Неизвестный лосев

Конфликт с коммунизмом

Лосев написал восемь томов монографий, начав работу в 1923 году. Названиями были: Древний космос и современная наука , Философия имени , Диалектика художественной формы , Диалектика числа у Плотина , Критика платонизма Аристотелем , Музыка как искусство Предмет логики , Очерки классического символизма и мифологии , Диалектика мифа . Цикл должен был завершиться девятым томом, но «Диалектика мифа» вызвала много споров, и Лосев так и не закончил финальную монографию.

В этих работах Лосев синтезировал идеи русской философии начала 20 — го века, христианского неоплатонизма , диалектики Шеллинга и Гегеля , и феноменологии от Гуссерля . В «Диалектике мифа» 1930-х годов Лосев отверг диалектический материализм и предложил трактовать миф ( идею ) наравне с физической материей .

Диалектика мифа определила ложные конструкции советской системы; он указывал на абсурдность мифов, связанных с государственной идеологией и догматами коммунизма . Советские власти быстро отреагировали и запретили книгу. 18 апреля 1930 г. Лосев был арестован и содержался в одиночной камере в подвальном помещении Лубянского дома . Его жена Валентина была арестована 5 июня 1930 года. восьмая годовщина свадьбы пары. Марианне Герасимовой, следователю Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), агентству секретной полиции, было поручено провести расследование в отношении Лосева с целью доказать, что он был лидером секретной религиозной отколовшейся группы под названием Onomatodoxy , основанной на идее, что Имя Божие есть Бог Сам, и Лосев принимал участие в планировании насилия против правительства советской. Лосев действительно был связан с Onomatodoxy, но его роль была теологической, а не практической. Герасимова возглавляла группу следователей, которые в течение 17 месяцев собирали и сфабриковали доказательства, пока Лосев находился в тюрьме. Герасимова перечислила ложные обвинения в адрес Лосева, такие как его принадлежность к черной сотне , антисемит , религиозный фанатик и фанатик. Библиотека и сочинения Лосева были изъяты, а в его жилище жил агент ОГПУ.

Летом 1930 года состоялся XVI съезд коммунистов , на котором обсуждалось дело Лосева. Книгу раскритиковали политик Лазарь Каганович и драматург Владимир Киршон, которые заявили, что «за такие нюансы поставили его к стене» на казнь. Все 500 экземпляров книги были изъяты и уничтожены. После 4 месяцев на Лубянке Лосева перевели в Бутырскую колонию, где продержали еще 13 месяцев. Семья Лосевых осудила за его «воинствующий идеализм»: Валентина — к пяти годам, а Алексей — к десяти годам каторжных работ на севере России. Лосева отправили в трудовые лагеря ГУЛАГа для работы на строительстве Беломорско-Балтийского канала . Первоначально его заставили тянуть лес, но его здоровье пошатнулось, и его назначили ночным сторожем на лесохранилище. Там он начал постепенно терять зрение из-за недоедания, хотя в 1932 году он воссоединился со своей женой в трудовом лагере Белбалтлаг. В декабре 1931 года Максим Горький язвительно написал в « Правде» и в « Известиях», что сожалеет о том, что Лосев все еще жив и загрязняет советский воздух.

По иронии судьбы именно первая жена Горького добилась освобождения Лосева из ГУЛАГа. Екатерина Пешкова , в прошлом активистка Политического Красного Креста, а в 1930-х годах председатель последующей группы «Помощь политическим заключенным», добивалась освобождения Лосева, и наконец в конце 1932 года ей удалось отменить его приговор.

Ранний период жизни

Лосев родился в Новочеркасске , административном центре Донской области , далекой западной территории России, удерживаемой донскими казаками на берегу реки Дон . Он был назван в честь деда по материнской линии Алексея Полякова; священник Русской Православной Церкви . Прадед Лосева по отцовской линии тоже был Алексеем и был награжден за героизм во время наполеоновских войн , воевавший в казачьей бригаде. Отцом Лосева был Федор Петрович Лосев, по профессии скрипач и дирижер, по профессии учитель математики и физики. Привлеченные к богемной жизни, отец Лосева оставил семью в руках его жены, Натальи Алексеевны Лосевой (урожденная Поляковой), который поднял Лосев как единственный ребенок в доме ее отца.

Лосев обучался классике в гимназии с десяти лет. Он мало интересовался своими исследованиями, пока не познакомился с философией. Кроме того, он увлекся астрономией после прочтения книги Камиллы Фламмарион . Его ранний интерес к музыке продолжился, и он думал о карьере скрипача.

На последнем курсе гимназии Лосев получил в подарок от своего профессора восьмитомный сборник произведений русского философа Владимира Соловьева , оказавший на него огромное влияние. Лосев поступил в Московский университет в 1911 году. У него были абонементы в Большой театр, где он смотрел все оперы, какие только мог. Во время учебной поездки в Берлин его багаж был украден, в том числе книги и все его рукописи. Поездка была прервана началом Первой мировой войны .

«Безлогичный метод устранения негативных программ». Начало.

Станислав Иванович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания методики, с чего все началось?  

Мой первый учитель — доктор Бутейко, автор «Волевой ликвидации глубокого дыхания». Я занимался преподаванием этого метода несколько лет и постепенно начал его совершенствовать. Моя практика получила название «Дыхание Жизни». Она впитала в себя все знания о дыхательных практиках и опыт самого организма. «Дыхание Жизни», в отличие от метода Бутейко,  можно освоить за час.

Среди тех, кто осваивал практику была и моя мама. Поначалу все было хорошо, но вскоре мы поняли, что прогресса нет. Считается, что метод освоен, если человек достигает контрольной паузы в 60 секунд, но мама никак не могла пойти дальше 40 секунд. Я знал, что на сороковке происходит регулировка нервной системы, и понял, что именно в психологическом состоянии мамы нужно искать ответ. 

Я просил маму вспомнить, что могло бы повлиять на нее, но она говорила, что у нее все нормально. Пока однажды не вспомнила случай с времен войны.

Она служила радисткой и однажды в ее будку для радиосвязи заскочил солдат и крикнул: «Воздух!». До окопа мама не успела добежать и упала на землю неподалеку. Она лежала, все взрывалось и одна бомба попала в лошадь. Животное сгоряча вскочило на передние ноги, но задней части туловища не было… и лошадь снова повалилась на землю. Это повторилось несколько раз. Мама, как оказалось, тогда долго не могла прийти в себя, затем лечилась у психиатров, а потом все забылось. Да, прошло много времени, а стресс не ушел. Именно он не пускал маму к истинному здоровью. Стресс надо было как-то убрать.

Тогда учился в Харьковском университете имени Каразина на факультете практической психологии и с головой погрузился в поиск решения. Мне пришла мысль использовать монотонность для срезания негативных программ. 

Я знал, что мозг не выдерживает длительную монотонность, надо было проверить, как именно он действует в этих условиях.

В те времена у меня было слово паразит «КАПЕЦ», которое я к месту и не к месту вставлял в речь. Я решил работать с ним — закрыл глаза и целый час повторял «капец-кпец-капец». Эффект был потрясающий! Потом я начал экспериментировать с сокурсниками. Оказалось, что негативная фраза или стресс «срезался» абсолютно у всех. Некоторым просто нужно было повторить практику.

Тогда я созрел к работе с мамой. Фраза, с которой мы работали, звучала так: «Лошадь пыталась подняться на ноги». После часовой работы, уже на следующий день контрольная пауза в дыхании уже была 64 секунды.

Убедившись, что новый инструмент работает, я начал широко экспериментировать. Так появилась «терапия ключевых слов» — метод срезания негативных установок.

3.

Исследования творчества Лосева еще начинаются. Кроме того, что с конца 80-х годов были переизданы и изданы почти все работы Лосева  и философского, и литературного характера, в научной периодике выходили и выходят статьи о Лосеве, возникли и своеобразные кружки лосевоведов в разных городах России.

Российским ученым еще предстоит осознать истинный масштаб Лосева, его место в отечественной философии. При этом, по замечанию современного исследовательницы философии Лосева, его непосредственной ученицы Л. Гоготишвили, без учета богословской составляющей его учения, не будет понятна ни его философская, ни лингвистическая, ни антиковедческая концепции. Они тогда распадутся на ряд фрагментов, оригинальных находок, интересных мыслей и не более, ведь подлинный их исток, связующий их и придающий им целостность  особая, платоническая версия православного энергетизма или философии исихазма, которая у Лосева стоит бок о бок с имяслаческой проблематикой3. Нельзя разделить философа и филолога Алексея Федоровича Лосева и монаха Андроника, так он и войдет в русскую историю: как монах и в то же время  ученый и мыслитель.

1биография Лосева по А.А. Тахо-Годи «Лосев»М., 1997 

2А. Ф. Лосев «Жизнь»/А. Ф. Лосев «Жизнь. Повести. Рассказы. Письма», Спб, 1993, с.с. 4243 

3Л. Гогоотишвили «Лосев, исихазм и платонизм»//А. Ф. Лосев «Имя. Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. Составление и общая редакция А.А. Тахо-Годи, Спб, 1997, с. 552 

1.

В эпоху традиционную было обычным делом, когда монах или священник преподавали в университете, занимались наукой и философией, были основателями научной школы. Такие Отцы Церкви как, допустим Св. Иоанн Дамаскин, Св. Василий Великий, которые теперь воспринимаются нами как исключительно богословы, для современников были и философами, и учеными, вспомним, что Св. Василий Великий был автором комментария к «Шестодневу» и по сути  создателем православной натурфилософии, Св. Иоанн Дамаскин написал фундаментальный труд о диалектике, по которому долгое время учились в византийских школах, и который оказал влияние на западную, схоластическую традицию. В Западной Европе в Средние века людьми церковными, большей частью монахами, были разработаны величайшие философские системы, не утерявшие значение и по сей день, как, например, томизм, философия монаха доминиканского ордена Томаса (Фомы) Аквинского.

Поле возникновения государств светского типа  в Европе это произошло в конце 18-го века, а в России  в начале 20-го  религия стала восприниматься как частное дело каждого человека, а монашество  как полнейший уход из мира, от его забот и дел, и значит, и от светской науки. И тем более удивительно, что уже в Советской России жил монах, который был не только человеком благочестивым и страдальцем за веру, но и прославился своими трудами в области светской философии и науки, преподавал в светских вузах и даже основал собственное научное направление и научную школу, будучи вынужденным, конечно, по вполне понятным причинам при этом скрывать свое монашество. Речь идет о монахе Андронике, в миру  Алексее Федоровиче Лосеве, выдающемся русском философе-платонике и филологе, справедливо называемом последним мыслителем Серебряного века.

Сочинения[править | править код]

Список сочинений  

  • Абсолютная диалектика — Абсолютная мифология
  • Античная философия истории
  • Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь (16-17 июня 1909)
  • Вещь и имя (1929)
  • Г.С. Сковорода в истории русской культуры
  • Двенадцать тезисов об античной культуре
  • Диалектика мифа (1930)
  • Диалектика творческого акта
  • Жизнь
  • Из «Дополнений к диалектике мифа» (осень 1929)
  • Из бесед и воспоминаний
  • Имяславие / перевод: с немецкого А.Г.Вашестова
  • Имяславие и платонизм
  • История античной философии в конспективном изложении
  • История античной эстетики т. I — Ранняя классика (1963)
  • История античной эстетики т. II — Софисты. Сократ. Платон. (1969)
  • История античной эстетики т. III — Высокая классика (1974)
  • История античной эстетики т. IV — Аристотель и поздняя классика (1975)
  • История античной эстетики т. V кн. 1 — Ранний эллинизм (1979)
  • История античной эстетики т. V кн. 2 — Эллинистически-Римская эстетика I-II веков (1979)
  • История античной эстетики т. VI — Поздний эллинизм (1980)
  • История античной эстетики т. VII кн. 1 — Последние века (1988)
  • История античной эстетики т. VII кн. 2 — Последние века (1988)
  • История античной эстетики т. VIII кн. 1 — Итоги тысячелетнего развития (1992)
  • История античной эстетики т. VIII кн. 2 — Итоги тысячелетнего развития (1994)
  • Критические заметки о буржуазной математической логике
  • Миф — развёрнутое магическое имя
  • Первозданная Сущность
  • Проблема символа и реалистическое искусство
  • Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы
  • Романтические идеи в элегиях и балладах Жуковского
  • Самое само
  • Средневековая диалектика
  • Творческий путь Владимира Соловьева
  • Театрал
  • Философия имени (1927)
  • Философия культуры
  • Философско-исторический подвиг Давида Непобедимого (1984)
  • Эстетика Возрождения
  • Эстетика природы
  • Эстетическая терминология Платона

Полемика

В 1996 году возник непродолжительный спор, когда писатель Константин Поливанов , историк иудаизма Леонид Кацис и журналист Дмитрий Шушарин опубликовали три статьи, в которых Лосев описывался как антисемит, который торговался с Иосифом Сталиным за его освобождение из ссылки. По словам переводчика Владимира Леонидовича Марченкова, эти три статьи в российской газете «Сегодня» представляли собой скоординированную серию обвинений. Кацис сравнил предполагаемые отношения Лосева со Сталиным с отношениями между Альфредом Розенбергом и Адольфом Гитлером , при этом Розенберг помогал формировать идеологию Гитлера. Олеся Николаева ответила опровержением этого утверждения в русской православной газете « Радонеж» : «Логика большевистской тайной полиции» (1996). Вдова Лосева Аза Алибековна Тахо-Годи написала опровержение претензий в журнале « Русская Мысль» ; Для опровержения утверждений она напечатала письма Лосева в адрес государственных цензоров. Научно-популярный журнал « Родина » решил разрешить этот вопрос, опубликовав материалы из уголовного дела ОГПУ 1930–31 годов , которые впервые публично продемонстрировали, как советские спецслужбы сфабриковали доказательства против Лосева.

Швейцарский славист Феликс Филипп Ингольд в 1996 году выпустил « Zerbrechende Mythen » («Разрушенные мифы») в поддержку идеи, что Лосев был антисемитом. Профессор Александр Хардт из Рурского университета в Бохуме ответил Ингольду, защищая репутацию Лосева. Хаардт сказал, что о наследии Лосева не следует заморачиваться несколькими словами, а судить по работе всей его жизни. Он сказал, что антисемитским заявлениям, перечисленным в политически мотивированном расследовании Герасимовой с 1930 по 1931 год, нельзя доверять, поскольку они исходят от Лосева. Защитники Лосева охарактеризовали его как принципиального критика всех религий, включая протестантизм, иудаизм и его собственное православие, и заявили, что он никогда не был антиевреем. Говорили также, что он одобрял коммунистический тоталитаризм, даже когда он открыто критиковал пустоту коммунистической идеологии. Русский философ Леонид Столович очень резко выступил против тех, кто назвал Лосева антисемитом, статью под названием «Нельзя передавать Лосева в дар черносотенным последователям!» Он сказал, что смягчающие документы, которые должны были быть включены в материалы следствия ОГПУ, по-видимому, отсутствуют, вероятно, потому, что они не подтверждают антисемитские выводы. В 1999 году Кацис повторно изучил этот вопрос в свете писем и файлов, опубликованных в конце 1996 года. Он обнаружил, что проблема более тонкая, чем он думал ранее, и согласился с тем, что «все попытки исказить» наследие Лосева были «политически мотивированными». .

Лосев также участвовал в полемике, бушующем в восточном православии по поводу природы имени Бога, поддерживая и четко формулируя позицию Имяславия, которая расходилась с официальной позицией Русской Православной Церкви .

Биография[править | править код]

В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.

В 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Лосев стал сторонником (вслед за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.

Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (), где он открыто отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм, а также прославлял монашество. Несмотря на это, книга была допущена к печетанию, с изъятием из неё наиболее жёсткой критики в адрес материализма. Однако Лосеву удалось вставить запрещённые к публикации параграфы в утверждённый вариант работы. За это он был подвергнут травле, арестован и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству сестры А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1932 году он, как и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены.

Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он был профессором Нижегородского университета, Московской консерватории (). После однолетнего пребывания на Балтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной академии художественных наук, Московском государственном педагогическом институте (); член Государственного института музыкальной науки (1922).

После возвращения из ссылки был вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, неуклюже снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.

В 1960-х Лосев внёс большой вклад в создание Философской энциклопедии. В 1963 году вышел первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Лосев сделал для античности то, что Лихачёв сделал для древнерусской культуры. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников.

Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди молодых учёных. В его философских чаепитиях принимали участие С. С. Аверинцев, В. П. Троицкий, В. В. Бибихин, К. А. Кедров, С. Б. Джимбинов и другие известные филологи.

Вышла популярная книга «Владимир Соловьёв». Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом под давлением общественности всё же распродан в дальних уголках страны. Власти вели двойную игру, одновременно запрещая работы и награждая всемирно известного учёного.

Алексей Фёдорович Лосев в последние годы жизни

В последние годы своей жизни Лосев уже открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие.

Автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (ТТ. 1—3, —).

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector