

Суммы служили всеобъемлющим, систематическим, похожим на руководство, изложением обширных областей знаний, таких как грамматика, логика или даже богословие в целом. Еще в году грамматист Петрус Хели (или Гелиас) написал Summa super Priscianum , краткое изложение учений древнего грамматиста Присциана , которое положило начало спекулятивной грамматике (теории языка) схоластики. Петрус Эспанус написал Summulae logicales, очень популярный учебник логики, который широко публиковался вплоть до XVIII века. Среди теоретических выводов наибольшее влияние оказали выводы Фомы Аквинского ( Summa contra gentiles и Summa theologica ). В случае с юристами тоже большие части материала были изложены в суммах. В частности, декретисты ( канонические юристы, изучавшие и истолковавшие Decretum Gratiani ) выступили в качестве авторов сумм, некоторые из которых также были для них комментариями.

В чем особенность и проблемы схоластики

Характерной особенностью схоластики является составление сумм, то есть всеобъемлющих изложений церковного богословия. Направление с особой скрупулёзностью занималось доскональным изучением всех возможных вариантов текущего вопроса, опровержением неуместных его постановок. Представители течения часто использовали, как доказательство своей правоты, цитаты знаменитых, уважаемых деятелей. Благодаря этому данная философская логическая система оказалась четко изложенной, задокументированной, хорошо сохранившейся для потомков.

Но проблематика схоластики весьма обширна. Используя тезисной подход, ее можно разделить на три основных проблемы.

Проблема первая – соотношение знания и веры. Эти противоположные понятия взаимно исключают друг друга. Религия базируется на откровение, не нуждается в доказательствах. Знание, как сила разума, не полагается на недоказуемое наитие. О самостоятельности веры говорил Тертуллиан: «Благодаря Иисусу нам ни к чему любознательность, благодаря писанию «Евангелия», нам ни к чему поиски истины». Вера остается верой, потому что не требует обоснований. Тертуллиан считал философию ересью, ибо философы, задающие рациональные вопросы, подрывают религию, а веровать нужно в абсурдное.

Проблема вторая – соотношение сущности и существования. Это теологическая дилемма действительного существования Всевышнего и постижения его сущности. Философия снова опровергает реальность невидимого, непостижимого, так как образ Бога есть результат воображения. Схоласты выходят из этой ситуации так: существующий мир сотворил Господь, из этого следует, что сущность всех вещей мира есть божье творение. Речи о том, что именно Бог создал мир, людей, природу не было, сие воспринималось, как данность. Вопрос стоял так – реально ли его познание? Одни думали – постичь Бога можно с помощью разума, другие считали – постичь Творца невозможно, все сведения мы приобретаем через откровения.

Благодаря данному схоластическому спору родились:

  • Два метода познания Всевышнего: святой, естественный. Первый исходит из догматов «Святого писания», второй доказывает бытие Создателя через характеристики реального мира. Здесь знание и вера вступают в дружеский союз.
  • Новые идеи европейской философской мысли – выяснение сущности вещей стало главной целью европейских философов.

Проблема третья – проблема природы и универсалий (сущности общих понятий). Это теологическая дилемма христианства о сущности Творца, его троичности (Отец, Сын, Святой Дух) и философская о соотношение общего с единичным. Решение задачи породило два течения схоластики – реализм, номинализм.

Идеи реализма воплощал Платон: «общее в виде «идеи» есть реально само по себе, не привязано к предметам». Номинализм выражал Аристотель: «Сущность общего в самих предметах».

Учение номиналистов трактует – общее в принципе не существует, даже если существует, то лишь в понятиях, выражающих знание о единичных вещах, после самих вещей.

Реалисты считали – есть только общее, единичное является кажущейся реальностью. До появления внешних предметов появилась «идея» в разуме Бога.

Аристотелевская мысль и схоластика

Развитие схоластики было существенно подчинено проникновению Аристотеля в Европу, а также переводам еврейских и арабских философов (в том числе Авиценны , Аверроэса , Маймонида ). Постепенное открытие Аристотелевской физики и метафизики на Западе вызвало настоящую «революцию». График можно установить следующим образом:

  • На протяжении всего средневековья Аристотель рассматривался только как логик, и о нем знают только Органон , затем Категории и Пери Эрмении , на основе которых можно добавить некоторые косвенные источники, которые дадут набор, называемый старым логическим . Это версия, которую использовал Абеляр .
  • Наступает момент, когда «через Толедо рыцари Реконкисты несут трубадурам отголоски поэзии ислама. Аристотель открыл духам прежде всего природу ». По сути, именно Жерар де Кремона из 1134 года в Толедо , имеющий на своем счету 86 переводов с арабского (работы по математике, астрологии, герметизму), переведет «версию Последней Аналитики , Физики , Договора о небесах и мире». , о порождении и порче , а также о первых книгах Погоды  ». Согласно Жено, эти первые переводы все еще пронизаны неоплатонизмом и смешивают подлинные произведения Аристотеля с произведениями, находящимися под влиянием неоплатонизма, такими как Liber de Causis («Книга причин» или «Книга доброго чистого»).
  • Точные даты прибытия различных переводов во Францию ​​неизвестны, хотя весьма вероятно, что их распространение было постепенным. Тем не менее, Жильсон дает следующее указание: «Кажется , что — то физика Аристотеля было известно с конца XII — го  века.»
  • В 1210 году в Париже были запрещены книги по философии природы.
  • В 1215 году несколько школ объединились и стали Парижским университетом , самостоятельным учреждением со своим уставом. Академик основал на этом свой метод, схоластику, которая столкнется с первыми неудачами из-за несовместимости импортированной культуры с установившейся культурой. На факультете искусств в Париже терпят логику Аристотеля, но не физику и метафизику.
  • В 1231 году папа Григорий IX «повторяет запрет Собора 1210 года, но добавляет, что физика Аристотеля будет представлена ​​на рассмотрение комиссии и очищена от ее ошибок».
  • С 1230 по 1255 год барьеры постепенно разрушались под руководством Альберта Великого и Роджера Бэкона в 1244 году, затем Роберта Гроссетета , канцлера Оксфордского университета, завершившего перевод этики в Никомаке в 1247 году, и, наконец, святого Фомы Аквинского. в 1252 году, где «Святой Фома откровенно сделал выбор в пользу Аристотеля».
  • Это прореживание будет недолгим. В 1270 году Этьен Темпье , епископ Парижа, осудил аристотелизм, обнаружив позиции, противоречащие христианским догмам в некоторых схоластиках (таких как Боэций Дакийский и Сигер Брабантский ), в частности аверроизм, который развился на факультете искусств Парижа , осуждение усилен в 1277 г .; мы можем перегруппировать эти позиции под четырьмя заголовками: вечность мира, отрицание вселенского провидения Бога, уникальность интеллектуальной души для всех людей (монопсихизм), детерминизм.

Эта дата соответствует, по мнению Пьера Дюэма , зарождению современной науки. Темпье, во имя теологической необходимости, откроет зияющую брешь, из которой будут созданы основы современной мысли: «Если современная наука не родилась в 1277 году, это дата, когда рождение космологий современности стало возможным. в христианской среде ».

Отец

Отцом схоластики считают Боэция. Именно он предложил обучаться семи наукам, из которых можно извлечь теологию. Он был государственным деятелем и христианским теологом. Свой известнейший труд написал в довольно молодом возрасте. Работа называлась «Утешение в философии». Она оказала огромное влияние на многих авторов. В ней поднимались вопросы свободы человека и промысла Бога. Боэций говорит о том, что даже если Бог может предвидеть наши действия, но это вовсе не означает, что они такими и будут. Человек имеет свободу выбора, а потому всегда может поступить так, как считает нужным.

По другим источникам, первым отцом схоластики является Иоанн Эриуген, которого мы упоминали в начале статьи. Он сумел добиться решающей роли диалектики и совместить философию и теологию. «Вторым» отцом этой науки считают Ансельма Кентерберийского, который говорил о том, что человеческий разум действительно свободен, но только в пределах определенных убеждений. Главная задача, которую Ансельм видел в схоластике, – это необходимость разложить по полочкам учение христиан, изучить все детали и мелочи, чтобы иметь возможность простым путем его изложить. Науку эту он сравнивает с обучением или дебатами. В результате этого истина кристаллизуется на фоне анализа и подробных размышлений.

Ученые едины в том, что схоластика в философии – это необходимый элемент. Максимальное развитие науки пришлось на XIII век, когда творили такие люди, как Альберт Великий, Фома Аквинский и Бонавентура.

В целом схоластика в философии — это путь изучения веры разумом, но при помощи чувств.

Диспут об универсалиях

Главная философская дискуссия Средневековья – диспут об универсалиях.

Определение 3

Универсалии – это общие понятия, в которых ставился вопрос: они универсальны или реальны, иными словами, существуют ли они отдельно от предметов и вещей, или это названия вещей?

Исходя из того, как философы отвечали на поставленный вопрос, они относились либо к реалистам, либо к номиналистам. Те, кто придерживался номинальной точки зрения, утверждали, что универсалии – просто слова, они не могут существовать отдельно от вещей. По их мнению, объективно существуют только конкретные вещи, обладающие конкретными свойствами. Яркими представителями номинализма были Росцелин и У. Оккам.

Сторонники реализма придерживались мнения о том, что универсалии существуют объективно и являются предшественниками вещей. Среди раелистов был замечен И. С. Эриуген, А. Кентерберийский, Фома Аквинский.

Потомство схоластической концепции

Хотя термин Scholastic имеет негативный оттенок , начиная с XVII — го  века, так как кажется , привязанным к спекуляции чрезмерной (Дело Галилего и , стойки Декарта ), пап последовательно подтвердил глубину мысли о Томасе Аквинский  :

  • Лев XIII в энциклике Aeterni Patris ,4 августа 1879 г., о святом Фоме Аквинском и христианской философии  ;
  • Иоанн Павел II утверждает в энциклике Fides et ratio du14 сентября 1998 г. :
«Постоянная новизна мысли святого Фомы Аквинского.
Святой Фома занимает особое место не только из-за содержания своего учения, но и из-за диалога, который он смог установить с арабской мыслью и еврейской мыслью своего времени. В то время, когда христианские мыслители заново открывали для себя сокровища античной философии, а точнее аристотелевской, он имел великую заслугу в том, что он выдвинул на первый план гармонию, существующую между разумом и верой. Он объяснил, что и свет разума, и свет веры исходят от Бога; поэтому они не могут противоречить друг другу. «
«Большой вызов, стоящий перед нами в конце этого тысячелетия, состоит в том, чтобы знать, как осуществить переход от явления к основанию, если он столь необходим, насколько это срочно. Невозможно останавливаться на одном опыте; даже когда это выражает и проявляет внутреннюю сущность человека и его духовность, умозрительное размышление должно достигать духовной субстанции и основы, на которой оно покоится. Философская мысль, которая отвергала бы любое метафизическое открытие, поэтому была бы радикально неадекватной для выполнения функции посредничества в разуме Откровения. «

Бенедикт XVI объявил28 января 2007 г. :

«Обладая дальновидной мудростью, святому Фоме Аквинскому удалось установить плодотворную конфронтацию с арабской и еврейской мыслью своего времени, так что он считался непреходящим мастером диалога с другими культурами и религиями. Он знал, как представить этот замечательный христианский синтез между разумом и верой, который для западной цивилизации представляет собой драгоценное наследие, из которого можно извлечь пользу и сегодня для эффективного диалога с великими культурными и религиозными традициями востока и юга России. мир. «

Средневековая схоластика

Схоластика сформировалась в Средневековье в IX–XIII веках.

Однако ещё до этого периода схоластические идеи можно было найти в трудах древнегреческих философов Аристотеля и Платона в IV–V вв. до н. э.

Развитие схоластики связывают с именем римского философа Боэция (V–VI вв.). Философ переводил труды этих древнегреческих философов

Большое внимание уделял логике

Вместе с логикой в Средневековье пришло рассуждение и о том, существует ли Бог и как это логически доказать.

Доказыванием существования Бога занимался итальянский философ Ансельм Кентерберийский (XI–XII вв.). По мнению философа, человек должен понять свою веру с помощью разума.

Философ утверждал, что вера и разум могут сосуществовать. Но вера не следует из разума. Это что-то божественное, что даруется свыше.

Что касается существования Бога, то философ пытался доказать это с помощью онтологии (науки, которая изучает бытие). Бог совершенен. А это значит, что если он существует в наших размышлениях, мыслях, то мы не можем прийти к мысли, что его нет. Потому что тогда он не был бы совершенен.

Расцвет

Надо отдельно заметить, что в период расцвета этой науки многие её положения переходили из теологических в философские. Это было нормально на том этапе, но было также ясно и то, что рано или поздно они разойдутся. Таким образом, к концу Средних веков философия и богословие действительно обособились.

Средневековая схоластика понимала, какая разница существует между этими двумя направлениями. Философия основывалась на естественных и разумных истинах, в то время как богословие за основу имело божественное откровение, которое было более «сверхъестественным». В философии можно найти истину, но только отчасти. Она лишь показывает нам, каких пределов может достичь человек в своем познании. При этом для того, чтобы созерцать Бога, необходимо обратиться к откровению, так как философия не способна удовлетворить этого желания.

Философия Фомы Аквинского

Жившего в 13 столетии Ф. Аквинского называют крупнейшим философом-схоластом, работавшим в век наивысшего расцвета данного направления. Он является автором томизма – учения, которое по сей день остается основой официальной доктрины католической церкви. К главным сочинениям Аквинского относят «Сумму теологии», ставшую его основополагающей работой в области схоластического богословия.

В своих теологических работах Аквинский соединил воззрения Платона и Аристотеля, называя все окружающее нас единством сущности (эссенцией) и существования (экзистенцией). Божественная сущность идентична существованию, но у всех других вещей и предметов сущность в той либо иной мере не совпадает с существованием. Все единичное представляется случайным, его обуславливает нечто иное, а Бог, наоборот, абсолютен.

В дальнейшем философ развил воззрения Аристотеля, предложив рассматривать Бога в качестве чистой формы, а окружающую реальность — в качестве единства между формой и материей. Оставаясь умеренным реалистом, он высказал суждение о тройственности существования общих понятий. По его мнению, эти понятия существуют как:

  • сущностные формы в единичных предметах;
  • мыслительные абстракции в сознании людей;
  • идеальные прообразы единичных предметов в божественном сознании.

Подобно большинству европейских религиозных мыслителей, Ф. Аквинский признавал приоритет веры над знанием, но как схоласт он придавал немалое значение разуму в процессе познания истины. Основным отличием Аквинского от ранних схоластов называют разделение им христианских догм на сферы познания, чего не встречалось у более ранних представителей этого направления. Таким образом, он делит богословие и науку по объектам познания: представители науки объясняют суть объективного мира, а богословы занимаются трактовкой того, что не поддается объяснению посредством естественного человеческого мышления.

Аквинский отрицал саму возможность существованию противоречий между наукой и теологией, поскольку ставил христианскую истину выше разума, а источником истины называл Бога. По этой причине он определял философию как дисциплину, призванную служить богословию, дабы рационально выражать религиозные идеи и опровергать любые ложные аргументы, высказанные против религии.

Схоластика Фомы Аквинского

Эту тему стоит рассмотреть отдельно. Фома Аквинский придумал описания, которые позже получили названия «сумм». Это ёмкие и содержащие только основные сведения комплексы информации. Он изложил «Сумму теологии» и «Сумму против язычников». В своей первой работе он прибегал к заключениям Аристотеля, чтобы систематизировать христианское учение. Таким образом, ему удалось создать собственную концепцию. Каковы же ее положения?

Во-первых, он говорит о необходимости гармонии между разумом человека и его верой. Есть два способа познания: рациональный и чувствительный. Не стоит использовать только один из них, так как в таком случае истина будет не полной. Вера и наука должны дополнять друга. Благодаря последней можно исследовать мир и узнавать о его свойствах, но озарение и взгляд на вещи со стороны божественного откровения может дать только вера. Ни в коем случае не должно быть духа соперничества между этими двумя глобальными понятиями. Наоборот, соединившись, они создадут гармонию.

Во-вторых, схоластика Фомы Аквинского строится на его 5 доказательствах бытия Бога. Мы не будем рассматривать каждое из них отдельно, так как это займет слишком много времени. Скажем лишь, что он использовал оба метода познания для того, чтобы описать эти доказательства. Более того, многие положения и идеи Аквинского позже были подтверждены реальными научными экспериментами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector