Квинт тертуллиан (160
Содержание:
Апологетическая деятельность
Время служения Тертуллиана было временем тяжелейших испытаний для Церкви. Христиан гнали, их ненавидели, унижали, подвергали побоям, истязали, мучили, убивали.
И Тертуллиан, не жалея энергии, не страшась ни доносчиков, ни судей, ни мучителей и палачей, так решительно выступал в защиту христианства, что остаётся удивляться, как он, за всю свою жизнь, ни разу не оказался в темнице и пыточной.
И это при том, что он не скрывался от преследований, а словно бросая им вызов, обращался к обидчикам в самых резких, шероховатых, а иногда и обидных словах. Так, он называл гонителей Церкви свирепыми невеждами, осквернителями святынь; высмеивал языческие культы и мистерии, клеймил позором кумиров и идолов; грозил Судом Божьей Правды, чашей ярости Божьей.
При этом его апологетические произведения были исполнены чёткой богословской и логической аргументации.
Во времена гонений нередко бывало, что христиан не убивали немедленно после изобличения в принадлежности к Церкви, а подвергали ужасным побоям и пыткам, желая принудить к публичному отречению от Христа, приношению жертв языческим богам, осквернению жертвенной кровью.
Категорически возражая против такого насилия, Тертуллиан разъяснял палачам, что если бы языческие боги существовали в действительности, то им были бы угодны не притворные, а добровольные жертвоприношения, если, конечно, их боги не сутяжники.
Кроме того, в качестве средства защиты он нередко использовал положения из области права (в этом сказывалась хорошая юридическая подготовленность).
Взывая к здравому смыслу, Тертуллиан замечал, что преступников пытают не для того, чтобы они отказывались от причастности к злодеяниям, а для того, чтобы давали правдивые признательные показания, скорее сознавались в своих преступлениях. Христиан же, напротив, пытают с той целью, чтобы они отказывались именоваться христианами: то есть отказывались признавать себя преступниками и виновниками в нарушении закона. В этом он видел абсурд.
Обвинениям христиан в нарушении нравственных норм, ненависти к власти, в том числе к императору, Тертуллиан противопоставлял аргументы, опровергавшие доводы обвиняющей стороны, разъяснял и показывал, что не христиане, а сами язычники ведут порочную жизнь, разжигают в обществе ненависть; христиане же пребывают в любви и молитве.
Помимо защиты христианства от язычников, Тертуллиан защищал его и от нападок со стороны иудейских фанатиков.
Уклонение в монтанизм
Ревность, порывистость, прямолинейность, решительность пылкого борца с трудом мирились в нём с окружавшей его человеческой слабостью. Под конец своей жизни он больше и больше сопоставлял существующие в Церкви порядки, поведение её членов с собственными идеализированными представлениями, и увы, находил между ними всё больше и больше несоответствий.
Постепенно он стал испытывать недовольство от образа жизни существенной части клириков и мирян, и стал отчуждаться от Церкви. Привыкший выражаться свободно, он стал выступать даже против архиереев.
В этом расположении духа Тертуллиан столкнулся с распространившейся к тому времени сектой монтанистов. Приблизительной датой разрыва Тертуллиана с Церковью называют 213-й год.
Бывший языческий жрец, Монтан, обратившись в христианство, не долго жил жизнью послушного сына Церкви. Объявив себя Божьим пророком, он нашёл много последователей, сформировал и возглавил общину. Представители этой еретической секты отличались чрезмерной «аскетичностью», особой экстатической настроенностью, расположенностью к мистике и чудесам.
Очень быстро монтанизм распространился по территории Малой Азии, а затем достиг Западных областей.
Монтанисты обвиняли Церковь в отступлении от апостольских традиций, в охлаждении к вере, в отсутствии пророческой харизмы. Проникшись идеями и мятежным духом еретиков, Тертуллиан стал активней бороться с церковными устоями.
Например, стал высказывать негативное отношение ко второму браку, а затем и ко браку вообще. Понимая, что супружество (за редким исключением) не обходится без плотских отношений, он стал отзываться о браке как о терпимом любодеянии (и это несмотря на то, что Таинство брака благословил Сам Господь). Даже в его отношении к деторождению стала усматриваться некоторая пренебрежительность.
В конце концов Тертуллиан разочаровался и в монтанизме, после чего встал во главе собственного религиозного движения.
После 220 года след Тертуллиана теряется. С большой долей условности время его смерти определяют именно этим годом.
Моральные принципы
Тертуллиан был решительным сторонником строгой дисциплины и строгих правил поведения и, как и многие африканские отцы, был одним из ведущих представителей элемента ригоризма в ранней церкви. Эти взгляды, возможно, привели его к принятию монтанизма с его аскетической строгостью, верой в хилиазм и продолжительностью пророческих даров. В своих работах о публичных развлечениях, покрывании девственниц, поведении женщин и тому подобном он выражает эти взгляды.
Исходя из принципа, что мы не должны смотреть или слушать то, что мы не имеем права практиковать, и что оскверненные вещи, видимые и затронутые, загрязняют ( De Spectaculis , viii, xvii), он провозгласил, что христианин должен воздерживаться от театра и амфитеатр. Здесь применялись языческие религиозные обряды и упоминались имена языческих божеств; там заповеди скромности, чистоты и человечности игнорировались или откладывались в сторону, и зрителям не было предложено места для взращивания христианской благодати. Женщинам следует отложить свое золото и драгоценные камни в качестве украшений, а девственницы должны подчиняться закону Св. Павла для женщин и строго закрывать себя ( De virginibus velandis ). Он восхвалял холостое состояние как высшее ( De monogamia , xvii; Ad uxorem , I. 3) и призывал христиан не позволять весталкам и египетским священникам преуспевать в добродетели безбрачия . Он даже назвал второй брак разновидностью прелюбодеяния ( De exhortationis castitatis , ix), но это прямо противоречило Посланиям апостола Павла . Решение Тертуллиана никогда больше не жениться и что никто больше не должен вступать в повторный брак, в конечном итоге привело к его разрыву с Римом, потому что ортодоксальная церковь отказалась последовать за ним в этом решении. Вместо этого он поддерживал секту монтанистов, которая также осуждала второй брак. Одной из причин презрения Тертуллиана к браку была его вера в трансформацию, которая ожидала супружескую пару. Он считал, что супружеские отношения огрубляют тело и дух, притупляют их духовные чувства и отвращают Святой Дух, поскольку муж и жена стали одной плотью после свадьбы.
Тертуллиана иногда критикуют за женоненавистничество на основании содержания его De Cultu Feminarum, раздел II, часть 2 (перевод К.У. Маркса): «Разве вы не знаете, что вы Ева ? в этом веке, следовательно, вина обязательно должна жить. Вы врата дьявола, вы тот, кто снимает проклятие с того дерева, и вы первый, кто отвернется от божественного закона; вы тот, кто убедил того, кого дьявол не был способен развратить; вы легко уничтожили образ Бога, Адама . Из-за того, что вы заслуживаете, то есть смерти, даже Сыну Божьему пришлось умереть ».
Тертуллиан имел радикальный взгляд на космос. Он считал, что небо и земля пересекаются во многих точках и что возможны сексуальные отношения со сверхъестественными существами.
Заблуждение: чего не говорил Тертуллиан
Начну с простого. Такой цитаты у Тертуллиана нет. Этот факт, кстати сказать, не оспаривают даже многочисленные «крылатые цитатники», называя выражение «парафразой слов христианского писателя».
Однако обратимся к тексту. В книге «О плоти Христовой» (De Carne Christi) Тертуллиан пишет буквально следующее: «Сын Божий пригвожден ко кресту; я не стыжусь этого, потому что этого должно стыдиться. Сын Божий и умер; это вполне вероятно, потому что это безумно. Он погребен и воскрес; это достоверно, потому что это невозможно». (Буквально на латыни: «Et mortuus est dei filius; prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit; certum est, quia impossibile»).
Автор размышляет о том, что перевернуло всю человеческую историю и вошло в культуру как Тайна христианства – о воскресении Христа.
Конечно, для взглядов Тертуллиана весьма характерна мысль о том, что
Квинт Септимий Тертуллиан родился около 155 г. в языческой семье в Карфагене (Северная Африка). Получив блестящее образование, он провел по-язычески буйную и разгульную молодость, что в дальнейшем сказалось на жестком и непримиримом к язычеству характере его произведений. Примерно в 35-40 лет он принимает христианство, а затем становится священником. Тертуллиан был одаренным писателем и богословом, оказавшим большое влияние на развитие христианского вероучения. Однако под конец жизни он сам уклонился в ересь монтанизма. Умер Тертуллиан после 220 г., точная дата его смерти неизвестна.
разум, требующий доказательств, философия, пытающаяся постичь истину, на самом деле только всё запутывают и извращают… С этим тезисом, конечно, можно и поспорить. В том числе и с христианских позиций. Те мыслители эпохи поздней античности, которых церковная традиция именует отцами Церкви, как раз и занимались созданием философской и богословской системы, облекая в броню рациональных рассуждений то, что содержалось в символической форме в Евангелии. А наука и религия – это не противоположные и соперничающие способы познания мира, а разные. И в чем-то взаимодополняющие друг друга.
Однако речь сейчас не об этом споре, а о знаменитой фразе. И тут все несколько по-иному: гораздо глубже и серьезнее. Если, конечно, использовать не парафразу в трактовке Луначарского, а читать самого Тертуллиана.
Внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурс, относящийся к религии
Словарь духовности
:
- Ресурс, связанный с шоу
Показать архивы
:
- Ресурсы изобразительного искусства
(de + en + la) Sandrart.net
:
- Ресурсы исследования
(от) ALCUIN
:
Древнее христианство (до 451 г.) |
||
---|---|---|
История | Истоки христианства · Сообщество Иоанны · Христианство anténicéen · Еврейские корни · Великая церковь · Апостольских отцы · Отцы Церкви · Пустынные отцы · святоотеческое · Canon Библия | |
События | Римские гонения · Миланский эдикт (313) · Первый Никейский собор (325) · Сардский собор (343) · Сирмианские соборы (349-359) · Салоникский эдикт (380) · Первый Константинопольский собор (381) · Собор Эфес (431) · Халкидонский собор (451) | |
Споры | Марционизм · Докетизм · Гностицизм · Новатианство · Арианство · Несторианство · Монофизитство | |
Догреческие личности (до 325 г.) | Климент Римский · Игнатий Антиохийский · Папий · Поликарп Смирнский · Мученик Иустин · Татиан · Ириней · Климент Александрийский · Тертуллиан · Мелит Сардский · Ипполит Римский · Ориген · Киприан Карфагенский · Лактанс | |
От Никеи I до Халкидона (325-451) | Ossius Cordoba · Евсевий · Афанасий Александрийский · Ефрема Сирина · Хилари Пуатье · Епифаний Кипрский · Кирилл Иерусалимский · Василий Кесарийский · Григорий Богослов · Григорий Нисский · Амвросий Медиоланский · Златоуста · Руфин из «Аквилеи · Джером · Augustine · Кассиан · Кирилл Александрийский · Леон Великий | |
Текст I — го и II — го века | Первое послание Климента · Второе послание Климента · Послание Варнавы · Диатессарон · Дидахе · Пастор Ерма · Послание к Диогнету · Протевангелий Иакова · Евангелие от Фомы · Библиотека Наг-Хаммади | |
Археология | Архитектура · Искусство · Баптистерии · Кодекс · Фрески · Мозаика · Гроб · Символы | |
Историки | Тимоти Барнс · Мари-Франсуаза Baslez · Франсуа Бланчетьер · Питер Браун · Джеймс Dunn · Барт Д. Эрман · Александр Февр · Дэвид Флуссер · Pierre Geoltrain · Рэми Gounelle · Жан Гийон · Ларри Уртадо · Дэн Джаффе · Bertrand Lancon · Ален Ле Боуллуек · Рамсей Макмуллен · Pierre Maraval · Daniel Marguerat · Пол Маттеи · Саймон Клод Мимуни · Etienne Nodet · Энрико Norelli · Чарльз Перро · Чарльз Pietri · Бернард Pouderon · Henri-Charles Puech · Жан-Мари Salamito · Мадлен Scopello · Герд Theissen · Etienne Trocmé · Геза Вермес · Вейн · Франсуа Вуга |
- Портал христианства
- Портал берберов
- Портал богословия
дальнейшее чтение
- Эймс, Сесилия. 2007. «Римская религия в видении Тертуллиана». В компаньоне римской религии. Под редакцией Йорга Рупке, 457–471. Оксфорд: Блэквелл.
- Данн, Джеффри Д. 2004. Тертуллиан. Нью-Йорк: Рутледж.
- Геро, Стивен. 1970. «Miles gloriosus: Христиане и военная служба согласно Тертуллиану». История церкви 39: 285–298.
- Хиллар, Мариан. 2012. От Логоса к Троице. Эволюция религиозных верований от Пифагора до Тертуллиана. Кембридж, Великобритания: Cambridge Univ. Нажмите.
- Лейн, Энтони Н.С. 2002. «Тертуллиан Totus Noster? Тертуллиан использует Кальвин». Реформация и Возрождение Обзор 4: 9–34.
- О’Мэлли, Томас П. 1967. Тертуллиан и Библия. Язык, образы, экзегезы. Latinitas christianorum primaeva 21. Неймеген, Нидерланды: Деккер и Ван де Вегт.
- Оттен, Виллемен. 2009. «Взгляды на женщин в раннем христианстве: воплощенная герменевтика у Тертуллиана и Августина». В герменевтике, библейской политике и правах человека. Между текстом и контекстом. Под редакцией Баса де Гаая Фортмана, Курта Мартенса и М.А. Мохамеда Салиха, 219–235. Бейзингсток, Великобритания: Palgrave Macmillan.
- Ранкин, Дэвид. 1995. Тертуллиан и Церковь. Кембридж, Великобритания: Cambridge Univ. Нажмите.
- Уилхайт, Дэвид Э. 2007. Тертуллиан Африканец. Антропологическое прочтение контекста и идентичностей Тертуллиана. Millennium Studien 14. Берлин и Нью-Йорк: Де Грюйтер.
Тертуллиан о единстве божественной и человеческой природы Христа
Тертуллиан особое внимание обращал на вопрос о единстве двух природ во Христе: божественной и человеческой. Он боролся против высказываний о том, что Христос никогда не рождался, не обладал плотью и не воскрес во плоти, так как хорошо понимал, что отрицание «человеческого» во Христе ведет к уничтожению христианской религии
Истину Христа Тертуллиан понимал как «нечто единое и верное»; ее надо принимать на веру, без всяких размышлений и доказательств. Тертуллиан был убежден, что божественное вне всяких сомнений превосходит мудрость мира сего. «Мудрость мира сего есть безумие перед богом» (апостол Павел).
И наоборот, Тертуллиан считал невозможным с точки зрения разума и логики, постичь, например, единство бога в трех лицах, непорочное зачатие, «чудеса», богочеловеческую природу Христа, смерть Христа, а затем воскресение во плоти. Только вера открывает божественную истину: реальность непостижимого, достоверность невероятного, несомненность невозможного.
Для Бога нет ничего невозможного. Истину надо искать, а, найдя, верить, а не мудрствовать. Тертуллиан писал: «Мы не нуждаемся в любознательности после Христа, не имеем нужды в исследовании после Евангелия», «Пусть любопытство уступит вере, пусть слава уступит спасению», «Не знать ничего против Правила веры – это значит знать все».
Глава 1
Мы, действительно, и не боимся и не
страшимся того, что претерпеваем от незнающих; так как
мы, желая достигнуть того, что Бог обещает, и боясь
терпеть то, чем Он угрожает жизни развращенной, вступили
в эту секту, приняв, конечно, условие ее договора —
вести эту битву, жертвуя своею жизнью. Поэтому мы
сражаемся со всякою вашею жестокостью, выступая против
нее даже добровольно, и радуемся более тогда, когда нас
осуждают, чем тогда, когда нас оправдывают. Итак мы
посылаем эту книжку, боясь не за себя, а за вас и всех
врагов своих, не говоря уж о друзьях. Ибо учение наше
повелевает нам любить даже врагов и молиться за тех, кто
нас преследует, чтобы доброта наша была совершенною и
чтобы составляла нашу собственность, а не принадлежала
всем. Ведь любить друзей свойственно всем, а любить
врагов — одним только христианам. Поэтому мы, и скорбя о
вашем незнании, и сожалея о вашем заблуждении, и
прозревая будущее, и видя, что знамения его ежедневно
угрожают, должны решиться хотя этим способом заявить вам
то, что вы не хотите открыто выслушать.
Работает
Септими Флоренсис Тертуллиани Опера (1598)
Труды Тертуллиана редактируются в 1–2 томах Patrologia Latina , а современные тексты существуют в Corpus Christianorum Latinorum . Английские переводы Сиднея Телуолла и Филиппа Холмса можно найти в томах III и IV « До никейских отцов», которые находятся в свободном доступе в Интернете; сделаны более современные переводы некоторых произведений.
- Извиняющийся
- Apologeticus pro Christianis .
- Libri duo ad Nationes .
- De Testimonio animae .
- Ad Martyres .
- De Spectaculis .
- De Idololatria .
- Accedit ad Scapulam liber .
- Догматический
- De Oratione .
- De Baptismo .
- De Poenitentia .
- De Patientia .
- Ad Uxorem libri duo .
- De Cultu Feminarum lib. II .
- Полемический
- De Praescriptionibus adversus Haereticos .
- De Corona Militis .
- Де Фуга в преследовании .
- Adversus Gnosticos Scorpiace .
- Adversus Praxeam .
- Adversus Hermogenm .
- Adversus Marcionem Либри V .
- Adversus Valentinianos .
- Adversus Judaeos .
- De Anima .
- Де Карне Кристи .
- De Resurrectione Carnis .
- О морали
- De velandis Virginibus .
- De Exhortatione Castitatis .
- Де Моногамия .
- De Jejuniis .
- De Pudicitia .
- Де Паллио .
Возможная хронология
Следующий хронологический порядок был предложен Джоном Кей , епископом Линкольна в 19 веке:
Вероятно, мейнстрим (до монтанизма):
- 1. De Poenitentia (О покаянии)
- 2. De Oratione (о молитве)
- 3. Де Баптизм (О крещении)
- 4., 5. Ad Uxorem , lib. I и II, (его жене)
- 6. Ад Мартирас (Мученикам)
- 7. De Patientia (О терпении)
- 8. Adversus Judaeos (против евреев)
- 9. De Praescriptione Haereticorum (О предписании еретиков)
Неопределенный:
- 10. Apologeticus pro Christianis (Апология христиан)
- 11., 12. ad Nationes , lib. I и II (Нации)
- 13. De Testimonio animae (О свидетельстве души)
- 14. Де Паллио (О аскетической мантии)
- 15. Adversus Hermogenm (против Гермогена)
Вероятно, постмонтанист:
- 16. Adversus Valentinianus (Против валентинианцев )
- 17. ad Scapulam ( Лопатке , проконсулу Африки)
- 18. De Spectaculis (Об играх)
- 19. De Idololatria (Об идолопоклонстве)
- 20., 21. De cultu Feminarum , lib. I и II (на женском платье)
Определенно постмонтанист:
- 22. Adversus Marcionem , lib I (Against Marcion , Bk. I)
- 23. Adversus Marcionem , lib II.
- 24. Де Анима (О душе),
- 25. Adversus Marcionem , lib III.
- 26. Adversus Marcionem , lib IV.
- 27. Де Карне Кристи (О плоти Христа)
- 28. De Resurrectione Carnis (О воскресении плоти)
- 29. Adversus Marcionem , lib V
- 30. Adversus Praxean (Против Праксей )
- 31. Скорпион (противоядие от укуса скорпиона)
- 32. De Corona Militis (На солдатской гирлянде)
- 33. De velandis Virginibus (О скрывающих девственницах)
- 34. De Exhortatione Castitatis ( Призыв к целомудрию)
- 35. Де Фуга в преследовании (Бегство в преследовании)
- 36. Де Моногамия (О моногамии)
- 37. De Jejuniis, adversus mentalicos (О посте против материалистов).
- 38. De Puditicia (О скромности)
Поддельные работы
В прошлом Тертуллиану приписывали множество работ, которые, как было установлено, почти наверняка написаны другими. Тем не менее, поскольку их настоящие авторы остаются неясными, они продолжают публиковаться вместе в сборниках работ Тертуллиана.
- 1 Adversus Omnes Haereses (Против всех ересей) — пос. Викторин из Петтау
- 2 De execrandis gentium diis (Об исполняемых богах язычников)
- 3 Carmen adversus Marcionem (Поэма против Маркиона)
- 4 Кармен де Иона Профета (Поэма о пророке Йонасе) — возможн. Киприан Галл
- 5 Кармен де Содома (Поэма о Содоме) — возможн. Киприан Галл
- 6 Кармен де Дженези (Поэма о Бытии)
- 7 Кармен де Юдицио Домини (Поэма о Суде Господнем)
Популярный Passio SS. Perpetuae et Felicitatis (Мученичество SS. Perpetua и Felicitas), большая часть которого является личным дневником святой Перпетуи , когда-то считалось, что редактировал Тертуллиан. Такой точки зрения больше нет, и она обычно публикуется отдельно от работ Тертуллиана.
Борьба с лжеучениями
Заслуги Тертуллиана в борьбе с заблуждениями трудно переоценить. В частности, он обнажил и разоблачил такие известные в его время ереси, как ереси Маркиона и Ермогена.
Первый, не разумея смысла ветхозаветных событий, внутренней связи Заветов, пришёл к заключению о двух богах: злом, описанном в Книгах Ветхого Завета, и добром — Отце Иисуса Христа.
Шаг за шагом изобличая заблуждения Маркиона, Тертуллиан показал, в чём состоит Божий гнев и Божья педагогика, разъяснил, что Бог Един и Единственен, что Он не является Виновником зла, а Его кары — проявлением злобы. Применяя обширные, стройные доводы, прибегая к Писаниям, Тертуллиан доказал, что Гнев Божий обрушивается на беззаконников не без причин и не без благих промыслительных целей.
Ермоген стоял на почве дуализма и хулил Бога, отрицая создание мира из ничего. Он учил, что мир сотворен из совечной Богу материи, ведь если бы это было не так, Бог не был бы вечным Господом, поскольку не имел бы совечного Ему предмета владычества.
Тертуллиан возразил, и успешно, что в случае правоты Ермогена Бог был бы не абсолютным, а ограниченным, и Его способность творить зависела бы не только от Его воли и совершенств, но и от наличия существующей материи. В этом случае получалось бы, что для реализации Своего творческого потенциала Бог испытывал бы в материи нужду.
Книги (4)
Избранные сочиненияРаздел: Религии мира
В книгу избранных сочинений Тертуллиана вошли наиболее известные трактаты знаменитого христианского автора, дающие полное представление о его многосторонней литературной деятельности.
Для характеристики умонастроения Тертуллиана особенно важны ключевые произведения («О свидетельстве души», «О плоти Христа», «О прескрипции…», «Против Гермогена» и др.), в которых содержатся его знаменитые сентенции и «парадоксы».
Далее »
О душеРаздел: Религии мира
Вниманию читателей впервые предлагается русский и латинский тексты трактата Тертуллиана «О душе».
Текст снабжен предисловием, обширными комментариями и указателем имен. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился между 150 и 170 гг. по Р.X. в Карфагене и умер между 220 и 240 гг. В своих сочинениях он предстает перед нами в разных масках. То он выступает как ортодоксальный христианин, то как монтанист, то как основатель собственной секты, то как ученик киников и стоиков. Иногда в его облике проступают черты, выдающие бывшего приверженца культа Митры. В действительности же этот страстный, весьма плодовитый исследователь всегда оставался человеком, ищущим учение, отвечающее его самым высоким требованиям, патриотом Карфагена, ригористом, догматиком, блестящим и зачастую парадоксальным писателем.
Трактат «О душе» написан в «монтанистский» период творчества Тертуллиана. Несмотря на многие отнюдь неортодоксальные положения, а может быть, именно благодаря им, трактат представляет большой интерес для всех интересующихся историей раннего христианства, когда в борьбе с ошибочными мнениями рождалось кафолическое церковное учение о человеке, человеческой душе, мире и Боге.
Далее »
Против Маркиона в пяти книгахРаздел: Религии мира
В своих произведениях первый латинский христианский автор Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (150/170-220/240) сражается с язычниками, еретиками и человеческим несовершенством.
В предлагаемом читателям трактате он обрушивается на гностика Маркиона, увидевшего принципиальное различие между Ветхим и Новым Заветами и разработавшего учение о суровом Боге первого и добром Боге второго. Сочинение «Против Маркиона» — это и опровержение гностического дуализма, и теодицея Творца, и доказательство органической связи между Ветхим и Новым Заветами, и истолкование огромного количества библейских текстов. Пять книг этого трактата содержат в себе практически все основные положения христианства и служат своеобразным учебником по сектоведению и по Священному Писанию обоих Заветов. Тертуллиан защищает здесь, кроме прочего, истинность воплощения, страдания, смерти предсказанного ветхозаветными пророками Спасителя и отстаивает воскресение мертвых.
Страстность Квинта Септимия, его убежденность в своей правоте и стремление любой ценой отвратить читателей от опасного заблуждения внушают уважение и заставляют задуматься, не ослабел ли в людях за последние 18 веков огонь живой веры, не овладели ли нами равнодушие и конформизм, гордо именуемые толерантностью.
Для всех интересующихся церковно-исторической наукой, богословием и античной культурой.
Далее »
ТрактатыРаздел: Религии мира
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан — один из крупнейших философов и теологов раннего христианства, на трудах которого во многом основывались отцы католической церкви, он также автор знаменитого изречения «Верую, ибо абсурдно».
Его трактаты — уникальные по стилю и проблематике сочинения, где с редкой глубиной и страстностью ученого выражена суть религиозной метафизики христианства. Теолог убежденно подчеркивает пропасть между библейским откровением и греческой философией.
Изложенные в трактатах парадоксальные прозрения по своей значимости стоят в одном ряду с трудами многих учителей Церкви и внушают трепетное уважение к автору.
Далее »
Добавить отзыв
Богословие и мораль
В конце II — го века и в начале III E Тертуллиан открыл христианскую литературу на латинском языке и вместе с ним начал теологию на этом языке. Во время его широкой аудитории30 мая 2007 г., Папа Римский Римский Бенедикт XVI , в серии катехезах , что он обычно дает во время его аудитории, сделал сообщение об этом Отца Церкви , чья «работа расточки решающие плоды, которые было бы непростительно недо- оценить». Папа настаивал на существенном богословском вкладе, содержащемся в трудах Тертуллиана, в частности, в его сочинениях апологетического характера , которые являются наиболее известными. По его словам, они проявляют два основных намерения: опровергнуть серьезные обвинения язычников в отношении новой религии и распространить послание Евангелия через диалог с культурой того времени. Верховный Понтифик подчеркнул в отношении Святой Троицы : «Более того, Тертулиан сделал огромный шаг в развитии догмата о Троице : он дал нам на латыни адекватный язык для выражения этой великой тайны, введя термин« субстанция ». . »И« три человека ». Точно так же он также значительно развил язык, который правильно выражает тайну Христа , Сына Божьего и истинного человека. »
Историк Марсель Симон анализирует важность Тертуллиана в области теологии в следующих терминах: