Николо-берлюковская пустынь. во имя россии, во славу россии
Содержание:
Интересные факты и легенды
24 мая 1829 года произошло знаменательное чудесное событие: слепой женщине, Татьяне Ивановне Кузнецовой, было даровано полное исцеление от обретенного образа «Лобзания Иисуса Христа Иудою».
После этого чудотворную икону крестным ходом при огромном скоплении народа торжественно перенесли в Троицкий собор. Он пребывал в обители до начала прошлого века, привлекая к себе огромное количество паломников.
Следы чудотворной иконы в настоящее время утеряны. Главной Святыней вновь открытого монастыря стал другой старинный одноименный образ, который был подарен будущему монаху Евмению пожилой прихожанкой храма в Мытищах.
А только через 7 лет после этого знаменательного события иеромонаха Евмения назначили настоятелем для восстановления Берлюковской пустыни. Перед ней до сих пор молятся тысячи верующих об исцелении от глазных болезней и прочих недугов. Спасский собор обители появился раньше аналогичного всем известного московского храма, был построен в честь 25 годовщины победы над Наполеоном.
91-метровая каменная колокольня стала самой высокой на территории Подмосковья и вошла в пятерку самых высоких монастырских звонниц России. Ее купол увенчан 622-килограммовым медным крестом. У обители есть своя аллея Романовской славы с памятными бюстами российским императорам.
События XIX столетия
При настоятеле Николае II жизнь в монастыре становится чрезвычайно строгой. Время XIX века именуется «золотым» для истории Николо-Берлюковского церковного комплекса. С этого периода на территории пустыни начинается этап копания пещер. Основателем пещерокопания (истинного подражания христианского аскетизма) стал иеромонах Максим, родившийся в Твери.
- В конце весны 1829 г. Берлюковская пустынь обрела священную и прославленную реликвию, которая называется «Лобзание Спасителя Иудою». Первое чудо, произведенное иконой, исцелило слепую женщину. Летом этого же года святое изображение торжественно перенесли в Троицкий собор.
Подземные пещеры служили жилищем для монахов-отшельников в Николо-Берлюковском монастыре
- В 1829 г. настоятелем церковного комплекса назначили решительного и целеустремленного иеромонаха Филарета. Под его внимательным руководством пустынь деятельно развивалась и благоустраивалась. В 1830 г. здесь начали строить каменный корпус для братии. Через пять лет воздвигли собор в честь чудотворной иконы Христа.
- Вскоре на территории появились поварни, пекарни и кельи. В 1844 г. с благословения патриарха в монастыре воздвигли церковь во имя Всех Святых. В 1851 построили большую колокольню, а через год полностью переделали собор Николая Чудотворца.
- В 1865 г. в обители назначен чрезвычайно строгий настоятель Иона. Его труды по благоустройству церковного комплекса были отмечены Высочайшим кабинетом. Через год полностью завершились отделочные работы в церкви Спасителя. В 1869 г. через Ворю соорудили мост для удобного подъезда к Берлюковской обители.
- В 1884 г. при настоятеле Адриане, бывшим ранее послушником самой пустыни, окончательно обустроили Троицкий собор, в котором находились подвалы и духовная печь. В его интерьере располагалось три престола и великолепно расписанный иконостас, святые образы облачались в серебряные ризы. Вскоре Адриан распорядился воздвигнуть на территории монастыря высочайшую (91 метр) колокольню, на создание которой ушло четыре года. Освящение грандиозного, удивлявшего современников сооружения произошло в 1900 г.
Главный храм Христа Спасителя построили в 1847 г. на основе камня. Он имел пять глав, аккуратную внутреннюю отделку, пол был выстлан тонкой плиткой, а ступени — белым камнем. Снаружи церковь покрыли железом и покрасили медянкой. Алтарь, купола и своды мастерски расписывали библейскими сюжетами, иконостасы покрывали позолотой и вырезали на них изображения Распятия.
Внутренне убранство
В пещерном скитском храме во второй половине XIX века был установлен чугунный 3-тонный иконостас каслинского литья с позолоченными покрытием. Он закрывал алтарную часть, расположенную в пещерной келье иеромонаха схимника Макария. Иконы, размещенные в перегородке, выполнены на медных листах.
Стены и пол подземных помещений монахи облицевали кирпичами, верх храма остался нетронутым из карстового известняка. Своды помещений очень низкие, во многих переходах невозможно выпрямиться в полный рост.
Верхний храм Спасского собора имеет светлый и просторный интерьер, в подклети своды гораздо ниже. Полы выложены узорными плитками, ступени облицованы белым камнем. Стены со сводами помещения были украшены росписями на библейские сюжеты и Арабесками до самого карниза, резной 2-ярусный иконостас, выполнен в стиле рококо с позолотой, отделял алтарную часть помещения.
Интерьер теплого Троицкого собора был полностью расписан фресками. Роскошный 3-ярусный позолоченный иконостас декорирован ценными породами розового дерева и резными колоннами из ореха.
История до наших дней
В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.
Иконостас нижнего храма собора Христа Спасителя в Николо-Берлюковской пустыни
- Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
- В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
- В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.
Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.
Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.
Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.
Это интересно: Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки — объясняем вопрос
Архитектура, внешний вид
Главной изюминкой монастыря является его уникальный пещерный комплекс скита, который появился на основе естественных нерукотворных карстовых впадин в известняке, на месте древних языческих капищ. Затем подземная территория была расширена монахами, особенно активно этот процесс велся в XIX столетии.
Здесь появились новые помещения, кельи, переходы и пещерный храм, освященный во имя Предтечи во второй половине XIX столетия. Главный вход храма обращен к реке Варя, алтарную часть полностью расположили под землей.
Внутренние подземные переходы соединяли помещения с Казанской церковью и жилыми пещерами скитской братии. Главный просторный летний храм обители освящен митрополитом Филаретом во имя Спасителя в середине XIX века, сохранился до настоящего времени.
Он был выстроен полностью на народные пожертвования, в число наиболее известных дарителей вошли такие имена:
- купцы Щекины;
- княгиня Варвара Нарышкина;
- графиня Анна Шереметьева;
- княгиня Ольга Мосальская;
- графиня Каверина и многие другие.
Храм представляет собой 5-главое белокаменное здание в позднем классическом стиле, 36-метровой высоты, возведенное московским зодчим Федором Шестаковым на высокой подклете. Кубическое строение не имеет апсид, сориентировано одинаково на все стороны света, имеет примыкающие плоские притворы, оформленные пилястрами.
Фронтон здания украшен живописным изображением. Позднее стены оштукатурили и выкрасили светло-голубым цветом. Окна нижнего яруса строго декорированы килевидными тягами и полукруглыми завершениями, верхние проемы имеют круглую форму. Центральный световой барабан увенчан главкой с крестом, другие главы с 2-ярусным основанием восьмириков.
Уникальный крестообразный подвал сооружен по проекту архитектора Н. Козловского. Надвратная одноглавая каменная церковь освящена в честь Василия Великого в 1840 году. Входное крыльцо с портиком, чугунными ступенями и литой площадкой строго оформлено белыми каменными колоннами.
Здание имеет много больших окон, расположенных ярусом. Все оформление отличается строгостью классического стиля. Кроме того, в настоятельском корпусе есть церковь Всех Святых, заложенная на месте обретения чудотворной иконы в западной части обители.
Здание в виде бесстолпного четверика завершается полукруглыми закомарами, 4-скатная крыша увенчана луковкой на многогранном световом барабане, украшенном кокошниками.
Фасад здания расчерчен рустовыми лопатками и строгими окнами с классическими наличниками и фигурными сандриками. Примыкающие с 2-х сторон каменные постройки были отведены для покоев настоятеля, братских келий, аптеку и монастырскую больницу.
Колокольню в стиле эклектики начали строить в конце того же века по проекту Александра Каминского, который не успел закончить строительство. Это дело пришлось продолжить и закончить его ученику, молодому архитектору Василию Борину. Деньги на возведение самой высокой звонницы в округе были выделены по завещанию купца Федора Самойлова.
Строение состоит из 4 ярусов:
- Внизу размещены входные главные ворота.
- Следующий ярус был отведен Большому праздничному 16-тонному колоколу.
- На третьем этаже поместился весь набор из 15 колоколов.
- Верхний ярус состоял из часового звона 6 предметов.
Также на территории обители имеется каменный 3-престольный теплый храм Троицы Живоначальной, построенный на месте старого обветшавшего в 1878 году архитектором Никитиным.
Здесь также освящены приделы:
- в честь Святого Николая Чудотворца;
- во имя Великомученика Мины.
Это одноглавое здание с трапезной выстроено в стиле эклектики, с чертами поздневизантийского и древнерусского влияния в оформлении фасадов. Барабан увенчан высоким крупным куполом, установлен на приземистом четверике. Кровля сооружения декорирована кокошниками.
Николо-Берлюковский монастырь открыт для посещения каждый день недели с 5-30 до 20 ч.
Также из украшения можно выделить стрельчатые арки, порталы, фигурные колонны, аркатурные пояса. Комплекс монастыря окружен игуменским садом, где высажены новые плодовые и фруктовые деревья и ягодные кустарники, разбиты красивые клумбы с цветами.
Режим работы и расписание богослужений
Для православных паломников и гостей обители проводятся интересные экскурсии, рассказывающие об истории монастыря. Длительность программы составляет около 1 ч. Ориентировочная стоимость для группы до 10 человек равняется 1 тыс. руб. Кроме того, в храмах обители проходят ежедневные богослужения по следующему расписанию:
В будние дни | Полунощница и утреня | с 6 ч. |
Часы. Литургия | 8 ч. | |
Вечернее богослужение | с 17-30 ч. | |
По субботам | Всенощное бдение | 16 ч. |
В праздничные и воскресные дни | Божественная литургия | с 8-40 ч. |
Также каждый четверг служится молебны с чтением Акафиста Святому угоднику Божию Николаю. По пятницам проходят общие моления перед Богородичным образом «Неупиваемая чаша». Каждую субботу можно соборно помолиться перед чудотворной иконой «Лобзания Христа предателем Иудой».
В воскресные дни после Литургии братия молится об усопших, а 1 раз в начале месяца служится молебен в Михаилоархангельском нижнем храме перед образом Богородицы «Всецарица».