Алексей рыбников

Творческий путь композитора

В 60-х годах прошлого столетия в Центральной музыкальной школе учились исключительно вундеркинды. Учебное заведение готовило лауреатов. Выпускниками этого периода стали пианисты Николай Петров и Владимир Крайнев, скрипачи Олег Каган и Владимир Спиваков.

В школьные годы подросток знакомится с популярной на западе музыкой – рок-н-роллом и буги-вуги. С этой поры классика и рок идут рука об руку в произведениях композитора.

Важные даты в жизни А. Л. Рыбникова:

  1. 1962 год. После окончания ЦМШ Рыбников поступает в консерваторию в класс композиции, который ведёт Арам Хачатурян.
  2. С 1964 года в течение двух лет А. Рыбников трудится концертмейстером в Государственном институте театрального искусства.
  3. После работы в ГИТИС студент консерватории с 1966 года заведует музыкальной частью в Театре на Таганке. В это время на экраны выходит фильм «Лёлька», в котором Рыбников дебютировал в кинематографе как автор музыки.
  4. Алексей Львович закончил консерваторию с отличием в 1967 году, а ещё через 2 года – аспирантуру по классу композиции. С 1969 по 1975 г. молодой человек преподаёт в консерватории, став помощником А. И. Хачатуряна.
  5. В 1971 году на экраны выходит кинофильм «Остров сокровищ». Работая над музыкой к экранизации романа Р. Л. Стивенсона, Рыбников впервые в СССР использует многоканальную запись саундтрека в студии. После премьеры картины композитор становится известным. Начинают поступать предложения о сотрудничестве от театров и кинообъединений.
  6. Главный режиссёр театра Ленком М. А. Захаров предлагает Рыбникову написать музыку к будущему спектаклю по стихам П. Неруды. После предпремьерного показа управление культуры запретило постановку. Разрешение на прокат спектакля последовало только после 11 попытки. Премьера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» состоялась в мае 1976 года.
  7. В 1980 году прошло первое публичное прослушание рок-оперы «Юнона и Авось». 10 декабря в Храме Покрова в Филях собралась творческая элита Москвы и западные журналисты. В здании, которое в то время занимал филиал Музея имени А.Рублёва, Рыбников представил своё новое произведение.
  8. 1981 год. 9 июня в театре Ленком состоялась премьера «Юнона и Авось».
  9. Зимой 1983 года по приглашению кутюрье П. Кардена труппа Ленкома представляет «Юнону и Авось» парижской публике на сцене театрального комплекса Espace Pierre Cardin.
  10. В 1988 г. композитор на собственные средства создал театр «Современная опера». Через 4 года здесь прошла премьера спектакля «Литургия оглашённых». Рыбников написал либретто на основе религиозных текстов и отрывков из произведений русских писателей и поэтов. В сценическом оформлении использовались спецэффекты, впервые увиденные московскими зрителями.
  11. Осенью 1994 года «Современная опера» выезжает в США, где гастролирует 3 месяца. «Литургия оглашённых» получает восторженные отзывы американской прессы.
  12. В 1999 году распоряжением московского Департамента культуры театру «Современная опера» присвоен государственный статус.
  13. 2003 год. Вместе с оркестром театра приступил к студийной записи собственных сочинений на компакт-диски.
  14. Для показа на фестивале, организованном Карденом в замке Лакост (Франция), композитор в 2009 году подготовил авторскую версию оперы «Юноны и Авось».
  15. 2010 и 2011 годы отданы работе над музыкальной драмой «Война и мир».
  16. В 2015 году издательство «Москва» выпустило в свет автобиографическую книгу А. Рыбникова «Коридор для слонов».
  17. С 2016 года композитор начинает работать как кинорежиссёр. Сняты картины «Дух Соноры», «Литургия оглашённых», «Потерянный».
  18. 12 ноября 2019 года Рыбников проводит пресс-показ фрагментов музыкального фильма «Литургия оглашённых» в Эрмитажном театре. В студии записывается оратория «Тишайшие молитвы».
  19. В 2020 году композитор заканчивает аранжировку оперы «Война и мир» и работает над фортепианным концертом. Завершается написание второй книги.

Биография

Мать композитора Александра Алексеевна Рыбникова была художником-дизайнером, отец — Лев Самойлович Беймшлаг — скрипач в оркестре Александра Цфасмана. Родители вступили в брак спустя 16 лет после рождения сына, поэтому ему досталась фамилия матери. Был крещён сразу после рождения, воспитан в православных традициях. Начал пробовать себя в качестве композитора уже в детстве: в 8 лет написал несколько фортепианных пьес, в 11 — балет «Кот в сапогах».

С 1956 по 1962 год Рыбников учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В 1962 году поступил в Московскую консерваторию, по классу композиции учился у А. И. Хачатуряна. В 1967 году с отличием окончил консерваторию, а в 1969 году — аспирантуру по классу этого же композитора.

С 1969 по 1975 год Алексей Рыбников преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции.

Алексей Рыбников — автор музыки к многочисленным кинофильмам, музыкальным спектаклям, а также рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» (по поэме А. Вознесенского), поставленных в Московском театре им. Ленинского комсомола.

В 1982 году по рок-опере снят полнометражный фильм «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Главные роли исполнили: Андрей Харитонов (Хоакин), Алёна Беляк (Тереса) и Александр Филиппенко (Смерть). Вокальные партии Хоакина и Смерти исполнил Геннадий Трофимов. Несколько произведений к фильму записала рок-группа «Интеграл» Бари Алибасова, музыканты сыграли роль рейнджеров в экранизации рок-оперы. Это первый русский мюзикл, воплощённый в трёх формах: выпущен альбом, поставлен спектакль, и снят кинофильм.

В 1979 году Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награждён премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале. В 1989 году общий тираж проданных дисков с музыкой А. Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров.

Писатель и журналист Василий Голованов на страницах журнала «Юность» в марте 1985 года назвал рок-оперы Рыбникова в числе наиболее значимых отечественных произведений, сумевших «потеснить» англоязычный рок.

В 1988 году Алексей Рыбников основал Производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. В 1992 году здесь была представлена публике музыкальная мистерия А. Рыбникова «Литургия оглашенных».

В конце 1994 — начале 1995 года с большим успехом прошли гастроли театра «Современная опера» в США. Вице-президент «Юниверсал Пикчерз» Н. Райс высоко оценил «Литургию оглашенных», заметив, что «эта блестящая музыкальная драма — без сомнения, художественное достижение высочайшего уровня, уникальное в своем мастерском соединении музыки, либретто и театральных эффектов».

В 1999 году Постановлением Правительства Москвы при комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова.

В 2000 году в Государственном доме радиовещания и звукозаписи состоялся премьерный показ сцен из новой музыкальной драмы А. Рыбникова «Маэстро Массимо» («Оперный дом»).

С 2001 года — член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

С 2005 года — президент Национальной премии и фестиваля «Музыкальное сердце театра».

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).

В 2010—2011 годах композитор написал современную оперу «Война и мир» на основе романа Льва Толстого «Война и мир». Опера создана на основе либретто, написанного самим композитором, и получила рабочее название «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого „Война и мир“». Фрагменты оперы были представлены в спектакле театра Алексея Рыбникова «Аллилуйя любви» в сентябре 2012 года, премьера была запланирована на 2013 год.

6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.

Живёт и работает в Москве.

В 2019 году работает над составлением оперы по произведению «Князь Андрей». А весной 2021 года на сцене театра Et Cetera состоялась премьера оперы-драмы Алексея Рыбникова «Le Prince André. Князь Андрей Болконский».

Семья

Супруга — Татьяна, окончила МГУ.

  • Дочь — Анна, кинорежиссёр.
  • Сын — Дмитрий (род. 23 декабря 1976 года), композитор, музыкант.

Трагедия и ее последствия

Дети Анна и Дмитрий родились в первом, студенческом браке Рыбникова. Сын рано увлекся музыкой. А дочери больше нравилось кино – дебют состоялся в семь лет, в фильме «Белый Бим Черное ухо». Кроме того, Аня танцевала и прекрасно пела. Отчасти благодаря ей Алексей Львович сочинил «Песенку Коту Базилио и Лисы Алисы» («Какое небо голубое, мы не поклонники разбоя…») В 12 лет Аня даже стала первой… Кончитой – до премьеры в «Ленкоме» рок-опера была подпольно записана на студии «Мелодия». Она также озвучила несколько фильмов. Потом пошла учиться на режиссера, работала в театре отца. Там же познакомилась с молодым артистом, влюбилась. Но красивое чувство очень быстро превратилось в страшную трагедию. Алексею Львовичу стоило больших усилий, нервов и денег вызволить дочь из беды.

Оказалось, возлюбленный Анны и его сестра попали в тайную религиозную секту (это были 1990-е годы), организованную французами, и стали вовлекать других людей: отнимали квартиры, машины, деньги, подсаживали на наркотики и психотропные препараты.

Анна была к ним ближе всех… Сначала она по научению сектантов должна была попросить у отца деньги в долг, потом – квартиру. При этом вела себя девушка как зомбированная. Пришлось композитору обратиться в агентство частных расследований, чтобы понять, что происходит – разговоры по душам не помогали.

Детективы разработали операцию по спасению Ани и разгрому секты. Были привлечены психиатр, оперы, пожарные, «Скорая». Обошлось без жертв. Но лечиться всем пришлось долго. Аня потом вернулась к родителям, помогала отцу в съемках фильма, занималась монтажом. Но два года назад бросила кино, Москву и уехала в удаленную от цивилизации деревню. Сегодня 51-летняя Анна – руководитель крестьянского хозяйства, у нее коровы, производство сыра… И, кажется, она вполне довольна новой жизнью. 

Аня Рыбникова в фильме «Белый Бим – Черное ухо», 1976 год. Фото: Кадр из фильма

Спектакли театра Алексея Рыбникова

  • «Литургия оглашенных» («Мистерия оглашенных»), 1983—1989. Первая постановка — 1992.
  • «Красная Шапочка», тексты песен Юлий Ким, тексты интермедий Александр Рыхлов, постановка Театра Алексея Рыбникова в 2007—2008.
  • «Буратино», либретто Софьи Троицкой, тексты песен Юрий Энтин, постановка Театра Алексея Рыбникова в марте 2006 года.
  • «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», 1975, первая постановка на сцене театра Ленком — 1976. Восстановлен театром Рыбникова в 2007 году.
  • «Юнона и Авось»: премьера прошла в Храме в Филях и спектакль назывался «Авось» (1979), затем первая постановка в театре в 1981 уже под названием «Юнона и Авось». Премьера обновлённой версии состоялась в июле 2009 года во Франции.
  • «Аллилуйя любви». Вариации на тему любви, Сентябрь 2012 (включая премьерный показ сцен нового сочинения А. Рыбникова — «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта „Война и мир“ по роману гр. Льва Толстого»).
  • «Война и мир» — современная опера. Рабочее название — «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого „Война и мир“».

[править] Сочинения

Симфоническая, хоровая и камерная музыка

  1. «Магазин игрушек» (балет на льду)
  2. «Кот в сапогах», балет в 3-х действиях, 7 картинах, 1955
  3. Andante для скрипки и фортепиано, 1957
  4. Инвенция (Allegro)
  5. Инвенция для органа, 1957
  6. Инвенция трехголосная, 1957
  7. Последний лист, по мотивам рассказа О’ Генри, 1957
  8. Три пьесы для фортепиано (Скерцо, Интерлюдия, Адажио)
  9. Фуга двухголосная in G
  10. Фуга (Скерцо)
  11. Фуга трехголосная in C
  12. Фуга трехголосная in cis
  13. Сюита для скрипки с фортепиано в 3 частях, 1959
  14. Шесть прелюдий, 1960
  15. Сонатина для виолончели и фортепиано op.9, 1960
  16. Сонатина для фортепиано op.12, 1960
  17. Прелюдии op.6, 1960 (6 № 2, 6 № 3, 6 № 4)
  18. Токката для фортепиано (1963) в d, «Концертные произведения советских композиторов» для фортепиано, выпуск 6. — М.: «Советский композитор», 1977
  19. Соната для фортепиано № 1 «Хороводы», в 3-х частях (1961). Издана — М.: «Музыка», 1965
  20. Соната для фортепиано № 2, 1966
  21. «Аннушка», текст Петра Вегина
  22. «Светает», текст Петра Вегина
  23. «Мост Мирабо», слова Гийома Апполинера
  24. «Два романса» на слова Людвига Ашкенази,1967
  25. Концерт для скрипки с оркестром, 1967
  26. Русская увертюра, 1967
  27. Симфония № 1, 1967—1969
  28. «Скоморох», концертное каприччио для симфонического оркестра, 1968
  29. Концерт для струнного квартета и симфонического оркестра, 1970—1971
  30. Увертюра для оркестра народных инструментов, 1971
  31. Концерт для фортепиано solo, 1972
  32. Концерт для баяна и симфонического оркестра, 1972
  33. Музыка к аудиосказке «Кошка, которая гуляла сама по себе», 1974
  34. Симфония № 3, 1972—1973
  35. Симфония № 2 «Матерь Человеческая», 1973—1974
  36. Симфония № 4 «Vivo al mondо» («В мире живу я»), 1999
  37. Симфония № 5 «Воскрешение мертвых», 2005
  38. Сюита из балета «Кот в сапогах», 2005
  39. Concerto grosso «Северный сфинкс», 2006
  40. Concerto grosso «Синяя птица», 2006
  41. Симфония № 6, 2008
  42. Три концертные арии: «S’amor non e»; «Куплеты»; «Да, да, да, я Вас люблю»
  43. Хоровой концерт, 2012

Симфоническая, хоровая и камерная музыка

  1. «Магазин игрушек» (балет на льду)
  2. «Кот в сапогах», балет в 3 действиях, 7 картинах, 1955
  3. Andante для скрипки и фортепиано, 1957
  4. Инвенция (Allegro)
  5. Инвенция для органа, 1957
  6. Инвенция трехголосная, 1957
  7. Последний лист, по мотивам рассказа О. Генри, 1957
  8. Три пьесы для фортепиано (Скерцо, Интерлюдия, Адажио)
  9. Фуга двухголосная in G
  10. Фуга (Скерцо)
  11. Фуга трехголосная in C
  12. Фуга трехголосная in cis
  13. Сюита для скрипки с фортепиано в 3 частях, 1959
  14. Шесть прелюдий, 1960
  15. Сонатина для виолончели и фортепиано op. 9, 1960
  16. Сонатина для фортепиано op. 12, 1960
  17. Прелюдии op. 6, 1960 (6 № 2, 6 № 3, 6 № 4)
  18. Токката для фортепиано (1963) в d, «Концертные произведения советских композиторов» для фортепиано, выпуск 6. — М.: «Советский композитор», 1977
  19. Соната для фортепиано № 1 «Хороводы», в 3 частях (1961). Издана — М.: «Музыка», 1965
  20. Соната для фортепиано № 2, 1966
  21. «Аннушка», текст Петра Вегина
  22. «Светает», текст Петра Вегина
  23. «Мост Мирабо», слова Гийома Апполинера
  24. «Два романса» на слова Людвига Ашкенази, 1967
  25. Концерт для скрипки с оркестром, 1967
  26. Русская увертюра, 1967
  27. Симфония № 1, 1967—1969
  28. «Скоморох», концертное каприччио для симфонического оркестра, 1968
  29. Концерт для струнного квартета и симфонического оркестра, 1970—1971
  30. Увертюра для оркестра народных инструментов, 1971
  31. Концерт для фортепиано solo, 1972
  32. Концерт для баяна и симфонического оркестра, 1972
  33. Музыка к аудиосказке «Кошка, которая гуляла сама по себе», 1974
  34. Симфония № 3, 1972—1973
  35. Симфония № 2 «Матерь Человеческая», 1973—1974
  36. Симфония № 4 «Vivo al mondо» («В мире живу я»), 1999
  37. Симфония № 5 «Воскрешение мертвых», 2005
  38. Сюита из балета «Кот в сапогах», 2005
  39. Concerto grosso «Северный сфинкс», 2006
  40. Concerto grosso «Синяя птица», 2006
  41. Симфония № 6, 2008
  42. Три концертные арии: «S’amor non e»; «Куплеты»; «Да, да, да, я Вас люблю»
  43. Хоровой концерт, 2012

«Юнона и Авось»

К концу 80-х альбомы с музыкой популярного в то время композитора продавались многомиллионными копиями. А в 1981 году в том же Ленкоме состоялась премьера еще одной знаменитой работы героя нашей статьи — оперы «Юнона и Авось».

На этот раз оглушительный успех сопровождался крупным скандалом, так как в этом творении революционные для того времени рок-произведения соединялись с православными мотивами, находившимися в Советском Союзе под запретом. Проявлялось это и в музыке Алексея Рыбникова к опере.

В результате в 1982 году постановку запретили, но уже к 83-му она с триумфом вернулась на сцену. Рыбников одержал победу в суде, которая и позволила снять этот запрет. Ленком даже отправился со своим произведением в зарубежные гастроли. В Париже выступали на Елисейских полях, а в Великобритании был снят фильм по этой рок-опере, который продемонстрировали в 50 странах мира.

Детство и юность

Родился Николай Николаевич в Борисоглебске (Воронежская область) 13 декабря 1930 года, по национальности он русский. Его отец, которого тоже звали Николаем Николаевичем Рыбниковым, был актером, играл на сцене Борисоглебского драматического театра, а мать Клавдия Александровна занималась домашним хозяйством. В семье Рыбниковых воспитывались двое детей, у Николая был брат Вячеслав.

Николай Рыбников в молодости

С началом Великой Отечественной войны Рыбников-старший ушел на фронт, а мать забрала сыновей и переехала в Сталинград к сестре, посчитав, что там будет безопасно. С фронта им пришла новость о гибели отца. Вскоре после получения трагического известия скончалась и Клавдия Александровна, а детям на время кровопролитных боев пришлось убегать из города. Рыбников вспоминал, что эвакуация шла спешно, а сам он чудом выбрался из горящего Сталинграда вплавь по реке, цепляясь за чужие лодки.

Николай Рыбников вырос в Сталинграде, окончил местную железнодорожную школу. На школьной сцене он стал проявлять талант к актерству. После окончания школы юноша учился в Сталинградском медицинском институте. Через 2 года, окончательно поняв, что медицина не для него, Николай бросил институт и отправился в Москву за мечтой.

Он поступил во ВГИК (группа Тамары Федоровны Макаровой и Сергея Аполлинариевича Герасимова) с первой попытки. Преподаватели говорили, что Рыбников был человеком с большим темпераментом, что соответствовало Стрельцу, его огненному знаку зодиака. Ему всегда доставались самые трудные персонажи. Он исполнял роли шекспировских Ромео и Гамлета, пушкинских Бенкендорфа и Дон Гуана, Петра Первого и др. Блестящая игра не раз спасала его от отчисления из института за неудачные розыгрыши, связанные с пародированием голосов известных личностей.

Николай Рыбников и Нонна Мордюкова (кадр из фильма «Чужая родня»)

Один из таких случаев, когда студент голосом Юрия Левитана, сидя в шкафу и настроив микрофон на вещание из радиоприемника, известил о сезонном снижении цен, чуть не стоил ему жизни. Тогда происшествие спустили «на тормозах», но из вуза Николая исключили. Продолжалось это недолго, талантливого юношу вскоре приняли в ряды будущих актеров вновь, а розыгрыш впоследствии был взят за основу сюжета сценария фильма Петра Тодоровского «Какая чудная игра».

Что дальше? Продолжение следует

К прошлому юбилею Алексей Львович выпустил мемуары «Коридор для слонов». Потом снял несколько фильмов, выступив в них режиссером, сценаристом, продюсером и автором музыки. А к нынешней дате подготовил спектакль «Живые картины». Мюзикл по роману Льва Толстого «Война и мир» (в центре сюжета – судьба Андрея Болконского) зрители могли увидеть еще весной, но ковид нарушил все планы. По предварительным данным, премьера состоится в октябре 2020-го.

Кстати, у Рыбникова три внука (от Анны) и две внучки (от Дмитрия). 43-летний Дмитрий, как и отец, – композитор. Он тоже писал музыку к фильмам. А сейчас музыкальный продюсер в театре Алексея Львовича. Несколько лет трудится с дедом как продюсер и старший внук Степан. Продолжение следует…

Чужой ребенок и измены: Была ли взаимной любовь в семье Рыбникова и Ларионовой?

Одна из самых красивых пар советского кинематографа — Алла Ларионова и Николай Рыбников. 30 лет назад, 22 октября 1990 года, не стало звезды фильмов «Девчата», «Девушка без адреса» и многих других картин, а супруга актера прожила еще десять лет. Закат жизни она встретила почти в безвестности, а о ее семейном счастье ходили не самые приятные слухи. Причем многие еще при жизни мужа. Издание StarHit.ru вспоминает, так была ли взаимной любовь в этом звездном союзе?

Чувства у будущих супругов возникли не сразу. Они познакомились еще студентами, Николай часто бывал в гостях у Аллы, знал ее родителей, но отношения не заводил. В ту пору у него была другая девушка. Хотя Ларионова уже тогда была им увлечена и признавалась, что плакала о нем в подушку.

Зато, когда он оказался свободен — вдруг остыла. А он воспылал настоящей любовью. Даже думал свести счеты с жизнью из-за нее. Остановил влюбленного юношу педагог, Сергей Герасимов, намекнув, что девушку надо завоевывать, а не совершать роковые глупости во имя нее.

И Рыбников последовал совету — присылал телеграммы и письма ей с признаниями любви, где бы она ни находилась. Но красавицу ничто не трогало. В то время Алла была увлечена Иваном Переверзевым. К браку с Рыбниковым ее подвела роковая случайность — актриса забеременела.

С ребенком под сердцем ее бросил отец малышки, в которого она была так влюблена. Он сорвался в Москву, где вероломно женился на другой, более выгодной, по мнению родителей, пассии. Алла осталась одна и в положении. Тут-то и появился Рыбников. Он сразу сделал предложение, и Алла не смогла отказать. Своего счастья он дожидался шесть лет.

«Колю не нужно было ни просить, ни звать! Он тогда снимался в „Высоте“, но все бросил и первым же рейсом вылетел к Алле в Минск — делать предложение», — вспоминала продюсер Светлана Павлова.

Кадр из кинофильма «Весна на Заречной улице» Режиссеры: Марлен Хуциев, Феликс Ефимович Миронер 1956 г.

Актеры поженились, совсем скоро у них родилась дочь Алена

На сплетни вокруг их брака они не обращали внимание. Тем более, Николай принял малышку как родную

Они жили в трехкомнатной квартире, потом смогли получить еще две комнаты, и их дом был всегда открыт для гостей. Алла была всегда рада им, а Николай — быстро уставал. Такой балагур на экране оказался в жизни весьма закрытым человеком.

Многие из друзей пары обращали внимание на то, что Алла — совсем не хозяйственная. Говорят, многими домашними делами занимался Николай

Зато она готовила на славу! Ее борщи вспоминали все, кто был хоть раз в доме актеров. Правда, порой среди гостей оказывались и тайные поклонники красавицы-актрисы — она не стеснялась принимать их ухаживания. Постепенно начала гулять «налево».

«В Аллу многие влюблялись. И сама она иногда увлекалась, у нее случались романы. Как говорила Мордюкова — для блеска глаз. И конечно, Коля об этом знал. Он и ревновал Аллу, и порой впадал в гнев. Но что мог сделать? Знал же, что ни жить, ни дышать не сможет без своей «лапуси», — вспоминала Светлана Павлова.

Порой Ларионова пропадала на сутки. Николай сходил с ума, но терпел. Ведь она всегда возвращалась к нему. А значит, наверное, любила.

«Но что бы Алла себе ни позволяла, у нее и мысли не было уйти от Коли. Может быть, она любила даже не меньше, чем он, просто по-своему. Во всяком случае, Алла переживала за мужа больше, чем за себя», — отмечала Павлова.

Кадр из кинофильма «Садко». Режиссер Александр Птушко, 1952 г.

В 80-е им пришлось несладко — случилась беда: сломала шейку бедра теща актера. Они как могли, ухаживали за ней. А тут и с деньгами стало трудно. Кинематограф не стоял на месте, и востребованность актеров стала ниже. А большая квартира требовала средств на ее содержание. Ближе к концу десятилетия Рыбников стал сдавать, начало ухудшаться здоровье. Он умер в 1990 году, во сне. Не выдержало сердце.

Алла Ларионова пережила мужа на десять лет. Но это время было для нее трудным. Начались проблемы с младшей дочерью, общей с Николаем, Ариной. Постепенно она отдалилась от детей, стала затворницей. В последние годы актриса сильно жалела, что так мало времени проводила с любимым мужем.

«Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: „Лапуля, я — спать!“ Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома — это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела», — сетовала Ларионова в последние годы жизни.

Когда артистки не стало, ее похоронили рядом с мужем, на Троекуровском кладбище. Несмотря на то, что при жизни о них ходили самые разные сплетни и слухи, и по сей день Ларионова и Рыбников остаются одной из самых красивых пар советского кино.

Ранее 5-tv.ru предлагал проверить, насколько хорошо вы знаете фильмы с Николаем Рыбниковым.

Биографические данные

Жизненный путь Алексея начался в Москве, Рыбников был очень одаренным мальчишкой, и в этом не было сомнений и позже. Семья была талантлива, мама была художником, а отец скрипачом. В детстве вместе со своим отцом Рыбников импровизировал и придумывал музыку, с этого момента родители и увидели, что он способен сочинять и стали у него развивать этот очень нужный в жизни навык.

Мальчика называли юным дарованием и ценили его музыкальный талант, в какой-то момент его заметил Арам Хачатурян. Именно благодаря ему Алексей начал учиться в Гнесинке и пошел в музыкальную школу. Первые работы привели в восторг всех педагогов. Были и негативные отзывы, которые даже довели его до язвы.

Это серьезное испытание научило Алексея Рыбникова воспринимать адекватно дальнейшие трудности, которые связаны с различной цензурой. Произведения искусства в те годы часто подвергались критике. Без того, что Алексей делал, успехов было бы не добиться. Написание музыки для фильмов и постановка в театре позволяли зарабатывать неплохие денежные средства, с помощью которых можно было содержать семью.

Ради любви


Главной женщиной в жизни Николая Рыбникова стала Алла Ларионова Главной женщиной в жизни Рыбникова стала Алла Ларионова, однако нельзя сказать, что это была любовь с первого взгляда. Студенты познакомились в вузе, Николай часто приходил в гости к Алле, подружился с ее родителями, но поначалу теплых чувств к однокурснице не питал, так как встречался с другой девушкой. «Я плакала по ночам в подушку, — признавалась впоследствии актриса, — а с его стороны не было даже намека. Потом я успокоилась, а Коля, наоборот, загорелся».

Чувства студентов «разминулись», и казалось, надежды на воссоединение нет: Ларионова расцвела, стала звездой «Садко» и «Анны на шее», поклонники ходили за ней табунами, а Рыбников шесть лет безответно страдал от любви. Однажды он даже намеревался покончить с собой, но в комнате вовремя появился товарищ. Сергей Герасимов был в бешенстве и попытался вправить воспитаннику мозги, мол, раз красавица нужна как воздух — завоевывай, а не поддавайся слабостям.

не пропуститеДве беременные невесты и брошенные жены: тайная личная жизнь Ивана Переверзева

И Николай послушал наставника: отныне, где бы ни находилась Ларионова, всегда получала короткую телеграмму с признаниями и теплыми пожеланиями от однокурсника. Вот только Аллу эти письма не трогали, так как она была влюблена в Ивана Переверзева. Актриса забеременела от Ивана и только потом узнала, что почти одновременно то же самое случилось и с артисткой Театра Сатиры Кирой Канаевой. Печальная развязка истории наступила в Минске, на съемках «Полесской легенды». Переверзев неожиданно сорвался в Москву, как выяснилось, чтобы жениться на пассии, которую ему сосватала мама. Сложно даже представить, что испытывала Алла Ларионова, обнаружив злосчастный штамп в паспорте будущего отца своего ребенка. Она собрала вещи, переехала в другой номер и позвонила жене брата Валентине, а та в свою очередь сообщила о несчастье Рыбникову.


Алла Ларионова c дочерьми К радости Рыбникова, оказавшаяся в безвыходном положении Ларионова ответила согласием. Нужно было срочно расписаться, чтобы ребенок актрисы родился в законном браке. На дворе — 2 января 1957-го, загсы закрыты, однако упорный артист нашел администратора, который организовал скромную церемонию для советских звезд.

не пропуститеАлла Ларионова и Николай Рыбников: любовь на грани безумия

Уже в феврале у Аллы родилась дочка Алена, злые языки распустили сплетни, но супругам было все равно. Переверзев перестал для них существовать, а его ребенка Рыбников принял как родного. «У нее действительно был только один папа. И Коля любил Алену как родную, до самозабвения, никаких различий не делал между нею и их общей с Аллой дочерью Аришей», — подчеркивала Павлова.

Они жили в «трешке» у метро «Аэропорт», затем купили две соседние квартиры в Марьиной Роще, и получилось целых пять комнат. Двери в их доме не закрывались: радушная и общительная Ларионова всегда была готова к приходу гостей. Рыбников же, хотя и поощрял приемы и вечеринки, быстро начинал скучать на веселых сборищах. А ведь в кино он часто появлялся с гитарой, и народ обожал знаменитую песню «Тот, кто любит, в пути не заблудится», прозвучавшую в его исполнении в «Доме, в котором я живу». Рубаха-парень на экране и замкнутый человек, ненавидевший публичность — в реальности.

Спектакли театра Алексея Рыбникова

  • «Литургия оглашенных» («Мистерия оглашенных»), 1983—1989. Первая постановка — 1992.
  • «Красная Шапочка», тексты песен Юлий Ким, тексты интермедий Александр Рыхлов, постановка Театра Алексея Рыбникова в 2007—2008.
  • «Буратино», либретто Софьи Троицкой, тексты песен Юрий Энтин, постановка Театра Алексея Рыбникова в марте 2006 года.
  • «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», 1975, первая постановка на сцене театра Ленком — 1976. Восстановлен театром Рыбникова в 2007 году.
  • «Юнона и Авось»: премьера прошла в Храме в Филях и спектакль назывался «Авось» (1979), затем первая постановка в театре в 1981 уже под названием «Юнона и Авось». Премьера обновлённой версии состоялась в июле 2009 года во Франции.
  • «Аллилуйя любви». Вариации на тему любви, Сентябрь 2012 (включая премьерный показ сцен нового сочинения А. Рыбникова — «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта „Война и мир“ по роману гр. Льва Толстого»).
  • «Война и мир» — современная опера. Рабочее название — «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого „Война и мир“».

Награды и звания

На церемонии вручения Премии Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества, 6 апреля 2018 года

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 декабря 2016 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден Почёта (17 июля 2010 года) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Дружбы (3 июня 2006 года) — за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную работу
  • Народный артист Российской Федерации (22 ноября 1999 года) — за большие заслуги в области искусства
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (14 марта 1989 года) — за заслуги в области советского искусства
  • Государственная премия Российской Федерации в области киноискусства 2002 года (5 июня 2003 года) — за художественный фильм «Звезда»
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества (19 марта 2018 года) — за вклад в развитие отечественного музыкального искусства
  • Почётная грамота правительства Российской Федерации (29 июня 2021 года) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Кавалер Почетного золотого Знака «Общественное признание» (2005)
  • Кавалер ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского (2005)
  • Лауреат Российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф» (2007)
  • Кавалер ордена Дягилева (2007)
  • Обладатель Международной Общественной Премии в области меценатства и благотворительности «Добрый Ангел Мира» (2007)
  • Лауреат национальных премий «Ника», «Золотой Овен», «Золотой орел», «Кинотавр» в области кинематографии
  • Кавалер ордена Орла

Образование

При этом вначале Рыбникова ждала неудача. Поступить в музыкальную школу с первого раза он не смог. На экзамен он пришел, выучив несколько пьес на пианино, но когда его попросили повторить мелодии голосом, он растерялся. Проблему снова решила его мама, которая наняла преподавателя по сольфеджио. На следующий год Алексей уже успешно поступил.

В первые годы его учебы в музыкальной школе отец часто ругал сына за излишне вольные импровизации, пока не заметил у него зачатки композиторского таланта. Чтобы убедиться в этом, он показал сочинения Алексея, который к тому времени учился в школе в академии имени Гнесиных, Араму Хачатуряну.

Посмотрев ноты начинающего таланта, тот сразу принял юношу в свой класс при консерватории. Уже в 1967 году Рыбников оканчивает академию с красным дипломом, а еще через два года становится выпускником аспирантуры. 18-летнего героя нашей статьи оставляют на преподавательской работе, которой он и занимается до 1975 года.

Примечательно, что к тому времени он уже завел семью. Поэтому чтобы содержать близких, брался за любые подработки. Давал дополнительные уроки студентам из академии, выступал в детских садах, руководил оркестром при театральном вузе.

«Звезда и смерть Хоакины Мурьеты»

Известность на всю страну ему принесла работала над рок-оперой «Звезда и смерть Хоакины Мурьеты». Музыку к этому произведению он писал в соавторстве с Павлом Грушко.

Это одна из первых рок-опер, появившихся на театральной сцене в Советском Союзе. Ее премьера состоялось в Ленкоме в 1976 году.

Главным инициатором ее создания стал режиссер-постановщик Марк Захаров. Это был музыкальный спектакль, который на протяжении 17 сезонов шел на театральных подмостках Ленкома при постоянных аншлагах. Самыми известными исполнителями главных ролей в этой постановке стали Любовь Матюшина и Александр Абдулов.

Стоит отметить, что работу Алексея Рыбникова над рок-оперой советские чиновники восприняли в штыки, назвав такой жанр чуждым советскому человеку. 11 раз цензоры отказывались выпускать постановку на сцену, ее приходилось постоянно переделывать, только после этого опера была допущена до зрителя. К самому театру Ленком и всем причастным к ее созданию пришел оглушительный успех. В 1979 году Рыбников был назван композитором года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector