Старейшие монастыри россии (часть 1)

Содержание:

Санкт-Галленское аббатство

В самом сердце Европы расположился не только один из старейших, но и один из наиболее ценных в историческом смысле монастырь Святого Галла. Находится он в восточной части Швейцарии в небольшом административном центре Санкт-Галлен. Городок является одним из наиболее высокогорных в Швейцарии, но популярным и известным его делает не это, а то, что именно в нём в Средневековье построен центр просвещения Европы – Санкт-Галленское аббатство.

Старейшая обитель была основан ещё в 613 году одиноким монахом-отшельником по имени Галлус

Первым, кто решил уделять большое внимание культурному развитию внутри этих стен, стал настоятель Отмар, пригласивший из разных концов Европы мастеров для организации местной художественной школы. Смешение разных течений и жанров позволило создать уникальные картины и иконы, представляющие собой жемчужины средневековой художественной культуры

Продолжателем этой традиции стал аббат Вальдо, который в VIII веке собрал в стенах аббатства одну из самых богатых библиотек Европы. Кроме того, здесь находилась сильная певческая школа, в стенах которой виртуозно исполняли песни в григорианском стиле. В X веке тут работали известные поэты и музыканты современности, а немного позже – трудился родоначальник и основоположник немецкой литературной словесности Ноткер Губастый.

Вплоть до XVIII века Санкт-Галлен был настолько же влиятельным монастырём Европы, как собор Парижской Богоматери в Средневековье, но позже значение обители ослабело. Во второй половине XVIII века старейшие здания были снесены, а на их месте воздвигнуты новые храмы, воплотившие в себя архитектурный стиль Барокко, до сих пор способного удивлять туристов и паломников со всего мира.

В 1983 году Юнеско добавил обитель Святого Галла в список Всемирного наследия. В стенах главной достопримечательности города хранится старейшая библиотека, насчитывающая 160 тыс. древних книг, 50 тыс. из которых доступны для ознакомления всем желающим.

Примеры ставропигиальных монастырей РПЦ

Ставропигиальным монастырём является, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра. Лаврами в Православии называют особо значимые крупные монастыри. Троице-Сергиева мужская обитель является крупнейшей в РПЦ. Также это главный образовательный и издательский центр Русского Православия. Лавра расположена в городе Сергиев Посад Московской области. Монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. Мощи основателя хранятся в Свято-Троицком соборе лавры. Статус ставропигиального был присвоен монастырю в 1688 году. Спустя ещё полвека он стал лаврой.

В Москве находится 7 ставропигиальных обителей, среди которых Донской мужской монастырь. Он был основан царём Федором Иоанновичем в 1591 году. Статус ставропигии присвоен спустя полтора столетия после основания. Накануне Революции 1917 года в Российской империи существовало лишь 6 обителей с этим статусом. Донской монастырь был одним из них. Он перестал действовать в конце 20-х годов 20 века и возродился только в 1991 году.

Расположенная в Калужской области Введенская Оптина пустынь – это тоже ставропигиальный монастырь. Согласно преданию, мужская обитель была основана в 15 веке покаявшимся разбойником Оптием, который стал иноком Макарием. В Оптину пустынь в своих духовных нуждах приезжали Гоголь, Достоевский, Толстой и многие другие выдающиеся люди. Известными насельниками монастыря являются Оптинские старцы. Ставропигиальным он стал в конце 1980-х.

Примером женской ставропигиальной обители является Николо-Вяжищский монастырь, находящийся в Новгородской области. Он был основан в конце 14 века и оставалась мужским на протяжении 500 лет. Женской обитель стала лишь 30 лет назад. В подчинение Патриарху монастырь перешёл в 1995 году.

Соловецкий мужской монастырь

Статья: Соловецкий монастырь – мощная крепость на Соловецких островах России

Вид на Соловецкий монастырь

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Возникновение церкви на месте пещеры

Вместе со своими учеником Феодосием, монах собрал группу таких же начинающих священников из двенадцати человек, и вместе они организовали одну из первых церквей в Киеве. Церковь была маленькая. Было всего пара икон и молитвы. Но быстро стала известной во всей Киевской Руси. Со временем стали приходить люди молиться. Все больше и больше народа стало приходить, чтобы посмотреть на новую церковь. Стало не хватать места. И Антоний решил под соседним холмом создать новую пещеру для того, чтобы там жить. Монах решил, что нужно построить настоящую церковь. Пошел к князю Киевской Руси Изяславу Ярославичу за разрешением на постройку.

Леринский монастырь

Во Франции находится один из красивейших древних монастырей – Леринское аббатство. Расположен он на расстоянии трёх километров от Канн, поэтому большинство туристов, посещающих Канны, устремляется сюда, чтобы прикоснуться к истории Средневековья.

Основан Леринский монастырь в 410 году, после того как монах-отшельник поселился здесь в поисках уединения. Ученики не пожелали оставить своего духовного отца, поэтому последовали за ним и обосновали Леринское аббатство на необитаемом острове. К VIII веку это место стало влиятельнейшим регионом Франции и Европы, ему принадлежало много владений, не исключая деревни Канны.

Не имея достойной защиты, это место стало лакомой и лёгкой добычей для сарацинов, разграбивших сокровищницу и убивших всех монахов. Выжил только один из прежних жителей обители – монах Элентер, который отстроил на руинах новый храм. После этого постройки неоднократно разрушались, но упорство монахов превозмогало все неурядицы. После французской революции остров был продан известной актрисе, где 20 лет находился гостиный двор. Только в 1859 году его смог перекупить епископ Фрежюс, чтобы возродить святое место.

Сейчас на территории монастыря живут 25 монахов, которые помимо духовной службы занимаются выращиванием винограда и гостиничным бизнесом.

Монастырь святой Екатерины у горы Синай

Возникшие на этом легендарном месте первые поселения отшельников относятся к 3 веку. Святыня, вокруг которой в последствии возник монастырь, – библейский несгорающий терновый куст, в котором Господь явился Моисею у горы Синай (Неопалимая Купина).В 6 в. построена часовня, давшая начало обители. Благодаря неприступным стенам монастырь выглядит как древняя крепость .

Монастырь святой Екатерины у горы Синай

На горе Синай были обретены останки одной из самых почитаемых христианских святых – Екатерины Александрийской . Ее десница хранится в монастыре. Екатерина в юном возрасте вынесла суровые испытания за веру, которым ее подвергли по приказу римского императора Максимина.

Мученичество святой Екатерины (худ. Гверчино)

Мужская обитель относится к Иерусалимской православной церкви. Это один из самых посещаемых христианских монастырей мира.

Самый древний монастырь в России

Муромский Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром упоминается в летописях раньше других монастырей в 1096 году, дату основания приписывают к 1015 году, то есть через 25 лет после Крещения Руси.

Основанный сыном великого князя Владимира, Глебом, монастырь прошел длинный тысячелетний путь. В советское время он был закрыт, там располагалась военная часть до 1995 года. Сейчас он восстановлен и открыт для всех прихожан.

Муромский монастырь входит в золотое кольцо России и является памятником Древнерусской архитектуры ранне-христианского периода.

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Это интересно: Русская православная церковь кратко

Какие постройки бывают в монастырях?

По сути, единственное, что в монастыре должно быть обязательно — это хотя бы один храм и домик, где будут жить монахи. Комната, в которой живет монах, называется келлия.

В остальном, все зависит от размера монастыря и места его расположения.

Маленький монастырь святого Георгия в болгарском Помории.

Но давайте возьмем «усредненное» представление о монастыре. В нем могли бы быть такие постройки и сооружения.

  • Собственно территория (она огорожена. На Руси раньше монастыри еще играли роль крепостей, а потому их стены были каменными, крепкими и высокими. Например, Свято-Троицкая Сергиевая Лавра несколько месяцев удерживала осаду поляков, и те так и не смогли ее взять).
  • Центральный храм (собор). Место, где проходят либо главные, либо за малым исключением все богослужения.
  • Еще один храм (в крупных монастырях их может быть два, три или сколько угодно). Как правило, используется редко — в дни самых крупных праздников и в иные значимые для монастыря дни.
  • Братский корпус . Это дом, где располагаются келлии — комнаты монахов и послушников.
  • Трапезная (столовая). Иногда располагается в жилом, братском, корпусе.
  • Гостевой дом. Может быть, совсем маленьким, а может быть большим многоэтажным корпусом. Бывают отдельные гостевые домики для монахов и архиереев с других монастырей.
  • Столовая для паломников.
  • Церковная лавка — свечки, иконы, книжки, церковная утварь на продажу.
  • Другие здания. В них может располагаться все, что угодно — от воскресной школы, до монастырского издательства.

Болгария. Поморие. Монастырь св. Георгия Победоносца. Типичная территория небольшого монастыря. Справа — братский корпус.

Введенская Оптина пустынь

Эта одна из самых старинных обителей расположилась рядом с городом Козельском. Согласно легенде ее основал раскаявшийся разбойник по имени Опта.

В 1821 году здесь появился скит, в нем поселились пустынники. К ним тянулись люди со всей России, пытаясь получить ответы на свои вопросы и исцеление. После гибели сына Ф.М. Достоевский пробыл в скиту 3 дня.

Монастырь прославился Оптинскими старцами, которые стали утешителями народа. После революции Оптина пустынь закрыли, здесь размещался и дом отдыха, и концлагерь, и госпиталь. В 1987 году ее вернули церкви.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Как проходит постриг

Постригвмонахинеявляетсяцерковнымтаинством, темнеменее, отношениекэтомуобрядуисстариостаетсяоченьособым. Иногдаегосправедливоназываютвторымкрещением

Постригврясофорыпроходитдовольнопросточеловекукрестообразноостригаютволосы, настоятельпроизноситмолитвы, прося  Господаукрепитьпостриженика, послечегоновогорясофораодеваютврясу.   Никакихобетовприэтомнепроизносится. 

Всовременноймонастырскойпрактикепостригврясофорыпочтиисчез, мирянчащевсегосразупостригаютвмантийныемонахи. Этособытиепроисходитгораздоболееторжественно. 

Вначале поют тропарь  из службы Недели о Блудном сыне:     В это время послушник в долгополой рубахе должен ползти в центр храма от входа. С обеих  сторон  идут   двое старших монахов, которые покрывают ползущего полами своих одежд.  В  середине  храма  постриженик  застывает  ниц,  крестообразно  раскинув  руки.

Настоятель говорит ему:

Подняв послушника и произнеся напоминание о том, что происходящее в храме слышат и видят   Господь   и    все ангелы, настоятель принимает обеты:

Основные  обеты

  • целомудрия (безбрачия, девства);
  • послушания;
  •  нестяжания.

Два понятия – «целомудрие» и «безбрачие» – нельзя считать синонимами. Целомудренная жизнь, далекая от угождений похотям плоти, требуется и от православных, имеющих семьи. Однако, инок, произнося обет целомудрия, отрекается так же и от возможности вступать в брачные отношения. Целью такого образа жизни не является одиночество. Одиночество вообще противно природе человека, это состояние ущербное, преодолеваемое лишь присутствием в жизни «второй половины». Для монаха этим «вторым» становится Бог. Не случайно монахини называются иногда «Христовыми невестами».

Обет послушания заключается в том, что отныне монах лишается своей воли, без остатка передавая себя в руки духовных наставников, старших, Господа. Смиренное послушание, отказ от своей воли, безграничное доверие к воле Божьей, умение принимать с благодарностью и горести и радости – основа душевного мира и покоя, которое отличает многих православных монахов.

Наконец, «нестяжание» вовсе не означает, что монаху запрещено иметь какие-либо вещи в собственности. Он может иметь все необходимое для жизни, но не должен иметь пристрастия к вещам, считать обладание ими чем-то важным для себя. 

Когда обеты произнесены, игумен возлагает на темя послушника книгу  и читает молитвы, в которых  просит Бога наставить нового монаха и укрепить его. Помощник подносит ножницы. Игумен велит   послушнику взять их и подать ему. Послушник три раза предлагает ножницы игумену, и тот дважды   отвергает их, и  берет лишь  после  этого.   Он  постригает  волосы    на склоненной   голове послушника   и говорит:

В это время постриженик впервые слышит свое новое имя. Перемена имени – старый обычай,   означающий   и отказ от прежней жизни, и рождение для новой, и полное подчинение тому, кто нарекает имя.                При  наречении  имени  для  постригаемого  игумен  может  избрать  имя  святого,  память  которого  отмечается  в  этот   день,  или  на  имени  святого,  которого  особо  почитают  в  монастыре.  Иногда  имя  начинается  на ту же букву,  что и мирское имя новопостриженного.

Вслед за этим происходит облачение в монашеские одежды. Новый монах  берет  последовательно каждую  часть  одеяния, которую благословляет игумен. Сначала он облачается в подрясник, затем  идет  параман,  ряса, пояс, куколь и обувь.

Каждойчастиодеяниясоответствуетсвояформулировка:

Ряса – «хитон вольной (добровольной) нищеты, нестяжания, всяких бед и теснотерпения…». Параман – «во обручение ангельского образа и всегдашнее воспоминание благаго ига Христова…».

Монахоблачен. Теперьемуподаютчетки, крестигорящуюсвечу, какнапоминаниеотом, чтоотнынеуделмонахамолитва, ношениекрестаинесениясветамиру. 

Постриг в великую схиму происходит в том же порядке, что и в мантийные монахи: произнесение обетов,  пострижение головы, облачение. Разница в текстах молитв, они более пространные, и в том, что к прочим  монашеским  одеждам добавляется аналав. По форме эта деталь одеяния напоминает епитрахиль, но не  разделенную надвое и достигающую по длине лишь пояса схимника. На куколе и на аналаве схимника  вышиты надписи – стихи из псалмов, и изображение Креста на лобном месте.

Древние храмы древней руси

Если говорить о храмах, то они занимали важнейшее место в жизни каждого православного человека. Именно поэтому вопросу постройки и украшения храмов отдавалось большое значение. Как правило, храмы возводились на возвышенностях, в самом лучшем месте города. Храмы посвящались Христу Спасителю, Живоначальной Троице, Богородице, а также святым. Иногда название храма ложилось в основу названия всего города. Храмы-памятнки очень часто возводили в местах памятных битв.

В основе храмового строительства лежало развитие архитектуры Древней Руси. Настоящими памятниками мирового искусства признаны такие величественные постройки как Киевский Софиевский Собор, Новгородский Софийский собор, Успенский собор Владимира и другие.

Недействующие монастыри

Памятники церковной архитектуры – заброшенные и восстанавливаемые монастыри.

Зверин-Покровский монастырь

Впервые монастырскую деревянную церковь Покрова упомянули в летописи в 1148 года, когда ее уже уничтожила молния. Появившиеся впоследствии строения Зверина монастыря в 1721 году закрыли, но спустя 6 лет восстановили. В XVIII веке этот и Николо-Бельский монастыри объединились. В 1899 году обитель пополнилась Покровским собором. С приходом большевиков монастырь закрыли. Возвратили верующим собор в 1989 году.

Адрес: г. Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, 18

Сайт: www.soborpokrova.ru

Деревяницкий монастырь

Название исходит от реки Деревянки, где стоит монастырь. Первое его упоминание в летописях – в 1335 год, когда построили в камне храм Воскресения Христова в камне по распоряжению св. Моисея. Под конец XVII века перестроенное церковное строение разрушилось, вместо него появился Воскресенский собор. Позднее территория монастыря украсилась выложенной камнем церковью Успения Богородицы.

Адрес: г. Великий Новгород, ул. Восточная, 3

Старорусский Спасо-Преображенский монастырь

Лавру создал в 1192 году игумен Мартирий. Спустя 6 лет построенный деревянный собор Спаса Преображения сгорел, новый в камне отстроили в 1442 году. Его иконостас, в 5 ярусов, – в византийском стиле. Украсила храмовый интерьера чудотворная икона Божией Матери. В монастыре хранятся части святых мощей 50-ти угодников. На монастырской территории до 1630 году возвели церкви – Рождества Христова и Сретения Господня.

Адрес: г. Старая Русса, Монастырская площадь, 1

Десятинный монастырь

Монастырь входит в когорту старейших в Новгороде. Основание пустыни относят к началу XIV века, когда поставили церковь св. Богородицы. В 1397 году возвели храм Рождества Богородицы, а в 1413 году – церковь Иоанна Предтечи (она в камне). Поступательно в обители появлялись кельи-стены из камня, крипта, трапезница. В 1809 году возвели звонницу в камне, перестроили в 1903 году. И сегодня она увенчивает монастырский ансамбль.

Адрес: г. Великий Новгород, Десятинный монастырь, 3

Рдейский Успенский монастырь

Поначалу на полуострове Рдейского озера существовал Преображенский мужской монастырь. В него входили и обители –Троицкая и Николо-Хвоинская. Монастырь упразднили в 1764 году, в 1886 году учредили женскую общину, превращенную в пустынь в 1893 году. В советский период ее закрыли. Сегодня в монастырском Успенском соборе частично сохранился уникальный иконостас из белого мрамора с витиеватой резьбой.

Адрес: заповедник Рдейское озеро

Благовещенский мужской монастырь


У берегов Оки, в Нижнем Новгороде, стоит этот монастырь с 1221 года. У него была несчастливая судьба. В 1229 году князь Пургас его разорил, убив всех иноков. Только через 100 лет его удалось возродить, но в 1369 году монастырь пострадал от обвала снега. Опять разрушились многие здания, умерли люди.

Его смог возродить митрополит Алексий. Он отправился в Золотую Орду, и пообещал, что если его визит закончится хорошо, заново его отстроить. Митрополит вылечил супругу хана, и тот отказался от набега. В 1370 году он смог исполнить свой обет. До революции здесь хранился список Корсунской иконы Божией Матери, который смог уцелеть при 3 пожарах. Но потом монастырь закрыли, список исчез. После здесь расположился планетарий. В 90-ых началось его возрождение.

Крупнейшие православные монастыри России

Крупнейшие монастыри – это не просто отдельные монастыри, это целый, закрытый мир с множеством комплексов, храмов, соборов и дворов. В такие монастыри едут паломники, послушники и волонтеры со всего православного мира, чтобы помолиться о здоровье своей семьи, во Славу Божию и мира на земле.

Троице-Сергиева Лавра

Один из древнейших комплексов, который расположен в городе Сергиев-Посад, недалеко от Москвы.

Он был основан в XIV веке. Сейчас это крупный ансамбль соборов и храмов, куда может приехать любой желающий. В Лавре хранятся мощи 9 святых, среди которых Сергий Радонежский и Максим Грек.

Сейчас Лавра помимо духовной, религиозной жизни ведет социальные проекты и благотворительность. Активисты помогают людям на военной службе, находящимся в тюрьме и в сложной жизненной ситуации.

Псково-Печерский монастырь

Знаменитый мужской монастырь, жизнь которого описана в книге «Не Святые Святые».

Древний монастырь-крепость, один из немногих обителей, который продолжил свою работу в СССР. Здесь находятся чудотворные иконы, жития и мощи Святых, в монастыре жил знаменитый Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Сюда можно приехать на экскурсию и остаться послушником и волонтером.

Помимо основных храмов на территории находятся пещеры, где жили и молились монахи. Их можно посетить по специальной записи.

Монастырь находится в Пскове.

Валаамский монастырь

Мужской монастырь находится на острове Валаам на Ладожском озере, недалеко от границы с Финляндией.

Большое подворье и комплекс из храмов и соборов ежедневно посещают тысячи людей. Здесь можно остаться в качестве послушника и волонтера, а также помолиться о здравии семьи или сходить на экскурсию.

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Киево-Печерскую Лавру постоянно разоряли кочевники

В 1096 году недавно построенную обитель разорили половцы. Они разграбили и подвергли поруганию православные святыни. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и, более того, в нём появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.

Монастырь огородили частоколом. Позже при нём построили странноприимный дом, который устроил Феодосий для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов.

Взятие Киева монголами. Самое страшное разорение случилось с Киево-Печерской Лаврой после того, как монголы взяли Киев. Фото: upload.wikimedia.org

В 1151 году монастырь разграбили уже торки. Разорялся монастырь также в 1169 году и в 1203 году. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй.

После этого монахи обители частично разбежались, частично же были убиты. Известно, что уже; в XIV веке монастырь был уже возобновлен. Построенная на его территории великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов.

Самое ужасное разорение Киево-Печерской Лавры произошло в 1240 году.

В 1300 и 1399 году монголо-татары опять взяли Киев и разграбили Лавру. После того, как в 1470 году киевский князь Семён Олелькович возобновил и украсил великую церковь, в 1482 году крымско-татарское войско хана Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь.

За счёт щедрых пожертвований Киево-Печерская Лавра быстро восстановилась. В 1593 году ей уже принадлежало два города — Радомысль и Васильков, а также до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах Западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. В XV века обители даровано право посылать в Москву монахов для сбора пожертвований.

Менгли I Герай (в центре) со своим сыном и наследником Мехмедом Гераем (слева) и османским султаном Баязидом II (справа). Войска Менгли Гарая (Герея) также неоднократно разоряли Печерский монастырь. Фото: upload.wikimedia.org

В 1596 году предпринята попытка переподчинить монастырь, который находился в непосредственном подчинении Вселенского патриарха киевскому униатскому митрополиту. Монахи восстали против этого и оказали вооружённое сопротивление, руководил ими архимандрит Никифор Тур.

В 1598 году униаты предприняли вторую попытку захвата монастыря, но она потерпела неудачу. Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха.

Как живут в монастыре?

Порядок жизни (иными словами — устав) у каждого монастыря может быть свой. В каких-то обителях он строже, в каких-то — «мягче». В рамках одного монастыря разные монахи ведут разного уровня молитвенную и аскетическую жизнь — каждый по силам, каждый по призванию.

При всей той разнице, которая возможна в устроениях монастырского бытия, все обители объединены одним: центральное место в распорядке дня и жизни монахов занимают молитва и богослужения. В монастырях, — в отличие от немонастырских, «приходских» храмов — проводится полный суточный круг богослужений, да и сами службы идут дольше.

В общих чертах день в монастыре складывается может складываться так:

  • Пять или шесть часов утра: начало утренних богослужений. Их продолжительность зависит от дня или устава монастыря. В обычные дни утренние службы могут заканчиваться в девять, в праздничные — они могут продолжаться до полудня.
  • После утренней службы: завтрак, трапеза
  • Затем: короткий отдых и время послушаний (послушания — такая же неотъемлемая часть монашеской жизни, ибо праздность главный враг монаха. Кто-то во время послушании следит за чистотой на территории, кто-то за садом, кто-то ведет столярные работы, кто-то работает в хлеву — и так далее).
  • В середине дня: трапеза (обед), затем — продолжение послушаний.
  • Ориентировочно в четыре или пять часов дня начинаются вечерние службы, которые могут так же в зависимости ото дня продолжатся три часа и дольше.
  • После вечерней службы — трапеза, короткий отдых
  • Перед сном — общее или келейное молитвенное правило.

Какими бывают православные монастыри?

В православной традиции существует несколько разновидностей монашеских обителей.

Лавра


Фото: Mmatrona.ru Лавра – это самый значимый и масштабный монастырский комплекс. Само понятие имеет греческие корни, дословно переводится как «многолюдный монастырь» или «улица». Изначально его начали применять к монастырям, начавшим открываться на Ближнем Востоке. В те времена монастыри нередко подвергались набегам, поэтому их обносили защитными стенами в целях обороны. Лавры находились в прямом подчинении у Патриарха или Синода. Руководили ими влиятельные архиереи.

Скит


Фото: Azbyka.ru Скитами называют небольшие по площади монастыри, основанные на значительном расстоянии от крупных населенных пунктов. Это может быть жилье одинокого монаха-отшельника, а также монастырь, находящейся под непосредственным управлением более крупной и влиятельной обители. Например, в настоящее время скиты в своем подчинении имеют Соловецкая и Валаамская обители. Монахи, проживающие в скитах, следуют более строгим обетам.

Пустынь


Фото: Forum.optina.ru Пустынь – это монашеский скит, расположенный в незанятой никем местности. В перспективе пустынь может разрастись до полноценного монастыря, но в этом случае она все равно сохранит свое название, чтобы все помнили, с чего все начиналось.

Подворье


Фото: Temples.ru Подворье — так называют монашескую общину, находящуюся за пределами основного монастыря. Как правило, их располагают в городах, они находятся в непосредственном подчинении у архиерея. Среди основных направлений деятельности подворий обязанности по приему паломников и сбору пожертвований. Если они размещаются на сельхозугодьях, то послушники занимаются выращиванием овощей и фруктов. Известны случаи, когда крупные подворья в перспективе сами превращались в монастыри.

Сен-Морис

В католической культуре Сен-Морис часто называют местом, где людям открываются небеса. Это старейшее аббатство Западной Европы, расположенное в Италии, пережившее Средневековье и дошедшее до наших дней. На протяжении последних 15 столетий здесь ни на один день не прекращалась духовная жизнь, а Богослужения проходили с чёткой периодичностью.

Основан Сен-Морис в 515 году на месте могилы Св. Мориса, в честь которого аббатство получило своё имя. Защита выбранного святого была так сильна, что монастырская жизнь не прекращалась ни на минуту, не происходило здесь расформирований и значительных разрушений. Из уст в уста многими поколениями монахов со времён Средневековья передаётся легенда о том, что во время очередного Богослужения в стенах одного из храмов молящимся здесь явился святой Мартин, который тоже покровительствует этому месту, как и Маврикий.

Местной чертой являлось то, что служители обители всегда были шутниками и людьми тонкой иронии. Убедиться в этом можно и сейчас, приехав в Сен-Морис. Во многом именно это способствовало тому, что монастырь устоял на протяжении долгих веков, не став жертвой войн, смены политических сил и прочих перипетий. Монахи считают, что причина тому – удачное местоположение: Сен-Морис «прижимается» к скале, как дитя, прильнувшее к матери. Самая большая опасность, тем не менее, за всё время существования старейшего монастыря Западной Европы исходила именно от этой скалы, от которой семь раз откалывались обломки, разрушающие церковь, находящуюся под ней. В последний раз это произошло в средине XX века, когда огромный камень упал на колокольню, оставив от неё только руины.

Много раз Сен-Морис грабили лесные разбойники и опустошали сокрушительные пожары. Случалось, что обитель затапливали горные потоки, но монахи стойко воспринимали все неурядицы, не прекращая своего служения. В 2015 году здесь праздновали Великий 1500-летний юбилей, организованный при участии Юнеско.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Статья: Серафимо-Дивеевский монастырь — четвёртый земной удел Богородицы

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector