Гностицизм (алексей лосев)
Содержание:
Агностицизм в философии
Агностицизм в философии — это учение, которое говорит, что невозможно прийти к решению об истинности познания. Диалектический материализм признаёт и объективность мира, и его познаваемость, а также умение человека находить объективную истину.
Идеи агностицизма уже появлялись в античной философии: у Протагора и софистов, в античном скептицизме. Но сам термин «агностицизм» был введён Томасом Генри Гексли (английским биологом и педагогом) в 1869 году.
Томас Генри Гексли (1825—1895).
Исходные формы агностицизма зародились по причине существования несовершенства и непостоянства знания.
В особенности это относилось к дилемме первоначальных оснований всего сущего: ещё в самом начале развития философии были сделаны разные предположения по поводу вариантов картины мироздания.
Каждая теория опиралась на свою первопричину, однако ни одна из предложенных не имела удовлетворительной логичной убедительности.
Осознание и принятие этого факта и дало жизнь скептицизму, и его крайней формой стал агностицизм (отречение возможности понимания разумом истинности вещей).
Агностицизм Юма и агностицизм Канта
Двумя наиболее влиятельными мыслителями философии агностицизма были Дэвид Юм (1711—1776) и Иммануил Кант (1724—1804). Хотя Юм технически был скептиком, его аргументы неизбежно вели к агностицизму.
В основе идей Дэвида Юма было его утверждение о том, что существуют только два вида значимых утверждений. Он писал в своей книге «Исследование о человеческом познании»:
Если утверждение не является ни соотношением идей, ни реальной действительностью, оно не имеет смысла. Поскольку утверждения о познании Бога находятся вне этих двух категорий, Бог по сути непознаваем.
Вторая основополагающая идея Юма состояла в том, что нет никаких необходимых причин. Мы никогда не можем знать наверняка, что что-то было причиной чего-то ещё.
Согласно Юму все ощущения не связаны и любая причинная связь, которую мы можем установить, находится лишь в нашем уме. Эти связи устанавливаются только после того, как мы испытываем повторные стечения событий.
Без способности понять причину вселенной мы никогда не сможем по-настоящему ничего узнать о Боге.
Портрет Дэвида Юма, художник Аллан Рэмзи, 1754 год.
На философию Иммануила Канта большое влияние оказал Юм. Кант попытался объединить идеи рационализма и эмпиризма.
Рационализм придерживается позиции, что в каждом есть определённое врождённое знание. Эмпиризм же напротив, утверждает, что мы рождены как чистые листы и все знания приобретаются опытом.
Кант собрал воедино достоинства обеих сторон. Содержание знания приходит через опыт (как утверждали эмпирики), но структура или форма знания развивается в уме (как утверждали рационалисты). Это «решение» привело Канта к агностицизму.
Портрет Иммануила Канта (1724-1804), художник Иоганн Готтлиб Беккер, 1768 год.
Если человек не может ничего узнать без опыта через чувства и если это чувственное познание может быть структурировано в наших умах только врождёнными категориями, тогда мы можем знать вещи только такими, какие они есть для нас.
Мы никогда не сможем узнать реальность такой, какая она есть на самом деле. Нашим ориентиром всегда будем мы сами, а не предметы. Существует расхождение между видимостью (для нас) и реальностью.
Краткая справка
Сайты церкви:
- http://webcom.com/~gnosis
- http://www.gnosis.org
Последние несколько десятилетий ознаменовались привлечением к себе внимания со стороны ряда организаций, называющих себя «гностическими». Основной причиной этого явилось обнаружение в 1945 году и публикация полного английского перевода в 1977 году Библиотеки Наг Хаммади, содержащей коптские гностические писания – крупнейшего из когда-либо обнаруженных собраний гностических писаний. Библиотека Наг Хаммади не только послужила тому, что благодаря ей наименование «гностический» стало общеизвестным, но также убедила многих представителей нашей культуры в том, что Гностицизм – нечто большее, чем своеобразная античная ересь, вызывающая лишь «антикварный» интерес. Напротив, гностицизм становится явленным миру как полная очарования и творческого духа ранняя версия христианства, обладающим множеством вполне совместимых с современностью качеств.
Для тех из нас, кто принадлежит к Гностической Традиции, такое развитие событий принесло с собой как чувство радости, так и новые хлопоты. Разумеется, такой рост интереса к Гнозису ободряет нас. Нам также доставляет удовольствие заметить, что сегодня, в отличие от того, что было несколько десятилетий назад, многие считают для себя выгодным использовать наименование «гностический» без адекватного его оправдания. Как не всё то является золотом, что блестит, также и не все, кто называет себя «гностиками», имеют законное право на это имя.
В целях содействия аутентичности и ясности в отношении «гностического», Ecclesia Gnostica и аффилированная с ней светская организация, Гностическое Общество (The Gnostic Society), решили обнародовать данный Статут.
Недоброжелатели Валентина
Вскоре после смерти Валентина Ириней начал свою масштабную работу « Об обнаружении и ниспровержении так называемого гнозиса» (более известного как Adversus Haereses ) с крайне негативного изображения Валентина и его учений, которое занимает большую часть его первой книги. Современный студент М. Т. Райли замечает, что в книге Тертуллиана « Adversus Valentinianos» некоторые отрывки из Иринея были переведены без добавления оригинального материала. Позже Епифаний Саламинский обсудил и отпустил его ( Haer. , XXXI). Как и все нетрадиционные раннехристианские писатели, Валентин был известен в основном благодаря цитатам из произведений его недоброжелателей, хотя один из его последователей из Александрии также сохранил некоторые фрагменты в виде развернутых цитат. Валентинианский учитель Птолемей ссылается на «апостольское предание, которое мы тоже получили по преемственности» в своем Послании к Флоре . Птолемей известен только для этого письма богатой гностической леди по имени Флора, а само письмо известного только его полное включение в Епифании ‘ Панариона . В письме описывается гностическая доктрина о законах Моисея и их связи с Демиургом . Нельзя игнорировать возможность того, что письмо было составлено Епифанием в манере составленных речей, которые древние историки вложили в уста своих главных героев, как сжатый способ резюмировать.
Писания и литература
Ecclesia Gnostica использует для поддержания Гностической Традиции основные источники гностических учений. Среди них, прежде всего, Библиотека Наг Хаммади, затем кодексы и трактаты, обнаружение которых предшествовало открытию Библиотеки Наг Хаммади (такие как Кодексы Аскью, Брюса и Берлинский папирус 8502, Деяния Фомы, Деяния Иоанна и др.). Имеются и куда менее достоверные, но, тем не менее, весьма информативные источники – это ссылки и цитаты гностического характера в писаниях «ересиологов» из числа «отцов церкви».
Что касается более поздних гностических источников, то мы детально исследуем писания пророка Мани и учения таких средневековых гностических движений, как катары и богомилы. Другим значимым для нас первоисточником является литература мандеев, до сих пор исповедующих Гностическую Религию в Ираке. Основные источники, такие как упомянутые выше, имеют непреходящее значение для современных гностиков.
Прочие интересующие нас элементы гностицизма можно обнаружить и во многих других литературных произведениях. Герметические писания, писания христианских мистиков, иудейский гностицизм Каббалы – лишь некоторые из них. К нашей культуре принадлежит целый ряд великих поэтов, таких как Данте, Блэйк, Гёте, поэтов, включавших в свое творчество весьма значимые гностические темы, — всё это также интересует нас. В Новое время Оккультное Откровение XIX века, первопроходцем которого была Елена Петровна Блаватская, также имело несомненно гностический характер и, таким образом, оставило после себя ряд писаний, полезных для современных гностиков. Конец XIX века ознаменовался возрождением Гностической Церкви Франции, чьи лидеры также написали ряд книг, достойных серьезного рассмотрения.
ХХ век был освящен фигурой Карла-Густава Юнга, чей вклад в возрождение интереса ко всему, связанному с гностицизмом, был наиболее значительным. Юнг и ряд его ученых коллег (Жиль Киспель, Макс Палвер, Джозеф Кэмпбелл – Gilles Quispel, Max Pulver, Joseph Campbell) навели прочные мосты между античным гностицизмом и такими современными дисциплинами, как психология, мифология и различные виды искусства. Труды этих авторов чрезвычайно важны для современных гностиков.
Отношение к другим церквям и организациям
Ecclesia Gnostica пребывает в братском союзе (конкордате) с Гностико-Католической Апостольской Церковью (Eglise Gnostique Catholique Apostolique) Франции через ее Епархию Среднего Запада (США) и епископа вышеназванной Епархии. E.G. и E.G.C.A. полностью признают Святые Ордена друг друга и уважают территориальную юрисдикцию, осуществляемую каждой из них. Под этим подразумевается, что ни сами эти церкви через рукоположение своих священников, ни само уполномоченное ими духовенство не действуют на территориях, окормляемых другой церковью.
Ecclesia Gnostica также имеет договор о дружбе и взаимной поддержке с Епископом Джорджем Бристером из Церкви Св. Тимофея в Оклахома-Сити.
Ecclesia Gnostica Mysteriorum в Пало-Альто, Калифорния, первоначально был должным образом организованным приходом Ecclesia Gnostica, однако сейчас является независимой организацией. Ее глава, Епископ Роузмунд Миллер, был рукоположен в священство и впоследствии был посвящен в епископы Ecclesia Gnostica епископом Хёллером.
Вышеупомянутые церковные организации – единственные, с которыми Ecclesia Gnostica имеет или имеет какую-либо связь. Что касается всех прочих организаций, именующих себя «гностическими», мы советуем всем заинтересованным людям подвергнуть их внимательному изучению, прежде чем принять их доктрины именно как гностические.
Основные идеи[править]
- Главной объединяющей всех гностиков чертой является вера в то, что мир, в котором мы живем, по натуре дурен. Он не сотворен каким-то добрым богом во благо человека и в последний момент кем-то испорчен, нет — оставьте эти сказки догматикам авраамизма. Он дурен изначально, творец его — глупец и не желал человеку ничего хорошего. Источник блага же лежит за гранью мира, в инобытии, где обитает истинный бог с сонмом окружающих его благих духов — эонов. Знание об этом инобытийном благе и зовется гнозисом.
- Мироздание в представлении гностиков устроено так: наш мир окружен Кеномой-пустотой, в которой находится царство демиурга и в которой растворяются души людей, лишенных гнозиса. Кенома есть барьер, который отделяет наш мир от Плеромы-полноты — истинного бытия, в котором обитают благие духи и находятся иные миры.
- Соответственно, гностикам присущ дуализм, но дуализм этот не симметричный, как у тех же зороастрийцев. Истинный бог (Монада) и эоны — неизмеримо выше Демиурга, мудрее его и просветленнее. Но властью над материей, где нам не повезло жить, наделен именно Демиург и его приспешники — архонты.
- Некоторые люди духовны, в них присутствует светлая искра гнозиса, заложенная последним эоном — Софией (Премудростью). Они спасутся. Во многих течениях гностицизма существует жесткое разделение людей на духовных (пневматиков), одухотворенных (психиков) и бездушных (гиликов). Либо у тебя есть эта творческая искра гнозиса, либо у тебя её нет, и ничего с этим не поделать.
- Моральные кодексы большинства гностиков были основаны на аскетизме и отречении от мирских благ — богатства, власти, которые считались «от тварного мира». Если у христиан зло — вселенский бордель с триппером и блудницами вавилонскими, то у гностиков зло — вселенская диктатура с тиранами и жадобами.
Иудейский гностицизм
Терапевты
Терапевты представляют собой своего рода монашеские общины, ведущие аскетический образ жизни и состоящие в основном из евреев египетской диаспоры. Жили терапевты уединённо недалеко от Александрии. Вся информация, которой мы располагаем, исходит от Филона Александрийского, из его трактата «О созерцательной жизни».
Терапевты посвящали себя созерцательной и благочестивой жизни, они отрицали всякую собственность и жили уединённо в пустыне, проводя время в изучении Св. Писания и посте. В толковании Ветхого Завета у них доминировал аллегорический подход. Тору они уподобляли живому существу, телом которого были буквальные предписания, а душу составлял невидимый смысл, скрытый в словах. По всей видимости, основное содержание их деятельности сводилось к синкретическому примирению иудаизма и эллинистической мысли, при помощи аллегорического толкования. Они отличались воздержанием от семейной жизни и строгим аскетизмом.
Ессеи
Сведения о ессеях (с конца II века до н. э. по конец I века) мы встречаем у Филона, Иосифа Флавия и Плиния Младшего.
Все источники по ессейству в основном согласны между собой в основных характеристиках этого движения. Ессейские общины строились отчасти на иудейской основе. В то же время многие из их особенностей нельзя вывести из чистого иудейства. Почитание солнца, чрезмерный аскетизм и безбрачие, знание тайных имён ангелов, мистерии посвящения и трапез, особые омовения, отрицание помазания маслом, иерархическая четырёхступенчатая структура, дуалистический взгляд на человеческую природу, выделение особых людей, выполняющих роль медиумов для предсказания будущего, отрицание рабства и принесения клятв, — все это и многое другое никак не вытекает из иудейских воззрений и социально-религиозной структуры еврейской жизни.
Внешнее влияние очевидно, хотя какое влияние — неопифагорейство, средний платонизм или парсизм, — было доминирующим, судить затруднительно. Однако, гностический характер наглядно представлен, во-первых, религиозной сотериологической направленностью ессейства, во-вторых, дуалистической антропологией и исходящим из неё аскетизма, иерархическим устройством общины, особым сроком послушничества, специальными обетами при поступлении и т. д. По всей видимости, вероучение ессеев отражалось в особых тайных книгах.
Примечания
- , pp. 3515–3516.
- Батай, Жорж (1930). “Базовый материализм и гностицизм”. Видения избытка: Избранные сочинения, 1927–1939: 47.
- ↑
- Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
- См. Иоанн Лид. О месяцах IV 64 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М., 1996. — С. 791
- ↑
- Иоанн Златоуст. О девстве // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Книга первая. Том первый.
- ↑
- ↑ Йонас Г. Гностицизм (гностическая религия). Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of the Alien God and the Beginnings of Christianity. Boston: Beacon Press, 1958 — СПб.: «Лань», 1998
- «Философский словарь» / Владимир Соловьев. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
- Часть вторая. Гностические системы мысли // Йонас Г. Гностицизм. — СПб: Лань, 1998.
- ↑ Герметика // Философский энциклопедический словарь. — 2010. // Философский энциклопедический словарь, 2010.
- Елизарова М. М. Община терапевтов (Из истории ессейского обществ.-религ. движения 1 в. н. э.). — М., 1972
Наследие культа Исиды в гностицизме
Гностический гимн, связываемый исследователями с Исидой, найденный в библиотеке Наг-Хаммади под названием «Гром, совершенный ум»:
«Да не будет не знающего меня нигде и никогда! Берегитесь, не будьте не знающими меня!
Ибо я первая и последняя. Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена и дева. Я мать и дочь. Я члены тела моей матери. Я неплодность, и есть множество её сыновей. Я та, чьих браков множество, и я не была в замужестве. Я облегчающая роды и та, что не рожала. Я утешение в моих родовых муках. Я новобрачная и новобрачный. И мой муж тот, кто породил меня. Я мать моего отца и сестра моего мужа, и он мой отпрыск».
Научный агностицизм
Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.
Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».
Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.
Известные ученые-агностики:
- Чарльз Дарвин.
- Альберт Эйнштейн.
- Нил Деграсс Тайсон.
Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.
Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.
Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.
Чарльз Дарвин
Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».
В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».
Нил Деграсс Тайсон
Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.
Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.
А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:
- Любое знание относительно.
- Любое утверждение может оказаться истинным.
- Любое утверждение может оказаться ложным.
Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.
Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:
Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.
Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Звук падающего дерева в лесу – интересная философическая загадка
- Теория познания
- Возникновение позитивизма
- Материализм и идеализм в философии
- Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
- Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
- Абсурдизм и его идеи
- Неопозитивизм и принцип верификации
- Философия конвенционализма
- Зачем разбираться в философии?
Ключевые слова:1Когнитивистика
Преследования[править]
https://youtube.com/watch?v=YEXk7UCNo5I%3F
Героическая оборона Монсегюра — символ сопротивления католическим изуверам
Католическая церковь считает гностицизм учением дьявола и в тех случаях, когда им не мешает правительство, истребляет гностиков физически, что наблюдалось как в Римской империи, так и в Византии и средневековой Европе. Крупные гностические церкви средних веков были все физически истреблены в процессе репрессий со стороны католиков и православных. После провозглашения веротерпимости в европейских государствах Нового времени гностицизм интенсивно возрождается. Никаких репараций со стороны католиков за многовековой геноцид до сих пор не поступило. Причем в отличие от ислама, где отдельные правители осуществляли репрессии, а другие наоборот проявляли терпимость, с стороны католической церкви имелись именно коллективные решения, от лица организации как таковой (папские буллы), следовательно, ответственность в данном случае несет именно до сих пор существующая организация.
Несмотря на то, что наиболее известными являются крестовые походы католиков против альбигойцев с уничтожением целых городов во Франции, православная церковь Византии проявляла не меньше усердия в истреблении гностиков. После утверждения православия как государственной религии был принят закон о смертной казни для манихеев, который действовал до самого падения Византийской империи. Под понятие «манихейство» подводили вообще все гностические движения, которые неизменно истреблялись. Наиболее массовая резня осуществлялась на территории Болгарии и Армении, где были достаточно популярные гностические церкви того времени.
Отдельные факты преследования гностиков имелись также со стороны мусульманских правительств Востока и китайского правительства, однако в отличие от Европы они носили несистемный характер (то преследовали, то разрешали), что привело к сравнительно долгому существованию гностических направлений в данных регионах, часть из которых (например, мандеи или алавиты) дожили там и до нашего времени.
Учения и доктринальная направленность
Несмотря на то, что античные гностические учителя и являлись людьми чрезвычайно толерантными к самым разным подходам к Учению и изобретательны по части деталей своих учений и практик, в то же время они фокусировали наше внимание на ряде общих положений, сформировавших суть гностической традиции. Картину мира, отображенную в гностических писаниях и в гностической традиции, можно очень кратко (и потому даже в чем-то неадекватно) представить как состоящую из следующих положений:. 1) Существует изначальное и трансцендентальное Духовное Единство, начавшее эманировать бесконечные множества сущностей
1) Существует изначальное и трансцендентальное Духовное Единство, начавшее эманировать бесконечные множества сущностей.
2) Проявленная Вселенная материи и разума (psyche) была создана не этим изначальным Духовным Единством, но духовными сущностями, в подчинении которых находятся низшие силы.
3) Эти творцы, в подчинении которых находятся низшие силы, ставят одной из своих целей непрестанное разделение человеческих существ и этого Единства (Бога).
4) Сущность человека – смешанная; его внешний аспект – результат работы низших творцов, тогда как «внутренний человек» имеет характер падшей искры Высшего Божественного Единства.
5) Падшие искры Трансцендентального Света спят в своих материальной и ментальной темницах, их самосознание заглушено силами материальности и «плотского разума».
6) Эти «спящие искры» не были оставлены Высшим Единством; от данного Единства исходят постоянные усилия, направленные на пробуждение и освобождение этих искр.
7) Пробуждение внутренней божественной сущности в людях обусловлено спасительным знанием под названием Гнозис.
8) Спасительное знание, или Гнозис, не достигается ни верой, ни добрыми делами или исполнением заповедей, ибо всё это, хотя и наилучшим образом, но служит всего лишь своего рода подготовительными процедурами, ведущими к освобождающему знанию.
9) Среди помощников этих спящих искр особое место по почтенности и важности принадлежит женской эманации Единства. Имя этой эманации – София (Мудрость)
Она была вовлечена в творение мира сего, и с тех пор оставалась путеводной звездой для своих осиротелых детей – «человеков».
10) С древнейших исторических времен из Наивысшего Единства посылались Вестники Света. Задачей этих Вестников всегда было распространение гнозиса в душах человеческих.
11) Величайшими из этих Вестников в нашей исторической и географической «матрице» был воплотившийся Логос Божий, явленный в Иисусе Христе.
12) Иисус осуществил двойную миссию: Он был как учителем, передавшим нам наставления, касающиеся пути Гнозиса, так и иерофантом, передававшим Мистерии.
13) Мистерии, переданные Иисусом, также известные как Таинства, являются, по сути, огромным вспомоществованием Гнозису; Он вверил их своим апостолам и их последователям.
14) Посредством духовной практики Мистерий (Таинств) и непреклонного и бескомпромиссного стремления к Гнозису люди могут уверенно продвигаться к освобождению от уз всего порождающего, материального и т.п. Наивысшей целью этого процесса освобождения является достижение спасительного знания, а вместе с ним – свободы от перевоплощений, возвращение к наивысшему Единству.
Истолкование учений, подобных содержащимся в вышеперечисленных четырнадцати пунктах – дело отдельного человека. Некоторые из этих учений предстают перед нами для первоначального метафорического и мифического уразумения, тогда как прочие учения можно понимать на метафизическом уровне. Ecclesia Gnostica не рекомендует своим причастникам принимать эти учения как некий «символ веры». В то же время очевидно, что данные учения представляют собой особый вклад Гностической Традиции в религиозную мысль, а люди, действующие в рамках Традиции, могли бы познать себя в общем соответствии с ними.
Перевод: Alex Moma,
взятый с файл-архива Ecclesia Gnostica Russica