Вселенские соборы: истории создания, названия с описаниями и фото

Восьмой Вселенский Собор?

Для многих кажется иронией, что Восточная Церковь, которая гордится своей соборностью, не созывала Вселенских Соборов с 787 года . Такое критическое отношение не совсем справедливо, потому что в истории Восточной Православной Церкви Вселенские Соборы были отнюдь не единственным способом выражения соборности Церкви, есть и другие, не столь яркие методы ее выражения: обмен письмами, визиты иерархов, а самое главное – проведение местных Синодов, решения которых затем утверждаются всей Церковью.

Даже в эпоху Семи Вселенских Соборов с IV по VIII века Вселенский Собор считался исключительным событием, последним средством в момент кризиса, а не регулярно проводимым мероприятием, обычным событием в жизни Церкви.

Однако в наше время все больше и больше православных христиан ощущают необходимость в этом «последнем средстве». Они убеждены, что пришло или даже уже прошло время, когда необходимо созвать «Святой и Великий Собор», представляющий Православную Церковь во всей ее полноте. Они называют этот будущий собор «Святым и Великим», а не «Вселенским», потому что (как им видится) никто заранее не может сказать, будет ли то или иное собрание епископов, священников, мирян действительно вселенским, так как вселенским собор делает не число делегатов или географическое расположение тех стран, из которых они приехали, а то, что они говорят по вдохновению Святого Духа, и никто не может обрести Духа Утешителя заранее.

Некоторые православные называют еще одну причину. Они считают, что при современном разделенном состоянии христианства Православный собор не может считаться Вселенским собором Всемирной Церкви. Однако есть среди православных богословов и те, кто отвергает эту позицию и считает, что Православие является единственной Христианской Соборной Церковью на земле и может созывать по своему усмотрению Вселенские соборы, которые по милости Божией будут равноправны первым семи.

III Вселенский Собор

Ефес явился территорией следующего собрания в 431 году.

Направлялось на обсуждение еретической пропаганды Нестория. Архиепископ уверял, что Матерь Божия родила обычного человека. С ним соединился Бог и пребывал в Нем, словно в стенах храма.

Архиепископ именовал Спасителя богоносец, а Матерь Божию – Христородица. Положение было свергнуто и постановили признание двух естеств во Христе – человеческого и Божеского. Наказали исповедать Спасителя настоящим Господом и Человеком, а Матерь Божию – Богородицей.

Поставили под запрет внесение любых поправок в написанные положения Символа веры.

Второй собор

Состоялся второй Вселенский собор в городе Константинополе – в 381 году. В честь этого и назван I Константинопольский.

На данном собрании обсуждалось несколько важнейших вопросов:

  1. О сути понятий Бог-Отец, Бог-Сын (Христос) и Бог-Святой Дух.
  2. Утверждение нерушимости Символа Никейского.
  3. Всеобщая критика суждений епископа Аполлинария из Сирии (достаточно образованного человека своего времени, авторитетной духовной личности, защитника православия от арианства).
  4. Установление формы соборного суда, что подразумевало принятие еретиков в лоно церкви после их искреннего раскаяния (через крещение, миропомазание).

Серьезным событием второго Вселенского собора стала кончина первого его председателя – Мелетия Антиохийского (сочетавшего в себе кротость и ревностное отношение к православию). Произошло это в самые первые дни заседаний.

После чего Григорий Назианзин (Богослов) на некоторое время взял правление собором в свои руки. Но вскоре отказался от принятия участия в собрании и покинул кафедру в Константинополе.

В итоге главным лицом данного собора стал Григорий Нисский. Он был образцом человека, ведущего святой образ жизни.

О соборах и святых апостолах

Таким образом, всего за I тысячелетие от рождества Христова было проведено 7 Вселенских соборов (официальных и еще несколько поместных, которые также решали важные вопросы религии).

Необходимы они были для того, чтобы уберечь служителей церкви от ошибок и привести к покаянию (в случае совершения таковых).

Именно на таких международных встречах собирались не просто митрополиты, епископы, а настоящие святые мужи, духовные отцы. Эти личности всей своей жизнью и от всего сердца служили Господу, принимали важные решения, утверждали правила и каноны.

Выход за них означал серьезное нарушение представления об учении Христа и его последователей.

Первые такие правила (по-гречески «оросы») еще назвались «Правилами святых Апостолов» и Вселенских соборов. Всего их насчитывается 85 пунктов. Провозглашены они были и официально утверждены на Трулльском (шестом Вселенском) соборе.

Свое начало эти правила ведут от апостольского предания и сохранились изначально только в устной форме. Их передавали из уст в уста — через апостольских преемников. И, таким образом, правила оказались донесенными до отцов Трулльского Вселенского собора

Первый Вселенский собор

Проводился в начале лета 325 года в городе Никея, откуда и пошло наименование – Никейский. В те времена правил Константин Великий.

Главным вопросом на созыве стало еретическая пропаганда Ария. Александрийский пресвитер отрицал Господа и свершившееся рождество второй сущности Сына Иисуса Христа от Бога Отца. Пропагандировал, что лишь Искупитель является высшим Творением.

Созыв отрицал лживую пропаганду, постановил положение о Божестве: Искупитель – Настоящий Бог, рожденный от Господа Отца, Он так же вечен как Отец. Он рожден, а не создан. И с Господом един.

На созыве утвердили начальные 7 предложений Символа веры. Собранием установлено празднование Пасхи в первое воскресное служение с приходом полнолуния, приходившего на весеннее равноденствие.

Опираясь на 20 постулат Вселенских деяний, запретили земные поклоны по воскресным службам, поскольку этот день – образ человеческого нахождения в Божием Царствии.

Первые семь Вселенских соборов

  • Первый Никейский собор (325 г. н.э.)

    • Арианство — вера в то, что Сын Божий не всегда существовал, но был создан Богом-Отцом и, следовательно, отличен от него. Первый Никейский собор объявил эту веру еретической, как и Первый Константинопольский собор.
    • Дата Пасхи — дата празднования Пасхи выбрана так, чтобы не противоречить друг другу и приходиться на тот же день, что и еврейская Пасха.
    • Мелетий Ликополисский — епископ Ликополисский в Египте. Основатель и тезка мелитян, которые отказались принять в общение тех христиан, которые отреклись от своей веры во время гонений и позже раскаялись в своем выборе.
    • Никейский символ веры — декларация веры церкви
    • Каноническое право — свод законов, постановлений или предписаний, принятых или принятых церковной властью. 20 были изданы этим Собором, в том числе несколько обращались к первенству римских, антохианских и александрийских патриархов.
  • Первый Константинопольский собор (381 г. н.э.)

    • Арианство — вера в то, что Сын Божий не всегда существовал, но был создан Богом-Отцом и, следовательно, отличен от него. Первый Константинопольский собор объявил эту веру еретической, как и Первый Никейский собор.
    • Македонство — также известное как пневматомачи; антиникейская секта, которая процветала в странах, прилегающих к Геллеспонту, во второй половине четвертого — начале пятого века. Они отрицали божественность Святого Духа, отсюда греческое название Pneumatomachi или «борцы против духа».
  • Первый Эфесский собор (431 г. н.э.)

    • Несторий

      Несторианство — подчеркивает разобщенность человеческой и божественной природы Иисуса.

      — учения включали отказ от давно используемого титула Богородицы («Богородица») для Девы Марии, и многие понимали, что он не верил, что Христос был истинным Богом. Собор официально осудил его и его последователей за ересь.

    • Целестий — главный последователь христианского учителя Пелагиуса и христианского учения пелагианства, которое противопоставлялось Августину Гиппопотамскому и его учению о первородном грехе и позже было объявлено ересью. На этом соборе он и его последователи были объявлены еретиками.
    • Никейский символ веры — декларация веры церкви — подтверждена. Отступление от веры объявлено еретическим.
    • отлучение — выселение из церкви. Это было наказание, установленное на этом соборе для тех, кто не принимал церковное учение.
    • Дева Мария — Мария, мать Иисуса. Этот совет постановил, что она будет называться Богородицей (Богородицей).
  • Халкидонский собор (451 г. н.э.)

    • Халкидонский символ веры — провозглашает, что Иисус Христос является одновременно истинным Богом и истинным человеком.
    • — свод законов, постановлений или предписаний, принятых или принятых церковной властью. 27 были выпущены этим советом.
  • Второй Константинопольский собор

    Три главы — три человека и их сочинения — личность и сочинения Феодора Мопсуестийского, некоторые сочинения Феодорита Кира, письмо Ибаса Эдесского к Марису — отвергнутые как несторианские

    (553 г.)

  • Третий Константинопольский собор (680-681 гг.)

    • Монофелитство — учит, что у Иисуса Христа было две природы, но только одна воля. Этот совет отверг это убеждение.
    • Моноэнергетика — учит, что у Иисуса было две природы, но только одна «энергия». Этот совет отверг эту веру.
  • Второй Никейский собор (787 г. н.э.)

    • Византийское иконоборчество — практика уничтожения икон и изображений. Этот совет отверг это убеждение.
    • реликвии — часть тела святого или почитаемого человека, либо другой тип древнего религиозного объекта, бережно сохраненный для целей почитания или в качестве материального памятника. Этот совет постановил, что алтари должны содержать реликвию.
    • Канонические законы — свод законов, постановлений или предписаний, принятых или принятых церковной властью. 22 были выпущены этим советом.

VI Вселенский Собор

Собрание проводили в 680 году в неизменном Царьграде.

Направлено на осуждение пропаганды монофелитов. Еретики знали, что в Искупителе 2 начала – человеческое и Божественное. Но положение их основывалось на том, что у Господа лишь Божеская воля. Боролся с еретиками известный монах Максим Исповедник.

Созыв свергнул еретические учения и наставил почитать в Господе обе сущности – Божескую и человеческую. Воля человека в Господе нашем не противится, а покоряется Божеству.

Через 11 лет стали возобновлять собрания на Соборе. Их назвали Пято-шестые. Они внесли дополнения в деяния Пятого и Шестого созывов. На них разрешались проблемы церковной дисциплины, благодаря им положено управлять Церковью – 85 положений святых апостолов, деяния 13 отцов, правила шести Вселенских и 7 Поместных Соборов.

Эти положения дополнили на Седьмом Соборе и внесли Номоканон.

Вселенские соборы в истории христианства

Догматы и каноны, установленные на созывах, обязательны для всех церквей. Православная Церковь признает 7 Вселенских соборов.

Традиция проводить заседания для решения важнейших вопросов берет начало с первого века нашей эры.

Самый первый созыв провели в 49 году, по некоторым источникам в 51 в священном городе Иерусалиме. Назвали его Апостольский. На созыве выдвинули вопрос о соблюдении православными из язычников постулатов закона Моисея.

Верные ученики Христовы принимали совместные распоряжения. Тогда на место отпавшего Иуды Искариота избрали апостола Матфия.

Созывы были Поместными с присутствием служителей Церкви, священников, мирских людей. Также существовали Вселенские

Их созывали по делам первой важности, несущих первостепенное значение для всего православного мира. На них являлись все отцы, наставники, проповедники всей земли

Вселенские заседания – это наивысшее руководство Церкви, совершавшееся под предводительством Святого Духа.

Ход Собора

Согласно Сократу, Собор открылся 20 мая, а торжественное закрытие Собора было приурочено императором к 25 августа, ко дню празднования им 20-летнего юбилея его царствования. Но некоторые историки называют 14 июня как начало Собора. Акты Халкидонского Собора (451) датируют принятие Никейского постановления 19 июня.

Историки предлагают согласовать этапы проведения Собора по датам следующим образом:

«20 мая — парад открытия Собора. Парад церковный, вставленный в рамки парада придворного, небывалый еще до тех пор «смотр сил» церкви. Пленум Собора определился и формальные голосования начались только с 14 июня. A 19 июня проголосовано главное вероопределение. 25 августа состоялось уже торжество закрытия Собора. Тогда же Евсевий Кесарийский произнес свою похвальную речь императору, помещенную им в его «Жизни Константина». Завершилось празднество пышным обедом».

Собор начался с речи императора Константина на латинском языке. «Не медлите, — сказал император, — о, други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему сослужителю».

Есть упоминания о том, что наиболее подвизались в опровержении богопротивного Ариева Учения святитель Николай и святой Афанасий Александрийский, бывший тогда еще диаконом и за ревностное противоборство еретикам страдавший от них всю свою жизнь.

Прочие святители защищали Православие используя свое просвещение, с помощью богословских доводов. Святитель Николай же защищал веру самою же верою — тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.

Согласно преданию, во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана — омофора и заключили его в тюремную башню.

Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого Угодника Божиего. Принятие Символа Веры было весьма драматичным.

Согласно Евсевию Кесарийскому, по вопросу символа веры во время прений Арий и его единомышленники высказывали свою позицию прямо и смело, рассчитывая на веротерпимость императора и надеясь убедить его и привлечь на свою сторону. Их богохульные речи возмущали православных. Накал страстей нарастал. В нужную минуту с хитрым дипломатическим предложением выступил ((Евсевий Кесарийский), которое состояло в том, чтобы взять за основу определения Собора текст крещального символа веры, для большинства привычный:

«Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех (άπάντων) видимых и невидимых. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Слово Божие, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, Перворожденного всей твари (Кол. 1:15), прежде всех веков от Отца Рожденного, через Которого и произошло все… Воплотившегося… Веруем во Единого Духа Святого».

Хитроумный замысел Евсевия состоял в том, чтобы, отчаявшись убедить большинство епископов на Соборе в своей ереси или переманить императора на свою сторону, помочь Арию свести этот Собор к формальному принятию привычной для всех формулировки, на которую легко должно было бы согласиться большинство. Однако при этом формулировка оставляла место для еретического учения Ария.

Но император Константин не позволил этой хитрости состояться. Одобрив текст, он как бы между прочим предложил обогатить его лишь маленьким дополнением, одним словом «единосущный» (омоусиос). При поддержке авторитетных православных епископов, большинство епископата, который будучи православными, не был тем не менее достаточно образованными, чтобы вникнуть и понять все тонкости этого вопроса, поддержало и проголосовало за это предложенное императором добавление, надежно отсекающее арианскую ересь от православия.

Второй Ватиканский собор

Второй Ватиканский собор, также известный как Ватикан II, был созван Папой Иоанном XXIII и заседал с 1962 по 1965 год. В отличие от большинства предыдущих соборов, он не обсуждал ересь , поскольку его ориентация была в основном пастырской; Собор издал «конституции» о восстановлении литургического ритуала «в соответствии с изначальными нормами отцов », о природе Церкви и ее отношении к современному миру, а также о продвижении Священного Писания и библейских исследований . Он издал «декларации» об образовании, о нехристианских религиях и самый спорный указ о свободе вероисповедания. Девять дополнительных «указов» охватывали темы миссионерской деятельности церкви, служения и жизни священников и духовного обучения, апостольства мирян, обновления религиозной жизни, пастырского служения епископов, экуменизма, католических церквей Восточный обряд, средства массовой информации и социальные коммуникации.

Общие сессии Совета проводились осенью четыре года подряд (в четыре периода ) с 1962 по 1965 год. В остальное время года специальные комиссии собирались для обзора и сопоставления работы епископов и подготовки к следующей сессии. . Заседания проводились на латыни в базилике Святого Петра , при этом соблюдалась секретность в отношении проводимых обсуждений и выраженных мнений. Выступления (так называемые интервенции ) были ограничены десятью минутами. Однако большая часть работы совета проходила на различных заседаниях комиссии (которые могли проводиться на других языках), а также на различных неформальных встречах и социальных контактах за пределами собственно совета.

Право на места в совете имели 2908 мужчин, называемых отцами совета, включая всех епископов по всему миру, а также многих настоятелей мужских религиозных орденов. В первом заседании приняли участие 2540 человек, что сделало его самым большим собранием в истории церкви. (Это контрастирует с Ватиканом I, где присутствовало 737 человек, в основном из Европы.) Посещаемость на более поздних сессиях варьировалась от 2100 до более 2300 человек. Кроме того, для богословских консультаций было доступно различное количество перити (лат. «Эксперты») — группа, которая имела большое влияние по мере продвижения совета. Семнадцать православных церквей и протестантских конфессий прислали наблюдателей. На открытии присутствовало более трех десятков представителей других христианских общин, а к концу 4-го заседания совета их число выросло почти до сотни.

Другие решения Собора

Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, — говорил он, — что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу.

Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями. .

Болотов В.В.:

По вопросу о наличных мелитианах Собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.

Так же на Соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.

Шестое святое собрание

История Вселенских соборов гласит, что борьба ортодоксальных христиан с еретиками продолжалась достаточно долго. В Константинополе был созван шестой собор (Трулльский), на котором наконец-то должна была утвердиться истина. На собрании, куда съехалось 170 епископов было осуждено и отвергнуто учение монофелитов и монофизитов. В Иисусе Христе признавались два естества — божественное и человеческое, и, соответственно, две воли — божественную и человеческую. После этого собора монофелианство пало, и около пятидесяти лет христианская церковь жила относительно спокойно. Новые смутные течения появились позже по поводу иконоборческой ереси.

VII Вселенский Собор

Проводился в Никеи в 787 году для отвержения еретического положения об иконоборчестве.

60 лет назад возникло императорское лживое учение. Лев Исавр хотел помочь магометанам перейти в христианскую веру быстрее, поэтому приказал отменить иконопочитание. Лжеучение прожило еще 2 поколения.

Созыв отрицал ересь и признал почитание икон с изображением Распятия Господа. Но гонения продолжались еще на протяжении 25 лет. В 842 году провелся Поместный Собор, где бесповоротно установилось иконопочитание.

На заседании утвердили день празднования Торжества Православия. Сейчас он отмечается в первое воскресенье Великого поста.

Вселенские соборы древности

В их состав входили иерархи единой Церкви (т.е. как Востока, так и Запада), и, за исключением Четвертого Константинопольского Собора, они признаны в качестве Вселенских соборов также современной Восточной Православной Церковью .

Первый Никейский собор

Первый Никейский собор (20 мая — 25 июля? 325 г.) сформулировал первоначальный Никейский символ веры . Самое главное, собор определил равенство Бога-Отца и Христа, его сына. Он учил, что Иисус был того же существа, что и Бог Отец, а не просто подобным. Определяя природу божественности Иисуса, совет не только полагался на Библию, но и совместно давал ей обязательное толкование. Собор издал 20 канонов и отверг арианство .

Первый Константинопольский собор

Ранняя рукописная иллюстрация I Константинопольских проповедей Григория Назианзина , Национальная библиотека Франции (879-882)

Первый Константинопольский собор в четырех канонах определил Никейский символ веры , который до сих пор используется в католической церкви

Что наиболее важно, он определил божественность Святого Духа , что происходит из Апостольского Предания, но не определено в Библии. Совет собирался с мая по июль 381 года во время понтификата Папы Дамаса I и издал четыре канона.

Эфесский собор

Совет Эфес провозгласил Деву Марию в качестве Богородицы (греческий Н Θεοτόκος, «Богородица» или «Богоносец»). Совет собирался в семь сессий во время понтификата Папы Селестины I с 22 июня по 17 июля 431. Он отверг несторианство .

Халкидонский собор

Халкидонский собор определил две природы Иисуса Христа (божественную и человеческую). «Мы единодушно учим, что единственный сын, наш Господь Иисус Христос, должен быть полностью Богом и полностью человеком». Он провел 17 заседаний с 8 октября по ноябрь 451 года во время понтификата Папы Льва Великого. Он издал 28 канонов, последний из которых определял равенство епископов Рима и Константинополя, который был отвергнут папскими делегатами и Папой Львом Великим .

Второй Константинопольский собор

Собор снова рассмотрел вопрос о двух природах Христа, поскольку монофизитство распространилось через христианство, несмотря на решения Халкидона. Собор собирался с 5 мая по 2 июня 553 г. на восемь заседаний во время понтификата Папы Вигилия , который был заключен в тюрьму во время Собора императором. Он осудил «Три главы» несторианских сочинений. Несколько католических провинций отказались принять Второй Константинопольский собор из-за политического давления.

Третий Константинопольский собор

Совет отверг монофелитство и подтвердил, что Христос, будучи одновременно человеком и божеством, имел как человеческую, так и божественную волю. Он собирался в шестнадцать сессий с 7 ноября 680 года по 16 сентября 681 года. Собор проводился во время понтификатов Папы Агафона и Папы Льва II . Также обсуждались взгляды Гонория .

Второй Никейский собор

В 730 году император объявил вне закона изображения Христа и святых и создал таким образом первое иконоборчество . Папа возразил против этого и в 731 году созвал местный собор в Риме, но безрезультатно. Собор обсудил и восстановил почитание икон, используя в качестве аргументов Библию и церковные традиции. Изображения Христа, Пресвятой Девы Марии и святых использовались для стимулирования благочестия и подражания. Совет собирался в восемь сессий с 24 сентября 787 г. по 23 октября 787 г., во время понтификата Папы Адриана I. Он издал двадцать канонов. Это был последний Вселенский собор, который был принят как Восточной, так и Западной церквями.

Четвертый Константинопольский собор

С коронации Карла по Папой Львом III в 800, его новое название как Patricius Romanorum, и передачи ключей к Могиле святого Петра , папство приобрело новый протектор на Западе. Это до некоторой степени освободило понтификов от власти императора в Константинополе, но это также привело к , потому что императоры и патриархи Константинополя считали себя истинными потомками Римской империи, восходящей к истокам Церкви. Папа Николай I отказался признать Патриарха Константинопольского Фотия I , который, в свою очередь, атаковал папу как еретика, потому что он сохранил filioque в символе веры, который относился к Святому Духу, исходящему от Бога-Отца и Сына. Собор осудил Фотия, который поставил под сомнение законность председательства папских делегатов на соборе, и положил конец расколу. Совет собирался в десять сессий с октября 869 по февраль 870 и издал 27 канонов.

История события

Однако созыв данного собора выделяется на этом фоне. Здесь главной темой стало взаимодействие государственного и церковного права, в том числе в имущественной сфере.

Разделить сферы влияния духовной и государственной власти при одновременном укреплении иерархической вертикали обеих в целях усиления и централизации Российского государства — именно это стало общим знаменателем вопросов и решений собора.

Предпосылки и причины проведения

Избавившись в конце XV века от ордынского ига и начав собирание земель вокруг Москвы как столичного города, страна активно укрепляется. Династия Рюриковичей породнилась с византийскими Палеологами, крепнет концепция России как Третьего Рима и последнего суверенного оплота православия. Внук греческой принцессы Иван Грозный принимает царский титул — впервые в русской истории.

Однако на этом фоне становится актуальным и византийский по своей сути вопрос — «симфония» церкви и государства при политическом доминировании последнего. Особенно сильно и остро он проявлялся в имущественных вопросах — монастыри на Руси были в числе крупнейших землевладельцев. Церковное право также нуждалось в доработке и урегулировании, особенно в контексте светских вопросов. Все эти проблемы выносятся на собор.

Место проведения и участники

Собор был созван по инициативе Ивана Грозного и проходил в Москве с февраля по май 1551 года. Впрочем, дата проведения оспаривается. Есть версия, что 23 февраля мероприятие не началось, а уже завершилось, а далее шла лишь подготовка материалов — до мая включительно. Государственные органы представлял сам царь, князья и члены Боярской думы.

Также присутствовали и основные иерархи Русской православной церкви на тот момент:

  1. Макарий, митрополит московский и глава РПЦ.
  2. Акакий, епископ Тверской.
  3. Гурий, епископ Смоленский.
  4. Кассиан, епископ Рязанский и Муромский.
  5. Киприан, епископ Пермский и Вологодский.
  6. Никандр, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский.
  7. Савва, епископ Крутицкий, Сарский и Подонский.
  8. Трифон, епископ Суздальский и Тарусский.
  9. Феодосий, архиепископ Новгородский и Псковский.
  10. Феодосий, епископ Коломенский и Каширский.

Структура собора

Как принято считать, заседание открылось вступительным словом царя, зачитавшего участникам свое послание. В нем самодержец сетовал на непростое детство и каялся в грехах. Далее речь пошла о Судебнике, принятом еще на первом земском соборе 1549 года. Сей документ теперь утверждался окончательно.

Судебник стал одним из важнейших светских нормативно-правовых документов в отечественной истории.

Он содержал 100 статей и отражал следующие изменения в юридической практике:

  • ограничивалась власть на местах;
  • расширялись права представителей служилого сословия;
  • упорядочивание отношений между феодалом и крепостным, права крестьянской общины на самоуправление;
  • «прогрессивная» шкала штрафов — в зависимости от социального положения истца;
  • регламентация правил судебного поединка.

Сборник принятых решений, известный как Стоглав (назван по количеству включенных в него глав), показывает в общих чертах программу и спектр обсуждаемых тем. В целом схема следующая — участники отвечают на вопросы, предложенные царем.

По главам же распределение такое:

  1. Открытие собора, участники и тематика (гл. 1-4).
  2. Первая часть царских вопросов (гл. 5).
  3. Ответы (гл. 6-40).
  4. Вторая часть царских вопросов (гл. 41).
  5. Ответы (гл. 42-98).
  6. Упоминание о посольстве в Троицкий монастырь (гл. 99).
  7. Ответы митрополита Иоасафа, замечания и дополнения (гл. 100).
  8. Приговор о вотчинах (гл. 101, добавлена позднее к основному списку).

Основные положения

Анализ материалов Стоглава показывает, что на соборе были комплексно рассмотрены все основные стороны церковной жизни, а действующее право Русской церкви — собрано воедино и систематизировано.

При этом помимо собственно Писания и священного канона использовался церковный устав князя Владимира, Кормчие книги, более ранние распоряжения иерархов и постановления церковного собора 1503 года.

В целом же положения касались следующих тем:

  • унификация церковных обрядов и богослужения;
  • дисциплина и моральный облик духовенства;
  • работа церковных судов;
  • уклад жизни монастырей;
  • укрепление веры в народе и борьба с остатками язычества.

Решаемые вопросы

В материалах собора — 69 вопросов, заданных царем собравшимся.

Они разбиты на два списка, пронумерованы и могут быть разделены на следующие группы:

  • фискальные вопросы и пополнение государственной казны;
  • управление делами в монастырях;
  • упорядочение богослужения;
  • предрассудки и пережитки языческих верований среди народа.

Четвёртое святое собрание

Четвёртый Вселенский собор, проводимый в Халкидоне, был созван специально для того, чтобы устранить все монофизитские споры, которые стали распространяться вокруг церкви. Святое собрание, состоящее из 650 епископов, определило единственное истинное учение церкви и отвергло все существующие лжеучения. Отцы постановили, что Господь Христос — это истинный, незыблемый Бог и истинный человек. По своему божеству он вечно возрождается от отца, по человечеству он был явлен на свет от Девы Марии, во всём подобии человеку, кроме греха. При воплощении человеческое и божественное соединилось в теле Христовом неизменно, неразлучно и нераздельно.

Стоит отметить, что ересь монофизитов принесла церкви много зла. Лжеучение не было искоренено до конца соборным осуждением, и ещё долгое время развивались споры между еретиками-последователями Евтихия и Нестория. Основной причиной споров послужили сочинения трёх последователей церкви — Федора Мопсуетского, Ивы Эдесского, Феодорита Кирского. Упомянутые епископы были осуждены императором Юстинианом, но его указ не был признан Вселенской Церковью. Поэтому возник спор о трёх главах.

Признаки Вселенских соборов[править | править код]

Христианство
Библия
  • Ветхий Завет
  • Новый Завет
  • Евангелие
  • Десять заповедей
  • Нагорная проповедь
  • Апокрифы
Троица
  • Бог Отец
  • Иисус Христос
  • Святой Дух
История христианства
  • Апостолы
  • Хронология христианства
  • Раннее христианство
  • Гностическое христианство
  • Вселенские соборы
  • Разделение церквей
  • Крестовые походы
  • Реформация
  • Народное христианство
Христианское богословие
  • Сотворение мира
  • Грехопадение
  • Грех
  • Ипостасный союз
  • Искупительная жертва
  • Христология
  • Спасение
  • Благодать
  • Церковь
  • Добродетели
  • Эсхатология
Христианское богослужение
  • Евхаристия
  • Духовенство
  • Типикон
Направления в христианстве
основные

  • Православие
  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Древние восточные церкви
  • Несторианство

маргинальные

  • Антитринитаризм
  • Духовное христианство
  • Эзотерическое христианство
  • Ереси
Критика христианства
  • Критика Библии
  • Возможные источники текста Библии
Другое
  • Численность христиан
  • Христианство по странам
Портал:Христианство

Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

К внешним признакам Вселенских соборов относятся:

  • участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
  • каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
  • признание собора Вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нём, так и теми, от которых на нём не было представителей.

Внутренние признаки Вселенских соборов:

  • соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предшествующих веков;
  • единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
  • свойственная в церкви только Вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).

В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector