Никите михалкову 75 лет: как выглядел в молодости знаменитый актер (тогда он еще не носил усы)
Содержание:
Сибирский цирюльник
«Сибирский цирюльник» открывает тройку лучших фильмов Михалкова Никиты. В кинокартине описываются события 1885 года, время правления Александра III. Дуглас МакКрэкен, изобретатель паровой лесопилки «Сибирский цирюльник» приезжает в Россию вместе с авантюристкой Джейн Кэлэген, которая должна помочь продвижению проекту по продаже уникальной машины через свои связи с российскими чиновниками, в частности с генералом Родловым. В России Джейн знакомится с юнкером Андреем Толстовым. Между молодыми людьми возникают чувства. Тем временем Родлов собирается сделать предложение Джейн. В порыве ревности Толстой избивает генерала, и юношу ссылают на каторгу. Спустя 20 лет в киноленте показывают летний военный тренировочный лагерь, где пребывает сын Андрея и Джейн.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Никита Михалков очень активно занимается общественной деятельностью. Вот лишь некоторые из его должностей:
- Председатель Союза кинематографистов РФ
- Доверенное лицо президента России В.В. Путина
- Президент Московского международного кинофестиваля
- Президент Российского фонда культуры
- Президент Совета Российского союза правообладателей
Кроме того, в 2012 году режиссер основал Академию кинематографического и театрального искусства для повышения мастерства деятелей театра и кино. Основной задачей Академии Никита Михалков видит создание определенной творческой атмосферы, а обучение проходит, как правило, в формате бесед и репетиций.
Пять вечеров
Драма «Пять вечеров» возглавляет список лучших работ Никиты Михалкова. Художественная картина была снята по мотивам одноименной пьесы Александра Володина. Главный герой, Александр Ильин приезжает в Москву, в командировку. Там он встречает свою давнюю знакомую Тамару Васильевну, в которую был влюблен. Прошло долгих 18 лет с тех пор, как они не виделись. За разговорами между друг другом, каждый из них пытается доказать другому, что все у него в жизни хорошо. Уже немолодые мужчина и женщина боятся признаться во взаимных чувствах, которые вернулись к ним с прежней силой.
https://www.youtube.com/watch?v=VIvSjjp725M
Свой среди чужих, чужой среди своих
«Свой среди чужих, чужой среди своих» — дебютная полнометражная работа Никиты Михалкова, снятая по повести «Красное золото», которая была написана Михалковым в содействии с Эдуардом Володарским. В картине описываются события 20-х годов прошлого века, разворачивающиеся в небольшом российском городке. Бывшие белые офицеры грабят поезд с золотом. Бывшие красные вступают с преступниками в схватку. Происходит так, что в предательстве красные бойцы подозревают одного из своих товарищей. Тому остается только бежать, чтобы найти и вернуть золото, и тем самым доказать свою непричастность к грабежу.
Без свидетелей
«Без свидетелей» — фильм Никиты Михалкова, снятый по мотивам пьесы Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля». Вот уже девять лет как они в разводе. Она одна воспитывает их сына-подростка. Однажды он решает навестить своих близких людей. Бывший супруг узнает, что она собралась замуж за его старого друга Шляхова. Когда-то давно главный персонаж написал на Шляхова анонимное письмо с жалобой. Он не может допустить, чтобы бывшая супруга вышла замуж за его приятеля. Герой заставляет отказаться ее от брака, угрожая тем, что расскажет сыну о том, что она не родная мать. Женщина решает отказаться от собственного счастья во благо ее приемного ребенка.
ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ
- Народный артист РФ (1984)
- Полный кавалер ордена Почетного легиона (1992)
- Командор Почетного легиона «За вклад в мировую культуру» (1994, Франция)
- Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1995)
- Удостоен ордена Сергия Радонежского I степени Русской Православной Церкви (1997)
- Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за режиссуру» (1984)
- Награжден медалью им. Ханжонкова в номинации «Кинособытие года» за организацию XXI Московского международного кинофестиваля (1999)
- Получил Государственную премию РФ в области литературы и искусства за фильм «Сибирский цирюльник» (2000)
- Приз Акиры Курасавы в размере пятидесяти тысяч долларов в рамках 21-го международного кинофестиваля в Токио
- Медаль имени Ханжонкова в номинации «Кинособытие года» за организацию XXI Московского международного кинофестиваля (1999)
- Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2000, «Сибирский цирюльник»)
- Премия «Золотой Орел» за лучшую мужскую роль (2006, «Статский советник»)
- Премия «Золотой орел-2016» за вклад в мировой кинематограф
Неоконченная пьеса для механического пианино
«Неоконченная пьеса для механического пианино» — драма Никиты Михалкова, снятая по мотивам произведений Антона Павловича Чехова. В усадьбе вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости, среди которых супружеская чета Александра и Михаил Платоновы. Пасынок Анны Петровны представляет гостям свою жену Софью, в которой Михаил узнает свою прежнюю любовь. В конце вечера Платонов изъясняется в своих чувствах к Софье. Та отвечает ему взаимностью и хочет начать с ним новую жизнь. Сам Михаил не готов к такому повороту событий. Запутавшись в своих чувствах, он решает инсценировать попытку самоубийства. Главный персонаж сбрасывается с невысокого обрыва в реку, где воды по колено. Жена подбегает к мужу со слезами на глазах и говорит, что любит его…
12
«12» — кинолента, снятая по мотивам одноименной пьесы Реджинальда Роуза. Действие художественной картины разворачивается в зале суда, где двенадцать присяжных слушают дело об убийстве восемнадцатилетним парнем своего отчима, служившего в Чечне. Все улики указывают на причастность подсудимого к преступлению, и 11 присяжных уверены в виновности парня, собираясь вынести свой окончательный вердикт. Но один из них не совсем согласен с этим и предлагает другим присяжным более детально рассмотреть дело. В 2007 году кинолента участвовала в номинации на «Оскар», как «Лучший фильм на иностранном языке.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Будучи студентом Щукинского училища, Никита Михалков женился на своей однокурснице Анастасии Вертинской. Вскоре у пары родился сын Степан, однако через несколько лет союз распался.
Во второй раз Никита Михалков женился в 1973 году на манекенщице Общесоюзного дома моделей Татьяне Соловьевой. «Таня жила в каком-то другом измерении, от нее веяло удивительной чистотой и простотой, это не могло не подкупить. На ту пору мир, в котором обитал я, был совсем иным», — вспоминает Никита Сергеевич их встречу.
Сегодня Татьяна Михалкова возглавляет благотворительный фонд «Русский силуэт», который основала в 1997 году. У пары трое детей: Анна, Артем и Надежда.
У Никиты Михалкова уже девять внуков и он признается, что ему нравится, как их воспитывают: «Они все очень разные и удивительно самостоятельные. Самое главное, что мои дети взяли из воспитания в нашем доме, – это желание, возможность, точнее, необходимость разговаривать друг с другом, разговаривать со своими детьми, пытаться, насколько это возможно, встать на их место».
По материалам книг Н.С. Михалкова «Территория моей любви» и «Публичное одиночество», программ «Линия жизни» и «Белая студия» телеканала «Культура» и сайтов russia.tv, trite.ru, m24.ru, 7days.ru, kino-teatr.ru, kp.ru, mk.ru, peoples.ru
КИНОПРЕМИИ
ОСКАР
Победитель в категории:
Лучший иностранный фильм — 1996 — Утомленные солнцем
Номинирован в категории:
Лучший иностранный фильм — 1993 — Урга: территория любви
КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Победитель в категориях:
- Премия жюри — 1994 — Утомленные солнцем
- Приз экуменического жюри — 1994 — Утомленные солнцем
Номинирован в категориях:
Золотая пальмовая ветвь — 1987 — Очи черные
Победитель в категориях:
Лучшая режиссерская работа — 1992 — Урга: территория любви
КИНОТАВР
Победитель в категориях:
- Главная премия по итогам рейтинга — 1992 — Урга: территория любви
- Приз президентского совета — 1992 — Урга: территория любви
ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Победитель в категориях:
- Золотой лев — 1991 — Урга: территория любви
- Золотой лев — 2007 — 12
- Специальный лев за вклад в киноискусство — 2007
Победитель в категориях:
Лучший фильм — 1993 — Урга: территория любви
Победитель в категориях:
Приз ФИПРЕССИ — 1983 — Без свидетелей
Номинирован в категориях:
- Лучший иностранный фильм
- 1996 — Утомленные солнцем
- 1989 — Очи черные
Российский актер и режиссер Никита Михалков — фильмография
Снимок из семейного архива
Михалков — один из наиболее ярких современных кинохудожников. Его отличает единство кадра — он старается снимать сразу хорошо, не прибегая к монтажу. Эти он дает зрителю возможность самому разобраться в идее. Многие из его творений приобретают статус культовых. В его внушительном послужном списке более 130 кинолент:
- 1959 — «Солнце светит нам всем»
- 1963 — «Я шагаю по Москве» (Коля)
- 1966 — «Не самый удачный день»
- 1972 — «Станционный смотритель» (Минский)
- 1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих»
- 1976 — «Неоконченная пьеса для механического пианино» (Николай)
- 1981 — «Приключения Шерлока Холмса» (Генри)
- 1982 — «Вокзал для двоих» (проводник)
- 1984 — «Жестокий романс» (Сережа)
- 1990 — «Униженные и оскорбленные» (князь)
- 1991 — «Угра — территория любви»
- 1994 — «Утомленные солнцем»
- 1998 — «Сибирский цирюльник»
- 2005 — «Статский советник» (Пожарский)
- 2007 — «Двенадцать»
- 2014 — «Солнечный удар»
- 2017 — «Движение вверх»
- 2020 — «Шоколадный револьвер»
Биография и фото Никиты Михалкова
Отец, потомственный дворянин, был популярный детский писатель, автор гимна РФ и «Дяди Степы». Мать — переводчик, внучка знаменитого живописца Сурикова. Долгожданный, поздний сын Сергея и Натальи появился в октябре — сразу после войны с Германией.
Снимок в молодости
Снимок из семейного архива
Брат Андрон сделал карьеру в Голливуде.Идея поступить на театральное пришла после дебюта в «Тучи над Борском», куда его пригласили благодаря авторитетной фамилии. Учился у М.Ромма — классика кинематографа, на лекциях которого всегда был аншлаг. Преподаватель передал ему свое ощущение кино, сумел объяснить искусство изнутри — как его видел сам. К сожалению, Никиту отчислили — он нарушил правило, запрещающее студентам подработку по профессии. Диплом выдали через десять лет — руководители ВУЗа убедились в его неординарных способностях.
Я шагаю по Москве
Лента рассказывает об одном дне из жизни четырех ребят — Коли, Володи, Алены и Саши. Они познакомились в метро и теперь гуляют по городу, где с ними случаются веселые, иногда абсурдные ситуации. К ним присоединяются новые товарищи, с которыми они то идут заказывать костюм на свадьбу, то бегут в больницу или ищут адрес в большой, незнакомой столице.
На роль рассматривали кандидатуры Геннадия Бортникова и Виталия Соломина, но по рекомендации Андрея Кончаловского взяли его 18-летнего брата. Он создал на экране образ счастливого парня, свободного от забот.
Кадр из «Я шагаю по Москве»
Приключения Шерлока Холмса
Одна из лучших ролей — Генри Баскервиль. Избалованный богатый наследник приезжает в свой особняк в графстве Девоншир, где живут привидения. Персонаж вышел комичным, даже немного гротескным.
Собаку Баскервилей, которая наводила ужас на всю округу, сыграл датский дог по кличке Циклон — самый крупный пес из тех, что смогли отыскать в Петербурге. Для него склеили страшную маску из гипса и флуоресцентного пигмента, превратившую собаку в настоящего монстра. Михалков отказался играть с ним на одной площадке. Сцены с их участием пришлось монтировать отдельно. Их записывали в Эстонии, недалеко от Таллина — там арендовали подходящую виллу в старинном стиле. Работа над сериалом началась в 1979 году, а завершена была только через семь лет.
Последний граф Баскервиль-Холла
Инспектор ГАИ
Эльдар Александрович Рязанов славится критическими по отношению к власти картинами. Никита Сергеевич блестяще воплотил образ нахального директора станции техобслуживания Трунова. Он пытается доказать участковому, что человеку с деньгами закон не писан. Тем не менее, честный Зыкин лишает его прав, не испугавшись угроз. Рязанов сочувствовал ему: в интервью признался, что хотел бы видеть больше порядочных людей в этой профессии. Фильм, снятый в 1982 году, до сих пор актуален.
В роли Трунова
Жестокий романс
В основу легло произведение Островского «Бесприданница». Кинозвезде достался эксцентричный герой — барин Паратов, влюбленный в Ларису. Он надолго покинул город из-за долгов, а по возвращении узнал, что его бывшая невеста обручена с почтовым служащим.
На Эльдара Рязанова обрушилась критика за несоответствие тексту книги, насмешку над классикой литературы. Зрителям, наоборот, результат понравился — его признали лучшей кинолентой года.
Актер в роли Паратова
КНИГИ
В 2014 году вышла книга Никиты Михалкова «Публичное одиночество». В ней собраны высказывания режиссера на самые разные темы за 40 лет. «Это не воспоминания, написанные годы спустя, которых так много сегодня и в которых любые прошлые события и лица могут быть освещены и представлены в «нужном свете». Это документированная хроника того, что было мною сказано ранее, и того, что я говорю сейчас», — пишет Михалков в предисловии и отмечает, что не отказывается ни от одного слова, сказанного за эти годы.
Год спустя режиссер представил автобиографию под названием «Территория моей любви». А в 2016 году вышла новая книга Никиты Михалкова «Бесогон. Россия между прошлым и будущим», написанная по мотивам его авторской программы «Бесогон TV».
БИОГРАФИЯ
Никита Михалков родился в известной творческой семье. Его отец — Сергей Владимирович Михалков, прославленный детский писатель. Мама Наталья Петровна Кончаловская писала стихи и занималась переводами. Петр Кончаловский, дед Никиты Сергеевича, был художником. Кроме того, прадедом режиссеру приходится великий русский живописец Василий Иванович Суриков.
Дом всегда был полон гостей, в том числе писателей, художников, музыкантов. «Я долго не мог понять, почему на меня изумленно смотрит класс, когда я утром честно признаюсь учительнице, что опоздал, потому что Рихтер играл на пианино до трех часов ночи и не давал спать. Я не понимал, что в этом особенного? Ведь в застольных воспоминаниях у нас такие имена витали, что мало не покажется: Сережа Рахманинов, Паша Васильев… Велимир Хлебников, по рассказам мамы, спал у нас на рояле, а Маяковского бабушка спустила с лестницы, сказав, что отказывает ему в доме. И все это казалось естественным», — вспоминает режиссер в автобиографической книге «Территория моей любви».
Помимо общеобразовательной, Никита Михалков учился в Центральной музыкальной школе, но занимался, по собственному признанию, из-под палки. Уроки музыки он ненавидел и однажды получил кол по сольфеджио
В отличие от старшего брата Андрея, который делал успехи и даже планировал стать пианистом, Никита «довольствовался тем, что понял, насколько это важно и пошел заниматься другим делом»
«Другое» дело, а именно актерское, привлекало Михалкова с самых ранних лет. Он часто показывал скетчи, импровизировал и в конце концов оказался в театральной студии, а оттуда, еще школьником, попал на сцену Театра Станиславского. В 14 лет Михалков впервые снялся в кино – в эпизоде фильма Василия Ордынского «Тучи над Борском», а в 18 сыграл одну из главных ролей в картине «Я шагаю по Москве». В том же году он поступил в Театральное училище им. Б. Щукина.
Во время учебы Никита Михалков продолжал сниматься, что студентам «Щуки» было строжайше запрещено. В итоге с четвертого курса молодой актер был отчислен. Но уже тогда Михалков понимал, что ему гораздо интереснее заниматься режиссурой, поэтому вместо того, чтобы попробовать восстановиться, поступил во ВГИК, на курс Михаила Ромма. Интересно, что восемью годами ранее у того же преподавателя учился его брат Андрей Кончаловский, который ради профессии режиссера оставил учебу в консерватории.
В 1971 году Никита Михалков окончил институт. Его дипломной работой стала картина «Спокойный день в конце войны», в которой снялись Сергей Никоненко и Наталья Аринбасарова. Сценарий был написан совместно с Рустамом Ибрагимбековым, а музыку сочинил Эдуард Артемьев. Всего за три месяца и на небольшие деньги Михалков умудрился снять настоящий полнометражный фильм, но такая дерзость худсовет возмутила. Пришлось перекраивать готовую работу в короткометражку на положенные тридцать пять минут.
После окончания ВГИКа режиссер уходит в армию, причем неожиданно для всех едет служить на Камчатку, в атомный подводный флот. А вернувшись, в 1974 году выпускает свою первую большую картину «Свой среди чужих, чужой среди своих».